Введение к работе
Актуальность и постановка проблемы исследования. 6 конце XX столетия у человечества хватило мужества признать, что современная цивилизация не привела к осуществлению ранее провозглашаемых оптимистических прогнозов относительно ускорения его развития. Напротив, признан факт наличия глубокого и всестороннего кризиса, острейших глобальных проблем, среди которых потеря человечности - одна из основных. Это не может оставить-безучастными тех. кто озабочен судьбами и перспективами развития человечества.
Поиск путей выхода из сложившегося положения обсуждается как в развитых, так и в развивающихся странах. Это касается социальной жизни, политики, экономики, экологии, образования. Осознаваемая опасность, как уже случалось неоднократно в предыдущие века, заставляет обратиться к идеям гуманизма, к общечеловеческим ценностям, придать им статус наиболее значимых факторов социального прогресса. Последнее, в свов очередь, требует определить соотношение глобальных и национальных тенденций, учесть специфику как национально-политического развития каждой из стран, так и историко-культурных традиций народов, их веры и ментальных характеристик.
Сегодня уже определены некоторые возможные пути выхода из кризиса. Главный из них - реформирование образования как одного из влиятельных компонентов социальной инфраструктуры современного общества. Именно на образование возлагается надежда в решении многих глобальных проблем человечества: сохранения мира. ликвидации неграмотности, предотвращения экологической катастрофы, улучшения экономических показателей жизни народов, возрождения духовности. Соответствующая трансформация сознания и' поведения ладей возможна при условии наполнения образования гуманистическим содержанием, общечеловеческими ценностями и смыслами, повышения в образовательном процессе роли субъектных параметров человека. Это позволит, хотя и не в таком ближайшем будущем, улучшить взаимопонимание народов, сделает реальным диалог национальных культур, приведет к соответствию уровень общекультурного и социально-нравственного развития и профессиональной подготовки людей требованиям современного цивилизавдон-ного' процесса.
Однако явно наблюдаемые прогрессивные тенденции в современном образовании являются все таки недостаточными для того, чтобы в полной мере решить названные задачи, так как оно само пре-
бывает в состоянии серьезного кризиса. Причем, это касается образования не какой-либо отдельной страны, а мировой системы образования в целом. Указания на это мы обнаруживаем в. работах таких зарубежных и российских теоретиков образования, как Р.Г.Кумбс, Дж.Холт, Ч.Дюран. Б. С.Гершунский и др.
Этим объясняются глобальные масштабы, которые приняло реформирование образования. Анализ-концепций и опыта, проводимых в разных странах реформ образования, расширяет представления о мировом образовательном процессе, дает возможность выявить его закономерности, отдифференцировать частные и общие проблемы, предостерегает от неверных стратегий и ошибок. В связи с вышесказанным становится понятным интерес к теории и практике функционирования образовательных систем, в зарубежных, в том числе и арабских, государствах, относящихся к-большой группе развивающихся стран.
Нужно отметить, что арабская философия и культура всегда привлекали российских ученых {С.М.Алиев.- А.В.Авксентьев, А.Ахмедов. Л.Б.Борисов. Л.С.Васильев. Б.С.Ерасов, Ґ. М.Керимов, А. В. Сагадеев. Т. П. Тихонова, Е. А. Фролова. Л. И. Шайдуллина и др.). Однако педагогическое наследие народов арабских стран - богатейший культурный пласт - практически еще не освоен наукой. Отсутствие должных знаний об этом наследии, накопленном вековой мудростью восточных народов, является серьезным препятствием к созданию подлино научной концепции единого всемирно-исторического педагогического процесса.
Мыслителями Востока были выдвинуты многие прогрессивные пе
дагогические идеи (Ибн-Мискавеях. Ибн-Сина, , Носир-и-Хирсроу.
Хальдун и др.). Их педагогическое наследие оказало огромное
влияние на развитие педагогической мысли как на Востоке, так и
на Западе. В современный период, когда начался интенсивный про
цесс , усиления взаимозависимости стран и народов, становления
целостности мира в условиях его многообразия и противоречий,
перед наукой встала неотложная задача опровержения концепций
европоцентризма, откровенно направленных против положительной
оценки вклада народов Востока во всемирную историю педагогики.
Знание закономерностей развития всемирно-исторического процесса
образования, в том числе и арабских стран, пополнит и обогатит
педагогическую мысль. .
Происшедшие в последние десятилетия изменения в социально-экономической ^и политической жизни арабских стран затронули
и образование, поставили вопрос о его гуманизации и приведении в соответствие с мировой образовательной системой. Это обусловливает необходимость осмыслить специфические особенности уже сложившихся систем образования, выявить основные тенденции их реформирования, дать оценку современной образовательной ситуации в арабских странах, обосновать прогностику долговременных перспективных программ развития образования. Сегодня арабские общественные деятели и теоретики образования понимают," что без гуманизации образования вообще, школьного в частности, арабские страны не смогут продвигаться по пути создания демократического общества, ориентированного на человека.
Анализ работ по общим и частным проблемам образования как российских ученых-"арабистов" (Д.Б.Добродедов. И.П.Беляев, О.Г.Герасимов, Н.В.Жданов, А.Л.Игнатенко. В.Л.Шаев, В.В.Наум-кин, Д.К.Пономарев. В.Л.Фатис и др.). так и арабских ученых (Абдула Алимджидель, Абдель Вахид Салех, Омар Мухаммед аль-Шиба-ни, Абделла Адель Дайм, Шерван Аля ваттах. Гарби Махмуд Ахмад и др.) показывает, что гуманистические аспекты образования в них не выделяются в качестве предмета самостоятельного исследования и рассматриваются лишь в общем психолого-педатогическом контексте. .
Этот же анализ свидетельствует и о той, что специальных исс- -ледований по выявлению основных направлений и- особенностей гуманизации образования в арабских странах не проводилось. Объясняется это . по-видимому, тем, что образовательные теории и практика в этих странах находятся до сих пор в стадии становления. В то же время, как показало непосредственное изучение систем образования в странах Ближнего Востока, и в частности в Иордании, одной из стран древней цивилизации, с вековой мусульманской культурой, оказавшей существенное влияние на материальную и духовную культуру Ближнего Востока, такое исследование сегодня становится вполне реальным.
Рамки настоящего исследования, естественно, не позволяют охватить всего разнообразия существующих вариативных моделей образования в арабских странах. В этой связи мы сочли возможным рассмотреть лишь проблему гуманизации современного образования в странах Ближнего Востока, решение которой является условием . их вхождения в мировое образовательное пространство. В соответствии с проблемой исследования его тема была сформулирована следующим образом: "Гуманизация современного образования в
странах Ближнего Востока":
Объектом исследования является образовательная теория и практика в странах Ближнего Востока, а его предметом выступает гуманизация образования как условие приобщения и вхождения образовательных систем арабских стран в мировое образовательное пространство.
Цель исследования поэтому заключается в изучении основных тенденций развития гуманистических идей в современной образовательной теории и практике стран Ближнего Востока.
Общий замысел и поставленная цель обусловили необходимость решения следующих задач исследования:
установить истоки гуманистических идей, развиваемых в современной образовательной теории и практике стран Ближнего Востока;
выявить гуманистический потенциал современных арабских педагогических концепций;
дать характеристику основных направлений гуманизации современного" образования в странах Ближнего Востока; >
изучить гуманистические традиции и новации в образовательных системах арабских стран (на примере Иордании);
подготовить научно-методические рекомендации по проблеме исследования для преподавателей и студентов по сравнительной педагогике.
В качестве общей методологии исследования служили идеи нового политического мышления о едином, целостном, взаимосвязанном и противоречивом современном мире; о приоритете общечеловеческих интересов и ценностей над национальными, государственными, классовыми и групповыми; о необходимости решения проблем развивающихся стран путем создания нового равноправного социально-экономического порядка посредством конструктивного и созидательного взаимодействия государств в масштабах всей планеты.
Конкретно-научную методологию исследования составили принципы' системного и ценностного подходов к изучению образования, единства логичрского и исторического в педагогическом познании.
Теоретическую основу исследования составили современные теории гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, И.В.Бестужев-ЛадаГ Е. В. Бондаревская. И. А. Колесникова. К. Роджерс. В. А. Сластенин. Н.Д.Никандров. Е.Н.Шиянов и др.). личности и ее развития {Б.Г.Ананьев, Б.Г.Асмолов. В.В.Белоус, А.И.Донцов. И.Б.Котова, А.В.Петровский, В. А. Петровский и др.), исследования по сравни-
тельной педагогике (В. П.Борисенков, Б.Л.Вульфсон, 3.А.Малькова. К.И.Салимова. А.Е.Ширинский и др.) и этнопедагогике (И.А.Арабов, Г.Н.Волков, Е.Е.Хатаев. Шоровидр.).
Нсточниковой базой исследования стали теоретические труды российских и зарубежных ученых по востоковедению и проблеме гуманизации образования; ежегодники ЮНЕСКО о положении дел в области образования в мире; законодательные акты, официальные документы по образованию; диссертации, авторефераты и научные публикации по вопросам образования в странах Ближнего Востока и в частности в Иордании; методическая литература, учебники и учебные пособия,- используемые в школах Иордании, личные наблюдения автора за деятельностью учителей в арабских школах, беседы с ними, опросы учащихся.
Для решения поставленных исследовательских задач согласно принципу адекватности цели и'предмета исследования были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической и психолого-педагогической литературы; ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ различных научных и документальных источников; изучение и обобщение педагогического опыта в России и за рубежом; непосредственное наблюдение учебно-воспитательного процесса в арабских школах (Иордания. Москва); беседы и интервью с учеными,деятелями образования и учителями арабских стран; анкетирование выпускников средних школ (Иордания).
Работа выполнялась в рамках комплексной исследовательской программы Южного отделения Российской академии образования "Личностно-развивающие образовательные системы Южно-Российского-региона". Личное участие автора состояло в изучении основных. идей современной образовательной теорий и практики стран Ближнего Востока и их сопоставительном анализе с идеями гуманизации российского образования.
Исследование осуществлялось в несколько этапов с 1991 по 1996 годы.
Первый этап (1991-1992ГГ.). Практическое знакомство с проблемой гуманизации образования в школах Южно-Российского региона и Иордании и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы с целью изучения степени разработанности этой проблемы.
Второй этап (1993-1994ГГ.). Ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ проблемы, построение программы исс-
ледования. проведение анкетирования и интервьюирования иорданских учителей и школьников, наблюдений за учебно-воспитательным процессом в арабских школах, изучение школьной документации, программ и учебников, передового педагогического опыта по проблеме гуманизации образования.
Третий этап (1995-1996ГГ.). Обобщение результатов исследования, подготовка выводов и научно-методических рекомендаций, оформление диссертации.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:
-
Альтернативу традиционному осмыслению истории идеи гуманизации, принятому в Российской и мировой педагогике, составляет история идеи гуманизации, глубинно вписанная в религию, культуру и образование арабских стран, что позволяет иначе интерпретировать подлинную историю развития мирового гуманистического образовательного процесса.
-
Детерминантой гуманизации образовательного процесса в странах Ближнего Востока является арабо-исламская культурная традиция как часть восточной. Составляющими этой традиции и основными "модусами" существования идеи гуманизации в истории и теории образования этих стран являются особенности менталитета мусульманского сообщества; политическая культура, сущность которой составляет концепция исламской государственности (хали-
' фат); семейно-бытовые обычаи и нравы, отношение к женщине, детям; арабо-мусульманская научная мысль и искусство, для которых характерны космизм (подчиненность парадигме вселенской гармонии), философичность, энциклопедичность. поэтичность.
-
В современной арабской педагогиической мысли выделяются три тенденции в решении проблемы гуманизации образования (либеральная, радикальная, национальная), которые, несмотря на их различия, сходятся в понимании "мусульманской гуманизации", имеющей в своей основе идеи возрождения "цивилизаторской миссии" ислама, утверждения приоритета духовного начала, веры.
-
Основные направления гуманизации в современной образовательной практике стран Ближнего Востока связаны с ликвидацией неграмотности взрослых, реализацией всеобщего обязательного неполного среднего образования и обеспечением женщинам равных с мужчинами прав в, получении образования; формированием гуманистического мировоззрения у учащихся и студентов путем приобщения их кэкономической и духовно-нравственной религиозной жизни;
совершенствованием учебных планов, программ, учебных книг, дополняемых социально-гуманитарными знаниями; разработкой и внедрением педагогических традиций и новаций, создающих нравственно-психологический климат в образовательных учреждениях и условия для интеллектуальной свободы учащихся и студентов.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят прежде всего в том, что проблема гуманизации образования в странах Ближнего Востока впервые стала предметом специального исследования. В работе с помощью рефлексивного анализа идеи гуманизации, органично присущей философии, религии и педагогической мысли стран Ближнего Востока, показаны приоритеты разработки и внедрения этой идеи по сравнению со странами Западной Европы и России; выделены и осмыслены основные формы репрезентации идеи гуманизации в образе жизни, религии, образовании мусульман; выявлен гуманистический потенциал современных арабских педагогических концепций и охарактеризованы основные тенденции и направления гуманизации образования в странах Ближнего Востока.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что в нем получен материал, который может быть использован педагогами как источник осмысления возможностей гуманизации в общеобразовательной и высшей школе, как фактологический материал по истории педагогики, вскрывающий подлинную историю движения идеи гуманизации в странах Ближнего Востока, позволяющий в дальнейшем сопоставлять пути и темпы разработки и внедрения, этой идеи в странах с различными религиозными и светскими традициями. '. - -
Материалы, исследования могут быть также использованы при чтении курсов по истории образования и сравнительной педагогике' в педагогических учебных заведениях, при создании и реализации инновационных образовательных программ в регионах с исла-мо-культурными традициями.
Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечены методологической оснащенностью, единством общенаучных и конкретных методов сравнительно-педагогического исследования, их соответствием его целям, задачам и логике, репрезентативностью источниковой базы, позволившей создать необходимый фактологический фонд, подтверждающий основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем пуб-
ликации научных статей и тезисов выступлений, их обсуждения на научных конференциях, аспирантских семинарах и заседаниях педагогических кафедр Ставропольского государственного университета (1994-1996 гг.). Ставропольского государственного технического университета (1995-1996гг.), Южно-Российских педагогических чтениях, проводимых Южным отделением Российской академии образования (г.Майкоп. 1994; г.Карачаевок,1995; ВДЦ "Орленок". 1996).
Материалы исследования внедрены в курсы "Истории образования и педагогики", спецкурсы по сравнительной педагогике и этнопе-дагогике в Ставропольском и Калмыцком государственных университетах, в учебно-воспитательный процесс государственных школ Иордании (г.Ирбид. Г.Амман. г.Зерга) и мусульманской школы г.Москвы.
Структура диссертации отражает логику, содержание научного поиска и результаты исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.