Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школна традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев Гяургиева Фатима Юсуповна

Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школна традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев
<
Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школна традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школна традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школна традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школна традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школна традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школна традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школна традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школна традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школна традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гяургиева Фатима Юсуповна. Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школна традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999 223 c. РГБ ОД, 61:00-13/105-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава ;I. Общность традиционной культуры воспитания у кабардинцев и балкарцев исторические, социально-педагогические предпосылки развития традиционной системы воспитания 25-91

1. Традиции народного этикета как социально-педагогическая проблема в современных условиях 25

2. Народный этикет в системе этнопедагогической культуры 47

3. Педагогические условия формирования социально-этических норм поведения учащихся национальных школ 72

Глава II. Народные традиции как действенный механизм формирования социально-этических норм поведения учащихся национальных школ 92-202

1. Основные требования современного общества к морально му облику подрастающего поколения 92

2. Народные средства и методы положительного нравственного воздействия на личность 136

3. Содержание и методы приобщения учащихся к традиционной культуре через образовательно-воспитательные учреждения в современных условиях 156

4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 181

Заключение 198-202

Библиография 203-217

Введение к работе

В современном обществе под воздействием происходящих в стране и в мире перемен, которые в первую очередь затронули духовную, нравственную и социальную сферу общества, на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, имеющие непреходящее значение. Это касается всех сторон жизни народа, в том числе народных идей и опыта воспитания и обучения подрастающего поколения. Мы, как-бы, проснулись от долгой спячки, вроде бы только сейчас поняли, что отшлифованные веками народные идеи о сущности жизни, её цели, о задачах и способах народного воспитания молодого поколения - это кладезь мудрости, которой надо руководствоваться в процессе воспитания молодёжи.

В прошлом тоталитарное общество мало внимания уделяло изучению истории и культуры малочисленных народов, в том числе и использованию народной педагогики. Это расшатало отношение людей к таким понятиям, как честь, долг, совесть, взаимоуважение, справедливость, а также и саму систему воспитания, что отрицательно сказалось на воспитании молодёжи. Ещё больше усугубилось положение во время "активного строительства социализма", когда были закрыты и разрушены почти все культовые учреждения (церкви, мечети, синагоги и т.д.), а вместе с религией ушел в забвение целый пласт национальной культуры и традиций - легенды, предания, обычаи, обряды и т.д.

В наши дни происходит переоценка ценностей в процессе демократизации общественной жизни, особенно в области нравственной и духовной культуры, а как следствие в облас-

ти народной педагогики и методики воспитания и обучения детей. Сняты многие ограничения и табу. Ранее запрещённые произведения литературы и искусства, религиозные ритуалы и праздники стали предметами общественного сознания, по сути, фактическим признанием их необходимости, значимости.

Мораль и религия - есть формы общественного сознания, связанные друг с другом в определенных исторических условиях. Содержание религии не сводится только к художественно-культурным ценностям. Так заповеди любой религии, кроме чисто религиозных (почитание бога, чтение молитв и священных книг, соблюдение поста и т.п.) прежде всего содержат общечеловеческие ценности. Они характерны и для Библии, и для Корана (почитай отца и мать своих, не убей, не кради, не лжесвидетельствуй и т.д.)

Духовное богатство народа очень тесно связано с нравственными проповедями и заповедями религии, с народной педагогикой, что в совокупности выступает как единство педагогической мысли народа.

Наукой установлено, что социально-нравственное развитие ребёнка происходит путём приобщения их к общественно-историческому опыту человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях и выступают как образцы лучших черт, качеств личности, нравственные эталоны, принятые в данном обществе . Не случайно, К.Д.Ушинский отмечал: "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным." (175; с. 252).

Под народной, национальной системой образования мы подразумеваем систему образования, транслирующую национальную культуру через обучение и воспитание детей на родном языке и обеспечивающая их национальной идентификацией.

В то же время/ происходящие корректные социальные изменения в России вызывали такие сложные и противоречивые перемены в обществе, что привело к нарушению нравственных и этических отношений в многонациональном обществе. Поэтому в современных условиях формирование социально-этических норм гуманного поведения подрастающего поколения на основе духовных ценностей народа, умеющие быстро адаптироваться к сегодняшним переменам, связанные с рыночной экономикой, является важнейшей задачей. Народами Кавказа, в частности кабардинцами и балкарцами, на протяжении своей длительной истории был накоплен бесценный опыт семейного, трудового, социально-этического и духовного воспитания подрастающего поколения. Одним из главных элементов в деле воспитания, по представлению народа, является преемственность поколений, усвоение традиций и обычаев своего народа "Адыгэ хаб-зэ" и "Тау адет", кодекса чести ("закона гор"), включающий такие социально-этические качества, как скромность, честность, мужество, уважение к старшим, к женщине, трудолюбие, гостеприимство, дружба, а также обязательное знание национального этикета. Поэтому значение вопроса о традициях определяется ещё тем, что он составляет часть проблемы отношения к национальной культуре, её особенностям, к культурному наследию прошлого. А эта проблема уже связана с проблемой воспитания нового человека, развития в нем со-

зидательной, творческой активности в деле духовного становления в целом.

Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа должна осуществляться прежде всего через приобщение молодёжи к изучению своей истории и произведений народного творчества - эпоса, сказок, пословиц и поговорок, в которых воплощена народная мудрость. Именно в фольклорных произведениях отражён прежде всего богатый народный опыт воспитания. Поэтому одной из важнейших проблем продолжает оставаться проблема изучения и оценки народных педагогических идей и опыта, их значения по отношению к педагогической науке, так как народная педагогика затрагивает ее основные принципы и имеет непосредственное отношение к организации воспитания и обучения детей и молодёжи в настоящее время.

Этнопедагогика, являясь совокупностью педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных народом в течении всей своей истории, сохранившихся в устном народном творчестве, традициях, обычаях, обрядах, играх, этнографических, исторических и фольклорных материалах, находит живое применение в воспитании детей у всех народов мира, в том числе в практике работы школ, в педагогической пропаганде среди родителей. Между тем многие учителя не подготовлены теоретически и методически к применению народных идей и опыта воспитания. Воспитание в школе должно быть основано прежде всего на проверенных опытом прогрессивных педагогических идеях, в ряду которых народные традиции и этикет - важнейшие. Нравственно-этические традиции

кабардинского и балкарского народа ("Адыгэ хабзэ"и "Тау адет") в деле воспитания подрастающего поколения как раз и являются тем неисчерпаемым источником педагогических знаний. У каждого народа, в том числе кабардинского и балкарского, есть самобытные педагогические находки, методы и средства воспитания детей и молодежи, которые представляют общечеловеческую ценность. Это значит, что анализ и обобщение всего ценного, что создано педагогическим гением народа, способны внести много полезного в арсенал учебно-воспитательной работы современной школы.

Итак, в условиях актуализации проблемы нравственного воспитания и формирования социально-этических норм поведения школьников народные традиции могут стать действенным средством воздействия на их личностное становление, воспитание общечеловеческих ценностных отношений.

АКТУАЛЬНОСТЬ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ обусловливается логикой современного исторического развития. Сегодня в период обновления нашего общества, когда перед народами нашей страны встали сложные, во многом неординарные, противоречивые социально-экономические и духовно-нравственные задачи, когда общество переживает время преодоления идеологических догм и больших деформаций в области духовной культуры и морали, национальной политики, межнациональных отношений, остро актуальной остается проблема возрождения и сохранения духовных ценностей народа, основанной на традиционной культуре народов. При этом серьёзно повышается роль образования, которое по своей функции является социокультурной технологией, обеспечивает стабильность общества и его развитие.

Основанные на гуманистических и демократических взглядах новые принципы миропознания людей, реализуемые в их практической деятельности, ускорили процессы возрождения этносов, роста национального самосознания, самоопределения многих наций, суверинизация этнорегионов и как следствие - развитие их культуры, образования,науки,искусства и подлинно объективной истории,сохранение языка, традиции и обычаев, что дало возможность построения цивилизованных отношений между личностью и обществом, поиска наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Поэтому в изменяющихся экономических и социально-политических условиях жизнедеятельности общества, культивирующаяся веками социально-этическая преемственность поколений, составляющая основу человеческой общности и обеспечивающая духовную устойчивость этноса стали в большой степени возможными только через национальную систему образования, которая наиболее адекватно и объективно отражает происходящие общественные явления в мире и проецируют их в сознании формирующейся личности.

Духовные ценности народа, его традиции, нормы поведения в течении многих веков всегда играли решающую роль в воспитании и становлении подрастающего поколения, в формировании его нравственных, этических, трудовых и социальных качеств в целом. Переработка и осмысление явлений духовной культуры и этикетных норм поведения прошлого поможет строить педагогическую культуру и этнопедагогическую науку будущего. Без учёта особенностей этносов, их традиций воспитания, религиозного учения о морали и нравственности человека не может быть полной и объективной картина воспи-

тания человека. Поэтому формирование социально-этических норм гуманного поведения детей и молодёжи на основе духовных ценностей народа, умеющего адаптироваться к сегодняшним переменам в обществе, является важнейшей задачей. Между тем, народная педагогика, обладающая богатейшим воспитательным потенциалом, являющаяся исконным носителем "адат", на основе национального этикета, всё еще остаётся невостребованной. Объективная оценка исторической роли этих социальных явлений, изучение воспитательного влияния различных общественных институтов, является важнейшей задачей кабардинцев и балкарцев.

Активизацию интереса к этнокультуре своего народа, которая "органически входит в настоящее" (Д.С.Лихачев), сегодня уже можно наблюдать у родителей, учащихся и учителей школ, колледжей, вузов. Однако бессистемное, непродуманное включение в практику учебно-воспитательной работы элементов национальной культуры не приводит к желаемому результату. Все это диктует необходимость разработки методов и средств использования опыта народной педагогики для формирования социально-этических норм поведения учащихся. Проблема исследования направлена на поиск путей оптимального воздействия стереотипов этикетного поведения этносоциума, на формирование социально-этических норм поведения как морального кодекса горцев "адат" в современных условиях, в процесс приобщения детей к традиционным ценностям этносоциума, а также поиск путей активизации проявления и закрепления социально-этических норм поведения, основанных на национальных и общечеловеческих ценностях.

Социально-этические нормы - "адат", становясь привычкой, традицией, на уровне общественного сознания передаются от поколения к поколению. Личность, усвоив социальные нормы общества, уже самостоятельно регулирует свое поведение и оценивает поступки других людей. Отрыв от нравственной традиции народа обычно приводит к деформации личности растущего человека. В период господства тоталитарной идеологии известные институты народа - гостеприимство, аталычество, куначество, побратимство и другие ставились в вину, служили поводом для репрессий .

Осмысление проблемы и её решение требуют серьезной концентрации интеллектуальных, материальных ресурсов, комплексной теоретико-прикладной проработки для повышения эффективности практической реализации рассматриваемой проблемы. Успех всех этих условий зависит от наличия фундаментальных концепций, ориентированных на преобразование важнейшего социального института— школы, а также других общеобразовательных учреждений.

В настоящее время приобрело особое значение возрождение культурно-исторического наследия этносоциумов, в том числе народов Кабардино-Балкарии, где одним из основных источников духовных ценностей является народная педагогика, содержащая многовековую мудрость и опыт воспитания подрастающего поколения.

Социокультурные и духовные ценности народа, его традиции всегда играли важнейшую роль в гражданском становлении человека, в формировании его социально-этнических норм поведения - "адат", гражданских и трудовых качеств. Поэтому так необходимо сегодня объективная оценка исторической

роли этих феноменов, изучение воспитательного влияния различных общественных институтов. Знание, переработка и осмысление духовной этнопедагогической культуры помогут успешному решению сложных и противоречивых проблем воспитания детей и молодёжи в современных условиях. Без изучения и использования ценностей этнопедагогики не может быть полноценного воспитания личности. В настоящее время актуальным становится единение традиции и опыта народной педагогики с методолого-теоретическими положениями современной педагогической науки в решении воспитательных задач, поставленных обществом.

На современном этапе очень важно осознать необходимость более активной работы по усилению единства идей и опыта народных традиций с педагогическими теориями и по определению путей усиления роли народного воспитания в решении задач, поставленных обществом в деле формирования полноценной личности на основе комплексного подхода к процессу воспитания подрастающего поколения.

Проблема народного воспитания всегда находилась в центре внимания прогрессивных деятелей прошлого - философов, педагогов, религиозных служителей, поэтов, народных просветителей. Материалы народной педагогики, основа которых заложена в произведениях народного творчества, служит основным источником развития традиционной этнопедагогической культуры, средством обогащения духовного мира подрастающего поколения и воспитания его на принципах гуманизма, добротворчества, милосердия, созидания и толерантности .

В этом плане нельзя не отметить, что опыт народа по воспитанию подрастающего поколения, прогрессивные педагогические идеи, выработанные веками народом, всегда привлекали внимание учёных-историков, философов и педагогов. Вопросы развития традиционной культуры, педагогической мысли освещаются в работах А.И. Беляева, Н.И. Ильминского, Н.П. Остроумова, Ф.Ф. Королева, Н.К. Гончарова, Хан-Гирея, Ш. Ногмова, М.А. Орифи, А.Э.Измайлова, К. И. Салимовой, М.Г.Данильченко, К. Атажукина, А.Кешева, С.Ф. Егорова и

др.

В этих работах много внимания уделяется показу тенденции развития прогрессивной общественной мысли. Сделана попытка анализа педагогических взглядов учёных-энциклопедистов и деятелей просвещения прошлого в связи с современностью .

Ценность идей и опыта народного воспитания в развитии педагогической мысли отмечали и видные советские государственные и педагогические деятели, философы, социологи и учёные-педагоги: А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, СТ. Шацкий, Е.Н. Медынский, Н. А. Константинов, А. Г. Абдулатипов, Л. П. Буева, И. С. Кен , И.В. Суханов, В.П. Тугаринов, А.Г. Харчев, В.А. Разумный и др.

В их работах характеризуются особенности воспитательных институтов, связанные с народными традициями, пути возрождения прогрессивных народных традиций во взаимосвязи с научной педагогикой.

Исследование религиозных обычаев и традиций и их влияние на воспитание подрастающих поколений мы находим в

работах М.П. Пиотровского, М.С. Дуранова, Н.Аширова, А.Н. Климовича, Т. Саидбаева, X. Цавкилова, А. Ахмедова, М.В. Вахабова и других. Однако влияние на духовный мир детей раскрыто в них односторонне. Известно, что религиозные каноны вобрали в себя очень много ценного из истории человеческого общежития. Общечеловеческие нормы поведения выступают как "отполированное историей зеркало" (В.А. Разумный) , и поэтому нет необходимости сводить всё к противопоставлению теистических тезисов и атеистических. Только доброжелательный диалог мировоззренческих установок различных направлений духовной культуры - философии, религии, социологии, организованный вокруг конкретных вопросов человеческого бытия, вокруг реальных социально-этических проблем может определить мировоззрение человека, его миропонимание, духовный мир в целом.

Из наиболее значительных работ, специально посвященных этой теме, следует назвать труды известного учёного-педагогка, академика РАО Г.Н.Волкова, посвященные комплексному исследованию этнопедагогики народов, особенно же конкретной этнопедагогики чувашского народа во взаимосвязи с педагогической культурой других народов, а также работы М.А. Арипова, Е.Н. Ханбикова, А.Ш. Гашимова, А.Ф. Хинти-бидзе, Ш.А. Мирзоева, М.Г. Тайчинова и др., дающие обобщенный и конкретный материал о народной педагогике отдельных народов.

"Народная педагогика, - отмечает Г.Н. Волков, - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п. Народная

педагогика предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней" (37; С. 7).

Значительный интерес представляют кандидатские диссертации по этой и близкой к рассматриваемой проблеме В.Х. Арутюняна, Н.Х. Байчекуевой, М.Б. Гуртуевой, А. Турсунова, И.А. Шорова, Б. Апышева, З.Я. Якубова, З.Х. Галеева, М.Ш. Ширбаева, В.Ф. Афанасьева, Е.Л. Христовой, М.Г. Стельмахо-вича и др.

Кроме того нами изучена педагогическая, философская, этнографическая литература, раскрывающая проблемы формирования национального самосознания. Это работы Ю.В.Бромлея, В.С.Мухиной, Н.Гумилева и др. При раскрытии общих и конкретных вопросов обновления и возрождения национальной школы, традиционной культуры, этнопедагогизации - определенный интерес для нас представляли работы исследователей Е.П.Жиркова, А.А.Кудри, Н.А.Садовского, М.М.Буруловой, М.Г.Харитонова, А.Н.Николаевой и др.

Вышеперечисленные исследования по народному воспитанию в подавляющем большинстве своем содержат анализ педагогических воззрений народа, выраженных в памятниках народного творчества - пословицах, поговорках, загадках, колыбельных песнях, сказаниях, преданиях, народном эпосе, в национальных играх и состязаниях. Характерной чертой большинства работ и о народной педагогике является ограниченность их лишь традиционным трудом и обычаями. Роль духовной культуры (в том числе религиозной) в развитии народной педагогики остается малоисследованной. Имеющиеся в

педагогической литературе рекомендации по некоторым частным вопросам позволяют разрешить лишь отдельные стороны проблемы воспитания, органически не составляя структуру системы воспитания. Кроме того нельзя не учитывать психологический феномен. Например, процесс формирования отдельных личностных качеств происходит как потребность развивать у себя стереотипы поведения, характерное для данного этносоциума, как способ идентификации себя в своем этносо-циуме ("Я - часть этноса").

Так, например, для народов Кабардино-Балкарии гостеприимство - уникальный социальный феномен - носит ярко выраженный характер и является ярко выраженной формой стереотипного поведения этих народов. Гостеприимство - это многогранное явление, требует широкого набора таких социально-этнических качеств, как общительность, приветливость, толерантность, доброжелательность, чувство чести и достоинства, глубокое знание народных традиций, а также определенных физических и эстетических качеств - умение гарцевать на коне, танцевать исламей, исполнять песни, вести доброжелательные беседы со старшими и т.п. Но эта проблема требует глубокого исследования.

Влияние духовной культуры на социально-этическое развитие молодежи через воспитательное воздействие старшего поколения, целенаправленность их использования в учебно-воспитательном процессе в современных условиях Кабардино-Балкарской Республики также слабо исследованы. Не изучены такие вопросы, как преемственность традиционной культуры, проблемы корректировки воспитания девочек и мальчиков и др. И самое главное, учителя слабо владеют формами, мето-

дами воспитания на традициях народной педагогики, технологией этноориентированного образования. Следует отметить также, что при традиционном построении образовательного процесса в школах происходящие этнические процессы остаются за рамками школы. Это способствует определенному разрыву между семьей и школой, школой и социальной средой. Наша проблема исследования наряду с формированием национального самосознания как части общественного сознания тесно связана с общероссийскими, общечеловеческими ценностями в условиях поликультурного общества. Её решение нацелено на поиск путей оптимального воздействия стереотипов этикетного поведения этносоциума, на формирование социально-этических норм поведения учащихся в современных условиях, приобщение их к традиционным ценностям этносоциума, а также на поиск путей активизации и закрепления социально-этических норм поведения "адат", основанных на национальных и общечеловеческих ценностях.

Таковы в своей совокупности позиции, которые служили
обоснованием выбора темы нашего исследования:

"Формирование социально-этических норм поведения учащихся на традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев".

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в определении наиболее эффективных условий приобщения детей к национальным ценностям, традиционной культуре кабардинского и балкарского народов и формирование нравственной культуры учащихся на основе народного этикета.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - педагогический процесс приобщения детей к традициям, национальным ценностям, стереотипам этического поведения и формирования у учащихся соци-

ально-этических норм поведения в современных условиях Кабардино-Балкарии .

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является формирование социально-этических норм поведения на основе национальных и общечеловеческих ценностей и стереотипов народного этикета кабардинцев и балкарцев, с целью совершенствования культуры нравственных отношений учащихся.

Мы исходим из того, что построение этноориентирован-ного учебно-воспитательного процесса с учётом и на основе прогрессивных идей, народных традиций, культур и обычаев всех этнических групп учащихся, целенаправленная совместная добротворческая деятельность и детей, и людей старшего поколения способствуют решению школьниками актуальных проблем—возрождения национальной культуры, этносамовыражению и этносамоопределению учащихся в школьном коллективе, который обладает притягательной силой для проявления нравственной активности каждого своего члена.

В соответствии с намеченной целью, были сформулиро-ванны следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Теоретический анализ философской, социологической, этнографической, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме и социально-педагогическое изучение состояния (опыта) этноориентированного образования в национальной школе.

  2. Определение компонентов этикетного (стереотипного) поведения, характерного для данного этносоциума.

  3. Выявление оптимальных педагогических условий этно-педагогизации учебно-воспитательной работы в национальной

школе, а также путей и форм творческого использования традиционной культуры в образовательной практике.

  1. Определение особенностей воздействия национального этикетного поведения на формирование сознания, этнической идентификации растущей личности.

  2. Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации учителей в контексте этноориентированного образования.

Выдвигая гипотезу научного исследования^ мы осознавали, что достижение желаемых результатов в воспитании указанных качеств учащихся зависит от ряда обстоятельств, не связанных со школой. Так, на социально-этическое становление личности школьника оказывает огромное воздействие семья, окружающая среда в микросоциуме, а также сфера общения, в том числе со взрослыми и занятия по интересам (спорт, музыка, игры и т.д.). Поэтому мы предполагали, что создание соответствующих условий для формирования проектируемых качеств и деятельность в сфере усвоения этического поведения и межличностного общения с носителями традиционной культуры за предметами школы оказывает положительное воздействие на усвоение социально-этических норм поведения, нравственного опыта, а также существенно влияет на развитие этнокультуры, национального самосознания.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования является учение о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, которая позволяет более широко рассматривать взаимодействие социальных, экономических, этнокультурных условий жизни и деятельности различных этнических и возрастных групп; о своеобразии и самобытности

культурных традиций разных народов, о гармоничном развитии личности посредством усвоения духовно-нравственных ценностей народа.

При определении методологической основы мы опирались на теоретические положения психолого-педагогической, этнографической науки о том, что взаимодействие различных культур, типов межличностных взаимоотношений является феноменом, действенной группой эмоциональной этнической идентификации межличностного поведения, в котором реализуются отношения друг к другу, совпадающие по своей направленности с отношением к себе самому и отвечающие нравственно-оправданным принципам этносоциума, общества. При этом мы рассматриваем нравственно-культурные нормы поведения, стереотипы национального этикета как выражение объективных условий жизни людей (Бодалев В. А. , Кон И. С, Соколов В.М. и др.) и их деятельности по социально-экологическим и территориально-пространственным подсистемам общества (Данильченко М.Г., Мухин М.И. и др.).

Основополагающей идеей в нашем исследовании является принцип комплексного подхода к педагогическому процессу воспитания учащихся, направленный на формирование национального самосознания и социально-этичестих норм поведения в сфере межнациональных отношений и межличностного общения. Основой её реализации в многонациональном коллективе является внутренняя готовность школьника каждой национальности познать, учесть и тактично отнестись к этническим особенностям человека иной национальности, иной культуры, постоянно следовать нормам социально-этнического поведения, основанным на принципе гуманизма и необходимым для

совершенствования общественных отношений и межличностного общения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Нами использовался комплекс психолого-педагогических методов, отвечающих целям и задачам исследования:

  1. анализ литературы по избранной тематике, а также публикации по проблемам этнопедагогического и этноориенти-рованного образования и формирования нравственной культуры и общественных отношений в процессе усвоения общечеловеческих, этнокультурных ценностей;

  2. анализ опыта работы школ по этноориентированному образованию и формированию нравственного опыта социально-этического поведения на основе традиционной культуры этно-социума;

  3. анализ педагогического опыта автора диссертации в качестве классного руководителя, педагога-воспитателя;

  4. опытно-экспериментальная работа по проверке модели этноориентированного образования учащихся при формировании социально-этических норм поведения, основанных на традиционной культуре этносопиума;

  5. в качестве частных методик в исследовании были использованы анкетный опрос, социометрия, сочинения, беседы и др.

Важное место в нашем исследовании занимает метод изучения и обобщения опыта совместной работы семьи, школы и внешкольных учреждений по приобщению детей к традиционной этнической культуре, а также по формированию у учащихся социально-этических норм поведения ("адат").

С помощью монографической и независимой характеристики на учащихся, мы получили данные об уровне знания своего этноса, сформированности у учащихся социально-этнических норм поведения необходимых для гуманизации общественных отношений. Нами было предложено родителям, педагогам общеобразовательных школ и внешкольных учреждений дать развернутую характеристику отношения к традиционной этнокультуре, проявлении социально-этических норм поведения одним и тем же школьником в различных ситуациях.

Объективная характеристика, полученная из разных источников, позволила разработать вариативные, этноориен-тированные учебно-методические материалы.

В необходимых случаях диссертант принимал непосредственное участие- в опытно-педагогической работе: проведение открытых классных часов, организация среди учащихся диспута "О национальных традициях"; семинары для классных руководителей,организаторов внеклассной работы, родителей по проблемам приобщения детей к традиционной этнокультуре, формирования у учащихся социально-этических норм поведения "адат", в школе, вне школы в семье.

Исследование проходило в несколько этапов и охватило около 800 учителей, учащихся и родителей.

На первом этапе (1992-1993 гг.) изучалась и анализировалась философская, социально-психологическая, педагогическая, этнографическая литература и фольклор по исследуемой проблеме с целью определения теоретических основ исследования, выявления проблемы и предмета исследования, формирования методики опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (1993-1995 гг.) был посвящен опытной работе в национальных школах по проверке достоверности выдвинутой гипотезы, обоснованию приемлемых педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования социально-этических норм поведения учащихся в национальной школе в процессе приобщения их к традиционной культуре. Проводилось также экспериментальное осуществление проектов воспитательных систем на основе традиционной культуры, введение интегрированных этноориентированных курсов по учебным предметам национально-регионального цикла.

На третьем этапе (1996-1998 гг.) проводился анализ, сопоставление и обобщение материала опытной работы, осуществлялась проверка приемлемости педагогических условий и методов использования традиционной этнокультуры в национальной школе, а также разработка рекомендаций и литературное оформление работы.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. В исследовании разработан и апробирован теоре
тический подход к формированию социально-этических норм
поведения, который основан на использовании этнокультурных
традиций кабардинского и балкарского народов в учебно-
воспитательном процессе школы.

2. Выявлены и раскрыты особенности этноориентирован-
ного учебно-воспитательного процесса в национальной школе
с позиции определения возможностей изучения традиционной
культуры, показаны пути теоретического и методического
оснащения учителей и родителей знаниями о механизме пости
жения и реализации на практике идей воздействия стереоти-

пов этикетного поведения этносоциума на формирование социально-этических норм поведения учащихся как морального кодекса горцев "адат", "адыгэ хабзэ", "тау адет".

3. Выявлен и экспериментально проведен блок общекультурных дисциплин, способствующих формированию представлений о национальных и духовных ценностях кабардинского и балкарского народов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в подготовке и применении научно-методических рекомендаций по теме исследования, а также цикла лекций для учащихся, студентов педколледжа, учителей и родителей. Результаты работы дают возможность на основе научно-обоснованных рекомендаций использовать традиционную этнокультуру в целях формирования у подрастающего поколения интереса к этно-культуре кабардинцев и балкарцев и культуре сопредельных народов во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями. Разработанные материалы могут быть использованы при создании этноориентированных учебно-методических пособий для национальных школ, в системе повышения квалификации учителей, а также в преподавании общекультурных дисциплин в школе, педколледжах и педвузах.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечена методологическим подходом к решению выбранной проблемы; применением совокупности методов исследования, адекватных его основным направлениям, задачам и логике изучения проблемы; положительным результатом анализа статистических данных опытно-экспериментальной работы, проводившейся автором в течение ряда лет.

Полученные в ходе работы результаты, выводы, научно-

методические рекомендации обеспечивают дальнейшее развитие осуществленных моделей воспитательных систем с использованием традиционной этнокультуры в национальной школе.

Основными источниками исследования являются архивные, историко-культурные, педагогические, психологические и этнографические материалы. Апробация работы осуществлялась в школах Кабардино-Балкарской республики, педагогическом колледже г.Нальчика.

Результаты исследования систематически докладывались на педагогических советах, методических объединениях учителей, межвузовских и межрегиональных научно-практических конференциях.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

  1. Педагогические традиции народного этикета кабардинцев и балкарцев содержат в себе уникальный учебно-образовательный потенциал, посредством которого может быть успешно реализовано формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школ Кабардино-Балкарской республики.

  2. Значимость национальной культуры этносов как основы использования опыта народных традиций и норм поведения ("адат") в учебно-воспитательном процессе.

  3. Характеристика механизма влияния традиций народного этикета кабардинцев и балкарцев на формирование социально-этического поведения подрастающего поколения.

  4. Возможность и необходимость использования традиций национальной культуры и народного этикета в целях развития и обогащения духовного и нравственного мира учащихся национальных школ.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Традиции народного этикета как социально-педагогическая проблема в современных условиях

Человеческая память возвращает нам реальные события времён жизни наших отцов и дедов, представляющие собой бесценную этнографическую информацию о местожительстве народа, его быте, взаимоотношениях с соседними народами и в своём социуме, о генетических корнях тех или иных традиций, обычаев, обрядов и законов.

Традиция (лат. traditio - передача) - это такие правила поведения, которые сложились исторически и доставались потомкам от предков, но они не переходят механически из поколения в поколение. Традиции надо развивать, внедрять в сознание людей с учётом произошедших перемен в обществе .

В литературе часто встречается словосочетание "традиции и обычаи" или "традиции и обряды". Здесь надо заметить, что обычаи и обряды - это те же традиции, хотя и в их разных видах. Обычай - содержание поведенческих норм этносов, например, обычай отмечать появление на свет ребенка, обычай принимать гостя и т.д. Обряд - внешнее оформление, т.е. методика проведения обычая: как отмечать рождение ребенка, как принимать гостя и т.д.

Непреходящая актуальность вопроса о национальных традициях объясняется тем, что они в концентрированной форме сохраняют самобытность, универсальность, социальную значимость конкретно взятого народа. Отшлифовываясь веками традиции, обычаи, законы жития, моральные и этические нормы поведения, а также социально-нравственные устои народа олицетворяли собой его национальную культуру. Вопрос передачи, привития подрастающему поколению традиционной культуры своего народа всегда был связан с воспитанием детей и молодёжи.

Воспитание человека предполагает развитие в нем высших свойств национального характера, морали, нравственности и этики, что в свою очередь решается разумным использованием многовекового сконцентрированного опыта предшествующих поколений. Известно, что в истории развития человечества новые ценности общечеловеческого бытия базируются на старых и вырастают из них, видоизменяясь в соответствии с требованиями современности.

Прогрессивное человечество, озабоченное сохранением экологического здоровья планеты, памятников старины, богатств природы, достижений науки и техники и очень мало тревог испытывает по поводу сохранения и передачи следующим поколениям лучших национальных, интернациональных, международных традиций в сфере воспитания духовно-нравственной, социально-этической и бытовой культуры, в сфере межличностных отношений. Неспособные и нерасположенные создавать новые идеалы в сфере духовной деятельности, многие живут запасами былого прошлого своего народа, гордясь его героическими и нравственными подвигами, его величием и порядочностью. Сегодняшнее время показало, что наша государственная модель воспитания носила отвлечённый характер. Страна, населенная множеством различных народов, оказалась неспособной организовать воспитательную деятельность детей с учётом их национальной психологии и национального характера, что негативно отразилось на всех сторонах человеческих взаимоотношений.

Возникла необходимость переосмысления всего воспитательного процесса, ориентировав его на приобщение детей к извечным человеческим ценностям: уважении к себе и окружающим, честности, порядочности, чувству долга, любви к Отчизне, родному дому, бережного отношения к культурному наследию народа и т.д.

Основные требования современного общества к морально му облику подрастающего поколения

Главной целью в процессе формирования морального облика своих наследников горские народы считали прежде всего воспитание у них глубокого чувства любви к родине, к родному очагу. Поэтому идея защиты родной земли от врагов-поработителей в большей части произведений горского фольклора выделяется как основная моральная заповедь народа своим потомкам. Патриотические мотивы, присущие содержанию народных сказок, пословиц, поговорок, загадок и песен, преданий и легенд, придали им глубокую идейность. Народные герои в кабардинских и балкарских сказках готовы биться с врагами насмерть, защищая независимость своей родной земли. Их самоотверженность и геройство остаются жить в народе, укрепляя в молодом поколении решимость осуществить вековечную мечту угнетённых о свободе.

Создав пленительные образы богатырей, стоящих на страже независимости родной отчизны, народ как бы завещает сыновьям и внукам быть похожими на этих героев. Богатыри в сказках одерживают нелёгкую победу над врагами, олицетворёнными в образах страшных и грозных чудовищ: многоголовых драконов - эмегенов, горбожей, иныжей. Они побеждают жестоких и всесильных ханов-захватчиков. Перед лицом врага-поработителя народ стремился объединить усилия всех соотечественников. В фольклорных памятниках народной педагогики кабардинцев и балкарцев имеется прямое указание на то, что каждый человек должен помнить о своем гражданском долге перед обществом. Общество и отдельный член его взаимосвязаны. Счастлив тот, кто ищет счастья обществу. В счастливом обществе есть гарантия счастья каждого. Отличный образец единения личности и общества молодые люди имели в адыгском "Сказании о Даханаго" - людского счастья. Безграничная любовь к народу становится ему залогом победы. Устами Даханаго-Счастья народ напоминает молодому поколению: "Только тот достоин счастья, кто борется за счастье многих!"

Презрение кем-либо общественного мнения, общественных интересов оценивается в народной педагогике как уродливое явление: "Кто не похож на весь аул, на плечах у того ослиная голова" (адыг.) "Не отступай от дела, за которое поднялся весь народ" (балк.).

С высот оборонительных башен воины-стражи зорко вглядывались в горные склоны и тропы, откуда обычно совершались набеги незваных гостей. На их тревожные сигналы тотчас поднимался весь аул. "Дозорные не оставляли без внимания ни отблески пламени на ночном небе, ни клубы дыма в туманной синеве, ничего, что могло предвещать опасность. . . , достаточно побывать у их стен, побродить среди развалин, чтобы ощутить дыхание тех эпох и мысленно сквозь призму времени увидеть воинов-защитников, в шлемах и кольчугах, с луками и копьями, услышать крики сражающихся и звон оружия..." (74; с. 100-101). Таким образом, отечество защищал весь народ, а не отдельные герои. В образах сказочных героев, народных богатырей, выступает сам народ-богатырь, как носитель идей добра и мира.

Родина в фольклоре горцев сравнивается с родителями, вскормившими, обласкавшими и вырастившими детей. Кто не признает родину, не отстаивает её свободу и независимость, тот не признает и родного отца, - утверждают народные пословицы: "Ата журтун танымагъан атасын да танымаз". Джигит может расстаться с любимым конем, но расстаться с родной землёй мучительно для него. "Жеринден айырылгъан жыл жи-ляр". ("Кто расстался с родиной, тот год в слезах проведёт" .

Народные средства и методы положительного нравственного воздействия на личность

В народной педагогике горцев Северного Кавказа много внимания уделяется средствам и приемам нравственного воспитания .

Обратимся к некоторым эффективным и потому широко известным в среде кабардинцев и балкарцев средствам и мерам, оказывающим нравственное воздействие на формирование характера детей. Проведя аналогию с природными явлениями и процессами, народ в практике нравственного воспитания молодого поколения пришли к выводу о том, что привитие детям положительных качеств должно начинаться в возможно раннем возрасте:

"Ребенка надо воспитывать, пока он в колыбели, теленка - пока на привязи" (каб.). Ребёнка кабардинцы и балкарцы сравнивали с гибким побегом. Пока этот побег не вырастет в крепкий и толстый ствол, он легко гнётся. Так и ребенок. В раннем возрасте он легко поддастся воздействию воспитателя. Это мнение многих поколений народных педагогов вылилось в общеизвестную горцам Северного Кавказа пословицу: "Гни кол, пока он тонкий прут, вырастет - согнуть не сможешь". Как известно, к подобному выводу пришёл в своё время и отец демократической педагогики Я.А. Комен-ский, разрабатывая свою программу "материнской школы".

Учитывая склонность детей к подражанию, народная педагогика требовала от старших, и прежде всего от родителей, чтобы те старались быть достойным примером для подрастающей смены. Ведь недаром в народе говорили: "Ребёнок что слышит, то и говорит" (осет.); "Привычка матери - выкройка для дочери" (каб.); "Сабий кёргенин этер" (балк.) -Ребенок делает то, что замечает. Из-за неблаговидного поступка юноши или подростка осуждали не только виновника, но и его родителей. Поэтому часто родители, укоряя дочь или сына, выражали свое недовольство такими словами: "Не скажут ли: позор тому, кто тебя таким воспитал?" Или же: "Ты меня позоришь в глазах народа"; "Ты позор навлекаешь на мою голову". Эти примеры говорят о том, что в моральной оценке человека общественное мнение ставилось очень высоко. В то же время они убедительно свидетельствуют о том, что родители чувствовали прямую ответственность перед общественностью за воспитание своих детей. В старой кабардинской или балкарской деревне молодых людей часто называли не по их собственным именам, а по родственной принадлежности: сын Шохая, дочь Исмаила, младший сын Абубекира, от брата Керима родившийся, средняя дочь племянника Фати-мы, - что возлагало на близких и дальних родственников известную ответственность за поведение молодёжи. Выбирая невесту для сына или оценивая его выбор, отец пытался предугадать моральный облик невесты по нравственному достоинству ее родителей, родственников и даже подруг. В народе прочно бытовало по этому поводу разделяемое всеми кавказскими горцами суждение: "Прежде чем жениться, погляди на мать, прежде чем выйти замуж, погляди на отца юноши".

Огромную роль родителей в нравственном становлении детей отмечают и другие народы, географически отдаленные от Северного Кавказа.

Могучим средством нравственного воспитания молодого поколения являлось постепенное привлечение и приучение его к труду. Дети, воспитываемые в труде, не только постигали значимость труда для материальной жизни общества, но и проникались чувством уважения к людям труда. В совместном труде со взрослыми у детей развивалось бесценное моральное качество - естественное стремление к объединению со всеми трудящимися людьми. От труда, трудовой деятельности начиналась и крепла все больше и больше любовь к родному краю, к истории родного народа.

Похожие диссертации на Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школна традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев