Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона Резникова Ирина Борисовна

Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона
<
Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Резникова Ирина Борисовна. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Резникова Ирина Борисовна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2007.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2922

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях национального региона 10

1.1 Многосторонность понятия «толерантность» 13

1.2 Этническая толерантность и её составляющие 25

1.2.1 Стереотипы, установки и предубеждения 26

1.2.2 Толерантность и интолерантность 34

1.2.3 Межнациональные конфликты 42

1.2.4 Культура, традиции, религия 53

1.3 Условия формирования этнической толерантности

1.3.1 Психолого-педагогические особенности подросткового и юношеского возрастов 63

1.3.2 Обучение в вузе 68

Выводы 77

Глава 2. Формирование этнической толерантности у студентов вуза: опытно-экспериментальная работа

2.1 Констатирующий эксперимент 80

2.2 Программа проведения формирующего эксперимента 85

2.2.1 Тренинги как наиболее эффективная форма формирования толерантности у студентов 89

2.2.2. Аудиторные занятия (лекции, семинар, практические занятия) как средство воспитания этнической толерантности 99

2.2.3 Внегрупповые формы воздействия 105

Выводы 107

Заключение 116

Библиография 123

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. В сложных социально-политических условиях, присущих периоду построения правового государства, насыщенных межэтническими и межконфликтными противоречиями актуальность приобретают вопросы толерантности, поднимаемые в различных научных направлениях и жизнидеятельности общества. Различные общественные организации, государственные ведомства, средства массовой информации отмечают необходимость проявления толерантности особенно в таком деликатном вопросе, как межнациональное общение. На сегодняшний день тема толерантности поднимается в разных областях науки и жизни общества.

Культура толерантного поведения, уважение культуры, традиций и обычаев других народов необходимы для успешных взаимоотношений не только представителей разных народов, но и национальных сообществ и даже государств. Это вопрос, прежде всего политических и экономических отношений внутри страны и с другими странами. Однако формирование толерантности по отношению к другой культуре, представителям других национальностей - очень важная сторона педагогического процесса.

Проблема толерантного поведения в процессе межнационального взаимодействия актуальна для таких областей науки как психология, социология, конфликтология, философия, религиоведение и мн.др. Современная социально-политическая ситуация такова, что многие осознают необходимость воспитания толерантности как в подрастающем поколении так и у людей старшего возраста. Толерантность (или интолерантность) как черта личности формируется в процессе социализации человека. С раннего детства человек сразу «вливается» в разные социальные группы, которые играют немаловажную роль в формировании его национальной

принадлежности, его отношения к представителям другой культуры (др. нации), и, в конце концов, в формировании у него толерантности по отношению к людям другой национальности или другой религии. Влияние исходит с разных сторон. Это семья, сверстники, тот национальный регион, в котором проживает человек, дошкольные образовательные учреждения, школа, ВУЗ, под влиянием культуры, традиций, нравов, религии, присущих различным народам, нациям. Значительное влияние на увеличение степени агрессивности и интолерантности оказывают СМИ, художественные фильмы и компьютерные игры чрезмерно агрессивного характера.

Таким образом, формирование толерантного мышления значимая составляющая образовательного и воспитательного процесса. Образование является определяющим в жизни человека. Оно дает знания, опыт, накопленные предками за столетия. Процесс воспитания охватывает длительный период жизни человека, в течение которого при целенаправленной работе возможно влиять на учащихся, формируя у них толерантное отношения к представителям другой национальности.

В психолого-педагогической литературе имеются

методологические, теоретические и технологические предпосылки разработки проблемы толерантности. Идеи и подходы гуманистической педагогики представлены в работах Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилова, М. Моитессори, В.А. Сухомлинского и др.; педагогики сотрудничества уделяли внимание О.С. Гозман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, Д.Б. Эльконин и др. Вопросы педагогики ненасилия освещены в трудах А.Г. Козлова, В.Г. Маралова, В.А. Ситарова и др., педагогики культуры мира - в работах М.В. Кабатченко, Э.С. Соколовой З.К. Шнекендорф и др. В рамках психологии над данной проблемой работали Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, A.M. Татарко, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, С.Д. Щеколдина и др.

