Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования толерантного поведения подростка в семье
1.1. Сущностные характеристики толерантности 15
1.2. Педагогические возможности семьи для формирования толерантного поведения подростка 47
1.3. Особенности формирования толерантного поведения подростка в системе семейных отношений 69
Выводы по первой главе 90
ГЛАВА 2. Экспериментальное обоснование многоуровневого комплекса педагогических условий формирования толерантного поведения подростка в семейном воспитании
2.1. Многоуровневый комплекс педагогических условий формирования толерантного поведения подростка в семейном воспитании 95
2.2. Динамика формирования толерантного поведения подростка в условиях современной семьи 117
Выводы по второй главе 136
Заключение 138
Библиография 142
Приложение 164
- Педагогические возможности семьи для формирования толерантного поведения подростка
- Особенности формирования толерантного поведения подростка в системе семейных отношений
- Многоуровневый комплекс педагогических условий формирования толерантного поведения подростка в семейном воспитании
- Динамика формирования толерантного поведения подростка в условиях современной семьи
Введение к работе
Актуальность исследования. Развитие международного сообщества конца XX века характеризуется крупнейшими социальными трансформациями. Резкая смена иерархии ценностей, приоритетов, идеалов, недостаток духовности, дефицит нравственности, развязывание военных конфликтов, экстремизм, столкновение религиозных течений выдвинули на первый план необходимость укрепления целостности и многообразия современного мира, актуализацию проблем, связанных с формированием толерантной атмосферы современного социума. Это тем более актуально на фоне экономических реформ в нашей стране, повлекших за собой раскрепощение личности индивида, скованный ранее всевозможными догмами, запретами и законами, а также поиск современной молодёжью своей культурной идентичности, который подчас сопровождается отсутствием толерантности и уважения друг к другу.
Всё это подвигает систему образования, семью и всю прогрессивную общественность к вынесению на повестку дня осмысления такого неоднозначного явления как глобализация мира, имеющего свои определённые противоречия как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельно взятой семьи. С одной стороны происходит объединение, разрушение узкого национализма, исторических и религиозных барьеров между народами, с другой - угроза стирания этнического и культурного своеобразия народов, что ведёт к стремлению сохранять и защищать уникальность своей собственной культуры; с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, укреплению и повышению ее роли и значимости в воспитании детей, а с другой - всё более обозначаются такие социальные проблемы, как падение жизненного уровня, увеличение числа неполных и асоциальных семей.
Особенно важное значение атмосфера толерантности имеет для внутрисемейных отношений, так как в условиях кризиса, когда общество претерпевает социально-экономические изменения, устойчивое состояние
семьи становится приоритетной ценностью для государства, если оно заинтересовано в сохранении внутренней стабильности, национальной безопасности, укреплении своего международного статуса. Интегральное состояние внутрисемейных взаимоотношений является высокозначимым социальным индикатором, характеризующим не только безболезненную смену поколений, но и в известной мере показатель общего положения в стране, в том числе в различных сферах жизнедеятельности.
Анализируя такое сложное явление как толерантность, приходится отказаться от попытки сформулировать универсальное её определение. Здесь необходимо рассматривать межгрупповую толерантность или толерантность как черту государственной политики. Особенности проявления толерантности в различных сферах социальных отношений - политической, национальной, социальной, религиозной и т.д. - должны стать предметом исследования теории толерантности в ее праксиологическом аспекте.
Важной частью исследования проблемы толерантности является выяснение границ ее практического приложения. Российское образование всегда подразумевало органичное и неразделимое единство семьи и школы. В настоящее время они, прежде всего, должны помогать осознанию подростком своего места в современном обществе, учить жить и адаптироваться в мультикультурном пространстве. Роль семьи именно в таком понимании на сегодняшний день особенно актуальна: в ситуации обостряющихся межэтнических и межконфессиональных конфликтов на первый план выходит проблема воспитания неконфликтной личности, одной из главных черт которой должна быть толерантность. Однако исследование воспитательных аспектов проблемы толерантности в семье значительно отстает от исследований ее философского, этического и психологического срезов, которые, в свою очередь, на данный момент также лишь набирают силу. Выдающиеся педагоги прошлого: Я.А.Коменский, Я.Корчак, И.Г.Песталоцци, представители отечественной педагогики: А.И.Герцен, П.Ф.Лесгафт,
М.В.Ломоносов, А.С.Макаренко, А.Н.Острогорский, Д.И.Писарев, В.А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский и другие подчеркивали исключительно важную роль семьи в формировании личности ребенка. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, какой бы аспект поведения ни рассматривали, всегда обнаружится их зависимость от условий жизни в семье в настоящем или в прошлом. Правда, эта зависимость не остается неизменной на протяжении всего периода жизни ребенка в семье, она меняется по мере его взросления и под влиянием изменений, которые происходят в его сознании, в жизни самой семьи и в жизни общества в целом.
Там, где речь идет о человеческом сознании, ценностных ориентациях, морали и поведении, безусловно, в числе решающих факторов выдвигается семейное воспитание.
В отечественной и зарубежной научной литературе (Л.М.Дробижева, И.Кант, В.А.Лекторский, И.А.Панченко, В.А.Тишков, М.Уолтер и др.) имеется ряд работ, рассматривающих понятие толерантности. Как правило, эти исследования представляют собой анализ толерантности в качестве основного принципа взаимоотношения людей на любом уровне, одного из условий выживания человечества. Наиболее разработанным аспектом толерантности, на наш взгляд, является вопрос о веротерпимости (П.Бейль, Н.А.Бердяев, Р.Р.Валитова, Вольтер, Д.Локк, Е.В.Магомедова, М.Монтень, В.С.Соловьев и др.). Проблеме толерантности в политике и в национально-этнических отношениях посвящены труды В.Е.Козлова, Ф.М.Малхозовой, С.И.Семенова, М.Б.Хомякова и др. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни, содержатся в работах Г.А.Бакиевой, Д.В.Зиновьева, О.Н.Исаковой, А.А.Леонтьева, М.Мчедлова, Е.Накгле, В.А.Петровского, О.Хёффе и др.
Ряд имеющихся педагогических исследований затрагивает проблемы, смежные с проблемой толерантности, в частности, проблемы межнационального общения (А.М.Байбаков, Л.Р.Заурбекова, Н.Р.Маликова,
А.Н.Некрасова), воспитания культуры межнационального общения (И.А.Дадов, В.П.Комаров, М.Куранов), воспитания межнациональной терпимости (Р.Т.Гарданов, Л.М.Симашина и др.).
Проблема формирования толерантной личности средствами национальной культуры рассматривалась в исследованиях И.И.Валеева, Г.Н.Волкова, А.Э.Измайлова, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова, Я.И.Ханбикова, Ф.Ф.Харисова и др.
В ряде диссертационных работ раскрывается педагогический аспект толерантности (Л.М.Иванова, П.Ф.Комогоров, З.Ф.Мубинова, Р.Н.Сафина, О.В.Скрябина, П.В.Степанов, Т.С.Таюрская, В.В.Шалин, Г.М.Шеламова и др.).
Проблемы формирования личности нашли отражение в работах философов (Н.А.Бердяев, Б.С.Гершунский и др.); психологов (П.П.Блонский, Л.И.Божович, И.С.Кон, Б.Д.Эльконин и др.); педагогов (Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, Л.И.Новикова, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.); социальных педагогов (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, М.П.Гурьянова, А.Г.Корнилова, А.В.Мудрик, В.С.Торохтий и др.), где подчеркивается ведущая роль системы образования в решении этой задачи.
Вместе с тем структура толерантного поведения, приёмы и способы формирования его у подростков в условиях семейного воспитания ещё не являлись объектом специального изучения.
Анализ исследований по проблеме толерантности, проведенных с позиций запросов современного общества, семьи и потребностей самой личности, позволил выявить следующие противоречия между:
потребностью общества в толерантных людях и нетерпимым отношением их друг к другу, возрастающей агрессией в обществе;
потребностями современного общества в снижении агрессивного поведения и этнической напряженности в подростковой среде на основе
толерантности и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы;
между социальным заказом общества на формирование толерантности у подростков и неразработанностью дидактической системы формирования толерантности в поликультурной среде;
между имеющимися возможностями повышения уровня толерантности у родителей и недостаточной их реализацией.
Таким образом, предъявляемые обществом требования и недостаточная теоретическая и практическая разработанность актуализируют проблему исследования - в чем сущность, содержание и условия воспитания толерантности подростка в семье.
На основе проблемы нами была определена тема исследования: «Формирование толерантного поведения подростка в семье».
Цель исследования: определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования толерантного поведения подростка в семейном воспитании.
Объект исследования: воспитательный процесс в современной семье.
Предмет исследования: педагогические условия формирования толерантного поведения подростка в семейном воспитании.
В своём исследовании мы исходим из гипотезы, согласно которой формирование толерантного поведения подростка в многоуровневом комплексе социальных условий семейного воспитания будет эффективным, если:
- обеспечено стимулирование готовности родителей к активному
семейному воспитанию;
семейное воспитание ориентировано на приоритет гуманистических и демократических ценностей, открытость к межкультурному и межэтническому взаимодействию, использование современных моделей семейного воспитания;
создана единая воспитательная среда взаимодействия семьи и школы.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, в диссертации поставлены следующие задачи исследования:
определить сущностные характеристики понятия толерантного поведения подростка;
выявить особенности формирования толерантного поведения подростков в системе семейных отношений;
установить, обосновать и экспериментально проверить эффективность многоуровневого комплекса педагогических условий формирования толерантного поведения подростка в семейном воспитании.
Методологическую базу исследования составили следующие исходные идеи и положения:
- современные психолого-педагогические концепции формирования и
развития личности как процесса трансляции и реализации культурных
ценностей;
концепция личностно-ориентированного подхода к воспитанию толерантности;
современные теории социокультурного наследования, развития, воспитания и формирования личности в семейном воспитании.
Теоретическую основу исследования составили работы, рассматривающие:
- психолого-педагогические и культурологические теории развития
личности (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко,
А.Н.Леонтьев, Б.Т.Лихачёв, Д.С.Лихачёв, М.К.Мамардашвили,
А.В.Петровский, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Т.А.Стефановская, Т.Шибутани,
Э.Эриксон);
- педагогическую теорию семейного воспитания (Ю.П.Азаров,
Ш.А.Амонашвили, П.П.Блонский, К.Н.Вентцель, А.И.Герцен, Я.А.Коменский,
Я.Корчак, Н.П.Костомаров, П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, А.Н.Острогорский,
И.Г.Песталоцци, Д.И.Писарев, В.А.Сухомлинский, ВЛ.Титаренко,
К.Д.Ушинский, И.Ф.Харламов, С.Т.Шацкий);
педагогическую концепцию национального воспитания в семье (Д.Арнов Н.А.Бердяев, Э.К.Васильев, Г.Н.Волков, В.Г.Закирова, И.С.Кон, А.Д.Солдатенков);
идеи диалогизма и концепции диалога культур (М.М.Бахтин, В.С.Библер, А.А.Мейер);
этнопедагогические теории обучения и воспитания (Г.Н.Волков, У.А.Винокурова, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Н.Д.Неустроев, И.С.Портнягин, Я.И.Ханбиков и др.).
этические идеи, касающиеся непротивления злу насилием, а также философии ненасилия и ненасильственного движения (Р.Г.Апресян, А.А.Гусейнов, Р.М.Илюхина, А.А.Калинин, Б.Картер, А.Г.Козлова, С.М.Малков, А.П.Огурцов, М.Т.Степанянц, В.С.Степин, Л.Н.Толстой, Г.Торо, Э.Хардт, Дж.Шарп, Н.В.Шкловер и др.);
основные положения теории прав человека (М.Думметт, И.Иовел, Р.Кристи, Г.Кунг, М.Моришима и др.);
- методики обучения миролюбию (М.Липман).
теория ценностей (С.Ф.Анисимов, М.М.Бахтин, А.А.Гусейнов, О.Г.Дробницкий, С.М.Шалютин);
современные концепции гуманизма и гуманистического мира (Р.А.Валеева, Р.Р.Валитова, Л.П.Буева, Д.Кришна, З.Г.Нигматов, О.Хёффе).
Методы исследования. Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали общетеоретические методы научного познания (анализ, сравнение, сопоставление, обобщение); общепедагогические методы (анализ педагогической, психологической и философской литературы по изучаемой проблеме; изучение накопленного международного, российского и республиканского опыта по воспитанию толерантности подростков; анализ государственных программ, законов, хартий, затрагивающих идеи свободы
личности, воспитание толерантного сознания; изучение и анализ учебно-методической документации; наблюдение; беседа; анкетирование); прогностические методы (моделирование, экспертные оценки, самооценки подростков).
База исследования: средняя общеобразовательная школа №3 г. Альметьевска, базовая школа «Образовательного округа XXI век» №24, естественно-математическая и татарская гимназии г. Альметьевска, 200 семей.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (1998-1999 гг.) - поисково-теоретический. Изучение отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы воспитания толерантности. Организация констатирующего эксперимента.
Второй этап (2000-2002 гг.) - опытно-экспериментальный. Осуществление формирующего этапа эксперимента, в процессе которого определялись эффективность подходов, принципов, форм и методов, уточнялись оптимальные воспитательные условия, обеспечивающие формирование толерантного поведения подростка в семье.
Третий этап (2003-2005) - обобщающий. Систематизация, апробация, письменное оформление диссертации, внедрение результатов в практику, статистическая обработка данных, полученных в результате проведенного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Уточнено понятие «толерантное поведение подростка»: проявление
совокупности действий, предполагающее способность целостно воспринимать
"другого", понимая и принимая отличительные характеристики как
проявление индивидуальности; способность видеть в "другом" полноценную,
равнодостоиную личность, умение вступать в диалог с «другим», находить
общий язык с разными индивидами.
2. Обоснованы принципы формирования толерантного поведения
подростка в условиях семьи (принцип творчества в бесконечном многообразии культурных практик, принцип признания за другими свободного права самовыражения, принцип признания этнокультурных особенностей и социальных ценностей, принцип утверждения достоинства человека).
3. Выявлен и экспериментально доказан многоуровневый комплекс
педагогических условий, включающий:
- обеспечение стимулирования готовности родителей к активному семейному воспитанию;
- ориентирование семейного воспитания на приоритет гуманистических
и демократических ценностей, открытость к межкультурному и
межэтническому взаимодействию, использование современных моделей
семейного воспитания;
- создания единой воспитательной среды взаимодействия семьи и
школы, которая обеспечивает эффективное формирование толерантного
поведения подростка в семейном воспитании.
4. Разработано содержание научно-методического обеспечения
подготовки родителей к формированию толерантного поведения подростка в
семейном воспитании.
Теоретическая значимость заключается в уточнении понятия «толерантное поведение подростка» в условиях социально-экономической и этнокультурной стратификации в регионе. Сделанные в данной работе выводы об условиях формирования толерантного поведения подростка в семейном воспитании вносят вклад в активно развивающуюся теорию поликультурного образования и воспитания. Исследование расширяет научно-педагогические представления о специфике организации воспитательного процесса в условиях семьи в контексте возрастных особенностей подростка.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработаны и внедрены в практику: а) рекомендации по обеспечению многоуровневого комплекса педагогических условий формирования
толерантного поведения подростка в семейном воспитании; б) научно-методическое обеспечение системы лекционных, дискуссионных, тренинговых методов воспитательной работы в процессе формирования толерантного поведения подростка; в) учебное и методическое обеспечение педагогов и родителей рекомендациями по формированию толерантного поведения подростка в семейном воспитании.
Достоверность и научная обоснованность исследования обеспечена реализацией научной методологии, длительным наблюдением и анализом воспитательной работы, научно обоснованной экспериментальной проверкой, анализом, обобщением результатов работы, использованием научно-педагогических и воспитательных методов, адекватных предмету и задачам исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были освещены и получили одобрение на I Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы самореализации, самосовершенствования личности: психолого-педагогические аспекты» (Наб. Челны, 28-29 мая 2003 г.), III Всероссийской научно-практической конференции «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процес» (Казань, 25-26 октября 2005 г.); на Международных научно-практических конференциях: «Реальность этноса. Образование и национальная идея» (С-Петербург, 2-5 марта 2004 г.); «Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса» (С-Петербург, 22-25 марта 2005г.); на республиканских научно-практических конференциях: «Город Альметьевск как социум XXI века: опыт и перспективы интеграции образования, науки, производства» (Альметьевск, 17-18 июня 2003 г.); «Опыт и перспективы развития гуманистической парадигмы творчества Р.Фахретдина в условиях современной трансформации национального социума» (Альметьевск, 5-6 февраля 2004 г.). Внедрение результатов исследования в
практику осуществлялось через проблемные семинары (2002-2005гг.), родительские собрания (2002-2005гт.) и публикации их в печати: «Актуальные проблемы педагогики и психологии»: Сб. научных трудов молодых ученых и студентов Казанского государственного педагогического университета. Выпуск 7. (Казань, 2004 г.); Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: Сборник тезисов. (Москва, 2005 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Особенности формирования толерантного поведения подростка в
семье, выражающиеся в:
социокультурных ориентациях семейной среды;
социализации в условиях социально-экономической, этнокультурной и субкультурной стратификации;
преемственности и ценностно-ориентационном единстве социальных институтов воспитания;
- социальной и психолого-педагогической готовности родителей к
использованию современных моделей воспитания в семье.
2. Многоуровневый комплекс педагогических условий формирования
толерантного поведения подростка в семейном воспитании:
- обеспечение стимулирования готовности родителей к активному семейному воспитанию;
- ориентирование семейного воспитания на приоритет гуманистических
и демократических ценностей, открытость к межкультурному и
межэтническому взаимодействию, использование современных моделей
семейного воспитания;
- создание единой воспитательной среды взаимодействия семьи и
школы, который обеспечивает эффективное формирование толерантного
поведения подростка в семейном воспитании.
3. Содержание научно-методического обеспечения подготовки
родителей к формированию толерантного поведения подростка в семейном
*
«і
воспитании.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 255 источников на русском и иностранном языках, 10 приложений.
Педагогические возможности семьи для формирования толерантного поведения подростка
«Семья - это сложная система отношений, которая объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей» [215].
«По определению А.И.Антонова, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанная узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме» [8, с.75].
Мы считаем, что сущность семьи выражается в ее функциях, которые она выполняет. Одна из самых главных функций, которую должна выполнять семья - это психотерапевтическая. Она выражается в том, что все члены семьи должны трудиться над тем, чтобы их дом стал местом любви, отдыха, снятия эмоционального напряжения. И дом должен быть открытым для гостей. Чтобы члены семьи трудились и боролись за ее целостность и единство, за общность интересов.
Не менее значимой является функция саморегуляции, которая выражается в конструктивном решении возникших конфликтов и противоречий, появляющихся в процессе совместного проживания.
Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека. Под функциями понимают «направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи» [107, с.30].
На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержанием ранее возникшие. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой [107, с.30].
Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. [107, с.40]. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием, творчеством.
Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители также должны осознавать свою ценность, поднимать свой педагогический статус в глазах окружающих, а это побуждает к новым усилиям по улучшению воспитательного процесса в целом и воспитанию толерантности в частности.
Однако следует отметить, что изменения условий общественной жизни в корне изменили и жизнь современной семьи. Прокормить и поднять на ноги семью стало труднее, родителям приходится большую часть времени посвящать работе. Словом, «идиллия, в которой за одним общим столом отец читает, мать шьет что-нибудь, дети рисуют или мастерят себе игрушки из старой коробки и тому подобных материалов, стала невозможной. Собрать за чайным столом всю семью тоже стало невозможно: одному члену семьи нужно на заседание, другой уходит заниматься с товарищем, третий идет в гимназию на литературную беседу или сыгровку оркестра и т.д.»[110, с.145]. Словом жизнь тянет из семьи, оставляет семейным связям и интересам по сравнению с другими интересами меньшее место и значение. Надо признать, что жизнь сильно изменилась и в результате общение родителей с детьми стало меньше, «оно осталось возможно главным образом в ранние годы детства, а позже, лет уже с 10-12, дети подвергаются обильным внешним, внесемейным влияниям, и очень важный период перехода их в юношеский возраст часто ускользает от внимания и наблюдения родителей. Стать поближе к детям, пока они еще маленькие, мы можем, позже это уже сложнее, и здесь чаще могут случаться всяческие сюрпризы в виде дурных знакомств, образования стремлений и вкусов, не одобряемых нами. Это становится возможным потому, что жизнь наших детей протекает вне тесного общения с семьей, что мы зачастую живем с ними вместе только внешним образом, не зная большей частью, что у них творится в душе, чем они интересуются, чем живут. У каждого есть своя жизнь, корни которой вне семьи»[110, с.145].
Таким образом, мы обнаруживаем, что современная семья не обеспечена возможностью формирования толерантности у подростков. Она развивается в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, укреплению и повышению ее роли и значимости в воспитании детей; с другой же стороны, все более обозначаются социальные проблемы: падение жизненного уровня, увеличение числа неполных семей и семей, имеющих одного ребенка. Естественно, что в таких сложных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Решать проблему развития толерантной личности подростка можно только в процессе взаимодействия педагогов и родителей.
Семья и школа как две основные социальные ячейки, ответственные за воспитание ребенка, могут эффективно взаимодействовать в деле воспитания толерантности, дополняя и обогащая друг друга. Чтобы избежать возможных ошибок, необходимо иметь ясное представление о содержании воспитания, путях, формах, методах его реализации и других педагогических характеристиках.
Итак, мы можем с уверенностью сказать, что задачи и основы семейного воспитания общи с педагогическими задачами и основами всех воспитательных возрастов. Мы не будем определять их и доказывать правильность их определения, но как нам кажется, мы можем взять их к руководству:
1) воспитание самодеятельной личности, вытекающее из всестороннего и, по возможности, гармонического развития ее телесных и духовных сил;
2) развитие личности как члена общественного целого, среди товарищей, при помощи детских кружков, обществ, землячеств и т.п.;
3) развитие воспитываемой личности лицом к лицу с природой и при помощи природы;
4) воспитание личности в сознании ее связи со всемирным бытием и его первоисточником [ПО, с.204].
Таковы задачи и основы всего воспитания человека, сохраняющие свое значение для всех воспитательных возрастов. Но методы и средства воспитания различны для различных возрастов, потому что каждый из последних имеет свои возрастные особенности. «Возрастные особенности - это характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности» [163, с.251]. Каждый возрастной период создает особые педагогические возможности для укрепления и развития внутренних связей с детьми, а в нашем случае именно для воспитания качеств толерантной личности подростка. «Только при их наличии требования и пожелания родителей становятся для детей нравственными критериями их поведения. У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям» [163, с.252]. В пределах данной главы мы попытаемся, насколько это возможно, выявить педагогические возможности семьи для формирования толерантного поведения подростка.
Особенности формирования толерантного поведения подростка в системе семейных отношений
В связи с изменениями в современном обществе, с прогрессом технологии расширились временные рамки подросткового возраста - периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. «Подростковая стадия становится все более заметной, и, как это традиционно существовало в истории некоторых культур, эта стадия является каким-то особым способом существования между детством и взрослостью. На первый взгляд кажется, что подростки, зажатые в кольцо физиологической революцией полового созревания и неопределенностью будущих взрослых ролей, полностью заняты своими чудаковатыми попытками создать собственную подростковую субкультуру. Они болезненно, а чаще по внешнему впечатлению, странно озабочены тем, что их собственное мнение не совпадает с мнением окружающих их людей, а также тем, что их собственные идеалы не являются общепринятыми. В своих поисках нового чувства преемственности и самотождественности, которое теперь должно включать половую зрелость, некоторые подростки вновь должны попытаться разрешить кризисы предшествующих лет, прежде чем создать для себя в качестве ориентиров для окончательной идентификации устойчивые идолы и идеалы»[167, с.6]. Очень важно, чтобы в этот сложный для подростка период, период поиска собственного «Я» в этом запутанном мире, родители смогли направить своих детей, помочь им научиться использовать свою позитивную энергию на благо других и себя.
Мы уже отмечали ранее, что жизнь сильно изменилась и в результате общение родителей с детьми ограничилось, «оно осталось возможно главным образом в ранние годы детства, а позже, лет уже с 10-12, дети подвергаются обильным внешним, внесемейным влияниям, и очень важный период перехода их в юношеский возраст часто ускользает от внимания и наблюдения родителей. Стать поближе к детям, пока они малы, мы еще можем, позже это уже труднее, и здесь чаще могут случаться всяческие сюрпризы в виде дурных знакомств, бразования стремлений и вкусов, не одобряемых нами. Эти сюрпризы потому и возможны, что жизнь наших детей протекает вне тесного общения с семьей, что мы зачастую живем с ними вместе только внешним образом, не зная большей частью, что у них творится в душе, чем они интересуются, чем живут. У каждого есть своя жизнь, корни которой вне семьи»[110, с. 145]. Эти обстоятельства, несомненно, усложняют процесс воспитания толерантной личности подростка в условиях семьи. Именно в подростковом возрасте «молодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо отвергать всех «чужаков», отличающихся от них цветом кожи, происхождением и уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто - забавными особенностями одежды, макияжа и жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков «своих». Важно понимать (что не означает мириться или разделять) такую интолерантность как защиту против «помрачения» сознания идентичности. Ибо подростки, формируя клики и стереотипизируя себя, свои идеалы и своих врагов, не только помогают друг другу временно справляться с тяжелым положением, в которое они попали, но к тому же извращенно испытывают способность друг друга хранить верность»[167, с.4].
Для того, чтобы родители были готовы к работе по формированию толерантного поведения подростков в новых социально-экономических условиях, необходимы, на наш взгляд, переориентация сознания и мышления родителей на новые модели воспитательной деятельности, вооружение родителей новыми педагогическими знаниями и умениями, необходимыми, в частности, для модернизации содержания воспитательной работы с учетом федерального и регионального компонентов.
Исследование проблемы формирования родителями толерантного поведения современных подростков вызвало необходимость выделить основные методологические подходы.
Из многочисленных подходов, предложенных в классических и современных педагогических исследованиях, за основу нами взят подход .И.Третьякова, В качестве определяющих мы выделили личностно-ориентированный, коммуникационно-диалогический, культурологический, деятельностный, средовый и системный подходы [203, с. 13].
Личностно-ориентированный подход [28, 170, 176, 225] обеспечивает всемерный учет возможностей подростков и необходимое условие для развития их индивидуальных особенностей. Своеобразие парадигмы целей заключается в ориентации на свойства подростка, их формирование, развитие в соответствии с природными способностями. Этот подход представляет собой основную стратегию и тактику защиты ребенка. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство, права, свободу других индивидов.
Анализ причин проявления нетолерантного поведения подростков показал, что одной из них является отсутствие сформированной положительной «Я-концепции». Под «Я-концепцией» мы понимаем систему осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых строится ее поведение. Отрицательная «Я-концепция» («Я не нравлюсь, не нужен») мешает успеху подростка, способствует его изменению в отрицательную сторону. Для формирования у подростка положительной «Я-концепции» мы считаем необходимым: -видеть в каждом подростке уникальную личность, уважать ее, принимать, верить в нее; -создавать подростку ситуацию успеха, доброжелательности; -понимать причины неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству; -предоставлять подростку возможности реализации себя в положительной деятельности.
Коммуникационно-диалогический подход состоит в установлении взаимодействия всех субъектов, находящихся в открытых, равноправных взаимоотношениях по достижению прогнозируемых конечных результатов.
Центральное место в данном подходе «занимает отношение к коммуникации как к равноправному диалогу, успех в котором достижим, во-первых, при учете целей и интересов всех сторон и, во-вторых, при сохранении паритета и уважения друг к другу» [177, с. 11].
Поведенческий критерий предполагает непосредственное участие ребенка во взаимодействии, совершении конкретных поступков и отражает стремление подростка к отсутствию агрессивности, категоричности в суждениях и оценках других, умению вступать в диалог с «иным», находить общий язык с разными индивидами.
При коммуникационно-диалогическом подходе важным является субъект-субъектное взаимодействие родителей и подростка. Это условие предполагает насыщение воспитательного пространства образцами толерантного поведения, носителями которого в первую очередь должны быть педагоги, родители а также сами подростки.
Культурологический подход (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.С.Каган, В.В.Медушевский, Н.Е.Щуркова) подразумевает анализ хода педагогических событий через призму существующих культурных норм жизни и открытых культурой наивысших ценностей [223, с.5]. В связи с этим возникает необходимость учета прогрессивных тенденций развития мировой культуры и взращивания подрастающего человека как гражданина мира, способного жить в контексте мировой культуры, принимая общечеловеческие ценности культуры и гармонично сочетая их в своей жизни с национальными, отечественными.
Многоуровневый комплекс педагогических условий формирования толерантного поведения подростка в семейном воспитании
В каждой семье родители мечтают вырастить своих детей добрыми, счастливыми. Однако следует сказать, что одного желания недостаточно. Просчеты, ошибки взрослых очень часто оборачиваются нравственными недостатками в их детях. Среди многих ценных человеческих качеств доброта и терпимость - главные показатели развитости человеческого в человеке. Поэтому необходимо в семье каждый день, каждый час, всем образом жизни формировать в детской душе доброту и терпимость. Успех этой нелегкой и важной работы во многом зависит от правильного представления родителями этих понятий. Важно, чтобы родители понимали, что воспитание толерантности - это очень благородная задача в семейном воспитании.
Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе воспитания толерантного поведения подростка, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители - это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе ее родимые пятна, ее достоинства и недостатки.
На наш взгляд, не второстепенную роль в воспитании толерантного поведения подростка играет авторитет родителей. Но следует отметить, что демократизация общественной жизни повлекла за собой критику авторитарной концепции воспитания, предусматривающую подчинение детей воле педагога, родителей. В связи с этим понятие «авторитет», как однокоренное со словом «авторитарность», стало очень редко употребляться, что совершенно напрасно, ак как смысл авторитета не противоречит современным тенденциям воспитания толерантности.
Авторитет (от лат. autoritas - власть) - влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. [107, с.94]. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Превосходство родителей, которые авторитетны для ребёнка, определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребёнка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной уверенности, о которой говорилось выше, - одна из потребностей психики ребёнка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.
А.С. Макаренко писал, что для ребёнка первых лет жизни «.. .самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом» [107, с.95].
Для маленького ребенка каждый взрослый представляет собой естественный авторитет, поскольку в детских глазах он - воплощение силы, могущества, умелости. Это создает у некоторых родителей иллюзию, что можно не прилагать особых усилий для поддержания своего авторитета. Таких взглядов придерживаются в первую очередь в семьях, где воспитание строится на опеке, диктате. Между тем ребенок-дошкольник уже способен отличить авторитет, основанный лишь на физическом превосходстве (старше, сильнее), внимание к ребенку, забота о нем - первый «кирпичик» родительского авторитета. Он будет крепнуть в глазах ребенка по мере того, как он «откроет» в родителях их высокие нравственные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную развитость, умелость и многие другие прекрасные качества. Ответственные одители думают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае не разрушать недостойным поведением [107, с.95].
Мы считаем, что факторы влияния семьи на воспитание толерантной личности можно представить следующим образом: 1) структура семьи как единство функционирования ее членов; 2) авторитет родителей; 3) позиция подростка в семье; 4) стиль воспитания в семье; 5) образовательный, нравственный и творческий потенциал семьи. Говоря о соотношении толерантности в семье и семейного воспитания, мы огласны с известным русским педагогом, писателем А.Н.Острогорским, который подметил: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно к чужим людям, - но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким» [147].
Для того, чтобы подростки могли полностью развить и проявить свои способности, нравственный потенциал, они должны расти в отзывчивом семейном окружении. Люди, не испытавшие в детстве родительской и семейной любви с возрастом становятся несчастными, черствыми, а как следствие не способными к терпимости по отношению к другим людям, национальностям, религии и т.д. Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты воспитания толерантной личности подростка в условиях семьи.
Таким образом, мы подошли к тому, что одним из важнейших условий воспитания толерантности в семье является педагогическое просвещение родителей в этом вопросе. Для этого мы, в первую очередь, должны выяснить как родители понимают само слово «толерантность». Концепт толерантность не относится к числу центральных концептов человеческого сознания, что связано с рядом коммуникативно-психологических качеств современного подростка, таких как эмоциональность, общительность, искренность, любовь к спорам. Концепт толерантность при этом находится в своеобразной оппозиции к концептам выяснение отношений, бескомпромиссность в споре, релевантным для человеческого сознания.
Вместе с этим концепт толерантность становится общецивилизационным концептом, и как таковой приобретает все большую важность для нового российского мышления. Проблема толерантности приобретает все большую важность для общества, тем более для российского, которое сталкивается в настоящее время с различными проявлениями политической, этнической, религиозной нетерпимости.
Для формирования толерантного мышления и поведения в условиях семьи мы исследовали отношение родителей и подростков к концепту толерантность психолингвистическими методами, выявив восприятие слов, вербализующих различные стороны данного концепта.
Динамика формирования толерантного поведения подростка в условиях современной семьи
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы предусматривал изучение начального состояния предмета для дальнейшего его преобразования, а также исходных условий проводимого педагогического эксперимента. На данном этапе была поставлена цель: изучить уровни проявления толерантного поведения подростка. Диагностика проводилась на материалах учащихся школ гАльметьевска и их родителей.
Определены задачи констатирующего эксперимента: 1. Теоретически исследовать феномен толерантности и толерантного поведения, определить основные критерии толерантного поведения и показатели его сформированности. 2. Провести диагностику сформированности индивидуального уровня толерантного поведения. 3. Определить возможности современной семьи по формированию толерантного поведения подростков. В ходе проведения данного этапа опытно-экспериментальной работы были использованы следующие методы исследования: общетеоретические методы научного познания (анализ, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение); общепедагогические методы (анализ философской, психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме; анализ Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001 - 2005 гг.)»; изучение накопленного опыта по воспитанию толерантности; наблюдение; анкетирование; изучение и анализ учебно-методической документации, творческих работ учащихся; беседа; педагогический эксперимент); прогностические методы (моделирование, экспертные оценки, самооценки подростков); метод математической статистики (коэффициенты корреляции, связи). На основе философского, психологического и педагогического анализа нами за основные показатели сформированности толерантного поведения были приняты: - информированность (когнитивный компонент); - эмоционально-мотивационное отношение к толерантному поведению (эмоционально-мотивационный компонент); - степень проявления толерантного поведения (деятельностно-практический компонент). Для каждого показателя были определены уровни: высокий, средний, низкий, а также критерии их определения.
Уровень информированности о толерантном поведении как ценности и личностном качестве определялся нами, во-первых, в результате выяснения понимания подростками общечеловеческих ценностей и места толерантного поведения среди них и, во-вторых, на основе их знаний о том, что собой представляют толерантность и толерантное поведение. Уровень информированности оценивался как высокий, средний и низкий, исходя из следующих критериев:
высокий уровень - знания носят глубокий характер, подросток знаком с проблемой толерантного поведения, свободно оперирует фактами, свободно ориентируется в информационном пространстве по проблеме, критически относится к получаемой информации;
средний уровень - знания носят бытовой характер и не опираются на фундаментальные представления о сути проблемы толерантного поведения, самостоятельную активность для получения информации подросток не проявляет и не видит в этом необходимости.
низкий уровень - знания о проблеме толерантного поведения отсутствуют и не имеют актуальности для подростка. Отсутствуют интерес и критический подход к получаемой информации, относящейся к проблеме.
В ходе констатирующего эксперимента обнаружилось, что большинство подростков экспериментальной группы под общечеловеческими ценностями понимают гуманистические ценности, утверждающие человечность в отношениях между людьми: ценность других народов, их специфику и культуру, доброжелательность в отношениях и взаимность, социальную справедливость, доверие и согласие - а именно это является высшим проявлением толерантности.
Большинство подростков контрольной группы к общечеловеческим ценностям относят те, которые признаются всеми индивидами, образующими сообщество (здоровье, приобретение знаний, сохранность природы), не давая качественно-содержательных характеристик этих ценностей.
Относительно места толерантного поведения среди общечеловеческих ценностей подростки экспериментальной группы выделили пассивное непротивление злу насилием, а также активную позицию диалога и компромисса в отношениях с окружающими. Подростки из контрольной группы ограничились занятием пассивного непротивления злу насилием.
Эмоционально-мотивационное отношение подростков к другим индивидам, отличающимся по убеждениям, национальной принадлежности, оценивалось следующим образом:
высокий уровень - критическое осмысление иных убеждений, взглядов, иной культуры, эмоциональная оценка которых имеет рациональные основы и определяется уверенностью в праве на существование «иного»;
средний уровень — эмоционально-положительное принятие иных ценностей и их проявлений без критического анализа и нередко в ущерб себе;
низкий уровень — преимущественно эмоционально-отрицательное восприятие «иных», подчеркивание особой значимости своей социокультурной группы.