Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические и прикладные основы формирования культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ 14
1 . Культура педагогического общения как научная и педагогическая проблема 14
2. Музыка как поливариативное средство формирования культуры педагогического общения 59
3 .Возможности формирования культуры педагогического общения в музыкальном ССУЗ 72
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры педагогического общения в музыкальном ССУЗ 85
1 . Целевое проектирование содержания подготовки студентов к предстоящему педагогическому общению 85
2. Организация и технологическое обеспечение процесса формирования культуры педагогического общения 107
3 .Подготовка педагогов музыкальных ССУЗ к формированию у студентов культуры педагогического общения 117
4.Организация и ход опытно-экспериментальной работы 124
Заключение 149
Библиография 152
Приложения 170
- Культура педагогического общения как научная и педагогическая проблема
- Музыка как поливариативное средство формирования культуры педагогического общения
- Целевое проектирование содержания подготовки студентов к предстоящему педагогическому общению
- Организация и технологическое обеспечение процесса формирования культуры педагогического общения
Введение к работе
Современные процессы развития культуры в России имеют как позитивные, так и негативные стороны. Безусловно, свобода и плюрализм стали в ранг основополагающих положительных ценностей социума, но, вместе с тем, навязчивое проявление коммерциализации и пышный расцвет нового слоя культуры - массовой культуры, культивирование ее поделок, часто имеющих низкий интеллектуальный и духовный уровень и в принципе не согласующихся с понятием о художественно-эстетической ценности, заставляет более бережно относиться к выработанному прежде мировому и национальному культурному достоянию.
Динамика изменений в современном социокультурном пространстве уже сейчас позволяет с большой долей вероятности прогнозировать серьезные изменения ситуации в будущем. Интенсивно возрастающий во всем мире уровень научно-промышленных технологий, а также уровень потребления принципиально новых товаров и услуг, стремительно меняющийся образ мира заставляют учитывать тенденции, присущие этим процессам. К числу наиболее значимых тенденций необходимо отнести глобализацию этнического мышления, интеграцию национальных ценностей в ценности мирового значения, а также тенденции противоположного направления, связанные с укреплением ослабевающих национально-культурных и ментальных образований, существующих в обычаях, языке и культуре наций и проявляющихся в различных видах национальных искусств. Переход от моностилистической культуры к полистилистической, отмечаемый в нашей стране [143], характеризуется размыванием традиционно существовавших ранее социальных и культурных ориентиров у большой части населения страны и формированием новых, далеко не всегда имеющих достаточно высокий уровень ценности. В этой ситуации каждый представитель социума оказался в ситуации выбора своих культурных приоритетов, которые
4 становятся эталонами и критериями, позволяющими ему оценивать многообразие культуры во всех ее проявлениях.
В этом ракурсе формирование культуры педагогического общения как важной части профессиональной культуры современного педагога, работающего во имя достижения высокого уровня духовности социума, может претендовать на особое внимание.
Музыкальной культуре свойственны проблемы всей современной культуры. Широкое распространение массовой культуры, продолжающийся процесс понижения интеллектуального и художественного уровня ее продуктов не могут не отражаться на характере духовного развития социума.
Увлечение молодежью поп-музыкой и ее отвлечение от ценностей классического музыкального искусства, а так же меняющийся под воздействием наступающей массовой культуры образ жизни современной молодежи ни в коей мере не способствуют формированию у нее качеств, свойственных гармонично развитой личности.
В то же время довольно большая часть общества не только стремится сохранять, но и утверждать «вечные» культурные ценности и достижения, выработанные всей историей развития человечества.
Роль ценностей для жизнедеятельности социума невозможно переоценить, поскольку именно они выступают мощными регуляторами социальных и культурных процессов.
Овладение культурными ценностями, ведущее к формированию высоко развитой личности, способной бережно сохранять их, использовать и приумножать ради дальнейшего социального прогресса, является самых главным основанием в новой социокультурной парадигме.
Ценности высокой культуры имеют непреходящее значение, но далеко не всегда бывают востребованы в современный период ломки классической модели культуры. В современных условиях именно на педагогический корпус падает огромная ответственность за то, какими людьми вырастут нынешние дети. Детские музыкальные школы сегодня представляются одним из типов
5 образовательных заведений, в которых остается возможность дать детям хорошее эстетическое и нравственное воспитание. Подготовка студентов музыкальных ССУЗ - будущих преподавателей музыкальных школ и носителей высокого культурного потенциала для выполнения этой специфической миссии включает в себя и овладение культурой педагогического общения.
Музыкальное воспитание является одной из существенных частей гуманитарного и эстетического развития личности, а музыка как вид искусства и специфический вид деятельности человека выступает одним из самых мощных средств, способных в огромной степени повлиять на развитие высокоценных качеств личности, обусловливающих развитие и реализацию ей своих сущностных сил, определенным образом совершенствуя восприятие мира и отношение к нему.
Огромное значение для процесса формирования личности студентов, ее культуры имеют условия, среди которых важнейшим выступает контингент педагогов, способных адекватно осознавать актуальные проблемы, стоящие перед современным социумом и гуманитарным образованием и решать их на высоком уровне. В связи с этим подготовка современных специалистов-музыкантов и педагогов в ССУЗ гуманитарного профиля должна быть не узко профессионально направленной, а нацеленной на формирование социального статуса активного деятеля, умеющего действовать во многих сферах музыкальной культуры, подчиняющего себя целям созидания духовности и социокультурного прогресса независимо от его специальности.
Одним из наиболее значимых качеств специалиста социокультурной
сферы является умение общаться с людьми, причем это общение может
проявляться в различных видах, формах и при помощи самых разнообразных
средств. Сфера деятельности его распространяется от изучения
психологических и возрастных особенностей учащихся, их родителей, различных социальных категорий, мира их интересов, круга общения и условий жизни до выявления и решения многих социально-педагогических проблем [55; 126]. Культура этого общения является одной из важнейших
сторон педагогической деятельности, проявляется на разных уровнях общения (духовном, эстетическом, этическом, интеллектуальном, деловом и т.д.), служит инструментом формирования отношения людей к ценностям социально-культурного и гуманитарного значения. От того, каким уровнем культуры владеет педагог, насколько он компетентен в деле обучения и воспитания, как он может организовать взаимодействие с учащимися, зависит успех реализации глобальных задач, заложенных в современных педагогических парадигмах.
Необходимость усиления внимания к проблеме формирования культуры
педагогического общения обосновывается тем, что сегодня есть реальная
потребность в кадрах, способных не только давать начальное музыкальное
образование, но формировать потребность учащихся детских музыкальных
школ в общении с искусством. Многочисленные случаи, когда дети покидают
музыкальные школы, имея стойкую неприязнь к музыке вместо любви к ней,
говорят о серьезных просчетах как в организации обучения детей, так и в
педагогической подготовке их учителей. До сих пор преобладающим подходом
в практике детского музыкального образования остается подход,
сложившийся еще во II половине XIX века и применяемый для обучения
профессиональных исполнителей в России. Нет необходимости сегодня
доказывать его непригодность для всего детского музыкального образования.
Исследование современного состояния музыкального образования показало его
многоцелевой характер, что настоятельно требует применения
диверсификации на научном, организационно-управленческом, методическом и практическом уровнях. Необходимость диверсифи-цированного подхода определенным образом отражается и на требованиях к овладению культурой педагогического общения.
К сожалению, только одна из программ педагогического цикла - «Основы педагогики» - декларирует необходимость развития у студентов культуры педагогического общения; однако, в программе не даются целостные и
7 системные представления о ней, а вопросы формирования культуры педагогического общения вообще не отражаются в содержании программ.
Необходимо заметить, что проблемам культуры педагогического общения не уделяется необходимого внимания не только в системе среднего специального музыкального образования, но и в педагогической науке, а аспекты, связанные с педагогическим общением и формированием его культуры у будущих педагогов, почему-то до сих пор не находят своего достойного места среди актуальных научных проблем.
В ходе проведенных нами исследований было выявлено, что вопросы, связанные с культурой педагогического общения музыканта-педагога как определенной системой, в специальной и научной литературе почти не рассматривались. Нет исследований, посвященных формированию культуры педагогического общения в условиях музыкального ССУЗ.
Очевидно, что противоречия и причины экономического, политического, общегуманитарного, философского, социально-культурологического характера являются движущей силой и основанием для понимания необходимости существенной модернизации среднего специального музыкального образования на всех образовательных уровнях. Это, в свою очередь, требует модернизации гуманитарной сферы образования музыкантов-педагогов среднего звена, а также более глубокой и широкой интеграции ее с профессиональной сферой. Модернизация призвана устранить ряд противоречий, присущих системе среднего профессионального музыкального образования: между целями музыкального образования и уровнем их практической реализации на различных уровнях (школа - училище - вуз -послевузовское образование в различных формах); между требованиями к гуманитарной подготовке специалистов и ее реальным уровнем; между требованиями к дидактико - методическому обеспечению современного учебно-воспитательного процесса и реальным уровнем его обеспеченности и т.д.
Важнейшим противоречием является противоречие между должным и сущим, а именно: между объективной востребованностью высокого уровня культуры педагогического общения с одной стороны, и реальным уровнем владения ею музыкантами - педагогами - с другой.
Данные противоречия определили наш подход к проблеме исследования, которая ставилась так же с учетом опережения ситуации, складывающейся в социокультурной сфере и в музыкальном образовании в частности. Сущность философского подхода к проблеме опережения ситуации заключается в признании педагога субъектом, формирующим ценностно-гуманистические и практико-деятельностные основания будущего социума вне зависимости от времени и эпохи, причем выпускник музыкального ССУЗ -будущий педагог детского музыкального образовательного учреждения рассматривается и как потенциальный потребитель музыкальных ценностей, как субъект и объект общения.
Проблема исследования: каковы теоретико-прикладные предпосылки, условия, особенности и механизмы формирования культуры педагогического общения в музыкальном ССУЗ.
Проблема, выше перечисленные противоречия и современные тенденции в музыкальном образовании явились основанием для выбора темы исследования: «Формирование культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ».
Цель исследования - выявление условий формирования культуры
педагогического общения будущих музыкантов-педагогов, деятелей
социокультурной сферы и экспериментальная проверка модели ее формирования в музыкальном ССУЗ с учетом реальной и потенциальной социальной среды потребления ценностей музыкальной культуры.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в музыкальном ССУЗ как база для формирования культуры педагогического общения.
Предмет исследования - организационные, психолого-педагогические и социокультурные условия формирования культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ - будущих музыкантов-педагогов.
Гипотеза исследования: формирование культуры педагогического
общения студентов музыкальных ССУЗ станет более эффективно
осуществляться, если будут разработаны: ее теоретико-прикладная модель и
критериальные основы, выведенные с учетом современных социокультурных и
педагогических парадигм, социальных потребностей и научных и
практических достижений в сфере культуры, профессиональной музыкальной педагогики и психологии, а также выявлены и соблюдены психолого-педагогические условия ее реализации. К этим условиям относятся:
- создание в музыкальном ССУЗ психолого-педагогической атмосферы,
способствующей целенаправленному личностно-ориентированному
становлению студентов как будущих музыкантов-педагогов, специалистов
социокультурной сферы, ответственных за сохранение и развитие духовной
культуры социума;
- способность педагогов к интеграции фундаментальных мировоззренческих,
общенаучных, частнонаучных, прикладных, теоретических и профессио
нальных знаний, элементов ценностно-смысловой сферы на методологическом,
психолого-дидактическом, прикладном и конкретном методическом уровнях;
овладение педагогами музыкальных ССУЗ методиками формирования универсалий и содержательных компонентов культуры педагогического общения как системы;
вовлечение студентов музыкальных ССУЗ в деятельность, максимально способствующую формированию у них культуры педагогического общения.
Задачи исследования:
- выявить и установить смыслы, содержание культуры педагогического
общения будущего музыканта, а также систематизировать условия,
закономерности, механизмы ее формирования в музыкальном ССУЗ;
10 - разработать систему критериев сформированности культуры педагогического общения у студентов музыкальных ССУЗ;
создать теоретико-прикладную модель формирования культуры педагогического общения и выработать условия ее реализации.
Методологическую основу исследования составили: современные социокультурные и педагогические парадигмы (гомоцентрическая, гуманистическая); научные труды по культурологии и философии культуры (А.И.Арнольдов, Л.С.Выготский, В.М.Межуев, Э.А.Орлова), по философии и психологии общения (А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев); по методологии педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, Я.Скалкова, Н.Ф.Талызина и др.).
В исследовании использовались следующие теории и концепции: теория деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев); формирования индивидуальной культуры и входящих в нее компонентов (Л.С.Выготский, Н.Ф.Талызина, Р.Х.Шакуров); концепция об определяющем влиянии эстетических ценностей на всю систему ценностей личности (Т.Чередниченко); интеграции профессиональной и гуманитарной подготовки (Л.А.Волович, Г.В.Мухаметзянова); полигенетическая теория межличностных отношений (Р.Х.Шакуров); психологическая теория формирования личности и отдельных ее свойств (Ю.А.Цагарелли); теории формирования ценностно-смысловой сферы личности (Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев).
Базой опытно-экспериментальной работы являлось Казанское музыкальное училище им. И.В.Аухадеева. В исследованиях, проводимых на базе Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова, принимали участие выпускники музыкальных училищ Поволжья.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе ("1996-1998 г.) изучались научная и методическая литература, осуществлялся анализ, определялись методологические подходы, отрабатывалась структура педагогического общения и система формирования
11 его в условиях музыкального ССУЗ, констатирующий эксперимент. Также на этом этапе осуществлялась подготовка формирующего эксперимента (создана анкета и намечен план его проведения), проведен пробный эксперимент.
На втором этапе (1998-2003 г.) проводилась опытно-
экспериментальная работа с учётом анализа результатов первого этапа. Была осуществлена коррекция плана проведения эксперимента, в результате чего были внесены изменения в план проведения формирующей части эксперимента. Полученные выводы и результаты подвергались научно-педагогической экспертизе.
На третьем этапе (2003-2004г.) обобщались и переосмыслялись результаты эксперимента, осуществлялось литературное оформление диссертации.
Новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается: а) в систематизации концептуальных идей, научных разработок по проблеме содержания, состава и структуры культуры педагогического общения музыканта-педагога и его адаптации к условиям и процессу подготовки специалистов музыкального профиля; б) в выявлении условий формирования культуры педагогического общения у студентов музыкальных ССУЗ; в) в выявлении особенностей ценностно-смысловой и нормативной сфер культуры педагогического общения и роли музыкального искусства в их формировании; г) в разработке теоретико-прикладной модели формирования культуры педагогического общения у студентов музыкальных ССУЗ, включающей условия, цели, критерии, пути, этапы, способы формирования.
Практическая значимость исследования состоит в выработке теоретико-методологических и прикладных предпосылок формирования культуры педагогического общения музыканта-педагога; в разработке методик формирования культуры педагогического общения у студентов музыкальных ССУЗ; в нахождении оптимальных механизмов и условий ее формирования; в разработке требований к качествам личности студентов, входящих в структуру обязательных для осуществления педагогического общения.
12 На защиту выносятся следующие положения:
Культура педагогического общения музыканта-педагога включает в себя ценностно-смысловую, нормативную и деятельностно-технологическую сферы, а так же специфические компоненты, обеспечивающие успешность выполнения музыкально-педагогической деятельности. Система ценностей и смыслов выступает в качестве стержневого образования личности студентов, активно воздействует на формирование их собственной культуры и культуры предстоящего педагогического общения.
Формирование культуры педагогического общения представляет собой: а) организованный процесс поэтапного и поэлементного ее усвоения и б) процесс личностно-ориентированного, целенаправленного ее становления, основанный на выявлении и упреждении трудностей.
В качестве условий формирования культуры педагогического общения определены следующие: осознанное становление студентов как творческих личностей, отвечающих за состояние и развитие духовной культуры социума; освоение высоких духовных, нравственно - эстетических ценностей академического и народного музыкального искусства; готовность педагогов к интеграции фундаментальных, общенаучных и профессиональных знаний и элементов ценностно-смысловой сферы на общепредметном, межпредметном и внутрипредметном уровнях, овладение методиками формирования компонентов культуры педагогического общения; вовлечение студентов в деятельность, способствующую формированию у них культуры педагогического общения.
Интегративная динамическая модель формирования культуры педагогического общения студентов ССУЗ позволяет избирательно формировать в условиях учебно-воспитательного процесса ее компоненты.
Приведенные выше положения определяют новый концептуальный подход к формированию культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ с учетом полипарадигмального статуса культуры педагогического общения, реальных, потенциальных и прогностических
13 потребностей приобщения новых поколений детей к истинным ценностям музыки.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением утвердившихся в педагогической науке теоретических и практических методов исследования (наблюдение, тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок, оригинальные и адаптированные к условиям музыкального ССУЗ методики, статистические методы обработки).
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в процессе преподавания педагогических дисциплин в музыкальных ССУЗ и вузах г. Казани, на научных и научно-практических конференциях, при обсуждении результатов проводимого исследования в лаборатории ИСПО РАО, перед слушателями Института дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников культуры и социокультурной сферы, педагогами музыкальных ССУЗ г. Казани, Набережных Челнов, Ульяновска, Альметьевска, Нижнекамска, Чебоксар и музыкальных школ Республики Татарстан.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Она включает 7 приложений (в том числе 4 таблицы и 1 рисунок). Список использованной литературы содержит 199 источников на русском и иностранных языках.
Культура педагогического общения как научная и педагогическая проблема
Изучение материалов по теме данного исследования позволяет говорить не только о значительной сложности тех явлений, которые входят в состав данной проблемы, но и сложности их интеграции в единый проблемный узел, составляющий ее центр: культура и общение представляют собой феномены, определение которых в научной литературе связано с разными подходами.
Исследования данных феноменов и отдельных их сторон ведутся в таких отраслях науки как философия, культурология, общая и социальная психология, этнография, лингвистика. Исследования вопросов, связанных с формированием культуры общения и педагогического общения ведутся в психологических и педагогических науках, а вопросов, связанных с формированием культуры педагогического общения музыканта-педагога - в музыкальной педагогике.
Раскрытие сущности проблемы культуры педагогического общения музыканта-педагога невозможно без формирования точного понятийного аппарата. В сфере рассмотрения данной проблемы находятся такие принципиально значимые понятия и категории как «культура», «культура общения», «культура педагогического общения», «субъект культуры», «объект культуры», «общение», «субъект и объект общения», «педагогическое общение», «музыкальное искусство».
Методологически важным для понимания данной проблемы является смысловой акцент, делающийся в формулировке проблемы на термине «культура», поскольку в данном исследовании рассматривается ценностно-нормативная фактура конкретного социального явления и процессы деятельности, к которым относится и педагогическое общение. Исследование культуры педагогического общения.
Сам термин «культура» применяется в различных аспектах. В частности, в условно-терминологическом он не сводится к разряду теоретических определений и характеризует уровень развития какого-либо явления (культура микроорганизмов, культура голоса певцов, сельскохозяйственная культура и т.д.). Все эти значения лексемы «культура» выступают как терминология служебного характера, относящаяся к языковым формам [79;75].
Известно мнение ряда исследователей культуры, согласно которому обобщающее понятие культуры есть «не более чем умозрительная категория, отмечающая определенный класс явлений в социальной жизни людей, определенный аспект их совместного существования» [77;336]
Сегодня насчитывается более 1500 определений феномена культуры, которые отражают его полиморфизм. Одно из наиболее близких теме исследования философских определений культуры дано В.А.Межуевым: «С философской точки зрения культура - не просто сумма вещей и идей, которые надо только эмпирически выделить и описать, а вся создаваемая предметная действительность, воплощающая в себе наши собственные силы и отношения, весь мир, который мы обнаруживаем, находим в самих себя» [104;329].
Из выработанных в философии культуры ее определений, мы выделяем определение А.И.Арнольдова: «Культура - это исто рически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения, а также обусловленный способом производства процесс развития сущностных сил человека, его самореализации, процесс его творческой деятельности, социально значимой по своей сущности и направленной на освоение и изменение мира, в котором живет человек» [ 104; 13].
Принципиально важным с точки зрения методологии является положение А.И.Арнольдова (1992) о том, что культура как единое целое проявляется в трех сферах: как внутренняя спонтанная культура, сконцентрированная в духовном мире человека; как информационная система, обеспечивающая хранение, создание и передачу знаний; как функциональная культура, связанная с поведением людей в обществе, как культура непосредственного, постоянно развивающегося человеческого общения.
Философия культуры, пытаясь объяснять культуру, расчленяет ее на ряд областей, вскрывает законы ее структуры, соподчинения между частями этого явления и определяет его ценности [169; 230].
В культурологии, равно обращенной к любой культуре, стремящейся судить о всех них объективно и беспристрастно [76;43], понятие «культура» также рассматривается с разных позиций (Ю.М.Лотман И.Пригожин П.А.Сорокин Т.С.Элиот и др.) [6;336]. Представляет интерес структурно-функциональный подход к культуре как к системе; к целому, каждый элемент которого выполняет свою функцию (Б.Малиновский, А.Рэдклифф-Браун) [143;71].
Музыка как поливариативное средство формирования культуры педагогического общения
Важнейшей частью культуры педагогического общения педагога-музыканта является богатая внутренняя духовная культура личности, проявляющаяся как результат овладения ей всей социальной культурой. Одним из самых важных для воспитания духовных качеств человека с древних времен признавалось музыкальное искусство.
По наблюдениям М.Марка, важнейшая проблематика философии музыкального воспитания со времен Платона оставалась одной и той же и касалась исследования воздействующей способности музыки и как с ее помощью сделать людей лучше. [100]. Существующие на сегодняшний день концепции воспитания людей средствами музыкального искусства не объединяются единой философской методологией, в них не формулируются общие цели музыкального воспитания и, естественно, не предлагаются единые пути осуществления. [Здесь же;31].
В получивших общественное признание известных системах общего музыкального воспитания (Э.Даль-Кроза, Д.Кабалевского, З.Кодаи, К.Орфа, С.Судзуки и др.) реализуются оригинальные идеи, принципы и установки их авторов.
Общение с искусством и есть один из основных путей и способов становления духовной культуры человека. «Искусство, в сущности, и есть общение искусством»- отмечал А.А.Леонтьев [83;92]. «Мы подчеркиваем, - писал В.Ф.Рябов, - что именно это духовное общение людей через искусство, благодаря которому передается социальный опыт, является главным и исходным моментом как для художника, так и для зрителя. Все остальное-средство и подчинено этому» [145; 102]. По мнению В.А.Левина, «творческая деятельность художника на всех ее этапах является общением и подчиняется законам общения», причем в качестве наиболее высокой степени развития общения выступает зрелое художественное творчество и восприятие [83;22].
Процесс формирования культуры педагогического общения специфическими средствами музыки может быть обоснован несколькими положениями.
С методологических позиций наиболее значимыми аспектами музыкально-эстетического воздействия, традиционно связываемые с основными сферами человеческого развития (что также имеет отношение к формированию музыкально-художественной культуры), выступают три: взаимоотношение личности и общества, взаимосвязь личности с окружающим миром и соотношение духовного и телесного в человеке. «Эти стороны, - пишет В.Матонис, - составляют важнейшую методологическую базу всестороннего и гармонического развития личности (в том числе средствами музыки). Исходные принципы этой методологии выступают в качестве ориентира как в научно-теоретической, так и в воспитательно - практической деятельности» [100;33]. Так, в числе первых Л.С.Выготский отмечал важность биологических и социальных процессов [37;331], а А.В.Луначарский считал, что подлинное понимание искусства возможно только при тройном пути его исследования: физическом, психофизическом и социологическом [100].
Ценность биологического аспекта при изучении воздействия музыки на личность человека заключается в том, что оно во многом зависит от развития его родовых и индивидуальных биологических свойств, к числу которых надо отнести такие, как: наличие определенных задатков, эмоциональности, темперамента, физиологических особенностей протекания нервных процессов.
Ценность психологического аспекта заключается в признании огромной роли общих и музыкальных способностей, необходимых каждому человеку для овладения в полной мере и во всей тонкости спецификой музыкального искусства, представленной в разных стилях, жанрах, фактурах.
Целевое проектирование содержания подготовки студентов к предстоящему педагогическому общению
Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и реализация модели формирования культуры педагогического общения были бы невозможны без обращения к современному опыту проектирования содержания учебно-воспитательного -процесса. В область наших исследований входили: 1) источники научного и методического характера по проблемам проектирования содержания подготовки; 2) опыт формирования различных видов культур; 3) опыт и организация формирования отдельных элементов и компонентов, входящих в состав системы и структуры культуры педагогического общения.
Структура и содержание подготовки обучающихся в ССУЗ определяются «Законом об образовании» и требованиями Госстандарта, отраженными в разделе «Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших подготовку по программе специальности», учебными планами, учебными программами, учебниками и учебными пособиями.[1;40]. Однако данные требования ненормативно (на уровне общей декларации) определяют состав и качество культуры выпускающегося специалиста.
еВ качестве методологического обоснования проектирования содержания подготовки будущих музыкантов-педагогов и специалистов социокультурной сферы и искусства к педагогическому общению мы принимаем научно-теоретические положения и выводы, сделанные Б.С.Гершунским, В.С.Ледневым, М.И.Махмутовым, Г.В.Мухаметзяновой. В качестве теоретико-методологических основ целевого проектирования содержания мы также использовали: теории декомпозиции и интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе (Л.А.Волович, Г.В.Мухаметзянова); методики определения содержания и структуры общеобразовательной подготовки в ССУЗ (Курамшин И.Я., Кирсанов А.А.); методику определения содержания и структуры специальной и практической подготовки в ССУЗ (И.А.Халиуллин); теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки (Л.Г.Арчажникова); модель выпускника исполнительских и исто-рико-теоретических факультетов музыкальных вузов (А.В.Малин-ковская); философские и культурологические положения, раскрывающие сущность феномена культуры (А.И Арнольдов, В.С Межуев и др.).
Проектирование в педагогике связывают с целепола-ганием, прогнозированием, планированием и организацией процессов обучения и воспитания [68; 155].
Логика проектирования содержания учебно-воспитательного процесса предполагает ведущую роль образовательных целей, которые, в свою очередь, определяются противоречиями между современным уровнем требований к образованию и реальным его состоянием, а также подходами к его конструированию [84]. Цели образования определяют содержание всего образовательного процесса. Важнейшая цель образования воспитание всесторонне и гармонично развитого человека -предполагает выбор адекватного ей содержания образования.
Большое внимание проектированию содержания учебно-воспитательного процесса было уделено М.И.Махмутовым [102]. По мнению М.И.Махмутова, под содержанием образования в целом подразумевается вся совокупность видов воспитания, а под содержанием обучения - система философских и научных знаний, а также связанных с ними способов деятельности и отношений, представленных в учебных предметах [Здесь же}. Под целевым проектированием содержания подготовки мы понимаем проектирование, осуществляемое в соответствии с идеальными целями, определяемыми логикой образовательного процесса, направленного на формирование современного специалиста, а также фундаментальными положениями и выводами, имеющими методологическое значение.
Современный подход к целям и содержанию обучения и воспитания в условиях профессионального образования определяет логику проектирования содержания учебно-воспитательного процесса в условиях профессиональной подготовки, которая предполагает гармоничное сочетание интересов производства и интересов личности [30;22].
Цели музыкального образования определяются соци альными и личными культурными потребностями, а производ ственные интересы зачастую совпадают с интересами личности, призванием к профессии. Поэтому, современное содержание музыкально-педагогической деятельности (в различных ее специализациях), структура необходимых личности качеств и свойств, социальные и личные цели образования и обучения должны определять (с учетом диверсификации) содержание учебно-воспитательного процесса и его технологии.
Организация и технологическое обеспечение процесса формирования культуры педагогического общения
Организация учебно-воспитательного процесса, связанного с формированием культуры педагогического общения, безусловно, предполагает применение общепринятых в дидактике важнейших категориальных элементов, выбор которых обусловлен применением в педагогике системно-структурного подхода: педагогических целей, законов, принципов, содержания, форм, средств, методов [84; 14].
Организация общения в учебном процессе, выступающего одним из главных средств формирования культуры педагогического общения, «это прерогатива формы организации обучения. Прежде всего от нее зависит активность и характер общения с педагогом и друг с другом» - писал Г.И.Ибрагимов [54;43]. По его мнению, обучить общению можно только в процессе общения. Это обусловило выбор таких форм организации, в которых обучение и учение находятся в неразрывном единстве, а именно: форм диалогического обучения, требующих активного воздействия как со стороны преподавателя, так и активного характера усвоения со стороны студента.
Исходя из общепринятого положения, что способности и качества формируются в деятельности, можно предположить, что в основе формирования деятельности (а также культуры этой деятельности), могут быть отдельный акт (действие) или их система. В общении это может быть выражено как коммуни кативный, перцептивный или интерактивный акт или как логически выстроенная система действий, технологий, согласующаяся с содержанием и процессуальными особенностями педагогического общения в определенной сфере деятельности.
При выборе технологий мы учитывали современные Государственные требования, отраженные в концепции целостного гуманитарного и социально-экономического знания, направленного на формирование культуры специалиста [9;7]. Однако исходя из выявленных рассогласований и из того, что «содержание общественно-гуманитарной подготовки специалистов нуждается в коррекции посредством проектирования технологий обучения, которая может быть осуществлена преподавателями этих дисциплин», а также из многопланового характера подготовки студентов музыкальных училищ, был сделан вывод о необходимости единого интегративного подхода к выбору технологий, задействованных в формировании культуры музыканта-специалиста и культуры педагогического общения как ее части. Как было замечено авторами этой же работы, «несмотря на уже разработанный богатый арсенал различных технологий обучения (проблемно-развивающее, интенсивное, лично стно-ориентированное, контекстное, диалоговое, концентрированное, программированное, компьютерное, новые информационные технологии, технологии общения, выбора принятия решения), ни одна из них в отдельности не может обеспечить достижение поставленных Государственными требованиями задач, а именно - формирование социально-профессиональной культуры личности специалиста в ССУЗ» [9;10-11].
По мнению ряда ученых (М.И.Махмутов, Г.И.Ибрагимов, В.П.Беспалько, И.С.Якиманская), общими критериями выбора педагогических технологий могут быть: целевая ориентация, специфика содержания, уровень обученности, готовность педагога к реализации технологии, время, техническая обеспеченность, а также целостность диагносцируемого целеобразования, системно-структурная целостность и специфика интегративного содержания [Здесь же;13].