Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование нравственных ценностей старшеклассников как социальная, психолого-педагогическая проблема
1.1. Характеристика нравственных ценностей, взаимосвязь с другими категориями 11
1.2. Критерии, показатели, уровни сформированности нравственных ценностей старших школьников 28
1.3. Ценностный подход в изучении литературы в старших классах 38
Глава 2. Содержание процесса формирования нравственных ценностей старшеклассников в учебном процессе средствами художественной литературы 46
2.1 Характеристика уровня нравственной воспитанности старших школьников 46
2.2. Пути формирования нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы 67
2.3. Уровни педагогической коррекции нравственной воспитанности старших школьников 98
Заключение 121
Список литературы 126
Приложения 136
- Характеристика нравственных ценностей, взаимосвязь с другими категориями
- Критерии, показатели, уровни сформированности нравственных ценностей старших школьников
- Характеристика уровня нравственной воспитанности старших школьников
- Пути формирования нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы
Введение к работе
Происходящие в современном обществе необратимые перемены ведут к изменению объективных условий воспитания, существенно влияют на деятельность школы, содержание и характер образования и воспитания, что нашло отражение в Законе Российской федерации «Об образовании» (1994), «Типовом положении об общеобразовательном учреждении» (1994). В этих документах определены основные положения дальнейшего развития педагогического процесса в школе: гуманистический и демократический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, личностно-ориентированное воспитание.
Вместе с тем экономический, политический, правовой кризис в стране, социальная нестабильность, крушение жизненных планов многих людей приводят к разочарованию в прежних ценностях. Примитивная ориентация на капитал как основное средство материального и духовного благополучия ведет к утверждению ложных жизненных ориентиров. Ослабление воспитательных функций семьи, коммерциализация средств массовой информации, и в первую очередь телевидения, превращающая их в носителей антикультуры, усиление индивидуализма и отчужденности людей, что в своей совокупности обусловливает рост преступности, распространение наркомании, алкоголизма, насилия - характерные черты современного общества.
Все это отрицательно сказывается на атмосфере массовой государственной школы, которая оказалась под угрозой невыполнения своего основного назначения - воспитания у будущих граждан духовных ценностей и на этой основе подготовки их к труду и жизни в новых условиях. Старые нормы и ценности, которые господствовали в общественном сознании и поддерживались соответствующими институтами, во многом уже не соответствуют тем реальным отношениям, которые формируются рыночной экономикой, новыми реалиями политической жизни.
Поэтому совершенно логично, что ценностный вакуум нынешней жизни сказывается прежде всего на школе: в таких условиях школе необходимо отказаться от прежней воспитательной стратегии. Именно новая система школьного образования должна «играть на опережение», в первую очередь обеспечить «смену менталитета общества, разрушение старых, изживших себя стереотипов... проложить дорогу общественному сознанию, новой политической культуре, рыночной грамотности населения» [96].
Необходимы пересмотр сущности понятия «воспитание)) с позиций современной психолого-педагогической науки, создание общепризнанной «педагогической модели личности», переосмысление и перераспределение в структуре и иерархии ценностей и ценностных ориентации молодежи, ибо в зависимости от выбранных ценностных оснований происходит концептуализация воспитания.
Известно, что юношеский возраст сензитивен, благоприятен для формирования нравственных ценностей, образования ценностной ориентации как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения.
Идеал воспитания — свободная, творческая, высоконравственная личность. Особая роль в формировании такой личности принадлежит уроку литературы, творческая природа которого в психолого-педагогическом плане изучена недостаточно. Искусство (а литература - искусство слова), отражая действительность, создавая ее художественно-образные модели, отличается той особенностью, что концентрирует, «сгущает» духовно-ценностное отношение человека к реальному миру, делая это отношение «более» эстетическим, наполняя его художественным смыслом. Обновление содержания литературного образования, отход от методических установок, «ориентированных на классово-идеологические принципы исследования явлений жизни и характеров литературных персонажей», [56] настоятельно требуют обращения к духовной культуре человечества, складывавшейся веками, ее переосмысления, поиска новых путей освоения нравственных ценностей, совершенствования технологии обучения и воспитания.
Проблема формирования нравственных ценностей сама по себе не нова. Возросшее внимание отечественных исследователей к проблеме нравственных ценностей, устойчивый интерес обусловлены прежде всего ее социальной значимостью, потому что в каждый отдельный период жизни ценности играют важную роль и занимают свое значимое место в формировании личности. Наблюдаемое противоречие между социокультурными условиями, требующими новой ценностной системы, и фактическим уровнем таковой обусловливает актуальность данного исследования, посвященного проблеме формирования нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы.
Объектом исследования является учебно-воспитательная деятельность в школе, направленная на усвоение старшеклассниками нравственных ценностей.
Предмет исследования: процесс формирования нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы.
Цель исследования: осуществить научный анализ сущности и особенностей нравственных ценностей, выявить пути формирования нравственныя ценностей старшеклассников в учебном процессе (на примере обучения литературе) в современных условиях.
Исходя из цели исследования, определены следующие задачи: раскрыть иерархию сущностных признаков нравственных ценностей, их содержания и специфику в старшем школьном возрасте; обосновать критерии и уровни осознания нравственных ценностей старшеклассниками; рассмотреть понятие «нравственные ценности» в системе филологического образования, осуществить анализ практики формирования нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы; определить уровень нравственной воспитанности, уровень педагогической коррекции нравственных качеств старших школьников средствами художественной литературы.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что в современных
Характеристика нравственных ценностей, взаимосвязь с другими категориями
Введение понятия «ценности» в философию было определено потребностями гносеологии и обнаруживает свою значимость при анализе человеческой деятельности, которая невозможна без ориентации в окружающем мире, сознательного выбора, предшествующего принятию решения. Оценка окружающих предметов и явлений, определение их значимости для субъекта, постановка целей и дальнейшая их реализация предполагают ориентацию на определенные ценности. Значимость проблемы ценностей диктуется самой жизнью, ситуацией общественного и личного выбора.
Что же такое ценность? Как показывает анализ исследований отечественных и зарубежных аксиологов, до настоящего времени ученые не дали однозначную трактовку понятия «ценность». Ценности-характеристики объектов и процессов мира, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Ценностное отношение возникает в результате включения того или иного объекта в сферу интересов человека и его деятельности,
Ценность - одно из ключевых понятий современной общественной мысли. Оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в качестве эталонов должного. «Ценности (ценностные ориентации)-то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл» [84].
Многие исследователи связывают проблему ценности с античной философией. Немецкий ученый Л отце доказывает тождественность идей Платона и понятия «ценности». Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием обладает душа. По мнению Платона, душа состоит из трех частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделяющей (чувственной). Разумная часть - основа добродетели мужества, преодоления чувственности - это добродетель умеренности, благополучия. Гармоническое сочетание всех трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели справедливости.
Таким образом, платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества — государства, во главе которого стоят философы - носители добродетели мудрости и божьей воли.
Неокантианско-риккертианское понимание ценности в его дальнейшем развитии пришло к признанию мира идей Платона (Н.Гартман), то есть идеалистической сущности понятия «ценность».
В исследованиях современных ученых - философов С.Ф.Анисимова, А.В.Архангельского, В.А.Блюмкина, Л.П.Буевой, А.Гусейнова, С.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, М.С.Кагана, И.Т.Фролова дается глубокий анализ теории ценностей, они рассматривают их в качестве элемента структуры личности, фактора детерминации и регулирования мотивации и действия личности. Анализ литературы показывает, что ученые выделяют разнообразные аспекты, характеризующие ценности. Тугаринов В.П. рассматривает ценности как предметы, явления, свойства, которые нужны людям в качестве удовлетворения потребностей и интересов [119].
Фролов И.Т. связывает общественный прогресс с возможностью реализации сущностных сил человека, степенью его свободы, нравственного совершенствования, личностного развития [123].
Попов И.М. утверждает, что мир ценностей - это ...сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания [93].
Природа ценностей, лежащих в основании оценочно-императивного способа освоения мира, оказывается тесно связанной и определяемой именно через общественно-историческую необходимость, придающую этому освоению его повелительность, требовательность, императивность.
«Ценности не есть идеальные сущности, познание которых вызывает желание и стремление их достичь и следовать им.
Ценность, как, например, определяет ее О.Г.Дробницкий, есть отражение, рефлексивное осознание назревших, требующих своей реализации, но еще не реализованных потребностей общественного развития. Именно сила необходимости, стремящейся к реализации, задает масштаб и значимость ценностей. То, что нужно, то и начинает осознаваться как нечто ценное, дорогое, значимое и важное. Логика ценностного отношения строится не по принципу «чем дороже, тем нужнее», а наоборот, - «чем нужнее, чем труднее, чем реже, тем дороже и ценнее-».
Поэтому при рассмотрении морали как разновидности оценочно-императивного освоения действительности О.Г.Дробницкий и А.А.Гусейнов на первое место ставят именно историческую необходимость, общественную потребность и ее выражение в требованиях, в долге, а другие авторы -С.Ф.Анисимов, Л.М.Архангельский, А.И.Титаренко полагают, что ведущую роль играют именно ценности - благо, добро и другие.
Но и те, и другие сходятся, что в основе требований и ценностей помещаются именно историческая необходимость, потребности общественно-исторического процесса» [62] .
Таким образом, понятие «ценности» ученые связывают с моралью, как разновидностью практически-духовно го освоения действительности, оценочно-императивного способа освоения мира. Мораль - такой способ регулирования поведения человека, который осуществляется через выработку духовных ценностей — понятий добра и зла, долга и справедливости, через стремление к целям, составляющим смысл человеческого существования.
В каждый период жизни ценности играют свою роль и занимают свое специфическое место. Социальные ценности_включают в себя, по мнению исследователей, следующие группы ценностей: человек и человечество как высшие ценности бытия; природные ресурсы, орудия и продукты труда, необходимые для существования и воспроизводства как ценности материальной жизни; общественные образования, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества, ценности социальной жизни; научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления, идеи, нормы, идеалы, призванные удовлетворить потребности людей - это ценности духовной жизни и культуры [9].
В переломные периоды жизни общества происходит процесс формирования новых ценностей. Однако это «длительный органический процесс, не поддающийся внешней регуляции, и требуется исторически длительное время, чтобы в первичных социальных группах сформировалась атмосфера, благоприятная для создания новых ценностей» [124].
Проблема формирования нравственных ценностей широко представлена и в зарубежной науке.
Американский философ Ральф Бартон Перри считает, что с помощью нравственных ценностей человек способен познать самого себя, свои цели и мотивы, и это знание для него не менее важно, чем знание законов природы [57]. Его позицию разделяет Т.Парсонс, рассматривающий нравственные ценности как высшие принципы, на основе которых обеспечивается соглашение в малых общественных группах и в социуме в целом [14].
Философы-экзистенциалисты (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр) рассматривают поведение человека за рамками социальной обусловленности. Они считают, что человек ответственен не перед обществом, а лишь перед самим собой. Сущность человека - в его экзистенции, индивидуальности: «Экзистенциалисты...обеспокоены отсутствием бога, так как вместе с богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире. Не может быть больше блага a priori, так как нет бесконечного и совершенного разума, который бы его мыслил. И нигде не записано, что благо существует, что нужно быть честным, что нельзя лгать; и это именно потому, что мы находимся на равнине, и на этой равнине живут одни только люди.
Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено». Это -исходный пункт экзистенциализма [ 102].
Таким образом, из существования человека исключаются социально значимые для него ценности, вследствие чего нравственные ценности как бы не существуют, а моральная регуляция поведения сводится на нет.
Критерии, показатели, уровни сформированности нравственных ценностей старших школьников
Определение критериев, разработка методики выявления нравственной воспитанности, учета и оценки поведения, деятельности школьников -важнейшее условие диагностики и совершенствования воспитательной работы с детьми. Исследование сущностной характеристики нравственных ценностей, их место в системе социальных ценностей общества, взглядов ученых на их развитие показало, что воспитательная эффективность формирования нравственных ценностей зависит от совокупности объективных и субъективных условий, а степень реализации воспитательных возможностей оценивается совокупностью критериев и уровней. Выявление и обоснование критериев и уровней формирования нравственных ценностей старшеклассников является задачей данного параграфа.
С этой целью необходимо: 1) раскрыть сущностную характеристику понятия «формирование»; 2) обосновать некоторые подходы различных авторов к проблеме определения критериев и уровней воспитанности.
Рассмотрим сущностную характеристику понятия «формирование». С.И.Ожегов дает толкование понятию «формирование» от глагола «формировать» - придавать определенную форму, законченность, порождать. (Суровая жизнь формирует сильные характеры) [87]. В данном контексте слово «порождать» синонимично ел. «воспитывать», на что указывают и Д.Э.Розенталь и М.А.Теленкова: «Только формировать употребляется в следующем значении: придавать чему-либо законченность, устойчивость; воспитывать черты характера» [97].
С понятиями «формирование» и «воспитание» тесно связан термин «усвоение». Анализ литературы показывает, что исследователи (Б.П.Битинас, В.В.Давыдов, О.А. Зорова, А.В.Петровский) определяют усвоение как процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных и общественно-выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений, навыков, процесс превращения их в формы индивидуальной субъективной деятельности.
Л.И.Рувинский, ссылаясь на Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.М.Леонтьева, делает вывод, что усвоение нравственной ценности предполагает именно оценку как внешних по отношению к личности, так и ее собственных ценностей. На основе самооценки определяется отношение к усвоению нравственных принципов и норм, новых качеств и свойств личности [100]. Проанализировав физиологические механизмы интеллектуально-эмоциональных связей, Л.И.Рувинский выдвинул концепцию ценностного осознанно-эмоционального усвоения нравственности, которая «происходит в процессе деятельности человека и проецирования объективных условий на личностный смысл деятельности» [100].
Таким образом, понятие «формирование» обозначает не только результат многовариантного соприкосновения личности с миром нравственных ценностей, но и процесс нравственного воспитания, характеризующийся своими этапами и компонентами. Философы и педагоги рассматривают «формирование» как процесс нравственного развития личности.
Как было подчеркнуто в предыдущем параграфе диссертационного исследования, сформированные нравственные ценности становятся ценностными ориентациями старшеклассников.
Рассмотрим подходы некоторых ученых к проблеме определения критериев нравственной воспитанности личности через сформированность позиции личности. В литературе имеется несколько точек зрения по определению позиции личности.
Так, в философии позиция личности исследуется как ведущая характеристика личности, определяющая закономерности ее поведения в социальной общности (А.М.Архангельский, А.С.Капто, И.С.Кон, В.Н.Маркин, Е.Ф.Сулимов и др.), как объективный и субъективный фактор моральной регуляции (А.И.Титаренко). Г.М.Андреева, Л.П.Буева, В.А.Ядов подходят к изучению позиции личности как диспозиционного феномена, рассматривая сами диспозиции как иерархические структуры.
Психологи рассматривают позицию как сложную систему отношений, установок, мотивов, целей и ценностей. Социальные психологи актуализируют в позиции систему отношений личности. При этом одни рассматривают ее как нечто внешнее по отношению к личности, как положение, которое она занимает в системе межличностных отношений определенной социальной структуры (И.С.Кон), а другие - как внутренний компонент, входящий в структуру личности (Б.Г.Ананьев, А.И.Божович, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, Б.Д.Парыгин).
Педагогика, синтезируя подходы других близких ей наук, определяет позицию как интегративную характеристику личности, отражающую ее положение в различных сферах жизнедеятельности и конкретных общностях, осознанную совокупность личностных отношений, определенных качеств и психологических особенностей, имеющих практическую направленность и проявляющуюся в реальном поведении (Т.Н.Мальковская, К.Д.Радина, В.Е.Радионов, М.МЛщенко).
То, что позиция личности может быть зафиксирована в многообразных проявлениях в различных сферах ее жизнедеятельности, объясняет факт обращения к этому феномену во многих диссертационных исследованиях, причем, в аспекте ведущих видов деятельности, Так, Н.А.Ладзина рассмотрела формирование идейно-нравственной позиции подростков в общественно-полезной деятельности, Т.Н.Мальковская изучала вопросы, связанные с активной жизненной позицией старшеклассников в учебной, трудовой и др. видах деятельности, Н.Ф.Радионова рассмотрела влияние общественно-политической деятельности на позицию старших школьников в учении.
Обобщение научной литературы позволяет сделать вывод, что во всех видах позиции личности ведущим выступает нравственный аспект, отражающий ценности, ориентации и идеалы личности. А нравственная позиция личности понимается нами как целостная система нравственных знаний, оценок, переживаний, выражающих ее отношение к обществу, другим людям, самому себе.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить такие особенности формирования нравственной позиции, нравственных ценностей старшеклассников, как способность оперировать сравнительно большим количеством нравственных понятий, вырабатывать к ним свое отношение; устанавливать причинно-следственные связи в моральных явлениях; у старших школьников формируются собственные представления о себе и окружающем мире, складываются устойчивые образцы поведения (В качестве образца выступают нравственные качества как сверстников, так и взрослых людей). Поступки оцениваются с точки зрения определенных норм.
Распространенным является определение сформированности нравственной позиции через характеристику ведущих качеств личности. Так, М.И.Шилова исходит из «установления минимума социально значимых и общечеловеческих качеств: идейность и политическая активность; ответственное отношение к учению; отношение к общественно полезному труду; дом и ответственность; дисциплинированность; честность и правдивость; простота и скромность; бережливость» [134].
Ряд исследователей характеризуют нравственную позицию личности по ее направленности (коллективистской - З.М.Шилина, Т.А.Гришина; общественной - А.В.Зосимовский).
Некоторые ученые показателем сформированности нравственной позиции личности определяют характеристику поведения школьника в проблемной ситуации (З.И.Васильева, А.В.Зосимовский, Т.Е.Конникова, М.М.Ященко и др.).
В ряде педагогических исследований определение нравственной позиции личности школьника связано с выявлением отношений ее к окружающему миру (А.С.Белкин, Е.В.Бондаревская, Н.В.Бурдаков, И.Д.Демакова, Г.А.Кузнецов, В.И.Пирогов).
Н.К.Голубев и Битинас в качестве критерия выделяют гражданскую позицию личности, проявляющуюся в ценностных отношениях ее к действительности. Авторы вычленяют 7 основных отношений школьника к действительности как наиболее значимых и позволяющих с достоверностью судить об их нравственной позиции: отношение к общественно полезной жизни и деятельности, отношение к учению, труду, продуктам труда людей и природе, отношение к людям, самому себе как общественной ценности, эстетическое отношение к действительности [41].
Характеристика уровня нравственной воспитанности старших школьников
Известный психолог А.Н. Леонтьев, говоря о развитии личности, отмечал, что «жизненный, правдивый подход к воспитанию - это такой подход к отдельным воспитательным и даже образовательным задачам, который исходит из требований к человеку: каким человек должен быть в жизни и чем он должен быть для этого вооружен, какими должны быть его знания, его мышление, чувства и т.д.» [69].
В педагогической литературе понятие «уровень воспитанности» трактуется как синоним уровня осознания нравственных ценностей. В первой главе данного исследования в таблице 2 представлена градация уровней нравственной воспитанности в зависимости от осознанности, активности и устойчивости в понимании и реализации нравственных ценностей и определены общие тенденции, необходимые для данного исследования, экспериментальный этап которого длился 5 лет.
Изучение теоретического аспекта нравственных ценностей позволило обосновать необходимость постановки и решения исследуемой проблемы.
На первом этапе исследования была составлена программа опытно-экспериментальной работы, в основу которой лег опыт автора, преподающего литературу в старших классах в течение 15 лет и посещающего уроки литературы в качестве заместителя директора в течение ] 0 лет, представленная в таблице 3.
Непосредственно опытно экспериментальной работой были охвачены 101 человек (СОШ №41, РФМШИ №2 г. Владикавказа).
Основываясь на концепциях ученых - педагогов о критериях нравственной воспитанности , то есть осознании нравственных ценностей учащимися старших классов, и исходя из целей исследования автором разработаны анкеты для школьников и их родителей (приложение I, 2) и проведено анкетирование (констатирующий эксперимент) учащихся 9, 10, 11 классов и их родителей.
Анализ анкет на стадии констатирующего эксперимента показал, что большинство учащихся считают необходимыми для современного человека качествами следующие: доброту, развитый интеллект, честность, ответственность, искренность, смелость, целеустремленность, однако такие качества имеются, по их мнению, лишь у некоторых одноклассников (85 % опрошенных). На вопрос «Обладаете ли Вы лично этими качествами?» 11,4 % учащихся выбрали варианты ответа «да, есть все эти качества», что свидетельствует о высокой самооценке, 67,2 % учащихся ответили: «Да, но не всеми, а лишь некоторыми», (на наш взгляд, объективная самооценка), 0,5 % респондентов затруднились ответить.
Отрицательными качествами, широко распространенными среди одноклассников, 91,5 % респондентов считают лень, безответственность, эгоизм, сквернословие, чрезмерное увлечение модой, грубость.
Только 2 респондента обучаются в художественной школе и 1 - в музыкальной.
Анкетирование родителей учащихся старших классов показало, что качества, которые учащиеся считают необходимыми в современном человеке, родители стремятся у них воспитать: ум, доброту, честность, ответственность, целеустремленность, тактичность, самостоятельность.
На вопрос «В чем Вы видите положительные качества современной молодежи?» в основном даны следующие ответы: целеустремленность, способность выжить в период утраты прежней системы ценност-ей, уважение к старшим, доброту.
К отрицательным качествам современной молодежи и своих собственных детей старшее поколение относит безответственность, лень, нежелание трудиться, сквернословие, признаки цинизма, наглость, чрезмерное увлечение модой, неуважение к старшим, склонность к обману.
На вопрос «Чем любит заниматься в часы досуга Ваш сын (дочь)?» полученьг такие ответы: - заниматься спортом: 38,5 % - смотреть телевизор: 25,8 % - гулять с друзьями: 12,4 % - помогать по дому: 8,5 % - слушать современную музыку: 4,7 % - читать газеты, журналы: 5,4 % - читать художественную литературу: 4,7 %.
Анализ анкет учащихся и их родителей позволяет сделать вывод о достоверности полученной информации.
Таким образом, чтение художественной литературы занимает незначительное время у большинства респондентов. Следует отметить, что больше времени на чтение книг затрачивают старшеклассницы, в то время как мальчики на первое место ставят занятия физкультурой и спортом. И все же подавляющую часть свободного времени старшеклассники тратят на просмотр кинофильмов и телепередач. Никакой дифференциации по этническому признаку в данном вопросе не выявлено.
На вопрос анкеты «Есть ли среди Ваших друзей, знакомых такой человек, мнение которого вы особенно цените?» 62,2 % респондентов ответили положительно, 13,4 % - отрицательно, 31,7 % - затруднились ответить.
Полученные данные (на стадии констатирующего эксперимента) позволяют сделать вывод о том, что основным источником информации о нравственных ценностях являются телевидение, дружеское общение старшеклассников, а также участие в практической деятельности. Круг чтения чрезвычайно узок и почти не влияет на представления старшеклассников об идеале. Так, на вопрос «Кого из героев литературных произведений Вы считаете своим идеалом (почему?)?"» только 17 % старшеклассников ответили утвердительно и назвали имя литературного героя, однако только 11 % из них попытались логически обосновать свой выбор: «Мюнхаузен, Находчивый и веселый». «Граф . де Монтгомери («Две Дианы» А.Дюма): отважен, честен, справедлив, добр». «Лоран («Голова профессора Доуэля» Беляева): умная, скромная, смелая». «Робинзон Крузо (Д.Дефо): смог выжить в экстремальных условиях, вынести одиночество». «Скарлетт О'Хара («Унесенные ветром» М.Митчелл): жизнелюбие, любовь к своим родителям и своей земле». «Генри («Сердца трех». Дж. Лондон): благородный, честный». «Петр Первый (А. Толстой.«Петр Первый»): умный, многое сделал для России» и т.д. В анкетах девятиклассников многократно упоминаются экранизированные произведения фантастики, детективной и приключенческой литературы, мелодрамы. Из русской классики в трех анкетах названы Пушкин («Евгений Онегин», Капитанская дочка»), в пяти -Лермонтов («Мцыри», «Герой нашего времени»), в двух — И. Тургенев («Ася»).
Как видим, читательские предпочтения отданы героям произведений, не изучающихся в школе. Герои указанных сочинений - люди прямого действия, психологически прозрачны, их поступки и поведение продиктованы причинами, лежащими на поверхности и не нуждающимися в проникновении в глубины создания персонажей. Динамичное развитие сюжета, экстремальность ситуаций, приключения, авантюры привлекают школьников, и свидетельствует это о невысокой читательской культуре, о размытости и неопределенности нравственных ценностей, идеалов, когда Остап Бендер становится героем, достойным подражания. Примечательно, что ни один из героев осетинской литературы не назван в качестве идеала.
Большая часть анкетированных старшеклассников (83 %) не назвали в качестве идеала героев литературных произведений. И это имеет принципиальное значение. Специфика произведений приключенческого и детективного жанра такова, что борьба добра и зла в них происходит в неординарных условиях и зачастую эстетическая функция безобразного перемещается на задний план или в большинстве ответов осмысливается с позиций не художественного творчества, а бытовизма, здравого смысла. Ответы учащихся показывают недостаточную аргументированность и взвешенность суждений, неумение увидеть целостную картину жизни, самопроявления персонажа и личность автора и свидетельствуют о несформированности читательской культуры.
Пути формирования нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы
Исходя из теоретических положений о критериях, показателях, уровнях осознания старшими школьниками нравственных ценностей, рассмотрим педагогические пути формирования нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы.
Как было отмечено в предыдущем параграфе настоящей главы, на стадии констатирующего эксперимента 35,5 % старших школьников имели низкий, а 3,5 % - неудовлетворительный уровень воспитанности, то есть у 39,0 % учащихся нравственные ценности находятся на стадии формирования, идет активный процесс переоценки ценностей: устаревшие ортодоксальные ценности замещаются ориентациями и мотивациями западного типа.
Литературе, как учебному предмету, в силу его специфики принадлежит особая роль в формировании нравственных ценностей.
Воспитательные средства на уроке литературы представляют собой синтез прямого и опосредованного воздействия на учащихся: непосредственно личностное воздействие учителя на учащихся, учащихся друг на друга, осуществляемое в прямом общении, с одной стороны, и чтение художественных произведений, литературной критики — с другой, - то есть являются комплексными, способными повлиять на самые разные стороны личности воспитуемого, а также осуществить коррекцию тех или иных нравственных качеств.
«По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее... Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно является управляемым, с заранее предвидимыми и, следовательно, контролируемыми результатами» [84].
Кроме того, воспитательные воздействия на уроке литературы осуществляются, в силу специфики предмета, по трем направлениям:
- когнитивному (воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на преобразование ее. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной);
- эмоциональному (воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний);
- поведенческому (воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют на личность.
Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом). Литература была и остается основным (если не единственным) предметом, который ориентирован на формирование души, развитие эмоционального мира школьника — через приобщение к духовным ценностям, которые приобретают в определенных условиях глубоко личностный смысл. Человек по своей природе существо деятельное, активное, а не пассивный объект воспитания и влияния среды. Целенаправленное воздействие педагога лишь тогда успешно, когда у воспитуемого появляется желание выработать в себе те или иные качества, форму поведения. Эту позицию обосновывал С.Л.
Рубинштейн, утверждавший, что «всякая эффективная воспитательная работа имеет внутренним условием собственную нравственную работу воспитуемого, которая завязывается в каждом, сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей, при наблюдении последствий человеческих поступков — того, как наши поступки сказываются на других людях и поступки других людей на нас самих. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять. В этом главное» [98].
Урок литературы позволяет учителю ненавязчиво включаться в естественный процесс нравственного развития личности, так как специфической детерминантой нравственного воспитания является эмоционально значимая для субъекта ситуация, осознаваемая им как задача нравственного выбора, в первую очередь, на когнитивном и эмоциональном уровнях.
Основанием для научно-обоснованного выделения педагогических путей формирования нравственных ценностей старших школьников средствами художественной литературы являются положения (теоретической главы и вытекающие из анализа результаты опытно-экспериментальной работы), что результативность формирования нравственных ценностей старшеклассников на уроках литературы зависит от следующих факторов:
- целенаправленной работы учителя литературы по отбору содержания литературного образования в свете культурных, национальных и общечеловеческих, ценностей, - знания им содержания и специфики нравственных ценностей, иерархии их сущностных признаков в системе ценностей старшеклассников;
- активизации мыслительной деятельности учащихся средствами предмета, активизации их интереса к нравственным проблемам, расширения их нравственного кругозора;
- бинарности во взаимоотношениях учителя с воспитуемыми (создание соответствующей атмосферы взаимопонимания, уважения, доверия, сотрудничества, сотворчества). Рассмотрим каждый из выше обозначенных факторов подробно.
1. Целенаправленная работа учителя по отбору содержания образования в свете культурных, национальных и общечеловеческих.ценностей.
В основу тематического планирования уроков литературы в старших классах автором положена ныне действующая программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (авторы Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина, В.П. Полухина, И.С. Збарский, Е.С. Романичева), в которой целью литературного образования определено становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, реализация и развитие творческих возможностей.