Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно-нравственном развитии личности Магомедова Анисат Дибировна

Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно-нравственном развитии личности
<
Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно-нравственном развитии личности Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно-нравственном развитии личности Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно-нравственном развитии личности Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно-нравственном развитии личности Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно-нравственном развитии личности Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно-нравственном развитии личности Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно-нравственном развитии личности Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно-нравственном развитии личности Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно-нравственном развитии личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Магомедова Анисат Дибировна. Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно-нравственном развитии личности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Махачкала, 2006 160 с. РГБ ОД, 61:06-13/2579

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Педагогические и философские основы духовно-нравственного развития личности в творчестве Н.К.Рериха 13

1.1 Воспитывающее значение жизни и творчества Н.К. Рериха 13

1.2 Воспитание духовности в произведениях Н.К.Рериха 37

Глава 2. Развитие личности в процессе учебно-воспитательной работы 62

2.1. Учитель как духовный наставник 62

2.2. Ненасилие - основное требование в творчестве Н.К. Рериха 73

2.3. Изучение и использование идей Н.К. Рериха в Дагестане 93

Заключение 112

Список литературы 117

Приложение 127

Введение к работе

Актуальность. Переступив порог нового тысячелетия, человечество перешло в своем развитии в новую эпоху. Прошедшая эпоха была ознаменована многими революционными открытиями в различных областях науки, достижениями в культуре, дающими импульс дальнейшему развитию человеческого сознания. В начале нового тысячелетия становится все более актуальным и значимым духовно-нравственное совершенствование личности, без которого не представляется возможным дальнейший прогресс человеческого общества. Человечество начинает понимать по-новому глобальные законы мироздания, ему становится присущ планетарный взгляд на проблемы человеческого бытия, формируется новое мировоззрение в русле понимания космических законов развития жизни.

Гуманная педагогика, философия, психология и искусствоведение призваны научить молодое поколение не только культуре слова, но и культуре мысли, поступков, расширить границы мышления человека до осознания себя неотъемлемой частью Вселенной. Для этого человеку необходимо поменять само отношение к жизни, повышать уровень самосознания, развивать духовность. Формирование человеческой личности с высокими нравственными качествами является задачей самой трудной, но в то же время и самой важной в процессе развития человеческой цивилизации. Большую роль в становлении личности всегда играли воспитание и образование, направляющие мировоззрение молодого поколения в русло понимания основных задач каждого нового исторического периода.

«... В век Кали-Юги, век падения нравственности, действительно все процессы ускоряются, потому не следует принимать прошлые сроки как неизменные... Нужно твердо понять, что силы духа, которые прежде требовали десятков лет, теперь путем сердца ускорены до последней степени... Конечно, нужно воспитание сердца, но это лежит в сфере чувств, но не механики. Так спешно призовем сердце на служение новому миру», - писал Н.К.Рерих [11,31].

Духовность и культура - основа высокой цивилизации. Где почитается духовность и культура - там мир и мудрое решение социальных и экономических проблем, там закрепляются идеи толерантности, нет места религиозному экстремизму, преступности, наркомании.

В этой ситуации возникает необходимость срочно обратиться к культуре как синтезу науки, искусства, философских и духовных учений, для чего следует пересмотреть, переосмыслить цели и ценности образования, воспитания, ведь главная ценность на Земле - это дети. Как мы их воспитаем, такое и получим общество.

В настоящее время педагогика должна решать задачи:

духовно-нравственное развитие младших школьников, подростков и молодежи на принципах гуманной педагогики;

духовно-нравственное воспитание детей в семье;

эстетическое воспитание, развитие чувства прекрасного у детей;

подготовка педагогических кадров на принципах гуманной педагогики.

Духовно-нравственные искания человека приобретают особенно значимый характер в переходные исторические периоды, которым часто сопутствует упадок экономического благосостояния и духовно-нравственных устоев. Все это негативно влияет на мировоззрение самого человека, на его отношение к природе и, в целом, на всю планету.

Исходя из сознания того, что наша планета - это часть космоса, мы приходим к выводу, что духовность - великая мощь в космосе, высокая духовность - это любовь ко всему прекрасному, она порождает любовь к знанию, заставляет ощущать красоту мироздания. Накопление духовного способствует познанию законов природы, рождает гармонию внутреннего мира человека, расширяет его сознание, способствует освобождению человека от невежества и предрассудков.

Однако, как отмечает доктор философских наук В.В.Фролов, определяющая роль в развитии духовности принадлежит самому человеку, который своим внутренним устремлением, освобождаясь от несовершенств и преодо-

вания, воспитания, духовности. В юности Н.Рерих познакомился с восточной философией. Обращаясь к Востоку, Рерих пытался найти в учениях восточных мудрецов идеи о сущности жизни, о нравственном самосовершенствовании людей, о месте человека во Вселенной и т.д. Особое место в его наследии занимают проблемы синтеза духовных течений Запада и Востока. В центре мировоззрения мыслителя - идея эволюционного развития человека и человечества, диктуемая законами Вселенной - космическими законами. Н.К. Рерих вместе с супругой Е.И. Рерих в своих трудах говорят о единстве человека и Вселенной, и, считая, путь человека к высшей культуре идет через знание космических законов в себе.

Глубокий интерес вызывает педагогическая деятельность Рериха, пока еще недостаточно изученная и малоизвестная в России. В педагогическом наследии Н. Рериха большое место отводится воспитывающему обучению. Именно в этом процессе, считал Н.Рерих, формируется научное мировоззрение и гуманистическое устремление, воспитываются эмоции и чувства, расширяется сознание.

Свои представления о гуманистических, духовных принципах организации воспитания и образования учащихся Н.К.Рерих воплотил в своей Школе Императорского Общества Поощрения Художеств (ШОПХ), в которой он работал более 25 лет. Но основные педагогические идеи отражены в его литературном творчестве, в философских работах и очерках, а также в Учении Живой Этики, созданном совместно с Е.И. Рерих и в сотрудничестве с группой индийских философов и мудрецов.

В философско-этических трудах Н.К. Рериха содержится немало педагогических идей, принципов и методов воспитания и обучения, которые мало изучены, не систематизированы и почти не используются в практике современной школы. Исследование А.Т.Андреевой(1996), например, освещает педагогические идеи Живой Этики, однако полного изучения этико-педагогического наследия Н.Рериха педагогической наукой до сих пор не проводилось и многое из его педагогических идей остается без внимания.

5 левая препятствия, воспитывает, развивает в себе духовность. Поэтому духовность является качеством, заработанным самим человеком [107,10].

Известно, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и, прежде всего, и в духовно - нравственном плане ... [111, 29].

Значительный вклад в теорию и практику нравственного воспитания внесли такие деятели науки, искусства и педагогики, как Ш.А. Амонашвили, Г.Н. Волков, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и другие. Среди зарубежных педагогов - А. Дистерверг, Я. Корчак, Ж.-Ж. Руссо и другие. Из дагестанских исследователей на современном этапе рассматривали вопросы нравственности и искусства - З.Т. Гасанов, М.М. Байрамбеков, З.М. Магомедова, Д.М. Маллаев, Ш.А. Мирзоев, В.Н. Цатуров, З.Я. Якубов и другие.

Все они считали, что педагогика должна первой из всех наук учитывать происходящие изменения в социуме, влияющие на формирование личности.

Свои представления о космическом предназначении человека на Земле, о его гуманной миссии, о вселенских нравственных идеалах человечества в своих трудах излагали ученые - космисты Л.Н.Гумилев, А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский и другие.

В современной педагогике начинает явно прослеживаться взгляд на человека как микрочастицу космоса. В настоящее время усиленно дискутируется и изучается взаимовлияние человека и космоса.

Одним из основоположников духовно-нравственного учения о роли космического сознания является Николай Константинович Рерих (1874-1947) - известный русский художник, педагог, археолог, литератор, историк, общественный и религиозный деятель как России, так и Зарубежья, мыслитель, создавший и обосновавший оригинальную теорию человеческих ценностей.

Н.Рерих жил и творил на рубеже двух веков, в переломную для России и всего мира эпоху. С самого раннего периода своей деятельности он интересовался вопросами общечеловеческого блага: вопросами культуры, образо-

7 Историографический анализ самих работ Н.К.Рериха и публикаций о нем показывает, что педагогические идеи Н.К. Рериха вызывают непреходящий интерес. Сегодня в связи с постперестроечными глобальными последствиями в обществе они востребованы как никогда ранее. К сожалению, его литературные произведения и их воздействие на воспитательный и образовательный процессы исследованы недостаточно. Исследователи творчества Н.К.Рериха обращаются в основном к его художественному, литературному и философскому наследию. Педагогические же взгляды Н.К.Рериха изучены мало, в особенности плохо изучены они с позиции космизма, и совсем не изучались скрытые возможности их психолого-педагогического воздействия на личность.

Этим и обусловлен выбор проблемы исследования: какова сущность педагогического наследия Н.К.Рериха и каковы возможности его использования в теории и практике духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной и профессиональной школы. Тема исследования нами определена как «Педагогические возможности использования творческого наследия Н.К. Рериха в духовно-нравственном воспитании личности».

Объект исследования: гуманная философия и духовно-нравственное учение в творческом наследии Н.К. Рериха.

Предмет исследования: педагогические взгляды и деятельность Н.К. Рериха, составляющие научно-теоретическую и практическую основы образования и воспитания подрастающего поколения.

Цель исследования: общепедагогическая концепция теоретико-методологических взглядов Н.К. Рериха применительно к духовно-нравственному развитию личности.

Гипотеза исследования состоит в том, что:

а) систематизация педагогического наследия Н.К. Рериха даст возможность определить ценностные ориентиры, духовно-нравственные аспекты для совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной и профессиональной школе;

9 цессами. Исследованы труды, учения о месте и роли человека в космической эволюции В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, К.Э. Циолковского, С.Н. Булгакова, А.Л. Чижевского, А.В. Сухово-Кобылина; работы по теории нравственного воспитания Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ского, Д.М. Лихачева, Л.Н. Толстого, А.А. Гусейнова, А. Гжегорчика, Л.С. Выготского, М.П. Щетинина, труды дагестанских исследователей и др.; работы по проблемам духовности Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева, Е.И. Рерих, Г.С. Батищева, Б.З. Вульфова, В.А. Понаморенко, А.В. Сухово-Кобылина и др.; проблемы развития обучения Ш.А. Амонашвили, М. Липман, В.А. Су-хомлинский, К.Н. Вентцель, М.П. Щетинин; труды ученых-психологов Л.С. Выготский, А.Б. Орлов, Е.П. Ильин, К. Юнг и др.; труды ученых, исследовавших философское наследие и биографию Н.К. Рериха СЮ. Ключников, Л.В. Шапошникова, П.Р. Беликов, В.В. Волков, А. Хейдок, А.Д. Алехин, А.Е. Акимов, А.Л. Яншин, Ш.А. Амонашвили и др.; использованы материалы международной общественно-научной конференции, посвященные наследию Рерихов.

В работе использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ философских, литературных, исторических, педагогических источников, документальных материалов и очерков, мемуарной и художественной литературы, трудов отечественных педагогов, психологов, философов, периодических педагогических, социологических изданий, проведение сравнительно-сопоставительного анализа деятельности Н.К. Рериха, выборочного анализа основных моментов Учения Живой Этики, анализ диссертационных исследований, анкетирование, наблюдение, беседы, педагогический эксперимент.

Особое место занимает собственный опыт исследования творчества Н.К. Рериха в процессе воспитательной работы с учащимися гимназии № 38 г. Махачкалы, в сельской школе с. Алмало Кумторкалинского района РД, а также работа со студентами-магистрантами ДГПУ. Был изучен опыт научно-просветительской деятельности Дагестанского отделения Международной

10 Лиги Защиты Культуры.

Научная новизна исследования: в работе освещено педагогическое наследие Н.К.Рериха по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания личности. Впервые сделана попытка исследовать практические возможности рериховской «теории ненасилия» в процессе образования и воспитания, выявить воспитывающее значение примеров из жизни и творчества мыслителя; теоретически и экспериментально обоснованы возможности использования педагогических идей Н.Рериха в учебно-воспитательном, научно-просветительском процессе.

Теоретическая значимость исследования: в работе обобщены и проанализированы педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания в идеях Н.К.Рериха, рассмотрены педагогические мотивы в литературной деятельности философа, существенно меняющие традиционные представления об учебно-воспитательном процессе в педагогической науке, содержащие идеи воспитания свободной, духовно мыслящей личности, осознающей себя как часть Вселенной, и воспитанной в атмосфере ответственности за судьбу нашей планеты и всего Космоса.

Практическая значимость исследования: положения и выводы по проблемам духовного развития личности, полученные в результате исследования, могут быть использованы при создании учебных пособий по педагогике, при организации семинаров и курсов повышения квалификации педагогов, при чтении лекций по теории и истории педагогики; на их основе разработан и читается спецкурс «Основы духовно-нравственного развития личности».

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются источниковедческой базой, соответствием методов изучения задачам и целям научной работы, системой обобщенных фактов и материалов.

Этапы исследования.

На первом этапе (1999-2001) разрабатывались задачи, цели, гипотеза исследования, проводился сбор и анализ материала, выделялся объект исследования, составлялся план первоначального исследования материала.

На втором этапе (2002-2003) разрабатывались методика проведения
экспериментальных работ, анализировались данные, полученные в ходе
"', практического использования материалов исследования в учебных заведени-

ях, осмысливался и обобщался экспериментальный материал, осуществлялся анализ результатов проведенного исследования.

На третьем этапе (2004-2005) проводилось оформление диссертации, публикация статей с основными результатами и выводами. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Творческая деятельность Н.К.Рериха представляет собой сочетание исследований в различных областях науки и искусства, исследований, обогативших педагогическую теорию и практику уникальными научными идеями (идея всеединства, идея воспитания свободной творческой личности, идея космического воспитания, идея единства человека и Космоса и др.).

  2. Учение Н.К.Рериха представляет собой целостную, самодостаточную

* теорию и практику совершенствования и саморазвития личности. Высшей
задачей воспитания и образования, по Н.К.Рериху, является развитие духов-
но-нравственной и социально активной личности.

Учение Н.К.Рериха имеет антропокосмическое направление, которое составляет основу понимания его педагогики, включающей в себя пространственное расширение сознания человека, его теоретической и практической деятельности.

3. Педагогика Н.К.Рериха основывается на том, что учитель должен
быть не просто руководителем детей, а учителем, стремящимся к «зову но
визны», обладающим разумным сердцем и просветленным умом.

Согласно учению Н.К.Рериха, ненасилие является доминантой, основой духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

4. В современном Дагестане все более актуальной становится необхо
димость дальнейшего претворения в жизнь идей Н.К.Рериха и его Учения
Живой Этики.

* Апробация и внедрение в практическую деятельность: разработаны

12 и практически апробированы спецкурсы «Творчество Н.К.Рериха» и «Основы духовно-нравственного развития личности» студентам-магистрантам факультета педагогики и психологии Дагпедуниверситета, проведены лекции, беседы с учащимся 10-х и 11-х (социально-педагогических) классов в Гимназии №38 г. Махачкалы, организована опытная работа по исследованию литературного наследия Н.К.Рериха со старшеклассниками школы в с.Алмало Кумторкалинского района РД. Основные положения диссертации отражены в публикациях автора.

Структура диссертации: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении рассмотрена актуальность темы исследования, определены объект, предмет, проблема, цель исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методологические основы и методы исследования.

В первой главе «Педагогические и философские основы духовно-нравственного развития личности в творчестве Н.К.Рериха» даются исторический анализ жизни и творчества Н.К. Рериха, его становление как мыслителя, общественного деятеля, педагога, которого волновали вопросы человеческого бытия. Также в этой главе дается анализ его литературной деятельности и ее значение для педагогической науки и практики. При рассмотрении педагогической темы в литературных произведениях Н.Рериха показано, что на первое место он ставит вопросы духовно-нравственного воспитания, воспитания воли к преодолению жизненных препятствий, предвидит теоретическое и практическое осуществление своих идей.

Во второй главе «Развитие личности в процессе учебно-воспитательной работы» рассматриваются вопросы о роли учителя и школы в становлении личности.

Возникшие глобальные проблемы, увеличение преступности, болезней, падение нравственности привели к обострению и внешних, и внутренних конфликтов, раздвоенности между тем, чему детей учат в школе и семье, и

13 тем, что происходит вокруг. Современное обучение уделяет внимание развитию интеллектуальности мышления, а духовная работа между тем протекает стихийно. Учитель должен изменить свою тактику в работе с детьми. Н.К. Рерих отмечает, что учитель прежде должен быть творчески работающим человеком; хороший учитель должен видеть внутренний мир и поведение каждого ребенка. Педагог не просто толкователь различных знаний, а человек, идущий новыми путями к созданию нового научно и духовно богатой личности. Самой главной задачей учителя является задача передать детям ощущение любви к окружающим и научить их выражать любовь.

Вся учебно-воспитательная работа школы должна основываться,
по Н.К. Рериху, на принципе уважения личности ребенка. Школа способна
выполнить свою моральную функцию по отношению к ребенку, выступить в
роли хранителя духовно-нравственных принципов человечества, если ее вос
питательная система является гуманной и строится на принципе педагогики
* ненасилия.

В этой же главе рассмотрен опыт осуществления, использования педа-гогических идей и творческого наследия Н.К. Рериха в Дагестане.

В заключении содержатся выводы результатов исследования и намечены перспективы дальнейших исследований творчества Н. Рериха.

Воспитывающее значение жизни и творчества Н.К. Рериха

На протяжении многих веков из разрозненных представлений о характерах, формах и методах воспитания формировалась целостная педагогическая теория. В древности еще не было мыслителей, которые бы посвятили свою жизнь созданию стройной педагогической системы. Поэтому по вопросам педагогики мы вынуждены обращаться к трудам общественных деятелей, философов, которые изучая жизнь общества, выявляли особенности общественного развития, критично подходя к вопросам, связанным с воспитанием. Воспитание, по мнению мыслителей, являлось тем орудием, которое не только формирует гражданское общество, но и выполняет одну из важнейших общечеловеческих функций: обостряет целостное восприятие мира, влияет на миропонимание людей и дает возможность самостоятельно изыскивать пути для самосовершенствования. Мы же рассматриваем педагогическую мысль еще и как одну из сторон духовного восприятия мира в ее главной цели - становления высокоразвитого общества и личности.

Характер образовательной и воспитательной деятельности на рубеже эпох всегда требовал особого философского осмысления, необходимого как для решения конкретных для данной эпохи педагогических задач, так и для глобального прогнозирования воспитательно-образовательной деятельности. XX век стал во многом кульминационным в развитии человечества. Изменение жизненного уклада, множество научных открытий, освоение космоса, стремление к техногенной цивилизации для улучшения условий жизни человека - все это признаки XX века. А какое место занимали в жизни человека XX века проблемы гармонии, нравственности, духовности, этики?

Вопросы культуры, образования, воспитания будоражили умы многих мыслителей. Огромное значение в поддержке нравственно-духовного возрождения человечества имеет уникальное наследие Николая Константиновича Рериха. Великий художник, мудрый, обладавший широким кругозором философ, литератор, путешественник и археолог, знаток истории, востоковедения и религии Николай Рерих вошел в историю мировой культуры еще и как убежденный и целеустремленный гуманист.

Принято считать, что свою деятельность он начинал как художник, но Рерих далеко вышел за рамки своей деятельности, создав учение о человеке и обществе. Часть его работ посвящена проблемам социальной функции школы, воспитания, образования, морали и нравственности. Личная и общественно-просветительская жизнь Н. Рериха является примером и образцом того, как человек с помощью трудолюбия, воли, интеллекта, организованности может достичь необычайных высот, придать своей деятельности высший смысл, который для него состоял в служении человечеству.

Труды Н.К. Рериха с педагогической точки зрения мало изучены, имеются лишь отдельные статьи и очерки, опубликованные в периодической печати. В настоящей работе мы ставим цель подробно осветить многогранную творческую деятельность мыслителя, показать его роль в развитии педагогики, осветить педагогические мотивы Н. Рериха и его практическую деятельность.

Родился Николай Константинович Рерих 27 сентября (10 октября) 1874 года в Петербурге в семье известного юриста и общественного деятеля Константина Федоровича Рериха. Мать, Мария Васильевна Калашникова, принадлежала купеческой семье. Николай Рерих рос любознательным, способным, одаренным мальчиком. Да и обстановка в доме располагала к этому. Он присутствовал при беседах об истории, литературе, науке. Атмосфера родительского дома стала превосходной школой для пытливого ребенка. Она развила поэтическое воображение, обогатила ум и чувства Николая знанием великих достижений мировой культуры. В мир старины, романтики, истории уводили книги. Жизнь Н. Рериха была заполнена интересными событиями, среди которых были яркие воспоминания детства. Именно они и позволяют рассмотреть, как складывались творческие способности Н. Рериха. Позже Н. Рерих вспоминал: «Среди первых детских воспоминаний, прежде всего вырастают прекрасные грозные облака. Вечное движение, щедрые построения, мощное творчество надолго привязало глаз ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы - чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных» [43, 153]. Судьба была благосклонна, и мальчик получил все нужное для раннего развития врожденной творческой фантазии. Но и сам мальчик был во всем заинтересован, усердно трудился и стремился к знаниям.

В 1883 году Николай Рерих поступает учиться в одну из лучших частных гимназий. Учиться в гимназии фон Мая означало иметь по-настоящему хороших учителей и сверстников. Уже с гимназических лет у Николая Константиновича стали формироваться интересы, нити от которых потянулись к истории, театру, археологии, живописи, путешествиям. Сам педагог, К. Май вел увлекательные уроки о дальних странах по географии, а востоковеды К. Галступский и А. Позднеев заостряли внимание мальчика на странах Востока. Особенно захватила Рериха археология. Сохранившиеся архивные отчеты Н. Рериха о раскопках, говорят о подлинно научных приемах исследования молодого историка, глубоком знании им материала. Позднее он становится членом Русского археологического общества. Также его увлекает и театр. Н. Рерих сам был автором многих эскизов и декорация для театральных постановок театральных постановок: «Три волхва», «Валькирия», «Снегурочка» и др. В годы гимназии проявился и литературный талант юноши. С интересом записывал он сказки и предания, которые слышал от крестьян, сам сочинял былины и сказы. В журналах «Природа и охота», «Русский охотник» публиковались его очерки.

Будучи одаренным и любознательным учеником, он хорошо успевал по всем предметам, но это достигалось, благодаря огромной настойчивости и трудолюбию. Он с удовольствием занимается изучением языков, на уроках географии чертит карты, рисует пустыню Гоби, лепит из пластилина горы, его увлекает прошлое Земли. Гостями Рерихов были химик Менделеев, правовед Кавелин, востоковед Галступский, ученый-монголист Позднеев. Беседы надолго сохранились в памяти Н. Рериха, и на первых порах самостоятельной жизни ученые служили ему лучшим примером. Естественно, Рерих обогащал свои знания путем серьезной самообразовательной работы.

Воспоминания детства - сильнейшие впечатления. Его волнует своеобразный окружающий мир, наполненный красотой и овеянный романтикой: героическое прошлое родины, образы былинных богатырей, загадочные страны Востока, Куликовская битва, походы Игоря, Сергий Радонежский, Суворов и Кутузов и т.д. Николай Рерих сам стремился к творчеству, к знаниям, духовности. И они во многом определили будущий жизненный и творческий путь писателя. Следует отметить, что в 1891 году друг семьи Рерихов художник М. Микешин обратил внимание на склонности Н. Рериха к рисованию. С этого времени начались систематические занятия живописью под руководством Микешина. В 1893 году Н. Рерих поступает на юридический факультет и одновременно в Академию художеств. Окружающих Н. Рериха поражало его упорство, энергия, трудолюбие, его постоянная неудовлетворенность своими знаниями. Он понимал, что много и серьезно нужно работать над собой. 30 октября 1895 года он записывает в своем дневнике: «Большое событие! Я в мастерской Куинджи». Образ этого художника и педагога сыграл важную роль в жизни Н. Рериха, так как он разбудил в нем новый дар - дар пейзажиста. А. Куинджи оказал влияние не только на развитие таланта своего ученика, но и на формирование его характера. Воспитательное значение для Рериха имело также знакомство с В.В. Стасовым, делившимся своими знаниями древнего искусства России и Востока, истории, археологии, народного творчества. Показательным фактом является и то, как были увлекательны для «студента-мыслителя» лекции С. Платонова, Н. Ка-реева, Н. Веселовского, Ф. Брауна на историко-филологическом факультете.

Воспитание духовности в произведениях Н.К.Рериха

Философия Н. Рериха тесно связана с его педагогическим и литературно-художественным творчеством. У него нет философии в «чистом» виде, нет у него и «чисто» педагогических и литературных произведений; его философия - это своеобразный сплав искусства, философии, литературы, педагогики, критики, публицистики. В исследовании педагогических воззрений, развития идей Н. Рериха в гуманистической педагогике определяющим ориентиром является не столько установление параллельности философских и педагогических взглядов, сколько изучение отношения этого философа к человеку как высшей ценности, как объекту воспитания и развития. Им созданы художественно-философские повести, историко-документальные произведения, социально-психологические очерки, сказки. В ряде его произведений часто выявляются рассуждения на педагогические темы, философски обосновывается система развития и формирования личности, например, в «Агни-Йоге» (Живая Этика), «О Вечном», «Сказках и Притчах», в «Листьях Мории», в стихотворения и других произведениях.

Идейное содержание и педагогические основы многих трудов Н. Рериха еще не изучено. Нами сделана попытка изучения педагогических мотивов в литературных произведениях мыслителя, так как все написанное им для молодежи, для школы и просвещения имеет важное значение для развития педагогики. Литературные труды Н. Рериха, созданные для взрослой и детской аудитории, имеют непреходящую философскую и педагогическую ценность.

Рассматривая педагогические основы литературных произведений, на первое место по философским и педагогическим достоинствам мы должны поставить Учение Живой Этики, центральное место которой занимает проблема космической эволюции, направленной на совершенствование каждого индивида и окружающего мира в целом, помогающей раскрыть смысл человеческого бытия. Космическое воспитание, теоретическое и практическое осуществление этих идей философ считал жизненной необходимостью для личности и общества.

Осуществить прогрессивное развитие человека поможет новая Культура, которую, считал Рерих, предстоит строить на космическом базисе. «В космическом напряжении совершается вся эволюция. В космическом напряжении мощь духа творит. В космическом напряжении совершается великая мировая мистерия. ...Сознание творческого принципа дает сознание всему строительству в Космосе» [31, 70].

Учение - это обращение ко всем людям без исключения, оно является синтезом науки, философии, всех религий мира, оно объединяет в себе нравственно-духовную методику работы человека над собой. Живая Этика рассматривает Законы Мироздания, его устройство, роли Духовных Сил, тесную связь человека с Космосом, нравственные основы бытия, значение религии в истории человечества, влияние Культуры на гармонизацию Вселенной.

Согласно Учению, людям необходимо преодолевать отрицательные качества, трансформируя их в светлые: изгнания эгоизма, развитие и очищение психической энергии, пробуждение сердца, возвышение мысли, воспитание терпимости в отношениях между людьми. Человек рожден действовать во имя Общего блага. «Из нашей Общины сеем Мы зерна Общего Блага ко всем частям света... Если отказ от личного приближает, то отказ от действия Общего блага удаляет безмерно... При подвижности ума очень легко сохранить личное при устремлении к Общему Благу... В Общине все достигается опытом, потому правильно считать испытания ростом...» [86,252].

Антропокосмический аспект учения Рериха составляет идейно-теоретический центр его космической педагогики. Жить сознанием космоса и осознанием себя как его части, своей творческой способностью и разумом стремиться к восхождению от несовершенного к совершенному. Тогда только откроется перед человеком возможность сознательного влияния на ход эволюции Вселенной. Целенаправленное преобразование человеческой сущности - души, тела, разума - посредством воспитания, образования, науки рассматривается Рерихом как один из путей достижения гармоничной жизни. Важным моментом рассмотрения Живой Этики, одним из существенных моментов космической эволюции является Община, строящаяся на объединении, сотрудничестве, взаимодействии между людьми, между человеком и космосом.

Не менее важным моментом Живой Этики является роль Культуры в ее воспитательной благой цели. Культура у Н.К. Рериха является выражением прекрасного, а по цели - средством совершенствования человека и социума. Н. Рерих проводит прямую зависимость культуры от красоты: «Сознание Красоты спасет мир». Культура - это почитание Света, это движение к счастью человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа... Так Знамя Красоты и Мира объединяет мир... Под этим знаком объединятся Красота, Знание, Искусство и все народы» [31, 48]. Какое же образование может дать педагог, если он находится в постоянной печали и отчаянии...? Нужно убедиться в том, насколько нужна и важна для него жизненная программа Культуры, как оздоровительное начало... [84, 75].

Помимо указанных моментов в ореоле Культуры возникает, кроме Красоты, и Любовь как важнейшая опора Космической эволюции.

У Рериха Учитель (Творец, Иерарх) выступает как атрибут высшего миропонимания, потому что дает человеку веру в пробуждение мощных духовных сил и возможностей, что способствует совершенствованию и восхождению человека по спирали Космической Эволюции.

Таким образом, в работах Н.К. Рериха выступает и религиозное понимание мира: идеи органической взаимосвязи сущего и сверхкосмического принципов. По Н. Рериху мир представляет собой единую систему Мироздания, во главе которой стоит Мировой Дух. «В осознании, что Учитель насыщает дух ученика высшим пониманием, заключено все продвижение ученика. Истинно, кто же подымает дух ученика, если не его Учитель?...» [86, 64-65].

Для того чтобы образование выполнило свою основную воспитательную функцию, необходима, как считает Н. Рерих, система наук. Важнейшей задачей науки является ее познавательная функция. Учение Живой Этики полагает, что и физические, и психические, и духовные явления должны принадлежать просвещенному знанию. Речь идет о синтезе различных отраслей знания и создании единой науки, пронизанной нравственным началом. «Сказано, что материя есть кристаллизованный дух, но можно сказать и наоборот, ибо все, от тончайших энергий, есть материя... Так вдумайтесь в значение многих понятий, и вам станет понятно, насколько Мы желаем подойти ко всему с научной стороны...» [11, 272]. Данные рассуждения имеют непосредственное отношение к педагогическим идеям Н. Рериха, так как его космизм связывает в единое целое духовность и способность восхождения к высшим формам научного опыта и познания.

Главной функциональной способностью, составляющей сущность человека, является психическая энергия, играющая решающую роль в духовном развитии человека. Она лежит в основе высоких творческих способностей человека и не знает пределов и препятствий для развития. Учение Живой Этики считает, что психическая энергия имеет огромное значение для будущего личности. В процессе духовного труда и преображения сознания, также следуя принципам здорового образа жизни, человек излучает эту энергию в Космос, тем самым участвуя в энергетическом обмене с Вселенной. «...Психическая энергия заложена во всей природе, и особенно выражена в человеке. Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения - научить человечество обращаться с этим сокровищем... Самая лучшая защита, не только от болезней, но и от явлений вражеских, это сознательное применение психической энергии. Развитие ее есть самая насущная задача человечества... Творчество Космоса всегда создается напряжением всех энергий...» [31, 60-65]. Отсюда следует, что педагогическая задача всех воспитателей, родителей, учителей: а) обнаружить и выделить индивидуальный дар ребенка; б) создать условия для его самостоятельного развития; в) создать вокруг ребенка энергетическое поле любви.

Учитель как духовный наставник

Современная педагогика переживает противоречивый этап своего развития. С одной стороны, педагогические задачи воспитательной и образовательной активизации человека в условиях стремительного социального развития выдвигают педагогику и психологию в первые ряды среди наук о человеке. С другой же стороны, кризис наук о человеке не позволяет эффективно применять все накопленные человечеством знания, методы и приемы для решения многих современных воспитательных и образовательных задач, т. к. сегодняшний мир коренным образом отличается от мира наших «отцов».

Стереотипы старого мышления при неправильном их применении могут привести к тотальной духовной катастрофе. И все же основная идея педагогики - воспитание и изучение мира детства с целью обеспечения нового поколения духовно-нравственным потенциалом - остается актуальной во все периоды эволюционной и исторической реформации.

На сегодняшний день в ряде стран возникли глобальные проблемы экологического, демографического, экономического и политического характера, начались межэтнические и религиозные конфликты, стихийные бедствия, увеличилась преступность, наркомания, болезни, в том числе и психические. Они явились катализатором духовно-нравственного падения человека, утраты им веры в лучшее будущее. И в «детском королевстве» (А.Б. Орлов) происходит неладное и непонятное. Нравственные ценности в детском сознании зашли в тупик. Все это ведет к внутреннему конфликту, раздвоенности так как, что ребенок в семье видит одно, а на улице - другое, в школе ему внушают третье.

Появление малокомплектных частных школ, гимназий, лицеев, компьютеризация общеобразовательного процесса, все это в большей степени акцентирует внимание на интеллектуальности мышления и, в меньшей сте 63 пени, - на духовно-нравственном образовании и воспитании. Педагогические и психологические рекомендации сходятся на том, что необходимо разработать новые программы воспитания и образования, основанные на единстве трех начал: духовного, нравственного, интеллектуального. Именно это гармоничное триединство может оказать на воспитание нового человека как части Вселенной. Главные беды воспитания и ошибки его традиционных методов состоят в том, что человек XXI века продолжает оставаться замкнутым в себе, не осознает свое место во Вселенной, не расширяет границы своего мышления до планетарного, не чувствует ответственность за каждый свой шаг, за каждую мысль. Чтобы преодолеть узость своего мышления, он должен обратиться к истокам нравственности и духовности. Именно они являются «естественными лекарствами» от деградации человеческого сообщества, которая наблюдается сейчас в человеческом обществе.

Если в системе воспитания продолжает превалировать внешняя система ценностей в ущерб внутренней, если учитель продолжает вести себя авторитарно, если обучение ставится выше, чем воспитание высокоразвитой личности, то сейчас необходимо срочно пересмотреть все эти застойные методы в системе воспитания и образования. По нашим наблюдениям, сегодня в педагогической науке главный приоритет отдается такой цепочке: обучение -самообразование - развитие - самовоспитание. Как видим, воспитанию отводится второстепенная роль. Необходимость перестройки системы образования и воспитания становится очевидной.

Н.Рерих относился к понятиям «учитель», «школа» с глубоким уважением. Он говорил, что учитель должен быть духовным, творчески работающим человеком. Учитель прежде всего ответственен как перед собой, так и перед детьми.

«...Он должен принять дар знания, чтобы с той же готовностью передать их грядущему поколению...» [31, 57]. Н. Рерих отводил большое значение рас смотрению обстоятельств, влияющих на работу учителя, на те элементы его личности и деятельности, которые обеспечивают личностный рост учителя.

«... Так пусть учительство производится среди самых широких слоев. Пусть учитель сам заботится, чтобы его достоинство было высоко... Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением...» [84, 30]. Философ рассуждает, что в учителе должны превалировать открытость мысли, способность откровенно выражать свою любовь. «Также сказано давно: «Умеющий любить имеет сердце огненное»... Никакое рассуждение не дает того Огня, который возжигается искрою любви...» [11,173].

Одним из главных моментов является внутренняя уверенность учителя в возможностях и способностях каждого ученика. «... Негоден Учитель, пожелавший уравнять всех учеников, тем он себя унизит и совершит непоправимое злодеяние...» [31, 53]. Хороший учитель, указывает Н. Рерих, должен видеть внутренний мир и поведение каждого ребенка. «... Нужно начинать наблюдения над сердцем с младенчества. Можно таким образом нащупать известные периоды, когда дух постепенно овладевает телом...» [11,91]. Учитель, понимающий и принимающий внутренний мир детей, ведущий себя естественно, доброжелательно по отношению к детям, уже создает тем самым все необходимые условия для учения и развития в целом. Основой в структуре личности учителя является профессиональная направленность: Учитель должен быть, по словам Николая Константиновича, не подражателем, не просто толкователем, а каменщиком новых руд, т.е. учитель выступает не просто как руководитель, а как человек, стремящийся к «зову новизны», при этом создающий благоприятные условия для осмысленного учения, активирующий и стимулирующий любознательность и познавательные навыки у детей [31, 52].

Н. Рерих перечисляет ряд таких общих ценностей учителя, как терпение, любовь и свобода в сердце, наблюдение за качеством мысли ученика, ведение на путь Прекрасного. Он говорит о воспитательном значении сильной воли учителя, который должен иметь твердый характер. Требовательный и строгий учитель должен быть справедливым, должен приветствовать постоянный процесс сотворчества. Учитель должен позаботиться, чтобы на уроках царила атмосфера бодрости, чтобы учение укрепляло волю, формировало характер. «... Духовные лечения помогут не только предотвратить и телесные осложнения, они не только остановят разложение духа, но... дадут духу здоровое, поступательное движение...» [84, 52].

Ненасилие - основное требование в творчестве Н.К. Рериха

В эпоху глобальных социально-экономических изменений во всех сферах социального общества и перехода к рыночным отношениям первоначальными являются задачи воспитания у молодежи стремления постоянно учиться, мобильности, профессиональной самостоятельности, повышение интеллекта. Моральные же нормы отступают перед прагматизмом на второй план. Однако проблемы нравственности, духовности, интеллигентности продолжают оставаться одними из самых актуальных и нескончаемых спорных моментов в философии, педагогике, психологии и других науках. Более того, эта проблематика проявляет себя как доминант во всей своей совокупности в педагогических и философских размышлениях о человеке, его назначении в мире.

Век Кали-Юги (век войны, падения нравственности и угнетения человека человеком - санскрит), век НТР с новой мощью ставит перед человечеством задачу единения Истины, Добра и Красоты. Угроза распада общества порождена, как мы полагаем, немаловажной причиной: упадком нравственности. Последние годы столетия страшны именно разрушением последней, а человек, как существо образованное, думающее и чувствующее, перестал быть общественной ценностью. Необходимо «нравственное донорство» - духовная помощь старшего поколения молодому поколению- будущему планеты.

Именно детям сегодня нужна незамедлительная нравственная, психологическая, социальная, педагогическая помощь, потому что здоровое состояние детей представляет собой проблему общецивилизационного характера. Через средства массовой информации, через бульварную литературу на взрослых и детей обрушился целый поток негативной информации. В результате возникла духовная неразбериха, духовная деградация, которая пробуждает бессмысленную агрессию против всего и вся. «Лечебный эффект» будет получен только с помощью гуманного образования, воспитания, просвещения подрастающего поколения в школе, посредством и привития детям навыков духовного мышления.

Что касается традиционных отношений между взрослыми и детьми, то, например, А.Б. Орлов в своей работе «Психология личности и сущности человека» [62] отмечает, что этот комплекс отношений является наиболее устойчивым и ригидным стереотипом цивилизации. Орлов выделяет принципы традиционных отношений между взрослыми и детьми :

1. Принцип субординации: мир детства - придаток («обоз», «склад», «материал») мира взрослых. 2. Принцип монологизма: мир детства - чистая потенция, лишенная своего собственного и ценного для мира взрослых содержания, т.е. взаимодействие этих миров монологично и однонаправлено - от взрослых к детям. 3. Принцип произвола: мир детства всегда жил по законам взрослых. 4. Принцип контроля: мир детства жил всегда под контролем, как необходимым элементом процесса обучения и воспитания. 5.Принцип взросления: рост детей по придуманной миром взрослых «лестнице» возрастов. 6. Принцип инициации: перевод человека из одного мира в другой с глубоким вторжением мира взрослых в мир детства. 7. Принцип деформации: мир детства деформирован вторжением мира взрослых, «чистая культура» детства взрослым неизвестна.

«... Традиционная психология детства - подлинная креатура мира взрослости, одно из наиболее изощренных орудий деформирования мира детства и контроля над ним» [62,114-115].

В настоящее время к отношениям «взрослый-ребенок» в педагогической науке и практике мы наблюдаем и новые подходы. В прогрессивной традиционной педагогике принцип гуманизма всегда являлся стержневой основой. Гуманизм так же, как и традиционная педагогика в процессе социологических изменений в обществе эволюционирует и совершенствуется. Гуманистические традиции в педагогике берут свое начало с эпохи Возрождения, потому что именно тогда гуманизм стал складываться как система ценностей. Среди общечеловеческих ценностей на первое место тогда ставилось воспитание духовно свободной личности. Сегодняшний новый гуманизм должен вытекать из морали, построенной на принципах ненасилия. В условиях «неогуманизации образования» нельзя не учитывать тот методический и теоретический потенциал, который стал гордостью отечественной педагогики. Ученые-педагоги рассматривают традиционную педагогическую науку наравне с возникшими альтернативными подходами в педагогике. Задача состоит в том, чтобы логично объединить традиционные и новые, альтернативные подходы в педагогике, позволяющие совершенствовать воспитание и обучение.

Альтернативные подходы представляют собой новые направления в педагогике, предлагающие оригинальные, нетрадиционные способы решения педагогических задач. В современной гуманной педагогике традиционной всегда являлась педагогика сотрудничества, сотворчества, педагогика диалога, педагогика риска, педагогика прав человека. Среди отмеченных направлений в педагогике, принцип педагогики ненасилия занимает особое место, представляющее собой исключение принуждения личности. Это не новое, но самостоятельное направление в практике педагогов, в основе которой лежит кардинальное изменение отношений взрослого поколения к детям, основанное на взаимопонимании.

Сущность рассмотрения педагогики ненасилия как одного из гуманистических течений в педагогике состоит в раскрытии социалыю-философско-психологического содержания понятия «педагогика ненасилия».

Педагогика ненасилия перекликается с идеями свободного воспитания. Течение это появилось в XVII веке и было тесно связано с идеями Ж-Ж. Руссо, сторонника естественного воспитания. В основе «естественного воспитания» лежит принцип природосообразности. Воспитание должно быть естественным, т.е. ему должно быть свойственно понимание значения возрастных особенностей развития ребенка. Человеческая природа осознается как чувственное существо, как самобытный и неповторимый субъект моральных отношений. Под «свободным воспитанием» Ж.-Ж. Руссо понимал воспитание в специально созданных определенных условиях, стимулирующих развитие положительных черт или направляющих в нужное русло нежелательные качества. В воспитании не должны быть использованы меры принуждения. Благодаря свободе, воспитанник перестает быть инструментом в руках воспитателя и представляет собой самостоятельный субъект. Ж.Ж. Руссо считал, что надо воспитывать в человеке желание действовать в интересах других людей. Целью воспитания в своей педагогической теории писатель считал подготовку личности к социальной жизни и выработку в ней навыков к совершенствованию, умение и желание оставаться нравственной личностью в любых обстоятельствах. Воспитанию и обучению должна сопутствовать радость, чтобы ребенок с удовольствием их воспринимал. Свободное воспитание - это воспитание, ведущее к полному раскрытию способностей с учетом конкретно-чувственного опыта ребенка.

Важная роль в отстаивании идей свободного воспитания принадлежала М. Мантессори. Свой взгляд на теорию свободного воспитания она изложила в труде «Дом ребенка» (1907).

(. Главная идея Мантессори состояла в невмешательстве педагога в про цесс естественного роста ребенка, в создании условий, которые обеспечили бы развитие у детей способностей к самостоятельному удовлетворению своих интересов. Основа обучения и воспитания базируется на принципе свободных самопроизвольных и непосредственных проявлений. Именно деятельность является проявлением свободы. Но нельзя быть свободным, не проявляя при этом самостоятельности.

Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого началась с обучения крестьянских детей в Ясной Поляне. Его опыт стал событием в истории образования России. Яснополянская школа явилась трехлетним плодом его педагогической деятельности. Конкретной учебной программы обучения и установленного расписания здесь не было. Уроки строились на основе свободных бесед учителя с учениками. Посещение было свободным, но многие дети не уходили домой и задерживались до 6-7 часов вечера. Никогда не делалось замечаний за опоздания. Детей было по 30-50 учеников от 7 до 13 лет. Четверо учителей они вели занятия, они относились к детям очень благожелательно, способствовали развитию их познавательных интересов, приучали самостоятельно мыслить и работать. Главным в этой школе был психологический настрой, поэтому особенно учитывалось настроение и поведение детей, мотивы детских реакций на различные методы обучения, учитывались особенности периодов их развития. Л. Толстой писал, что альтернативная школа может быть создана, если педагоги откажутся от старого взгляда на школу, которая представляет собой дисциплинированную роту солдат. Толстой считал, что школа должна основываться на принципах свободного воспитания. Подтверждением этому была его яснополянская школа. Ученик должен иметь право выбора, свободно говорить, что ему не подходит, или «уклоняться от того образования, которое не удовлетворяет его: критерий педагогики есть только один - свобода» (Л.Н. Толстой).

Похожие диссертации на Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно-нравственном развитии личности