Как показывают исследования, на данный момент современные формы и методы профессионального обучения не ориентированны на развитие созидающего менталитета, толерантного мышления будущих специалистов.

Перед наукой и практикой остро встала проблема: каковы педагогические, психологические условия и средства формирования культуры толерантности, этнической толерантности, в том числе в процессе профессиональной подготовки студентов.

Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических и психологических условий формирования этнической толерантности у студентов вуза и экспериментально апробировать его эффективность при профессиональной подготовке студентов в ВУЗе

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в высших учебных заведениях в многонациональном регионе.

Предмет исследования: организационно-педагогические и психологические условия, обеспечивающие формирование этнической толерантности у студентов ВУЗов в условиях многонационального региона.

Гипотеза исследования: процесс формирования этнической толерантности у студентов вуза в условиях многонационального региона может быть педагогически эффективным при обеспечении:

- мотивационно-ценностного отношения студентов ВУЗов к модели
толерантного взаимодействия с представителями других этносов и
народов;

- соотнесения полученного опыта, навыков и установок
толерантного взаимодействия с реальными социальными ситуациями на
практике (в бытовой и профессиональной деятельности), через их
включение в социальную и профессиональную деятельность;

- тренинговых, рефлексивных упражнений, коллективных форм
обучения повышающих этническую толерантность;

развития национальной компетентности и позитивного национального самосознания;

- включения педагогов в процесс педагогического сопровождения
по формированию толерантности у студентов, осознающих и
применяющих принципы культуры толерантности.

На основании цели, объекта и гипотезы исследования определены следующие задачи исследования:

  1. На основании теоретического анализа отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической литературы уточнить и конкретизировать сущность категории «этническая толерантность»; определить ее содержание, структуру и уровни сформированности толерантной культуры, этнической толерантности;

  2. Обосновать комплекс психолого-педагогических условий, способствующих формированию этнической толерантности, национальной компетентности и позитивного национального самосознания у студентов ВУЗов;

  3. провести опытно-экспериментальную проверку предлагаемых психолого-педагогических средств формирования этнической толерантности у студентов.

Методологической основой исследования явились

педагогические, психологические, философские и социологические концепции, раскрывающие многосторонность толерантности как предмета междисциплинарного исследования: о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объекте; регуляции социального поведения личности; единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов обучения и воспитания.

Научные положения, затрагивающие проблемы формирования и воспитания этнической толерантности, разработанные Н.М. Лебедевой, О.В. Луневой, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Татарко, Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой, С.Д. Щеколдиной.

В исследовании использовались комплексы методов: констатирующие (анкетирование, тестирование, оценивание), созидательные (опытно-экспериментальная работа), диагностирующие (экспертные оценки, методы моделирования социальных ситуаций), контролирующие (сравнительный анализ).

Основной метод - формирующий эксперимент, задачами которого являлись: определить эффективность разработанных программ по формированию этнической толерантности студентов в условиях ВУЗа; проверить влияние разработанной программы психолого-педагогического сопровождения на профессиональное и национальное самосознание студентов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2004-2005гг.) происходило теоретическое осмысление проблемы, методологических и методических подходов к ее решению; накопление эмпирического материала, анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта формирования этнической толерантности.

На втором этапе (2005-2006гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой уточнялась гипотеза, подтверждалась актуальность нашей работы, разрабатывалась и апробировалась программа психологического и педагогического ^ сопровождения, совершенствовались, уточнялись и корректировались отдельные стороны педагогического процесса.

j, На третьем этапе (2006-2007гг.) были обобщены результаты / опытно-экспериментальной работы по реализации программы

7 формирования этнической толерантности в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Экспериментальная база исследования. Основная

исследовательская работа осуществлялась на базе Северо-Осетинекого государственного университета, Северо-Осетинского государственного педагогического института (г. Владикавказ), профессионального лицея №4, где определялась эффективность предлагаемых подходов к определению содержания и методов воспитания культуры толерантности студентов. В экспериментальном исследовании участвовало в целом 205 преподавателей и студентов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

выявлены педагогические условия, сущностные характеристики, компонентный состав этнической толерантности и интолерантности личности в условиях многонационального региона;

разработана программа формирования этнической толерантности, содержащая комплекс основных психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного воспитания студентов высших учебных заведениях в условия многонационального региона;

определены критерии и показатели уровней сформированности у них этнической толерантности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

раскрыта сущность формирования и воспитания этнической толерантности у студентов ВУЗов как необходимого условия перехода личности будущего специалиста к позиции культуры мира и уважения;

разработана и обоснована модель процесса формирования этнической толерантности у студентов.

в условиях многонационального региона выявлены основные факторы, вызывающие у них интолерантное поведение.

Практическая значимость исследования. Разработаны и внедрены в процесс обучения и воспитания методические материалы,

8 обеспечивающие формирование этнической толерантности у студентов высшего учебного заведения. Апробирована и внедрена программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования и воспитания этнической толерантности у студентов. Теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы преподавателями вузов в процессе совершенствования своего педагогического мастерства, профессионального и личностного роста. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Понятие и основные составляющие этнической толерантности.

  2. Комплекс психолого-педагогических условий воспитания этнической толерантности у студентов высших учебных заведений;

  3. Динамика формирования этнической толерантности: результаты формирующего эксперимента.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась
теоретическими положениями, получившими развитие и обоснование в
работах по педагогике и психологии, валидностью и надежностью
полученных экспериментальных данных, использованием

взаимодополняющих психологических и педагогических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; личным участием автора в экспериментальной работе; сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных, длительным характером экспериментальной работы, сопоставлением полученных результатов с педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики высшей школы Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, кафедры возрастной и педагогической психологии Северо-Осетинского

9 государственного педагогического института (г.Владикавказ), ежегодных конференциях по итогам НИР аспирантов и студентов СОГУ (2005, 2007гг), Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2005), XIV Годичном собрании Южного отделения РАО и XXVI психолого-педагогических чтений «Развитие личности в образовательных системах южнороссийского региона».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В библиографии использовано 153 источника. В диссертационной работе содержатся 4 таблицы, 4 графика.

Многосторонность понятия «толерантность»

Проблема толерантности поднимается в последнее время в разных областях науки - в психологии, в педагогике, социологии, конфликтологии, в философии, этнологии и пр.

Понятие «толерантность» многогранно, его можно рассматривать с точки зрения разных языков, в различных научных направлениях. Понятие «толерантность» на разных языках трактуется следующим образом: - tolerance (англ.) - готовность быть терпимым, снисходительным; - to tolerate (англ.) - быть терпимым, позволять существование различных мнений без дискриминации; - tolerance (фр.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; - tolerancia (исп.) - способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; - kuan rong (кит.) - принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; - tasamuP (араб.) - снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; толерантность, терпимость (рус.) - умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

Таким образом, можно отметить, что определения на разных языках в целом совпадают, но в каждом из них просматриваются свои национальные особенности, характерные для культуры каждой отдельной нации. Так, для английской трактовки понятия «толерантность» характерна снисходительность, китайской -великодушие, русской - умение терпеть. Смысл, вложенный в это понятие, представители различных культур зависит от исторического опыта, культуры и традиций народа. [147, с. 14]

С точки зрения социальной напряженности, возникающих межнациональных конфликтов ученые выделяют [79, 80, 136, 147] следующие типы толерантности: - расовая толерантность - отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм - дискриминацию людей по расовому принципу, основанному на предположении, что некоторые группы имеют превосходство над другими; - межклассовая толерантность - терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев; - межнациональная толерантность - отношения к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия некоторых представителей национальности на конкретных людей, а учитывать» презумпцию национальной невиновности». Крайние проявления межнациональной интолерантности: этноцентризм - дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы, основывается на убеждении в превосходстве одних культур над другими; ксенофобия - страх и неприятие иностранцев и представителей других культур: убеждение в том, что «чужаки» принесут вред; агрессивный национализм - мнение, что одна нация превосходит в правах другую; - религиозная толерантность - отношение к догмам различных конфессий, религиозностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей разных конфессиональных групп. В своей экстремистской форме межконфессиональная интолерантность представляет собой религиозный фанатизм - насаждение какой-либо особенной веры, ее ценностей и традиций (иногда в масштабе целых сообществ); - географическая толерантность - непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и другим регионам со стороны столичных жителей, и наоборот; - образовательная толерантность - терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием у высокообразованных людей, и наоборот; - возрастная толерантность - непредвзятость к априорным недостаткам человека, связанным с его возрастом (неспособность пожилых людей понимать молодежь, отсутствие у молодого поколения опыта и знаний). Возрастная толерантность вполне может сочетаться с принятым во многих культурах отношением к лицам преклонного возраста; - физиологическая толерантность - терпимое отношение к больным и инвалидам, физиологически неполноценным, лицам с внешними недостатками;

Этническая толерантность и её составляющие

В литературе под толерантностью подразумевается личностное свойство, предполагающее принятие другого, взаимную помощь, доверие. Такое толкование играет существенную роль для развития обыденного сознания, благодаря чему люди могут скорее прийти к пониманию того, что не только конфликт является универсальным двигателем прогресса, взаимная помощь и терпимость друг к другу также выступает как важный фактор эволюции. Теоретический анализ литературы по данной проблеме позволил найти множество примеров понимания толерантности как способности человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно, терпимо относиться к «другим» людям, к их, отличным от своих, мыслям и мнениям.

Толерантность как личностное свойство является добродетелью, нормой поведения ответственной личности. Этническая толерантность является залогом мирного, бесконфликтного сосуществования, взаимодействия, сотрудничества представителей различных этносов как на уровне межличностном, так и на межгрупповом.

В психологической литературе рассматривается множество факторов, влияющих на развитие этнической толерантности у личности и ее составляющие. К их числу можно отнести воспитание, обучение, культурные, социальные, ментальные особенности региона и этноса, в котором живет и развивается человек, сложившиеся стереотипы и предубеждения, религия.

На наш взгляд, наиболее важными аспектами этнической толерантности являются стереотипы, установки и предубеждения, толерантность и интолерантность, межнациональные конфликты, культура, традиции и религия.

Как правило, понятие «стереотип» трактуется как некие «упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы» чего-либо или кого-либо. [79, с.73]

Объектным результатом стереотипизации является упрощенное, схематическое, иногда близкое к истинному знанию, иногда искаженное, представление действительности, которое выступает в качестве своеобразного психологического барьера на пути к его дальнейшему познанию.

Стереотипы принимаются людьми за знание, однако фактически содержат в себе лишь неполное и одностороннее описание какого-то факта действительности. Это описание, как правило, сочетается с сильными эмоциональными отношениями (симпатия или антипатия, принятие или непринятие), и с установленным традицией или обычаем предписанием поведения и оценки подобного факта действительности.

Стереотипы обычно некритически усваиваются человеком под влиянием его социального окружения

Явление стереотипизации, несмотря на все недостатки, сохраняется, потому что оно избавляет человека от необходимости творчески перерабатывать все впечатления от окружающей человека физической и социальной среды.

На основе стереотипизации складывются социальные эмоционально окрашенные образы типов людей, составляющие важнейшие элементы идеологического и политического сознания.

Возникают стереотипы в силу действия двух определенных тенденций человеческого сознания: во-первых, это конкретизация - стремление к ассоциациям абстрактных понятий с какими-либо образами, обладающими привычной реальностью; во-вторых, это упрощение, суть которого сводится к выделению одного или нескольких простых признаков в качестве ведущих для обозначения сложных явлений. В рамках этих двух тенденций человек фиксирует в своем сознании воздействие на себя социальной среды.

Формирование стереотипа осуществляется двумя способами: в процессе непосредственного взаимодействия личности с социальной средой или при коммуникационном воздействии, т.е. через пропаганду, обучение и воспитание личности.

Знание особенностей стеретипизации и социальных стереотипов имеет большое значение для эффективности и практической деятельности идеологической работы, в том числе и воспитательной работы по формированию этнической толерантности.

В данном случае, рассматривая этнические стереотипы, можно говорить об образах определенной этнической группы.

Констатирующий эксперимент

Одним из эффективных средств реализации поставленных задач формирующего эксперимента являются психологические тренинги. В последнее время психологические тренинги получили широкое распространение и применяются в разных отраслях жизнедеятельности людей: с персоналом на производстве, в армии, с работниками государственных и частных предприятий, в образовании с учащимися и учителями. Существуют множество тренингов с различной тематикой и направленностью: тренинг коммуникативных взаимодействий, тренинг преодоления конфликтных ситуаций, тренинги, направленные на повышение уверенности в себе, ответственности, инициативности и социальной активности и пр. Имеются также и тренинги толерантности, которые рекомендуется проводить со студентами и преподавателями. У каждого тренинга есть цели и задачи. Четкое определение целей и задач позволяет правильно составить программу тренинга, подобрать соответствующие задания и упражнения. Человек, проводящий тренинг - тренер - должен знать основы этнической и социальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, иметь опыт организации групповой работы.

Таким образом, главной задачей психологического тренинга толерантности - осуществление перехода к ненасильственным отношениям, основанным на принципах кооперации, взаимного уважения, понимания и терпимости.

В основе психологического воздействия на студентов была программа тренинга этнической толерантности, разработанная Лебедевой Н.М., Луневой О.В., Стефаненко Т.Г. предполагающей 6 занятий. Эта программа адаптирована к условиям многонациональной, многоконфессиональной республики РСО-Алания.

Программа проведенного тренинга толерантности направлена на развитие навыка управления своим поведением, эмоциями общением, включает когнитивный (информирование по вопросам толерантности и повышение психологической культуры), эмоционально-волевой (аффективный - самосовершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного взаимодействия и развитие умений эмоциональной саморегуляции в процессе общения и деятельности) и поведенческий (развитие толерантных качеств) компоненты. В рамках тренинга этнической толерантности были рассмотрены темы «этнические стереотипы» и «конфликтов».

Цель проведения психологического тренинга толерантности -формирование толерантной культуры личности

В ходе проведения тренинга толерантности решаются следующие задачи: - развитие эмоциональной устойчивости, гибкости; - развитие способности к сопереживанию, эмпатии, терпимости; - развитие навыков позитивного, продуктивного диалога; - развитие способности самоанализу, самокритичности; - обучение толерантному поведению в межэтнических отношениях; - развитие чувства собственного достоинства и уважение достоинства представителей других этнических групп, религий, социальных классов и людей с различными индивидуальными особенностями.

В ходе тренинга сохранялась добровольность общения, т.е. в процессе проведения тренинга избегалось всякое принуждение, дальнейшее общение и сотрудничество было основано на желании студента участвовать в работе тренинговой группы. Были сформированы у участников тренинга интерес и должная мотивация. Как показывает наблюдение, участникам тренинга нравился такой способ обучения, так как занятия проходят в игровой форме, различные упражнения способствуют легкому и быстрому усвоению. В процессе выполнения упражнений они могут проявлять инициативность, активность, а к выполнению задания подходить творчески, подыскивая нестандартные способы решения возникающих задач. Некоторые упражнения проводились в соревновательной форме, что повышало их активность и интерес.

Создание в тренинговых группах гармоничной атмосферы доверия и безопасности, предполагающий позитивный эмоциональный настрой способствовало гармоничной атмосфере доверия и безопасности, предполагающий позитивный эмоциональный настрой, помогало перейти на откровенное общение; тренинг активизировал интеллектуальные аналитические процессы, были организованы групповые дискуссии на протяжении всех занятий.

Тренинги как наиболее эффективная форма формирования толерантности у студентов

Толерантность как личностное свойство является добродетелью, нормой поведения ответственной личности. Этническая толерантность является залогом мирного, бесконфликтного сосуществования, взаимодействия, сотрудничества представителей различных этносов как на уровне межличностном, так и на межгрупповом.

«Толерантность» - понятие, обозначающее уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, 1. повышению позитивности этнической идентичности его участников; 2. формированию целостной общегражданской идентичности; 3. повышению оптимизма в оценке благоприятности межэтнических отношений в России в будущем.

Таким образом, в целом, можно сказать, что разработанный тренинг благоприятно сказывается на этнической идентичности участников (повышается ее позитивность и ясность), способствует формированию общегражданской идентичности, снижает тревожность и дискомфорт, переживаемые при взаимодействии с представителями иноэтнических групп, а также способствует повышению компетентности русских в культурах пародов Кавказа.

Проведение лекционных и семинарских занятий, а также ряда других мероприятий позволил закрепить и повысить достигнутые результаты.

По результатам формирующего эксперимента выявлены положительная динамика формирования этнической толерантности у студентов экспериментальной группы. При этом более результативным и показательными являются результаты после реализации первой части формирующего воздействия - психологический тренинг - оказывающий влияние и на сознательную, и на эмоциональную сферы личности.

Полученные результаты дают основание считать проведение психолого-педагогического воздействия в образовательной среде эффективным и желательным средством формирования этнической толерантности.

Оценка эффективности разработанной программы показала, что те цели, которые мы ставили перед собой при планировании программы психолого-педагогического воздействия на студентов, были достигнуты. Создание оптимальных психолого-педагогических условий формирования и развития этнической толерантности у студентов

Исходя из выше сказанного, педагогическое обеспечение, формирующее и развивающее толерантность должно быть реализовано, на наш взгляд, посредством психологического воздействия в качестве которого вступает тренинг этнической толерантности, а также педагогическим воздействием при проведении аудиторных (лекции, практические занятий) и внеаудиторных (круглые столы, праздничные, общественные мероприятия, конференции, и пр.) мероприятий.

Согласно программе экспериментального исследования, перед оказанием формирующего воздействия была проведена диагностическая процедура в рамках констатирующего эксперимента. Результаты полученных данных позволили получить представление об исходном уровне толерантности, который впоследствии сравнивался с результатами аналогичной диагностики после психологического тренинга и после проведения педагогического воздействия (аудиторные и внеаудиторные занятия).

Программа психолого-педагогического сопровождения формирования этнической толерантности студентов в условиях ВУЗа опирается на следующие задачи: - осознание и изменение имеющихся у них негативных этнических стереотипов проявляющихся в культурной, религиозной и социальной сферах, меняя их на позитивные, через привитие понимания о многообразии человеческого бытия; - формирование представлений о конфликтах и возможных стратегиях поведения и выхода из конфликтной ситуации; - формировании позитивного образа своей национальной культуры и позитивного образа других национальных культур, конструктивной позиции в этнических, религиозных, культурных вопросах; профилактика национализма, и нетерпимости по отношению представителей другой нации или вероисповедания; повышение уровня национальной компетентности и этнической идентичности.

Итак, чему способствовала программа психолого-педагогического воздействия на студентов? Результаты эмпирического исследования эффективности реализации запланированных обучающих методов и форм позволяют сделать следующие выводы. Разработанная программа способствует в целом: 1) повышению позитивности этнической идентичности его участников; 2) формированию целостной общегражданской идентичности; 3) повышению оптимизма в оценке благоприятности межэтнических отношений в России и в республике в будущем. 4) снизилась тревожность при взаимодействии с представителями иноэтнических групп (в частности с представителями народов Кавказа); 5) повысился субъективный уровень компетентности в культурах народов Кавказа.

Таким образом, в целом, можно сказать, что предпринятые формы воздействия благоприятно сказываются на этнической идентичности участников (повышается ее позитивность и ясность), способствует формированию общегражданской идентичности, снижает тревожность и дискомфорт, переживаемые при взаимодействии с представителями иноэтнических групп, а также способствует повышению компетентности в культурах народов Кавказа.

Похожие диссертации на Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона