Содержание к диссертации
Введение 3
Глава I. Этнокультурные ценности в системе гуманитарного образования
1.1. Этнокультурные ценности: сущность, содержание понятия в контексте феноменов «язык» и «культура» 13
1.2. Этнокультурная коннотация содержания учебного предмета «Русский язык» как фактор формирования ценностных ориентации старшеклассников 32
Выводы по I главе 50
Глава Формирование этнокультурных ценностей II. у старшеклассников в процессе обучения русскому языку в опытно-экспериментальной работе
2.1. Реализация этнокультурного подхода к работе с литературными текстами на уроках русского языка в калмыцкой национальной гимназии 51
2.2. Опыт формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников на факультативных занятиях по русскому языку «Этнокультурные ценности калмыцкого и русского народов» 80
Выводы по II главе 125
Заключение 127
Библиография 130
Приложения 151
Введение к работе
Актуальность исследования. Образование в современном мире становится все более функциональным по своей сути. При этом конечный результат должен быть обращен к главной цели - гуманизации всего общества, что в современных условиях, безусловно, возможно только через возрождение этнокультуры в системе образования вообще и гуманитарного образования в частности. Интерес к проблемам этнокультуры в образовании обусловлен наличием этносов, претендующих на право выражения своей культурной самобытности и испытывающих особые потребности в связи с социальной и экономической интеграцией современного общества. Многим видится опасность в том, что стирание границ между государствами, в конечном счете, приведет к исчезновению специфики культурного наследия народов, населяющих различные регионы планеты. В связи с этим образование ставит своей задачей формирование человека, который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в то же время является носителем определенной этнокультуры.
Л.Н. Гумилев, Д.С. Лихачев с особой тревогой говорили о грозящей утере «культурного лица мира», утере национальной самобытности, уникальности и многообразия культур. Существующая сегодня тенденция на модернизацию, стилизацию предметов этнокультуры, историко-культурных ценностей ставит под угрозу" сохранение того, к сожалению, немногого традиционного, что еще есть в культуре народов. Не осознавать этого, значит, равнодушно наблюдать исчезновение этнокультуры, за ней -языка, а затем и самого народа. В этой связи возрастает необходимость культурного возрождения народов, этнокультурных ценностей и на их основе национального самосознания.
Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою самобытность, уникальную этнокультуру. Основанием для этого является Декларация прав ребенка (ст. 29), выдвигающая в качестве обязательного условия «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает».
На современном этапе происходит упрочение социально-культурной идентичности России, которая выражается, главным образом, в том, что российская цивилизация по своему характеру многонациональна, поликультурна и поликонфессиональна. Это делает жизненно важной задачу сохранения государственности, единого социально-политического и экономического пространства. Сегодня особенно важно акцентировать внимание на формировании у подрастающего поколения чувства российского самосознания, поликультурного мышления, толерантности и патриотизма. Вопросы соотношения культуры, образования и духовности в наиболее острой форме обнаруживаются именно в периоды смены жизненных укладов и ценностей в обществе.
В этой связи сегодня в отечественной педагогической науке наблюдается неуклонная тенденция повышения интереса к народной педагогике с её богатым опытом воспитания, что связано с расширением и углублением исторически сложившихся межкультурных связей многонациональной России.
Содержание образования обеспечивает личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создает условия для её вступления в равноправный диалог с представителями других культур, приобщает к ценностям мировой культуры (И.А. Арнольдов, М.М. Бахтин, B.C. Библер). Анализ литературы подтверждает актуальность и значимость этнопедагогики для современной образовательной практики. Вопросы народной педагогики исследованы в различных аспектах В.Ф. Афанасьевым, Л.Д. Вавиловой, Г.Н. Волковым, К.Ж. Кожахметовой, Т.Н. Петровой, Р.К. Санабасовой, К.Д. Ушинским, ЯМ. Ханбиковым, И.А. Шоровым и. др.
Повышенный интерес к исследованию этнопедагогических проблем объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, современная экономическая политика наряду с позитивными шагами, связанными с возрождением таких некогда забытых понятий, как предприимчивость, инициативность заметно отдалило от себя духовные ценности; во-вторых, кардинальные преобразования на пути демократизаций и гуманизации образования предполагают возрождение самобытных культур народов России, которые являются средствами стабилизации общественной жизни и обогащения педагогической науки; в-третьих, в условиях резкого обострения социально-экономических и политических противоречий, межэтнических конфликтов этнокультурные ценности являются нравственным основанием для развития толерантной личности.
Большая часть исследований по этнопедагогике отражает анализ различных сторон воспитательной практики тех или иных этносов, на основе изучения традиций, обычаев, фольклора (Г.С. Виноградов, Л.М. Кашапова, Л.В. Кузнецова, З.Б. Цаллагова, У.Э. Эрдниев). Однако недостаточное внимание уделяется механизмам (средствам, формам и методам) формирования у учащихся ценностей этнокультуры в процессе обучения русскому языку. Между тем учёт этнокультурных особенностей определяет необходимость обучения языку в неразрывной связи с русской культурой. (В.Г. Костомаров, Э. Сепир, Б.Л. Уорф) Диалог культур помогает лучше понять родную культуру, культуру другого народа, способствует формированию культуры межнационального общения. В связи с этим одной из важнейших целей обучения русскому языку является формирование этнокультуроведческой компетенции. Для этого этнокультурная информация должна быть введена в содержание обучения русскому языку и предложена учащимся в сопоставлении, что будет способствовать воспитанию чувства уважения и интереса к другим народам, их обычаям, традициям и верованиям, а самое главное -способствовать развитию межнациональной и этнокультурной толерантности. Таким образом, возникает противоречие между объективной необходимостью формирования у школьников этнокультурных ценностей, имеющимися возможностями включения в содержание гуманитарных дисциплин школьного учебного плана, в частности, русского языка, этнокультуры, обусловленных национально-региональным компонентом содержания образования . и недостаточным уровнем научно-методической обеспеченности этих предметов в контексте данной проблемы.
Все вышесказанное и определило тему исследования: «Формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку»
Целью исследования является теоретико-методическое обоснование средств, форм и методов формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку в условиях средней школы национального региона Российской Федерации.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку будет эффективным, если:
• выявлена и реализована на практике этнокультурная коннотация содержания учебного предмета «Русский язык» в старших классах;
• процесс изучения учебных текстов на уроках русского языка и факультативных занятиях в старших классах ориентирован на формирование у учащихся этнокультурных ценностей;
• научно и экспериментально обоснованы средства, формы и методы формирования у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе обучения русскому языку - учебные тексты; активные формы учебной работы (сочинения различных типов: рассуждения, описание, повествования; изложения, различные творческие задания); «диалог культур» (B.C. Библер), построенный на сравнении русских и калмыцких литературных текстов; укрупнение дидактических единиц);
• реализованы программы спецкурса «Язык и культура» и факультативного курса «Этнокультурные ценности калмыцкого и русского народов».
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность этнокультурных ценностей в контексте феноменов «язык» и «культура».
2. Выявить возможности этнокультурной коннотации содержания филологических дисциплин как фактора формирования ценностных ориентации старшеклассников.
3. Представить опыт формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку на уроках и факультативных занятиях.
4. Разработать критерии отбора, способы адаптации и требования к учебному тексту как средству формирования этнокультурных ценностей в процессе изучения русского языка.
Общую методологию исследования составили философская теория познания, положения о всеобщей связи, единстве и взаимообусловленности явлений, о диалектике общего, особенного и единичного; теории культурологического и системного подходов к изучению педагогических явлений; положения о роли народа в создании духовной культуры и творческой природе этнокультуры.
Теоретической базой исследования стали:
философские, психолого-педагогические, этнопедагогические исследования в области ценностных ориентации личности (А.Б. Афанасьева, В.Г. Афанасьев, Г.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е.И. Казакова, А.Н. Леонтьев, B.H. Сагатовский, Р.К. Санабасова и другие);
- исследования калмыцкой научной школы, рассматривающие г историю калмыцкого народа, сопоставление русской и калмыцкой культур
(Б.Б. Оконов, И.С. Немгирова, Н.Ц. Биткеев, Н.Ш. Ташнинов, П.М. Эрдниев);
- концепция билингвального образования на . основе принципа этнокультурной коннотации1 (А.Б. Панькин);
- лингвокультурологические исследования (М.М. Бахтин, И.В. Веденеева, В.Г. Костомаров, Л.А. Шейман);
- подходы к изучению особенного и общего в этнокультурах («диалог Г культур» - B.C. Библер).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнографической, исторической литературы по исследуемой проблеме;
• анализ школьной документации: учебных планов, программ, учебников и пособий, используемых для обучения русскому языку в средней школе;
/. «эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, позволившие собрать конкретный материал и проверить гипотезу исследования;
• сопоставительный;
• статистические.
Достоверность результатов исследования обусловлена методологической ориентацией на ведущие культурологические концепции мировой и российской педагогики; использованием методов, адекватных г;
поставленным целям и задачам; положительными результатами проведенного эксперимента; многолетним (35 лет) опытом работы в качестве учителя русского языка и методиста педагогической практики студентов университета, преподавателя педагогического факультета университета; освещением опыта практической работы в средствах массовой информации Республики Калмыкия. Научная новизна исследования состоит:
- в уточнении сущности понятия «этнокультурные ценности» в контексте соотношения феноменов «Язык» и «Культура»;
- в выявлении возможностей этнокультурной коннотации содержания филологических дисциплин как фактора формирования ценностных ориентации старшеклассников;
- в теоретическом обосновании национально-культурного компонента содержания обучения русскому языку в средней школе с позиции современной лингвистики, культурологии и в соотношении с национально региональным компонентом государственного образовательного стандарта по русскому языку;
- в научно-экспериментальном обосновании форм и методов формирования у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе обучения русскому языку и разработке критериев отбора учебного текста (информативность, этнокультурная ценность, типичность, занимательность, актуальный историзм) для обучения русскому языку в контексте формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников и лингвометодические критерии (доступность, целесообразность, познавательная и воспитательная ценность, образцовость);
- в разработке программ факультативного курса «Этнокультурные ценности калмыцкого и русского народов» и курса по выбору «Язык и культура».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно дополняет существующую теорию формирования личности школьника на основе аксиологического подхода (этнокультурных ценностей). Результаты исследования расширяют научные представления о возможностях формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе изучения русского языка. Этнокультурный контекст и лигводидактические подходы конкретизируют отдельные положения теории формирования личности учащихся.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная и внедренная в практику авторская программа факультативного курса «Этнокультурные ценности калмыцкого и русского народов» способствует формированию этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе изучения русского языка. Материалы исследования могут быть использованы при составлении программ, учебников, учебно-методических пособий по русскому языку, а также специальных факультативных курсов J для учащихся различных типов образовательных учебных заведений и студентов педагогических факультетов ВУЗов. На защиту выносятся следующие положения:
1. Этнокультурные ценности являются совокупностью ценностей материальной и духовной жизни этноса: природа, народный быт, праздничная культура, история, традиции образования и воспитания, искусство, идеалы - все то, что основывается на единстве языка и культуры этноса. j, 2. Язык и культура как феномены во взаимосвязи сущностно обусловливают процесс этнокультурной идентификации личности школьника. В этом процессе именно язык играет важную роль как средство накопления и передачи национального культурного наследия.
3. Этнокультурная коннотация содержания образования, процесса воспитания есть их окрашенность, усиление, этнокультурная направленность.
4. В содержании учебного предмета «Русский язык» и в процессе 7 у изучения русского языка этнокультурная коннотация способствуют формированию у старшеклассников этнокультурных ценностей, в целом -гуманизации образовательного процесса, совершенствованию нравственно-этической и социальной базы личности, осознающей себя представителем своего этноса, гражданином своей страны и субъектом мировой цивилизации.
5. Специфика функционирования русского языка в Республике Калмыкия, когда учащиеся калмыцкой национальности в большинстве случаев овладевают родным языком с некоторым или значительным отставанием или не владеют им вообще, позволяет использовать его в качестве средства приобщения как к русской, так и к калмыцкой культуре.
6. Процесс формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников основывается на актуализации этнокультурной коннотации содержания учебного предмета «Русский язык» в старших классах, ориентации изучения учебных текстов на уроках русского языка и факультативных занятиях в старших классах на формирование у учащихся этнокультурных ценностей.
7. Оптимальными средствами, формами и методами в этом процессе являются: учебный текст, активные формы учебной работы (сочинения различных типов: рассуждения, описание, повествования; изложения, различные творческие задания); «диалог культур», построенный на сравнении русских и калмыцких литературных текстов; укрупнение дидактических единиц).
8. Учебные тексты, содержательную структуру которых составляет этнокультурная информация, ориентированы на формирование этнокультурных ценностей.
9. Критериями отбора учебные текстов являются: содержательные -информативность, этнокультурная ценность, типичность, занимательность, актуальный историзм; лингвометодические - доступность, целесообразность, познавательная и воспитательная ценность, образцовость.
Базой исследования явились МОУ «Средняя школа № 4 — национальная гимназия» города Элисты Республики Калмыкия, педагогический факультет Калмыцкого государственного университета.
Апробация основных результатов диссертационного исследования проводилась: на научно-практической конференции работников образования «Воспитание и развитие личности в условиях регионализации образования» (Элиста, 1999 г.), международной научно-практической конференции «Мировая словесность - детям» (Элиста, 2000 г.), IX международной научно-практической конференции по УДЕ (Элиста, 2001 г.), Всероссийском детском форуме народного искусства в рамках круглого стола Министерства образования РФ и Министерства культуры РФ «Восхождение к истокам» (Москва, 2002 г.), международной научной конференции «Национальная политика советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения» (Элиста, октябрь 2003 г.), Всероссийской конференции «Этноэстетика в современных образовательных учреждениях» (Чебоксары, 2005 г.), научно-практических конференциях в Калмыцком республиканском институте повышения квалификации работников образования; на заседаниях кафедры начального обучения и частных методик Калмыцкого государственного университета и методических объединений учителей-словесников г. Элиста; на семинарских занятиях студентов Калмыцкого государственного университета. По теме диссертации опубликовано 8 работ.