Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета Григорьева Надежда Афанасьевна

Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета
<
Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Григорьева Надежда Афанасьевна. Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Якутск, 2006 162 с. РГБ ОД, 61:06-13/1883

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы процесса формирования социально- этических норм поведения младших школьников

1.1. Проблема социально-этического воспитания в философском аспекте 12

1.2. Этноэтикет народа саха как средство формирования социально-этических норм поведения младших школьников 24

Выводы по первой главе 50

ГЛАВА II. Педагогические и организационные условия формирования социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета народа саха

2.1. Специфика воспитательной работы по формированию социально-этических норм младших школьников 53

2.2. Реализация программы по формированию социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета народа саха ...69

2.3.Обновление содержания, форм и методов формирования социально - этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета народа саха 82

Выводы по второй главе 93

Заключение 96

Библиография 99

Приложение 121

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях перед образовательными учреждениями стоят задачи возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления этнических традиций, необходимых для приумножения культурного потенциала каждого народа. В этой связи есть необходимость обратиться к проблемам социально -этического воспитания детей и молодежи. Начало XXI века знаменуется небывалым подъемом интереса к истории, культуре ушедших эпох, в том числе и этноэтикету, традиционной культуре, отличающейся своеобразием, неповторимостью, ярко выраженной самобытностью. Определенная закономерность наблюдается и в том, что в эпохи кризисные, переломные есть необходимость в ретроспективном взгляде, чтобы понять причины нынешнего состояния традиций, обычаев, этноэтикета.

Этноэтикетом в основном занимались представители этнографии и этнологии. Специально к национальному этикету обращались в своих работах А.К. Байбурин, Н.Л. Жуковская, Т.В. Цивьян и др. Занимаясь изучением этнической специфики этикета, они пытались обнаружить общее обоснование этикетных норм, общечеловеческие ценности, выраженные в них. Они показали, что существует как настоятельная необходимость, так и безусловное основание для этического подхода в изучении этноэтикета. Особенно акцентировали на этом внимание А.К. Байбурин и А.Л.Топорков. Этноэтикет отдельных народов был предметом исследования Б.Х. Бгажнокова, Ш.Д. Инал-Ипа, А.И. Шорова и др.

Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики социально-этического воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Проблема нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, П.А. Кропоткина, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Л.М.Архангельского, Е.В.Бондаревской, Н.И.Болдырева, Г.Н.Волкова, Б.З.Вульфова, В.А.Караковского, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, Е.Н.Медынского, Л.И. Рувинского, А.Н. Шемшуриной, М.И. Шиловой, Е.Н. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л.И. Божович, А.Н.Леонтьева, Ж.Пиаже, А.М.Прихожан, С. Л.Рубинштейна и др.

Проблематике взаимосвязи морали и поведения были посвящены работы С.Ф. Анисимова, В.И. Бакштановского, О.Г. Дробницкого, А.И. Титаренко. О нравственном смысле этноэтикета и целостное рассмотрение нравственных его аспектов было изучено Л.В. Волченко. В ее работах содержится этический анализ таких явлений нравственной культуры, раскрывается значение этноэтикета для человеческого общения, осмысливается нравственный смысл стиля поведения, а также дается его определение как естественно сложившихся требований общества к индивиду, передающихся по традиции в своих общечеловеческих формах и дополняемых каждым народом и национальной общностью, социальным слоем или группой специфическими, необходимыми именно этому социальному объединению нормами, выражающими особенности существования и общения людей в нем.

Ориентация на традиции этноэтикета обеспечивает единство в системе нравственных отношений к миру, к обществу, к людям, к самим себе, обеспечивает социализацию и развитие личности, воспитание у нее культуры поведения, основанной на такте, вежливости, доброжелательности, внимательности и чувстве собственного достоинства. В то же время анализ научно-теоретических исследований и практики свидетельствует о недостаточной изученности проблемы социально-этического воспитания школьников. В решении проблемы имеются противоречия:

- между осознанием необходимости формирования личности на этноэтикете и недостаточной педагогической разработанностью проблемы в теории и практике;

между необходимостью нравственного совершенствования личности школьника в условиях современного кризисного состояния общества и недостаточным фрагментарным содержанием составляющей целостного социально-этического воспитания в школе;

между необходимостью возрождения села и недостаточной разработанностью теории и практики социально-этического воспитания как одного из путей формирования личности современного человека.

Таким образом, противоречие между возрастанием значимости воспитания и недостаточной научной и практической разработанностью специально посвященных вопросам социально-этического воспитания исследований, а также актуальность рассматриваемой проблемы дали основание для определения темы исследования «Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета». Выбор младшего школьного возраста определяется тем, что именно в этот период жизни закладываются морально-культурные, социально-этические основы формирования личности, ее нравственной направленности.

Объект исследования — процесс формирования социально-этических норм поведения младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия формирования социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета.

Цель исследования - научно обосновать и экспериментально определить условия, методы и средства формирования социально-этических норм поведения детей младшего школьного возраста средствами этноэтикета народа саха.

Гипотеза исследования. Процесс формирования социально-этических норм поведения детей младшего школьного возраста средствами этноэтикета может быть эффективным, при условии:

- обоснования сущности национально-культурного и общечеловеческого содержания этноэтикета;

использования потенциальных возможностей этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

- реализации педагогических условий, способствующих формированию социально-этических норм поведения младших школьников (сочетание традиционно-репродуктивных методов с конструированием развивающей среды в начальной школе).

Задачи исследования:

- разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретические основы социально-этического воспитания детей младшего школьного возраста на основе этноэтикета;

раскрыть сущность и содержание этноэтикета народа саха как эффективного средства формирования социально-этических норм поведения у детей младшего школьного возраста;

- определить критерии, показатели и уровни сформированности социально-этических норм поведения у детей младшего школьного возраста;

- обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования социально-этических норм поведения детей младшего школьного возраста средствами этноэтикета народа саха.

- разработать и реализовать программу «Этноэтикет народа саха» в учебно-воспитательном процессе.

Методологической основой исследования являются философские, этнографические, культурологические, психолого-педагогические концепции о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого, взаимосвязь и взаимообусловленность гуманизации и демократизации жизни общества и воспитания на основе использования национальных и общечеловеческих ценностей, этноэтикета. Исходными теоретическими положениями исследования выступают философские и педагогические идеи о культурных общечеловеческих ценностях и использования их в воспитании и обучении подрастающего поколения (Н.А. Бердяев, В.П. Вахтеров, В.В. Зеньковский, Я.А. Коменский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, И.-Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, В.С.Соловьев, В.А Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), концептуальные положения о развитии личности (Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.З. Вульфов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн и др.); идеи и положения о самореализации личности (Л.Н.Куликова, А.Д.Солдатенков, М.И.Шилова, Н.Е.Щуркова и др.); положения педагогической антропологии о гуманно-личностном подходе к учащимся (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин и др.); идеи об этнопедагогическом осмыслении традиционного мировоззрения народа саха (В.Ф. Трощанский, А.Е. Кулаковский, В.Л. Серошевский, Г.У. Эргис, К.Д. Уткин и др.), этнопедагогические теории обучения и воспитания детей (В.Ф. Афанасьев, Д.М. Бурхинов, Г.Н.Волков, У.А.Винокурова, А.А. Григорьева, Д.А.Данилов, М.Н.Егоров, А.Э.Измайлов, А.Г. Корнилова, С.Д. Намсараев, Н.Д. Неустроев, Л.И. Омукова, И.С. Портнягин, Т.Н. Петрова, А.Д. Семенова, Я.И. Ханбиков, К.С. Чиряев и др.); основные положения изучения этноэтикета (А.К. Байбурин, Б.Х. Бгажноков, М.Г. Евграфова и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; комплекс частных и общих методов эмпирического исследования (наблюдение, беседы с учителями, родителями, учащимися, анкетирование, контент-анализ школьной документации, изучение и анализ творческих работ учащихся, изучение передового опыта, метод экспертной оценки); педагогический эксперимент с целью получения наиболее полного знания об исследуемом объекте.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- выявлена сущность и содержательный аспект социально-этического воспитания младших школьников как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, традициям.

- определены педагогические условия эффективности создания целостной системы социально-этического воспитания школьников, учитывающей культурные и полиэтнические традиции региона;

- обоснованы и охарактеризованы критерии, показатели и уровни социально-этической воспитанности младшего школьника, выражающейся в сознании себя носителем нравственности, в изменении характера этических отношений к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- уточнена педагогическая составляющая понятий «этноэтикет», «социально-этическое воспитание»;

- определены основные этапы, отражающие содержание и динамику прогресса социально-этического воспитания младших школьников как процесса количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающие ребенка в нравственной зрелости на более высокую ступень, обоснована специфика занятий по этноэтикету для младших школьников, создано их программное обеспечение.

Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностирующего материала, учебной программы, положенных в основу для разработки содержания и структуры социально-этического воспитания младших школьников в условиях современной школы. Результаты исследования могут быть использованы для повышения профессиональной компетенции учителей в области социально-этического, нравственного воспитания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается выбором методических позиций и методических требований, опирающихся на данные философской, психолого-педагогической науки; анализом и синтезом теоретического и экспериментального материалов; применением комплекса методов, адекватных задачам и логике изложения содержания исследования; многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций; многолетним опытом работы диссертанта в системе общеобразовательной школы.

База исследования. Основной базой явились Чукарская, Сюлинская средние школы, Убоянская школа I ступени Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия). Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1999-2000 гг.) - поисково-теоретический и констатирующий этап. Анализ и оценка современного состояния проблемы, организация констатирующего эксперимента.

Второй этап (2000-2003 гг.) - осуществление формирующего этапа эксперимента, в процессе которого определялись эффективность подходов, принципов, форм и методов, уточнялись оптимальные условия, обеспечивающие формирование социально-этических норм поведения детей младшего школьного возраста средствами этноэтикета народа саха.

Третий этап (2004-2005 гг.) — обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов. Оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были включены в преподавание предмета «Этнопедагогика», в ведение научного кружка «Нравственность и этноэтикет» для студентов дошкольного отделения факультета педагогики начального образования педагогического института ЯГУ, освещены и получили одобрение на республиканских научно-методических конференциях «Духовность - веление времени» (Якутск, 2001), «Управление качеством образовательного процесса в вузах Республики Саха (Якутия)» (Якутск, 2001), на V межвузовской научно-теоретической конференции «Логос. Культура. Цивилизация» (Якутск, 2001), на межрегиональных научно-практических конференциях «Этнопедагогика в условиях модернизации Российского образования» (Якутск, 2004), «Этнопедагогическая направленность процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении» (Чебоксары, 2004), на международной научно-практической конференции «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки» (Москва, 2003), на материалах учебно-методических комплексов по курсам «Методика ознакомления дошкольников с культурой народов Якутии» (2003 г.), «Педагогический менеджмент» (2005), «Общая педагогика» (2005 г.), «Этнопедагогика» (2005 г.) для студентов дистанционной формы обучения, на материалах учебно-методического пособия «Этноэтикет как средство формирования личности ребенка» (2006 г.), журнала «Вопросы гуманитарных наук» (2006 г.). Внедрение результатов исследования в практику школьного образования осуществлялось путем выступления с докладами на заседаниях проблемных семинаров (1999-2005 гг.), методических объединениях заместителей директоров по воспитательной работе Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия) (1998-2005 гг.) и публикаций в печати.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценности этики выполняют важные функции в обществе и в отношении человека: этноэтикет как наиболее насыщенная сфера любой культуры, выполняющая познавательную, нормативную, регулятивную, коммуникативную, целевую, социализирующую функции, служит рациональным средством социально-этического воспитания детей, возрождая традиционную педагогическую культуру в новом образовательном пространстве и решая задачу воспитания детей через национальное, близкое к пониманию и усвоению.

2. Социально-этическое воспитание младших школьников на основе этноэтикета - это педагогический процесс, который протекает в рамках реализации социальной программы последовательно по этапам: разъясняющее - мотивационный (ознакомление с этноэтикетом); теоретически-развивающий (формирование представлений об этноэтикете); репродуктивно-творческий (обучение адекватному, точному использованию правил поведения).

3. Реализация образовательной программы «Этноэтикет народа саха» для младших школьников, осуществляемая в рамках учебных и внеурочных занятий, развивающая систему отношений к духовно-нравственным ценностям своего и других народов, есть целенаправленный процесс, способствующий эффективному развитию личности школьника, формирующий его национальное самосознание в контексте мировой культуры.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Проблема социально-этического воспитания в философском аспекте

В соответствии с поставленной в работе задачей данный раздел посвящается анализу философской литературы и обоснованию концептуальных подходов к социально-этическому воспитанию. С этой целью, прежде всего, остановимся на дефиниции понятий «этика», «мораль», «нравственность». Они рассмотрены с разных позиций в трудах Аристотеля, И.Канта, Ж.-П.Сартра, Г.Йонаса, Гегеля, классиков педагогики Я.А.Коменского, И.Г.Песталоции, И.Гербарта и др.

Этика зарождается в глубокой древности, в эпоху становления классового общества и разделения труда. Этика как разновидность духовно -теоретической деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становится способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни. Практические жизненные вопросы осмысливаются этикой как учение о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни. Осмысливая мысли и идеи философов о феномене «этика», можно заключить, во-первых, что этика состоит из теоретической (как учение о морали, ее происхождении, сущности и функциях) и практической (как нормативная этика, формулирующая цели и принципы человеческой жизни) частей. Во-вторых, этика также завершает пирамиду философского знания, рассматривающего ценностные и смысложизненные проблемы человеческой жизни и стремящегося научить человека достойной и правильной жизни.

Основу предмета этики составляет учение о природе морали как особого социального явления и формы общественного сознания, о роли морали в жизни общества, о законах развития нравственных представлений, отражающих материальные условия жизни людей, о классовом характере морали.

Также она анализирует социальный механизм морали и ее сторон - природу нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания. Касаясь сущности этики, мы выделяем этику добродетели, этику долга и этику ценностей.

Основные идеи этики добродетелей разработал Аристотель. Согласно Аристотелю, главные добродетели следующие: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость [16]. Б.Рассел предлагал свой список добродетелей: оптимизм, храбрость (умение отстаивать свои убеждения), интеллигентность. Современные авторы особенно часто указывают на такие добродетели, как разумность, толерантность, коммуникабельность, справедливость, свободолюбие. Считается, что, действуя в соответствии со своими добродетелями, человек неминуемо оказывается нравственным.

В противовес этике добродетелей Кант развил этику долга. По Канту, идеал добродетели, безусловно, может вести к добру, но он, случается, приводит и к злу - когда им распоряжается тот, в венах которого течет «холодная кровь злодея». Решающим, основополагающим критерием добра может быть лишь то, что является добром без каких-либо оговорок и ограничений. Критериями добра оказываются моральные законы, максимы типа «Не убей», «Не лги», «Не используй человека как средство», «Не воруй». Вернейшей гарантией от злого преступника являются не добродетели, а имеющие всеобщий, универсальный, обязательный, формальный, априорный и трансцендентальный характер моральные максимы [111]. Этика долга имеет в наши дни многочисленных сторонников, тем не менее многие критикуют ее за известную отстраненность от жизни и склонность к догмам.

В этой связи была развита этика ценностей, согласно которой существуют только относительные ценности, относительное добро. И к тому же ценности надо подсчитывать, калькулировать, только так можно избежать этических химер. Анализируя труды по данному вопросу, мы находим, как одни относят к разновидностям этики ценностей утилитаризм («утилитас» - польза, выгода) (А. Смит, И. Бентам, Дж. Милл и др.), другие — прагматизм (Ч.Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи и др.). В соответствии с предметом нашего исследования, где ставится проблема этических ценностей, вкратце остановимся на этике ценностей.

Ценности могут различаться и в зависимости от типа цивилизации. В этом отношении некоторые авторы делят ценности на три группы, каждая из которых включает ценности, преимущественно культивируемые в основных типах современных цивилизаций - восточной, западной и евразийской. Восточная цивилизация ориентируется на коллективизм, традиционализм, адаптацию к среде. В силу этого базовыми ценностями восточной цивилизации являются уравнительность, гуманизм, справедливость, культ общины, почитание родителей и старших, авторитаризм. Общество рассматривается как большая семья, в которой глава (правитель) пользуется непререкаемым авторитетом, а установленные предками порядки и ценности считаются неизменными и не подлежащими пересмотру. Западная цивилизация ориентируется на индивидуализм, на культ личности, на адаптирование среды к интересам индивида, поэтому ключевыми ценностями западной цивилизации являются свобода, лидерство, индивидуальность, равноправие и другие. В евразийской цивилизации своеобразно сочетаются ценностные ориентации Востока и Запада. Для менталитета русского народа как одного из основных представителей евразийства характерны коллективизм, корнями уходящий в общину; патриотизм, выработанный многовековой борьбой за независимость; взаимопомощь, открытость, доверчивость, терпимость, духовность, анархичность и даже, по словам Н.А.Бердяева, женственность [35].

Этноэтикет народа саха как средство формирования социально-этических норм поведения младших школьников

Анализ трудов А.К.Байбурина, Б.Х.Бгажнокова, Г.Н.Волкова, Н.Л.Жуковской, А.Л.Топоркова, Т.В.Цивьяна и др. показывает, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением человеческого общества. Первоначально эти правила были едиными, они регламентировали одновременно юридические, экономические, кровнородственные, религиозные и нравственно-этические отношения. Им подчинялись все члены общины. Подобные правила были неписанными и негласными, они рождались из естественной потребности всего коллектива и регулировались ими.

С точки зрения семиотики, этикет того или иного народа в определенный исторический период может быть представлен как совокупность знаков, имеющая свой словарь (набор символов) и грамматику (правила сочетания этих знаков). «Словарь» этикета включает набор поведенческих стереотипов, маркирующих те или иные ситуации; например, при встрече со знакомым необходимо выбрать одну из форм приветствия, а при разговоре совершить выбор между «ты» и «вы». Этикетные знаки (как и любые другие) имеют двустороннюю природу: в них могут быть выделены означающее (форма) и означаемое (содержание). Как и в естественном языке, связь между означающим и означаемым условна, однако не вполне произвольна.

Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождения с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда - это этикет в широком смысле. Можно также рассматривать этикет как свод правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В более узком смысле этикет - это форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе. Этикет соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением, в его основе лежит уважение к другим людям. Правила поведения человека в обществе требуют одного: всегда и везде уважать каждого его члена и общество в целом. Специфика правил этикета зависит от исторического, социального, национального и других особенностей. Каждая социальная группа имеет свою систему ценностей, свой образ и стиль жизни, традиции. Мы можем говорить лишь о разнообразии этикетных культур. Таким образом, этикет зависит от культурных особенностей, национальной специфики, каждый язык имеет свои правила речевого этикета, поэтому мы обязаны соблюдать их, так как от этого зависит успех общения.

Наличие готовых стереотипов избавляет человека от необходимости конструировать каждый раз заново схемы общения. С другой стороны, само разнообразие поведенческих тактик обеспечивается тем, насколько велик выбор стереотипов, т. е. какие возможности предоставляет человеку система этикета. В поведенческих стереотипах в обобщенном виде присутствует социальный опыт. С их помощью и через их посредство человек конкретизирует и типизирует не только ситуацию общения в целом, но и коммуникативные роли партнеров, в том числе и свою собственную роль. Таким образом, реализуется одна из важнейших функций этикета — функция этнической и социальной идентификации.

В этикете противопоставляют «язык», отражающий идеальную поведенческую норму, и «речь» — совокупность конкретных поведенческих актов. Соотношение «языка» и «речи» в этикете имеет принципиально иной характер, чем в естественном языке. Владение последним в значительной степени имеет неосознанный характер, в то время как этикет подразумевает высокую степень осознанности и творческой активности. Идеальная норма поведения, зафиксированная, например, в справочниках по этикету, отнюдь не всегда совпадает с реальным поведением. Во-первых, знать норму - еще не значит соблюдать ее; при определенных обстоятельствах человек не считает нужным следовать этикету или даже сознательно его нарушает.

Во-вторых, поскольку культура того или иного народа всегда представляет собой неоднородное образование, то и культура поведения никогда не бывает полностью единообразной, предполагает возможность выбора различных стилистических вариантов. Наконец, идеальная норма и реальное поведение при общей соотнесенности друг с другом могут вообще существовать как бы в разных плоскостях, практически не пересекаясь друг с другом.

Как уже известно, изначальной формой человеческой организации была община. Это такой коллектив, который обладает собственностью, распоряжается землей, имеет общий культ и руководствуется принципом самоуправления. Сначала община была кровно - родственной, затем патриархально-семейной и территориальной, объединяющей семьи. Все общинники - хозяева своей земли (надела), имеют бога — покровителя, и все вопросы решаются у них общим собранием. Большая община складывается из маленьких, как «община общая», где каждый был независим и связан одновременно. Общинность пронизывает все сферы жизни, что справедливо практически для всех народов как Запада, так и Востока.

Устойчивость этого типа социальной организации порождена аграрным характером экономики. Везде, где производство мелкое и рутинный труд не разделен на операции, община неизбежна. Устойчивость этой социальной структуры обусловливает некоторые общие черты нравственных отношений во всех обществах, чья экономика основана на сельском хозяйстве. Аграрное хозяйство характеризуется особым сочетанием личного и коллективного интереса. Община защищает индивида от жизненных невзгод, а заодно сообщает некий шаблон поведения. Это создает определенный комфорт существования, меньше возникает соблазнов попирать закон и мораль. Жители общины ежедневно вступают друг с другом в непосредственные контакты. Каждый на виду, всякий поступок немедленно сказывается на окружающих и получает оценку. Общественное мнение судит каждого по делам его.

Специфика воспитательной работы по формированию социально-этических норм младших школьников

Проведенное нами теоретическое исследование позволило определить сущность, основы, факторы и условия формирования социально-этических норм поведения школьников, влияние этноэтикета на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Проверка разработанных положений осуществлялась путем опытно-экспериментальной работы. Цель опытно-экспериментальной работы вытекает из общей цели исследования и состоит в том, чтобы раскрыть условия, методы и средства, направленные на формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета народа саха.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: 1 этап (1999-2000 гг.) - поисково-теоретический и констатирующий. Анализ и оценка современного состояния проблемы, организация констатирующего эксперимента. 2 этап (2000-2003 гг.) — осуществление формирующего этапа эксперимента, в процессе которого определялась эффективность подходов, принципов, форм и методов, уточнялись оптимальные условия, обеспечивающие формирование социально-этических норм поведения детей младшего школьного возраста. 3 этап (2004-2005 гг.) — обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов.

Базами исследования явились следующие средние школы Нюрбинского улуса, одного из больших улусов Республики Саха (Якутия): Чукарская, Сюлинская средние школы, Убоянская школа 1 ступени. Экспериментом было охвачено 636 учащихся начальных классов вышеуказанных школ и более 500 студентов дошкольного отделения очной, заочной и дистанционной формы обучения факультета педагогики начального образования педагогического института Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова.

В процессе анализа образовательной деятельности сельских школ выяснилось, что этноэтикет как отдельная учебная дисциплина не изучается, его разновидности рассматриваются в процессе изучения отдельных разделов предметов гуманитарного цикла; начиная с 90-х годов 20 века, в основном стараются учитывать особенности поликультурной среды в процессе учебно-воспитательной работы; ценности этноэтикета при проведении воспитательной работы почти не используются, т.к. многие учителя, родители не имеют достоверной информации об этноэтикете; взаимосогласованные действия школы и семьи наблюдаются при соблюдении правил гостеприимства, церемониала; наблюдается низкий уровень информированности школьников, педагогов и родителей об этноэтикете; объекты и субъекты образовательно -воспитательного процесса положительно относятся к правилам этноэтикета; формы и методы приобщения детей к этноэтикету следующие: воспитательные мероприятия по народному календарю, кружки, факультативы, спецкурсы, родительские советы — практикумы, тренинги и т.д.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы изучали сформированность знаний и умений педагогов об этноэтикете. Были опрошены все учителя Сюлинской, Чукарской, Убоянской школы 1 ступени — всего 101 учитель (см. таблицу 1).

Данные таблицы указывают, что учителя сами слабо разбираются в сущности феномена «этноэтикет народа». Имеют общие представления об этикете внутрисемейных отношений, отношений между соседями в социуме. С респондентами можно согласиться, что такие сохранившиеся черты, как взаимопомощь, взаимоподдержка, оказание бескорыстной помощи и др. в современных рыночных условиях вытесняются внедряющимся повсюду капиталистическим образом жизни. Тем не менее, многие учителя, кто на высоком уровне (30 % обследованных), кто на среднем (45 % обследованных) находят в ценностях этноэтикета многие черты и качества, которые сохранились и пока не исчезли и работают над их возрождением, проявляя готовность использовать их в учебно-воспитательной работе. Слабым местом можно считать то, как учителя пользуются примерами из разновидностей этноэтикета как средством обучения и воспитания на уроках. Так, в контактах с учениками, в общении с ними на уроках далеко не часто учителя обращаются к этноэтикету народа саха, предпочитая субъект-объектные способы общения. К тому же только десятый обследованный учитель следит за формой установления взаимоотношений родителей с детьми, извлекая отсюда рациональные способы, которые можно использовать в образовательной деятельности школы. Почти половина обследованных учителей (45 %) не обращают внимания на этикет внутрисемейных взаимоотношений. Все это обусловливает предусмотреть в программе опытной работы специальную подготовку учителей к использованию этноэтикета в педагогическом процессе.

Целенаправленная воспитательная работа требует установления реального состояния моральных и социальных качеств учеников, определения критических и рискованных аспектов развития воспитательного процесса. Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально-значимых качеств. По уровню их сформированности и дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения (Л.И. Божович).

Сегодня об уровнях воспитанности можно составить лишь весьма приблизительные представления, используя сложные и трудоемкие методы выявления и анализа результатов. Но это не означает, что диагностировать воспитанность не нужно. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от лат. «сравнение»). Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (класса). Оформляются они обычно в виде шкалы. Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества. Есть еще общие критерии для диагностики конечных результатов - достигнутого уровня воспитанности личности или класса - и частные критерии для анализа результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые - конкретные задачи воспитательного процесса. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания по внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности и 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями. Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному, прогнозируемому результату, степень реализации воспитательных целей.

Реализация программы по формированию социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета народа саха

Сегодня необходима специальная работа разума и души наших детей над этическими проблемами жизни. Надо особо выделить время в режиме образовательного учреждения для осуществления такой работы и специальные условия подготовленных для этого педагогов, чтобы иметь возможность решать эти нравственные задачи, которые приобрели сегодня особую социальную значимость. Нужна соответствующая технология, чтобы сам процесс осмысления нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким, последовательным и системным. Важно сконцентрировать все резервы социальных институтов воспитания, педагогических средств массовой информации на определение и реализацию единой стратегии и тактики по этическому совершенствованию личности формирующегося человека по актуализации духовного потенциала общества. Это свидетельствует о чрезвычайной значимости обращения всех образовательных учреждений, педагогов, воспитателей, учащихся, родителей к этике как науке о нравственной жизни человека, о необходимости педагогической системы социально-этического воспитания, поддержанной управленческими организациями различных рангов, влияющими на организацию учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Этот процесс важно сделать желаемым для детей, не навязчивым и не догматичным, а тонким, радостным, живым, творческим и деятельным, создавать его как процесс открытия ребенком самого себя и других, как углубление в «свое небывалое», как неожиданное откровение, пришедшее через диалог с другими, собственный поиск, творчество, игру, эксперимент. Помогут этому различные методические приемы и способы включения личности во взаимодействии с этикой как неистощимого источника нравственности. В этом процессе достигается осмысление личностью жизни человека, его бытования в обществе, становления Я и осознание его ценности через познание сущности этических понятий, погружение в историю этических учений, диалог эпох и культур. Освоение содержания и методов социально-этического воспитания произойдет лишь путем внедрения новых, научно обоснованных и продуктивных в интеллектуальном и духовно-нравственном плане компонентов. Поставив перед собой задачу решения данной проблемы в региональных условиях Республики Саха (Якутия), мы опирались на следующее положение: процесс социально-этического воспитания младших школьников будет наиболее эффективным, если с первого класса продолжать приобщать школьников к традициям этноэтикета, в котором отражается духовный мир народа, философия и культура. Определение содержания социально-этического воспитания учащихся младших классов посредством этноэтикета потребовало анализа проблемы социально-этического воспитания в философском контексте, сущности этноэтикета, материальной и духовной культуры народа саха. Краткий исторический экскурс и анализ этнокультурного наследия народа саха, приведенные нами в первой главе, позволили отобрать направления использования этноэтикета в учебно-воспитательном процессе младших школьников. Важным моментом для осуществления социально-этического воспитания школьников мы считаем отбор и систематизацию разновидностей этноэтикета для использования на уроках. Подготовка и проведение педагогического эксперимента требовал определенную подготовку педагогов: были изучены программы по национальной культуре для учащихся начальных классов (Л.А.Афанасьев «Айыы сиэрин тутус», М.Д.Неустроева, Р.П.Толстоухова «Ураанхай саха о5ото» и другие), также учебные пособия по национальной культуре (М.А.Попова, Т.И.Петрова, В.Р.Шишигина, В.И.Хатылаева, Е.С. Сергина и др.), Еще раз обратились к трудам психологов и педагогов, как Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Занков, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.; Ш.А. Амонашвили, Д.А. Данилова, И.С. Марьенко и др. для разработки программ обучения и воспитания младших школьников целесообразно теме исследования. В соответствии с тем, что в жизнедеятельности школьника доминируют такие виды сферы, как сфера познания, сфера практической деятельности, сфера игры, сфера физического развития и сфера общения, в экспериментальных школах был создан школьный клуб интересных встреч «Ньургуьун» («Подснежник»). Девиз клуба: запомнить школьные прекрасные года! Школьный клуб интересных встреч «Ньургуьун» («Подснежник») - это интеллект, здоровье, культура и приятный досуг. Законы клуба: творчество; инициатива; вежливость; доброта; знания. Членами клуба являются школьники 1-4 классов, их родители и учителя. Работой клуба руководит Совет клуба, вся работа в нем осуществляется на началах широкой инициативы и самодеятельности его членов. По программе опытной работы клуб создает благоприятные условия в проведении досуга. Содержание его деятельности охватывает широкий круг вопросов, главными из них являются стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний и умений; создание доступных условий для развития инициативы и творчества; обеспечивание их культурного и интеллектуального роста и помимо этого в клубе каждый находит возможность заботиться о сохранении и укрепления здоровья, повышать уровень экологической культуры. Также ученики по интересам занимаются сбором, оформлением краеведческих материалов, расширяют знания о малой родине, изучают этноэтикет своего народа.

Похожие диссертации на Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета