Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности Фокина Елена Николаевна

Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности
<
Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фокина Елена Николаевна. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Тюмень, 2002 195 c. РГБ ОД, 61:03-13/1260-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические и теоретические предпосылки возникновения педагогики хореографии .

1.1. Танец как особая форма познания мира 24

1.2. Возникновение и развитие педагогики хореографии 27

1.3. Традиции русской танцевальной культуры и их роль в воспитании подрастающего поколения 35

1.4. Развитие педагогики хореографии и её влияние на традиции воспитания русского аристократа 43

1.5. Расширение возможностей хореографического искусства 49

1.6. Роль хореографического искусства в эстетическом воспитании детей в России в XX веке 53

Выводы по первой главе 65

Глава 2. Роль хореографического искусства в развитии учащихся в современных условиях

2.1. Познавательные и развивающие возможности хореографического искусства 67

2.2. Музыкально-ритмическое развитие детей средствами хореографии 72

2.3. Физическое развитие школьников средствами хореографии 77

2.4. Психолого-педагогический аспект методики преподавания хореографии в школе 87

2.5. Воспитательная роль уроков хореографии 97

Выводы по второй главе 101

Глава 3. Реализация концепции хореографического образования в условиях общеобразовательной школы

3.1. Общая характеристика особенностей обучения хореографии в общеобразовательной школе. Историко-бытовой танец - основа интеграции хореографии с общеобразовательными предметами 103

3.2. Содержание программы «Ритмика и танец» 114

3.3. Критерии эффективности воспитательного воздействия уроков хореографии 133

3.4. Влияние занятий хореографией на развитие различных личностных качеств учащихся. Эффективность реализации программы «Ритмика и танец» 147

Выводы по третьей главе 161

Заключение 163

Список литературы 165

Приложения 174

Введение к работе

В новых социально-экономических условиях российское образование, несмотря на действие многих негативных факторов, имеет широкие перспективы развития.

Закон РФ «Об образовании», «Федеральная программа развития образования на 1999-2005 гг.», «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.», «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» намечают направления, в рамках которых развивается образование. Среди этих направлений - задачи разностороннего и своевременного развития детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности. Важная роль отводится многообразию типов и видов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, социально-личностную ориентацию обучения и воспитания, развитию гуманитарной, экологической, эстетической направленности в общем образовании, его практической значимости. Всё это нашло отражение в целевой программе развития образования города Тюмени на 2001-2005 гг. «Наши дети -наше будущее».

Происходит обновление целей образования. Приоритетным становится не объём усвоенных знаний и умений, а разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека. Ведущей целью образования становится подготовка к сложностям жизни, психологическая и социологическая адаптация.

Кроме развития интеллекта, современные цели обучения охватывают развитие эмоций, воли, формирование потребностей, интересов, становление идеалов, черт характера. Всё обучение должно быть ориентировано на гармоничное развитие личности и индивидуальности растущего человека, на реализацию заложенных в нём возможностей.

В нормативных документах изменяется подход к отбору и оценке содержания с точки зрения его образовательного и развивающего потенциала. Основной акцент делается на формирование у обучающихся целостной научной картины мира, интеграцию личности в систему мировой и национальной культур, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Ставится задача создать условия для развития творческих способностей ученика. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.

Характерной особенностью научного познания является то, что математические, естественные, технические социальные науки, познавая мир, его расчленяют. Синтез знания в каждой из конкретных наук ограничивается её объектом, и поэтому целостной картины мира не возникает. 1 акую единую картину создают философские науки. Но овладение философией по-настоящему доступно людям, глубоко изучающим конкретные науки и обладающим развитым абстрактным мышлением. В детском, подростковом, раннем юношеском возрасте это недостижимо.

Однако есть вид человеческой деятельности, создающий целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не логических законов - это искусство. И такой путь целостного осознания жизни доступен даже ребёнку. Искусство - средство сохранения и передачи опыта человечества, рационального и эмоционального.

Наука и искусство — два средства, в равной степени способствующие познанию, преобразованию мира и формированию личности. Вторая реальность, создаваемая искусством, - это преобразованный, осознанный и эстетически оцененный мир, но в то же время призыв к его реальному преобразованию. Кроме того, в процессе исторического опыта искусство выступает как хранитель нравственного опыта человечества.

Логическую (точные науки) и эмоциональную (искусства) сферы познания, мышления и творчества необходимо осознать как две равноправные стороны развития человеческой личности и не превращать одну форму сознания в оценочный критерий другой. Их нельзя рассматривать как высшую и низшую по рангу ступени феноменологии духа. Это две самостоятельные, равноправные по отношению друг к другу и взаимосвязанные формы сознания и деятельности.

Примечательно, что средства искусства использовались для разностороннего развития личности в разные эпохи и в разных странах. Однако само понятие гармонически развитой личности в различных философских учениях трактовалось в зависимости от господствующих взглядов на личность, идеологических установок конкретного общества. Идея воспитания гармоничного человека восходит к античности, которая, по словам Гегеля, была эпохой «царства прекрасной индивидуальности».

Платон считал показателем полноценности развития личности гармонию интересов государства и гражданина, красоты духовной и физической. Аристотель предлагал развивать три стороны воспитания — физическую, нравственную и умственную. Пифагорейцы главной считали гармонию личности с окружающим миром, а музыку - средством достижения этой гармонии.

Представители конфуцианства называли важнейшим принципом гармонического развития общества строгую подчиняемость низших слоев высшим, а искусство - одним из лучших средств перевоспитания людей и изменения обычаев.

Мудрецы средневекового Ближнего Востока полагали, что искусства, в частности музыка, должны умиротворять людей, делать гармоничными их отношения. Средневековая эстетика признавала способность музыки воспитывать нравы, смягчать характер, отвращать от дурных страстей. Но

музыка была направлена, в первую очередь, на укрепление веры и музыкально-эстетическое воспитание давалось в основном в монастырях.

Искусство в жизни человека занимало существенное место в эпоху Ренессанса. Музыке отводилась роль нравственного воспитателя человека. Одним из самых могущественных средств воспитания гармоничного сочетания истины, добра и красоты считал музыку и Дидро. Музыку, среди других искусств, выделяли для выполнения воспитательной и даже политической миссии русские мыслители XVIII века (А. Радищев, Н. Карамзин, Г. Державин и др.), считая главной проблемой гармонического воспитания вопрос о нравственных качествах человека.

По мнению И. Канта, эстетическое начало выступает в качестве средства, соединяющего чувственную и умозрительную стороны личности, а музыка воздействует скорее на физическую, чем на духовную сторону человека. В немецкой предмарксистской эстетике (Гёте, Шиллер и др.) утверждалась мысль о том, что формирование целостной, гармоничной личности возможно лишь посредством эстетического воспитания.

К. Маркс в своих работах приходит к выводу, что многостороннее развитие человека является условием и объективным требованием технического прогресса.

Огромный вклад в разработку теории гармонического воспитания личности и воплощение этой теории в жизнь внесли А.В. Луначарский, С.Т Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская. Одной из важнейших задач они считали приобщение человека к прекрасному в жизни и в искусстве. Дальнейшее развитие идеи гармонически развитой личности получили в трудах и практической деятельности В.А. Сухомлинского, П.Р. Атутова, С.С. Рубинштейна, М.Н. Скаткина и др. Всесторонне развитие личности школьника, как отмечает П.Р.Атутов, предусматривает расцвет всех духовных сил и способностей человека (интеллектуальных, волевых, творческих, этических), его гармоническое физическое развитие, формирование нравственности, творческого отношения к любому делу, развитие эстетических понятий.

Всё вышесказанное заставляет задуматься о значимости роли искусства в реализации цели гармонического развития личности как конечной цели всех педагогических усилий.

В энциклопедическом словаре дано определение гармонии как соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органичное целое. Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого. Следовательно, школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, внутри которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально — теоретическим, художественно - эстетическим и физическим развитием личности.

Однако в настоящее время на образовательные области «Искусство» и «Физическая культура» в учебном плане в начальной школе отводится в среднем 16,5% учебного времени, с 5-го по 9-й классы - 13,1%, в старших классах искусство вообще исключено из плана, а на физическое развитие отведено всего 5,5% учебного времени. И это притом, что именно эти предметы непосредственно направлены на физическое, эмоционально-нравственное, художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Неправильность такого положения дел понимается не только педагогами-практиками и родителями, обеспокоенными односторонностью развития детей в современной школе, но и правительством. В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе», утверждённой Министерством Образования РФ в 2000 году, говорится об уникальности и значимости предметов, входящих в образовательную область «Искусство», об их влиянии на развитие эмоционально-нравственной и сенсорной культуры личности, о том, что именно эти предметы непосредственно развивают воображение и творческие способности учащихся в «односторонне интеллектуализированной и вербализованной современной школе».

В сложных экономических условиях сегодняшнего дня резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев - учреждений, способствующих эстетическому развитию детей и обеспечивающих их досуг. Детский досуг поставлен на коммерческую основу и часто ориентирован на обслуживание интересов высокооплачиваемой части населения. Большинство родителей не в состоянии квалифицированно формировать эстетические способности детей, т.к. сами в свое время не были включены в эстетический всеобуч. Поэтому школа по-прежнему остается центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры школьников, подростков. Школа, практически, взяла на себя функции культурного центра микрорайона. Кроме традиционных музыкальных, хореографических, хоровых, театральных кружков и студий при школах стали открываться эстетические отделения, дающие возможность получения дополнительного образования (школа №6, гимназия №83, школа «Лира» г. Тюмени, школа №31 г. Нижневартовска, гимназия № 10 г. Тобольска и др).

В базисных учебных планах на образовательную область «Искусство» никогда не отводилось более двух часов в неделю: час на музыку и час на изобразительное искусство. Именно об этом говорится в «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе»: «Эффективному развитию системы художественного образования и эстетического воспитания детей мешает недостаточное количество учебных часов на изучение предметов художественно-эстетического цикла в школе (в большинстве стран мира на эти предметы отводится в несколько раз больше времени.) Необходимо значительное (минимум вдвое) увеличение количества часов на занятия искусством, в первую очередь в младшем школьном возрасте, который является особо сенситивным для художественного развития» (84).

Кроме того, Концепция предполагает, что «по мере изменения места искусства в общественном сознании и совершенствовании системы подготовки преподавателей» в образовательную область «Искусство» будут включаться такие предметы, как танец (ритмика, музыкальное движение), театр, художественная фотография, экранные искусства. Эта тема продолжена в пояснении к экспериментальному базисному учебному плану, утверждённому 06.03.2001 года, где говорится, что образовательная область «Искусство» может быть представлена, кроме изобразительного искусства и музыки, такими предметами, как мировая художественная культура и танец (вариант 1).

Музыка и изобразительное искусство - традиционные предметы, представляющие образовательную область «Искусство». В Концепции к обязательному изучению предлагается ещё и МХК. По этим предметам разработан ряд программ, получивших гриф Министерства образования. Д.Б. Кабалевский, создавая свою программу по музыке, определил для себя цель: каждый класс - хор. Программа Д.Б. Кабалевского предполагает серьёзное знакомство с историей и теорией музыки, активное музицирование. По этой программе может заниматься любой ребёнок, а не только обладающий природными способностями к музыке.

На основе программы Д.Б. Кабалевского, разработан ряд программ, так же получивших рекомендации Министерства образования РФ: «Музыка» для 1-го класса, авторы: И.В. Кадобнова, В.О. Усачёва, Л.В. Школяр; «Музыка» для 1-3 классов и «Музыка» для 5-8 классов, разработаны авторским коллективом под руководством Б.Б. Кабалевского; «Музыка» для 1-8 классов, авторы: Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Е.В. Николаева, Б.С. Рачина, С.Л. Старобинский; «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание» для 1-4 классов, авторы: Н.А. Терентьева, Р.Г. Шитикова; «Духовная музыка: Россия и Запад» для 1-4 классов, авторы: И.В. Кошмина, В.В. Алеев; «Музыка» для 1-4 классов, авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; «Музыкальное искусство» для 1-4 классов, авторы: В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; «Русский фольклор», факультативный курс для начальной школы, автор Л.Л. Куприянова.

Не менее разработано и программно-методическое обеспечение предмета «Изобразительное искусство». Популярна в наших школах программа по изобразительному искусству академика РАО Б.М. Неменского. Задача этой

программы - творческое развитие ребёнка, а не обучение и воспитание профессионального художника. Широко известен сборник программ по изобразительному искусству для 1-11 классов под редакцией д-ра педагогических наук, член-корреспондента РАО B.C. Кузина: «Рисунок» (для 1-11 классов); «Живопись» (для 1-11 классов); «Основы живописи» (для 5-9 классов); «Основы дизайна» (для 5-9 классов).

Во многих школах используется программа для 1-8 классов «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой, Н.Н. Светловой, Л.В. Ершовой, Г.А. Величкиной.

Неплохо разработано программно-методическое обеспечение предмета «Мировая художественная культура». В последнее время появилась целая серия программ, учебников разных авторов, фоно- и видео-хрестоматий по этому предмету.

Однако должного внимания формированию танцевальной культуры подрастающего поколения в наших школах до сих пор не уделялось. Танец преподаётся в школах крайне редко, в основном ограниченный ритмикой в начальном звене, а с 5 по 8 класс, в лучшем случае, факультативно. К сожалению, и в Концепции преподавание хореографии в школе видится только в неопределённом будущем, а в качестве обязательного предмета предлагается ввести занятия танцем (ритмикой, музыкальным движением) с терапевтической целью только в коррекционных классах. Также ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета.

Программа курса «Ритмика и бальные танцы» Е.Н. Мошковой (1997 г.) рассчитана на 3-5 лет и может преподаваться с 0, 1,2,3 классов (в 3 классе как первом годе обучения) . Программа разбита на подготовительный и основной курсы при занятиях не менее двух часов в неделю. Основной акцент в этой программе делается на изучение бальных танцев. Достоинство этой программы в том, что по ней можно начать работать практически с любого класса с

Авторская нумерация классов детьми, не имеющими никакой хореографической подготовки. Танцы, предлагаемые к изучению, хорошо известны и описаны в методической литературе. Недостаток же в том, что программа не предусматривает системы обучения с 1-го по 8-й классы и построена, практически, только на бальной хореографии, не использованы возможности народного и классического танцев.

Учебное пособие с программой, примерами упражнений и планированием «Ритмика. Музыкальное движение» Рудневой С.Д., Фиш Э.М. (1972 год) рассчитана на дошкольников и младших школьников. В основе предлагаемой методики лежат идеи Э. Жака-Далькроза, создателя системы музыкально-ритмического воспитания, и теория А. Дункан - знаменитой американской танцовщицы, основательницы танца «модерн». Все упражнения направлены на развитие чувства ритма у учащихся, на воспитание у них эмоционального восприятия музыкального материала, • тренировку координированности движений с музыкой. Недостаток этого пособия в том, что физическое развитие учащихся подразумевается как бы само собой разумеющееся - нет специальных упражнений для укрепления осанки, развития гибкости, растянутости и т.д. Кроме того, пособие предназначено только для начальной школы с трёхлетней программой.

В 1999 году выпущенна программа для хореографических коллективов учреждений дополнительного образования «Хореография» Барановской Г.М., ст. преподавателя Новосибирского государственного педагогического университета. Структура и содержание программы позволяют применить её для уроков танца в общеобразовательной школе. В ней используются элементы классического, народного и историко-бытового танцев. Подразумевается изучение движений у станка и на середине класса. Кроме этого, даются сведения по истории хореографии. Основной недостаток программы в том, что она имеет приблизительную возрастную ориентацию (1-й год: 6-8 лет, 2-й год: 7-9 лет и т.д.) и рассчитана всего на 4 года.

Представляет несомненный интерес программа преподавателя хореографии из г. Ярославля Н.Б. Панасюк. Программа предлагает введение в общеобразовательной школе уроков классического танца с 1-го по 9 классы. Педагог не только аргументированно обосновывает выбор направления хореографии, но и приводит данные, подтверждающие результативность занятий.

Не менее интересны и программы, разработанные белорусским педагогом Чудайкиной О.П. (опубликованы в сборнике «Эстетическое воспитание детей и учащейся молодёжи», Минск: «УН1ВЕРС1ТЭЦКАЕ», 2000). Ею же разработана программа внеклассных занятий «Ритмика и танец» для начальных классов, программа кружковых занятий для подростков «От ретро до рэпа» и программа факультатива для учащихся 10-11 классов.

Значительно шире представлены программы по классическому, народному, бальному танцам для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств Министерства культуры и различные методические разработки для хореографических кружков.

Программ, выстроенных подобно программам по музыке и изобразительному искусству с 1-го по 9-й (а то и по И) классы и охватывающих различные направления хореографического искусства, нет.

Мы считаем, что такое искусство, как хореография, может сыграть не менее значительную роль в воспитании подрастающего поколения, чем музыка и изобразительное искусство, развивая не только эмоциональную сферу, но и совершенствуя человека физически.

Всем нам известно, какую огромную роль играет в жизни человека ритм. Ритму подчинена вся наша жизнь: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток и времён года, ритм работы и музыки. Нетрудно представить, как легко ритм, произносимые слова или ритмичное дыхание могут вдохновить на движение. Движение, подчинённое определённому ритму, - это уже прообраз танца. Нигде более так всеобъемлюще не развиваются тело, душа и воля как в танце. Поэтому танец столь важен и необходим для образования и развития детей. Чем меньше мы работаем физически, тем меньше способны воспринимать сигналы нашего тела и реагировать на них. На уроках хореографии мы имеем возможность научить детей понимать сигналы их тел. Когда осознание ребенком своего тела в дальнейшем приведет к чувству ответственности за него, тогда образование через танец достигнет очень важной цели: оно станет не только элементом культурного или художественного воспитания, но вернет человеку его собственный инструмент - его тело.

Потребность в движении присуща людям, и чем человек моложе, тем эта потребность может удовлетворяться полнее. С годами двигательная активность ребёнка снижается, так как на её удовлетворение остаётся всё меньше и меньше времени. У детей, поступающих в школу, появляются новые заботы: учебный труд в школе и дома, чтение художественной литературы и т.д. Теряются природная лёгкость, грация и выразительность движений. Стесняясь своей неловкости, растущий человек становится в движении «косноязычным».

Неправильная организация в этот период режима дня и недостаточное внимание к физическому воспитанию школьника могут неблагоприятно отразиться на его здоровье и физическом развитии, а двигательная «косноязычность» развивает различные психологические комплексы. Потому перед школой встаёт очень важная задача: предотвратить возможные отрицательные последствия гиподинамии за счёт правильной организации физического воспитания детей, в котором существенную роль могут сыграть уроки хореографии.

Хореография - искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. Живописность и графичность поз и положений танцоров, красочность костюма роднят её с живописью и скульптурой. Актёрское мастерство танцовщиков превращает танец в театральное действо. Всё это позволяет использовать хореографию как средство эстетического воспитания широкого профиля. Специфика хореографии определяется её разносторонним воздействием на человека. В занятиях хореографией особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Музыка - это искусство, в котором идеи, чувства и переживания выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. В танце идеи, чувства и переживания выражаются тоже ритмически и интонационно средствами организованной пластики движения.

Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания детей, что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.

Но кроме развития специфически музыкальных качеств, танец даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Уроки музыки, однако, проходят за теми же партами, что и все остальные уроки, в то время как урок хореографии даёт возможность движения, снимает напряжение многочасового неподвижного сидения за партой.

Танец содействует физическому развитию детей, вырабатывает у них правильную осанку, уверенную лёгкую походку, ловкость и изящество движений. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

У современной школы есть несколько путей введения курса хореографии в учебный план. Традиционный и наиболее часто используемый - факультатив или кружок бального, народного или современного (эстрадного) танца. Главные недостатки этого пути - небольшой охват детей и часто меняющийся контингент занимающихся. Да и большинство таких кружков ориентируют программы своих занятий на обслуживание конкретных мероприятий школы и ограничиваются разучиванием отдельных танцевальных номеров без системной работы над осанкой, музыкальностью, эмоциональностью исполнения. Не уделяется в работе таких кружков и должного внимания воспитанию учащихся.

Второй путь, получивший распространение в последнее время, открытие в школах эстетических отделений с хореографическими классами. Программа эстетических отделений, как правило, рассчитана на восьмилетнее обучение со сдачей выпускных экзаменов и выдачей сертификата о получении дополнительного образования.

В качестве программно-методического обеспечения при организации таких отделений обычно используются программы, утверждённые Министерством культуры для музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с пяти- и восьмилетним обучением: «Ритмика и танец», М. 1984 г., «Народно-сценический танец», М. 1985 г., «Из опыта организации школ искусств», М. 1988 г., «Классический танец», М. 1984 г. и т.д.

Но эти программы достаточно сложны и рассчитаны на преподавание хореографии от 10 до 16 часов в неделю. При их использовании сразу же возникает другая проблема: в школу искусств дети проходят достаточно жёсткий профессиональный отбор, а общеобразовательная школа, привязанная к микрорайону, берёт всех. И, следовательно, учиться музыке, хореографии, изобразительному искусству дети чаще всего идут не по способностям, а просто по желанию (своему собственному или родителей). И естественно, что большинство детей в силу своих природных способностей не в состоянии справиться с программой, рассчитанной на одарённого (в музыкальном, художественном или хореографическом плане) ребёнка. Возникают трудности, которые ребёнок преодолеть не в силах и, проучившись два-три года, такие дети «выписываются» с эстетического отделения сами, либо их «списывают» как неперспективных по результатам экзаменов.

С развитием педагогики профессиональной хореографии в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, проблемами его здоровья, содержанием общего образования в хореографических училищах, критериями отбора детей. Вопросы, связанные с преподаванием хореографии школьникам, поднимались на педагогических чтениях, проводимых институтом художественного развития при АПН РСФСР лишь в 1952, 1953, 1956 и 1957 годах. И хотя докладчики О освещали проблемы, касающиеся работы кружков (чаще - бального танца) в школах, была поднята и проблема введения уроков хореографии как обязательных и не только в начальной школе. Вопросы хореографического образования школьников поднимались на Международном конгрессе ЮНЕСКО «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия» (ноябрь 1999 г.). В заключительном документе «круглого стола» «Танцевальное образование в Сибири» были поставлены вопросы о необходимости введения танца в общеобразовательной школе, определения содержания хореографического образования, требованиях к профессиональной подготовке учителей, материального обеспечения предмета. Недостаточность

# внимания к искусству хореографии отмечает Никитин В.Н. в своём труде

«Энциклопедия тела: психология, психиатрия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент» (стр. 281, 343, 482).

Однако мы не встретили работ, посвященных проблемам целостного рассмотрения возможностей хореографии как предмета образовательной области «Искусство» в учебном плане общеобразовательной школы, его влияния на развитие личности школьников.

Таким образом, выявляется противоречие между осознанной потребностью в разработке и дальнейшем использовании курса хореографии, как дополнительной возможности физического, эстетического, эмоционального, художественного развития ребёнка и отсутствием программно-методического обеспечения предмета «Хореография» для 0 общеобразовательной школы, доступного для изучения любому ребёнку независимо от его природных дарований и возраста. Данное противоречие актуализирует значимость проблемы поиска путей и обоснований введения хореографии в учебный план школы с 1-го по 8-й классы как предмета образовательной области «Искусство» и определения условий и способов использования танца как фактора гармонизации развития личности. Это определило формулировку темы исследования: «Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности».

Цель исследования: выявление возможностей хореографии, как предмета образовательной области «Искусство», в гармоническом развитии и воспитании школьников.

Объект исследования: образовательный процесс, включающий систематические занятия хореографией.

Предмет исследования: содержание, структура, логика занятий хореографией, их влияние на развитие личности учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: хореография может и должна изучаться в общеобразовательной школе как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности, при условии, что:

• в содержании программы будут определены минимальный и оптимальный объём движений классического, народного, историко-бытового и бального танцев, которые смогут усвоить школьники на протяжении восьми лет обучения;

• включённые в программу упражнения классического танца создадут основу для физического, эмоционального, художественно-эстетического развития учащихся;

• содержание программы, построенное по историческому принципу, поможет эмоционально-образному восприятию материала, изучаемого на разных уроках общеобразовательного цикла, и созданию на этой основе структуры миропонимания;

• изучение образцов историко-бытового танца обеспечит интеграцию хореографии с такими предметами, как: история, литература, мировая художественная культура;

• освоение хореографического материала, включённого в программу,

не потребует наличия у учащихся профессиональных данных при условии систематичности занятий. Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

• изучить уровень разработанности проблемы в хореографии, педагогике, педагогической психологии и в образовательной практике;

• выявить развивающий потенциал предмета «Хореография», его роль и место в системе воспитания и обучения детей и подростков;

• определить содержание и структуру предмета «Хореография» в общеобразовательной школе: минимальный и оптимальный объём движений классического танца, образцов народных, историко-бытовых и бальных танцев и порядок из изучения на разных ступенях обучения;

• разработать программу по хореографии для общеобразовательной школы, тесно связанную с программами по гуманитарным предметам;

• в ходе опытно-экспериментального исследования выявить степень влияния уроков хореографии на формирование различных качеств личности, обеспечивающих её гармоническое развитие.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, метод моделирования и проектирования, анализ данных, полученных методом педагогического наблюдения, экспертных оценок и самооценки, анкетирования, интервьюирования, обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др), теории эстетического воспитания (Э. Жак- Далькроз, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, К. Орф, Платон, Р. Штайнер и др.), основные положения гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), теории организации и проведения научно-педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.), концепции личностно-ориентированного подхода в обучении (Н.А. Алексеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), методика и технологии обучения и О воспитания профессионального танцовщика (А.Я. Ваганова, Р.В. Захаров, B.C. Костровицкая, Н.И. Тарасов и др).

В работе использовался исторический опыт деятельности оригинальных гимназий авторского плана (Я.Г. Гуревич, К.И. Май, Л.И. Поливанов, С.Н. Фишер и др.), современных гимназий (Ф.Г. Ивлева, Н.Д. Лицман, Н.П. Лохман, Л.М. Плахова, Н.А. Шарай и др.), учебных заведений, включающих предметы искусства в учебные планы (школы №6, №66, №80, гимназия №83, оздоровительно-реабилитационный центр «Крепыш» г. Тюмени, школа №31 г. Нижневартовска), опыт работы хореографических отделений школ искусств (школа искусств №1 г. Тюмени, лицей-интернат искусств им. СП. Дягилева г. О Екатеринбурга, школа искусств г. Ноябрьска).

Работа проводилась в несколько этапов.

На первом этапе (1996-1998 гг.) изучалась научно-методическая литература по проблемам преподавания хореографии; анализировалась литература по истории развития хореографического искусства и опыт работы общеобразовательных школ в этой области; осуществлялся анализ учебных планов школ, имеющих эстетическое отделение, и анализ программ для школ искусств. На втором этапе (1998-1999 гг.) проводилась систематизация и обобщение теоретического материала, формулировалась гипотеза, определялись цели и задачи опытно-поисковой работы; отрабатывались содержание и структура программы, подбирался диагностический О инструментарий.

На третьем этапе (2000-2001 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по проверке эффективности разработанной программы;

На четвёртом этапе (2001-2002 гг.) обрабатывались, систематизировались, анализировались и интерпретировались результаты, формулировались выводы по проведённому исследованию.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• - выявлено место предмета «Хореография» в системе воспитания и

обучения детей и подростков в условиях общеобразовательной школы;

• определено минимальное (дающее общее физическое, музыкальное, эстетическое, нравственное развитие и способствующее оздоровлению ребёнка) и оптимальное (позволяющее говорить о начале формирования танцевальной культуры) содержание предмета «Хореография» с 1-го по 8-й классы, который могут освоить дети, не обладающие специальными хореографическими способностями;

• выявлено развивающее влияние хореографии на формирование • физических и личностных качеств, эмоциональной сферы учащихся;

подтверждён оздоравливающий эффект занятий танцами;

• предложены приёмы интеграции и способы синхронизации хореографии с предметами общеобразовательного цикла по историческому принципу.

Теоретическая значимость: дано обоснование необходимости введения хореографии в программу общеобразовательной школы как предмета образовательной области «Искусство». Сформулированы теоретические положения, изменяющие традиционное для образования представление о педагогических возможностях хореографии: 1) искусство хореографии -важный элемент мировой культуры, 2) искусство танца доступно для изучения любому ребёнку независимо от его природных дарований и возраста, 3) в хореографии заложен огромный воспитательный и обучающий потенциал, практически не использующийся в общеобразовательной школе. Обосновано изучение историко-бытового танца как интегрирующей основы хореографии с предметами гуманитарного цикла.

Практическая значимость. Разработана программа предмета «Хореография» для общеобразовательной школы с 1-го по 8-й классы, в которой определено оптимальное содержание учебного материала на каждой ступени обучения. Подобран диагностический инструментарий, позволяющий определить гармонизирующее влияние хореографии на развитие учащихся. На защиту выносятся следующие положения: • хореография - важный элемент культуры, она должна изучаться в общеобразовательной школе как предмет образовательной области «Искусство» наравне с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство;

• в содержание программы по хореографии для общеобразовательной школы должно быть заложено как минимальное, так и оптимальное содержание учебного материала в соответствии с возрастными, психологическими и физическими особенностями детей, доступное для освоения любому ребёнку независимо от его хореографических способностей;

• занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребёнка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца;

• построение программы предмета «Хореография» по историческому принципу представляет большие возможности для создания у учащихся единой картины мира в художественно-эмоциональных образах и даёт основу для интеграции хореографии с такими предметами, как: история, литература, МХК, география.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологически обеспеченной программой исследования, адекватностью логики и методов исследования его цели, задачам и предмету, воспроизводимостью результатов, полученных в ходе работы.

Апробация и внедрение результатов проводились на базе гимназии №83, средней общеобразовательной школы №6 и медицинского лицея г. Тюмени. Результаты исследования обсуждались на Международном научном О симпозиуме (1997 г.), Всероссийских (1998, 2000 гг.), межрегиональной (1999 г.), городских (1997, 1998 гг.) научно-практических конференциях, педагогических советах.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Танец как особая форма познания мира

Танец существует столько же тысячелетий, сколько существует человечество. Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были тесно связаны с танцем. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Сам же танец во все времена был связан с жизнью и бытом людей, явлениями природы, повадками животных. Такой танец сохранился до наших дней у народов Африки и народностей, заселяющих север России - хантов, манси, коряков, эвенков и т.д.

Каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. Своими корнями танец глубоко уходит в обычаи, верования народа. В танце как бы проигрывалось, репетировалось предстоящее событие: удачная охота, удобное стойбище и т.д. Так у народов севера распространены охотничьи танцы с хореем и лассо у мужчин и танцы, изображающие выделку шкур и сооружение чума, у женщин.

Рождаясь совершенно беспомощным, человек в течение своей жизни как бы проживает все этапы развития человечества, только очень быстро. Бессвязные звуки становятся речью, эмоциональная сфера от самых примитивных чувств «голод», «холод», «контакт» в процессе освоения мира развивается до самых сложных нюансов человеческой психики. То же самое происходит и с движением. Движения новорожденного ребёнка хаотичны и не подвластны мозгу. До того, как ребёнок сделает первый шаг, он должен освоить множество движений, научиться контролировать свои мышцы, т.е. постичь мир в движении.

Следующее открытие ребёнок совершает, когда узнаёт, что существует ритм. Совсем маленьким, ещё не умея ходить, услышав ритмичную музыку, он начинает двигаться. Конечно, эти неловкие движения трудно назвать танцем. Скорее, это бессознательное стремление почувствовать и передать ритм собственным телом. «Входя» в ритм, ребёнок знакомится с ещё одной стороной человеческого бытия, с миром, подчинённым определённому ритму. Становясь на ноги более уверенно, ребёнок постепенно расширяет диапазон своих движений. А движения, исполняемые под музыку, доставляют ещё и удовольствие.

Годовалый ребёнок увлечённо показывает, «как двигается медведь», «как прыгает зайчик», «как летит птичка» и т.д. А если эти движения делать под музыку или ритм, отбиваемый хлопками, чем не первобытный танец?

Хорошо известно, что ребёнок, с которым много разговаривают, читают ему книги, рассказывают сказки, быстрее начинает говорить, легче осваивает азбуку, а в дальнейшем имеет меньше проблем с обучением. Точно то же происходит и в движении: чем меньше ограничиваются движения ребёнка, тем лучше развивается у него координация движений, быстрее развиваются и укрепляются все органы, тренируется нервная система. Таким образом, если родители заботятся о физическом развитии ребёнка не меньше, чем об интеллектуальном, то с возрастом сохраняется гибкость позвоночника и амплитуда движений, которые мы можем наблюдать у маленьких детей, т.е., расширяются физические возможности взрослого человека.

В обычной жизни человек, если его профессия не связана с танцем или спортом, использует очень ограниченный набор движений, что со временем сказывается на подвижности позвоночника и всех суставов. А это, в свою очередь, отражается на его здоровье, его физическом и душевном самочувствии. Сохраняя с возрастом гибкость позвоночника и подвижность суставов, мы можем избавиться от многих болезней, избегая тем самым отрицательных эмоций, расширяя свои жизненные возможности.

Уже в глубокой древности танец имел большое воспитательное значение: это было не просто зрелище - в процессе танца осваивались и усваивались движения и действия, необходимые в жизненно важных ситуациях.

С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец. Каждый этап в развитии общества выставлял определённый социальный заказ культуре, который мы можем выявить, исследуя танцы разных эпох.

Так о месте танца в жизни Древней Греции можно судить по многочисленным изображениям танцующих в скульптуре и на вазовой живописи. Наиболее известны барельеф «Танцующие молодые гречанки», вазовая живопись «Кордакс» и «Сикиннис», скульптуры: «Танцующая гречанка», «Танцующая менада», знаменитые Танагрские статуэтки, «Бегущий Меркурий», мраморный барельеф «Пирриха». В произведениях древних поэтов, писателей (Гомера, Аристотеля, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана) встречаются названия танцев, описание их участников и правила исполнения. Танец был обязательным предметом в древнегреческой школе и в военных эфебиях. Для нас интересен тот факт, что некоторым уровнем танцевальной техники обладал практически всякий гражданин греческой общины. Ни одно событие в жизни греков не обходилось без танца. Древние греки танцевали не только в радости, но и в горе: перед похоронами, во время похорон и после сожжения покойника на костре. (132,14)

Возникновение и развитие педагогики хореографии

Первые официальные учителя танцев, а, следовательно, и первые приёмы и методы обучения танцевальному искусству появились в Древней Греции. «Пляске как делу государственному была посвящена специальная наука -оркестика. Ей, как части философских наук, обучались в гимназии. Правила оркестики не дошли до нас, и лишь известно (по Плутарху) её деление на три составные части: 1) теория движений; 2) изучение поз; 3) пантомима, то есть выражение лицом (мимика) и руками (хейрономия)», - считает известный советский балетовед Валерия Уральская (155, 13).

Военные пляски в Древней Греции играли важную роль в воспитании мужества, патриотизма, чувства долга у юношества. Военные пляски воспроизводили бой, сложные хореографические композиции тренировали различные боевые перестроения. Часто в руках танцующих были луки, стрелы, щиты, зажжённые факелы, мечи, копья, дротики. Сюжеты героических танцев, как правило, отражали содержание мифов и преданий о героях. Военные пляски становились своеобразной тренировкой будущего воина.

Секрет непобедимости знаменитой греческой фаланги в её монолитности, синхронности движений. А это лучше всего воспитывает танец. Музыка сопровождала боевую фалангу греков во время боя, заменяя команды. «Танцевальное образование каждого мальчика, начинающееся с самого детства и не прекращающееся до вступления в первый бой, позволяло достичь индивидуального физического совершенства, умения чувствовать партнёра и мгновенно подхватывать, повторять движение соседей. Многочисленные военные и пиррические танцы являлись тренировками будущих сражений. А в сражении только танец позволял фаланге удерживать монолитность»,- считает В.В.Ромм (132, 87).

Древние греки не выделяли танец в отдельный вид искусства, объединяя его с гимнастикой и борьбой, дающей возможность работать всем телом для приведения его в равновесие.

На многих рисунках и барельефах, сохранившихся до нашего времени, фигуры греков изображены в таких позах, которые под силу только очень тренированному исполнителю, обладающему качествами профессионального танцовщика. Между тем, мы знаем, что на этих рисунках изображены не профессиональные танцовщики, а простые граждане, воины. Есть даже изображение танцующего философа: молодого Сократа (132, 38).

Для древних греков танец имел сугубо практическое применение: во всеобщем танцевальном образовании греки видели основу своего военного могущества, благополучия государства, здоровья граждан. То место, которое отводили танцу древние греки, говорит об их стремлении к гармоничному развитию личности как залогу процветания государства. Физическое развитие не должно отставать от интеллектуального, нравственного, духовного. Более того, физическое развитие греки напрямую связывали с развитием волевых качеств личности, что, в свою очередь, способствует, по их мнению, развитию интеллекта. Аристотель считал, что физические упражнения, выполняемые под музыку, воспитывают понимание красоты, тренируют кроме тела душу человека.

Пришедшая на смену Античности средневековая идеология исходила из представлений о бренности жизни, о тщете помыслов и дел человека. Господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в том числе и пляски. Но гонения не достигли цели. Танец бытовал повсюду, в формах национального фольклора, проникал и в саму церковь.

Средневековая церковь одновременно проклинала танец и покровительствовала ему. Учитывая любовь народа к зрелищам, она с XI века вводила в молебствия картинные процессии, даже церемониальные танцы, исполняемые церковным хором.

В Средние века танец разделяется на простой (народный) и благородный, исполняемый знатью на балах и придворных празднествах. При исполнении этих танцев требовалась важная осанка, медленная поступь, умение исполнять приветствия, поклоны, реверансы, их исполнение было невозможно без определённой подготовки. Например, поклон, исполняемый кавалером при приглашении дамы на танец, требовал сложной координации движений, умения обращаться с головным убором и хорошо развитого чувства равновесия (апломба). Поклон (реверанс) дамы также был достаточно сложен: приседание с переносом тяжести корпуса на одну ногу, умение обращаться со шлейфом и т.д. Чтобы исполнить танец того времени приходилось брать уроки танцев. Предположительно, чаще всего в качестве учителей выступали бродячие актёры, либо танцевальные умения передавались от матери к дочери.

Народные танцы были значительно проще в исполнении: наиболее любимы простым народом были бранли (от слова branle, т.е. качание). В каждой провинции Франции бранли имели свои разновидности: простые, весёлые, подражательные. Бранли бочаров, башмачников, конюхов, прачек и т.д. Именно из бранлей впоследствии возникла национальная французская хореография (12; 87).

Познавательные и развивающие возможности хореографического искусства

Возникнув в глубокой древности, почти одновременно с появлением человека разумного, искусство танца прошло путь от примитивных телодвижений под определённый ритм до пластического симфонизма современных балетов.

Ритмичная музыка у многих людей вызывает желание двигаться. Маленький ребёнок, не боясь быть смешным, с увлечением танцует под любую музыку. Чем старше становится человек, тем более скованными становятся его движения, тем реже он выходит в танцевальный круг, если не обладает природной пластикой, если в детстве, либо в юности ему не повезло получить хотя бы несколько уроков танца.

Во многих современных школах на хорошем, а в некоторых и на высоком уровне ведётся преподавание музыки и изобразительного искусства, в то время как танцем занимается, в лучшем случае, небольшая группа детей. Ребёнок на уроках по этим традиционным предметам образовательной области «Искусство» оказывается за той же самой партой (в идеальном случае за мольбертом), что и на остальных уроках. Хореография, ставя перед собой те же задачи, что и музыка, оказывает значительное влияние на физическое развитие ребёнка, снимает психологическое напряжение, тренирует дыхательную систему, развивает координацию движений, помогает справиться с гиподинамией, открывает новые познавательные возможности.

Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.

Основой основ изучения хореографического искусства является классический танец с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая прово- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.

Профилактический и лечебный эффект народного танца основан на единстве пространственно-территориальных и временно-музыкальных закономерностей. На особенности рисунка танца, его движений влияют особенности местности, в которой живёт народ. Так у жителей равнинной местности шаг широкий, уверенный, с пятки на носок, чему способствовали плетёные лапти с ровной твёрдой подошвой, а позднее - грубые сапоги. В горах шаг короче, поступь осторожнее, человек шагает, как бы проверяя твёрдость и надёжность почвы. Рисунки танца, как правило, у жителей равнины масштабнее, так как площади для гуляний позволяют вместить большое количество желающих танцевать (русские хороводы на полянах, молдавские жоки, огромные круги якутских «осухаев»). Танцы горцез не имеют такорс пространственного размаха, женщины и мужчины часто танцуют попеременно, иногда (например, грузинский «перхули») круг бывает двух- и трёхъярусный -мужчины поднимаются на плечи друг другу.

Сила воздействия временно-музыкальных закономерностей народного танца проявляется в национальном ритме, который в свою очередь является регулятором ритма социально-бытовых движений, ставших основой традиционных лейтмотивов народного танца.

Анализируя характер движений, пространственное построение танца, его ритмический рисунок, дети могут получить сведения по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа.

Известный балетный критик 20-х - 50-х годов XX века В.П. Ивинг считал, что каждый народ в своих плясках и песнях рисует свой идеал человека, выражает своё представление о типическом образе этого человека. Характер образа определяет характер танцевального языка. Тяготение к красоте физической и моральной ярко запечатлено в танцевальном русском фольклоре.

Так, например, основные черты мужской русской пляски - удаль, ловкость, сила, красота, чувство собственного достоинства. В русской пляске ловкость, сила, красота, грация свойственны и женщине, как и чувство собственного достоинства, которое не могли вытравить столетия крепостной неволи.

Народное искусство отражает идеальный образ человека, и было бы непростительным легкомыслием игнорировать этот исторически сложившийся идеал, не использовать его в процессе воспитания детей и подростков.

Народное творчество — не сухой катехизис прописной морали, не собрание нравоучительных заповедей. Воспитательное значение народного искусства предельно ясно: наргд„а живых оор&зих сэказывает, каким бы он хотел видеть человека, какие черты он считает наиболее достойными подражания (57, 50-52.).

На протяжении веков развивающие и воспитательные возможности национального танца использовались не только простым народом, но и аристократией. Образцы народного танцевального творчества, попадая в замки и дворцы, приноравливались к эстетическим запросам высшего общества, изменяя манеру исполнения, упрощая или усложняя движения салонного танца. В каждом конкретном случае танец несёт в себе определённый характер, образ, дух эпохи. Непосредственное исполнение танца помогает ребёнку постичь характер танца на разных уровнях (эмоциональном, интеллектуальном, чисто мышечном), в соответствии с ритмом исполняемого произведения и с характером музыки ощутить полифоническую структуру в музыке и в движении. Национальные особенности исполняемого танца дают представление о характере и обычаях народа, расширяя знания детей в области истории, этнографии, географии.

Уроки хореографии предоставляют широчайшую возможность для знакомства с культурой различных народов, их эстетическими и нравственными ориентирами в процессе исторического развития. Каждая историческая эпоха имеет свои бытовые танцы. Стиль бытовой хореографии во многом объясняется историческими условиями жизни людей. Танец даёт возможность узнать, «примерить на себя» культуру взаимоотношений, правила поведения, нормы морали различных слоев общества изучаемой эпохи.

Часто в истории развития бытового танца находят отражение крупнейшие исторические и политические события, происходящие в стране. Так, например, до Французской революции 1790 года танцы, исполнявшиеся аристократией, имели линейное построение: место в танце было строго регламентировано. Возглавлял танец король, за ним располагались пары в зависимости от положения при дворе, знатности и богатства. Демократический круг, популярный в народных танцах, был просто неприемлем на балах того времени. И только после революции многие бальные танцы, в том числе и менуэт, стали исполняться по кругу. Или, например, танцы, имеющие славянские корни (мазурка, полька, краковяк), появились на балах русской знати, как протест против всего французского, после вторжения Наполеона в Россию в 1812 году.

Общая характеристика особенностей обучения хореографии в общеобразовательной школе. Историко-бытовой танец - основа интеграции хореографии с общеобразовательными предметами

Уроки танца в общеобразовательной школе имеют свою специфику, отличную от уроков хореографии в школе искусств или занятий в хореографическом кружке. Главное отличие в том, что если в специализированной школе или танцевальной студии есть уроки классического, народного, бального танцев, то урок хореографии в общеобразовательной школе представляет собой интеграцию всех направлений, скреплённую беседами по истории танца. Кроме того, на урок хореографии в школе приходит весь класс без учёта способностей и желания детей. И всё это в условиях ограниченного времени: в идеале - два раза в неделю по 45 минут, а обычно - 45 минут один раз в неделю.

Со спецификой преподавания хореографии в общеобразовательной школе впервые пришлось столкнуться в 1983 году, когда по инициативе городского отдела культуры проводилась акция помощи школам профессиональными кадрами хореографов и музыкантов. Работа проводилась на базе двух школ г. Тюмени: №31 и №37. Уроки хореографии были введены в расписание первых классов этих школ.

Руководство школы №31 подошло весьма своеобразно к введению новшества: хореография ставилась в расписание одновременно во всех первых классах. Поскольку в параллели было 4 первых класса, то, соответственно, на урок приходило около 120 человек. Ни о каких результатах в таких условиях работы не могло идти и речи: учитель превращался на 45 минут просто в массовика-затейника. После двух месяцев работы опыт прекратился.

В 37-й школе отношение к урокам хореографии оказалось совсем другим: урок проводился с одним классом, дети приходили в специальной форме, психологически настроенные на урок. Естественно, что такие занятия дали определённые положительные результаты.

Трудно сказать, какую цель преследовал городской отдел культуры, обязывая директоров школ искусств отправлять учителей хореографии в общеобразовательные школы: скорее всего «нести культуру в массы». Школу, откликнувшуюся на эксперимент, понять проще: даже самый простенький танец всегда является украшением любого школьного мероприятия. А перед учителями хореографии встала задача: чем вообще заниматься с детьми, имеющими самые различные уровни способностей к хореографии и музыке, да к тому же всего 45 минут один раз в неделю (в то время как в школе искусств самый короткий урок - в подготовительном классе - длится 60 минут и проходит 2 раза в неделю). Единственным руководством к действию оказалось учебное пособие авторов Рудневой С.Д. и Фиш Э.М. «Ритмика. Музыкальное движение», выпущенное в 1972 году.

В этом пособии дан хороший подбор движений, упражнений, танцевальных комбинаций, направленных на развитие музыкально-ритмических способностей и образного мышления детей. Но, к сожалению, работе над осанкой, воспитанию мышечного корсета, развитию дыхательной системы ученика, тому основному, над чем привык работать учитель-хореограф, внимания, практически, не уделяется, что совершенно неприемлемо для профессионального хореографа.

Основная задача, поставленная школой, - разучить с детьми несколько массовых танцев, которые можно использовать при проведении классных и школьных мероприятий, была выполнена. За полгода дети выучили 5 танцев: «Аннушка», «Страшак», «Полька тройками», «Утята», хоровод. Но «корявое» исполнение движений, «гуляющие» спины и напряжённые плечи детей, не замечаемые непрофессионалами, оставили чувство профессиональной неудовлетворённости результатами работы. На следующий год эксперимент не продолжили и проблемы преподавания хореографии в общеобразовательной школе были временно забыты.

Возвращение к этим проблемам произошло в 1992 году, с открытием гимназии №1 (с 1997 года гимназия №83) гуманитарно-эстетического направления. Основной идеей гимназии стала идея обязательного эстетического образования для всех учащихся. Начиналась гимназия с двух первых и двух пятых классов (всего 96 человек). В учебный план были включены такие предметы, как хореография, слушанье музыки, история искусств, ИЗО, индивидуальная музыка.

10 учащимся первых классов было предложено заниматься хореографией по программе школы искусств, для остальных первоклассников и учащихся пятых классов были введены уроки общей хореографии раз в неделю продолжительностью 40 минут.

Задачи общей хореографии в тот период были определены минимальные: 1. увеличить период двигательной активности в учебном процессе; 2. обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся; 3. дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в танце, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике.

Работа велась параллельно с детьми двух возрастов, начинающих заниматься хореографией впервые: семилетние - 1-й класс и десятилетние - 5 класс.

Похожие диссертации на Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности