Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования педагогической культуры учителя 14
1.1. Педагогическая культура как сущностная характеристика личности и деятельности учителя в истории развития отечественного образования 14
1.2. Структура и содержание педагогической культуры современного учителя 27
ГЛАВА 2. Совершенствование процесса формирования педагогической культуры будущего учителя 66
2.1. Состояние сформированности педагогической культуры учителей и студентов педвуза 66
2.2. Возможности дисциплин педагогического цикла в формировании педагогической культуры студентов 86
2.3. Дифференцированная работа по формированию педагогической культуры будущего учителя в процессе проведения спецпрактикума и педагогической практики студентов 134
Заключение 181
Литература 186
Приложения 200
- Педагогическая культура как сущностная характеристика личности и деятельности учителя в истории развития отечественного образования
- Структура и содержание педагогической культуры современного учителя
- Состояние сформированности педагогической культуры учителей и студентов педвуза
- Дифференцированная работа по формированию педагогической культуры будущего учителя в процессе проведения спецпрактикума и педагогической практики студентов
Введение к работе
Вступление общества на путь реформации означает прежде всего безоговорочное признание приоритета культуры над всем остальным. А формирование культуры личности в условиях углубления действия новых тенденций социокультурного развития страны составляет ныне одну из важнейших социальных проблем. Нравственный и духовный прогресс общества определяется уровнем культуры личности. Только в её живительной атмосфере возможно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, уважать личность, чуткую к постоянно меняющемуся миру и способную творчески обогатить её. И опять всё"возвращается на круги своя" - к воспитанию, к школе, которая должна выполнить свою культуросозидающую функцию.
Школа - это зеркало общества, поэтому формирование культуры будущего учителя является одновременно и целью, и результатом позитивных изменений в обществе. Дальнейшая демократизация и гуманизация образовательного процесса, обновление содержания образования, укрепление связи обучения с истоками национальной культуры, появление инновационных школ требуют педагога, обладающего высоким профессионализмом и творческим потенциалом, способного не только успешно трудиться в новых социально-экономических условиях, но и занимать ведущие позиции в интеллектуально-культурной жизни общества. Другими словами, новая школа требует учителя высокой педагогической культуры. Однако система воспроизводства и функционирования педагогических кадров до сих пор несет на себе тяжелый груз недостатков и трудностей, накопившихся как
результат действия административно-командного стиля управления. Педагогические учебные заведения не обеспечивают формирования высокой общей и профессиональной культуры учителя, его готовности к педагогическому творчеству, умения сотрудничать со своими воспитанниками, их родителями, коллегами. Система стажировки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров не создает условий для подлинно творческого становления и профессионального саморазвития учителя (141,3). Серьезным недостатком в работе современного педвуза, раньше считавшимся достоинством, по-прежнему остается то, что он сориентирован на подготовку специалистов, основной функцией которых является трансляция строго определенного сверху объема знаний, дополняемая догматически сложившимся воспитанием. Не секрет, что большинство работников школ считают, что главная цель педагога - хорошо обучить своему предмету. В условиях новой школьной политики, в русле гуманитарного понимания смысла педагогической профессии миссия учителя заключается в другом: учитель - это Человек, созидатель Человека, а значит, главная ценность в глазах педагога именно человек, ребенок. Такое видение смысла профессии предполагает организацию специальной работы по снятию стереотипов мышления и поведения современных педагогов, по формированию новой профессиональной этики учителя, новых аксиологических основ его педагогической деятельности. Существенное место в подготовке учителя высокой педагогической культуры необходимо отвести экологии образования, то есть комплексу знаний, умений, опыта деятельности и ценностных отношений, помогающих учителю сделать процесс обучения направленным на рост, развитие, оздоровление, а не на разрушение личности. Культура мышления, общения, речи, движения, внешнего вида в ходе педагогического взаимодействия с детьми, способы психодиагностики, коррекции и реабилитации, пересмотр привычных
методов преподавания с позиции ценности личности - всё это сфера экологии образования, освоение которой необходимо сегодня учителю высокой педагогической культуры.
Актуальным является формирование нового стиля мышления: самое главное в учительском труде - растить человека, которому служение Отечеству, выполнение долга перед самим собой, родителями доставили бы радость. С первых дней пребывания в школе дети должны учиться красоте человеческих отношений, опыту жизни, нравственного становления. В этом учении знания, умения, навыки как отдельные элементы духовной и нравственной культуры личности становятся следствием, а не самоцелью учения. В центре внимания-личность ученика, его внутренний мир, духовные запросы, здоровье, потребность в труде. Данная позиция должна быть бескомпромиссной в подготовке будущих учителей. И решение этих задач под силу только учителю высокой педагогической культуры, на подготовку которого должны быть нацелены педвузы страны.
Анализ научной и публицистической литературы по исследуемой проблеме, изучение уровня сформированности педагогической культуры студентов-выпускников Курганского и Шадринского пединститутов, учителей г. Кургана и области показали, что высоким уровнем педагогической культуры обладают около четверти опрошенных. Многим учителям присущи авторитарный стиль педагогической деятельности, отсутствие личностно-ориентированного подхода к детям, слабое знание поло-возрастных и индивидуальных особенностей, отсутствие творческих элементов в деятельности.
Эти проблемы обусловлены в значительной степени несовершенством подготовки учительских кадров, в частности, недостаточным использованием возможностей дисциплин педагогического цикла в формировании педагогической культуры будущего учителя.
Вопросы профессионально-педагогической подготовки учителя,
в том числе и к выполнению культуротворческой функции, в отечественной науке уже рассматривались П.П.Блонским, Н.К.Крупской, А.В. Луначарским, А.С.Макаренко, С.Т.Шацким, В.А.Сухомлинским. В последние десятилетия заметно возрос интерес исследователей к изучению проблемы в связи с общими социально-культурными тенденциями в обществе. Разнообразные аспекты культуротворческой деятельности человека рассматриваются в трудах философов А.Й.Арнольдова, Э.А.Баллера, М.М.Бахтина, В.С.Библера, Н.С.Злобина, В.М.Межуева, В.С.Семенова и других.
Проблемы усвоения молодым поколением культуры предшествующих поколений, возрождения культуротворческой функции школы исследуются в работах К.Ш.Ахиярова, Е.П.Белозерцева, В.В.Давыдова, И.Ф.Гончарова, В.А.Караковского, И.Я.Лернера, В.С.Леднёва, Б.Т. Лихачёва, Н.А.Томина, Н.Е.шурковой.
Большое значение имеют исследования по проблеме профессионально-педагогической подготовки учителя 0.А.Абдуллиной, А.С.Белкина, Э.А.Гришина, С.Б.Елканова, И.А.Зязюна, В.А.Кан-Калика, В.В. Краевского, Н.В.Кузьминой, А.В.Мудрика, А.Д.Сазонова, В.А.Слас-тёнина, А.И.Щербакова и других, в которых наряду с общепедагогической подготовкой рассматриваются проблемы этической, нравственной культуры учителя и его профессионального мастерства.
Особый интерес в плане нашего исследования представляют труды Н.М.Бавченкова, А.З.Барабанщикова, Т.Ф.Велоусовой, Е.Б.Гармаш, Т.В.Ивановой, И.Ф.Исаева, Н.Б.Крыловой и других, посвященные разным аспектам культуры личности, в том числе учителя, и путям её формирования в различных сферах учебно-воспитательного процесса в вузе и вне его, предприняты попытки определения содержания, форм и методов воспитания культуры молодёжи в системе образования. Однако возможности учебно-воспитательного процесса, в частности, дисциплин педагогического цикла в них показаны не
достаточно полно; не нашла отражения и специфика подготовки будущего учителя в плане новой школьной политики, новых аксиологических основ его педагогической деятельности. Несоответствие степени разработанности проблемы уровню современных требований жизни, а также противоречия между острой потребностью в личности учителя высокой педагогической культуры и фактическим уровнем подготовки студентов педвузов, между индивидуально-творческим характером деятельности учителя и типовой системой его подготовки, между провозглашением приоритетного развития культуротворческой функции школы и вуза и действительным состоянием вызвали интерес к данной проблеме и обусловили выбор темы исследования "Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла".
Цель исследования: определение механизма формирования педагогической культуры у будущих учителей в процессе изучения ими цикла педагогических дисциплин и прохождения педпрактики.
Объект исследования - процесс формирования педагогической культуры будущего учителя в условиях его подготовки в педвузе.
Предмет исследования - педагогические условия, содержание, формы и методы работы по формированию педагогической культуры студентов педвуза при изучении ими дисциплин педагогического цикла и в учебно-практической деятельности.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме, изучение практики подготовки учителей, личный опыт работы в школе и педвузе позволили сформулировать гипотезу исследования: формирование педагогической культуры будущего учителя станет протекать более успешно, если этот процесс строить на основе культурологического, личностно-деятельностного и системного подходов, предполагающих реализацию системы учебно-вос питательных функций преподавателя на целевом, процессуальном и контрольно-аналитическом уровнях посредством сквозной дифференциации содержания, форм и методов работы по формированию педагогической культуры будущего учителя в процессе его подготовки в педвузе.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить состояние проблемы в теории и практике педагогического образования;
- определить структуру и содержание педагогической культуры учителя в контексте современных тенденций развития общества и школы;
- выявить и обосновать педагогические условия, пути и средства формирования педагогической культуры студентов в процессе изучения ими педагогических дисциплин и прохождения практики;
- разработать методические рекомендации по формированию педагогической культуры учителей и студентов педвуза.
Методологической основой исследования явились важнейшие положения диалектико-материалистического учения о единстве теории и практики, о ведущей роли деятельности в формировании личности, а также концепции: всеобщности воспитания-отношения, воспитания-взаимодействия и сотрудничества воспитателей и воспитуемых, получившей развитие в современных исследованиях; культурологического (В.В.Давыдов, Б.Т.Лихачёв и др.); личностно-деятельностного (А.Н.Леонтьев, В.А.Сластёнин, Д.Б.Эльконин и др.); системно-структурного (Ф.Ф.Королёв, С.Л.Рубинштейн, Н.В.Кузьмина, Т.А. Ильина и др.); системно-функционального (Н.М.Таланчук) подходов к процессу формирования личности учителя и основные положения демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в педвузе (А.А.Бодалев, В.Й.Загвязинский, Н.Д.Никандров, Е.Н.Шия нов и др.).
Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов на базе Курганского и Шадринского пединститутов, Курганского ЙПКРО и школ г. Кургана и области. Разными видами эксперимента было охвачено 485 студентов, 187 учителей, 12 директоров и завучей школ, 150 школьников.
На первом этапе (1987-1988 гг.) изучалась и анализировалась философская, психологическая, педагогическая литература в целях разработки теоретических основ исследования. Были определены предмет и цель, задачи, сформулирована рабочая гипотеза. Проводился отбор материала, необходимого для постановки эксперимента.
На втором этапе (1988-1990 гг.) изучался уровень сформирован-ности педагогической культуры у школьных учителей и студентов выпускных курсов педвузов. На основе анализа теоретической литературы, исследований ученых по изучаемой проблеме, деятельности творчески работающих учителей, требований, предъявляемых обществом к учителю в современных условиях были определены структура и содержание педагогической культуры учителя, разработаны критерии её сформированное™. Был начат формирующий эксперимент (поисковый этап). Использовались такие методы исследования: изучение программно-методической документации (учебных программ, пособий, материалов заседаний кафедр и педагогических советов) и продуктов учебной деятельности студентов (сочинения, творческие задания, отчеты по НІШ и др.), наблюдение, анкетирование, интервьюирование учителей и студентов, анализ и обобщение передового педагогического опыта, моделирование.
На третьем этапе (1990-1993 гг.) был проведен формирующий эксперимент, который разделялся на два подэтапа: частично-формирующий - посредством усиления ориентации на формирование педагогической культуры студентов в преподавании цикла педагогических
дисциплин (П-Ш курсы) и непосредственно-формирующий - организация и проведение занятий спецпрактикума "Основы педагогической культуры будущего учителя" и педагогическая практика (ІУ курс). В этот период определялись возможности учебного процесса по формированию основ педагогической культуры студентов, вносились дополнения и изменения в учебные планы курсов, лекционные и практические занятия, корректировалась программа педагогической практики. Также осуществлялась диагностика уровней сформированноети педагогической культуры студентов, уточнялась гипотеза. На данном этапе ведущими методами исследования были: беседы, тестирование, самооценка, экспертная оценка, преобразующий педагогический эксперимент и другие.
На четвертом этапе (1993-1994 гг.) была осуществлена проверка выводов и результатов исследования, проведены систематизация и обобщение полученного материала, внедрение результатов исследования в практику работы высшей педагогической школы. На данном этапе использовались методы самооценки, экспертной оценки, анкетирования, методы математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
1. Педагогическая культура учителя рассматривается как системная характеристика личности и деятельности учителя, представляющая интегральное единство следующих взаимосвязанных компонентов: потребностно-мотивационного, духовно-нравственного, интеллектуального и деятельностно-практического.
2. С позиций личностно-деятельностного и гуманистического подходов определено содержание педагогической культуры учителя на современном этапе развития общества и школы, её реформирования.
3. На основе системного подхода к педагогической деятельности выявлены и апробированы теоретические основы предметно дифференцированного содержания и методов формирования у студентов педагогической культуры как важнейшего условия обновления школы, воспитания культуры личности учащихся, а именно:
- программа поэтапного формирования личности учителя высокой педагогической культуры в процессе профессиональной подготовки;
- педагогические условия, пути и средства формирования данного социального качества будущего учителя, основные из них: осуществление "сквозного" подхода к решению проблемы; выполнение преподавателями педдисциплин системы учебно-воспитательных функций на целевом, процессуальном и контрольно-аналитическом уровнях; внесение культурологических и культуротворческих элементов в содержание педагогических дисциплин; создание у студентов четкой позитивной установки на повышение уровня педагогической культуры; проведение дифференцированного спецпрактикума и другие.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по формированию педагогической культуры у студентов педвуза, а также критериев её сформированности, что способствует совершенствованию подготовки будущего учителя к учебно-воспитательной деятельности в обновляющейся школе. Разработанный нами спецпрактикум "Основы педагогической культуры будущего учителя" и материалы для педагогического тренинга используются в практике подготовки студентов в педвузах и учителей в системе повышения квалификации работников образования.
Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается применением совокупности взаимодополняющих методов исследования, длительностью опытно-экспериментальной работы, использованием фактического материала, полученного нами во время работы в школе и педагогическом институте, подтверждается методами математической статистики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Структура педагогической культуры учителя в единстве составляющих её компонентов: потребностно-мотивационного, интеллектуального, духовно-нравственного и деятельностно-практического, благодаря высокому развитию которых обеспечивается результативность работы учителя, его способность к культуротворческой деятельности и создаются условия для формирования культуры личности школьника.
2. Программа поэтапной учебно-воспитательной деятельности преподавателей педвуза, отражающая структуру и содержание педагогической культуры учителя и специфику её формирования у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин и прохождения педпрактики.
3. Совокупность педагогических условий, средств и методов обучения и воспитания, форм организации учебной и практической деятельности студентов, обеспечивающих эффективность формирования личности учителя высокой педагогической культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты работы докладывались на заседаниях кафедры педагогики, на занятиях методологического семинара в Курганском пединституте (I99I-I994 гг.); на межвузовских научно-практических конференциях: Курган (1991, 1993 гг.), Шад-ринск (1994 г.); на международной научной конференции "Россия и Западная Европа: диалог культур" (Курган, 1993 г.).
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось путем подготовки методических материалов по организации и проведению педагогического тренинга и спецпрактикума "Основы педагогической культуры будущего учителя", в процессе преподавательской работы в Курганском пединституте, в ходе оказания методической помощи студентам и учителям в период педагогической прак тики в школе, в выступлениях на курсах повышения квалификации педагогических кадров в Курганском ИЇЇКР0.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в объеме 179 наименований; содержит 18 таблиц, I схему, 3 гистограммы, I график.
Педагогическая культура как сущностная характеристика личности и деятельности учителя в истории развития отечественного образования
Интерес к проблемам культуры во всех сферах жизни на современном этапе развития общества стал велением времени. "Без культуры в обществе нет... нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы" (86, 206). Требования, предъявляемые сегодня к любой форме общественной деятельности, неизменно связываются с культурой, так как её высокий уровень - необходимое условие эффективности любого труда, а тем более педагогического. Новая школьная политика, многовариантность содержания образования, появление разных типов школ потребовали и качественно нового подхода к проблеме подготовки учителя. Формирование педагогической культуры будущего учителя - одна из актуальных задач высшей школы. Однако прежде, чем приступить к решению задач нашего исследования, обратимся к толкованию понятия "культура".
Культура представляет собой такого рода феномен, который нельзя чисто эмпирическим путем отделить от остальных сфер общественной жизни. В самом широком смысле культура характеризует всю жизнедеятельность человека: материальное производство, социально-политические отношения, область духовного развития, быт, человеческие взаимосвязи. Любая сфера человеческой жизни может быть представлена с точки зрения её культурной значимости и ценности. Само понятие "культура" имеет множество толкований. Французский ученый А.Моль отмечает, что в мировой литературе насчитывается свыше 250 её определений (100,83). И дело здесь не в недостаточной глубине познания феномена культуры, проникновения в его сущность и природу, а в чрезвычайной сложности и многогранности самого этого феномена. Определить понятие культуры с философских позиций - это значит раскрыть её сущность и её значение во взаимоотношениях человека и мира, её связь с сущностью человека, с его историческим назначением. Попытаемся рассмотреть его содержательную эволюцию.
Понятие "культура" возникло в античном мире и означало обрабатывание почвы, подготовку для посева. Постепенно его значение расширялось, и слово "культура" стало толковаться как возделывание, преобразование, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Разум также нужно "обрабатывать". Не случайно сейчас понятие "культура" связывается с просвещенностью, образованностью, воспитанием человека. Под культурой стало пониматься всё, во что вложен человеческий труд.
В философском энциклопедическом словаре дано следующее её определение: "Культура есть выражение специфически человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества)" (163, 294).
Сегодня в контексте размышлений о развитии нашего общества слово "культура" произносится очень часто. В наиболее общем плане в отечественной философии она рассматривается как "поступательное развитие, осуществляемое в историческом процессе человеческой деятельности и отражающее прогрессивные тенденции общественной жизни, открытие новых возможностей для развития личности" (95, 48). Это определение раскрывает процессуальную сторону культуры, акцентирует внимание на положительной социальной значимости культурного развития. Однако одного этого аспекта для выявления сущности понятия недостаточно. Обратимся к другим его дефинициям.
Культурологический анализ литературы показал, что до середины 60-х годов было широко распространено представление о культуре как совокупности материальных и духовных ценностей. Оно представлено в трудах философов и социологов Г.Г.Карпова, А.А.Зворыкина, Г.П.Францева, Д.И.Чеснокова и других. Данное понимание культуры подвергается критике главным образом за недооценку её как процесса. В монографическом труде "Коммунизм и культура", где обстоятельно проанализирована духовная культура общества, В.М.Межує в отмечает, что её нельзя "свести лишь к сумме уже достигнутых результатов духовной деятельности людей, к простой совокупности духовных ценностей. В этом случае теряется из виду исторический характер культуры, понимание её как сложного общественного процесса, осуществляемого в исторически определенных формах производства" (97,33). Позднее в философской литературе сформировались различные подходы и интерпретации понятия культуры. Ряд авторов (А.И.Арнольдов, Э.А.Баллер, Л.Н.Коган, Ц.Г.Арзаканьян, Н.С. Злобин, Ю.Р.Вишневский и др.) рассматривают её как процесс творческой деятельности. Так, Н.С.Злобин дает следующее определение: "Культура - это творческая созидательная деятельность человека как прошлая, воплощенная, опредмеченная в ценностях, традициях, нормах и т.д., передающих от поколения к поколению исторический опыт человечества, так и прежде всего настоящая, основывающаяся на распредмечивании этих ценностей" (49, 128). Мы считаем весьма плодотворным такое понимание культуры, когда в основу положена исторически активная творческая деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека в качестве субъекта этой деятельности. Прогресс культуры при таком подходе совпадает с развитием личности, её способностью к творчеству.
Структура и содержание педагогической культуры современного учителя
Мы определяем педагогическую позицию как установку педагога на ребенка как на цель или как на средство педагогического процесса.
В психологии установка трактуется как "складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно в отношении ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано" (131, 381).
Анализ литературы, наши исследования позволяют считать, что установка на ребенка как на средство педагогического процесса характерна для так называемой директивной, или авторитарной педагогики, которая, в силу известных причин, получила широкое распространение в наших учебно-воспитательных учреждениях и, несмотря на "оздоровительные".процессы, происходящие в педагогике последних лет, продолжает существовать во множестве из них. В противовес авторитарной разрабатывается креативная педагогика, или педагогика созидания, взаимодействия учителя и его воспитанников, для которой характерна установка на ребенка как на цель педагогического процесса, то есть гуманистическая позиция. Считаем, что в процессе формирования педагогической культуры учителя в качестве важнейшей ее составляющей должно быть формирование у будущих воспитателей гуманистической позиции.
Мы рассматриваем гуманизм как одну из фундаментальных характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении к людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении сеять добро, в милосердии, сострадании, желании помогать людям. По мнению Б.Н.Бессонова, гуманизм-это совокупность взглядов, выражающих достоинство и ценность человека, его право на свободное развитие, утверждающих человечность в отношениях между людьми" (13, 26). В.Н.Турченко определяет гуманизм как "совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как к высшей самостоятельной ценности" (158, 121).
Провозглашение идеи гуманной школы дает возможность утверждать, что воспитание гуманности в детях, гуманизация воспитательной деятельности будут способствовать решению такой социальной проблемы, как достойный образ жизни общества. Это по плечу лишь учителю высокой педагогической культуры, в основе которой - сформированная гуманистическая педагогическая позиция.
В структуре установки в психологии выделяется три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент составляют знания об объекте, оценочные суждения и убеждения. Эмоциональный - включает систему чувств, связанных у человека с соответствующим объектом или событием. Поведенческий компонент - это предрасположенность к реальным, положительным или отрицательным, действиям в отношении объекта. Ведущим из трех компонентов мы считаем эмоциональный (отношение педагога к ребенку), который определяется когнитивным (знание, понимание педагогом внутреннего мира ребенка и его педагогические убеждения) и поведенческим компонентами (выбор средств и способов воздействия) . Формирование гуманистической позиции предполагает, в первую очередь, создание соответствующих мотивов педагогической деятельности. Поэтому эмоциональное отношение - свидетельство наличия или отсутствия определенных мотивов, влияющих на всю деятельность педагога. Перейдем к рассмотрению названных компонентов, чтобы подчеркнуть значимость позиции.
Итак, эмоциональный компонент установки. Человеком руководят не знания, а чувства. Мы будем говорить об эмоциях как форме выражения чувств. В данном случае, когда речь идет об отношении педагога к ребенку, обратимся к нравственным чувствам учителя.
Важнейшим нравственным чувством, регулирующим взаимоотношения учителя с детьми, является любовь к детям - это прежде всего большое чувство ответственности за настоящее и будущее ребенка, постоянное внимание к детям и забота о них, доверие и уважение к каждому, заинтересованность в их развитии, их личностном становлении. Между любовью и добротой учителя можно поставить знак равенства. Мы солидарны с убеждением А.С.Белкина, что "педагогическая доброта - это способность воспитателя осознанно строить свои отношения с воспитанниками, опираясь на оптимистическую перспективу их развития, на их лучшие качества, преследуя благородные цели и добиваясь их достижения только благородными средствами" (10, 27).
Без доброго, гуманного отношения к детям не может быть настоящего учителя, воспитателя. Особенно важно оно сегодня, когда в силу социальных причин многие дети лишены тепла и внимания, обездолены и забыты взрослыми. Любовь к детям - неотъемлемое качество учителя высокой педагогической культуры.
Поведенческий компонент в структуре гуманистической позиции учителя представлен выбором средств и способов педагогического воздействия. Поскольку понятие "педагогическое воздействие" - это отголосок принципа насилия, который в течение многих лет был положен в основу нравственных доктрин нашего общества и неизбежно транслировался в педагогический опыт, формировал его, мы будем говорить не о "педагогическом воздействии" (хотя "воздействовать" можно взглядом, улыбкой, мягким голосом, приглушенно звучащей музыкой и т.п.), а о взаимодействии личности учителя и учащегося в педагогическом процессе. Примером этого стала "педагогика сотрудничества" , появление оригинальных авторских школ, в которых "принцип взаимодействия" по праву занял ведущее место во взаимоотношениях учителя и учащихся в новом контексте развивающейся, гуманизирующейся школы.
Гуманное отношение к ребенку, по мнению В.А.Сухомлинского, означает понимание учителем той простой и мудрой истины, что без внутренних духовных усилий ребенка, без его желания "быть хорошим" немыслима школа, немыслимо воспитание (146, 94). Настоящий мастер воспитания может и принуждать, и заставлять, но все это делает так, что в детском сердце никогда не угаснет "этот драгоценный огонек - желание быть хорошим". Подлинная гуманность воспитателя означает мастерство, искусство, умение пробудить у ребенка мысль о том, что он еще не стал таким, каким может и должен стать.
Состояние сформированности педагогической культуры учителей и студентов педвуза
Экспериментальное изучение процесса формирования педагогической культуры будущего учителя осуществлялось на базе Курганского и Шадринского пединститутов, Курганского института повышения квалификации работников образования, школ № 7,27, 28,38 г. Кургана. Констатирующим экспериментом было охвачено 485 студентов разных курсов естественно-географического, физико-математического, историко-филологического факультетов; 187 учителей разных специальностей городских и сельских школ; 12 директоров и завучей школ г. Кургана и области; 150 школьников.
Формирующий эксперимент был проведен на естественно-географическом факультете со студентами 1-4 курсов (1989-1993 гг.). Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: пробный эксперимент (I курс); частично-формирующий - посредством усиления ориентации на формирование педагогической культуры студентов в преподавании цикла педдисциплин (2-3 курсы) и формирующий - организация занятий спецпрактикума "Основы педагогической культуры будущего учителя" и педпрактика (4 курс). Все три этапа предусматривали доказательство возможности формирования высокого уровня педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин и прохождения практики.
Прежде, чем исследовать уровень педагогической культуры студентов и работающих учителей, что входило в наши задачи, необходимо определить критерии её сформированное, по которым мы получим возможность судить об эффективности подготовки будущих учителей. Уровень сформированности педагогической культуры студентов - важнейший показатель качества учебно-воспитательного процесса в педвузе, а его повышение - это одновременно цель и результат успешной деятельности вуза.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что единых критериев оценки личности и деятельности учителя в науке не выработано. Научный поиск в плане определения критериев педагогического мастерства, оценки педагогической деятельности будущих учителей проведен А.П.Акимовой, Е.В.Бондаревской, З.Ф.Есаревой, И.А.Зязюном, Н.В.Кузьминой и другими. 3 исследованиях Н.И.Монахова, М.И.Шиловой обосновывается методика выявления уровня воспитанности учащихся общеобразовательных школ. В качестве универсальных критериев и показателей воспитанности предлагается рассматривать отношение человека к обществу, людям, труду (И.С.Марь-енко, Б.Т.Лихачёв и др.), его активную жизненную позицию (Т.Н. Мальковская и др.), направленность личности (Л.И.Божович, З.И. Васильева, А.И.Кочетов и др.). Однако для измерения педагогической культуры данные подходы мы использовать не можем, так как они не дают целостного представления об уровне сформированности данного социального качества. Более приемлемыми для нашего исследования являются подходы, предложенные В.В.Бойко, А.А.Жаданом, Н.И.Копьевым, В.И.Меркуловым, Н.М.Бавченковым, которые предлагают критериями эффективности воспитанности считать формы её проявления. Среди них авторы выделяют сознание и поведение людей и на этом основании различают духовные и практические (поведенческие) критерии. Е.В.Бондаревская, Т.Ф.Белоусова, В.И.ІІирогов и др. настаивают на системно-структурном, критериально-уровневом подходе , то есть на изучении воспитанности личности с учётом её структурно-образующих элементов и дифференцированных критериев их оценки. Опираясь на эти подходы и понимая под критериями педагогической культуры такие отличительные признаки, на основании которых производится оценка меры её сформированное, мы считаем, что критерии педагогической культуры учителя должны соответствовать её компонентам. Основной критерий - уровень подготовленности учителя к педагогической деятельности. Предлагаемые нами критерии представлены в таблице 3.
Дифференцированная работа по формированию педагогической культуры будущего учителя в процессе проведения спецпрактикума и педагогической практики студентов
Реализация задач третьего - завершающего - этапа нашей программы осуществлялась в процессе обучения студентов на 4 курсе. Основная цель этого этапа - завершение базовой профессиональной подготовки с ориентацией на модель учителя высокой педагогической культуры, формирование у студентов установки на активную педагогическую позицию, эрудицию, творчество, самообразование и самовоспитание.
Согласно нашей гипотезе, одним из условий совершенствования формирования педагогической культуры будущих учителей является практикум, специально ориентированный на работу по углублению и коррекции знаний, умений и навыков, приобретенных студентами на 1-3 курсах. Спецпрактикум позволяет будущим педагогам адаптировать педагогические знания и умения, свои личностные качества к решению главной проблемы - формированию педагогической культуры в процессе вузовской подготовки.
Формирующий эксперимент был проведен с теми же студентами естественно-географического факультета в 1992/93 учебном году. Монографически изучались студенты двух групп четвертого курса (41 человек). В качестве контрольных были взяты две группы того же факультета и количества, в которых проводился спецкурс "Основы педагогической техники". Главной задачей формирующего эксперимента было стремление доказать возможность повышения уровня педагогической культуры будущих учителей естественных факультетов в ходе профессиональной подготовки на занятиях спецпрактикума "Основы педагогической культуры будущего учителя" и в процессе педагогической практики, исследовать реальные сдвиги в подготовленности студентов, выражающиеся в следующих показателях:
- становление гуманистической позиции будущего учителя;
- формирование установки на саморазвитие и самосовершенствование личности, творческую педагогическую деятельность в новой школе, повышение готовности к нравственно-эстетическому общению, на совершенствование культуры речи.
Учитывая временную ограниченность эксперимента и всего процесса вузовской подготовки в целом и сложность и многосторонность исследуемого феномена, мы поставили задачу изучения педагогических условий, способствующих формированию основ педагогической культуры как определенной степени освоения её личностью будущего учителя.
Разрабатывая программу спецпрактикума, мы предложили студентам выполнить письменную работу: проанализировать несколько педагогических ситуаций, отражающих реакцию учителя на нетипичное поведение ученика, умение принимать решения в неординарных ситуациях, а также показывающих уровень развития профессионально-личностных качеств: любовь и уважение к ребенку, педагогический такт, эмпатия. Они заполнили лист самооценки, который включал отдельные составляющие педагогической культуры учителя, как: общая эрудиция; устремленность к самосовершенствованию; педагогическая наблюдательность, воображение; уравновешенность, терпение, выдержка; владение педагогической техникой; креативность; интерес и любовь к ребенку.
Анализ работы выявил в обеих группах затруднения в способности понять мотивы поступков учеников (отсюда подчас принятие решения, не способствующего установлению контакта молодого учителя с классом), в умении создать ученику ситуацию успеха, в принятии решения в неординарной ситуации. Лист самооценки показал, что будущие учителя достаточно низко оценивают себя по следующим элементам педагогической культуры: общая эрудиция - 3,6 и 3,7 балла в экспериментальной и контрольной группе соответственно; педагогическая наблюдательность и воображение - 3,4 и 3,3 балла, 3,2 и 3,2 балла; владение педагогической техникой - 3,8 и 3,7 балла, что свидетельствует о недостаточной их сформированное. (Оценивание производилось по 5-балльной шкале). Особую тревогу вызвал низкий средний балл по важнейшему профессиональному качеству учителя -интерес и любовь к ребенку: 3,9 и 3,7 балла в экспериментальной и контрольной группах соответственно. В целом в экспериментальной группе достаточно высокий уровень педагогической культуры имеют 36,6%, средний - 39,0%, низкий - 24,4% студентов. В контрольной группе соответственно 22,0%, 43,9% и 34,1%. Значительная разница в цифрах, указывающих на достаточно высокий уровень в экспериментальной и контрольной группах, подтверждает нашу гипотезу: если
формирование педагогической культуры студентов будет выступать в качестве главной цели профессиональной подготовки в педагогическом вузе; будет носить "сквозной" характер, то есть начинаться с первого года обучения и продолжаться до выпускного курса; будет осуществляться поэтапно, когда на каждом этапе решаются конкретные задачи в осуществлении поставленной цели, тогда возможно достижение положительных результатов. Количество же студентов с низким уровнем остается большим и в экспериментальной (24,4%), и в контрольной (34,1%) группе. Следовательно, чтобы уменьшить число студентов с низким уровнем педагогической культуры, нужна специально организованная дифференцированная работа, какой и может стать проведение спецпрактикума. Приступая к его организации, мы поставили перед собой задачу: способствовать увеличению количества студентов с достаточно высоким уровнем педагогической культуры и уменьшения - с низким. Дифференциация в обучении необходима потому, что у каждого студента отдельные умения, личностные качества сформированы на разном уровне.
С этой целью был разработан спецпрактикум "Основы педагогической культуры будущего учителя" для студентов ІУ курса, в процессе которого они расширяют, углубляют знания, полученные при изучении систематических курсов психолого-педагогических дисциплин, и приобретают новые; совершенствуют личностные качества, умения и навыки.