Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза Кобесашвили Наили Левановна

Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза
<
Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кобесашвили Наили Левановна. Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Кобесашвили Наили Левановна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2009.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1871

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Современные тенденции формирования толерантности в гуманистической педагогике 12

1.1 Толерантность как основополагающий принцип гуманистической педагогики 12

1.2. Некоторые аспекты воспитания толерантности в образовательной среде 30

1.3. Психолого-педагогические особенности студенческого возраста, и их роль в процессе формирования толерантной личности 51

Выводы 60

ГЛАВА II. Экспериментальная система формирования культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности в условиях регионального вуза 63

2.1. Комплексная программа формирования культуры толерантности в условиях регионального вуза 64

2.2. Внедрение комплексной программы по формированию культуры толерантности в учебный процесс и внеаудиторную работу регионального вуза 93

Выводы 113

Заключение 116

Библиография 121

Введение к работе

Актуальность исследования. В период социальных
преобразований в современном российском обществе особую
актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих
основ и обеспечение на основе общественного согласия преемственности
между поколениями. Благоприятный социально-психологический климат
необходимо создавать последовательно в дошкольных,

общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях. При этом следует учитывать, что в поликультурной вузовской среде многонациональной республики большую роль играет межэтническая и межконфессиональная толерантность, которую можно считать нормой гражданского и либерального общества, ключом к решению сложных задач развития личности.

Поликультурное образование - процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения и развития его планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной, полиэтнической среде (О.В. Гукаленко, Г.Н. Казилов, М.Н. Кузьмин, А.В. Мазуренко, Л.Л. Супрунова, Л.М. Сухорукова и др.).

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме толерантности в поликультурной среде показал, что создана необходимая фундаментальная база для изучения этапов, уровней проявления и разновидностей данного явления (B.C. Библер, М. Ганди, А.А. Деркач, М.Л. Кинг, М.С. Коган, А.Д. Сахаров, Л.Н. Толстой и др.); выделены сущностные аспекты. По мнению ученых, толерантность — категория социальная по происхождению - возникает и проявляется в процессе взаимодействия человека с социумом; фиксирует особый ненасильственный, миролюбивый, бесконфликтный тип подобного взаимодействия: идеи и подходы «Гуманистической педагогики» (Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилов, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и др.),

4 «Педагогики сотрудничества» (О.С. Газман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и др.), «Педагогики ненасилия» (А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.), «Педагогики культуры мира» (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.).

Характерной чертой данного феномена является устойчивость его проявлений на двух уровнях — уровне сознания (в виде отношения личности) и уровне поведения (сознательное действие или поступок). Основным содержанием понятия «толерантность» является осознание многомерности общественного бытия, уважения человеческой личности, терпимое отношение к индивидуальным особенностям других людей, их взглядам, убеждениям, вере и т.д. Толерантность не является универсальной категорией - ее содержание и границы, а также число адептов среди рядовых граждан и активистов социального пространства различаются не только в историческом аспекте, но и в зависимости от культурной традиции, состояния общества и других факторов.

Термин «толерантность» во многих культурах тождественен понятию «терпимость». Однако, опираясь на различные точки зрения политологов, психологов и педагогов, следует заметить, что понятие «толерантность» носит многоплановый и неоднозначный характер.

Формирование основ культуры этнической и религиозной толерантности в студенческой среде регионального вуза обогащает и конкретизирует представления о стратегических направлениях развития личности. Трудность исследования выделенной темы обусловлена темпами нарастания уровня напряженности в современном обществе, способствующего осложнению межэтнических и межрелигиозных отношений в вузе.

Проблема межличностных отношений получила свое развитие в трудах И.П.Белкина, А.А.Бодалева, Я.Л.Коломинского, А.В.Петровского и др. Из числа современных авторов, посвятивших свои исследования данной проблеме, следует отметить работы В.А.Караковского,

5 Б.Т.Лихачева, Н.Д.Никандрова, Н.Е.Щурковой. В зарубежной педагогике взаимосвязь между отношением к себе и положительным отношением к другим была исследована К.Роджерсом, Г.Салливаном, Р.Уайли, З.Фрейдом, Э.Фроммом, К.Хорни и др.

В современных условиях вопросами воспитания толерантных
отношений занимались: С.А.Ашинова, Н.Е.Емузова, Е.Ю.Ермакова,
В.А.Кучер, К.П.Овчинникова, А.В.Райцев, И.Б.Резникова,

А.М.Сапожникова, Б.А.Тахохов, А.Э.Ширванян и др. Однако они рассматривали данную проблему либо в условиях начальных классов общеобразовательной школы, либо в процессе подготовки и переподготовки работников образования.

В то же время процесс формирования культуры межнациональной и межконфессиональной толерантности в образовательных учреждениях различного типа и направленности ими не затрагивался.

Учитывая особенности современного общества, расслоения его на различные часто враждующие по национальному, социокультурному и религиозным признакам, роль образовательных учреждений в формировании культуры этнической и религиозной толерантности студентов, мы посчитали данную проблему значимой и выявили следующие существующие противоречия между:

увеличением степени полиэтничности в Северо-Кавказском
социуме и недостаточной подготовленностью студентов к
межэтническому общению в поликультурной среде;

необходимостью толерантного отношения к различным

этническим, конфессиональным группам и недостаточной разработанностью технологий целенаправленного формирования этнотолерантности;

потребностью современной образовательной системы в
реализации деятельности по формированию подобных установок у

студентов и недостаточной готовностью преподавателей вузов данному виду деятельности.

Существенная значимость и недостаточная изученность проблемы толерантности: содержания, внешней и внутренней структуры, взаимосвязи и взаимодействия структурных компонентов ее теоретической модели, педагогических условий формирования культуры толерантности определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза».

Проблемой исследования явилась необходимость разрешения противоречия между высокой теоретической и практической значимостью культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности в поликультурной вузовской среде и недостаточной разработанностью многих ее аспектов в деятельностном и личностном планах.

Решение вышеизложенной проблемы и составило цель диссертационного исследования.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в поликультурном вузе.

Предмет исследования - совокупность педагогических условий, способствующих наиболее эффективному формированию культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза.

Гипотеза исследования. Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности в поликультурной вузовской среде будет наиболее эффективным, если, рассматривая толерантность как основополагающий принцип педагогики ненасилия, реализовывать его на всех этапах учебно-воспитательного процесса вуза. Подобный подход приведет к повышению эффективности противодействия проявлениям у студентов национальной и религиозной нетерпимости, экстремизма, будет способствовать их гибкому опережающему реагированию на

7 изменения социально-политической ситуации в студенческой среде, послужит основой для снижения уровня социальной напряженности. Задачи исследования:

  1. На основе анализа проблемы исследования в отечественной и зарубежной литературе уточнить и конкретизировать понятие «толерантность», определить его содержание, структуру, критерии и уровни сформированности у студентов в поликультурной вузовской среде.

  2. Выявить организационно-педагогические условия формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности студентов в процессе поликультурного образования.

  1. Разработать программу по формированию культуры межнациональной и межконфессиональной толерантности данного в студенческой среде многонационального региона, охватывающую учебно-воспитательный процесс и внеаудиторную работу вуза.

  2. Апробировать ее в вузах многонациональной и многоконфессиональной республики Северная Осетия-Алания.

Методологической основой исследования явились психолого-педагогические, философские, социологические, культурологические, концепции и положения, раскрывающие закономерности формирования таких общечеловеческих ценностей, как гуманизм, нравственность, межэтническая и межконфессиональная толерантность и других личностных качеств, способствующих созданию благоприятного социально-культурного климата в поликультурной вузовской среде.

