Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения Ионова Галина Михайловна

Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения
<
Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ионова Галина Михайловна. Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2004 151 c. РГБ ОД, 61:04-13/1893

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного общеобразовательного учреждения

1.1. Понятие о нравственной культуре и ее формирование у младших школьников 14

1.2. Особенности работы негосударственного общеобразовательного учреждения и типичные затруднения учителей в формировании основ нравственной культуры младших школьников 44

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения

2.1. Изучение уровня нравственного развития младших школьников 60

2.2. Семейное воспитание - основа формирования нравственности у младших школьников в условиях взаимодействия семьи и негосударственного образовательного учреждения 71

2.3. Гражданское образование в начальной школе как педагогическое условие формирования основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения 91

2.4. Итоги экспериментальной работы по реализации научно-методических рекомендаций исследования 104

Заключение 118

Библиография 121

Приложения 138

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях сложившейся демократии, в связи с появлением в обществе многоукладное, многообразия форм собственности происходит коренная ломка представлений, понятий о моральных принципах и нравственном поведении. Сложность современной ситуации состоит в том, что человечество встало перед необходимостью разрешения нравственного кризиса, который затрагивает не только отдельные культуры и цивилизацию, но и каждого отдельного человека. В первую очередь негативные стороны этого явления находят свое отражение среди подрастающего поколения, что позволяет говорить о низком уровне их нравственности, отсутствии моральной потребности действовать в интересах общества, поступать в соответствии с требованиями долга.

Для большинства молодых людей такие высокие качества личности, как честность, решительность, трудолюбие, мужество, ответственность, гражданственность, не имеют должного смысла и положительной оценки. В связи с этим все большее распространение получают безответственность, бесчувственность, эгоцентризм, жестокость, лицемерие.

Сегодня мы часто становимся свидетелями нежелания молодых отвечать за свои поступки. Установка на материнство, отцовство, на исполнение родительских обязанностей у многих выпускников школ не сформирована. Вступив в брак, молодые люди или вообще не хотят иметь детей, или относятся к детям как досадной помехе, уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей. Наблюдается обесценивание среди молодежи таких нравственных качеств, как долг, честь, совесть, патриотизм, гражданственность.

В связи с этим возрастает роль семьи, школы в нравственном воспитании подрастающего поколения. Новым явлением в системе российского

образования стали негосударственные образовательные учреждения. Негосударственное образовательное учреждение достойно занимает свое место в общей системе образовательных учреждений России. В силу своей мобильности эти школы способны удовлетворять запросы общества через новое содержание образования, новые курсы, иные формы организации учебно-воспитательного процесса. С учетом специфики деятельности негосударственных общеобразовательных учреждений, контингента учащихся, состава их родителей эти школы особенно остро нуждаются в совместной деятельности институтов воспитания.

Идея о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась и ставилась в педагогике с давних времен. В своем трактате «Наставление нравов» Я.А.Коменский приводит изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней.

Большую роль отводил нравственному воспитанию детей выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Серьезное внимание нравственному воспитанию придавал немецкий педагог Иоганн Гербарт (1776-1841), который писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность» [118].

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский.

Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он остается тем же, весьма вредным для общества пронырой...

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что... влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...»[155, 196].

А.С.Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля. О нравственной воспитанности человека, по его мнению, можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

В.А. Сухомлинский считал, что духовности и нравственности научить, как физике или математике, нельзя. Она «внутри» каждого человека. Известный педагог отмечает: «Чувства - это плоть, кровь и сердце моральной убежденности; без чувств нравственность превращается в сухие слова, способные воспитывать лицемеров» [149, 175]. Поэтому процесс нравственной воспитанности личности рассматривался им как «воспитание чувств человека, чтобы добрые поступки воспитанников основывались на этих чувствах» [149].

К сожалению, педагогика не может еще в полной мере помочь учителю формировать индивидуально-нравственные качества детей и оказать педагогическую помощь семье в современных условиях, хотя в целом семейная педагогика накопила обширный материал об особенностях внутрисемейных отношений родителей с детьми, о влиянии семьи на психическое развитие детей, об этнических особенностях семейного воспитания (Ю.П.Азаров, Г.Н.Волков, С.М.Иванов, А.Г.Ковалев, А.И.Кочетов, И.В.Павлов, Т.Н.Петрова, Л.Ю.Сироткин, Ю.П.Сокольников и др.). Общие вопросы повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса освещаются в работах С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, М.И.Махмутова, В.А.Сластенина, Н.В.Кузьминой, Б.Т.Лихачева, Н.Д.Никандрова и других.

Пути и средства формирования нравственных, интеллектуальных качеств и развития творческих способностей обучаемых освещаются в трудах В.И.Андреева, Г.Н.Волкова, Е.В.Васильева, И.В.Павлова, Л.Ю.Сироткина, А.А.Кирсанова, Я.И.Ханбикова, Г.Г.Габдуллина и др.

В формировании нравственности детей, как показывает практика, участвуют все институты воспитания, но доминирующая роль принадлежит семье и школе. К сожалению, обычно и в семье и школе на первое место ставится изучение основ наук, а наука о том, как стать человеком, то есть как быть благородным и добродетельным, благоверным и добропорядочным, благоразумным и добросовестным, благовоспитанным и добросердечным, - все это считается приходящим как бы само собой, без специального воспитания и формирования. Поэтому до сих пор нет ни учебного плана, программы, по изучению и усвоению нравственных категорий и норм поведения, хотя современное общество остро нуждается не только в знатоках основ различных наук, но и в том, чтобы эти же граждане одно-

временно были бы телесно здоровыми, душевно развитыми и духовно совершенными.

В ходе констатирующего эксперимента нами выявлено, что уровень профессиональной подготовленности части учителей начальных классов и родителей по нравственному воспитанию младших школьников не отвечает современным требованиям.

Среди негативных явлений следует отметить:

недостаточную педагогическую культуру родителей;

недостаточную теоретическую и методическую готовность учителей начальных классов к работе с родителями по нравственному воспитанию младших школьников в условиях негосударственной общеобразовательной школы;

недостаточное стремление учителей к самообразованию, самосовершенствованию, преобладание консерватизма в выборе содержания, форм и методов воспитания;

- низкий уровень нравственного развития детей.
Вышеотмеченное позволило нам обнаружить противоречие между:

возросшей значимостью нравственной культуры личности и низким уровнем ее у обучаемого;

потребностями практики в переходе к личностно ориентированному нравственному воспитанию детей в семье и слабой педагогической культурой родителей;

- возросшей потребностью практики в рациональном применении
нравственных норм и отсутствии разработанного содержания научно
обоснованных форм и методов его использования в реальном учебно-
воспитательном процессе в условиях негосударственной общеобразова
тельной школы.

С учетом выявленных противоречий проблема нашего исследования

сформулирована следующим образом: какие педагогические условия наиболее эффективны в формировании основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственной общеобразовательной школы? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в негосударственной общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс формирования основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственной общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность формирования основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственной общеобразовательной школы обеспечивается, если:

1. Разработаны исходные теоретические положения и научно-
методические рекомендации по нравственному воспитанию младших
школьников с учетом изменившихся социально-экономических условий

в стране.

  1. Осуществляется на основе тщательного анализа современного состояния нравственного воспитания детей в семье, школе с целью выявления типичных затруднений, которые испытывают родители и учителя.

  2. Семейное воспитание становится основой формирования нравственности у детей и школа осуществляет целенаправленную систематическую работу с родителями по повышению их педагогической культуры.

  3. Учителями и родителями осознается гражданское образование как педагогическое условие формирования основ нравственной культуры у младших школьников.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность понятия «основы нравственной культуры»;

определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственной общеобразовательной школы;

определить уровни нравственного развития младших школьников;

- опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разра
ботанной программы гражданского образования младших школьни
ков в формировании у них основ нравственной культуры.
Методологическую основу исследования составляют:

положения философии и социологии о человеке как высшей ценности общества;

психолого-педагогические теории о природе педагогической деятельности;

философское учение о противоречии как движущей силы развития;

положения теории развивающего обучения (А.М.Леонтьев, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, М.И.Махмутов и др.);

- положения синергетики (Г.Хакен, Г.И.Рузавин, Н.М.Таланчук и др.);

- положения теории воспитания и самовоспитания (Г.С.Никифоров,
Я.И.Ханбиков, Г.С.Закиров, З.Г.Килматов, Л.Ю.Сироткин, Г.Н.Волков и

др-);

- личностно-деятельностный подход в обучении и воспитании.
Методы исследования.

Методы эмпирического уровня - изучение опыта, анкетирование, беседы, интервьюирование, изучение результатов деятельности и документации, наблюдение, педагогические измерения и статистическая обработка. Частные методы эмпирического исследования дополнялись общими мето-

дами этого уровня - обобщением педагогического опыта, опытной работой, экспериментом.

Методы теоретического уровня (аналогия, моделирование, системный подход) позволили выявить специфические для исследуемого процесса противоречия, обосновать состав и особенности психолого-педагогических условий развития основ нравственной культуры учащихся негосударственной общеобразовательной школы. Методы исследования включали и исторический подход, позволяющий выявить преемственность педагогических, психологических идей и определить некоторые тенденции в развитии исследуемой проблемы.

Экспериментальная база.

Базу теоретического исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области нравственного воспитания. Опытно-экспериментальная работа проводилась в начальных классах государственных и негосударственных общеобразовательных школ городов Набе-

режные Челны, Казани, Чебоксары.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1997-1999) — осмысление и оценка состояния проблемы. Анализировалась психолого-педагогическая, философская и методическая литература по исследуемой проблеме. Определялись общая идея, проблема исследования, постановка цели и задач, объекта, гипотезы, исследования.

Второй этап (1999-2001) — разработка программы гражданского образования младших школьников; проведение намеченного эксперимента, проверка и корректирование рабочей гипотезы с целью углубления и полного описания эксперимента; внедрение основных результатов исследования в педагогическую практику инновационных школ г. Нижнекамска, Казани.

Третий этап (2001-2003) - систематизация теоретического и эмпирического материала, оформление диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1.Семейное воспитание во всех этапах развития общества являлось основой формирования нравственности детей. В условиях негосударственного образовательного учреждения оно приобретает особо острую значимость. Это связано с большой занятостью родителей учащихся в предпринимательской деятельности, с нерегламентированностью режима их работы, отсутствием времени для повышения своей педагогической культуры. Поэтому здесь очевидна необходимость помощи учителей негосударственных образовательных учреждений родителям в повышении их педагогической культуры, что в свою очередь должно способствовать повышению эффективности формирования основ нравственной культуры детей в семье.

  1. Ведущим педагогическим условием формирования основ нравственной культуры у младших школьников является гражданское образование. Организация гражданского образования как учебной дисциплины в начальной школе позволит придать учебному процессу воспитательный характер, сделать воспитание более организованным, системным, установить отношения сотрудничества между учителем и учащимися и создать благоприятные условия для нравственного развития личности.

  2. Разработанная и апробированная программа гражданского образования способствует расширению и систематизации нравственно-правовых знаний, приобретению умений взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

  3. Авторская программа формирования основ нравственной культуры младших школьников.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

уточнена сущность понятия «основы нравственной культуры младших школьников»;

определены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования основ нравственной культуры у младших школьников в условиях НОУ;

разработана программа гражданского образования учащихся младших классов;

разработана программа формирования основ нравственной культуры у младших школьников.

Достоверность полученных научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений и методики исследования, логической непротиворечивостью выполненных научных построений, соблюдением необходимых условий проведения опытно-экспериментальной работы, сбора и обработки массива эмпирических данных.

Теоретическая значимость выполненной работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в теорию нравственного воспитания, в разработку концептуальных основ проектирования учебно-воспитательного процесса, в решение проблем формирования и развития программы нравственного воспитания младших школьников^ в условиях негосударственного образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что основные теоретические положения и выводы, изложенные в диссертации, могут быть использованы учителями, преподавателями учебно-воспитательных учреждений для постановки и проведения работы по формированию основ нравственной культуры младших школьников как в негосударственных, так и государственных образовательных учреждениях, а также для дальнейшего исследования проблем нравственного воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы были апробированы в виде опубликованных статей и методических рекомендаций для преподавателей и родителей, которые используются в ряде общеобразовательных учебных учреждений. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях в городах Казань (1998, 1999 гг.), Набережные Челны (2000 г.), Чебоксары (2001, 2002, 2003 гг.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В работе приведены 5 таблиц. Основное содержание отражено в 5 публикациях.

Понятие о нравственной культуре и ее формирование у младших школьников

Активное и созидательное исполнение норм нравственности подразумевает определенный уровень сформированности нравственной культуры гражданина демократического общества.

Культура - (от лат. cultura - возделывание, воспитание, почитание) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т.д.

Нравственность - 1. Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д. 2.Система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь. Нравственная культура - содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Нравственное развитие и воспитание младших школьников исследовали известные психологи, педагоги,(С.П. Баранов, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, Л.П. Болотина, В.П. Будыхо, И.А. Каиров, О.Д. Калинина, Т.Е. Конникова, А.А. Люблинская, Н.А. Лялин, И.С. Марьенко, Н.И. Мушенок, В.И. Петрова, Л.И. Рувинский, В.П. Стрезикозин и др.).

Нравственная культура является результатом, показателем нравственного воспитания личности. Нравственное воспитание, будучи одной из частичных систем, несет в себе и специфические, и общие черты, присущие всем аспектам воспитания. Оно, как таковое, не может существовать самостоятельно, обособленно от целостной системы воспитания. Нравственное воспитание носит интегративный характер, пронизывая все остальные частичные системы, порождающие разнообразные аспекты целостного воспитательного процесса. В силу этого оно занимает ведущее место в структуре воспитания, и его результативность является необходимой предпосылкой успешного осуществления других сторон воспитательного процесса, а в то же время совокупным результатом каждой из них. Как и все частичные системы; нравственное воспитание функционирует в структуре целостных педагогических систем.

По мнению И.С. Марьенко, нравственное развитие школьника происходит лишь на основе преобразования отношений, складывающихся в школьном, классном коллективах. Справедливо его требование к воспитателям заботиться о том, чтобы в коллективах создавались зрелые отношения, способствующие выработке нравственных качеств личности. Положительный нравственный опыт воспитанников формируется и проявляется только в условиях высоконравственных отношений, складывающихся в том детском коллективе, который сам активно участвует в разнообразной социально ценной деятельности. Объективные отношения, создаваемые среди школьников, постепенно переходят в личностные и закрепляются в качествах воспитанников, являясь тем самым фактором формирования нравственного облика учащихся. Не вызывает сомнения мысль о том, что уровень нравственного развития напрямую зависит от уровня нравственных отношений, занимающих стержневое положение в структуре личности.

Как известно, нравственное воспитание предполагает формирование у школьников таких качеств, как гуманность, коллективизм и становление на их основе соответствующих отношений детей. Гуманные взаимоотношения являются видом нравственных отношений, которые пронизаны духом доброжелательности, заботы и уважения человека, проявляются в доверии, сочувствии и сопереживании другому, непримиримости к несправедливости, злу, жестокости. Эти отношения выражаются как мотив положительного нравственного поступка личности школьника и отражают высокий уровень его морального сознания, убеждений, гуманистических чувств, проявляемых в социально значимой деятельности, непримиримости к равнодушию, унижению.

По нашему убеждению, в настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить о нравственной культуре школьника как фундаменте для становления личности гражданина. Это может быть обусловлено единством морали и права, которые представляют собой разновидности социальных норм, т.е. имеют нормативную природу; определяют границы поведения; преследуют в конечном счете одни и те же цели - упоря дочение и совершенствование общественной жизни; базируются на общечеловеческих ценностях.

Особенности работы негосударственного общеобразовательного учреждения и типичные затруднения учителей в формировании основ нравственной культуры младших школьников

После 1992 г., с принятием Закона РФ «Об образовании», в нашей стране, помимо государственных учебных общеобразовательных учреждений, появились и негосударственные. В ст. 12 записано: «Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными), учреждениями общественных и религиозных организаций, объединений» [51].

За последние годы создалась и выросла целая система негосударственных общеобразовательных учреждений. Это безусловно положительное явление - у людей появилась возможность свободного выбора школы.

Каждое негосударственное общеобразовательное учреждение должно иметь лицензию, дающую право на обучение детей и государственную аккредитацию. В этом случае в соответствии с пунктами 6,1 ст. 41 Закона они финансируются по нормативам государственных школ. Пункт 177 ст. 33 Закона гласит: «Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованию государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца в соответствующем уровне образования» [51].

По статистическим данным, в Российской Федерации 600 негосударственных общеобразовательных школ, в них обучаются более 50 тысяч учащихся и работают 14 тысяч учителей. Изучение состава обучающихся показывает, что в негосударственных школах обучаются разные дети — и одаренные, и с отклонениями в развитии. Примерно 80% школьников имеют реальные или потенциальные проблемы в обучении, в социальной адаптации, чаще всего обусловленные общим состоянием здоровья и психического развития современных школьников. Все они требуют подхода, личностно ориентированного образования. Следовательно, такие школы нужны детям, учителям, родителям, всей системе образования и заслуживают поддержки и внимания, так как они в условиях рыночной экономики стимулируют развитие конкуренции в системе образования.

Многие родители стремятся отдать ребенка в частную школу потому, что именно за счет оплаты обучения ей удается создать более комфортные условия. Здесь меньше наполняемость классов, педагоги имеют возможность уделять каждому ребенку больше времени, школа в силах привлечь к работе квалифицированные кадры по разнопрофильным дисциплинам.

Анализ деятельности негосударственных образовательных учреждений показывает, что в частных школах учатся не вундеркинды, как это принято считать. В большинстве своем« это дети с психолого-педагогическими проблемами. У одних накопилось отставание по отдель ным предметам (а здесь оно выправляется). Другие испытывают трудности в общении со сверстниками (здесь они не растворяются в большом коллективе). Третьи нуждаются в особом подходе (а здесь его легче обеспечить), обусловленном отсутствием самодисциплины, самоконтроля, инфантильностью, неумением стабильно работать, нарушением в поведении учащихся.

Исследования также показывают, что преподаватели НОУ придерживаются того принципа в обучении, что и госучреждения: «Можно учить только того, кто хочет научиться».

Многие считают, что в государственных школах плохо учат. Но с этим утверждением далеко не все могут согласиться, в том числе и те, кто работает в частных школах. Сегодня в сфере государственного общего образования трудится много творческих педагогов.

Родители отдают своих детей в частную школу прежде всего потому, что массовая рассчитана на « стандартных» детей. Строго говоря, каждый ребенок - это особый мир, который заведомо не вписывается в какие бы то ни было рамки. А третья часть детей не соответствует общепринятым параметрам ни по состоянию здоровья, ни по своим психологическим и другим особенностям. Как показывает опыт, именно эти дети не получают в массовых школах должной педагогической помощи, потому что учитель не в состоянии охватить своим вниманием каждого ребенка в классе из 25-40 человек. Частная школа успешно реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании благодаря своей «малокомплектности» (в классе 10-12 человек) наличию психологов, логопедов, других квалифицированных специалистов, в том числе врачей. Комфортные условия (удобная мебель, хорошее питание), организация распорядка учебного дня таким образом, чтобы, помимо уроков, у детей оставалось время на спорт, прогулки, занятия для души - все эти факторы позволяют максимально раскрыть способности ребенка, без переутомления и перегрузок.

Конечно, за обучение в частной школе надо платить, но и государственные учебные заведения сегодня трудно назвать бесплатными, поскольку родителям приходится вкладывать деньги в ремонт школы, в ее техническое оснащение и т.д.

К тому же тысячи учеников государственной школы при всем желании трудно окружить той же заботой, как в негосударственной школе, рассчитанной на 100-200 человек.

Что же касается педагогических инноваций, то стратегия их применения в негосударственных школах не всегда продуманна и осознанна.

Изучение уровня нравственного развития младших школьников

Современная социальная и политическая ситуация в нашей стране сегодня характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей - треть населения России живет за чертой бедности, спадом производства, ухудшением качества питания. Падение культурного уровня населения, потеря общечеловеческих ориентиров морали и нравственности. Все это в первую очередь бьет по семье, по детям. В сфере семейного воспитания происходит следующее:

1) отмирание старой системы, когда воспитывали не столько родители, сколько обстоятельства жизнедеятельности семьи — многодетность, необходимость раннего включения в трудовую деятельность, неформальный соседский контроль, преемственность социального статуса, авторитет старшего поколения, в том числе и школы;

2) низкий уровень правовой, педагогической, общей культуры большей части семей, не позволяющий осуществлять воспитательную функцию, а, следовательно, рост безнадзорности, значимость неформальной среды в жизни ребенка;

3) «потребительски-престижное» воспитание, когда дети воспринимают ориентацию семьи на добывание престижных вещей как форму самоутверждения;

4) увеличение доли неполный семей;

5) рост числа семей, в которых действуют источники криминогенного влияния на детей;

6) внутренняя напряженность, душевная усталость в семейной атмосфере, бытовые неурядицы, самоограничение родителями времени общения с детьми.

В современных российских семьях, как показывают наши ис следования, утрачен многовековый опыт семейного воспитания. Многообразные формы неправильного поведения родителей, их холодности и жестокости уже типичны для многих семей. Нестабильная духовности общества губительно сказывается на состояние семьи. Общество фактически стимулирует снижение ценности семейного воспитания ведет к его девальвации. Ослабленная распадающаяся российская семьи становится резервом для различных форм девиантного поведения. Появилось такое явление, как детский бандитизм. Сильно помолодела проституция.

В сложившихся условиях мы считаем, должны исходить из того, что успешное воспитание возможно лишь при единстве нравственно-эмоциональной стороны семейных отношений и социальной ценности родительского примера. Даже при наличии социально значимых устремлений родителей, такая семья способна обеспечить нормальное развитие ребенка, но в то же время, не менее проблематично, если ребенок растет в семье с согласованными семейными отношениями, но где ориентации и установки взрослых негативные. Положительный эмоциональный фон в таком случае будет только способствовать к закреплению в опыте ребенка отрицательного опыта взрослых.

Общение ребенка со взрослыми является сильнейшим стимулятором его психического и, в частности, нравственного развития.

Важным фактором влияния на нравственное развитие подростков является авторитет родителей. Как писал А. С. Макаренко, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходит до него невидимыми путями, вы их не замечаете». Степень усвоения родительского примера в каждом конкретном случае зависит также и от меры соответствия реального нравственного поведения взрослых и его «теоретического» обоснования, от совпадения их идеалов и поступков, слова и дела. Оптимальные условия для идейно-нравственного развития ребенка в семье созданы там, где дети с самого начала своей жизни видят высокие нравственные родительские образцы.

В настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом, накоплен большой эмпирический материал, свидетельствующий об ограничениях воспитательного потенциала неполных семей. Так, исследование состава правонарушителей по семейному положению в разные годы показывают, что неполные семьи более в два раза чаще поставляет правонарушителей по сравнению с обычной. Неполная семья чаще выступает в качестве «поставщика» педагогически запущенных детей. Установлено, что атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к спиртным напиткам и злоупотребление ими. Наконец, имеются данные, свидетельствующие о том, что ребенок, воспитанный в неполной семье, обладает менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни.

Семейное воспитание - основа формирования нравственности у младших школьников в условиях взаимодействия семьи и негосударственного образовательного учреждения

Сущность понятия «гражданское образование» раскрывается через понятия «гражданин», «гражданственность». Гражданственность — это «интегральное качество, характеризующее человека как сознательного и активного гражданина, формирующееся и выражающееся в таких проявлениях как высоконравственный гражданский долг, основанный на знании гражданских прав и обязанностей, готовность трудится на общую пользу, решимость и умение отстаивать общественные интересы; непримиримость к антигосударственным проявлениям, умение сочетать личные интересы с общественными».

Гражданское образование как образовательная деятельность имеет следующие сущностные характеристики: неразрывное единство обучения и воспитания гражданина; направленность на реализацию потребностей личности в социализации, самореализации; становление гражданских качеств личности в процессе изучения обществоведческих дисциплин, дающих базовые знания об обществе, о взаимоотношениях человека, общества и государства на нравственно-правовых основах. В нашем исследовании мы ориентировались на следующие сущностные характеристики гражданского образования: единство обучения и воспитания гражданина; направленность на реализацию потребностей личности в социализации, в самореализации; становление гражданских качеств личности, дающих базовые знания о взаимоотношениях человека на нравственной основе. Цель гражданского образования младших школьников нами рассматривается как создание условий для начальной социализации личности, для вхождения ее в гражданское общество через становление отношений к миру и к себе в нем.

Накопление у детей конкретных знаний, собственных наблюдений на основе наглядно-чувственного восприятия ведет к формированию сначала образных представлений, затем на их основе - нравственных понятий, отличающихся более высоким уровнем обобщения.

Нравственное сознание у младших школьников, по мнению ученых, находится на уровне представлений. Нравственные представления - это конкретные (чувственные, образные) этические знания в виде описания внешних, наглядных признаков социальных фактов и явления на эмпирическом уровне обобщения. На основе классификации видов знаний мы выделили три группы нравственных представлений: 1) о нравственных качествах личности, общечеловеческих ценностях; 2) о нравственных отношениях к окружающему миру, к людям, к себе; 3) о сотрудничестве, взаимопонимании между людьми, о способах общения, В современной общеобразовательной школе гражданское образование осуществляется через содержание учебных дисциплин. Особенно в курсе дисциплин по обществознанию и истории Отечества.

«История Отечества» предусматривает пропедевтическое знакомство с основными фактами из истории России, формирует интерес к прошлому и настоящему родной страны, способствует воспитанию уважения к истории и культуре народов России, любви к Отечеству и родному краю, патриотизма.

Основы обществознания представлены в виде следующих понятий: Родина. Страна. Столица. Конституция. Гражданин России, его права, обязанности. Права ребенка. Государственные символики и праздники. Многонациональная Россия.

Человек, семья. Нормы морали. Культура общения. Карта Родины и мира. Современный мир, его многообразие. Родной край, город, село.

Предполагается, что учащиеся будут осваивать знания об обществе, человеке постепенно, в процессе изучения курса «Окружающий мир». Данный курс, интегрируя естественнонаучные и обществоведческие знания, призван формировать у детей целостную картину мира, способствовать осознанию правил существования человека в природе и социальной среде. Существуют также вариативные программы, дополнительные пособия («Зеленый дом» А.А.Плешакова, «Мир и человек» А.А.Вахрушева, «Ваши права» (Е.Шабельник) и др.

Анализ этих программ показал, что в начальных классах гражданское образование осуществляется по предметно-тематической модели. Существенными недостатками этих программ следует считать отсутствие преемственности с курсами образовательного компонента «Окружающий мир» для 1-2 классов, отсутствие практической направленности, главной задачей которых является формирование у детей представлений о законах, нормах, морали.

Похожие диссертации на Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного образовательного учреждения