Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно-теоретические предпосылки исследования
1. Становление и развитие современного представления о понятиях «личность», «ментальность» в философии 18
2. Влияние процесса изучения иностранных языков на развитие ментальносте 44
3. Анализ состояния проблемы развития ментальных черт личности в философской и педагогической теории и практике 80
Выводы по 1 главе 109
Глава 2. Система работы по усилению роли филологического образования в развитии ментальных черт личности
1. Программа опытно-экспериментального исследования 112
2. Сравнительная характеристика общеобразовательных программ по русскому и английскому языкам 118
3. Работа по развитию ментальных черт личности учащегося в процессе изучения английского языка, оценка её эффективности 136
Выводы по 2 главе 159
Заключение 161
Список использованной литературы 165
Приложения 175
- Становление и развитие современного представления о понятиях «личность», «ментальность» в философии
- Анализ состояния проблемы развития ментальных черт личности в философской и педагогической теории и практике
- Программа опытно-экспериментального исследования
- Работа по развитию ментальных черт личности учащегося в процессе изучения английского языка, оценка её эффективности
Введение к работе
Политические и социально-экономические изменения последних лет свидетельствуют о том, что на современном этапе исторического развития происходит резкий перелом, влекущий за собой изменение основополагающих устоев общества. Возникли и быстро развиваются новые социокультурные процессы, влекущие за собой резкие изменения в самих основах существования нашего общества. Растёт роль самосознания, умения применить свои, природой заложенные, деловые качества в практической деятельности, самостоятельно преодолевать возникающие трудности и все меньше остается шансов получить поддержку извне. Каждый человек оказался лицом к лицу с суровой необходимостью - самостоятельно выбирать стиль жизни, сферу приложения своих способностей и, вместе с тем, нести полную ответственность за совершенный выбор. Подобное положение дел вынуждает к пересмотру основополагающих черт личности, призванных, на настоящем этапе, обеспечить самореализацию присутствующего в каждом человеке потенциала.
Одна из основных проблем человечества сегодня - проблема мобильности человека, его готовности адаптироваться к быстроменяющимся условиям жизни. Изменения, произошедшие в обществе, привели к бурному развитию интеграционных процессов; расширение международных контактов вызывает острую необходимость в коренной перестройке системы образования. Определяющими факторами, вынуждающими к этому процессу, стали:
глобализация социально-политических и экономических процессов;
интенсивное развитие средств производства во всех областях человеческой деятельности;
революционные изменения в сфере коммуникационных и информационных технологий;
невиданное ускорение социальных преобразований;
смена идеологических и нравственных устоев общества.
Все вышеперечисленные факторы неизбежно должны найти своё отражение в новых концепциях и подходах к образованию. Концептуальные основы образовательной политики во многих развитых странах не учитывали социально-культурной обусловленности образования. Для преодоления кризиса в системе образования предлагают различные подходы. Сегодня на Западе превалирует ноосферный подход, предполагающий интеграцию, единообразие, всеобщность норм и правил. Реформы в сфере образования приобретают глобальный характер, становятся одним из ведущих факторов успешного развития современного общества. Для их обеспечения принят ряд документов, главная задача которых - создание нормативно-правовой базы для унификации и универсализации системы образования. Стремление к этому диктует развитие экономики и политическая ситуация. Концептуальные положения современного образования изложены в Болонской декларации, Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза.
Системный кризис образования затронул все страны, в России ситуацию усугубили кардинальные изменения, произошедшие в социально-политической системе. Наша страна стремится к интеграции в мировое сообщество, одним из условий успешности этого процесса, является модернизация российского образования, которая предполагает аккумуляцию и трансформацию опыта поколений. В 2003 году было принято решение о вхождении России в объединение европейских государств, которые ставят своей целью создание единого образовательного пространства. Учитывая тенденцию к глобализации всех сфер жизни, перед российским образованием поставлена задача, не только реформировать систему образования до 2010 года, но и, провести предполагаемые преобразования с учётом требований Болонского процесса и национальных традиций.
Исследования, проведенные в соответствии с комплексной программой институтом теории образования и педагогики РАО, дали возможность теоретически обосновать направления в развитии современного российского образования. Позволили раскрыть основное содержание воспитательного и образовательного процесса, на современном этапе, установить взаимодействие дидактического и педагогического знания как формы повышения качества обучения, указать на необходимость существенных изменений во всей системе образования. Основными факторами, вынуждающими к проведению реформ, по заключению исследователей, стали следующие:
ускорение темпов развития общества;
расширение возможностей социального и политического выбора и, связанная с этим, необходимость повышения уровня готовности граждан к этому выбору;
расширение возможностей международного и межкультурного общения, ведущие к повышению важности таких факторов как коммуникабельность и толерантность;
рост глобальных проблем, требующий повышения уровня ответственности, формирования современного мышления и готовности к активным совместным действиям по их преодолению.
В нашей стране процесс реформирования образования находится на подъёме. Происходит пересмотр отношения к образованию в современном обществе, в направлении его гуманизации, вариатизации и глобализации. Сегодня, необходимо найти разумный компромисс между сохранением национального своеобразия и включением в мировой интеграционный процесс. Цель современных реформ - разработка механизмов постоянного развития образования соответствующего качества, при сохранении его фундаментальности и способности в полной мере удовлетворять актуальные и перспективные потребности личности и социума.
В основе государственной политики Российской Федерации, в области образования, лежит задача решения современных общенациональных
социально-экономических и гуманитарных проблем, с учётом существующих мировых тенденций. В связи с этим в последние годы принят ряд документов, которые призваны обеспечить нормативно-правовую базу для проведения реформирования всей системы образования, которая сегодня не удовлетворяет ни внутренние потребности, ни требования предъявляемые процессом интеграции. Концепция образования отражена в законодательно-правовых документах, которые направлены на создание условий для преодоления кризиса и приближения нашего образования к мировым стандартам. Ведущими в этой области являются следующие нормативные акты: закон «Об образовании», закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования до 2010г. В стадии разработки находится Проект закона «О дополнительном образовании».
Современные реформы направлены на разработку механизмов постоянного развития образования соответствующего качества. Выдвигается требование по сохранению его фундаментальности и способности, в полной мере, удовлетворять актуальные и перспективные потребности личности и социума. Достижение этого возможно на основе решения приоритетных задач, продекларированных в Концепции модернизации российского образования, среди них:
- построение новой личностно-ориентированной модели массовой школы;
введение в действие государственного образовательного стандарта;
отработка системы профессионального обучения на старшей ступени общего образования, ориентированного на индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся, с учётом реальных потребностей рынка труда.
Новые социальные цели чётко обозначены в законе об образовании. В качестве главной цели реформирования образования заявлено развитие гармоничной личности гуманитарной направленности, её творческих способностей, повышение культурного и интеллектуального потенциала
страны, выработка широкой и целостной системы фундаментальных знаний в сочетании с навыками самостоятельного творческого мышления.
В Концепции модернизации российского образования, в качестве одного из важнейших условий, заявлено обеспечение личностной направленности, следовательно, становится очевидна необходимость отказа от традиционного образования, которое неразрывно связано с идеологической составляющей, в пользу новой, гуманистической парадигмы. В соответствии с её установками, образование является не только ведущим фактором формирования трудовых ресурсов, но и решающим фактором развития общества, обеспечивающим развитие личностных структур, а через личность - изменение менталитета общества в целом. Глобализация во всех сферах жизни современного социума ведёт к осознанию единства человеческих потребностей, вне зависимости от индивидуальных или групповых интересов.
Анализ документов свидетельствует о наметившемся коренном повороте в сфере образования, переходе к гуманистической парадигме, который влечёт за собой пересмотр позиций участников образовательного процесса, превращение учащегося из «объекта» обучения и воспитания в обучающийся и развивающийся «субъект» собственной жизнедеятельности. На первое место выдвигаются вечные гуманистические ценности, ядром которых является человек с его личностными смыслами, ценностями, творчеством, свободой, ответственностью. Актуальными свойствами личности становятся способности к проявлению инициативы, ответственности, сочувствия, толерантности, свободного выбора, умения вступать в диалог, сопоставлять и анализировать различные точки зрения, стремиться к самостоятельному поиску истины. Эти свойства становятся прологом будущих успехов личности на выбранном ею поприще, следовательно, на их развитие должны быть направлены усилия всей системы образования, которая сегодня находится в поиске новых подходов, способствующих достижению поставленной цели.
Учитывая имеющийся опыт традиционного образования, исследователи утверждают, что решить задачу гуманизации его средствами невозможно. Изменение подхода вынуждает к поиску новой парадигмы образования на основе культурологи и социологии. Культурологическая составляющая, сегодня, должна стать доминирующей т.к. «... все свои проблемы государства могут решить только через образованного и культурного (воспитанного) человека, способного к продуктивному сотрудничеству и совместной деятельности в человеческих сообществах, состоящих из людей, различных по своему вероисповеданию, национальности, менталитету, убеждениям, образу и смыслу жизни»p.i].
Ситуация, сложившаяся в современном обществе, демонстрирует упадок в сфере культуры и нравственности, вызванный засильем зарубежной культуры в кино, на телевидении и в Интернете. В современном мире, где необходимо тесное сотрудничество, интеграция ментальных сущностей различных народов, предстаёт как неизбежный и необходимый процесс. Важнейшим механизмом интеграционных процессов является образование, как наиболее эффективный посредник между поколениями и народами в деле передачи и развития исторически сложившихся норм, широко представленных в менталитете каждого народа.
Отказ от идеологической парадигмы привёл к утрате воспитательной функции образования, это тем более опасно, учитывая, что современный человек получает от системы образования только 20% знаний, (раньше эта цифра доходила до 80%). Образование, фактически, лишило себя возможности влиять на развитие менталитета подрастающего поколения, образовавшуюся нишу заполнили продукты псевдокультуры. Сегодня, дети и подростки подвергаются мощнейшему влиянию со стороны средств массовой информации, причём, далеко не всегда должного качества. Именно из этого источника они черпают подавляющую часть знаний, ценностных установок, образчиков поведения, игнорируя, заложенные на генетическом уровне, ментальные черты и утрачивая национальную самобытность характера.
Возникло противоречие, между объективной необходимостью сохранения культурного наследия, самобытности национальной менталыюсти и отсутствием систематической образовательно-воспитательной работы, направленной на воспроизводство и развитие культурных ценностей, менталыюсти народа. Противоречие, связанное с отторжением национальной культуры, этики и традиций! возникло как следствие низвержения ценностей социалистическою общества и неустойчивости еще только зарождающихся в нашей стране' демократических ценностей. Снятие данного противоречия возможно только путём позрождеиия традиций нравственно-этического воспитания на осново установления «субъект - субъектных» отношений между учителем и учеником в деле совместного освоения и присвоения ценностей, выработанных многими поколениями предков и человечеством за всю историю его существования, отражённых в менталыюсти различных народок. Время диктует необходимость инициировать саморазвитие личности, исходи из её внутренних задатков и потребностей.
Ментальная открытость, толерантность, взаимообогащение различных культур, ассимиляция на гуманистичес кой основе — необходимые условия прогрессивного развития всего челове іества. Это своего рода предпосылка инвариатизации человеческой этики, целостной цивилизации и грядущего всеединства людей. Поэтому особенно важно обеспечить развитие и обогащение ментальных черт каждого человека на основе национального менталитета с актуализацией наиболее востребованных современностью его элементов. В свете проблемы сохранения и развития культурных ценностей и традиций возрастает роль гуманитарного образования, служащего базой для освоения и присвоения учащимися культурных ценностей. В связи с этим резко возрастает значимость образовательных дисциплин филологического цикла, в силу своей специфики обладающих неисчерпаемым воспитательным и развивающим потенциалом. Процесс изучения этих дисциплин в общеобразовательной школе предоставляет уникальную
возможность для изучения и анализа менталитетов различных народов, приобщения к их культуре, искусству, традициям. Но вместе с тем в процессе изучения родного и иностранного языков возникает проблема, вызванная тенденцией к замещению национального менталитета иными ценностями. Вместо дополнения и обогащения ментальных черт за счет иноязычной культуры идёт бездумное вытеснение родного, передаваемого на генетическом уровне набора наиболее значимых качеств личности своего этноса заимствованными шаблонами, (прежде всего англо-американскими), чуждыми россиянам по духу и традиции.
Поискам путей разрешения вышеозначенной проблемы, выяснению потенциальных возможностей общеобразовательных дисциплин филологического цикла в развитии ментальных черт личности, определению наиболее эффективного использования заложенного в них потенциала посвящено наше исследование на тему: «Развитие ментальных черт личности учащегося в процессе изучения общеобразовательных дисциплин филологического цикла (на примере английского языка)».
Объект исследования — деятельность педагогов общеобразовательной школы, направленная на развитие ментальных черт личности в процессе изучения общеобразовательных дисциплин филологического цикла.
Предмет исследования — педагогические условия развития ментальных черт личности в процессе изучения языков и взаимовлияния менталитетов, стоящих за каждым из них.
Цель исследования — выявить возможности общеобразовательных
дисциплин филологического цикла и пути, эффективного использования
і ,
заложенного в них потенциала для развития |ментальных черт личности (на
j
примере английского языка). і
Гипотеза исследования основана па предположении о том, что развитие
ментальных черт личности создает необходимую основу для укрепления ее
целостности и устойчивости по отношению к:неблагоприятным воздействиям
социума, массовей культуры, некритическому заимствованию не свойственных
русскому человеку моделей поведения, служит сохранению национального своеобразия, я шяется необходимым условием обретения культурной идентичности личности.
Возникновение регрессивных тенденции 15 развитии ментальных черт современных подростков может быть успешно преодолено если:
выявлены и полноценно реализованы возможности содержания общеобразовательных дисциплин филологического цикла в развитии ментальных черт л мчности;
организс вано взаимодействие менталитетов через их взаимовлияние и комплиментарпость;
учитываются особенности менталитета носителей того или иного языка;
цели, содержание, формы и методы образовательного процесса носят гуманистическі й характер и направлены на развитие способностей личностной саморс ализации учащегося;
проекти) >уется и реализуется личностно-ориентированный подход в
обучении; !
участники процесса находятся во взаимодействии на субьект-субьект-ной основе;
основой взаимодействии учителя и ученика является содействие развитию личностных структур сознания, ментальным чертам народа;
результаты развития ментальных черт личности диагностируются и про гнозируются с учетом национальных особенностей;
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили следую-
осуществить теоретический анализ генезиса научных представлений о структуре личности, её чертах и сущности ментальносте;
определить потенциальные возможности общеобразовательных дисцип лин филологического цикла по развитию ментальных черт личности;
жеперпментальиым путём проверить эффективность работы по разни
12 тию ментальных черт средствами английского языка, выявить недочё ты в этой работе и наметить пути её совершенствования.
Методологическую основу исследования составляют философские и педагогические идеи, связанные с гуманистической парадигмой, аксиологическим подходом в воспитании и ролью ментальності!. Значимыми для данного исследования являются постулаты о феномене языка, диалоге культур, взаимосвязи образования и культуры, культурологическом подходе к проблеме
воспитания, об учебной деятельности как особой форме активности,
і направленной на изменение самого себя. Особо важным для нас является
рассмотрение вопросов о деятельности и общении как существенных аспектах
развития личности, о генетической преемственности ментальных черт,
возможности их развития в процессе образования и воспитания (Бахтин Н.М.,
]>иблер B.C., Гумилев Л.Н.). I
В своей работе, мы опираемся на ; еятелыюстный, системный, лпчностно-ориентированный, герменевтический, исторический подходы. Культурологический подход к образованию является ключевым и определяющим для данного исследования, служит основой для выработки концептуальных положений о развитии ментальных черт личности в процессе изучения русского и иностранного языков, позволяет определить закономерности и условия реализации заложенного в них потенциал.
Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов. Первая группа методов представлена анализом различных источников из области философии, педагогики, дидактики, психологии и социологии по интересующей нас проблеме. Из вгорои группы и зпользовапы следующие: наблюдение, анкетирование, интервьюирование беседы с учащимися, родителяі\ и и педагогами, тестирование, Экспериментальная работа, методы статистической обработки данных, полученных в ходе исследования.
Оргашпаиия и этапы исследования:
I этап (2002 — 2003 гг.) — анализ филосрфской и научно-педагогической
литературы. Анализ и оценка современного состояния проблемы в теорі и и
практике. Конкретизация проблематики и Ї терминологического аппарата,
необходимого для проведения исследования. Уточнение рабочей гипотезы.
і і
Определение целей и задач исследования. Осознание проблемы возникновения регрессивных тенденций в развитии ментатьных черт личности современных подростков актуализировало задачу поиска эффективных путей преодоления наметившегося кризиса культурной і де ттичности идеологической .к культурологической парадигме в системе of разования, перестройкой его основ, «врастанием» философии в педагогику, стремлением к гуманизации и персонализации отношений.
II этап (2003 — 2004 гг.) — разработка концепции. Проведение диагностики
состояния проблемы в практике преподавания общеобразовательных дисциплин
филологического цикла. Обоснование, подготовка и про
ведение эксперимента для проверки гипотезы на базе преподавания анг
лийского языка. Обработка данных.
На этом этапе мы провели ряд превентивных опросов, ансет, направленных на изучение исходного состояния исслед/емой проблемы в практической работе учителей. Наряду с этим был проведен сопоставительный анализ программ по литературе, русскому и английскому языкам, выявивший некоторую несогласованность временных и темгтических рамок изучения материала, а также отсутствие акцента на развитии ментальных черт личности. На базе полученных данных была разработана программа и внесены изменения в тематическое планирование, выразившиеся в системе дополнительных заданий, призванных стимулировать развитие у учащихся ментальных черт и усилить межпредметные связи.
III этап (2004 — 2005 гг.) — уточнение результатов эксперимента. Внесение корректив в опытно-экспериментальную работу. Анализ и оформление результатов исследования.
В ходе этой работы было разработано тематическое планирование по английскому языку (с 5 по 11 класс) с у1 етом требований программы-и ориентацией на развитие ментальных черг личности учащихся как одного из ведущих её компонентов. Проведен комплекс диагностических мероприятий с целью осуществления итогового контроля. Результаты исследования были оформлены в виде рукописи диссертации по заявленной проблеме.
Новизна и теоретическая Значимость исследования состоят в том, что:
выявлено воздействие процесса изучения языков на развитие ментальных черт личности, взаимовлияние менталигетов, стоящих за каждым из языков, их взаимопроникновение и комплиментарность;
проведен анализ содержания учетного материала общеобразовательных дисциплин филологического uhkj а, с учётом его направленности на развитие ментальных качеств учащ іхся;
раскрыты теоретико-методологические подходы к изучению языков, при
которых происходит дополнение и обогащение ментальных черт личности
элементами иноязычной ментальносте;
определены потенциальные/возможности образовательных дисциплин
филологического цикла в развитии ментальных черт личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные
теоретические результаты представл пот целостную систему развития
ментальных черт личности в процессе изучения английского языка. Данная
система включает комплексно-целевую программу, технологию преобразования
і содержания учебного материала, подлежащего изучению, дидактические
средства, методические рекомендации, обеспечивающие развитие ментальных
черт личности в процессе изучения языков. Возможно её использование для
подготовки подростков к успешной адаптации к новым условиям жизни,
развития личности, которая будет вострс бована, максимально приспособлена к реалиям сегодняшнего дня, самоценна и самодостаточна и, в то же время,
IS сохранит снизь с национальной культу юй - через актуализацию ментальных черт народа.
Базой исследовании являлся ря ( ученических коллективов общеобразовательной средней школы №34 г. Нижневартовска Тюменской области. В начале эксперимента была произвольно сформирована группа на параллелях 5-х и 8-х классов, условно подразделённая на 2 возрастные подгруппы: 10-ти и 14-ти лет. Работа с экспериментальной і руппой продолжалась на протяжении 4 лет, количество участников 'эксперимента в силу объективных причин колебалось в разные годы от 106 до 96 чел.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Одним из факторов возникновения регрессивных тенденций в раз
витии ментальности современных по/1 росі ков являются недостатки в пре
подавании образовательных диецнпли і филологического цикла. Условием
исправления ситуации является переход от замещения национального
менталитета ценностями иной культур л к дополнению и обогащению мен
тальных черт за счёт иноязычной культуры « учётом особенностей менталитета
носителей изучаемого языка. Для этого і еобходимо:
пересмотреть содержание учебного материала общеобразовательных дисциплин филологического цикла с учётом требований по развитию ментальных черт;
перейти к диалогу культур, сам ктоятельному, осознанному принятию или отторжению учеником отдельных элементов исторически сложившеюся культурного наследия того или нього народа вместо насильственного насаждения норм и правил;
обеспечить возможность свободного выбора и развития актуальных для каждой отдельной личности качеств на основе анализа изучаемо го материала.
2. Концепция развития ментальных черт личности, в процессе изучения
общеобразовательных дисциплин филологического цикла, заключается в
возможности действовать на формирование ментального поля учащегося
посредством преобразования содержап ія в «открытый текст», использования
методов и приёмов, отобранных в соответствии с требованиями личностно-
ориентированного, культурологического, герменевтического подходов,
гуманистической парадигмы ь ориентации на развитие
ментальных черт.
З.Успешная реализация концепцій, развития ментальных черт личности
і учащегося возможна при соблюдении ряда условий, а именно:
определении потенциала учебного материала в реализации
поставленной задачи;
активизации деятельности личностных структур сознания, усилении межпредметных взаимодействий, наполнении их гуманистическим и смыслотворческим содержанием;
использовании методологических подходов к изучению языков, позво-
ляющих дополнять и обогащать ментальные черты личности элемента
ми иноязычной культуры. |
4. Для достижения эффективного воздействия на развитие ментальных черт личности необходимы следующие измене іия в учебном процессе:
осуществление постановки цел ,'й на основе максимально приемлемо го компромисса между индивидуальными тенденциями развития и объективными требованиями социума;
проектирование и реализация инновационной деятельности, обеспечивающей преобразование содержания и структуры учебного материала, направленное на усиление акцента на культурологическом аспекте изучаемых языков, повышение уровня самостоятельности її активизацию нравственно-оценочной деятельности учащихся;
проведение систематического анализа результатов инновационной деятельности, обеспечивающего выявление тенденций в развитии ментальных черт личности учащихся, с целью своевременной корректировки работы в указанном направлении.
Достоверность и обоснованность полученных результатов
обеспечена системным подходом, комплексом теоретических и эмпирических
методов исследования, адекватных сто !предмету, целям и задачам;
репрезентативностью опытных данных, их сопоставлением с известным
опытом, достаточным количеством разных по возрасту участников
эксперимента. j
Апробация н внедрение результатов исследования осуществлялись в практике работы диссертанта в качестве учителя английского языка общеобразовательной школы №34 г. Нижневартовска Тюменской области.
- Результаты работы обсуждались в ходе педагогических советов и заседаний
і предметных методических объединений, целевых практических семинаров для
учителей образовательных учреждений города.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (содержащих 7 таблиц), выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы (147 наименований), а также 17 приложений (па 50 листах). Приложения включают сопоставительные таблицы, схемы, диаграммы, гистограммы, анкеты и тесты с полученными результатами, отражёнными в виде таблиц и диаграмм. В приложениях представлены сопоставительные таблицы программ общеобразовательных дисциплин филологического цикла с отражением ментальных черт, развитию которых может способствовать каждая тема, а также тематическое планирование по английскому языку с 5 по 1Ь класс, включающее графы «дополнительные задания» и «предполагаемые ментальные черты», на развитие которых эти задания направлены.
Становление и развитие современного представления о понятиях «личность», «ментальность» в философии
Вера в достижимость счастья, как для отдельного человека, так и для социума в целом, всегда присутствовала в религиозных учениях и философских трактовках жизни. Как известно, вера хороша тогда, когда она основана на знании, а «знание», в свою очередь, - «сила». Поэтому нам необходимо обратиться к тому колоссальному наследию, которое оставили нам предшествующие поколения в области знаний о человеке, его личности и ментальносте. Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о воздействии процесса изучения языков на развитие ментальных черт личности, нам необходимо конкретизировать понятия «личность» и «ментальность», а так же уточнить, каково было соотношение различных черт в структуре личности на различных этапах развития человеческого общества.
Проблема изучения актуальных черт личности возникла очень давно, все изменения в общественной жизни неизбежно накладывали свой отпечаток на представления о человеке, его предназначении, внутреннем мире, взаимоотношениях с окружающими, т.е. на представление о личности. Ретроспективный взгляд на проблему возникновения и изменения представлений о сущности этого понятия призван способствовать созданию исторически объективной картины становления и совершенствования его, на протяжении целого ряда, сменяющих друг друга, эпох.
Понятие «личность» всегда волновало исследователей, находясь под пристальным вниманием философов. Разгадка тайны бытия человека, его вневременной сущности, взаимодействия человека с окружающим миром, движущих сил этого процесса, закономерностей, определяющих его, была бы невозможна без глубокого изучения понятия «личность». Именно поэтому, мыслителей всех народов, из века в век, занимало содержание этого понятия, в зависимости от вариантов его формулировки, формировалось мировоззрение отдельного философа, философского течения или целой исторической эпохи. Этот процесс был неразрывно связан с развитием общества, историческими преобразованиями в экономической и политической сфере, которые, неизбежно находили выражение в изменении определений и понятий, имеющих отношение к внутреннему миру человека. В соответствии с принятой трактовкой понятия, его наполнением строилась система ценностей того или иного общества, а, исходя из неё, формировалась система образования и воспитания подрастающего поколения, основной функцией её, во все века, была передача накопленного социумом во всех сферах жизнедеятельности опыта. Чем сложнее и многограннее становилась жизнь, тем большее значение в жизни общества приобретала система образования.
В конкретных исторических обществах, личность выступает как целостность, заданная определенной социальной системой, на развитие которой направлены усилия образования и воспитания, выделяют следующие типы личности:
1) личность первобытнообщинного строя, (всецело подчинена общине), не осознаёт себя иначе, как неотъемлемая часть племени, строго и неуклонно соблюдает правила и обычаи, бытующие в нём, малейшее отклонение, влечёт за собой наказание и гибель. Подобная точка зрения нашла своё отражение в древних мифах. Собственно говоря, понятие «личность», в современном его виде, вполне применимо к героям мифов. Каждый миф тесно связан с зарождающимися ментальными установками своего времени и, необходимо отметить, что уже в мифах представлен широчайший спектр личностей, нашедших в последствии своё отражение в образах художественной литературы. Учитывая условия жизни и уровень развития социальных отношений, воспитание происходило в процессе жизнедеятельности, под наблюдением более опытных членов общины, тем самым происходило первичное выделение и обособление воспитания как особого рода деятельности. 2) личность рабовладельческой эпохи, (всецело подчинена государству, самобытность подавляется), является продуктом непрекращающейся борьбы противоположностей, поскольку «Война — отец всего и всего царь одним она определила быть богами, другим — людьми; одних она сделала рабами, других - свободными» [45.57]. Исходя из установки того времени, воспитание и образование строится в соответствии с социальным статусом растущего человека, с учётом той социальной роли, которая уготована ему в будущем.
3) личность античного периода, (гуманистические ориентиры, самость). Протагору принадлежит формула: «Человек есть мера всех вещей -существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» [81.15]. Но, в тот период наблюдалась попытка согласовать индивидуалистические элементы с интересами социума, найти паритет между демократической конституцией и стремлениями индивида. Такая двойственность, видимо, отражает внутреннее противоречие античной демократии между рабовладельцами и народной массой, которое привело, в конечном счёте, к разложению единой гражданской идеологии, а, следовательно, к преобразованию ментальных черт социума в целом. В подтверждение данному постулату можно привести высказывание: «Что каждому городу кажется справедливым и похвальным, то и есть для него справедливое и похвальное, пока он так думает» [45.67].
Период расцвета культуры и философии, дал возможность углубить и конкретизировать понятие «личность». В эпоху софистов происходит разделение воззрений на два диаметрально противоположных представления о сущности понятия, значимости индивидуальных и общенациональных (ментальных) черт в его структуре [80,14]. Именно эти точки зрения, в дальнейшем являлись доминирующими в различные исторические эпохи, сменяя друг друга, с периодичностью работы маятника, повторяя ту или иную формулировку, при этом лишь слегка усложняя её.
Колоссальным шагом в развитии рассматриваемой категории стала деятельность Сократа, который открыл, фактически, новую страницу в философии, поставив в центр изучения личность человека. В некоторой степени, предшественниками Сократа можно считать софистов, однако, вопрос о человеке был для них не базовым, хотя, очень важным, в то время как у Сократа, человек и только человек, с его особенностями - источник и «мера всего», единственный объект, достойный изучения. Сократ, впервые в истории, поставил в центр внимания человека и человеческое сознание. О приоритете, отдаваемом философом индивидуальным чертам в структуре личности, свидетельствуют утверждения: «нет абсолютного блага», «всякое благо - относительно», то, что «для одного полезно, для другого вредно».[45.84]. Эти воззрения не получили особого распространения в древнегреческий период, но стали базой для развития гуманистического направления человеческой мысли и легли в основу гуманистической парадигмы образования, по прошествии многих веков.
Другой точки зрения, придерживались правящие афинские круги: «личность», прежде всего, — часть единого общества, носитель ментальных черт своего народа, наделенный незначительными индивидуальными чертами. Эти воззрения отражали сложный и противоречивый процесс формирования и развития менталыюсти народов, населявших Древнюю Элладу. Конкуренция двух направлений сохранялась на протяжении нескольких веков, что, конечно же, объяснялось социально-экономическими и политическими изменениями, рассматриваемого периода и было необходимо для формирования и развития менталитетов молодых, только складывающихся этносов. Платон и Аристотель уделяли значительно меньше внимания отдельному человеку, их гораздо в большей степени заботили социологические проблемы. Это отражало возврат общества к состоянию, в котором ментальные черты присущие социуму были гораздо важнее, индивидуалистических черт отдельной личности.
Воспитание той эпохи строилось исходя из потребностей городов-государств, в основу его положена идеология гражданина, преданного своему городу, свято чтящего его законы, именно в той эпохе нужно искать истоки традиционного образования, с его идеологической парадигмой, сословной дискриминацией, функцией эстетического и физического развития личности. Эти два направления возникли и развивались раздельно, в форме афинской и спартанской систем воспитания, были доступны для высшего сословия. Дети демоса обучались у отцов ремеслу, что можно считать зародышем профессионального начального образования.
Анализ состояния проблемы развития ментальных черт личности в философской и педагогической теории и практике
Анализ научной литературы свидетельствует, что проблема перестройки образования, в наши дни, одна из ведущих и наиболее сложных. Тому есть масса причин социально экономического, идеологического и политического характера. Крушение старых ценностей, произошедшее в последнюю четверть века, привело к резкому ухудшению морально-нравственной ситуации. Резко выбив из-под ног идеологическую почву, связанную с теорией марксизма-ленинизма, человека бросили в бушующий океан идей, представлений, воззрений, ранее осуждаемых и отвергаемых без всяких оговорок. Впервые, после навязываемого на протяжении десятилетий, монолитного, не терпящего инакомыслия, мировоззрения, мы получили возможность непредвзято ознакомиться с различными точками зрения на нормы и правила человеческого бытия. В годы советской власти в нашей стране постоянно насаждали чуждые ментальносте народа нравственно-этические нормы и установки. Стереотип, создаваемый на протяжении многих лет, предстал во всей своей несостоятельности. Рухнула столь долго лелеемая «теория коллективизма» и личности как неотъемлемой части коллектива. Внушаемое десятилетиями чувство товарищества, взаимопомощи, взаимной поддержки и ответственности, в одночасье, оказалось пустым звуком. Человек предстал перед реальностью и ощутил свое полное одиночество в этом мире. Подобное потрясение вызвало резкий рост суицидных настроений, ощущение беспомощности, ненужности, тупиковой ситуации. Такой настрой, в свою очередь, привел к резкому упадку в области морали и нравственности, вновь перед человеком замаячил призрак апокалипсиса, и «...спасаясь от страха смерти, он обращается к алкоголю и наркотикам, пробует забыться в разврате, или создаёт себе новые кумиры: деньги, успех, долголетие» [107.120]. Отказ от духовных ценностей, влечет за собой изменение психологии и мировосприятия, приводя к кризису и отчаянию, уходу в мир практицизма и циничного расчета, результатом становятся изломанные судьбы целого поколения, стоящего на распутье. Возникли и обострились противоречия между требованиями современности и существующей системой школьного образования, ставя под угрозу выполнение её неотъемлемых функций.
Кардинальные изменения, произошедшие в обществе в последние десятилетия, заставляют пересмотреть отношение к образованию и воспитанию, осознать их непреходящую ценность и значимость для всего человеческого сообщества. Современная доктрина национального образования базируется на важнейших тезисах международных правовых актов, касающихся прав человека, обеспечения выживания, защиты и развития детей, унификации и введения единых стандартов образования. Среди них такие международные нормативные документы как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребёнка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Болонская декларация, Меморандум непрерывного образования Европейского Союза, в которых изложены концептуальные положения современного образования. Это свидетельствует об интеграции в мировой воспитательный процесс, открытости и переменах в политическом курсе, который коснулся вопросов образования и воспитания подрастающего поколения.
Провозглашение образования приоритетной сферой, основой социально-экономического и духовного развития страны, нашло своё выражение в нормативно-правовых актах, призванных обеспечить правовую базу грядущих преобразований, которые направлены на создание условий для преодоления кризиса и приближения нашего образования к мировым стандартам. Ведущими, в этой области, стали: закон «Об образовании», закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования до 2010г., проект закона «О дополнительном образовании». В этих документах отражена современная концепция российского образования, в соответствии с которой в центре преобразований находится отношение к личности как образовательному субъекту, что предполагает переход от копшкативной к гуманистической парадигме развития личности.
Внимание к образованию даёт надежду на возрождение богатейшего духовного наследия, созданного нашим народом в области образования и воспитания подрастающего поколения. Традиционно, российская педагогика рассматривала человека как целостную систему, включающую в себя нравственные ценности народа, религиозные нормы и предписания, внутренние задатки и особенности каждого ребёнка. Гуманистическая направленность российской системы образования была закономерным результатом развития русской мысли, а, как известно, философия в нашей стране всегда служила основой для создания самобытных педагогических теорий. В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский строили свои педагогические концепции исходя из уверенности в том, что главная потребность общества - потребность в «истинных людях», обладающих широким набором черт, призванных усовершенствовать мир, сделав его более гуманным и красивым. Педагогические идеи, получившие признание нашего народа, всегда опирались на достижения отечественной и мировой философской мысли, что позволяло образованию быть не только посредником в передаче знаний от одного поколения к другому, но и проводником национальных и общечеловеческих этических норм и идеалов. Реализации этой задачи, в немалой степени, способствовали педагогические теории и школы, созданные в нашей стране в различные эпохи её исторического развития, и по сей день сохраняющие свою значимость для образовательного процесса не только в России. Среди них, наиболее значимыми являются концепции таких известных учёных как: А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, И.В. Бестужев-Лада, Н.И. Блонский, Е.В. Бондаревская, К.Н. Вентцель, Л.С. Выготский, Г.Я.Гальперин, И.А. Зимняя, СВ. Кульневич, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, А.В. Петровский, Н.Д. Пирогов, М.М. Пистрак, Л.Н. Толстой, В.М. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, И.С. Якиманская.
Учёные выделяют «...три периода: педагогики церковной (до Петра учились для спасения души); ...государственной (образование граждан, профессионалов);...общественной (дать подрастающему поколению общечеловеческое развитие, сочетая с национальными формами жизни)» [59.72]. Наиболее близкими по духу к ментальносте русского народа, конечно же, являются I и III, поскольку воспитание духа - основа всего процесса. Великий педагог К.Д. Ушинский подчёркивал: «Воспитание должно просветлить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра» [128.44].Воспитание в нашей стране всегда было неразрывно связано с национальным менталитетом, определяющей характеристикой которого является духовность высокого ранга. Именно поэтому испокон веков «Все педагогические усилия были нацелены на работу над человеческой душой,...душа являлась целью воспитания»[66.63], и остаётся таковой и сегодня.
Глобализация во всех сферах жизни современного социума ведёт к осознанию единства человеческих потребностей, вне зависимости от индивидуальных или групповых интересов. На первое место выдвигаются вечные гуманистические ценности образования, ядром которого является человек с его личностными смыслами, ценностями, творчеством, свободой, ответственностью. Исходя из этого, основным методологическим принципом реформы системы образования, наших дней, становится его гуманизация, направленность на развитие творческой личности, обладающей высоким культурным и интеллектуальным потенциалом, коммуникативно-направленная, способная к продуктивному диалогу, принятию обоснованных самостоятельных решений и инициативе. Учитывая имеющийся опыт традиционного образования, исследователи утверждают, что решить задачу гуманизации его средствами невозможно. Поэтому, возникла потребность поиска образовательной парадигмы, способной в наибольшей мере удовлетворить требования общества, предъявляемые к развитию личности. Современные исследователи выдвигают три основные образовательные парадигмы:
- традиционалистская парадигма, (базирующаяся на идеологии);
- рационалистическая парадигма, (направленная на приобретение фактических знаний;
- феноменологическая парадигма, (придерживающаяся гуманистических ориентиров).
В свете задач, поставленных перед образованием, наиболее соответствующей современным тенденциям является феноменологическая парадигма, предполагающая, в качестве доминанты, эмоциональное и интеллектуальное развитие личности, подготовку к успешной адаптации на рынке труда, формирование самосознания и ответственности на базе жизненных интересов, стремление к самореализации и самоактуализации.
На первое место в педагогической литературе выходит феномен субъектности как один из основополагающих элементов личностных структур сознания. На важность и своевременность этого обращали внимание Н.Г. Алексеев, В.Г. Вяткин, Б.С. Гершунский, О.В. Долженко, Ю.Н. Емельянов, В.Т. Лисовский, В.Я. Нечаев, Б.Т. Пономаренко, И.С. Степин, В.Д. Шадриков, З.А. Янкова.
Сегодня всё больше востребуемой становится личность, основными свойствами которой являются способности к проявлению творчества, инициативы, ответственности, сочувствия, толерантности, свободного выбора, умения вступать в диалог, сопоставлять и анализировать различные точки зрения, стремиться к самостоятельному поиску истины. Эти свойства становятся прологом будущих успехов личности на выбранном ею поприще, следовательно, на их развитие должны быть направлены усилия всей системы образования, которая должна искать новые подходы, способствующие достижению этой цели. Исходя из этого, выстраивается аксиологическая модель педагогической системы, выдвигающая перед образованием, по мнению Р. Хенви, следующие задачи: - осознание динамики мирового процесса;
- развитие кросс-культурной грамотности;
- осознание возможности выбора;
- развитие объективного взгляда на мир;
- осознание опасностей грозящих планете.
Решение этих задач требует разработки особых подходов, в рамках феноменологической, которые призваны способствовать её реализации в системе образования.
Программа опытно-экспериментального исследования
Причиной, заставившей обратиться к данной теме, послужили наблюдения за процессом американизации сознания учащихся уже с младших классов. Отсутствие ценностных ориентиров, основанных на традиционно русских приоритетах, вещизм, утилитаризм, слепое преклонение перед экономически преуспевающим обществом, без анализа духовного вакуума, который является обратной стороной современного высокотехнологичного общества, все усилия которого направлены на создание всё новых и совершенных материальных благ. Рефлексия, как ментальная черта, издревле свойственная нашему народу, исчезает, уступая место расчету, приспособленчеству. Подобное положение дел неприемлемо и требует принятия мер экстренного реагирования, если мы не хотим полностью утратить своё национальное своеобразие и всё то, что создавалось нашим народом на протяжении тысяч лет и может сгинуть в небытие по нашему недосмотру. Мы рискуем потерять не только одно поколение, а разрушить само понятие «русская душа», которое веками поражало и притягивало своей многогранностью и неповторимостью другие народы. Ментальные черты, характеризующие это понятие, складывались и оттачивались всей историей развития нашего социума и должны стать достоянием формирующегося в наши дни всемирного сообщества граждан планеты Земля. На этом пути много препятствий и трудностей, но, хочется верить, что результат послужит развитию, а не разрушению лучших черт каждого социума и отказу от тех губительных задатков, которые наряду с положительными чертами присущи всем народам.
Обратившись к заявленной теме исследования, нами было принято решение построить его определённым образом, с тем, чтобы добиться максимально точного анализа причин возникновения сложившейся ситуации, прогнозирования её возможных последствий и доступных путей коррекции существующего положения дел. Эксперимент проводился в соответствии с логикой и выбранным аспектом опытно-экспериментальной работы, включающим в себя 3 этапа, для каждого из которых были поставлены задачи, определены адекватные им методы исследования и спрогнозированы предполагаемые результаты. В ходе первого «поискового» этапа, нам предстояло:
-изучить уровень мотивации учащихся к изучению образовательных дисциплин филологического цикла;
- определить ценностные ориентиры личностного развития учащихся;
- выявить потенциальные возможности образовательных дисциплин филологического цикла по развитию ментальных черт личности;
- изучить инновационную практику в области преподавания языков, с точки зрения влияния на развитие ментальных черт личности;
- провести диагностику исходного состояния развития ментальных черт личности учащихся;
В ходе второго «аналитического этапа», нам предстояло решить задачи по построению исходной гипотезы; определению целей, задач экспериментальной работы, выбору оптимальной технологии исследования;
- разработке программы направленной на развитие ментальных черт личности учащегося в процессе изучения английского языка;
- апробации программы;
- установлению первых результатов применения инновационной программы;
- уточнению понятий и исходной гипотезы исследования.
В ходе третьего «констатирующегого» этапа предполагалось:
- проведение диагностики, определение путей корректировки.
- проверить эффективность работы по развитию ментальных черт средствами русского и английского языков
- провести корректировку разработанной программы.
- наметить возможные пути совершенствования работы по развитию ментальных черт личности учащегося в процессе изучения образовательных дисциплин филологического цикла;
- осуществить построение системы доказательств;
Структура исследования отраженна в виде таблицы (Приложение № 13).
В ходе первичного педагогического наблюдения за учащимися, поступающими в 5 класс, возникли в предположения о возможных причинах кризиса в самосознании и мироощущении современных подростков. Среди них основными явились изменения в мировосприятии детей, произошедшие под воздействием ряда факторов, влияющих на развитие наиболее значимых черт личности. К факторам подобного рода относятся следующие: - изменение социально-экономической структуры общества;
- преобразования в политической и идеологической сферах жизни;
- развитие и унификация информационного пространства;
- изменение системы ценностных ориентиров;
- кризис в системе образования и поиск путей его преодоления. Для нашего исследования наиболее значимыми являются два последних, поэтому сосредоточим наше внимание именно на них. На первом этапе возникла необходимость провести диагностику отношения детей к русской и англоязычной культуре до начала предметного изучения проводника последней, в роли которого выступает английский язык. Диагностика была необходима для подтверждения или опровержения стихийно возникших предположений об изменении ценностных установок подрастающего поколения в сторону отказа от традиционной духовной направленности, свойственной русскому народу, в пользу рационализма, практицизма и меркантильности, присущих западной цивилизации. Признаком подобной переориентации является бездумное преклонение перед чужим образом жизни, которое настораживает, поскольку параллельно, демонстрируется полное пренебрежение своей культурой и традициями. Изучая в дальнейшем предусмотренные программой темы, учащиеся с нескрываемым сожалением говорят о том, что тоже хотели бы жить в таких условиях, идеализируя западный образ жизни и не видя всей многоплановости и сложности существующей реальности. При этом они проявляют полное неведение аналогичных явлений в жизни своей страны, воспринимая только её негативные стороны.
Результаты проведенной диагностики показали, что дети, приходя в 5 класс, абсолютно уверены, что английский язык это пропуск в мир благополучия, достатка и успеха. В процентном соотношении это выглядит следующим образом:
60% - считают, что английский язык необходимо изучать более тщательно, чем русский потому, что хотели бы: 37% - уехать жить за границу; 51% - побывать в различных странах; 12% - стать переводчиками.
83% - считают, что праздники, отмечаемые на Западе, более интересны и хотели бы тоже их праздновать; 72% - не знают, с какими событиями связаны праздники, отмечаемые в нашей стране, и воспринимают их только как дополнительные каникулы.
73% - предпочитают смотреть американские мультипликационные фильмы потому, что: интересно -9%; смешно -36%; нравятся персонажи -28%.
Стремление выяснить причину подобного явления заставило обратиться ко второму этапу исследования - анализу сложившейся в современном российском обществе ситуации. В ходе его проведения выяснилось, что одна из причин подобного положения кроется в структуре современного образовательного процесса. «Русская идея» всегда подразумевала духовное и нравственное просвещение, в сочетании с достижениями культуры и науки имеющими общечеловеческое значение. Целью воспитания на Руси ещё со времён Сергия Радонежского было не «умствование», а созерцание «горнего мира», в то время как Запад, по словам Н.И. Рериха «воспринял методы мозговые». Исходя из этого, русская школа должна существенно отличаться от западноевропейской и американской системы школьного образования. Вполне естественно, что основания воспитания и цели изначально различны у каждого народа, определяются его менталитетом. Каждый этнос выработал и стремится сохранить свою концепцию личности, воплощая её в жизнь посредством образования, веками вырабатывая каноны народного воспитания. У русского народа они всегда базировались на общинных ценностях, в то время как «История Европы и Америки это история полного обособления индивида» [6.43], следовательно, и система воспитания носит сугубо индивидуалистический и рационалистический характер. Учитывая специфику современного мира и тот факт, что только пятую часть знаний современный подросток получает от школьного обучения, а остальная информация поступает из иных источников, страдающих засильем образчиков западного, прежде всего американского, менталитета, становится очевидной необходимость усилить пропаганду менталеобразующих компонентов национальной культуры.
И, конечно же, возникла необходимость проанализировать структуру школьных программ по предметам гуманитарного цикла, в частности фолологических, поскольку именно эти предметы, в первую очередь, призваны воздействовать на развитие ментальных черт личности, поскольку русская культура - фактор воспитания. И, как утверждал, Сорока-Россинский: «...национально-русское во всех предметах школьного курса может занимать место лишь постольку, поскольку оно имеет общечеловеческую значимость»[6.У.77]. Однако анализ показал, что русский язык утрачивает свои позиции в деле развития ментальных черт личности путём активной пропаганды норм, определяющих ментальную направленность нашего народа, а возникшие пустоты тут же заполняются нравственными установками и нормами, которые, в силу своей специфики, несёт английский язык. Безусловно, «Людское сознание должно... отовсюду собирать сведения, чтобы свободно и добровольно сложить из них своё мировоззрение» [6.IY.28]. Но при этом источники должны иметь одинаковые возможности для пропаганды своих сведений. Смятение, царящее в умах и душах подрастающего поколения, пугает и заставляет задуматься о его последствиях, но: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью» »[6.Y.107], поэтому необходимо обратиться к ментальности своего народа.
Работа по развитию ментальных черт личности учащегося в процессе изучения английского языка, оценка её эффективности
Сегодня система образования находится в глубоком кризисе, поскольку школа просто не успевает за быстроменяющейся действительностью, нередко знания устаревают быстрее, чем ученики оканчивают школу. Все преобразования в сфере образования, по нашему твёрдому убеждению, должны ориентироваться на развитие творческой личности. Именно стимулирование развития творческой личности должно стать основной заботой педагогов, а целью обучения - развитие всех способностей нравственных и духовных качеств растущего человека. Очевидно, что в таких условиях необходимо искать альтернативу ценности освоения конкретных знаний и ею может и должна стать ценность развития человеческой личности во всём её неповторимо-сложном многообразии. Одним из ведущих качеств человека всегда было, и остаётся сегодня, умение мыслить, излагать свои мысли чётко и точно, исходя из этого, можно сделать вывод о значимости филологического образования для развития личности. При этом, если изучение родного языка призвано приобщить человека к ценностям национальной культуры, то изучение иностранных языков прокладывает для него путь к культуре общечеловеческой, помогает осознать себя и свой народ самобытной и неповторимой частичкой огромного целого, носящего название человечество.
Прежде чем приступить к практической работе, нам было необходимо определиться с выбором педагогической технологии, который предстояло осуществить в рамках личностно ориентированного образования, поскольку, цель нашего исследования несовместима с формирующим подходом. Среди трёх основных групп, педагогических технологий личностно ориентированного образования, мы остановились на группе личностно-развивающих технологий, которая, по нашему мнению, более всего соответствует целям и задачам предстоявшей работы.
Затем мы определились с пониманием основополагающих компонентов предстоящей работы: личность ученика (равноправный субъект образовательного процесса и саморазвития, творчески перерабатывающий предлагаемый материал с целью порождения собственных смыслов, посредством личностных структур сознания) объекты деятельности ученика (содержание знаний, ценности культуры); образование (процесс введения растущего человека в мир духовных и материальных ценностей, накопленных человечеством, для их осмысления и самостоятельного ранжирования, помощь в выборе ценностных ориентиров); воспитание (деятельность учителя направленная на создание условий для самовоспитания учащегося на основе непреходящих национальных ценностей и осуществления осознанной самостоятельной оценочной деятельности); средства воспитания (создание благоприятных условий для востребования личностного отношения и порождения личностных смыслов, совместное проектирование целей и содержания занятий, создание условий для проявления ценностно-смысловых и ценностно-эмоциональных отношений, их востребование на занятиях, использование смыслопоисковых операций, основанных на, деятельности личностных структур сознания, преобразование содержания знаний в открытый текст). Содержанием педагогической деятельности служит не провозглашение определённого набора «закрытых знаний», а привнесение смыслопорождающих ориентиров, для пробуждения детей к самостоятельному поиску и осмыслению существующих реалий, с позиций национальной и общечеловеческой культуры. Целью избрали развитие ментальных черт личности, исходя из имеющихся индивидуальных задатков, посредством деятельности личностных структур сознания, осознания субъектного опыта, индивидуально-личностных свойств, на материале, предлагаемом к изучению школьной программой английского языка.
Наша работа должна была основываться на принципах:
гуманизма с позиции аксиологического и культурологического подхода;
природосообразности (в смысле соответствия нравственной народной природе);
жизнетворчества;
индивидуально-творческого подхода;
активного, равноправного сотрудничества в процессе обучения;
востребования личностного потенциала самоорганизации, инициации смыслопоисквой деятельности сознания;
мягкого регулирования процесса развития у учеников способности к самодеятельности;
открытости учебной информации.
Были использованы следующие методы и приёмы:
ценностно-смысловой и ценностно-эмоциональный анализ изучаемого материала, его предварительная разметка и преобразование в «открытый текст»,
усиление личностно-смысловой направленности и наполнение содержания культурными, «человеческими» смыслами, его эстетизация, и экологизация;
обращение к личностным структурам сознания учащихся;
переживание содержания ценностей, их очеловечивание;
воссоздание моделей культур, с последующим выходом на их диалог;
поддержка и развитие детской индивидуальности, актуализация опыта;
предоставление пространства для самостоятельного принятия решений,
совместный выбор содержания и способов учения и поведения участников учебного процесса, диалог, сотрудничество и сотворчество;
стимулирование саморегуляции и самоконтроля учебной деятельности;
блочно-модульная подача изучаемого материала.
Работа была начата в 2001 году и продолжалась на протяжении 4 лет, экспериментальной базой являлся ряд ученических коллективов, и родителей параллелях 5-х и 8-хклассов, условно подразделённая на 2 возрастные подгруппы: 10-ти и 14-ти лет на момент начала исследовательской работы. Отбор параллелей определялся возрастными особенностями ребят, поскольку, учащиеся 5-х классов находятся в детском возрасте, а ученики 8-х классов вступили в подростковую стадию развития. Подобный разброс в группе испытуемых давал нам возможность надеяться на большую объективность результатов, которые предполагалось получить в ходе опытно-экспериментального исследования.
В качестве предмета исследования выступало воздействие процесса изучения общеобразовательных дисциплин филологического цикла и, в частности, английского языка, на развитие ментальных черт личности, взаимовлияние менталитетов, стоящих за каждым из языков.
Объектом исследования послужила деятельность педагогов общеобразовательной школы филологического цикла, направленная на развитие ментальных черт личности в процессе изучения общеобразовательных дисциплин филологического цикла (на примере английского языка).
Приступая к практической части нашей работы, мы поставили перед собой цель проанализировать возможности образовательных дисциплин филологического цикла, а также выявить пути наиболее эффективного использования заложенного в них потенциала по развитию ментальных черт личности.
Нами была выдвинута предварительная гипотеза, заключавшаяся в том, что можно влиять на развитии ментальных черт личности современных подростков посредством процесса изучения образовательных дисциплин филологического цикла, если:
-будут выявлены возможности содержания образовательных дисциплин филологического цикла, в деле развития ментальных черт личности;
-учитываются особенности менталитета носителей того или иного языка;
-результаты развития ментальных черт личности диагностируются и прогнозируются с учётом национальных особенностей;