Теоретической основой исследования явились современные теории личностно-деятельностного и гуманистического подходов в психолого-педагогических концепциях (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, И.С. Харламов и др.); теория педагогической деятельности и содержания образования в поликультурной образовательной среде (Н.Х. Байчекуева, В.П. Борисенков, СВ. Гукаленко, Л.Л. Супрунова), теория культурно-

8 образовательных ценностей (М.М, Бахтин, А.А. Гусейнов, М.С. Каган, Н.Н. Ярошенко), теория межличностных отношений (А.А. Бодалев, А.С. Белкин, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, В.Г. Ольшанский, В.Н. Паниотто, К.К. Платонов и др.).

Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования на различных его этапах использовались общие методы теории познания и диалектики; методы теоретического и психолого-педагогического анализа проблемы и эмпирического исследования; педагогический эксперимент; наблюдение, анкетирование, опрос; некоторые методы психодиагностики; математико-статистические методы обработки результатов исследования.

База исследования: Исследование проводилось на базе Северо-Кавказского горно-металлургического института (Государственного технологического университета) - 243 студента - и Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова- 134 студента с 2005 по 2008 годы. В эксперименте в качестве исполнителей программы и экспертов приняло участие 25 преподавателей данных вузов.

Исследование проводилось в три основных этапа.

Первый этап (2005-2006гг.) - разработка плана исследования,
теоретический анализ ее проблемы, конструирование педагогического
эксперимента. Изучение существующих методик измерения уровня
толерантности, адаптация их к существующим условиям. Проведение
констатирующего эксперимента в студенческой среде с целью
диагностики межличностных отношений, выявления уровня
сформированности межэтнической и межконфессиональной

толерантности в вузовской среде.

Второй этап (2006-2007гг.) - организация и проведение педагогического эксперимента на основе внедрения в учебную деятельность специально разработанных дидактических методик, ориентированных на формирование и развитие культуры межэтнической и

9 межконфессиональной толерантности в поликультурной вузовской среде; уточнение гипотезы исследования, работа в контрольных и экспериментальных группах.

Третий этап (2007-2008гг.) - завершение формирующего эксперимента. Математическая обработка и анализ результатов экспериментальной работы, обобщение и структурирование опытно-экспериментальных данных по реализации программы воспитания культуры толерантности; формулирование выводов, оформление экспериментального исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем уточнена содержательная характеристика понятия «межэтническая и межконфессиональная толерантность» на психологическом (внутренняя установка отношения личности к представителям других этнических групп и различных конфессий) и деятельностном (действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма поведения) уровнях; на основании современной трактовки гуманистического мировоззрения личности выявлены обобщенные принципы и условия формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов вузов многонационального региона; обоснованы критерии и уровни сформированности культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде; предложены и экспериментально апробированы пути воспитания культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности студентов вузов многонационального региона.

Теоретическая значимость исследования:

расширено научное представление понятия «толерантность» до уровня межэтнической и межконфессиональной толерантности;

систематизированы и обобщены формы и методы формирования культуры толерантности в трансформирующемся обществе;

. психолого-педагогически и дидактически обоснована и разработана программа формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности студентов в поликультурной вузовской среде.

Практическая значимость исследования состоит в:

определении возможностей практического использования содержащихся в нем теоретических положений и педагогических рекомендаций по формированию в студенческой среде многонационального региона межэтнической и межконфессиональной толерантности;

- разработанном комплексе методических рекомендаций и программ для преподавателей вуза и студентов, способствующего эффективному повышению уровня культуры их межэтнической и межконфессиональной толерантности.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены исходными концептуальными и методологическими позициями, четким определением научной проблемы, использованием эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследования, внедрением в учебно-воспитательный процесс результатов теоретических и практических разработок, положительными результатами опытно-экспериментальной работы по формированию межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов поликультурного вуза в национальной республике.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Комплексная программа формирования культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности в поликультурной вузовской среде представляет собой структурированную и целостную парадигмальную систему,отражающую механизмы взаимосвязи и взаимодействия основных ее структурных компонентов: социально-перцептивных способностей, духовной культуры личности, личностно-ценностных ее качеств.

  2. Критерии формирования толерантности:

-межэтническая толерантность - отношения человека к представителям других этнических групп;

-межконфессиональная толерантность - отношения человека к представителям различных конфессий;

-толерантность как черта личности — определяющая уровень проявления таких личностно-ориентированных качеств, как: взаимодействие, восприятие, взаимоотношения, общение и взаимопонимание людей.

3. Уровни сформированности толерантности:

Низкий уровень толерантности — наличие интолерантных установок к людям другой национальности и веры.

Средний уровень толерантности — проявление толерантности и интолерантности в некоторых сферах.

Высокий уровень толерантности - сенсуальная толерантность, приводящая к размыванию границ толерантности.

Апробация и внедрение полученных результатов. Результаты работы обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики высшей школы Северо-Осетинского государственного университета им К.Л. Хетагурова. Разработанные методики и программы экспериментально апробированы и успешно внедрены в учебно-воспитательный процесс Северо-Кавказского горно-металлургического института (Государственный технологический университет), теоретические и экспериментальные положения обсуждались и были одобрены на: IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005); Ученых и методических советах Северо-Осетинского отделения Академии наук высшей школы РФ (2007-2008); заседаниях и научно-практических конференциях: Владикавказского научного центра РАН (2006-2008), Ставропольского государственного университета (2008).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (193 источника) и приложения.

Толерантность как основополагающий принцип гуманистической педагогики

Концепция модернизации российского общества на период до 2010 года определила, что «сегодня нашему развивающемуся информационному обществу нужны образованные, гармонично развитые, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание»[82]. В связи с этим важной задачей образования представляется формирование у современной личности системы гуманистических ценностей и новых жизненных установок. Общей чертой гуманистических ценностей является тот факт, что все они обретают свой статус в результате их оценки по критерию «человечность или античеловечность». Соответствующее или не противоречащее критерию человечности становится ценностью гуманизма как мировоззрения и образа жизни.

Особый интерес для нас представляют нравственные ценности, а также этика гуманизма, которые, согласно представлениям В. А. Кувакина[87], составляют ядро гуманистического мировоззрения. Автор выделяет следующие области гуманистических ценностей: экзистенциальные, непосредственно связанные с самой жизнью личности; общесоциальные; политические; юридические; нравственные; ценности познания; эстетические ценности и др. В этом контексте имеет смысл упомянуть об антиценностях - реальностях, отрицательное значение которых заключено в их античеловечности.

Нравственные ценности, как известно, слагаются из тех реальностей и поступков, которые оцениваются и одобряются как добрые, благие, хорошие и т.п. Сюда входят качества гуманности, составляющие позицию личности, единственную основу ее нравственности, моральные принципы и нормы поведения, определяющиеся качествами человека. В своих трудах П.Куртц [89] предлагает следующий каталог общих нравственных ценностей: человечность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, не причинение зла другим людям, не причинение ущерба частной или общественной собственности, благодетельность, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество. Среди моральных ценностей гуманизма заметное место принадлежит терпимости, которая в последнее время часто заменяется синонимом «толерантность». Отнесение терпимости или толерантности к ценностям обусловлено рядом причин. Среди них признание принципов терпения, смирения, терпимости в различных религиозных построениях, часто отличных друг от друга (христианство, ислам, джайнизм, буддизм и др.). Подобная позиция поддерживается различными философско-этическими учениями прошлого и настоящего, например, концепцией непротивления злу насилием Л.Н.Толстого[167], этикой смирения как миропонимания А.Швейцера[180], философией терпимости как активной формой взаимодействия Н.К.Рериха[136], русской православной философией веротерпимости и т.д., гуманистической и экзистенциональной психологией в лице А. Г. Асмолова[10], Г. Л. Бардиер[16], С. В. Кривцовой[85], Г.Оллпорта[120], К.Роджерса[138] и других представителей. В последние годы актуализировались исследования проблем толерантности, где она выступает, с одной стороны, как отношенческая категория, а с другой — как культура толерантного сознания. В рамках идей толерантного сознания на особом месте стоит система отношений, которые, в свою очередь, могут быть терпимыми, толерантными и нетерпимыми. Современная проблематика толерантности, терпимости многообразна. Обсуждаются вопросы возникновения терпимости в архаических сообществах, терпимости и толерантности в онтологии общественного сознания и самосознания (В.М, Золотухин[62], А.М.Кондаков[80]), толерантности в процессе обретения целостности (А. Г. Асмолов[10], В. А. Тишков[161]), проблемы межэтнической толерантности (А.В. Петрицкий[127], Г. У. Солдатова[155]), нравственные границы терпимости (А. В. Зимбули[59]) и многие другие. Особое внимание в последние годы в связи с напряженными межэтническими отношениями уделяется национальной (межэтнической) и межконфессиональной терпимости (Г.Л.Бардиер[16], А.М.Кондаков[80], Г.У.Солдатова[155]). Как известно, свобода вероисповедания является одним из центральных элементов демократического общества, играет жизненно важную роль в создании и обеспечении функционирования стабильной политической системы. Неспособность общества защитить ее может подорвать общественный порядок, привести к дестабилизации и насилию. Именно это послужило причиной осложнения отношений, вылилось в конфликты на почве национальной ненависти и вражды, характеризующиеся нарастанием вооруженных столкновений с многочисленными человеческими жертвами (конфликт между ингушами и осетинами осенью 1992 года; столкновения между осетинами и грузинами в 1990-1992 годах и летом 2008 года). Решение данной проблемы, например Г.У.Солдатова[155] видит в выявлении социальных причин и условий этнической и религиозной преступности, психологическом просвещении населения страны и особенно наиболее уязвимых ее групп (дети, беженцы), предлагает использовать для этого тренинговые занятия по развитию толерантности к другим национальностям и конфессиям. В рамках психологии и педагогики ненасилия терпимость включена в комплекс психологических условий принятия позиции ненасилия, где она рассматривается как категория отношений (Е.Ю.Клепцова[72], В.Г.Маралов[102], В.А.Ситаров[146]). А.Г. Асмолов[10], Г.Л.Бардиер[16], А.М.Кондаков[80] и другие поднимают проблему разработки международной программы по формированию установок толерантного сознания, уделяя особое внимание вопросам создания и внедрения образовательных программ по толерантности, веротерпимости, межкультурному пониманию в образовательные учреждения общего, среднего, высшего и дополнительного образования, системы подготовки и переподготовки педагогических кадров [80,с.95-97].

Психолого-педагогические особенности студенческого возраста, и их роль в процессе формирования толерантной личности

Периодом наиболее активного развития нравственных чувств, характеризующимся повышенным интересом к моральным проблемам, является возраст 18-20 лет - то есть период обучения в вузе. Повышение интереса к моральным проблемам в этом возрасте подтверждают и сами студенты. В частности, они отмечают, что конфликты, происходящие между ними, возникают чаще всего в академической группе [123,с.72], наиболее важным и для них являются именно проблемы морально-этического, национального и религиозного плана.

Возрастные периоды, оптимальные для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств, психологи определяют как синзетивные (Л.С.Выготский[43], А.Н.Леонтьев[92], В.А.Крутецкий[86]). Периодом для формирования социокультурной толерантности как морального качества личности является юношеский возраст (Юность - период жизни после отрочества до взрослости, возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет.) Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления, к которому относится и студенчество. [123,с.37.] Большинство психологов относит студенческий возраст ко второму периоду юности или первому периоду зрелости (А.В.Дмитриев[55], И.С.Кон[78], В.Т.Лисовский[96] и др). Психолого-педагогическая характеристика этого возрастного периода отмечает две тенденции: повышенный интерес к собственной личности, самопознанию и самовоспитанию; стремление к расширению социальных связей.

Известно, что при организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития,, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс их интеллектуального и духовного развития.

Рассматривая, студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединяемых институтом высшего образования» И.А. Зимняя [60] выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной1 мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В# плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, временем развития высших психических функций, становления- всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его, на наш взгляд, следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.

Период юности рассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода были нечетки, а представления о психологических, внутренних критериях юношеского возраста были наивны и не всегда последовательны. В плане научного изучения юность, по выражению П.П. Блонского[24], стала относительно поздним достижением человечества.

Этот период однозначно оценивался как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывался с взрослением, хотя представления о нем развивались со временем, и в разных исторических обществах он был отмечен различными возрастными границами. Сами представления о юности исторически развивались. И.С. Кон[78] отмечал, что «возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический, столько социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и сейчас, когда предполагаемый уровень развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное-положение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает на себе влияние социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли. К.А. Абульханова-Славская[1], указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора. А.В. Толстых[169] подчеркивает, что в этот период человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.).

Комплексная программа формирования культуры толерантности в условиях регионального вуза

Констатирующим экспериментом были охвачены студенты обоих вузов. Разрабатывая программу его проведения, мы преследовали следующие цели: 1. Провести научно-теоретический анализ существующих работ, посвященных проблеме межэтнической и межконфессиональной толерантности. 2. На основе существующих диагностических методик исследования толерантности - «Индекс толерантности» (В.В.Бойко [27]), «Тест опросника для- диагностики межличностных отношений»(Ч.Осгуд [122]), «Показатель межэтнической и межконфессиональной толерантности», «Степень выраженности эмпатических способностей» (С.Д.Щеколдина [187]) — изучить систему приоритетов в межличностных ценностных ориентациях, выявить уровень проявления культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности в современной поликультурной среде. 3. Найти наиболее эффективные педагогические средства и методы формирования и развития культуры толерантности в межэтнической и межконфессиональной среде регионального вуза. Для изучения системы приоритетов в межличностных ценностных ориентациях была использована методика «Тест-опросника для диагностики межличностных отношений» [187] (Приложение 1). В процессе исследования респонденты высказывались о том, какие качества личности они ценят в своих товарищах, какие — вызывают отрицательные эмоции. Обработку эмпирического материала проводили по методу контент-анализа А.А. Реана [134], используя в кодировочной матрице пять единиц анализа. Процедура их регистрации основывалась на фиксации законченной мысли или суждения.

Кроме того, нами было установлено, что наиболее привлекательные качества, в существенной мере определяющие взаимные симпатии студентов, можно разделить на два блока. В первый из них вошли отзывчивость, доброжелательность, искренность, снисходительность, доверие, терпимость к этническим и религиозным различиям. Другой блок качеств, имеющих также высокое значение, для них представлял волевые стороны личности, верность слову и т. п. Без сомнения, эти результаты позволили нам наметить пути педагогического общения в студенческой среде, показали, что повышать уровень межличностных, межнациональных и межэтнических отношений в коллективе можно, используя в качестве опоры уже имеющиеся у его членов представления о системе положительных качеств личности, замечать и поощрять проявление позитивных качеств в межличностных отношениях, развивать их в собственной манере общения, не забывать о месте, которое занимают указанные качества в восприятии другого человека как личности и т. д. Интерес для нас вызвал и третий блок качеств личности, куда вошли успехи в учебе, уровень и разносторонность знаний, развитость интеллекта. Следует отметить низкий «вес» данного блока в студенческой среде обоих вузов.

Еще меньшую значимость имел блок, связанный с достижениями в труде, трудолюбием, уровнем профессионализма, что свидетельствует, на наш взгляд, о существовании негативных моментов в структуре ценностных ориентации студентов. Конечно, можно только приветствовать, что они ценят в своих сверстниках доброжелательность, отзывчивость и т.п., а также уделяют большое внимание традиционным «мужским» качествам; воле, верности слову, мужественности. Однако не может не вызвать тревоги разрыв, отделяющий указанные качества от тех, которые необходимы для достижения профессионализма личности. Данный факт можно объяснить, как нам кажется, падением престижа отличника с социально психологической точки зрения, снижением уровня профессионализма выпускников вуза. Понятно, что призывы преподавателей к равнению на лучших вызовут одну лишь неприязнь и к тем и к другим, продолжаться это будет до тех пор, пока профессорско - преподавательский коллектив не направит свои усилия (не только вербально, но и организационно) на коррекцию существующей системы ценностей. Для устранения вышеуказанных недостатков мы воспользовались способом, предложенным Ч. Осгудом[122], основаном на сравнении реальной (эмпирической) и теоретической со-встречаемости единиц анализа. Как известно, теоретическая со-встречаемость двух единиц анализа, например А и В, определяется по формуле РАВ = РА X РВ, где РАВ 67 вероятность совместной встречаемости единиц анализа; РА — встречаемость единицы А; РВ - встречаемость единицы В. Совстречаемость различных единиц подсчитывается прямым путем при анализе высказываний респондентов и признается неслучайной, если окажется больше или равной теоретической встречаемости.

Результаты нашего контент-анализа, проведенного по описанному способу для всех пяти единиц анализа, приведены в таблице 1. Как видно из таблицы, закономерной является совместная встречаемость единиц В и Е. Учитывая, что фактор Е имеет значительно более высокий вес, чем фактор В, полученные данные можно интерпретировать следующим образом. Те студенты, для которых учеба, знания, интеллект (В) определяют ценностные ориентации в личных отношениях, одновременно ценят в других людях и такие качества, как доброжелательность, отзывчивость, искренность, снисходительность, доверие, терпимость к этническим и религиозным различиям (Е). Для более полного понимания высокой значимости фактора Е могут оказаться- полезными, на наш взгляд, существующие представления, согласно которым наиболее высока субъективная значимость именно того, в чем данный субъект испытывает дефицит. Например, известно, что академически успевающие студенты акцентируют свое внимание на академических и дидактических способностях преподавателя, тогда как академически слабые студенты больше ценят его личностные черты, способность к сочувствию и сопереживанию.

Внедрение комплексной программы по формированию культуры толерантности в учебный процесс и внеаудиторную работу регионального вуза

После предварительной подготовки преподавателей и студентов к проведению формирующего эксперимента, корректировки авторской Программы его проведения, мы приступили к реализации целей и задач исследования на факультетах экономики и управления, информационных технологий СК ГМИ(ГТУ), экспериментом было охвачено 377 студентов и 25 преподавателей, он охватывал гуманитарный цикл дисциплин и внеаудиторную работу со студентами, проходил в течение четырех семестров (I-II курсы обучения).

В ходе изучения предмета «Философия» на лекционных занятиях студентам были предложены следующие темы: 1. «Культура толерантности: понятие, содержание и критерии», целью которой являлось знакомство с понятием «Толерантность». 2. «Толерантная личность». 3. «Проблемы и перспективы развития межэтнических и межконфессиональных отношений на Северном Кавказе» Наряду с раскрытием понятия «толерантность» наши преподаватели рассмотрели на этих занятиях место и роль толерантности в современной науке; вопросы связанные с культурой мира и ненасилия; подробно остановились на источниках интолерантности, проанализировали причины их возникновения; ознакомили с критериями оценки толерантного и интолерантного поведения. Кроме того, они старались ознакомить студентов с этнополитическои ситуацией в регионе, силами своего предмета («История России», «История и культура Северной - Осетии») дать оценку тем или иным историческим событиям; раскрыть роль мировой культуры в развитии общества. На семинарских занятиях проходило публичное обсуждение лекционного материала; организовывались диспуты затрагивающие следующие вопросы: - какие качества присущи толерантной личности? - какие качества характерны для интолерантной личности? - каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности? - каковы последствия поведения интолерантной личности? - каковы последствия этнических и религиозных противоречий в масштабах республики, региона, государства? Рассмотрим одно из семинарских занятий. Предмет: «Политология». Тема: «Всеобщая декларация прав человека». После обсуждения ряда примеров, касающихся нарушения прав человека и человеческого достоинства, студентам было предложено ответить на следующие вопросы: - какие права чаще всего нарушаются? - какие интолерантные действия чаще всего приводят к нарушению прав человека? - какие последствия нарушения прав человека вы можете назвать? - какие действия, по-вашему, должны предприниматься в случае нарушения прав человека? - может ли конкретный человек повлиять на соблюдение прав человека?, какими способами? и т.д. В рамках предмета «Религиоведение» была рассмотрена тема «Этническая и религиозная толерантность». Преподаватель в ходе проводимого семинарского занятия старался чтобы как можно больше студентов было задействовано в обсуждении данного вопроса, решал при этом следующие задачи: - способствовать поисковой самостоятельности студентов в подготовке докладов по тематике, \ - преодолеть имеющиеся установки и осознать мировоззренческую систему в контексте толерантного сознания. В рамках этого же предмета студентам предлагались следующие темы рефератов: - «Я» и «Другой» в культуре»; - «Этнофобии (ксенофобии)»; - «Этнические и религиозные стереотипы и предрассудки»; -«Традиции народов Северного Кавказа (осетин, кабардинцев, черкесов, адыгейцев и т.д.»; - «История религии (буддизм, христианство, ислам и др.)». Полученная в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий информация закреплялась на специальных аналитических или дискуссионных часах с элементами тренинговых психологических упражнений (в рамках часа куратора). Подобный подход стимулировал мышление студентов в поисках собственного понимания культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности. На следующем, конструктивно-деятельном этапе формирующего эксперимента, мы предложили студентам ряд методик по формированию у них культуры толерантного поведения, т.е. сделали попытку сформировать у них навыки этнического и конфессионального толерантного реагирования. В рамках этого этапа силами студентов и преподавателей, читающих курсы «Философия» и «Политология», был организован «круглый стол» на тему: «Толерантность в общении», преследовавший следующие цели: обучить студентов конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, - научить их толерантно выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.п. - сделать их общение более непосредственным и свободным. Для успешного проведения данного мероприятия, была выделена группа студентов для подготовки информации о коммуникативной толерантности, ее роли во взаимодействии людей разных культур, этносов и конфессии. Данная информация была предложена участникам «круглого стола». Кроме того, студентам предлагалось рассмотреть понятие «интолерантность в общении» на уровне межличностного взаимодействия в конкретной студенческой группе, используя при этом реальную конфликтную ситуацию и ряд вариантов достойного выхода из нее: - начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает; - вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе; - скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил, предложи ему вариант поведения, устраивающий тебя; - скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит или не изменит свое поведение. Затем участникам «круглого стола» предложили разделиться на группы и разыграть несколько-конфликтных ситуаций, найти свой выход из них, письменно ответить на следующие вопросы: - Высказать свое мнение о том, чей выход из конфликтной ситуации оказался наиболее удачным и почему? - Рассказать о каких способах толерантного общения они сегодня узнали? - Какое поведение характерно для вас при разрешении подобных конфликтных ситуаций? - Каковы, на ваш взгляд преимущества толерантного общения? Как известно, толерантная позиция по отношению к окружению возможна лишь при четком осознании «границ» толерантности. Безразличие, пассивное принятие социальной действительности, покрывательство, оправдание терроризма или экстремизма, - пример далеко не толерантного поведения.

Похожие диссертации на Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза