Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза Гамова Нина Андреевна

Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза
<
Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гамова Нина Андреевна. Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2003 193 c. РГБ ОД, 61:03-13/1759-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза как педагогическая проблема 13

1.1 Сущность культуры интерсоциального общения 13

1.2 Условия и факторы развития культуры интерсоциального общения 37

1.3 Педагогические возможности развития культуры интерсоциального общения в вузе 62

Выводы по первой главе 92

ГЛАВА II. Опытно-эксперимецтальная работа в вузе 96

2.1 Комплекс педагогических условий успешного развития культуры интерсоциального общения студентов вуза 96

2.2 Экспериментальная проверка эффективности методики развития культуры интерсоциального общения студентов вуза 116

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 141

Выводы по второй главе 158

Заключение 161

Литература 164

Приложения

Введение к работе

Бурные события XXI века: процессы расширения межкультурных взаимосвязей в мире, объединение Европы, интеграционные процессы в странах СНГ, во всем мире находятся в прямой зависимости от прихода в активную жизнедеятельность нового поколения молодежи, имеющего глубокие научные знания, владеющего современными средствами связи и информации, иностранными языками, знакомого с культурой разных народов, владеющего профессией высокого качества, отвечающего мировым стандартам. Следовательно, глобальное образование призвано воспитывать у молодежи чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут.

Анализ научной литературы, сочетающийся с изучением педагогической практики, показывает, что в условиях социально-экономических изменений и политических преобразований, происходящих в нашем обществе, востребован человек с возросшим чувством собственного достоинства, высоким уровнем культуры общения, ориентированный на сотрудничество, толерантно относящийся к взглядам других людей.

Данное положение актуально для высшей школы ввиду принятого нами к исследованию возрастного периода (студенческий возраст), имеющего свои психолого-возрастные особенности, характеризуемые эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, отсутствием жизненного опыта, самоидентификацией не на основе общечеловеческих ценностей, а под влиянием коллизий в сфере этносоциальных и других отношений.

Молодежь изначально включена в ту или иную систему связей, сложившихся между людьми различных социальных групп, и они оказывают определяющее влияние на формирование ее отношения и поведения.

Молодые люди должны понимать, что именно им жить в этом новом взаимосвязанном, взаимообусловленном целостном мире, строить свои отношения с представителями других стран и народов. Они должны осознать: эти отношения служат как прогрессу и процветанию нашего общества, так и прогрессу мирового сообщества.

Интерсоциальный взгляд на окружающую действительность выступает как мировосприятие, как мировоззрение: выработанные интерсоциальные привычки, соблюдаемые традиции разных народов, общечеловеческие нормы и правила, связанные с уважением личности, ее взглядов, ценностей, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, социального положения, политической ориентации, профессиональной подготовленности. В этих условиях требуется новый подход к воспитанию молодежи, в целом, и воспитанию культуры интерсоциального общения, в частности. Однако молодой человек, покидая стены вуза, имеет нечеткое представление о межличностных, межнациональных, межконфессиональных, межсоциальных отношениях.

Следует признать, что в условиях многообразия форм собственности, имущественного расслоения населения, ценностного кризиса воспитательная работа со студентами в нашем обществе была сведена до минимума. Вопросы интерсоциального образования студентов, как показывает наше исследование, не находят своего должного отражения в учебно-воспитательном процессе вузов.

Решение данной проблемы возлагается на педагогические коллективы, способные создавать условия для вовлечения студен тов в процесс принятия решения в реальных жизненных ситуациях; для вовлечения в цивилизационные процессы, основывающиеся на интерсоциальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях; на основе развития у нее культуры интерсоциального общения.

Анализ научных исследований, а также практики работы вузов показал, что в современной науке имеется совокупность знаний, необходимых для постановки и решения рассматриваемой проблемы с новых позиций.

Переосмысление ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение общечеловеческих и интерсоциальных ценностей в общественном сознании вызывают к жизни новое педагогическое мышление, требуют такого конструирования учебно-воспитатель-ного процесса в вузе, который отвечал бы запросам самореализации личности в обществе (Т.К. Ахаян, В.П.Бездухов, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров и др.).

Одной из важнейших предпосылок возникновения теории интерсоциального образования является педагогика гуманизма Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, А. Маслоу, К. Роджерса и др.

Практические истоки интерсоциального образования мы усматриваем в недрах «педагогики сотрудничества», связанной с рассматриваемым феноменом на основе межличностного общения, построенного на признании чужого мнения, уважительного отношения к нему, доверии (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов и др.).

Разработке основ интернационального и интернационально-патриотического воспитания в вузе как этапа становления и развития интерсоциального образования, посвящены работы К.Ш. Ахиярова, М.С. Гаркуши, М.Г. Тайчинова и др.

Идею интерсоциального образования молодежи, выдвинутую Н.М. Таланчуком, применительно к региональным условиям по отношению к профессиональной школе, разрабатывал ВНИК под руководством А.Я. Наина. Тем не менее, рассматриваемая проблема, на наш взгляд, недостаточно разработана в теории и практике высшей школы.

Изучение состояния процесса развития культуры интерсоциального общения студентов в вузе (на основе анализа учебных программ гуманитарных и социальных дисциплин, а также учебно-воспитательных мероприятий и передового педагогического опыта) показывает, что успешное решение данной проблемы сопряжено с рядом трудностей социально-политического (сложность, многообразие и динамичность процессов общения), психологического (разнородность мировоззрений, различия их уровней, интерсоциальных чувств, убеждений студентов - представителей различных социальных групп), педагогического (отсутствие достаточной подготовки преподавателей в осуществлении процесса развития культуры интерсоциального общения студентов вуза) характера.

Есть все основания утверждать, что выявлено противоречие между необходимостью повышения уровня культуры интерсоциального общения студентов вуза и недостаточной разработанностью основ процесса развития знаний, умений и навыков интерсоциального взаимодействия студенческой молодежи.

Отмеченное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: в теоретическом плане это проблема раскрытия сущности личностного качества «культура интерсоциального общения». В практическом плане - проблема определения комплекса педагогических условий, способствующего развитию куль туры интерсоциального общения студентов вуза.

Данная проблема обусловила выбор темы исследования «Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза».

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, способствующих развитию культуры интерсоциального общения студентов вуза.

Объект исследования: процесс развития культуры интерсоциального общения студентов вуза.

Предмет исследования: педагогические условия развития культуры интерсоциального общения студентов вуза.

Гипотеза исследования: развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза будет осуществляться успешно в том случае, если:

- учебно-воспитательный процесс организован по трем направлениям: познавательному, эмоционально-оценочному и поведенческому в соответствии с основными компонентами данного личностного качества;

- цели, задачи и средства развития культуры интерсоциального общения соответствуют выявленным ее сущностным характеристикам и компонентам;

- педагогическое взаимодействие основывается на сотворчестве с учетом доминанты развития личности студента как самоутверждения во всех сферах: профессиональной, нравственной, межличностной.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность личностного качества «культура интерсоциального общения» и определить его структуру.

2. Обосновать направления педагогической деятельности по развитию культуры интерсоциального общения студентов ву за.

3. Разработать содержание, формы, методы и средства развития культуры интерсоциального общения студентов вуза.

4. Определить результативность экспериментальной работы на основе сравнительного анализа отношений студентов к особенностям различных социальных групп, определяющих (отношения) характер и направленность общения с их субъектами.

Методологическую основу исследования составляют: диа-лектико-материалистический метод познания, актуальные выводы из научной теории и мировой практики воспитания подрастающего поколения; теоретико-материалистические основы интерсоциального образования выпускников вуза на базе системного анализа объекта исследования.

При изучении данной проблемы мы опирались на основы философских, социологических, психологических, культурологических и других теорий, официальные документы по вопросам образования, определяющие современный уровень требований к процессу обучения и воспитания, международный опыт социологических исследований.

Для решения поставленных задач в исследовании использовались общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование. В исследовании применен комплекс педагогических методов: наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, содержательный анализ научной, учебной и методической литературы, обобщение передового педагогического опыта. Количественные показатели, полученные в результате педагогического эксперимента, обрабатывались методом математической статистики.

Работа выполнялась на базе Оренбургского государственно

го университета. В эксперименте приняли участие студенческие группы гуманитарного, электро-энергетического и транспортного факультетов.

Этапы исследования:

На первом этапе (1998 -2000 гг.) осуществлялся теоретический анализ исследуемой проблемы; изучалось её состояние в педагогической практике. В ходе констатирующего эксперимента определён начальный уровень развития культуры интерсоциального общения студентов вуза; выявлены педагогические возможности успешного развития данного личностного качества; разработаны материалы для организации формирующего эксперимента.

На втором этапе (2000 - 2001 гг.) проводилась экспериментальная проверка эффективности комплекса педагогических условий, обеспечивающего успешное развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза.

На третьем этапе (2001 - 2002 гг.) делалось обобщение, статистическая обработка и оформление полученных данных педагогического эксперимента, их теоретическое обоснование и внедрение в педагогическую практику вузов Оренбургского региона.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем: - раскрыта сущность и определена структура культуры интерсоциального общения. Сущность культуры интерсоциального общения заключается в единстве внутреннего, каким является направленность личности студента как системы отношений и ценностных ориентации, и внешнего, в котором проявляются реализуемые им ценности и личностные качества. В структуре культуры интерсоциального общения представлен синтез познавательного (знания об этой сфере социальной действительности), эмоцио нально-оценочного (нравственно-ценностные характеристики) и поведенческого (осознанные действия и поступки) компонентов;

- разработаны содержание, формы, методы и средства, ориентированные на развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза;

- обоснованы направления педагогической деятельности по развитию культуры интерсоциального общения студентов вуза;

- выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий развития культуры интерсоциального общения студентов вуза (организация учебно-воспитательного процесса по трем направлениям: познавательному, эмоционально-оценочному и поведенческому; соответствие целей, задач и средств развития культуры интерсоциального общения ее сущностным характеристикам и компонентам; достижение педагогического взаимодействия на основе сотворчества - с учетом доминанты развития личности студента, как самоутверждения во всех сферах: профессиональной, нравственной, межличностной и др.).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширят научные представления о роли культуры интерсоциального общения студентов в становлении толерантного отношения к субъектам различных социальных групп; станут основой разработки вопросов интерсоциального содержания образования студентов в вузе; позволят повысить теоретический уровень преподавания педагогических дисциплин и организации мероприятий по воспитанию культуры интерсоциального общения.

Практическая значимость исследования. Разработка содержания, форм и методов развития культуры интерсоциального общения студентов является реальной предпосылкой модернизации содержания образования в вузе. Вскрыты резервы совершенствования общепедагогической и профессиональной подготовки студентов в направлении развития у них культуры интерсоциального общения.

Определены методы научно-педагогических исследований, позволяющие выявлять уровни (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) сформированности культуры интерсоциального общения.

Разработано, апробировано и внедрено содержание спецкурса «Культура интерсоциального общения».

Апробация исследования и внедрение его результатов в практику.

Ход и результаты проводимой исследовательской работы докладывались на научно-практических конференциях: всероссийской (Оренбург, 2000 г.); международной (Оренбург, 2001 г., 2002 г.); региональной (Бузулук, 2000 г.; Орск, 2001 г.; Нижний Новгород, 2002 г.; Тольятти, 2002 г.; Самара, 2002 г.; Бузулук, 2002 г.). Методические рекомендации по успешному развитию культуры интерсоциального общения студентов - будущих специалистов успешно внедрены в практику работы высших образовательных учреждений Оренбургской области.

Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается использованием взаимопроверяемых методов (теоретических и эмпирических) с опорой на новые данные общественных наук, применением системного подхода при анализе педагогических явлений, математической статистики и проверки на практике полученных данных.

На защиту выносятся положения: - культура интерсоциального общения - многогранное качество личности, определяющее ее социальную принадлежность: по кровному родству (представители одного рода, племени), национальным признакам (представители одной нации), религиозным убеждениям (представители разных религий), экономическому положению в обществе и социальным целям (представители различных классов), идеологическим соображениям (представители партий) и многим другим основаниям (представители разных государств и прочее); интегративная характеристика со специфическим содержанием и разноуровневой степенью воспитанности;

- развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза достигается при соблюдении комплекса педагогических условий: организация учебно-воспитательного процесса по трем направлениям (познавательному, эмоционально-оценочному и поведенческому); соответствие целей, задач и средств развития культуры интерсоциального общения ее сущностным характеристикам и компонентам; достижение педагогического взаимодействия на основе сотворчества - с учетом доминанты развития личности студента, как самоутверждения во всех сферах: профессиональной, нравственной, межличностной и др.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. 

Сущность культуры интерсоциального общения

Проблема развития культуры интерсоциального общения в настоящее время представляет собой отражение объективной потребности общества в подготовке специалистов с учетом следующих предпосылок.

1 .Социокультурные предпосылки обусловлены резким усилением развития общественной и культурной сфер, взаимосвязей между людьми, которые становятся многообразнее и сложнее. Взаимная зависимость людей друг от друга считается нормой. Параллельно укрепляются межнациональные связи.

В основе концепции постиндустриального общества лежат структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран. Они подвижны, мобильны и тем самым создают основу для сближения культур, их диалога, формируя условия для культурологического сближения народов, возвращая образование в контекст культуры, ориентируя молодежь на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру, создание культурной среды для саморазвития личности.

Уровень развития культуры выступает критерием качества жизни общества. Установление интерсоциальных отношений не только между народами и нациями, но и классами, сословиями -показатель культурного цивилизованного развития общества. Стержнем развития интерсоциальных отношений являются общечеловеческие ценности.

2.Этносоциальные и этнопедагогические предпосылки свидетельствуют о том, что интеграция народов (этносов) происходит, прежде всего, на нравственной основе, единстве среды обитания, взаимодействия друг с другом, размывании социальной замкнутости, общности воспитательных идей. Данное утверждение характерно для педагогических идеалов разных социальных групп. В их обычаях и традициях соблюдаются принципы, требующие от молодежи проявления нравственности, уважительного отношения к тому, что исходит от предков.

3.Социоэкологические предпосылки отражают энтропийную деятельность человека, потребительское отношение к природе, которые привели в середине XX в. к глобальному экологическому кризису. Угроза экологической катастрофы вызывает необходимость не только согласования производственной деятельности человека, но и осознания того, что человечество - это сообщество с единой для всех судьбой. Усиление разного рода коммуникаций, мирохозяйственных связей не может не вызывать ощущение того, что человечество идет к тому, чтобы стать носителем коллективного сознания планеты.

4.Теоретико-педагогические предпосылки характеризуют цивилизованное поступательное движение общества, приводящее к глубокому осмыслению энтропического воздействия на мир, имеющего как экономическую, так и нравственную основу. Это способствует появлению в педагогике новых направлений, концепций, движений с целью приведения в гармонию взаимодействия человека с природной и социальной средой. К таким движениям относятся: воспитание в духе мира, отражающее один из важнейших аспектов социальной педагогики, социологии воспитания: борьбу за мир, сотрудничество, добрые международные, межнациональные, межгосударственные, интерсоциальные отношения; педагогика ненасилия, педагогика сотрудничества, гуманистическая педагогика, педагогика свободы (использованы материалы проф. О.В.Лешер).

Однако с учетом отмеченных предпосылок изучение феномена «культура интерсоциального общения» затруднено наличием ограниченного количества научных исследований. Видимо, это объясняется тем, что в научный оборот понятие «культура интерсоциального общения» до сих пор основательно не введено. При этом рядом ученых используются только такие термины, как «интерсоциальный взгляд», «интерсоциальные ценности», «интерсоциальные отношения», «интерсоциальное воспитание», «интерсоциальное образование» (О.В. Лешер, А.Я. Наин, Н.М. Таланчук и др.). Тем не менее предпринимаемые усилия создания системы мировоззренческих, общечеловеческих ценностей со стороны не только отечественных, но и зарубежных ученых (К. Бем, В. Вид-гоф, А. Гигер, Ф Капра, Ж.Карпей, Д.Мейси, Ж. Семлен, Р. Шуер-ман и др.), а также существующий мировой опыт человеческих отношений и межличностного взаимодействия способствуют проникновению в сущность феномена «культура интерсоциального общения».

Поэтому, определение понятия культуры интерсоциального общения возможно, по нашему мнению, при рассмотрении данного феномена в категориальных пределах, примыкающих к понятию «интерсоциальные ценности», с одной стороны, и к понятию «интерсоциальные отношения», - с другой, - через понятия «общение» и «культура».

Общеизвестно: понятие культуры может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, оно может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности, характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами (первобытная культура, культура Древнего Египта, культура Возрождения, культура Средней Азии и т.п.). Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных народов (этнические культуры). В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. Культурные модели создаются исследователями как некие идеальные типы в целях более глубокого изучения культуры на основе обобщения исторического материала, выявления форм жизнедеятельности культуры и ее элементов. Они часто применяются при классификации культур. В таком смысле термин «культура» использовался Я. Бахофеном, Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, М. Вебером, А. Тойнби, П. Сорокиным и др.

Условия и факторы развития культуры интерсоциального общения

Одним из принципиальных теоретических положений системы подготовки специалистов в вузе является положение о взаимодействии и взаимоотношении внешних влияний и внутренних условий, факторов.

Диалектика внешнего и внутреннего в воспитании личности, прежде всего, предполагает рассмотрение различных подходов к раскрытию основных понятий. Под внешними, по отношению к формирующейся личности, влияниями, воздействиями и причинами следует понимать всю совокупность общественных и природных явлений, с которыми личность вступает во взаимодействия: побуждающие к определенной деятельности жизненные общественные отношения и формы общественного сознания, система педагогических воспитательно-образовательных учреждений, воздействия средств массовой информации, все влияния окружающей социальной и природной среды. Под внутренними условиями следует иметь в виду анатомо-физиологические задатки; инстинкты и влечения; особенности и индивидуальные различия высшей нервной деятельности; а также постепенно образующиеся взгляды и убеждения, нравственно-эстетические идеалы и отношения к духовным ценностям; формирующиеся особенности, черты характера, индивидуальные особенности (134).

При организации педагогической деятельности в вузе, по нашему убеждению, необходимо учитывать существующие в научной педагогике и психологии позиции взаимодействия внешнего и внутреннего, принципиально не противоречащие друг другу, но существенно различающиеся.

Первая позиция, наиболее убедительно обоснованная А.С. Макаренко, состоит в том, что внешние влияния, воздействия вообще, а педагогически организованные - тем более, определяют сущность личности, социальное начало в ребенке, опосредуемые социальным опытом внутренние условия. Исходя из идеи решающей воспитательной роли внешнего организованного социального влияния, он стремился к тому, чтобы прямое и косвенное педагогическое воздействие сформировали внутренний мир воспитанника в соответствии с идеалами нового общества. Позиция А.С. Макаренко, обеспечивающая блестящий педагогический результат, конечно, не может быть абсолютизирована и в новых условиях требует обновления.

Вторая позиция, разработанная С.Л. Рубинштейном, отстаивает тезис, заключающийся в том, что «внешние причины действуют через внутренние условия», которые сами зависят от внешнего воздействия. С.Л. Рубинштейн, так же, как и А.С. Макаренко, признавал обусловленность внутреннего мира внешними обстоятельствами, но подчеркивал зависимость эффекта внешнего воздействия от степени его принятия внутренними условиями. Позиция С.Л. Рубинштейна исходит из идеальной модели процесса воспитания растущей личности, когда окружающие условия положительно влияют на формирование социально ценных мотивов и стремлений.

Третья позиция развита А.Н. Леонтьевым. Признавая точку зрения С.Л. Рубинштейна безоговорочно верной для случаев «того или иного воздействия» на личность, А.Н. Леонтьев считал ее недостаточной для понимания личности как особой ценности. Для того чтобы найти подход к проблеме, следует с самого начала обернуть исходный тезис: внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет. Позиция А.Н. Леонтьева углубляет общий подход к проблеме, объясняет диалектику изменчивости внутренних условий, самоизменяющихся в результате деятельности индивида. Но и здесь существует опасность абсолютизации.

Итак, следует заметить, что каждая из рассмотренных позиций несет в себе много ценного и интересного. Вместе с тем абсолютизация каждой из них может привести к одностороннему толкованию воспитания подрастающего человека. Вероятно, важно найти позицию, объединяющую все стороны взаимодействия внутреннего и внешнего на основе целостного понимания воспитательного процесса. Таковой является четвертая позиция, разработанная Б.Т. Лихачевым. Принципиальным в ней является признание первичности внешних причин и воздействия по отношению к внутренним условиям формирующейся личности. «Внутренние задатки, первые проблески духовности с самого начала как бы оплодотворяются и обогащаются внешними влияниями, формируются под их воздействием и одновременно становятся условием преобразования окружающей действительности. Однако, первичность внешнего изначальна как своеобразная первопричина оживления внутреннего.

Комплекс педагогических условий успешного развития культуры интерсоциального общения студентов вуза

Целью данного этапа исследования ставилось выявление педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза.

В философии условие — то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое), существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления (218). Чаще всего, условия рассматриваются как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия причины, включающей как внешние, так и внутренние факторы.

Понятие «педагогические условия» принято рассматривать как совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы. Они зависят от выбора целей и задач, содержания, форм и методов, принципов обучения и воспитания (115, 204).

Под данным феноменом Н.М. Яковлева подразумевает совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение обучаемыми профессионально-творческого уровня деятельности.

Поэтому, к педагогическим условиям возможно отнести условия, осознанно создаваемые в педагогическом процессе и направленные на формирование и реализацию необходимых правленные на формирование и реализацию необходимых качеств данного процесса.

Нами рассматриваются такие педагогические условия, которые определяют соответствующее содержание, организационные формы, методы (приемы), обеспечивающие их преемственность, интеграцию и взаимосвязь, учет специфики используемых средств в оптимальном решении поставленных педагогических задач.

Особое значение при этом имеет определение полного набора необходимых условий, «из которых нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности, и к которым нельзя добавить ничего, что не было бы излишним». Такие условия получили название «необходимых и достаточных» (115, 205).

Организация учебно-воспитательного процесса по трем направлениям: познавательному, эмоционально-оценочному и поведенческому

Анализ и осмысление литературы по данной проблеме (О.А.Дмитриев, О.В.Лешер, Н.М.Таланчук, З.К.Шнекендорф) позволил нам вычленить характеристики, свойственные культуре интерсоциального общения.

Методом моделирования нами были определены содержательные характеристики каждого структурного компонента инте-гративного личностного качества культуры интерсоциального общения.

Мы исходили из того, что в объективном явлении необходимо должны содержаться и качество, и количество в диалектическом единстве, но качество познается раньше количества.

Первый, познавательный компонент, включает представления:

- о культуре интерсоционального общения как сложной системе, включающей ряд содержательных элементов, соответствующих разным сторонам и формам самого общения между людьми различных социальных групп;

- о составных частях и характеристиках, раскрывающих сущность понятия «культура интерсоционального общения»;

- о теоретических основах интерсоциального общения, о сущности и состоянии интерсоциальных отношений в стране, обществе, регионе.

Второй, эмоционально-оценочный компонент, включает эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, аффектах, оценочных суждениях и т.д. (отрицательные - равнодушие, замкнутость, упрямство, обидчивость, подозрительность, неуважительность, высокомерие, невежество, презрительность, грубость, ненависть, жестокость и другие; положительные - восторг, любовь, доброжелательство, чуткость, вежливость, сочувствие, интерес, бескорыстие, сдержанность, терпимость, уступчивость и др.).

Третий, поведенческий компонент, включает: проявления действий и поступков по отношению к людям разной социальной принадлежности, характеризующихся, как правило, а) доброжелательством, б) тактичностью, в) формализмом, г) безучастием, д) пренебрежительностью.

Экспериментальная проверка эффективности методики развития культуры интерсоциального общения студентов вуза

Исходя из теоретических положений, рассматриваемых нами в первой главе диссертационного исследования, в данном параграфе мы раскроем программу опытно-экспериментальной работы: цели, задачи, принципы, этапы, содержание и условия опытно-экспериментальной работы, критерии и показатели, характеризующие уровень развития культуры интерсоциального общения.

Цель опытно-экспериментальной работы мы сформулировали следующим образом: проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития культуры интерсоциального общения.

В соответствии с целью были определены следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

1. Изучить состояние процесса развития культуры интерсоциального общения студентов в контрольных и экспериментальных группах.

2. Экспериментально проверить влияние комплекса педагогических условий на развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза.

3. На основе результатов опытно-экспериментальной работы разработать методические рекомендации в помощь педагогическим коллективам по развитию у студенческой молодежи полноценной культуры интерсоциального общения.

На данном этапе педагогического эксперимента мы исходили из того, что наличие хорошо подготовленной программы его проведения будет способствовать:

а) приросту знаний, б) предостережению от нарушений основополагающих принципов исследуемого объекта, в) повышению степени управляемости эксперимента.

При организации экспериментальной работы по развитию культуры интерсоциального общения студентов вуза нами определены доминирующие принципы:

- целостность в образовательном процессе — прогнозируемая педагогическая деятельность, обусловленная единством структурных компонентов: содержания, форм и методов;

- непрерывность в образовании - предполагаемая педагогическая работа, обеспечивающая развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза, при которой ее основные этапы и функции вытекают одна из другой, последующая становится продолжением предыдущей;

- преемственность в учебно-воспитательной деятельности — внутренняя основа целостности и непрерывности образовательного процесса, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Каждый элемент познания логически связан с ранее усвоенным;

- личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие личности студента, который изначально является субъектом познания; предполагается специальная организация его учебной деятельности;

- сотворчество в педагогическом взаимодействии, где преподаватель и студент совместно добиваются творческого решения возникающих перед ними проблем;

- системно-функциональное построение моделей деятельности педагога и студента с целью реализации совокупности образовательных функций, которые при решении конкретных задач составляют ее содержание.

При этом мы стремились к выполнению следующих организационно-педагогических требований:

1. Чтобы педагогический процесс становился таким взаимодействием преподавателя со студентами, которое развивает ориентировочную активность студента на присвоение культуры интерсоциального общения.

2. Чтобы учебный материал способствовал постановке перед студентами задач и проблем, лично значимых для них.

3. Чтобы студенты совместно с преподавателями выступали сотворцами педагогического процесса.

4. Чтобы организация педагогического общения становилась отправной точкой для понимания и осознания студентами того, что общение ведет не только к усвоению правил и норм интерсоциального взаимодействия, но и отвержению таких, которые не

представляют для них значения.

5. Чтобы система педагогических влияний и педагогического руководства деятельностью студентов стимулировала их самостоятельную, творческую деятельность с учетом доминанты развития личности.

Подготовка педагогического эксперимента включала: знакомство с научной литературой по проводимому эксперименту; изучение методик анализа и обработки материалов; описание материалов, применяемых в эксперименте, и экспериментальных факторов (переменных), могущих оказать влияние на результаты эксперимента.

Для проведения эксперимента были подготовлены следующие материалы:

1. Спецкурс «Культура интерсоциального общения» для подготовки студентов вуза.

2. Методические рекомендации для преподавателей вуза по выявлению трудностей интерсоциального общения среди студентов и путей их устранения.

3. Сборник самостоятельных творческих заданий для студентов вуза на интерсоциальную ориентировку.

Похожие диссертации на Развитие культуры интерсоциального общения студентов вуза