Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы анализа христианско-
педагогической антропологии В.В. Зеньковского 13
1.1.Истоки и основные исторические вехи отечественной педагогической
антропологии 13
1.2.Современный контекст существования педагогической антрополо
гии 30
Общий анализ мировоззренческих установок, научных интересов и творческого наследия В.В. Зеньковского 44
Русская философия как источник христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского .' 53
Систематизация идей христианско-православной антропологии В.В.Зеньковского 66
Выводы по главе 77
Глава 2. Психолого-педагогические идеи В.В. Зеньковского как опыт педагоги
ческой антропологии 80
Социальное воспитание в понимании В.В. Зеньковского 80
Психологические взгляды В.В. Зеньковского 88
Проблемы воспитания с позиций православной антропологии 97
2.4."Вера в детскую душу как "оправдание" всего воспитания" 106
2.5. Метафизика сердца как антропологическая я педагогическая пробле
ма 111
Выводы по главе 120
Заключение 123
Список использованной литературы 126
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. Воспитание личности свободного человека, живущего в демократическом обществе, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих жизненных ценностей, с учетом традиций своего народа, его национальной культуры, обычаев, менталитета, зависит от того, каким будет образование, на какие фило-софско-мировоззренческие основания оно будет опираться и насколько образовательный процесс будет иметь личностный смысл.
На исходе 20-го века напряженное внимание к феномену человека поставило задачу обновления многих наук, занимающихся проблемами человека, в том числе и педагогики. Отечественная теория и практика воспитания длительное время существовали в условиях дефицита подлинной духовной культуры, а именно, вне отечественной нравственной философии, обращение к которой было практически невозможно.
Сегодня наследие русских мыслителей возвращено из исторического небытия. Задача принципиально нового осмысления проблем воспитания и его радикального обновления не будет рещена в полной мере, если в многообразии педагогических мировоззренческих представлений мы не станем опираться на духовно-нравственный потенциал отечественной философской мысли.
Чтобы преодолеть взгляд на человека как на объект разнообразных манипуляций, придать процессу воспитания личностный смысл, вернуться к отечественной традиции педагогико-антропологического основания теории и практики воспитания, необходим глубокий и системный анализ учений о природе и сущности человека.
Современные науки накопили об этом множество разноречивых сведений, которые требуют анализа, педагогической рефлексии. Все чаще за ответом на вопросы о человеке как особом роде сущего, о его природе и бытии, о модусах человеческого существования педагогика обращается к философской антропологии, и что особенно важно, не только к зарубежной, но и отечествен-
ной. В этом отношении особый интерес представляет наследие В.В. Зеньков-ского, религиозного философа, культуролога, педагога. Изучение творчества мыслителя обогащает современную педагогическую культуру, побуждает к пересмотру педагогических стереотипов, способствует появлению новых подходов к теоретическим и практическим проблемам воспитания и образования.
В.В. Зеньковский продолжил традиции, которые привнесены в педагогику
Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским, П.Д. Юркевичем, М.И. Демковым, С.А. Ра-чинским. Вслед за ними он применил антропологический принцип в построении педагогической концепции.
В начале 20-го века педагогическая антропология как альтернатива официальной педагогике получила интенсивное развитие, но дальнейшие события в истории нашей страны не позволили развиваться педагогике, в центре которой стоял человек и его личность,
В советский период социологизаторские принципы воспитания, постулат о детерминации человеческой личности факторами наследственности и среды, взгляд на человека как на продукт общественных отношений, сузили антропологическую базу теории и практики воспитания. Сегодня предпринимаются усилия по возрождению антропологической традиции в педагогике, сущность и направленность которой раскрываются в трудах Б.Г. Ананьева, Н.К. Гончарова, Б.М. Бим-Бада, В.М. Богуславского, Э.Д. Днепрова, Р.Л. Доватор, С.Ф. Егорова, Ф.Ф. Королева, В.Б. Куликова, М.В. Михайловой, Е.Н. Осовского, Ф.Г. Па-начина, В,Г. Пряниковой, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, Б.К. Тебиева, Ф.А. Фрадкина и др.
Человек, его природа и сущность не исчерпывается только факторами наследственности и среды. Такой подход становится несостоятельным при решении экзистенциальных проблем, проблем человеческой субъективности, человеческой духовности.
Не постигнув сущности человека, нельзя определить феномен воспитания, поэтому воспитанию необходимы разнообразные знания в области человековедения, а внутренним стержнем, скрепляющим начала педагогического мышления, фундаментом всего знания о воспитании должна стать педагогически интерпретированная, прошедшая через педагогическую рефлексию, антропология. Таким образом одной из задач современной педагогической науки является расширение ее антропологической базы.
Исследование христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньков-ского, его видения проблем воспитания, безусловно, способствует углублению и развитию содержания и структуры человековедческого фундамента педагогики.
Жизнь, творчество, деятельность В.В. Зеньковского - это оригинальная, интересная и очень важная страница в истории русской педагогики.
По количеству обращений В.В. Зеньковский - один из самых читаемых сегодня авторов среди философской и педагогической аудитории. Однако его педагогические, педагогико-антропологические, историко-педагогические, психолого-педагогические воззрения в целом мало изучены.
В философских кругах имя В.В. Зеньковского зазвучало в начале 20-го века, в связи с его диссертацией - "Проблема психической причинности". По поводу этой диссертации Г.Г. Шлет написал критические заметки, в которых работа оценивалась ". . . не как проблемы психической причинности, а только как собрание материалов по этому поводу" ( 223, 284). Э. Радлов в "Очерке истории русской философии" более положительно оценивает работу BJB. Зеньковского, подчеркивая, что широкая философская постановка проблем психологии в "Проблеме..." представала как "... единственная возможность спасти ее (психологию - Т.Л.) от механистического и атомистического воззрения, к которому неминуемо приводит одностороннее рассмотрение содержания душевной жизни, в ущерб активной ее стороны" ( 168, 68 ).
Краткие сведения о жизни и философских взглядах В.В, Зеньковского можно почерпнуть из статей А. Полякова в Советской философской энциклопедии (М., 1962, т,2, с. 174) и Большой Советской энциклопедии (М., 1972, т.9, с.68) Здесь указывается, что "основу взглядов Зеньковского составляет мистицизм, близкий по своей философской окраске к персонализму. В гносеологии Зеньковский - эмпирический интуитивист: признание идеирующей абстракции сближает его с Гуссерлем".
В советский период отдельные черты историко-философской концепции
В.В. Зеньковского разбирались в очерках Н.Г. Тараканова, И.Л. Щипанова,
В.А. Малинина. Серьезнейшая работа В.В. Зеньковского "История русской фи-
і лософии" рассматривалась с позиций марксистско-ленинской философии и
оценивалась, естественно, только как "фальсификация" (200).
В настоящее время, в связи с выходом в свет на Родине книг В.В. Зень
ковского, многие философы работают над предисловиями, послесловиями и
приложениями к ним. Так можно указать на послесловие А.В. Полякова к
"Истории русской философии" (Ленинград. 1992, т.2, ч.2, с.236-242), предисло-
**" виє М.А. Маслина к отрывкам из книги "Русские мыслители и Европа" (Сб.
"Русская идея". М., 1992, с.341-342), на вступительную статью В.Н. Жукова и М.А. Маслина к полному изданию выше названной книги(М., 1997, с.3-8), на приложение к работе "Основы христианской философии" В.В. Сапова (М., 1996, с.550-557). Безусловно, из в этих статей можно получить некоторую информацию о творчестве и научных интересах В.В. Зеньковского, но в них нет какого-либо развернутого исследования, так как они выполняют свои задачи, продиктованные их жанром.
В вышедшем в свет в 1995году словаре "Русская философия" ( 174, 203-
205) В.В. Зеньковскому посвящена объемная статья, где подчеркивается мно-
^ гообразие научных интересов мыслителя, а его мировоззрение определяется
« как "православный универсализм". Здесь также указывается, что интерес к пе-
дагогике у В.В. Зеньковского связан с размышлением над проблемой человече-
ской личности. "С проблемой личности (ключ к которой дает то или иное решение психофизической проблемы) тесно связана проблема воспитания личности. Без преувеличения можно сказать, что Зеньковский - один из немногих русских мыслителей, которые в XX в. разработали целостную философско-педагогическую систему. В этом отношении рядом с Зеньковским можно поставить только СИ. Гессена, который построил свою педагогическую систему на других философских основаниях." (174,204).
В 1997 году была защищена диссертация Е.Н. Горбач на тему "Историко-философские исследования В.В. Зеньковского" (56), в которой предпринята попытка дать цельное представление о философской системе последнего, основываясь прежде всего на текстах его работ, которые, по крайней мере до последнего времени, не анализировались вообще.
В эмигрантской литературе философско-богословское творчество, а также общественная и пастырская деятельность В.В. Зеньковского исследовалось такими авторами как КО. Лосский (116), К.А. Ельчанинов, К.Я. Андроников, Л.А. Зандер, С. Верховский ( 148) У Н.О. Лосского философская концепция В.В. Зеньковского представлена скорей описательно, чем аналитически, а у других выделяется только одна особенность - религиозность философствования В.В. Зеньковского, обусловленная его вероисповеданием.
Несколько иная картина складывается в отношении педагогического наследия В.В. Зеньковского, которое только становится предметом научного исследования педагогов и психологов и вводится в научный оборот. Анализ немногочисленной научно-педагогической литературы показывает, что современных исследователей интересуют различные аспекты творчества В.В. Зеньковского: проблема духовно-нравственного развития личности и оценка Зеньковским учения о человеке в вальдорфской педагогике ( В.М. Мальцева, Р.М. Капралова, А.А. Корольков, Е. Шестун); проблема цели воспитания ( Ю.С. Пе-репелова); система, задачи и традиции православного воспитания (А.Е. Лихачев, О.В. Савина, О.Е. Кошелева). К творчеству В.В. Зеньковского обращаются
в контексте вопросов истории педагогики конца 19-го начала 20-го века ( Б.М. Бим-Бад, Г.Б. Корнетов); педагогического наследия русского Зарубежья и истории русской школы в условиях эмиграции (Е.Г. ОсовскиЙ, В.А. Владыкина, В.А. Сухачева, М.В. Богуславский), педагогической аксиологии (В.И. Додонов), педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, А.Е. Лихачев), христианской психологии (Б.С. Братусь).
Теме нашего исследования близки исторические психолого-педагогические очерки "Православная педагогика" священника Е. Шестуна (177), в которых автор стремится показать, что обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования наиболее перспективно
t для восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. В
работе Е. Шестуна определяется предмет православной педагогики, даются основные понятия, рассматривается ветхозаветное учение о воспитании, педагогические идей отцов Церкви и русских святых, историко-педагогические и ис-торико-церковные основы православной педагогики, освещаются общие и теоретические ее проблемы, выявляется соотношение светского и православного в
^' образовании, определяются современные проблемы православного образова-
ния и православное отношение к светскому образованию. В частности, в историческом обзоре основных педагогических течений приводится их анализ В.В. Зеньковским (177, 352-376), разделяется точка зрения В.В.Зеньковского на антропософское учение о человеке и антихристианскую сущность Вальдорфской педагогики ( там же, 376-385). Однако работа Е.Шестуна преследует иные цели и решает другие задачи, нежели данное исследование, в ней не дается всесторонний анализ наследия В.В. Зеньковского.
Таким образом, на сегодняшний день отсутствует полное и развернутое исследование педагогической системы В.В. Зеньковского, а рассмотрение ее в
Ф контексте современной педагогической антропологии, вообще, остается за
і пределами исследовательского интереса ученых. Данные обстоятельства и обу-
* словили выбор темы нашего исследования.
Объект исследования - философско-педагогическое творчество В.В. Зеньковского.
Предмет исследования - христианско-педагогическая антропология В.В, Зеньковского.
Цель исследования - на основании анализа философско-педагогических идей В.В. Зеньковского выявить сущность христианско-педагогической антропологии и показать ее современное значение.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ источников по истории становления и развития педагогической антропологии.
Проанализировать творческое наследие В.В. Зеньковского и выделить его основные аспекты.
Систематизировать основные положения православной антропологии В,В. Зеньковского.
4. Раскрыть содержание основных идей христианско-
педагогической антропологии В.В. Зеньковского.
5. Показать решение современных проблем воспитания в контексте
православной антропологии.
Источники исследования: философское и педагогическое наследие В.В. Зеньковского, философская, историческая, историко-педагогическая, педагогическая и мемуарная литература по проблеме исследования.
Методы исследования: контент-анализ основных источников, педагоги-ко-антропологический анализ, метод интерпретации, структурный и системный анализ, метод систематизации.
Методологической базой исследования являются философско-педагогические идеи
о целостности и неделимости личности, единстве общего, особенного
и отдельного в каждой личности;
о целостном и универсальном познании человека;
о зависимости понимания природы и сущности воспитания от понимания природы и сущности человека.
о построении педагогических учений, закономерностей, прогнозов и рекомендаций только на основе целостного и системного знания о развивающемся и растущем человеке.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
психолого-педагогическое наследие В.В. Зеньковского рассмотрено с позиций антропологического подхода;
систематизированы основные положения православной антропологии В.В. Зеньковского;
охарактеризованы основные методологические идеи православной педагогики В.В. Зеньковского;
раскрыта сущность христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского, показана ее связь с современными задачами воспитания.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в процессе обновления содержания историко-педагогического образования в педагогических учебных заведениях при разработке курсов "Философия и история образования", "Педагогические теории и системы", спецкурсов и спецсеминаров по педагогике и психологии, в системе повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин, а также в педагогических классах общеобразовательных школ и школ инновационного типа, в преподавании школьного курса "Человековедение".
Основные положения выносимые на защиту:
І.Христианско-педагогическая концепция В.В. Зеньковского, антропологический принцип положенный им в основу решения проблем воспитания, отвечают современным духовным потребностям общества, задачам современной педагогической теории и практики и вписывают-
и ся в контекст существования современной педагогической антропологии.
Христианско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского - это целостный взгляд на человека, одновременное видение его в происхождении, сущности, бытии и назначении, познание человека в социальном, психологическом, духовном, иррациональном, метафизическом отношении и открывающихся из этого возможностях воспитания.
Педагогическая антропология В.В. Зеньковского построена на следующих идеях: идее не выводимости духовного начала в человеке из природной эволюции, понимания надиндивидуальной, супернатуральной его причины; идее образа Божия в человеке как центра человеческой природы; идее соотнесенности всей жизни человека к его духовному началу, которое имеет светлую и темную стороны; идее антино-мичности человеческой природы и личности; созидательной и разрушительной силы человеческой свободы; идее соотношения духовного и эмпирического состава человека; идее внутренней иерархичности человека.
Гуманистическая сущность воспитания состоит в подготовке не только к земной, но и вечной жизни и представляется в трех взаимосвязанных аспектах: исцелении духовного начала; достижении светлодуховного равновесия; решении проблемы смысла жизни.
Идеи В.В. Зеньковского имеют не только историко-педагогическое, но и методологическое значение для современной науки воспитания.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 1994-годов.
На подготовительном этапе ( 1994-1996 г.г.) изучалась источниковедче-база исследования, проводился теоретический анализ философской, педа-
гогической и историко-педагогической литературы, определялась библиографическая база исследования.
На втором этапе ( 1996-1997 г.г.) на основе первоисточников сделан анализ творческого наследия В.В. Зеньковского, определены философско-мировоззренческие основания и проведена систематизация его педагогических идей, реконструирована христианско-педагогическая антропология.
На заключительном этапе (1998-1999 г.г.) подготовлен текст диссертации, сформулированы выводы и заключение, проведена апробация результатов исследования через спецкурсы и спецсеминары.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования докладывались на научно-практических конференциях "Развитие педагогических систем в регионе: личностно-ориентированное образование'* (г.Волгоград,1994 непрофессиональное творчество педагога" (г. Москва, 1994 г.), на ежегодных Ломоносовских чтениях Поморского государственного университета ( 1994, 1996, 1998 г.г.), на межвузовской научной конференции, посвященной 285-летию со дня рождения М.В. Ломоносова ( г. Северодвинск 1996 г.), на Всероссийской научной конференции "Россия: истоки и пути духовного обновления" ( г. Архангельск, 1996 г.).