Содержание к диссертации
Введение
1. Теоретические основы формирования творческой деятельности педагога 17
1.1 . Творческая активность личности как общепсихологический феномен 17
1.2. Педагогическое творчество; его признаки и сферы проявления в деятельности учителя 40
1.3. Структура, содержание и условия формирования у студентов педагоги ческого колледжа творческой деятельности 78
Выводы к первой главе 107
2. Формирование творческой деятельности студентов педагогического колледжа как ведущая проблема профессиоанальной подготовки учителей 110
2.1. Состояние проблемы творческой активности студентов педагогических колледжей
2.2. Содержание и методика формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа 116
2.3. Анализ результатов экспериментального обучения 154
Выводы ко второй главе 209
Заключение 213
Список литературы 222
Приложения 237
- Творческая активность личности как общепсихологический феномен
- Педагогическое творчество; его признаки и сферы проявления в деятельности учителя
- Состояние проблемы творческой активности студентов педагогических колледжей
- Содержание и методика формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа
Введение к работе
Актуальность исследования. Школе сегодня требуются учителя, обладающие творческим потенциалом, гибкие, инициативные, поэтому приоритетной задачей современного образования становиться подготовка специалиста, владеющего определенным багажом знаний, умений и навыков, стремящегося к творческому поиску, умеющему нестандартно мыслить и творчески работать.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема подготовки педагогических кадров через формирование у них творческой педагогической деятельности. А это, в свою очередь подталкивает к необходимости более глубокого изучения условий, при которых возможно приобретение этого, разработки путей формирования у студентов педагогического колледжа творческой педагогической деятельности.
Социальные, политические, культурные изменения в обществе обнажили пробелы учебно-воспитательном процессе современного образования. В современной системе образования выделяют переход к творческой самореализации всех участников учебно-воспитательного процесса. Традиционные пути решения уже не подходят для решения этих проблем. Определение перспектив дальнейшего развития педагогической системы требует творческого подхода.
Вопрос профессионально-творческой подготовки студентов один из самых сложных. Однако это та сфера, в которой заложены дальнейшие возможности повышения эффективности профессиональной подготовки студентов. Ориентация на личность студента, его индивидуально-творческое развитие может рассматриваться как одно из условий совершенствования профессиональной подготовки высококвалифицированных творческих кадров. Потребность современной системы образования в активных, творческих специалистах, обладающих способностями к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому поиску, лабильных, умеющих нетрадиционно подходить к решению различных ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе, способных к планетарному мышлению определила выбор темы диссертации: "Формирование творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа". Именно эти вопросы в настоящее время оказались недостаточно изучены, и их решению уделяется мало внимания в системе среднего профессионального образования. В колледжах по-прежнему преобладают традиционные формы, методы и приемы деятельности, сохраняется репродуктивно-массовый принцип обучения, и как следствие практически отсутствуют творческие подходы, в результате остаются неиспользованными индивидуальные потенциалы личности.
В настоящее время наукой накоплено много материала в области педагогической деятельности. Но вопросы становления творческой направленности студентов к педагогической деятельности остаются по-прежнему актуальными. Современная наука не располагает достаточным количеством теоретического и практического материала для решения этого вопроса. Освещены отдельные аспекты этой проблемы. Проблемам творчества в деятельности учителя уделяли внимание В.И. Андреев, В.И. Загвя-зинский, В.А. Кан-Калик, Ю.Л. Львова, Н.Ю. Поталюк. Подготовка будущих учителей к творческой деятельности была исследована В.В. Краевским, В.Г. Максимовым, Н.Д. Никандровой, Я.А. Пономаревым, М.М. Поташником, В.А. Сластениным и др. М.Я. Виленский, Е.А. Климов, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Г.С. Сухобская занимались исследованием закономерностей развития профессионально значимых качеств личности учителя. Совершенствование педагогической техники и технологии как важнейшее направление педагогического творчества рассматривалось в работах В.П. Беспалько, М.В. Кларина, М.И. Махмутова, Г.К. Селевко, М.А. Чошанова, А.И. Ума-на, Н.Е. Щурковой. Однако комплексно, структурно вопрос профессионально-творческой подготовки студентов в педагогических колледжах до сих пор не решен. Не достаточно разработаны также и технологии обучения творческой педагогической деятельности.
Проблема творчества в большей степени очень активно изучалась психологической наукой (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, А.П, Нечаев, Ю.П. Платонов, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, И.В. Страхов, С.Л Рубинштейн и другие). В педагогическом аспекте эта проблема, по выражению В.А. Сухомлинского, являлась одним из участков педагогической целины. В ряде работ В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Н.Д. Никандрова, М.М. Поташника, Р.Х. Шакурова и других отечественных и зарубежных исследователей творчество рассматривалось в рамках изучения педагогического, педагогического мастерства, в качестве предмета теоретического осмысления сущности и специфики творчества. Изучением, обобщением и анализом передового педагогического занимались А.С. Батышев, A.M. Гель-монт, В.И. Загвязинский, М.И. Махмутов, И.П. Раченко, Л.И. Стрелец и другие.
Педагогическую науку интересовали также отдельные аспекты творчества. Серьезное внимание уделяется формированию педагогических умений (О.А. Аббдулина, В.Г. Боброва, Э. Граф, В.А., СИ. Кисельгоф, Н.Н. Кузьмин, Н.В. Кузьмина, И.П. Огородников, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, С.Л. Суворова, Л.Шиффлер, А.И. Щербаков и другие).
Интерес представляют работы, касающиеся формирования профессионально-творческой активности студентов высших учебных заведений (В.И. Андреев, Н.Л. Баграмянц, К.Г. Браже, Г.Н. Валькова, Л.Н. Кубашичева, Т.Н. Черняева, Л.Л, Шевченко, и др.); развитие мотивационно-личностного компонента формирования творческой педагогической деятельности и интереса к будущей профессии (В.В. Арнаутов, Н.Н. Демиденко, О.М. Краснорядцева, М.А. Петрова, Ю.В. Прошунина, И.Н. Розовская.).
В целях становления творческой активности студентов рассматриваются отдельные компоненты повышения профессиональных умений будущих учителей в условиях педагогической практики (И.П. Коновалова, Д.Л. Опрошенко, Л.И. Павлова, Н.Д. Ряховских, Н.А. Соловьева и другие); внеучебных мероприятий (В.В. Горбенко, Е.В. Милькова, А.Н. Чиж и другие); в рамках самостоятельной работы студентов (И.П. Копотюк, Г.Г. Левченко, Т.М. Никитина, П.И. Пидкасистый и другие); исследовательской деятельности студентов (Г.В. Денисова, И.Г. Копотюк, Е.В. Набиева, Т.И. Торгашина и другие).
Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что хотя и накоплен определенный опыт исследований формирования творческой педагогической деятельности, он не дает однозначного ответа о формировании данной деятельности у студентов педагогических колледжей, а также о педагогических условиях их развития.
В нашей стране и за рубежом имеется много новаторских идей в деле воспитания и обучения молодого поколения. Это, например идеи, которые относятся к 80 годам XX столетия Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковои, В.Ф. Шаталова и других педагогов-новаторов. Но как сделать так, чтобы эти идеи были использованы студентами, чтобы студенты могли свободно оперировать ими. Здесь будет недостаточно простого ознакомления с передовыми идеями педагогики, методики преподавания, т.к. в этом случае показываются лишь отдельные внешние методы, приемы, средства деятельности. А для того, чтобы студенты захотели и смогли применить эти идеи на практике необходимо раскрыть суть системы в целом, связать успехи в практической деятельности с объективными закономерностями психологической и педагогической науки, показать причинно-следственные связи между целями, задачами, методами, средствами и результатами деятельности.
Несмотря на то, что в педагогических колледжах много внимания уделяется педагогической практике, необходимо более четко уяснить, при каких условиях теория и практика станут союзниками, сольются в единую систему. А это предполагает также и активность студентов, осознанную потребность в новых начинаниях, творческий подход к решению этой проблемы.
К сожалению, студенты не всегда используют на практике важнейшие положения педагогики и психологии. Многие знания так и остаются теоретическими, не подкрепленными соответствующими умениями и навыками.
Педагогическому творчеству можно и нужно учить студентов. Несмотря на то, что формулы творчества нет, можно говорить, по словам В.И. Загвязинского, о примерных процедурах поиска, принятия и воплощения в жизнь творческого педагогического решения. Необходимо сознательно формировать, стимулировать творческий поиск, а для этого нужно показать студентам элементы, этапы творческого процесса, максимально оптимизировать процесс обучения, т.е. отказаться от шаблона, трафаретности.
Как неотъемлемый компонент в структуру творческой педагогической деятельности в современном обществе должна входить культура межнационального взаимодействия, т.е. это отношения между народами, группами, представления о них, взаимное восприятие. В настоящее время человечество все больше начинает осознавать себя единым целым, происходит интеграция в различных сферах жизни. Вместе с тем все более обостряются межэтнические конфликты. Это приводит к тому, что некоторые регионы превращаются в настоящий конгломерат этносов и религий. B.C. Кукушкин [83], например, приводит следующие цифры - по результатам переписи населения, проведенной в 1989 году, в Ростове-на-Дону живут представители 108 национальностей, в Таганроге - 107, в Шахтах - 80, в Волгодонске - 62, в Зеленограде - 38. По оценкам 1995 - 1997гг. русское население в Ростовской области составляло 91%, в Ставропольском крае - 78%, в Адыгее - 68%, в Карачаево-Черкесии - 42%, в Кабардино-Балкарии - 32%, в Северной Осетии - 30%, в Чечне и Ингушетии - около 20%.
В связи с обострившимися межнациональными разногласиями в нашей стране и в мире усилились миграционные процессы. Особенно остро вопросы многонационального характера образования стоят в Московском регионе. Москва и Московская область, с традиционным преобладанием русского населения, превратились в многонациональные и многоконфессиональные образования. Значительно увеличилось число инонациональных диаспор, которые продолжают пополняться за счет притока мигрантов из зон межэтнических и региональных конфликтов. По данным Г.Г. Абдулка-римова [1] в Москве проживают представители 150 национальностей; каждый десятый житель столицы — нерусский. Поэтому система образования должна учитывать эту ситуацию. В Законе "Об Образовании" Российской Федерации (2002 год), одним из принципов государственной политики выдвинут принцип защиты и развития системы образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства. В связи с этим центральной проблемой в общей структуре формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогических колледжей должна рассматриваться проблема готовности студентов к осуществлению воспитания культуры межнационального общения, воспитания патриотизма, веротерпимости, толерантности, подготовка студентов к работе в школе с многонациональным составом учащихся.
В школах с многонациональным составом учащихся необходимо учитывать своеобразие социально-психологических процессов, так как они существенным образом влияют на поведение и действия учащихся, и на эффективность воспитательной работы среди представителей различных народов. Принимая во внимание национальные особенности учащихся, можно рассчитывать на положительные результаты в образовательном процессе. В противном случае, учитель оказывается в затруднительном положении. Необходимы серьезное осмысление и целенаправленный учет свойственных для поведения и взаимоотношений учащихся различных этнических общностей ценностей. При этом не должно быть бездумного следования за настроениями и поступками учащихся различной национальности, требуется систематическое прогнозирование их поведения.
Ведущим принципом построения отношений между представителями разных этносов должен стать принцип толерантности. B.C. Кукушкин и Л.Д. Столяренко толерантность определяют как терпимость к кому-либо или чему-либо, веротерпимость,
расовая терпимость, национальная терпимость [83]. Нетерпимость же, напротив, проявляется в запальчивости, требовательности, непостоянстве и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости.
В отечественной и зарубежной политологической и философской литературе имеется ряд работ, рассматривающих понятие толерантности (B.C. Библер, М.Ганди, А. Гжегорчик, А.А. Дергач, М.Л. Кинг, М.С. Коган, Ж. Саймон, А.Д. Сахаров, В.А. Тишков и др.). В педагогической науке также уделялось внимание толерантности. Это прежде всего, идеи и подходы "Гуманистической педагогики " (Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилов и др), "Педагогики сотрудничества" (О.С. Газман, И.П. Иванов, СТ. Шацкий и др.), "Педагогики ненасилия" (А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.), "Педагогики культуры мира" (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекен-дорф и другие).
Исследования О.Б. Скрябиной показали [149], что у большинства учащихся старших классов преобладает поляризированное сознание, конфликтность, методы прямого, силового воздействия в решении конфликтных ситуаций, то есть отсутствует толерантное сознание. В свою очередь, и учителя не готовы к формированию толерантного сознания у учащихся.
Для того чтобы добиться мира на земле, познавать мир, творить, необходимо воспитать в каждом человеке межнациональную, межрасовую толерантность, интерес к культуре других этнических народов. Об этом же говорил и И.С. Кон, когда писал [45], что для того, чтобы понять характер народа недостаточно применять только индивидуально-психологические методы исследования, нужно изучать, прежде всего, историю, общественный строй и культуру народа.
В связи с этим, одной из первоочередных задач современной воспитательной политики является формирование у подрастающего поколения толерантного сознания, в частности, этнической толерантности. К сожалению, на сегодняшний день, постоянным спутником развития российского общества стало воспроизводство межнациональных противоречий. Цена межнациональной нетерпимости и противостояния очень велика. Это и беспризорные дети, и разрушенные семьи, и погибшие люди. Обострение этих противоречий приводит к сохранению негативных этнических установок у значительной части населения, и, в первую очередь, в детской и молодежной среде.
Для сохранения самобытности России как традиционно многонационального государства у подрастающего поколения необходимо сформировать осознание того, что оно живет в многонациональном государстве, где каждая народность имеет свою культуру, традиции, менталитет, свой язык, где все народности равны.
За последние 10 лет деятельность ЮНЕСКО по межкультуральному воспитанию направлена на сохранение культурной открытости детей посредством конструктивного диалога культур - источника взаимного обогащения. Воспитание детей в духе мира должно осуществляться в том же направлении. Его цель — избежать в процессе культурной идентификации закрытости, непонимания, нетерпимости, неприятия того, что является иным.
Поэтому, школа, как никогда нуждается в учителях, способных к работе с многонациональным составом учащихся. В связи с этим центральной проблемой в содержании и методах подготовки студентов педагогических колледжей, будущих учителей, должна рассматриваться проблема готовности студентов к осуществлению воспитания культуры межнационального взаимодействия, подготовка студентов к работе в школе с многонациональным составом учащихся. Этой проблеме в нашей стране уделяется неоправданно мало внимания. В основном исследования касаются изучения философского и психологического аспекта изучения национального характера, мышления, самосознания (B.C. Агеев, Л. Гумилев, Л.М. Дробижева, И.С. Кон, В.И. Козлов, А. Цюрупа, и др.). Ряд работ посвящены исследованиям отдельных этнических групп: их обычаям, национальной культуре (С.Ш. Гаджиева, И.И. Георги, П.А. Головинский, Н. Деметр, Н.Ф. Дуюровин, А.Э. Измаилов и др.). В последние десятилетия появились исследования в области этнопедагогики (З.П. Васильцова, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, B.C. Кукушкин, М.Г. Тайчинов). Однако глубоких научных исследований, касающихся подготовки профессиональных специалистов для работы в многонациональных школах России на сегодняшний день нет.
Учителя часто, особенно на начальном этапе своей профессиональной деятельности, испытывают серьезные затруднения в управлении межнациональными отношениями в классе. Объясняется это, в первую очередь тем, что при подготовки студентов к педагогической деятельности отсутствует работа в этом направлении. Студентам не разъясняются формы и методы руководства многонациональными коллективами, не проводится работа по знакомству студентов с многонациональным составом нашей страны, не формируется толерантное сознание студентов. Поэтому, в настоящее время молодые учителя школ оказываются практически беспомощными, сталкиваясь на первых порах с различными психолого-педагогическими ситуациями, возникающими в многонациональных коллективах. Исследования Э.А. Саракуева и В.Г. Крысько показали [149], что только через 4-5 лет после начала педагогической деятельности у учителей появляются достаточные знания национально-психологических особенностей детей, с которыми им приходиться работать, и только потом формируются устойчивые умения и навыки регулирования межнациональных отношений.
Итак, современная образовательная ситуация в колледжах характеризуется рядом противоречий:
- возрастающей потребностью общества в творчески активной личности учителя, в необходимости совершенствования его профессиональных качеств и недостаточной теоретической и методической разработкой процессуальной стороны формирования творческой педагогической деятельности студентов;
- объективный рост численности учащихся различных национальностей в Российских школах, с одной стороны, и отсутствие в рамках формирования педагогического творчества эффективных механизмов подготовки студентов в работе в школах с многонациональным составом учащихся.
Исходя из наличия данных противоречий, определена педагогическая зона исследования, цель которого - предложить пути формирования творческой педагогической деятельности студентов.
Таким образом, проблема исследования требует разработки такой технологии обучения, которая обеспечила бы теоретическую и практическую подготовку студентов колледжа к осуществлению творческой педагогической деятельности и являлась бы научно-обоснованной методикой формирования и совершенствования творческой профессиональной деятельности.
Таким образом, проблема исследования требует разработки технологии обучения, обеспечивающей теоретическую и практическую подготовку студентов колледжа к осуществлению творческой педагогической деятельности и являющийся научно-обоснованной методикой формирования и совершенствования творческой профессиональной деятельности.
Недостаточная глубина научно-методической разработанности проблемы определила тему исследования: "Формирование творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа".
Цель исследования: разработка модели формирования творческой деятельности студентов педагогического колледжа.
Объект исследования - процесс формирования творческой педагогической деятельности будущих учителей.
Предмет исследования - педагогические условия и средства формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа.
Гипотеза исследования - процесс формирования творческой деятельности у студентов педагогического колледжа будет прогнозируемым и управляемым, если:
- определить четкую и диагностически заданную цель;
- обеспечить содержание деятельности в виде системы комплексного воздействия на студентов на протяжении всего учебно-воспитательного процесса;
- обеспечить развитие мотивационно-ценностного отношения студентов к профессии учителя;
- создать в колледже духовно насыщенную образовательную среду, стимулирующую у студентов потребность в творческой педагогической деятельности;
- проанализировать и определить педагогические условия, влияющие на эффективность процесса формирования творческой педагогической деятельности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
- проанализировать степень разработанности проблемы формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа в рамках подготовки их к работе в многонациональной школе;
- выявить сущность и педагогические условия формирования творческой педагогической деятельности у будущих учителей;
- разработать показатели сформированности творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа;
- разработать программу формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа для дальнейшей их работы в многонациональной школе;
- разработать научно-обоснованные методические рекомендации по организации деятельности колледжей по формированию у студентов творческой педагогической деятельности.
Общей теоретико-методологической базой исследования являются:
- концепция формирования личности учителя (Н.В. Кузьмина, В.Г. Максимов, А.Е. Маркова, Л.М. Митина, Н.Ю. Посталюк, А.И. Щербаков);
- положения личностно ориентированного подхода в педагогическом процессе (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, Е.В. Куканова, И.С. Якиманская);
- психологические теории развития творческого мышления (А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, ЯЛ. Пономарев, В.Н. Пушкин, С.Л. Рубинштейн);
- технологический подход к обучению (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, П.Е. Решетникова, Г.К. Селевко, А.И. Уман, Д.В. Чернилевский).
Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов исследования: теоретические - анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта; эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности студентов, статистическая обработка данных (t-критерий Стьюдента).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- определены и научно обоснованы уровни педагогического творчества (адаптивный уровень, уровень профессионализма, уровень творчества);
- дан научный анализ содержания понятия "развитие педагогического творчества студентов" как активного преобразования студентами своих личностно-профессиональных качеств, способностей, профессиональных знаний и умений, приводящего к их дальнейшему развитию и усовершенствованию;
- разработана и обоснована целостная педагогическая система формирования у студентов педагогических колледжей творческой педагогической деятельности;
- выявлены содержание и технологические компоненты данного процесса как системы поэтапного воздействия учебно-воспитательной среды, позволяющей формировать и совершенствовать педагогическую творческую деятельность будущих учителей;
- теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены оптимальные уело 13 вия, влияющие на эффективность процесса формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогических колледжей; - обоснована научная целесообразность использования дидактических принципов подготовки творчески мыслящих учителей (принцип субъектности, принцип системности, последовательности условий и целей формирования творческой педагогической деятельности студентов, принцип комплексного взаимодействия всех субъектов обучения и воспитания, принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности студентов, принцип единства, целостности и преемственности, принцип связи обучения с практической деятельностью студентов, принцип гуманизации процесса развития личности студентов). Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе эксперимента данные могут быть использованы и уже нашли применение в организации учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже в рамках факультативных курсов: "Профессиональное творчество учителя", "Формирование интеллектуальных и личностных качеств с помощью компьютерных технологий", "Развитие толерантного сознания", в организации творческих лабораторий студентов, а также в организации педагогической практики студентов. Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы в работе педагогического колледжа по формированию у студентов творческой педагогической деятельности. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении курса педагогики.
Методики, приведенные в экспериментальной части диссертационной работы, могут быть использованы для анализа работы педагогического колледжа по формированию творческой педагогической деятельности студентов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены общей методологией работы, системным анализом изучаемых явлений, использованием современных концепций, методологических основ развития творческой деятельности, личной опытной работой с применением комплекса взаимодополняемых методов исследования, поэтапным количественным и качественным анализом полученных данных по і-критерию Стьюдента, ведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью, подтвердившей положительные результаты в формировании у студентов творческой педагогической деятельности. В эксперименте участвовало 356 студентов экспериментальной группы и 332 студентов контрольной груп пы, а также 35 преподавателей Московского педагогического колледжа №6, начиная с 1997 года и по 2002 год.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс формирования творческой педагогической деятельности обеспечивается взаимосвязью теоретической подготовкой студентов и педагогической практикой на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.
2. Эффективность педагогических условий эффективности формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогических колледжей обеспечиваются личностно-ориентированным подходом в обучении и воспитании студентов с позиции педагогического сотрудничества, созданием коллектива единомышленников, созданием эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе, высокой включенностью студентов в самостоятельную творческую деятельность, развитием стремления к изучению культуры своего народа и культуры представителей других этносов, стимулированием интереса к расширению кругозора, раскрытием способностей, установлением доверительных товарищеских взаимоотношений с представителями различных народностей.
3. Формированию творческой педагогической деятельности студентов будет способствовать система методических рекомендаций для преподавателей педагогических колледжей по формированию у студентов творческой педагогической деятельности, основанная на принципах подготовки творчески мыслящих учителей.
База исследования — Московский педагогический колледж №6, Московский педагогический колледж №9, Волховский педагогический колледж Орловской области, Мезенский педагогический колледж Орловской области.
Апробация исследования. Содержание и ход эксперимента докладывался на заседаниях педагогического совета Московского педагогического колледжа №6; на городской научно-практической конференции преподавателей педагогических колледжей: "Личностно ориентированное взаимодействие педагогического профессионального образования" (Москва, 1996 год); на научно-практической конференции преподавателей и студентов Московского государственного областного университета (Москва, 2002 год); на городской научно-практической конференции: "Педагогическое мастерство в образовательном процессе" (Москва, 2002 год); на городской научно-практической конференции преподавателей педагогических колледжей: "Становле ниє профессионализма студентов педагогического колледжа " (Москва, 2002 год). Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1996-1997гг) осуществлялось теоретическое осмысление изучаемой проблемы, велся анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; выявлялись особенности педагогического творчества, определялись основные направления методики формирования педагогического творчества у студентов колледжей.
На втором, экспериментальном, этапе (1997-2000гг.) определялось содержание, структура, этапы формирования педагогической творческой деятельности студентов; формулировались задачи по этапам обучения, выявлялись условия, способствующие формированию творческой педагогической деятельности. Осуществлялась экспериментальная проверка модели и организационно-педагогических условий формирования творческой педагогической деятельности у студентов педагогических колледжей.
На третьм этапе (2000-2003гг.) завершился эксперимент, осуществлялись систематизация, анализ и обобщение полученных данных, разработка и внедрение научно-практических рекомендаций, определение дальнейших направлений исследования, оформление диссертации.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, характеризуется предмет диссертационной работы, определяется цель и задачи диссертационного исследования, формируется гипотеза, дается краткая характеристика основных методов исследования, обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе "Психолого-педагогические механизмы творческой деятельности педагога" анализируются психолого-педагогические механизмы творчества, дается характеристика понятия "педагогическое творчество", рассматриваются его признаки, структура и сферы применения. На основе анализа литературных источников выделены принципы подготовки творчески мыслящих специалистов, условия, способствующие развитию у студентов творческого потенциала, разработана структура формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа. Особое место в данной структуре принадлежит формированию у студентов культуры межнационального общения, толерантного сознания и планетарного мышления.
Во второй главе "Формирование творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа как ведущая проблема профессиональной подготовки учителей" определяются критерии сформированности педагогического творчества, детально описана программа формирования у студентов творческой педагогической деятельности, раскрывается содержание обучающего эксперимента и приводятся его результаты.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту; намечены перспективы дальнейшей работы.
Структура и объем диссертации Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы (199 наименований) и десяти приложений. Объем диссертационного исследования - 236 страниц, включая 38 таблиц, 11 диаграмм, 2 графика, 2 рисунка. В приложениях содержатся программа курса "Профессиональное творчество учителя", программа курса "Формирование интеллектуальных и личностных качеств с помощью компьютерных технологий", программа курса "Развитие толерантного сознания ", программа творческой лаборатории, план психолого-педагогической практики, бланки анкет, содержание психолого-педагогической олимпиады, рекомендации к самостоятельной работе студентов по курсу "Психология".
Творческая активность личности как общепсихологический феномен
Понять природу творчества пытались очень давно. Философы, ученые пытались осмыслить суть и механизмы творчества, его структуру, критерии, качества творческой личности. Потребность понять природу творческого процесса возникла в результате желания повысить эффективность творческой деятельности и формирования творческой личности. Еще философы древности пытались в обучении применять методы, которые развивали бы в учениках элементы творческого мьппления. Однако философы в основном рассматривали творчество как интуитивный процесс.
В.Н. Дружинин анализирует отношение к творчеству человека в различные эпохи и считает, что оно существенно менялось [29]. Например, в Древнем Риме в книге ценилась работа переплетчика, а автор был бесправен - не преследовался ни плагиат, ни подделка. В средние века творец был приравнен к ремесленнику, а творчество никак не поощрялось.
Как наука, психология творчества начала складываться на рубеже XIX и XX столетий. Она появилась из теории творчества и по существу ничем от нее не отличалась. Определенное представление об историческом развитии, структурности, направленности теории и психологии творчества начала XX века можно составить из работ СО. Грузенберга [42]. Он выделил несколько подходов к попытке построения теории творчества.
1. Философский (Августин, Бергсон, Н.О. Лосский, Мен де Биран, Платон, Плотин, Сократ, B.C. Соловьев, Шеллинг, Шопенгауэр и др). Строился на попытках познания мира в процессе художественной литературы, а также раскрытие метафизической сущности в религиозно-этической интуиции.
2. Психологический. Этот подход основывался на сближение с естествознанием и в его рамках рассматривались проблемы творческого воображения, интуитивного мышления, вдохновения, творчества первобытных народов, толпы, детей, изобретателей, особенностей бессознательного творчества (во сне) и т.д. Вместе с тем имелись попытки ответвления психопатологии, объектом которой было изучение проблем гениальности и помешательства, влияния наследственности и алкоголизма, суеверия, особенности творчески помешенных, медиумов (Барин, В.М. Бехтерев, Ломброзо, Нордау, Перти, Перэ, Тулуз, В.Ф. Чих и др.)
3. Интуитивный подход связан с эстетическими и историко-литературными аспектами. В рамках этого направления изучалась сущность мира в процессе художественной интуиции (Бергстон, Платон, Ницше, Шиллер, Шопенгауэр и другие). Их интересовали вопросы художественной интуиции в музыке, живописи, архитектуре, танцах и так далее). Другие же ученые проблемы творчества изучали через народную поэзию, мифы, народные сказки, литературные импровизации и т.д. (А.Н. Веселов-ский, Б.А. Лезин, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.А. Потебня и другие).
Характерным является то, что СО. Грузенберг не относил теорию творчества к научным дисциплинам. С его точки зрения это скорее группировка отрывочных фактов и случайных эмпирических данных, собранных бессистемно и вне связи с данными физиологии высшей нервной деятельности, истории литературы, искусства.
Таким образом, изучение проблем творчества начиналось с этапа созерцательных психологических знаний. Обстоятельства создания великих творений науки и искусства изучались на основании биографий, автобиографий, мемуаров, литературных произведений. В свою очередь средств проникновения в сущность описываемых явлений не было, так как методы психологического анализа ограничивались самонаблюдением.
С развитием экспериментальных подходов в психологии творчества стали применяться эмпирические методы получения исходных данных - эксперимент, тесты, анкетирование, интервью. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. Особое внимание ученые уделяли изучению отдельных сторон творческой деятельности, но эти исследования были еще субъективны, неорганизованны.
До середины XX века многие психологи связывали творчество человека с его умственным развитием. Это привело к созданию IQ - тестовых методик для определения интеллектуальных способностей. Однако исследования многих психологов показали, что высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Как отмечал В.Н. Дружинин, можно быть высоким интеллектуалом, но не быть творцом.
Исследование проблем творчества в нашей стране приобрело особую актуальность в 20 в. в связи с интенсивным развитием науки и техники и необходимостью подготовки высокопрофессиональных кадров, способных решать творческие задачи. Однако интерес к этой проблеме неоднократно менялся. Так, Я.А. Пономарев [130], анализируя динамику общественной значимости психологии творчества, темпа ее развития, сферы интересов, количество вовлекающихся людей, научных центров, учреждений, организаций, семинаров, симпозиумов, конференций, публикаций и т.п., отмечает, что число работ по психологии творчества во второй половине 20-х годов заметно увеличилось и эта динамика продолжалась вплоть до середины 30-х годов. Но уже во второй половине 30-х годов этот показатель резко падает, почти до нуля. Подъем же возобновляется только во второй половине 50-х годов. Вскоре он достигает исходного эталона, а в 60-х годах резко идет вверх. Объясняется этот подъем ростом научно-технической революции в нашей стране. В этот период при Научном совете по истории мировой культуры АН СССР создается Комплексная комиссия изучения художественного творчества. Комиссия эта организует и проводит целый ряд симпозиумов. В Институте истории естествознания и техники АН СССР создается сектор психологии научно-технического творчества, в Институте психологии АПН СССР — лаборатория эвристики. Проведен I Всесоюзный симпозиум по психологии научного и технического творчества, на заседаниях которого участвовало около 500 человек почти из всех республик Советского Союза и крупнейших городов Российской Федерации; среди них представители различных областей знаний: истории науки и техники, философии, социологии, логики, психологии, педагогики, биологии, физиологии, физико-математических и технических наук и др. В эти же годы созывался и ряд других симпозиумов. На IV съезде Общества психологов (1971) VIII тематическое заседание было непосредственно посвящено психологии творчества. Примерно в эти же годы выходит наибольшее число крупных коллективных монографий. Затем началось постепенное угасания внимания к этой проблеме. Так перестала существовать лаборатория эвристики; Сектор психологии научного творчества был преобразован в Сектор проблем научного творчества, его усилия сосредоточились на науковедческой проблематике.
Педагогическое творчество; его признаки и сферы проявления в деятельности учителя
Приоритет в разработке теории творчества долгое время принадлежал психологической науке. Однако, как считал Энгельмейер [109], если раздвинуть пограничные столбы исследуемой области, то оказывается, что одной психологии далеко недостаточно.
По мнению Я.А. Пономарева [132], решающая роль в эффективной разработке проблемы творчества человека принадлежит педагогике. Психология творчества понимается как абстрактная наука и не может исчерпать всего многообразия факторов, в результате которых формируется человек, обладающий высоким творческим потенциалом. Для формирования творческой активности важны определенные педагогические воздействия. Однако, планируя такие воздействия, необходимо учитывать и психологические механизмы творческой деятельности. Те педагогические воздействия, которые не соответствуют психологическим законам, невозможно реализовать в педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность, по определению А.С. Роботова [144], — вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение и воспитание, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повьппения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.).
Характерной особенностью педагогической деятельности является ее двухсторонний характер, то есть она предполагает педагога и обучающегося. В ней соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого.
Корни педагогической деятельности уходят в глубокую древность. Потребность человечества в таком виде деятельности была обусловлена необходимостью сохранить род. Как говорил Д.Б. Эльконин, общество без детских популяций - умирающее общество.
Педагогическая деятельность предполагает наличие творческих способностей и умений педагога, она не может быть рутиной, в силу постоянной изменчивости условий ее протекания. Поэтому, чтобы избежать этой рутины, педагог должен стремиться к творчеству. Вместе с тем нельзя забывать и о репродуктивной деятельности, которая также имеет многоуровневую структуру: от неуверенного умения пересказать то, что знаешь сам, до умения адаптировать материал с учетом многих внешних факторов. Как считают Я.Л. Коломинский, А.А. Реан [141], мастер педагогического труда - это прежде всего высококомпетентный в психолого-педагогической и в собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки и умения. Однако мы глубоко убеждены, что педагогическое мастерство нельзя отделять от творчества. Педагогическое творчество должно опираться на высокую профессионально-педагогическую компетентность педагога, без этого оно будет не эффективно.
Мы согласны с мнением Г.М. Калининой, Л.В. Мещеряковой, В.Г. Рындак [148], что в педагогическом творчестве, как и в любом виде творчества, своеобразно сочетаются нормативные (вытекающие из установленных законов и правил) и эвристические (созидаемые в ходе собственного поиска) элементы. В деятельности педагога немало типового, повторяющегося, устойчивого, отраженного в уже выявленных психолого-педагогических законах, принципах и правилах. Но немало и изменчивого, вариативного, индивидуального. Об этом же говорит Л.Л. Шевченко, считающая, что стандарт и творчество представляют собой диалектическое единство [189 с.22].
По меткому высказыванию А.С. Макаренко, педагогика является самой диалектической наукой. Предусмотреть, спланировать каждый шаг учитель не может. Но для того, чтобы успешно обучать и воспитывать ребенка, учитель должен знать и адекватно реагировать на различные ситуации, возникающие в жизни ученической группы и отдельного ребенка. Для этого необходимо активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе способность к творчеству.
Современная наука много внимания уделяет вопросам изучения творческой профессиональной деятельности. Л.В. Яценко считает, что сегодня слишком много разнообразных теорий, моделей, концепций творчества. Вместе с тем, больше всего публикаций по вопросам технического творчества, в области же педагогического творчества их значительно меньше. Поэтому имеются попытки переноса закономерностей, технологий технического творчества в педагогическую область. Л.В. Яценко считает такие переносы вполне оправданными, поскольку внутренняя расчлененность творческой деятельности открывает возможность диалектического взаимодействия между видами творчества, их взаимного индуцирования [197].
Многие педагоги, такие как Т.М. Калинина, Л.В. Мещерякова, В.Г. Рындак, А.С. Шафранова и другие также отмечают, что педагогическая деятельность имеет много общего с другими видами творческой деятельности. Например, в творческой деятельности работников искусства и педагогов - это неавтоматизированность значительной части работы, неограниченность ее рамками официального рабочего времени, сопряженность этих видов деятельности со специфическими профессиональными эмоциями, сложность требований, предъявляемых к психике деятеля искусств и педагога, их родом занятий, творческий характер их деятельности.
В.И. Загвязинский, Т.Ю. Колошина, Л.В. Мещерякова, Г.Ф. Похмелкин, В.Г. Рындак, СЮ. Степанов, Т.В. Фролова [53, 145, 178], говоря о том, что педагогическое творчество имеет много общего с другими видами творчества, отмечают и его своеобразие, которое связано с характером процесса и его результатом - формирующейся личностью. Особенностями педагогического творчества является и то, что в отличие от других видов творчества, педагогическое творчество спрессовано, лимитировано во времени, это всегда сотворчество, которое должно приносить только положительные результаты. Значительная часть педагогического процесса должна осуществляться на людях, а это требует умения управлять своим психологическим состоянием, вызывать у себя и учащихся творческое воодушевление. Поэтому педагог должен стремиться к самопознанию, самосовершенствованию, развивая в себе творческие способности.
В психолого-педагогическом словаре педагогическое творчество определяется как: "оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения"[139 с.215].
Л.Л. Шевченко предлагает рассматривать педагогическое творчество как "оригинальное и высокоэффективное решение учителем задач обучения, воспитания развития личности, обогащение теории и практики образования новыми технологиями, выводами" [189 с. 18].
Состояние проблемы творческой активности студентов педагогических колледжей
В последние годы произошли значительные социальные и экономические изменения в обществе, и соответственно изменилось представление о роли и функциях образования в России. В российском образовании начала складываться новая культура воспитания, и все более четко фиксируются общечеловеческие ценности, уважение к представителям других национальных культур, толерантность сознания.
В связи с государственной политикой воспитания образовательные учреждения всех уровней нуждаются в педагоге-гражданине, способном создать условия для воспитания культуры межнациональных отношений, для творческого развития личности обучаемого и воспитуемого. Таким образом, перед профессиональным образованием остро стоит задача формирования у студентов педагогического колледжа творческой педагогической деятельности.
Анализ литературы, посвященной вопросам подготовки студентов к творческой педагогической деятельности показал, что глубоких исследований, посвященных вопросам подготовки студентов педагогических колледжей к творческой педагогической деятельности крайне недостаточно.
Для того чтобы выяснить уровень сформироанности творческой педагогической деятельности студентов нами был проведен опрос преподавателей-методистов (35человек) о степени проявления творчества на уроках у студентов выпускных групп на преддипломной практике. Методистам был задан следующий вопрос: "Оцените уровень проявления творчества студентов на педагогической практике по следующим показателям: - умение ставить цели своей педагогической деятельности; умение планировать собственную педагогическую деятельность; умение решать педагогические задачи в собственной педагогической деятельности; методическая грамотность, умение грамотно комбинировать уже известные методы и приемы активизации деятельности учащихся";
Анализ ответов показал, что подавляющее большинство студентов 60% не обладают высоким творческим потенциалом. Они испытывают трудности в постановке целей урока, не понимают значимость целеполагания в педагогической деятельности, считают это формальностью. Планируя урок, в основном пользуются уже разработанными рекомендациями. Эти студенты находятся на репродуктивном уровне своей педагогической деятельности. 30% студентов проявляют элементы творчества на уроке, могут придумать интересные методы активизации учащихся, формы организации детей на уроке, однако испытывают затруднения в решении проблемных педагогических задач в своей практической деятельности, и также испытывают затруднения в постановке целей урока. И только 10% студентов, по мнению методистов, обладают достаточно высоким уровнем творческого потенциала, они методически грамотны, не испытывают больших затруднений в решении педагогических ситуаций, грамотно определяют цели урока, комбинируют на уроке различные приемы и методы работы. Однако методисты отмечают, что такого уровня данные студенты достигли за счет своего достаточно высокого личностного потенциала, а именно желания к саморазвитию и самосовершенствованию себя как личности и как профессионала.
Также методистам был задан вопрос: "Проводят ли студенты на педагогической практике работу по воспитанию межнациональной культуры общения учащихся на уроках и во внеурочной деятельности". 85% студентов, по мнению методистов, не проводят работу в этом направлении, не учитывают особенности национального менталитета при обучении и воспитании детей. 15% студентов стараются в своей работе учитывать национальные особенности, привить детям уважение к представителям других национальностей, однако делают это не систематично и не знают, в каком направлении проводить данную работу.
Кроме этого была проведена психолого-педагогическая олимпиада на выпускных курсах педагогического колледжа.
Цель олимпиады - проанализировать уровень развития творческой деятельности у студентов выпускных курсов педагогического колледжа. Олимпиада проходила в два тура.
Задания к олимпиаде были подобраны таким образом, чтобы можно было проанализировать репродуктивный и творческий уровень деятельности студентов. Оказалось, что студентам легче справиться с заданиями репродуктивного типа, чем с заданиями творческого типа. Студенты обладают достаточными знаниями в области педагогики и психологии, однако им бывает трудно применить их в практической деятельности, выбрать или изменить тот или иной метод обучения, опираясь на психолого-педагогические знания.
Проведенная олимпиада показала, что большинство студентов находятся на репродуктивном уровне деятельности. Они могут выбрать правильный ответ в педагогической ситуации, проанализировать ситуацию, указать верное высказывание, выбрать правильный ответ, однако им с трудом удается смоделировать педагогическую ситуацию, поставить педагогические цели к уроку, найти нестандартное решение в предложенной ситуации, комбинировать различные методы и приемы работы в собственной педагогической деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов педагогического колледжа недостаточно сформирован опыт творческой педагогической деятельности.
Содержание и методика формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа
Формирование у студентов творческой педагогической деятельности можно решить двумя путями.
Первый путь - реорганизация всей системы профессионального обучения. Хотя этот путь является довольно эффективным, однако он требует больших временных и материальных затрат, а также выдвижения жестких требований к коллективу и профессионализму преподавателей.
Второй путь - введение специальных дисциплин (факультативов, спецкурсов и т.д.), которые берут на себя функцию подготовки студентов к творческой педагогической деятельности, а также реализация функции подготовки к творческой деятельности в рамках преподаваемых учебных дисциплин. Кроме этого, очень важным является и организация воспитательного пространства учебного заведения.
Проведенные нами исследования показали, что способность к творческой деятельности не появляется сама собой. Творчеству необходимо целенаправленно обучать. Поэтому в педагогическом колледже необходима специальная система работы по формированию у будущих учителей творческой педагогической деятельности. Развивающий эффект будет достигнут только при наличии соответствующих условий. Благодаря этому усиливаются интеграционные процессы в учебном заведении, которые охватывают учебную и внеучебную деятельность. Кроме этого коллектив преподавателей и студентов начинают выступать как единое целое, как содружество преподавателей и студентов в учебном заведении. Педагоги и студенты объединяются общей целью, общей творческой деятельностью, общей ответственностью. Совместная деятельность станет продуктивной только в том случае, когда каждый найдет в ней сферу приложения своих интересов, знаний, умений, творческих замыслов. В связи с этим педагоги должны личным примером демонстрировать качества, необходимые для творческой самореализации личности. Поэтому усиливается внимание к личности студента, педагоги начинают реализовывать личностно-ориентированный подход в образовательном пространстве. В результате у преподавателей и студентов начинает развиваться новый тип мышления — творческое мышление. На определенном этапе творческой самореализации студенты могут брать инициативу в свои руки и самостоятельно, но под косвенным руководством преподавателей, организовывать внеурочные мероприятия, проводить заседания творческих лабораторий, проводить элементы уроков в колледже, вести работу среди первокурсников по формированию у них элементов творческой педагогической деятельности и т.д. Таким образом, в учебном заведении возрастает интенсивность процессов саморегулирования собственной деятельности. Именно поэтому в рамках работы предметно-цикловой комиссии педагогики и психологии мы создали творческое объединение преподавателей психологии и педагогики и назвали его - "Школа исследователей творчества", где преподаватели, объединившись микрогруппами с привлечением студентов, обмениваются достижениями в области учебно-воспитательной и методической работы. В работе "Школы исследователей творчества" существуют следующие направления, над которыми работают преподаватели педагогики и психологии, объединившись в микрогруппы: микрогруппа по обобщению опыта руководства курсовыми и выпускными квалификационными работами, микрогруппа по обобщению опыта работы кружков по педагогике и психологии, микрогруппа по проведению и анализу олимпиады по педагогике и психологии. Формами работы в этих мигрогруппах являются организация круглых столов, дискуссий, открытых заседаний кружков по педагогики и психологии, обобщение опыта работы преподавателей в совместных публикациях, совместное выступление преподавателей и студентов на городских конференциях и т.д.
Формирование у студентов творческой педагогической деятельности основывается на следующих концептуальных идеях: - в основе содержания подготовки учителей школы лежит овладение опытом творческой педагогической деятельности студентов; - формирование творческой педагогической деятельности студентов осуществляется на основе принципа развивающего обучения; - активное овладение студентами творческой педагогической деятельности и формирование культуры межнациональных отношений начинается с первых недель пребывания в образовательном учреждении; - формирование творческой педагогической деятельности осуществляется системно и планомерно; - процесс профессионально-личностного развития в плане овладения творческой педагогической деятельности отслеживается на протяжении всего периода профессиональной подготовки в колледже; Основные задачи, которые стояли перед нами были следующие. - создать благоприятное образовательное пространства для формирования у студентов творческой педагогической деятельности; - повысить профессионально-творческую мотивацию студентов педагогического колледжа; - добиться понимания студентами важности творческой деятельности в работе учителя; - желания самим проявлять творческие способности в своей учебной, внеучебной деятельности и на педагогической практике; - развитие отношений сотрудничества студентов и преподавателей; воспитание культуры межнационального общения. Для того чтобы реализовать на практике программу формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа целесообразно обозначить социальные и педагогические условия, с помощью которых возможно решить задачу формирования творческой направленности студентов педагогического колледжа в работе с многонациональным составом учащихся. Анализ психолого-педагогической литературы и собственные исследования позволили определить данные условия. Условия, способствующие формированию творческой деятельности студентов: - Строить учебный процесс с позиции личностно-ориентированного обучения и педагогики сотрудничества, что позволит более глубокому раскрытию творческого потенциала будущего педагога. Основой сотрудничества должна стать духовная культура, которая является интегрирующим фактором и всегда -интернациональна; - в процессе обучения и воспитания ориентироваться на индивидуально-дифференцированный подход в процессе профессиональной подготовки, что позволяет учитывать индивидуальные и специфические особенности студентов в плане личностных и интеллектуальных возможностей; - строить такие отношения в педагогическом коллективе, чтобы это был коллектив единомышленников с развитой системой обучения и воспитания студентов; - наглядный пример самих преподавателей педагогического колледжа (доброжелательность, правдивость, объективность, чуткость, дисциплинированность, самоорганизованность, моральные качества и т.д.); - создавать эмоционально благоприятную атмосферу в коллективе, которая благоприятно скажется на творческой самореализации каждого члена коллектива; - развитие стремления к знаниям о культуре своего народа и культуре представителей других этносов, стимулирование интереса к расширению кругозора, раскрытие способностей, установление доверительных товарищеских взаимоотношений с представителями различных народностей; - включать студентов в самостоятельную творческую деятельность на разных этапах их профессиональной подготовки; использовать разнообразные формы работы со студентами по формированию национальной толерантности, уважительного отношения к представителям других национальностей, культуре межнационального общения (беседы, диспуты, круглые столы и т.д.); - в процессе обучения целенаправленно создавать проблемные ситуации, требующие творческого подхода к их решению.