Содержание к диссертации
Введение
1. Теоретические основы формирования толерантности у учащихся старших классов 14
1.1. Толерантность: философский и психолого-педагогический анализ феномена 14
1.2. Старшие школьники как субъекты межкультурного взаимодейст вия 36
1.3. Педагогическая модель формирования толерантности у учащихся стар ших классов средствами иностранного языка 47
2. Реализация педагогических условий по формированию толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка 68
2.1. Формирование толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка через культуроведческую направленность обучения, отбор речевого содержания обучения, становление ученика как активного субъекта межкультурного взаимодействия 68
2.2. Критерии и уровни сформированности толерантности у учащихся старших классов 95
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка 114
Заключение 148
Библиографический список 151
Приложения. 175
- Толерантность: философский и психолого-педагогический анализ феномена
- Педагогическая модель формирования толерантности у учащихся стар ших классов средствами иностранного языка
- Формирование толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка через культуроведческую направленность обучения, отбор речевого содержания обучения, становление ученика как активного субъекта межкультурного взаимодействия
- Критерии и уровни сформированности толерантности у учащихся старших классов
Введение к работе
Существование в современном мире отличается многообразием, противоречивостью и вместе с тем взаимозависимостью процессов и явлений. Этим определяется актуальность и высокая востребованность толерантности в отношениях между людьми, которая жизненно важна во всех составляющих современного общества. Проблемы толерантности становятся наиболее актуальными в наши дни, с одной стороны, в связи с интенсивностью интеграции России в мировое сообщество, значительным расширением масштабов межкультурного взаимодействия, динамичным ростом социального запроса на деятельную, открытую личность, проявляющую ценностное отношение к другим людям и их взглядам; и, с другой стороны, в связи с сохранением в обществе негативных проявлений националистических настроений, ксенофобии.
Система образования, обладая уникальными возможностями по расширению знаний о других, непохожих на нас людях, их взглядах, культуре, в качестве одной из важнейших задач выдвигает проблему формирования толерантности у подрастающего поколения.
Особая роль в этом отводится школе, где складываются взгляды на мир и ценностные ориентации молодых поколений, накапливается личный опыт общения. В связи с этим перед современной школой сегодня стоят непростые задачи - это, во-первых, максимальное использование потенциала учебных дисциплин, имеющихся в базовом школьном курсе, во-вторых, внедрение в реальную школьную практику программ, направленных на формирование у учащихся толерантности как важного свойства личности будущего выпускника, способного достойно представлять свою страну и проявлять уважение к другим народам в процессе межкультурного взаимодействия.
Однако существующая система школьного образования не обеспечивает в полной мере ее формирования. Поэтому проблема формирования толе-
4 рантности у школьников остается одной из важнейших задач современного образования.
Анализ философских, психолого-педагогических, социологических
трудов показывает, что исследование педагогических аспектов проблемы то
лерантности и ее формирования значительно расширилось в последние годы.
Положения, касающиеся роли и места толерантности в современном общест
ве, рассматриваются в трудах А.Г. Асмолова, P.P. Валитовой,
Б.С. Гершунского, В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, М. Уолцера и др.; по
являются фундаментальные и прикладные исследования по проблеме форми
рования толерантности (Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Н.А. Валеева,
Э.Дж. Вафина, Б.З. Вульфов, Л.В. Головатая, И.Б. Гриншпун,
П.Ф. Комогоров, А.В. Коржуев, Н.В. Круглова, Н.Ю. Кудзиева, В.Г. Маралов,
И.В. Миротворская, Б. Риэрдон, В.А. Ситаров, П.В. Степанов,
Е.А. Стрельцова, В.В. Шалин и др.); раскрываются особенности формирова
ния толерантности в рамках предметов гуманитарного цикла таких, как исто
рия, литература (Н.А. Валеева, Г.В. Клокова, И.В. Крутова,
И.В. Миротворская, Н.В. Недорезова, А.В. Рогова), и недостаточно разрабо
таны вопросы формирования толерантности в условиях школьного языкового
образования, а специфика предмета «Иностранный язык» включает необхо
димость подготовки учащихся к преодолению взаимного непонимания меж
ду людьми, обусловленного различиями языков и культур, превратив языко
вой барьер в источник широкого диалога-сотрудничества.
Таким образом, можно констатировать противоречия между:
наличием большого количества научных философских и психолого-педагогических исследований о сущности и формировании толерантности и недостаточностью разработки проблемы формирования толерантности у учащихся старших классов;
возможностями предмета «Иностранный язык» по формированию у старших школьников ценностных мировоззренческих установок, в том числе и толерантности, и недостаточностью разработки технологий формирования
5 толерантности средствами иностранного языка в общеобразовательной школе;
- наличием определенных представлений о толерантности у учащихся старших классов и неготовностью применять их на практике.
Проблема исследования состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании комплекса эффективных педагогических условий формирования толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка».
Цель исследования - теоретически обосновать совокупность педагогических условий формирования толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка и экспериментально проверить эффективность их реализации.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс формирования толерантности у учащихся старших классов общеобразовательной школы средствами иностранного языка.
В основу исследования была положена следующая гипотеза:
Свойство личности, характеризующееся осознанием внутреннего стержня, интегрирующего и организующего личность, деятельность и общение с другими людьми; признанием духовных ценностей своей личности и проявлением ценностного отношения к другим людям и их взглядам, проявлением эмоциональной гибкости в реакции на новую ситуацию, доброжелательности и открытости для нового опыта определяется нами как толерантность. Оно предполагает адекватное поведение в нестандартных ситуациях; способность при объективной необходимости изменить свою точку зрения,
отношение, установку и стремление быть в согласии с объективным мнением окружающих; способность к сотрудничеству и кооперации. Формирование этого важного свойства личности будущего выпускника будет эффективным, если:
обеспечивается культуроведческая направленность обучения, способствующая приобщению учащихся старших классов к национальной и иноязычной культуре;
осуществляется отбор речевого содержания обучения на основе материалов, апеллирующих к личному опыту учащихся, их чувствам и эмоциям с последующей организацией на их основе проблемно-диалогового общения;
происходит становление ученика как активного субъекта межкультурного взаимодействия.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой в диссертации поставлены следующие задачи:
Проанализировать сущностное содержание понятия «толерантность».
Раскрыть особенности учащихся старших классов как субъектов межкультурного взаимодействия.
Разработать и научно обосновать модель формирования толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка.
Выявить и экспериментально обосновать условия формирования толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка.
Определить критерии и выявить уровни сформированности толерантности у учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Разработать комплекс практических рекомендаций для учителя, направленный на формирование толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка.
Методологической базой исследования явились:
- субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская
А.В. Брушлинский, Г.С. Батищев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,
А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- социокультурный подход (Г.В. Елизарова, В.В. Сафонова,
Е.Н. Соловова, СТ. Тер-Минасова и др.);
концептуальные идеи гуманистической педагогики (Ш. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковский, Е.Н. Шиянов, и др.);
методологические и теоретические принципы социально-психологического подхода к исследованию толерантности (А.Г. Асмолов, В.В. Бойко, С.К. Бондырева, Е.Ю. Клепцова, Г.У. Солдатова, А.П. Цуканова и др.).
Теоретической основой исследования послужили:
фундаментальные положения о формировании толерантности в современном обществе (А.Г. Асмолов, P.P. Валитова, Б.С. Гершунский, В.М.Золотухин, Е.Ю. Клепцова, П.Ф. Комогоров, В.А. Лекторский, З.Ф. Мубинова, Г.У. Солдатова, М. Уолцер, и др.);
исследования по проблеме изучения специфики взаимосвязи понятий идентичности и толерантности, принадлежности и толерантности, этнично-сти и толерантности (Г.Г. Абдулкаримов, А.А. Акулова, Н.Г. Анциферова, Е.А. Бобылева, С.К. Бондырева, Т.В. Волкова, А.А. Выскочил, В.Н. Гуров, Н.Л. Иванова, Н.М. Лебедева, А.А. Мирзаянов Н.В. Мольденгауэр, З.Ф. Мубинова, Х.Л. Нальгиева, Е.П.Непочатых, Ю.В. Ставропольский, В.А. Тишков, Ф.А. Шебзухов и др);
концептуальные идеи педагогики ненасилия (Е.Ю. Клепцова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров, и др.);
-идеи возрастной психологии в выявлении особенностей формирования толерантности у старших школьников (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Л.Н. Куликовой, Р.Л Лившица, А. Маслоу, Д. Мейсона, B.C. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина и др.);
8 -положения психологии, раскрывающие проблему самоотношения личности (Н.Г. Емузова, СР. Пантилеев, Н.И. Сарджевеладзе, В.В. Столин и
дрО;
- идеи концепции межличностного взаимодействия (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Е.И. Головаха, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Р.Х. Шакуров и др.).
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и синтез философских, социологических,
культурологических, психолого-педагогических исследований, связанных с
изучаемой проблематикой, анализ учебно-программной и нормативной до
кументации средней школы.
2. Эмпирические: изучение и обобщение современного педагогическо
го опыта; методы психолого-педагогической диагностики (анкетирование,
тестирование); педагогический эксперимент; методы математической стати
стики: обработка данных в статистическом пакете Statistica 6.0.
Базой исследования была избрана МОУ СОШ №14 г. Благовещенска Амурской области (где автор работал учителем китайского языка), которая в результате победы в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, была избрана опытной базой осуществления программы развития центра международного сотрудничества «Диалог культур».
Основные этапы исследования:
Исследование проходило в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (2005 - 2006 гг.) изучалась и анализировалась научная и психолого-педагогическая литература по теме исследования, обобщался практический опыт учебной работы. На основе этого формулировались основные положения концепции и гипотеза исследования, разрабатывалась программа экспериментальной работы, накапливался практический материал.
На втором этапе (2006 - 2007 гг.) с целью проверки выдвинутой гипотезы осуществлялся формирующий эксперимент по реализации условий эф-
9 фективного формирования толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка, определялись критерии и выявлялись уровни сформированности толерантности у старших школьников.
На третьем этапе (2007-2008 гг.) анализировались и обобщались результаты экспериментальной работы, оформлялся диссертационный материал, подготавливался комплекс практических рекомендаций для учителя, способствующий формированию толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций на основе всестороннего анализа исследуемой проблемы; комплексным использованием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, задачам, предмету и объекту; целенаправленным анализом и обобщением результатов формирующего эксперимента; получением позитивной динамики формирования толерантности у старших школьников на основе статистической обработки данных формирующего эксперимента. Результаты исследования подтверждаются практической работой автора в системе среднего полного образования в течение 12 лет, а также в системе высшего профессионально-педагогического образования в должности преподавателя в течение 7 лет.
Основные научные результаты, полученные лично автором, их научная новизна заключаются в том, что:
- уточнено сущностное содержание понятия «толерантность» в
контексте понятий «самоотношение», «лабильность», «межличностные
отношения»; новизна позиции автора заключается в выведении определения
на основе критериального анализа феномена «толерантность», что позволяет
рассматривать толерантность не через общепринятые уважение и терпимость,
(как внешние признаки), а затронуть внутренние глубинные характеристики
личности;
- выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально
10 проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование толерантности у учащихся старших классов: культуроведческая направленность обучения, способствующая приобщению учащихся старших классов к национальной и иноязычной культуре; отбор речевого содержания обучения на основе материалов, апеллирующих к личному опыту учащихся, их чувствам и эмоциям и организация на их основе проблемно-диалогового общения; становление ученика как активного субъекта межкультурного взаимодействия;
- разработана теоретически и экспериментально проверена модель формирования толерантности у учащихся, новизна которой, заключается в отражении возможности использования средств иностранного (китайского) языка для формирования толерантности у учащихся старших классов.
Теоретическая значимость заключается в том, что уточнены сущностные характеристики феномена «толерантность», определены критерии и показатели сформированности толерантности у учащихся старших классов: позитивное самоотношение (показатели: самоуважение, самоинтерес, самопонимание), лабильность (показатели: способность к переменам, эмоциональное отношение к соответствующим требованиям действительности, установка на принятие нового, отсутствие склонности проявлять фиксированное поведение в нестандартных ситуациях), тип межличностных отношений (показатели: склонность к сотрудничеству, кооперации; ценностное отношение к другому); дана содержательная характеристика уровней сформированности толерантности у учащихся старших классов, что обогащает педагогическую теорию в разделе «воспитание». Выделенные новые положения дополняют концепцию педагогики ненасилия, и целом теорию гуманистической педагогики новыми доказательствами и фактами, которые могут быть реализованы в аспекте формирования толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана и практически апробирована система педагогических условий, обеспечивающих формирование толерантности у учащихся старших классов; разработана и внедрена в практику общеобразовательной школы программа развития центра международного сотрудничества, способствующая формированию толерантности у старших школьников; результаты исследования могут быть использованы при разработке различных аспектов проблемы формирования толерантности у учащихся общеобразовательной школы, в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также в практической деятельности учителей при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы в 10-11 классах МОУ СОШ №14 г. Благовещенска, через разработку автором в рамках приоритетного национального проекта «Образование» программы развития центра международного сотрудничества на базе МОУ СОШ №14, через разработку и внедрение в практику школы программы по китайскому языку, ориентированной на развитие у старших школьников толерантности; через публикации и выступления на научно-практических педагогических конференциях: 56-я научно-практическая конференция преподавателей и студентов (Благовещенск, 2006); международная научно-практическая конференция «Этнопсихологические проблемы в современном мире» (Благовещенск, 2006); научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики: теоретический и методологический аспекты» (Благовещенск, 2007); XXVII Всероссийская научно-практическая конференция «Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия» (Санкт-Петербург, 2007); международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогические аспекты культурного развития личности» (Благовещенск, 2007); научно-практическая конференция «Молодежь XXI века: шаг в будущее» (Благовещенск, 2008). Основные положения и выводы по результатам исследования обсуждались на
12 методических семинарах для учителей иностранных языков общеобразовательных школ и преподавателей факультета иностранных языков БГПУ, факультета международных отношений АМГУ.
На защиту выносятся следующие положения:
Толерантность — это свойство личности, характеризующееся осознанием внутреннего стержня, интегрирующего и организующего личность, деятельность и общение с другими людьми; признанием духовных ценностей своей личности и проявлением ценностного отношения к другим людям и их взглядам; проявлением эмоциональной гибкости в реакции на новую ситуацию, отсутствием дискомфорта и страха при встрече с новым. Толерантность предполагает проявление адекватного поведения в нестандартных ситуациях; способность при объективной необходимости изменить свою точку зрения, отношение, установку и стремление быть в согласии с объективным мнением окружающих; способность к сотрудничеству и кооперации.
Реализация модели формирования толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка предполагает следующие ее составляющие: приоритетную цель - формирование толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка, учитывающую компонентный состав структуры толерантности (когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий); педагогические условия формирования толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка; критериальные основания сформированности толерантности у старших школьников как цели и результата формирования толерантности; уровни проявления толерантности у учащихся старших классов.
Формирование толерантности у учащихся старших классов осуществляется через реализацию в учебно-воспитательном процессе школы комплекса педагогических условий: культуроведческой направленности обучения, способствующей приобщению учащихся старших классов к национальной и иноязычной культуре; отбора речевого содержания обучения на основе материалов, апеллирующих к личному опыту учащихся, их чувствам и эмо-
13 циям и организации на их основе проблемно-диалогового общения; становления ученика как активного субъекта межкультурного взаимодействия.
Эффективность выдвинутого комплекса педагогических условий формирования толерантности у учащихся старших классов определяется использованием обоснованных критериев диагностики этого процесса: позитивное самоотношение (показатели: самоуважение, самоинтерес, самопонимание); лабильность (показатели: способность к переменам, эмоциональное отношение к соответствующим требованиям действительности, установка на принятие нового, отсутствие склонности проявлять фиксированное поведение в нестандартных ситуациях); тип межличностных отношений (показатели: склонность к сотрудничеству, кооперации; ценностное отношение к другому).
Содержательные характеристики уровней сформированности толерантности у учащихся старших классов предполагают: высокий (отношение к себе как к надежному, уверенному в себе человеку; открытость для нового опыта; проявление ценностного отношения к окружающим людям), средний (внутренняя напряженность, неспособность отрицать проблемы; стремление к социально-желательному образу «Я»; неготовность к переменам; опасливое отношение к новому, проявляющееся в конформном, безынициативном поведении, склонность уступать всем и во всем) и низкий уровни (закрытость личности для себя и для других, сопряженное с потерей интереса и безразличием к своему «Я»; отрицательная эмоциональная реакция на новую ситуацию; в нестандартных ситуациях склонность к проявлению фиксированных способов поведения, проявляющихся в агрессивном, вызывающем отношении к окружающим; нежелание сотрудничать, выражающееся либо в диктаторском характере, либо в отчужденности по отношению к враждебному и злобному миру).
Структура диссертации определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Толерантность: философский и психолого-педагогический анализ феномена
В данном параграфе нами будет проведен философский анализ феномена «толерантность», выявлены основные подходы к определению данного понятия, проанализированы взгляды философов прошлого и современности на проблемы, нашедшие отражение в современных формулировках данного понятия.
Толерантность, в переводе с латинского, означает терпимость. Такое понимание закреплено и в Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995г.
В статье 1 говорится, что «толерантность - это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира; не уступка, снисхождение или потворство, это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» [73, С.18-19].
До 80-х годов прошлого столетия в литературе понятие «толерантность» отсутствовало. Это объясняется наличием единомыслия и господствовавшей идеологией. В отечественной науке, как и в общественно-политической лексике термин «толерантность» закрепился с конца 80-х годов. Однако, одна из трудностей состоит в том, что среди представителей разнообразных наук отсутствует единство в понимании сущности этого феномена, что усложняет исследовательский процесс.
Проведенный нами анализ феномена «толерантность» позволил выделить несколько подходов к его пониманию. Один из подходов определяет толерантность через понятие «терпимость».
Так, В.А. Бачинин дает следующее определение толерантности: «толерантность - это терпимость к чужим мнениям, убеждениям, верованиям. Это нравственно-психологическое качество выступает существенным субъективным фактором, способствующим надежности конвенциальных взаимодействий. Оно является цивилизованной формой психологического, социально-поведенческого, морального реагирования субъектов на несовпадение интересов и различие позиций сторон» [25,С216].
Подобное этому определение толерантности содержится в философском энциклопедическом словаре, где толерантность определяется как терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции [224, С.457].
В «толковом словаре русского языка» Д.Н.Ушакова категория «толерантность» также полностью отождествляется с категорией «терпимость». Понятие «терпимость», согласно толкованию, приведенному в словаре, предполагает свойство, умение, терпимо относиться к чему-нибудь, терпеть что-нибудь. «Терпимый» - способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим (мнением, характером и т.п.).
Понятия «терпимость» и «терпимый» являются производными от слова «терпеть». Глагол «терпеть» предполагает несколько толкований: 1) не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-нибудь бедственное, тяжелое, неприятное; 2) не противодействуя переносить, сносить что-нибудь, мириться с чем-нибудь в ожидании перемены, каких-то результатов; 3) испытывать что-нибудь, подвергаться чему-либо; 4) мириться с кем-либо или чем-либо, допускать наличие существования кого-либо или чего-либо; снисходительно переносить кого-либо или что-либо. 5) быть совместимым с чем-либо, допускать, делать возможным [217].
В толковом словаре русского языка СИ. Ожегова понятие толерантность также рассматривается с позиций этого подхода, где терпимость трактуется через понятие «терпимый» - такой, что можно терпеть, с которым можно мириться; умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взгляду, поведению [216].
Похожая точка зрения высказывается и в работе группы авторов под руководством М.П. Мчедлова. В исследовании приводится суждение о том, что термины «толерантность» и «терпимость» в их современном значении можно рассматривать как синонимы. Наряду с этим отмечается, что толерантность не тождественна безразличию или индифферентности к любым взглядам и действиям, не означает смирения перед бытовым или общественным злом, так как не может быть согласия между правдой и ложью, добром и злом. Напротив, терпимость должна сочетаться с непримиримостью к нарушениям правовых и нравственных норм, которые находят отражение в антиподе толерантности - экстремизме [213, С. 15].
А.А. Реан рассматривает толерантность через определение понятия диспозиционной терпимости. В структуре общего феномена терпимости он выделяет два ее вида: 1)сенсуальную терпимость и 2)диспозиционную терпимость личности. Сенсуальная терпимость, по его мнению, связана с классической толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.
Педагогическая модель формирования толерантности у учащихся стар ших классов средствами иностранного языка
В данном параграфе на основе анализа психолого-педагогических исследований нами предпринимается попытка разработать и научно обосновать педагогическую модель формирования толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка.
Для организации целенаправленной работы в направлении формирования толерантности учащихся старших классов средствами иностранного языка необходимо представить обобщенную логику педагогического исследования в наиболее кратком и доступном виде. Переход от отображения педагогической действительности к ее преобразованию в структуре научного обоснования можно осуществить, ориентируясь на педагогическую модель формирования толерантности [111, С.216]. Обратимся к определению понятия «модель».
Модель фиксирует основные компоненты процесса (объекта, явления, ситуации) и их связи в схематической форме, помогая при этом увидеть общую картину, изменение ее структурных единиц и направить внимание исследователя (или педагога) на поиск зависимостей между компонентами данной системы и другими системами. В результате возникает потребность в ее дальнейшей детализации, построения частных моделей, отображающих специфику различных аспектов и этапов образовательного процесса и средств его осуществления [13].
Моделирование, как отмечает В.В. Краевский, осуществляется посредством абстрагирования. Это обусловлено потребностью проникновения в сущность педагогических явлений, познания присущих им внутренних закономерностей [111, С.216].
Целостность педагогической модели обеспечивается взаимосвязями и отношениями структурных компонентов, их функций, планируемых резуль татов деятельности. Педагогическая; модель формирования; толерантности" у учащихся старших классов позволяет:
1 создать оптимальные условия, в которых происходит формиро вание толерантности учащихся старших классов средствами иностран . ного языка;
2 качественно обеспечить ш оптимизировать учебно воспитательныйшроцесс встарших классах в рамках дисциплины «ино странный язык», направленный на эффективное формирование толе рантности;
3. выработать критериальную основу, оценки результатов педагогической деятельности по формированию толерантности;
4 разработать практические рекомендации для будущейшедагоги-ческой. деятельности по формированию толерантности у учащихся стар-шихклассов.
Разработанная нами педагогическая модель, формирования толерантности у учащихся старших классов базируется на принципах: поликультурности (диалектической включенности; . национальной культуры и культуры страны изучаемого языка в; систему общекультурных императивов; присущих в равнош степени всемэтнокультурным образованиям); . диалогичности (диалог различных существующих-логик, культур, способов? понимания j не навязываемый извне, а всплывающий в ходе учебных занятий); субъектности (организация учебно-воспитательного процессана субъектно-деятельностной основе). Учитывая тот факт, чтошонятие «толерантность» рассматривается многими авторами как характеристика социокультурного плана, а также,.что феномен «толерантность» особенно важен в процессах социального взаимодействия, имеющих, характер межкультурного контакта, поскольку исторически в индивидуальном развитии первична оппозиция между «своим» и «чужим», в рамках которой толерантности нет места [63], мы считаем, что разработанная нами модель должна базироваться на принципе поликультурности, т.е. диалектической включенности национальной культуры и культуры страны изучаемого языка в систему общекультурных императивов, присущих в равной степени всем этнокультурным- образованиям. Данный принцип предполагает: ориентацию на отечественную культуру и культуру страны изучаемого языка как одно из непременных условий формирования толерантности у учащихся старших классов; обогащение индивидуальных ментальных качеств старшеклассников общечеловеческими ценностями, отражающими объективную целостность человеческой культуры и тенденции к интеграции различных социумов, все более активному диалогу культур; поиск оптимальных способов включения учащихся старших классов в российскую и культуру страны изучаемого языка и утверждаемые ими образцы ценностного поведения; воспитание позитивного отношения к культурному наследию двух стран, обеспечивающему условия для самореализации личности в процессе межкультурного диалога.
В основу следующего принципа - диалогичности легли идеи М.М. Бахтина, B.C. Библера, М. Бубера [24, 33,46].
Диалогичность рассматривается разными авторами как философский принцип осмысления мира, как бытие человека вообще, как диалог культур прошлого и настоящего. Это означает, что все процессы взаимодействия между людьми с неизбежностью принимают черты диалога.
Формирование толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка через культуроведческую направленность обучения, отбор речевого содержания обучения, становление ученика как активного субъекта межкультурного взаимодействия
В параграфе 1.3. мы обозначили условия, необходимые для успешного формирования толерантности у учащихся старших классов: культуроведче-ская направленность обучения, способствующая приобщению учащихся старших классов к национальной и иноязычной культуре; отбор речевого содержания обучения на основе материалов, апеллирующих к личному опыту учащихся, их чувствам и эмоциям с последующей организацией на их основе проблемно-диалогового общения; создание необходимых условий совершенствования и модернизации образовательного процесса, направленных на становление ученика как активного субъекта деятельности и организацию его межкультурного взаимодействия. В данном параграфе раскрывается конкретное содержание работы по реализации заявленных условий формирования толерантности у учащихся старших классов.
При реализации первого условия (культуроведческая направленность обучения, способствующая приобщению учащихся старших классов к национальной и иноязычной культуре) мы опирались на тот факт, что китайский язык является языком международного общения в Дальневосточном регионе.
Для нашего исследования важно было выявить потенциал толерантности для приобщения старших школьников к национальной и иноязычной культуре в двух уровнях: содержательном (в рамках учебной программы) и процессуальном (учебно-воспитательный процесс по китайскому языку).
Проведя контент-анализ учебной программы по китайскому языку, мы пришли к выводу о том, что ни в одном из ее разделов не упоминается термин «толерантность», хотя формирование толерантной личности является одним из приоритетных направлений современной образовательной политики.
Несмотря на отсутствие в программе, идея толерантности имплицитно прослеживается во многих ее пунктах, отражающих социокультурное развитие учащихся средствами иностранного языка. Но, если в числе основных задач развития личности школьников средствами иностранного языка, указанных в программе, мы и находим вопросы, связанные с культуроведческим обогащением, то среди тем, направленных на коммуникативно-речевое развитие учащихся, эти темы практически не фигурируют.
Таким образом, перед нами стояла задача внесения изменений в действующую программу по китайскому языку с учетом проблемы нашего исследования.
Подходя к вопросу переработки программы, мы учитывали тот факт, что в условиях вариативности обучения иностранным языкам объективной необходимостью является наличие не одной, а нескольких программ. Разработка большого количества программ не самоцель, а средство реализации образовательных задач, связанных с усилением творческого потенциала субъектов образовательного процесса, особенностью разных типов учебных заведений, поскольку все они имеют разный профиль обучения иностранному языку.
Множество программ не означает бессистемности: их объединяет, прежде всего, общая стратегическая нацеленность обучения предмету на развитие у школьников черт вторичной языковой личности, а также необходимость учитывать особенности современного процесса обучения, вытекающие из объективных закономерностей усвоения учащимися иностранного языка и потребностей образовательной политики.
При разработке нашей программы мы учитывали требования, предъявляемые к программам нового типа (выраженная личностно- ориентированная направленность, деятельностныи характер, новые методологические основы обучения иностранным языкам):
1. Программа должна исключать жесткое управление деятельностью учителя и ученика, предоставляя им возможность конкретизировать цели и содержание обучения с учетом реальных учебных условий и в соответствии с их личностными возможностями и интересами.
2. Являясь научно-обоснованной концепцией обучения соответствующему учебному предмету на определенном этапе развития общества и в то же время исходным инструментом ее реализации, программа как документ должна строиться, прежде всего, на принципе взаимосвязи целей обучения иностранному языку с общеобразовательными целями, стоящими перед системой образования в целом (что непосредственно касается проблемы нашего исследования).
3. Будучи проводником изменений в системе языкового образования, программа должна отражать инновационные процессы и вводить учителей, методистов и учащихся в контекст происходящих в области преподавания предмета изменений.
4. Программа должна задавать общие и промежуточные цели и способы их реализации, предоставляя каждому учителю полную свободу и право выбора форм организации учебного процесса, способствовать дальнейшему самообразованию и удовлетворять индивидуальный стиль каждого преподавателя.
5. Отбор содержания обучения должен осуществляться с учетом его важности для общения, для удовлетворения коммуникативно-познавательных потребностей и интересов учащихся.
Критерии и уровни сформированности толерантности у учащихся старших классов
В данном параграфе мы, основываясь на анализе психологической и педагогической литературы, с учетом компонентного состава структуры толерантности попытаемся теоретически обосновать выбор критериальных оснований сформированности толерантности у старших школьников как цели и результата формирования толерантности.
Принимая во внимание тот факт, что для ранней юности наиболее значимыми моментами становления личности становится формирование личностной ценностной структуры и отношения к себе, а толерантность является одним из компонентов ценностной структуры личности, мы предполагаем, что одним из критериев эффективного формирования толерантности у старших школьников может стать позитивное самоотношение.
«Человек - мера всех вещей, отмечает К.Я. Вазина в своей работе, поэтому для построения отношений с миром ему, прежде всего, необходимо познать себя как «измерительный инструмент» [47, С.43].
Именно проявлением отношения к самому себе называет нравственные характеристики поведения человека по отношению к другим людям Д.А. Белухин [ЗО, С.264].
Мы согласны с точкой зрения В.А. Лекторского, [129; 130] который, обращаясь к проблеме толерантности, выделяет наряду с другими такое понимание толерантности, как «расширение собственного опыта». Согласно такому пониманию ценностная и познавательная система не только вступает в борьбу с другой системой, но так или иначе пытается учесть опыт другой системы, расширяя тем самым горизонт своего собственного опыта.
Позитивное отношение к себе возможно только на основе того, что «Я» отношусь к другому человеку, как к себе, что «Я» смогу отнестись к самому себе, как к другому, т.е. смогу мысленно встать на позиции другого, и по пытаться понять какое отношение к себе в образе другого для меня наиболее приемлемо.
Во избежание неразрешимых конфликтов, причину всех своих бед и несчастий человек, согласно взглядам А.Г. Асмолова, должен искать не вовне, а разбираясь в своих личных побуждениях [15, С.35].
Отношение человека к другому человеку, по мнению многих авторов, является центральным в развитии личности. Нарушение такого отношения приводит к патологии личности - ее разрушению. Если рассматривать отношение человека к другим людям с этой точки зрения, то оно, полагает Е.Н. Волкова, выступает своеобразным индикатором качества его преобразовательной деятельности как по отношению к миру, так и по отношению к самому себе [53].
«Мы терпимы к окружающим настолько, насколько мы терпимы к себе», отмечает в своей работе М. Николе, «мы не можем терпеть в других то, что не выносим в себе». «Уважение к себе», находим мы у автора, «принятие собственных эмоций рождает глубокое уважение достоинства другого человека и способность услышать и понять переживания другого» [163, С. 118].
Г. Оллпорт выделял в качестве критериев толерантной личности знание самого себя, критичность к самому себе, знание своих достоинств и недостатков [166].
Толерантная личность, отмечает О.О. Кащенко, - «это личность, понимающая себя и окружающих людей, но не отказывающаяся от собственных взглядов, ценностных ориентации и идеалов» [92, С.37]. Мы согласны лишь с первой частью этого определения, т.к., действительно, только понимая себя, можно научиться понимать других людей. Но, человек не способный отказаться от своих взглядов и идеалов, вовсе не является толерантным, это характеристики, наоборот, ригидной, не гибкой личности.
Похожую точку зрения высказывал и В.В. Глебкин [68]. Основная установка толерантного сознания, по его мнению, состоит в восприятии себя как принципиально незавершенного существа, для которого опыт взаимо действия с другими людьми является одним из определяющих моментов в осознании своей целостности. Эта идея автора существенно расширяет понимание феномена толерантности. Истоки интолерантности, согласно этой теории, состоят в собственной ограниченности личности [68, С.9] .
Мы не согласны с 3. Фрейдом, который приходит к выводу, что положительное отношение к себе отрицательно связано с положительным отношением к другим людям. Таким образом, чем больше любви «Я» отдает миру вне себя, тем меньше ему остается любви к самому себе и, наоборот [228].
Абсолютно иного мнения придерживаются Э. Фромм, X. Салливан, К. Хорни [229;230;191;232]. Мы согласны с их утверждениями о том, что положительное отношение к себе не только не препятствует положительному отношению к другим людям, но и является его необходимым условием, ибо отношение к себе самому является той базой, на которой строится отношение к другим людям.
Эта же мысль прослеживается и в исследовании В.В. Столина, который отмечает, что готовность к общению с другими людьми напрямую связана с тем, как человек относится к самому себе [208, С.20-21].
Одним из важных критериев, индикаторов взаимодействия отдельного человека с миром, К.А. Абдульханова-Славская называет самолюбие, рассматривая его как некоторое личностное образование, которое одновременно выражает движущую силу «Я», его активную сторону, но не замкнутую «в себе» и «для себя», как способ соотнесения личности с миром вокруг, с другими людьми. Самолюбие, по мнению автора, играет важную роль в развитии ценностно-нравственной сферы личности, к коей мы относим и толерантность [3, 231].