Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века Ильчевская Нина Алексеевна

Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века
<
Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильчевская Нина Алексеевна. Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ильчевская Нина Алексеевна;[Место защиты: Московский Государственный Гуманитарный Университет имени М.А. Шолохова].- Москва, 2014.- 195 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Идейно-теоретические предпосылки, основания и общественно-политическая ситуация становления и развития ценностей семейного воспитания в русской классической литературе XIX – начала XX века

1. Теоретические положения в области философии, семейной политики, педагогики, истории и теории литературы по проблеме ценностного основания семейного воспитания (историографический анализ) 16

2. Ценности семейного воспитания и их содержательная сущность (на материале литературных произведений) 37

3. Актуализированный отбор ценностей семейного воспитания в качестве фундаментальной методологической, теоретической и методической основы воспитания подрастающих поколений в семье и общеобразовательной школе 74

Выводы по I главе 94

Глава II. Методологическая, теоретическая и методическая основа формирования у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века

1. Особенности реализации ценностного потенциала русской класси ческой литературы XIX – начала XX века в процессе воспитания подрастаю щих поколений в семье и общеобразовательной школе современной России (методологический аспект) 97

2. Предпосылки формирования у старшеклассников ценностей семейного воспитания 125

3. Выявление и опытно-экспериментальная проверка условий формирования у старшеклассников ценностей семейного воспитания, отражённых в произведениях русской классической литературы XIX – начала XX века .. 138

Выводы по II главе 157

Заключение 160

Список литературы

Ценности семейного воспитания и их содержательная сущность (на материале литературных произведений)

Краткое изложение фундаментального теоретического основания семейного воспитания в аксиологическом аспекте отражено в данном параграфе.

Первые философские представления о ценности складываются в эпоху Античности. У Аристотеля [15] ценность является одной из разновидностей блага. Радикально оценивают феномен ценности стоики. Благо и зло для стоиков – такие моральные понятия, которые целиком зависят от разумности или неразумности людей. В эпоху Средневековья теологи признавали лишь одну подлинную ценность – Бога, все иные ценности являются либо производными, либо ложными. В новейшей истории наиболее популярной стала идея Ф.Ницше [127] о распаде ценностей европейской цивилизации. XIX и особенно XX век значительно развили и обогатили раздел философии, изучающий ценности и ценностные основания личности и общества.

Получили распространение этические теории, в частности автономная и гетерономная этики, которые при всей их кажущейся противоположности, обе основаны на отрицании обусловленности нравственности объективными законами – построены на идеалистическом принципе автономии воли и игнорировании активной роли субъекта в обществе; консеквециональная этика, в которой моральная ценность действия определяется в зависимости от его практических последствий; лингвистический анализ в этике и др. К ним примыкает аксиология, представленная теориями ценности трех видов. 1

Объективно-идеалистические теории: трансцендентальная онтология (феноменология) Э.Гуссерля [57], феноменологическая аксиология М.Шелера [199], фундаментальная онтология М.Хайдеггера [192], критический реализм Дж. Сантаяны [153], интуитивизм и иррационализм и их версии: «философия жизни» В.Дильтея [66], Г.Зиммеля [78] и др., ф илософия процесса А.Н.Уайтхеда [184], критическая онтология Н.Гартмана [47], неореализм Дж. Мура [121], персонализм Э.Мунье [120], мистицизм А.Бергсона [23] и «персоналистический идеал-реализм» Н.О.Лосского [110] и ряд других – трактуют ценность как абстрактную сущность вне пространства и времени.

Субъективно-идеалистические теории: неокантианство М.Вебера [35]; феноменологическая онтология Ж.П.Сартра [154]; прагматизм Ч.С.Пирса [137]; христианский экзистенциализм или персонализм Н.А.Бердяева [24] и С.Н.Булгакова [32]; эмотивизм и метаэтика А.Айера [4]; лингвистическая философия Дж. Остина [131]; постпозитивизм и его версии (критический рационализм, критический эмпиризм, критицизм, фальсификационизм К.Поппера [140] и его последователей) и ряд других – все эти теории рассматривают ценность лишь как явление сознания, видят в ней проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам.

Весьма влиятельное направление в современной фи лософии – неофрейдизм – основывается на психоаналитических принципах исследования человека, его места и роли в структуре общественных институтов – К.Хорни [194], Э.Фромм [191]. Задача психоанализа – пробуждение критических элементов в сознании индивида и трансформация на этой основе его жизненных ценностей и идеалов.

Материалистические теории, в том числе марксистские, рассматривают ценности как специфические социальные явления и как определенные проявления общественных отношений и нормативно оценочной стороны общественного сознания.

Особое значение в России имела концепция этического социализма, согласно которой социализм следует рассматривать главным образом как совокупность морально-этических принципов и требований. Этический социализм, таким образом, является этической теорией. Исходное теоретическое обоснование этический социализм получил в неокантианстве, а сама концепция этического социализма есть не что иное, как попытка соединить научный социализм с кантовской нравственной философией. Авторы концепции Г.Коген, П.Наторп, К.Форлендер, Л.Нельсон и другие немецкие философы, в основном марбургской школы, понятие «социализм» отождествляли с определенным типом нравственного мировоззрения, а под этикой понимали социальную педагогику, цель которой – устранение противоречий в общественных отношениях. 2

Книга П.Наторпа «Социальная педагогика», переведенная на русский язык и изданная в России в 1911 г., содержала в себе основные положения разработанной им «теории воспитания воли на основе общности» [122]. Образование и воспитание рассматривались как мощное средство ненасильственного общественного преобразования и инструмент направленной социализации личности. Эта книга получила широкую известность в России на фоне многочисленных социально-педагогических экспериментов в образовательной сфере. Этическая концепция П.Наторпа принималась либеральной интеллигенцией как теоретическая основа достижения социального мира педагогическими средствами в условиях жесточайших классовых и социальных конфликтов

Актуализированный отбор ценностей семейного воспитания в качестве фундаментальной методологической, теоретической и методической основы воспитания подрастающих поколений в семье и общеобразовательной школе

В сказках А.С.Пушкина: «Жених» (1825), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834) утверждаются исконные семейные ценности, вершится высшая справедливость.

Православная педагогика требовала от ребёнка полного послушания родителям, в отношении к учителю, ко всем старшим – не говоря уже о послушании духовному отцу, поскольку эта добродетель считается наивысшей среди других, как залог послушания Богу, выше молитвы и поста. Подтверждением этого является сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» (1834):

Караул держать идёт». Одобряется безусловная честность: «Наш Иван воров настиг. Братья, то есть, испугались, Зачесались и замялись. А Иван им стал кричать: «Стыдно, братья, воровать! Хоть Ивана вы умнее, Да Иван-то вас честнее: Он у вас коней не крал». Не одобряется «заедание чужого века»: «Месяц вскрикнул: «Ах, злодей! Вздумал в семьдесят жениться На молоденькой девице!» Одобряется жалость к страданию живого существа: Тут Иван опять сказал: «Есть ещё к тебе прошенье, То о кИтовом прощенье... Есть, вишь, море; чудо-кит Поперёк его лежит: Все бока его изрыты, Частоколы в рёбра вбиты... Одобряется справедливое наказание и возможное помилование: Он, бедняк, меня прошал, Чтобы я тебя спрошал: Скоро ль кончится мученье?

Фёдор Михайлович Достоевский сформулировал гениальную по прозорливости, хотя и парадоксальную на первый взгляд мысль о том, что человек совсем не благоразумное существо, стремящееся к счастью, а существо иррациональное, имеющее потребность в страдании, которое и есть причина возникновения человеческого сознания. Другими словами, очеловечивание, одухотворение возможно лишь через страдание. В сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» («Сказка ключницы Пела-геи») – 1858 г. – только духовное начало могло позволить любить, не замечая внешности чудовища. Девушка не остаётся у отца, так как она верна суженому: «Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить, и стоит меня тогда отдать диким зверям на растерзание. И отец ее, честной купец, похвалил ее за такие речи хорошие, 8 Ершов, П.П. Конек-Горбунок [Текст] / П.П. Ершов // Стихотворения. – Ленинград: Советский писатель, 1976. – 335 с. – С. 117-129. и было положено, чтобы до срока ровно за час воротилась к зверю лесному, чуду морскому, дочь хорошая, пригожая, меньшая, любимая».9 Совесть выступает мерилом всех жизненных ценностей в русской литературе. «Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища бе з-образного, за мою добрую душу и любовь к тебе; полюби же меня теперь в образе человеческом, будь моей невестой желанною. Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного, короля славного и могучего, украла меня, еще малолетнего, и сатанинским колдовством своим, силой нечистою, оборотила меня в чудище страшное и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари Божией, пока найдётся красная девица, какого бы роду и званья ни была она, и полюбит меня в образе страшилища, и пожелает быть моей женой законною, – и тогда колдовство все покончится, и стану я опять по-прежнему человеком молодым и пригожим. И жил я таковым страшилищем и пугалом ровно тридцать лет, и залучал я в мой дворец заколдованный одиннадцать девиц красных, ты была двенадцатая. Ни одна не полюбила меня за мои ласки и угождения, за мою душу добрую. Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем. Тогда все тому подивилися, свита до земли преклонилася. Честной купец дал свое благословение дочери меньшой, любимой, и молодому принцу-королевичу».10 Аленький цветочек выступает символом любви супружеской. Пришла девица в пору невесты – понадобился неведомый «цветочек аленький», а сорвать его можно только в виде подарка свадебного, приготовленного для не-9 Аксаков, С.Т. Аленький цветочек [Текст] / С.Т. Аксаков. – М.: Советская Россия, 1982. – 32 с. – С. 21. 10 Аксаков, С.Т. Аленький цветочек [Текст] / С.Т. Аксаков. – М.: Советская Россия, 1982. – 32 с. – С. 31. весты. Нельзя брать дары, не отдавая ничего взамен, за всё приходится платить – и за прихоть глупую, и за легкомыслие, и за материальное благополучие, и за «приручение» любого существа, хотя бы и чудища заморского. Эта сказка – об ответственности, об обязательствах взрослого человека, которые должен выполнять несмотря ни на какие отговорки и обстоятельства, о чувстве долга как главном моральном качестве зрелой личности. И дело не только в том, что пренебрежение долгом может стоить жизни тех, кто тебе дорог – отца, жениха, невозможно жить с осознанием своего предательства.

Предпосылки формирования у старшеклассников ценностей семейного воспитания

Если соотнести данное определение с инвариантами, представленными выше в таблице, то из ряда предложенных концептов выделяется как единственно сущностное представление в оспитания в качественном состоянии «деятельность» (Л.Е.Никитина), а идейно-теоретическим фундаментом этой «деятельности» служат «ценности» (Е.В.Бондаревская, В.А.Караковский, Н.Е.Щуркова). Перспектива данного выбора заключается в возможности технологического описания воспитательного процесса в соответствии с выбранным масштабом. Метатехнология адекватна социально-политическому уровню, целостно охватывает систему государства в целом и решает проблемы воспитания подрастающих поколений в комплексе; макротехнология отраслевая соответствует ведомственному или контингентному уровню (образование, подрастающее поколение, культура и др.); мегатехнология относится к проблеме отрасли или к региону как к значимой части целого; микротехнология касается частной проблемы или относится к ограниченному лок у-су.19 Масштаб нашего исследования – микроуровень – школьно-семейный локус, однако выбор ценностных оснований воспитания может и должен найти своё отражение и на федеральном, и на отраслевом, и на региональном, и на уч-режденческом уровнях в соответствующих программных документах и методических материалах.

В свете дефиниций парадигмального характера (в Законе об образовании) следует рассмотреть ведущий п ринцип современного воспитания. Та-17 Федеральный закон N273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» ким принципом является вечный инвариант – принцип природосообразности, игнорировать который не получилось даже у теоретиков коммунистического воспитания крайне левого толка.

Суть принципа природосообразности воспитания заключается в определении границ развития и творческой самореализации человека. Основное содержание этого принципа не охватывается только учетом возрастных особенностей детей, как провозглашалось в отдельные периоды советского этапа общественного развития. Утверждается необходимость изучения внутреннего субъективного мира развития личности, его внутренней индивидуальной природы как "психологической почвы", на которую "падают" воспитательные воздействия20. Такая позиция означает возврат к принципу природосооб-разности воспитания в его новом осмыслении на новом витке развития российского общества.

Л.Е.Никитина исходит из актуально уточненного обоснования принципа природосообразности и считает, что социальное воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей – успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Основным содержанием воспитания, таким образом, становится обеспечение процесса социализации и саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки, то есть деятельность (выделено нами)21. При этом само содержание воспитания в семье и образовательных учреждениях должно иметь в качестве своей фундаментальной основы базовые ценности, извлечённые из всего предшествующего национального исторического опыта. Предшествующий опыт отражён как в исторических артефактах, так и в художественной литературе и искусстве, в литературе в значительно большей степени.

Законодательно выражена и теоретически обоснована новая социально-педагогическая личностно и национально ориентированная парадигма общественного и семейного воспитания, концептуальная суть которой заключается в понимании и теоретической интерпретации принципов исторической преемственности, природосообразности и культуросообразности воспитания в деятельностном контексте.

Национальная ориентированность понимается не как стремление уйти в замкнутый мир национальной исключительности, а в рассмотрении общечеловеческих ценностей как национальных, общих дл я различных национальных культур, а воспитание рассматривается не как система, не как процесс, а как технологически инструментованная деятельность воспитателя и воспитуемого в качестве равных и равнозначных субъектов22.

Анализ состояния теории и п рактики современного воспитания, о т-ражённый выше, требуется дополнить анализом состояния теории и практики развития семьи как общественного феномена и государственного института.

Современная наука пытается исследовать вопрос о трансформации семьи, её деструкции, об их причинах и генезисе. Английский социолог Пол Томпсон подчёркивает, что пренебрежение исследователей фактом взаимозависимости социально-экономической сферы со сферой семьи связано с «самодовольным превознесением прогрессивной модернизации». Повторяя идеи французского социолога Ле Пле и американского социолога Карла Циммермана, Пол Томпсон делает вывод об определяющей роли семьи в историческом развитии: исходя из того простого факта, что семья снабжает экономику рабочей силой, а социум – исполнителями социальных ролей и статусов, следует, что, если демографические изменения не могут быть сведены к аб-22 Никитина, Л.Е. Принцип природосообразности в современной теории воспитания [Текст] / Л.Е.Никитина.

Выявление и опытно-экспериментальная проверка условий формирования у старшеклассников ценностей семейного воспитания, отражённых в произведениях русской классической литературы XIX – начала XX века

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в действие с 1 сентября 2013 года может служить методологическим основанием современного воспитания, поскольку он меняет принципы, организацию и содержание образования, само же воспитание впервые рассматривается как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения», причём воспитание поставлено перед обучением.

В новом Законе воспитание рассматривается в качественном состоянии «деятельность», а её идейно-теоретическим фундаментом служат «ценности», что открывает возможности технологического описания воспитательного процесса в соответствии с выбранным масштабом. При этом общечеловеческие ценности должны рассматриваться в контексте национальной истории, менталитета и традиций.

Парадигмальный характер нового Закона заключается в понимании и теоретической интерпретации сущностно отражённых в тексте Закона принципов исторической преемственности, природосообразности и культуросо-образности воспитания в деятельностном контексте. Воспитание рассматривается как технологически инструментованная де ятельность воспитателя и воспитуемого в качестве равных и равнозначных субъектов.

Источниками ценностей семейного воспитания выступают биологически (природно) обусловленные качества личности, отражённые в общечеловеческих моральных ценностях (доброта, родительская любовь, любовь к родителям, почитание старших и т.п.); национальные и общественные установления (национальная гордость, вероисповедание, социальные идеалы, мировоззрение в целом); ценности общественного и личностного развития (гуманизм, демократизм, толерантность, гражданская ответственность, креативность, эвристичность, целеустремлённость, общественная солидарность, трудолюбие). Значение русской классической литературы заключается в возможности конструирования социопедагогических моделей личности на материале художественно воплощенных типических характеров.

Исследование показало, что школьная программа по русской и зарубежной литературе ориентирована на внесемейную тематику, что не согласуется ни с государственной семейной политикой, направленной на укрепление семьи и разрешение сложной демографической ситуации, ни с интересами российской семьи.

Подтверждение нашим исследованием факта влияния школьного образования, в первую очередь, школьного курса литературы, не только на культурный уровень личности и общества в целом, но и на моральный потребовало постановку и выяснение вопроса зависимости прочитанности произведений от того, изучаются ли они текстуально в рамках школьной программы или нет. Выяснено, что если произведение изучается текстуально, большая часть учащихся его прочитает , если же изучается обзорно, современные старшеклассники, в подавляющем большинстве, его не прочитают. Этот факт необходимо учитывать при составлении школьных программ. Возможно, следует ВСЕ произведения изучать текстуально, хотя бы в отрывках, частично, избранные главы и т.п.

В данной главе рассмотрена вся совокупность ценностей воспитания в произведениях русской классической литературы семейной тематики: ве р-ность присяге, долгу, семье; дом и родители; сострадание, милосердие и доброта; искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру; национальная гордость и патриотизм; гражданственность и православие; развитие морально-волевых качеств личности, закаливание характера, стойкость, смелость. Эти ценности рассмотрены в методологическом, теоретическом и методическом аспектах, показаны технологические примеры и методические средства, апробированные в ходе исследования.

Выявлены и опытно-экспериментально проверены условия формирования у старшеклассников ценностей семейного воспитания, отражённых в произведениях русской классической литературы XIX – начала XX века, проявляющиеся как причинно-следственные связи взаимодействия основных субъектов образовательного процесса (ученик, семья, педагог , администрация школы): осуществление старшеклассниками деятельности, направленной на общественное благо и развитие; их ранняя профессиональная ориентация и профессиональная подготовка; выработка семьей совместно со школой идейных позиций личности, позволяющих успешно адаптироваться к социальной жизни; разработка учителем литературы технологических карт на основе инвариантного содержания предмета; опора на исторический опыт, отражённый в лучших произведениях русской литературы; утверждение в школьном коллективе гуманистических идей; обеспечение доступа к произведениям художественной литературы, с использованием электронных библиотек.

В ходе анализа экспериментальной работы была выявлена следующая зависимость: наиболее полное применение разработанного комплексного научно-методического обеспечения и учёт совокупности педагогических условий формирования ценностей семейного воспитания у старшеклассников приводят к более интенсивному их развитию.

Похожие диссертации на Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX – начала XX века