Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 14
1.1. Сущность и структура этнокультурных ценностей 14
1.2. Этнокультурная направленность образовательной системы современной национальной школы 42
1.3. Диагностика уровня сформированности этнокультурных ценностей у старшеклассников национальной школы 69
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. „97
2.1. Совершенствование содержания образования национальной школы по формированию этнокультурных ценностей у учащихся старших классов 97
2.2. Формирование этнокультурных ценностей у старших школьников в процессе изучения факультативного курса «азбука горской культуры» 122
2.3. Взаимодействие школы и семьи как условие формирования у старших школьников этнокультурных ценностей 138
Заключение 163
Библиография 166
- Сущность и структура этнокультурных ценностей
- Совершенствование содержания образования национальной школы по формированию этнокультурных ценностей у учащихся старших классов
- Формирование этнокультурных ценностей у старших школьников в процессе изучения факультативного курса «азбука горской культуры»
Введение к работе
Становление современной национальной школы происходит в условиях продолжающегося кризиса государства и общества. Повышенный интерес к исследованию этнопедагогических проблем в нынешней ситуации объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, современная экономическая политика наряду с позитивными шагами, связанными с возрождением таких некогда забытых понятий как материальное богатство, предприимчивость, инициативность, заметно отдалила от себя духовные ценности; во-вторых, кардинальные преобразования по пути демократизации и гуманизации образования предполагают возрождение самобытной культуры народов России, которая является одним из средств стабилизации общественной жизни и обогащения педагогической науки; в третьих, в условиях резкого обострения социально-экономических, политических противоречий и межэтнических конфликтов духовные ценности народа являются нравственным основанием для выживания личности, сохранения ею своего «Я».
На необходимость использования в воспитании молодого поколения духовных ценностей национальной культуры особо указывали В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, К.Д. Ушинский, П.II. Блонский, П.Ф. Каптерев и
Др.
Проблема ценностей многогранна. Различные ее аспекты исследовались и исследуются философами, психологами, педагогами. Ценность как философская категория рассматривается в работах С.Ф. Анисимова. О.Г. Дробницкого, В.П. Тутаринова. Л.М Фролова, для которых исходным является деление их на объективные (предметные) и субъективные (ценности сознания). В психолого-педагогических исследованиях (К.А. Абульханова-С.навская, АЛ'. Асмолов, Л.И, Божович,
А.Г. Здравомыслов, В.А. Петровский, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, Т.С. Анисимова, А.В. Кирьякова, Л.Б. Косова, М. Ронич и др.) уделяется особое внимание дифференцированному подходу к понятию ценность, выделению структуры ценностей личности.
Большое значение для нашего исследования имела педагогическая интерпретация понятий «ценность» и «ценностная ориентация», нашедшая раскрытие в диссертационных работах Т.С. Анисимовой, А.В. Кирьяковой, А.С. Койчуевой, Л.Ю. Ивановой, P.P. Накоховой, Н.Г. Ратановой, Б.К. Сскенова и др.
Феноменологический анализ понятия «культура», ее сущностная характеристика даны в работах З.А. Баллера, Ю.В. Бромлея, М.М. Бахтина, Л.Н. Гумилева, Н.С. Злооина, И.С. Каган. Г.Г. Карлова, ] .П. Францева и др. «Этническая культура» в том числе и быт народов Северного Кавказа нашли отражение в исследованиях Е.П. Алексеевой, Б.Х. Бгажанокова, А.И. Караевой, В.П.Невской, Р.А.-К. Ортабаевой, МЛІ. Джуртубаева, А.И. Мусукаева, Л.И. Першиц, К.М. Текеева, ИМ. Шаманова и др.
Важное значение для выработки методологических позиций в использовании национально-культурных ценностей в учебно-воспитательных системах общего и профессионального образования имеют исследования И.А. Арабова, Г.Н. Волкова, З.Г. Нигматова, Ш.А. Мирзоева, О.Д. Мукоевой, Я.И. Ханбикова, Е.Е. Хатаева, В.К. Шаповалова, И.А. Шорова и др.
В последнее время этнокультурные ценности в той или иной степени обсуждались в ряде работ, выполненных на материале Карачаево-Черкесии (Ф.В. Абаева, М.Ю. Айбазова, А.А. Байчорова, Р.И. Байчорова, Б.М. Ьорлакова, А.С. Койчуева, Г.Ю. Нагорная и др.).
Анализ научной литературы и диссертационных исследований показал повышенный интерес к разработке этнокультурных ценностей народов республики в условиях благоприятствования образовательной
политики страны. Обнаружилось также существование еще множества белых пятен в научно-теоретическом и эмпирическом уровнях раскрытия проблемы. Феномен «этнокультурные ценности» еще не стал предметом специального педагогического исследования. Отсутствует четкая дифференциация понятии «этнокультурная ценность», «национальная ценность», «общечеловеческая ценность». Особого внимания заслуживают вопросы ориентации учащихся на общечеловеческие ценности на основе национальной культуры с учетом их этнопсихологических и индивидуальных особенностей.
На практике ориентация учащихся на этнокультурные ценности осуществляется в основном во внеклассной работе школы. Недостаточно полно учитывается аксиологический потенциал краеведческих дисциплин, а также воспитательное влияние семьи, которое иосит стихийный характер.
Таким образом, возникло противоречие между объективной необходимостью и возможностью предоставившейся регионализацией образования в формировании у школьников этнокультурных ценностей и недостаточной его научно- теоретической обоснованностью, а также низким уровнем обеспеченности школы педагогическими технологиями, отвечающими современным стандартам организации образовательно-воспитательного процесса.
Учитывая теоретическую и практическую значимость проблемы и недостаточную ее разработанность на современном этапе развития образования, мы избрали тему исследования: «Формирование у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин».
Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы основные педагогические условия, обеспечивающие эффективное
формирование у старших школьников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин.
Целью нашего исследования явилось решение этой проблемы.
Объект исследования: образовательно-воспитательная работа в старших классах национальной школы.
Предмет исследования: формирование этнокультурных ценностей у старших школьников в процессе изучения краеведческих дисциплин.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что успешное формирование этнокультурных ценностей у учащихся старших классов в процессе изучения краеведческих дисциплин возможно при условии:
обновления содержания краеведческих дисциплин дидактическими материалами об этнокультурных ценностях, нацеленных на обеспечение учащихся необходимым минимумом знаний; обеспеченности учебно-воспитательної о процесса педагогическими технологиями этнокультурной ориентации старших школьников, учитываюших их этнопсихологические и индивидуальные особенности;
взаимодействия школы и семьи в формировании этнокультурных ценностей старшеклассников, основанного на достаточно высоком уровне профессиональной, в том числе этнопсдагогической, готовности учителей и педагогической культуры родителей.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
определить сущность и структуру этнокультурных ценностей и их значение в развитии личности старших школьников;
проанализировать содержание учебных программ, учебников и учебно-методических пособий, используемых в национальной школе, с целью выявления их образовательно-воспитательного
потенциала в формировании у старшеклассников этнокультурных ценностей;
разработать и апробировать программу факультативного курса «Азбука горской культуры», направленного на формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников;
экспериментальным путем проверить эффективность условий этнокультурной ориентации старших школьников в процессе изучения краеведческих дисциплин;
подготовить научно-практические рекомендации по совершенствованию этнокультурной ориентации учащихся старших классов национальной школы в процессе изучения краеведческих дисциплин и апробировать их на практике.
Общую методологию исследования составляю! положения современной науки о человеке, как о целостной личности; концепции формирования этнического, национального и исторического самосознания школьника как части процесса ее социализации; аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность социального развития; культурологический подход, раскрывающий взаимоотношение обшечеловеческой и национальной культур, значение народной культуры в духовной жизни общества.
В качестве конкретных методологических основ исследования выступают положения и идеи гуманистической педагогики о цєлостею-деятельностной, творческой сущности личности; о способностях личности к самопознанию, саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию; ведущие социально-педагогические концепции в области регионализации и этнизации современной образовательной системы.
Теоретическую основу исследоваЕшя составили идеи и концепции о педагогике и психологии этноса ( В.Г. Афанасьев, И.А. Арабов, Г.Н. Вол кон, М.Ь. Гургуева, З.Г. Нигматоп, Я.И. Ханбиков, И. А. Шоров и др.);
развитие личности в контексте культуры (ММ. Бахтин, Ю.В. Бромлей, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Е.В. Бондарсвская, A.II. Валицкая, ЛЛІ. Гумилев, М.С. Каган, Н.И. Конрад и др.); ценностях и ценностной ориентации школьников (Б.Г. Ананьев, Л.М. Архангельский, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, И.С. Кон. А.В. Кирьякова, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Сагатовский, И.Т. Фролов, В.А. Ядов и др.); создании национальной системы воспитания (Г.Н.Волков, П.П. Блонский, СИ. Гссссн, П,Ф. Каптсрсв, М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.); регионализации образования (И.А. Арабов, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, М.А. Кузьмин, В.В. Макаек, Л.Л. Супрунова, В.К. Шаповалов и др.); развитии культуры и быта народов Карачаево-Черкесии (А.И. Караева, В,П. Невская, Р.А.-К. Ортабаева, К.Б. Семенов, И.М. Шаманов, К.М. Текеев, С.Б, Узденова и др.).
Для решения поставленных задач, проверки гипотетических положений нами применялись следующие методы исследования:
общенаучные: теоретический анализ психолого-педагогической, этнографической, исторической, философской литературы по проблемам культуры регионально-национального компонента образования;
изучение школьной документации: учебных планов, программ, учебников и пособий, используемых в старших классах национальной школы;
эмпирические: наблюдения, беседа, анкетирование, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, позволившие собрать конкретный материал и проверить гипотезу исследования;
методы статистической обработки и анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов.
Организация и лапы исследовании. Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этан (1995-1997 гг.) был связан с теоретическим анализом философской, социологической, психолого-педагогической, краеведческой литературы, разработкой программ исследования, определения понятийного аппарата.
Второй этап (1997-1999 гг.) - проведение констатирующего и формирующего экспериментов; изучение и анализ опыта работы школ по формированию у старшеклассников этнокультурных ценностей, уровня воспитанности учащихся. Разработка критериев воспитанности в исследуемом направлении; выявление условий и базы для проведения опытно-экспериментальной работы. Разработка и реализация экспериментальной программы по формированию у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин. Осуществление коррекционной работы по совершенствованию профессиональной готовности педагогов и педагогической культуры родителей.
Третий этан (1999-2001 гг.) - завершение опытно-экспериментальной работы, анализ полученных данных, обобщение результатов исследования, оформление диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились
национальные школы аулов Каменномост, Коста Хетагурова, Хумара, Красный Восток, Икон Халк, поселка Новый Карачай, СШ № 2 г, Карачаевска. В эксперименте приняли участие 85 педагогов школ и внешкольных учреждений Карачаево-Черкесии, 736 учащихся контрольных и экспериментальных классов, студенты и преподаватели Карачаево-Черкесского государственного университета, а также родители учащихся контрольных и экспериментальных классов. В диссертации использован также ретроспективный опыт работы автора в качестве учителя, заместителя директора и директора национальной школы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем;
теоретически осмыслены сущностная характеристика, структура и функции этнокультурных ценностей как педагогического феномена;
экспериментально доказана детерминированность преемственности этнокультурных ценностей педагогики автохтонных этносов республики социокультурными условиями их проживания;
обосновано и экспериментально доказано, что краеведческие дисциплины являются базовыми источниками в формировании у старшеклассников этнокультурных ценностей национальной педагогики;
углублено содержание национально-регионального компонента образования за счет обогащения процесса изучения краеведческих дисциплин новыми знаниями, мотивацией учения, личностно-ориентированными педагогическими технологиями;
разработан комплекс дидактических средств (формы, методы, дидактические материалы) и условий (интеграция знании краеведческих дисциплин, преемственность учебной и внеучебнои работы, повышение профессиональной готовности учителей и педагогической культуры родителей, обеспечивающих их взаимодействие), направленных на успешность формирования у старшеклассников этнокультурных ценностей;
- разработаны критерии, показатели и уровни сформированное у
старшеклассников этнокультурных ценностей с учетом новых
мировоззренческих и технологических парадигм организации
образовательного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
внесены необходимые коррективы в содержание краеведческих дисциплин, имеющие целью дальнейшее обогащение и обновление национально-регионального компонента образования в исследуемом направлении;
предложена система педагогической диагностики формирования у старшеклассников этнокультурных ценностей, которые могут быть использованы в исследованиях проблем культурологического содержания;
предложены проверенные исследованием технологии организации учебно-воспитательной деятельности школы по формированию у учащихся этнокультурных ценностей, имеющие различные модификации применения;
внедрен н практику национальной школы разработанный диссертантом факультативный курс «Азбука горской культуры», имеющий вероятность быть использованным в учебно-воспитателыюй работе школ других национальных республик Северо-Кавказского региона.
Достоверность результатов исследования, выводов и рекомендаций
обеспечивается методологической обоснованностью исходных
теоретических позиций, объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; систематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы, внедрением в практику разработанных нами рекомендаций и их положительными результатами, применением методов математической статистики и качественным анализом полученных данных; опытом педагогической работы диссертанта в качестве учителя школы и преподавателя вуза более 25 лет.
Положении, выносимые на защиту:
- теоретическое осмысление феномена «этнокультурные ценности»,
представляющего собой систему понятий, отражающих все сферы
(социальные, духовные, бытовые) жизни конкретного этноса, а как
продукт определенного микросоциума, выражающих образ жизни,
мыслей, поведения субъектов данной социокультурной среды,
оказывающих определяющее воздействие на формирование их
личности;
экспериментальная модель формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников национальной школы, включающая структурированное содержание знаний, реализуемых в учебно-воспитательной работе на основе принципа кульгуросообразности (интерпретация этнической культуры в контексте общечеловеческой культуры), диалогизма (субъект - субъектные отношения), освоение ценностей этнической культуры (на основе диалога культур), использование личностно-развивающих, коммуникативных педагогических технологий;
система учебно-методической работы по повышению профессиональной готовности учителей и педагогической культуры родителей, направленной на формирование у старшеклассников этнокультурных ценностей народов республики в процессе изучения ими краеведческих дисциплин.
Апробация н внедрение результатов исследования. Основные
положения и результаты диссертационного исследования были обсуждены
на заседаниях кафедр педагогики и педагогических технологий, теории и
методики преподавания изобразительного искусства, трудового обучения и
музыки Карачаево-Черкесского государственного педагогического
университета, кафедры педагогики и педагогических технологий
Ставропольского государственного университета. Материалы
исследования докладывались на межвузовских научно- практических конференциях (гг. Нальчик - 1996, Черкесск -Теберда - 2001, Карачаевск-1998 - 2001 гг) на научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов КЧГПУ(Карачаевск - 1997, 2000, 2002 гг.), на курсах повышения квалификации учителей краеведческих дисциплин в Карачаево-Черкесском институте повышения квалификации работников образования, на районных и городских семинарах учителей родного языка и литературы.
Отдельные положения диссертации, полученные в ходе
экспериментальной работы, внедрены в практику работы учителей краеведческих дисциплин г. Карачаевска и Карачаевского района.
Результаты исследования отражены в десяти публикациях.
Сущность и структура этнокультурных ценностей
Современный процесс демократического развития страны настоятельно диктует необходимость возрождения, сохранения и развития материальных и духовных ценностей общества. Процесс национального возрождения должен учитывать идеологию rex кардинальных перемен, которые происходят в политической, экономической и культурной сферах общества.
Возрождение и сохранение этнокультурных ценностей каждого народа нацелено на обеспечение преемственности поколений, что в свою очередь требует предельно разумной организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях национально-региональных образований России. Национальная школа наряду с формированием у учащихся общих способностей, выработки гражданской позиции, готовности к труду, творчеству, участию в управлении и т.д. должна создать необходимые условия для формирования у них этнокультурных ценностей. Поэтому поиск оптимальных путей усовершенствования образовательно-воспитательного процесса, нацеленных на возрождение национальной культуры, является одной из актуальнейших задач педагогической науки.
Прежде чем охарактеризовать особенности создания условий для формирования этнокультурных ценностей, необходимо раскрыть сущность и структуру указанных ценностей. Семантический анализ понятия приводит нас к выделению в его структуре трех образований: этнос, культура, ценность.
В Большой Советской Энциклопедии (БСЭ) «этнос» определяется как «исторически сложившаяся устойчивая группировка людей - племя, народность, нация, стая, толпа и т.д.»(48, 29S). Эквивалентом термина «этнос» в русском языке считается термин «народ». Рассматривая термин «этнос» как научное понятие, Р.Ф. Итс писал, что «современное определение этноса как группы людей, связанных единством своего происхождения и общностью культуры, включая язык, является практически общепризнанным и в значительной мере восходит к определению, данному еще в 1923 г. СМ. Широкогоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп»(84, 8).
Существует множество дефиниций культуры. Латинское слово «культура», первоначально означавшее «возделывание, обрабатывание», позднее приобрело более широкий смысл.
В ЬСЭ дается следующее определение культуры. «Культура — исторически определенный уровень развития общества, человека, выраженный в тинах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях»(47, 594).
Наиболее известным подходом к определению культуры является выделение ее предметной стороны. Сторонники данного подхода (Г.Г. Карлов, Г.П. Францев и др.) под культурой понимают результат совокупности материальных и духовных ценностей, а также общественно-исторической трудовой деятельности человечества.
Другой подход к определению понятия «культура» характеризуется тем, что культуру рассматривают как творческую деятельность людей, как воплощение творческих сил общества. По мнению М.Ч. Джуртубаева «культура является результатом творчества всего народа и отражает его эстетические и мировоззренческие взгляды и установки на разных этапах истории». Далее он продолжает: «Древние пласты культуры являются основой и фундаментом для более поздних достижений, т.е. успешное культурное творчество возможно только при условии сохранения преемственности»(76, 3).
З.А. Баллер и ILC. Злобин понимают культуру как живой процесс человеческой деятельности: «Культура народа не музей, не антикварное хранилище. Это - живой процесс человеческой деятельности, включающий производство, хранение, распределение и потребление духовных ценностей. ..»(33, 50).
Интересную, на наш взгляд, характеристику культуры, данную профессором Ф.И. Минюшевым, приводит в своем диссертационном исследовании Г.Ж. Асылханова. «Культура - внеприродна, связана с накоплением, обобщением и использованием человеческого опыта, определяет качественное состояние человека и его общества, основана на мышлении (разуме) и самодетерминируется ценностями, присущими природе человека как существа биосоциадьного»(23, 2.3).
Совершенствование содержания образования национальной школы по формированию этнокультурных ценностей у учащихся старших классов
Программа опытно-экспериментальной работы по формированию у старшеклассников этнокультурных ценностей, основанная на глубоком анализе теоретических работ, обобщении практического опыта и результатов собственных исследований, была нацелена на совершенствование учебно-воспитательного процесса, а также взаимодействие школы и семьи, предполагающего рациональное использование в этой работе позитивных норм национальной педагогики.
В своей опытно-экспериментальной работе мы исходили из того, что:
- теоретическое освоение старшеклассниками смыслообразующих компонентов этнокультурных ценностей в процессе учебной деятельности нуждается в практическом закреплении;
- целенаправленная, хорошо спланированная организация и проведение впеучебной деятельности способствует усвоению школьниками социального опыта;
объединение совместных воспитательных усилий школы, семьи и общественности, усилить эффективность данной работы; важную роль в эффективности усвоения старшеклассниками этнокультурных ценностей играет педагогическое мастерство учителей краеведческих дисциплин и классных руководителей. Опытно-экспериментальной базой исследования стали средние школы а. Каменноммост, п. Новый Карачай Карачаевского района и средняя школа № 2 г. Карачаевска, а которой более 80 % учащихся дети одной национальности - карачаевцы. Экспериментом были охвачены учащиеся 9-11 классов. Всего 263 ученика, из них 129 - учащиеся контрольных групп, а 134 учащихся - экспериментальных. Контрольные группы находились в средней школе поселка Новый Карачай, экспериментальные - в средней школе а. Каменномост и средней школе № 2 г. Карачаевска.
Учащиеся средней школы № 2 были привлечены к эксперименту не случайно. Нам хотелось выяснить влияние смешанного коллектива учителей (15% детей и 25% учителей русской национальности) на процесс формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников карачаевской национальности, к тому же данная школа относится к городскому отделу народного образования, где на изучение краеведческих дисциплин отводи гея меньше времени, чем в сельских школах.
Конструирование педагогического процесса в экспериментальных группах включало в себя содержательный аспект. В учебные планы 10-х классов за счет времени, выделенного па факультатив, был введен разработанный нами факультативный курс «Азбука горской культуры», В конце каждого полугодия подводились итоги, Обобщался опыт преподавания данной дисциплины в двух школах, выявлялись эффективные методы и приемы обучения, развития национального самосознания, приобщения к обычаям и традициям своего народа и формирования на этой основе этнокультурных ценностей.
Согласно результатам анализа учебных программ по краеведческим дисциплинам в рамках реализации национально-регионального компонента образования, в их содержание были внесены некоторые коррективы, направленные на улучшение процесса формирования у старшеклассников культурных ценностей. Такие изменения коснулись учебных дисциплин краеведческого цикла (родной язык и литература, история и культура народов Карачаево-Черкесии, литература народов Карачаево-Черкесии).
В соответствии с программой опытно-экспериментальной работы, с целью активизации интереса учащихся к овладению знаниями, учителя применяли различные методические приемы обучения. Широко использовались технические средства обучения, задания с проблемным содержанием, игровые ситуации.
Формирование ценностей происходит на основе познания предметов и явлений реальной действительности. Процесс познания бывает объективным, если опирается на знания. На основе полученной суммы знаний личность устанавливает свое отношение к происходящим вокруг него событиям реальной действительности, опре/іеляет линию своего поведения и пути ее реализации.
На уроках краеведческих дисциплин совершенствовались умения и навыки устной и письменной речи, обогащался словарный запас, повышалась культура речевого поведения. Учителя при помощи различных методов и приемов стремились сформировать у старшеклассников культурные ценности. Они старательно подбирали материал этнокультурного содержания для письменных упражнений с учетом возрастных особенностей и программных требований.
Формирование этнокультурных ценностей у старших школьников в процессе изучения факультативного курса «азбука горской культуры»
Демократизация образования дает образовательному учреждению право выбора стратегии своего развития, а педагогам право па собственный почерк, на свободу выбора педагогических технологий. Правильно отмечается, что «здоровье общества, его возможности реализовать накопленный потенциал, включить в созидательную работу силы и энергию молодых людей во многом зависят от эффективности образовательной системы, ее способности откликнуться на веяния нового периода исторического развития»(124, 4).
Используя возможности, представленные регионализацией и демократизацией образования с учетом недостатков, выявленных в ходе констатирующего эксперимента, оказавших негативное воздействие на процесс формирования у школьников этнокультурных ценностей в пределах учебного времени, отведенного для национально-регионального компонента образования, мы ввели факультативный курс «Азбука юрской культуры» (Программа курса дается в приложении).
По своему содержанию и задачам факультативный курс является дополнением к курсу «История и культура народов Карачаево-Черкесии». Программа курса знакомит учащихся с сущностью и основными чертами горской культуры в материальной, духовной и экономической сферах. В ней раскрываются и освещаются такие узловые вопросы, как культура семейного воспитания, горский этикет, основы формирования нравственности.
При составлении программы мы исходили из того, что факультативный курс расширит и углубит знания учащихся но истории и культуре народов Карачаево-Черкесии.
Основными целями введенного факультативного курса явились:
- развитие у старшеклассников интереса к родной культуре, к ее возрождению, развитию и сохранению;
обеспечение преемственности этнокультурных ценностей, устранение последствий разрыва преемственности поколений;
- расширение и углубление знаний учащихся в вопросах этнической культуры и их приобщение к системе материальных и духовных ценностей народов республики; формирование культуры межнациональной толерантности и межнационального общения;
- воспитание и развитие потребности в труде, любви и уважения к родному языку, чувство гордости за отечество, соблюдение норм и правил поведения со старшими, чуткого отношения к членам семьи, чувства ответственности за членов семьи, доброжелательности и гостеприимства;
- формирование культуры общения и поведения. Стимулирование стремления использовать нормы поведения в практической деятельности:
- формирование у слушателей умений и навыков учебно-исследовательской работы, обучение приемам сбора этнографического, фольклорного материалов.
Эти цели реализовывались в ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой в Каменномостской средней школе Карачаевского района и СШ №2 г.Карачаевска КЧР.
Экспериментальный материал, не нарушая логики курса «История и культура народов Карачаево-Черкесии» и становясь дополнением к нему, конкретизировал те или иные моменты в интересующем нас направлении. Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и включает в себя 16 часов лекций, 18 часов практических занятий, из которых 2 часа отводится па экскурсии. Ввиду ограниченности времени, выделенного программой, основное дополнение было сделано на изучение главы «Материальная и духовная культура народов Карачаево-Черкесии».
При формировании этнокультурных ценностей у старшеклассников в нашем факультативном курсе были использованы разнообразные формы и методы работы: вопросы и задания, ориентированные на формирование у старшеклассников этнокультурных ценностей; самостоятельная работа учащихся, состоящая из работы над рекомендуемой литературой; реферирование источника и его защита; анкетирование и интервьюирование; решение проблемных ситуаций; организация и проведение инсценировок и экскурсий.