Содержание к диссертации
Введение
Глава I ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Состояние проблемы исполнительского внимания 13
1.2 Видовые характеристики исполнительского внимания 43
1.3 Психолого-педагогические условия и факторы формирования исполнительского внимания 64
Выводы по первой главе 101
Глава II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА
П. 1 Организация, содержание и анализ результатов констатирующего эксперимента 102
И.2 Ход и результаты экспериментального формирования исполнительского внимания студентов-музыкантов 145
Выводы по второй главе 160
Заключение 166
Литература 170
- Состояние проблемы исполнительского внимания
- Организация, содержание и анализ результатов констатирующего эксперимента
- Ход и результаты экспериментального формирования исполнительского внимания студентов-музыкантов
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена неразработанностью данной проблемы в общей педагогике, а также необходимостью более углубленного изучения комплекса психолого-педагогических условий и факторов, способствующих формированию внимания музыканта-исполнителя, и определяется задачами формирования как личности в целом, так и ее отдельных структурных компонентов, в частности, внимания.
Велика роль внимания в деятельности музыканта-исполнителя, а в процессе музыкального обучения особенно, поскольку именно в этот период формируются профессионально значимые качества исполнительского внимания. Являясь одним из важнейших музыкально-исполнительских составляющих, внимание не только выражает уровень профессионально значимых качеств музыканта, но и само обеспечивает их развитие и совершенствование. Следовательно, актуальность формирования профессионального внимания обуславливается качественным повышением общего уровня профессионализма музыканта.
Исполнительское внимание, как профессиональное, приуроченное к специфике искусства, формируется в учебно-репетиционной и концертной деятельности, являющейся неотъемлемой частью музыкального обучения. Формирование внимания студентов-музыкантов никак нельзя квалифицировать как обособленный процесс. Решение данной воспитательной задачи теснейшим образом связано с качественной постановкой учебного процесса - обучения музыкально-исполнительской деятельности.
В отечественной науке проблемой внимания занимались Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Н.Н. Ланге, И.В. Страхов, Д.Н. Узнадзе и др. Различные аспекты внимания в учебно-
воспитательном процессе представлены в работах Ф.Н. Гоноболина, М.А. Данилова, В.А. Крутецкого, К.Д. Ушинского. Возрастной аспект изучения внимания отражен в исследованиях Д. Аморет, Н.В. Гавриш, Н.П. Диевой, Т.М. Марютиной, Т.А. Мешковой, М. Ратти и др. Наибольший интерес для нашего исследования представляют работы Ф. Генова, Е.И. Игнатьева, Н.Д. Левитова, А.А. Макогоновой, В.Д. Небылицина, К.К. Платонова, В.И. Страхова, посвященные деятельностной ориентации внимания. Различные вопросы проблемы внимания музыканта и методических приемов его развития содержатся в работах Л.А. Баренбойма, Г.М. Когана, М.Н. Курбатова, В.И. Муцмахера, В.И. Петрушина, Г.П. Прокофьева, А.П. Щапова, в которых аргументируется значимость внимания, как необходимого условия успешности деятельности музыканта, в связи с чем акцентируется роль формирования исполнительского внимания студентов-музыкантов в процессе обучения.
Проблема формирования исполнительского внимания как определяющего фактора успешности музыкального обучения, выявила необходимость более углубленной разработки организационно-методических основ его формирования и путей его совершенствования.
Таким образом, существующее противоречие между значимостью исследуемой проблемы и степенью ее разработанности на теоретическом и практическом уровнях обосновало актуальность данной проблематики и определило выбор темы: "Формирование исполнительского внимания студентов-музыкантов".
Цель исследования - выявить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий и факторов формирования исполнительского внимания студентов-музыкантов.
Объект исследования - учебно-репетиционная и концертная деятельность студентов-музыкантов училища искусств.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия и факторы формирования исполнительского внимания студентов-музыкантов.
Гипотеза исследования: процесс формирования исполнительского внимания студентов-музыкантов будет более эффективным, если:
установлена роль исполнительского внимания в профессиональной деятельности музыканта;
изучено психологическое своеобразие исполнительского внимания в контексте анализа индивидуальных особенностей внимания студентов-музыкантов;
выявлен комплекс психолого-педагогических условий и факторов, способствующих эффективному формированию исполнительского внимания студентов-музыкантов.
Сообразно цели и гипотезе исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать физиологические, психологические и педагогические концепции внимания и осуществить анализ состояния практики педагогики воспитания внимания и способов его коррекции путем изучения работ педагогов, психологов и музыкантов.
Определить и исследовать сущностные характеристики исполнительского внимания студента-музыканта.
Рассмотреть в диалектике видовые модификации исполнительского внимания и изучить их специфику и роль в решении задач профессиональной подготовки студентов-музыкантов.
Разработать критериально-диагностические и контрольно-оценочные методики, позволяющие определить уровни сформированности исполнительского внимания студентов-музыкантов.
Методологическую основу исследования составляют:
концептуальные идеи личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Л.Г. Вяткин, Г.И. Желе-зовская, Ю.А. Кустов, Е.С. Рабунский, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);
основные психологические положения теории деятельности и личности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина);
концепция эмоционально-ценностного обучения (И.Ю. Калугина, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Л.М. Фридман);
психологическая концепция активности субъекта (А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);
теория о содержании, средствах, методах музыкального обучения (Л.А. Баренбойм, А.Л. Готсдинер, В.И. Муцмахер, В.И. Петру-шин, Г.П. Прокофьев, В.Г. Ражников, Б.М. Теплое, А.П. Щапов);
психологические теории внимания (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Ф.Н. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин, И.В. Страхов, К.Д. Ушинский, Д.Н. Узнадзе);
деятельностный подход к исследованию внимания (М.Л. Архипова, Ф. Генов, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, В.И. Страхов);
концепции творчества в психологическом (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.З. Зак, Я.А. Пономарев) и педагогическом аспектах (Я.Г. Вяткин, Г.И. Железовская, О.П. Кан-Калик, М. Монтессори, С. Френе);
теория мотивации учения (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.К. Маркова, А. Маслоу, Н.Г. Морозова, Н. Хекхаузен, К.К. Платонов, Л.С. Славина, Г.И. Щукина);
- теория развития способностей и индивидуальности (Е.А. Климов, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняемых методов теоретического и эмпирического уровней, соответствующих структурной организации экспериментального исследования, его цели и задачам.
На первоначальном этапе работы проводился анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, что позволило выявить уровень разработанности проблемы в педагогической теории и практике музыкального обучения. Методической основой работы послужило проведение систематических и целенаправленных наблюдений, осуществляемых в таких видах учебно-репетиционной деятельности студентов, как занятия по специальности, концертные и конкурсные выступления, репетиции ансамбля, домашняя работа, лекционные занятия.
В процессе исследования использовались констатирующий и формирующий эксперименты, диагностические методы (метод бесед, дневников, анкетирование, тестирование, ретроспективное интервью, ранжирование, самохарактеристики, педагогические характеристики, экспертные оценки, анализ результатов учебно-репетиционной деятельности студентов).
В работе также использовался широкий спектр авторских методик («Шкалирование ценностных качеств и видов внимания», «Шкала самооценки внимания», «Моя музыкальная карьера» и др.), разработанных сообразно исследовательским задачам.
В процессе экспериментальной работы применялись различные тест-диагностики мотивационных состояний, конструирование эмоциональных состояний в учебно-репетиционном процессе, портретирование
исполнительского внимания, с помощью видеосъемки, с последующим совместным обсуждением с участниками эксперимента.
В процессе и в заключении исследования в качестве методов обработки и интерпретации итоговых экспериментальных данных проводился качественный и количественный анализ, применялись методы математической статистики.
Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования.
Научное исследование осуществлялось поэтапно в течении трех лет на базе Областного училища искусств. В исследовании приняли участие 95 студентов (специальность «Струнные инструменты» и «Фортепиано»).
На первом, аналитическом этапе (1999 - 2000 гг.), изучалось состояние разработанности проблемы исполнительского внимания музыканта в психолого-педагогической науке, определялись возможности различных психолого-педагогических условий и факторов эффективного формирования исполнительского внимания, формулировалась рабочая гипотеза, разрабатывалась методика формирующего эксперимента.
На втором, опытно-экспериментальном этапе (2000 - 2001 гг.),
осуществлялся констатирующий эксперимент, проводилась
систематизация и обобщение эмпирического материала, определялись и разрабатывались критерии и конкретные методы диагностики сформированности исполнительского внимания студентов-музыкантов, проводился формирующий эксперимент, в ходе которого велась экспериментальная проверка эффективности выявленного комплекса психолого-педагогических условий и факторов формирования исполнительского внимания студентов-музыкантов.
На третьем, завершающем этапе (2001г.) происходило обобщение результатов исследования, уточнение теоретических выводов и внедрение полученных результатов в систему музыкального образования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключались в следующем:
Осуществлен комплексный подход к рассмотрению такого явления, как исполнительское внимание музыканта.
В контексте теоретического анализа проблемы внимания музыканта -впервые целенаправленно изучены и описаны специфические особенности исполнительского внимания, обусловленные объективными условиями музыкальной деятельности и содержанием ее задач, а также выведены на качественно новый уровень и содержательно обобщены сущностные характеристики внимания музыканта-исполнителя.
Уточнен и дополнен понятийно-терминологический аппарат проблемы внимания музыканта.
Выявлена специфика включения видовых характеристик исполнительского внимания в музыкально-исполнительскую деятельность и изучена их роль в решении задач профессиональной подготовки студентов-музыкантов.
Рассмотрено состояние практики педагогики по воспитанию внимания и способах его коррекции, путем анализа работ педагогов, психологов, музыкантов.
Выделены три группы критериев сформированности исполнительского внимания музыканта: базовые, косвенно-опосредованные и деятельностно-результирующие.
Определены уровни сформированности исполнительского внимания студентов-музыкантов (низкий, средний, промежуточный и достаточный), выявлены их качественные показатели, разработан диагностический инструментарий.
Предложен комплекс психолого-педагогических условий и факторов эффективного формирования исполнительского внимания студентов-музыкантов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
определен комплекс психолого-педагогических условий и факторов эффективного формирования исполнительского внимания студентов-музыкантов, который адаптирован к реальному образовательному процессу средней и высшей школы;
выявлены критериальные показатели и разработаны к ним авторские методики диагностики и оценки уровней сформированности исполнительского внимания, которые могут быть использованы в практике общеобразовательных учреждений и учтены при подготовке будущих музыкантов для системы образования;
предложенная система анализа, самоанализа, и, соответственно, самоконтроля внимания в учебно-репетиционном процессе студентов-музыкантов, представляет новые возможности совершенствования профессионально-значимых качеств исполнительского внимания музыканта в практической деятельности среднеспециальных и высших учебных заведений;
разработан и внедрен в работу училища искусств авторский спецкурс «Педагогика исполнительского внимания», и на этой основе предложены психолого-методические рекомендации для педагогов и студентов по воспитанию и формированию исполнительского внимания;
- выводы и материалы диссертационного исследования
используются в практике работы училища искусств и отражены
при разработке заданий по педпрактике музыкально-
педагогического факультета Педагогического института СГУ им.
Н.Г. Чернышевского.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и
сделанных выводов обеспечивались методологической
аргументированностью исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логике исследования; использованием комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления, адаптированных сообразно специфике музыкального обучения и соответствующих структурной организации экспериментального исследования, его цели и задачам; сочетанием качественного и количественного подходов в анализе экспериментальных данных; применением методов математической обработки материалов; личным участием автора в экспериментальной и практической работе и позитивными результатами внедрения исследования в практику.
На защиту выносятся:
Понятийное обеспечение проблемы исполнительского внимания музыканта.
Комплекс психолого-педагогических условий и факторов формирования исполнительского внимания.
Система критериально-оценочных и диагностических методик, позволяющих выявить и адекватно оценить уровни сформированности исполнительского внимания студентов-музыкантов.
Апробация и внедрение результатов, полученных в ходе
диссертационной работы осуществлялись в соответствии с основными
этапами исследования в процессе выступлений с докладами на научно-
практических конференциях Международного, Российского,
регионального и межвузовского уровней. Основные положения данного
исследования были представлены на Международном симпозиуме в
г.Ярославле, (2001г.), Международной научно-практической
конференции аспирантов в г. Смоленске (2001 г.), на региональных научно-практических конференциях в г.Брянске (2000-2001 гг.), на ежегодных научно-практических конференциях г. Саратова (2000-2002 гг.), на методических семинарах и педагогических советах детской музыкальной школы № 20 и Саратовского Областного училища искусств (1999-2001), а также на заседаниях и конференциях, проводимых кафедрой педагогики СГУ им. Н.Г. Чернышевского.
Результаты исследования нашли воплощение в педагогической практике Областного училища искусств г. Саратова, ДМШ № 20, Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, музыкально-педагогического факультета Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского.
Материалы исследования представлены в монографии, 43 статьях и тезисах докладов, опубликованных в различных научных изданиях.
Структура диссертационного исследования определялась логикой и взаимообусловленностью его этапов. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 220 страниц машинописного текста, содержащего таблицы, диаграммы, библиографию из 189 наименований, 7 из которых на иностранном языке.
Состояние проблемы исполнительского внимания
Проблема внимания - одна из наиболее важных, сложных и объемных проблем по охвату изучаемых ею явлений. Ее значение определяется ролью внимания в психической деятельности каждого человека, где особенно значительна эта роль в процессе обучения.
Проведем ретроспективный анализ развития представлений о проблеме внимания в контексте межпредметного исследования понятия «внимание» с точек зрения психологии и педагогики.
С этой целью проанализируем основные физиологические и психологические концепции внимания, поскольку их анализ имеет принципиальное теоретическое значение для постановки проблемы внимания музыканта-исполнителя, и в этом плане обсудим работы музыкантов и актеров, посвященные интересующей нас проблематики. Кроме того, представим состояние практики педагогики по воспитанию и развитию внимания и способах его коррекции.
Проблема внимания, являясь классической темой исследования, как в психологии, так и в педагогике, по праву занимает центральное место в работах ряда ученых.
Несмотря на то обстоятельство, что феномен внимания известен ученым на протяжении тысячелетий, до настоящего времени нет единой общепринятой научной теории внимания, более того, по мере развития проблемы - число трактовок внимания бесчисленно растет. Современное состояние понятийного аппарата в области психологии внимания характеризуется терминологической многозначностью, и это находит отражение в различных теоретических подходах.
Перед тем, как представить в нашей работе основные психологические концепции внимания, прочно вошедшие в историю вопроса, кратко остановимся на физиологических теориях.
Большое значение для выяснения физиологических механизмов внимания имеют работы выдающихся русских физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. Так, положение И.П. Павлова о безусловных ориентировочных рефлексах, содержит предположение о рефлекторной природе непроизвольного внимания, что важно для физиологического понимания начальной стадии процесса сосредоточения. «Сосредоточение, - писал И.П. Павлов - есть ни что иное, как нормальное свойство второй сигнальной системы» [170-222]. Существенным в отношении вопроса физиологической основы внимания также является закон взаимной индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. И наоборот, торможение одной части коры - влечет за собой повышенное возбуждение в других ее частях. В коре постоянно имеется какой-либо очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее оптимальным для этого условием. В этом оптимальном очаге возбуждения легко образуются новые условные рефлексы, являющиеся на данный момент «творческим отделом больших полушарий». Перемещение очагов возбуждения по коре головного мозга представляет собой физиологическое условие динамичности внимания.
Особый интерес, в плане понимания физиологической природы внимания, имеет теория доминанты А.А. Ухтомского, в которой целостность и структурный анализ процессов внимания находят свое физиологическое объяснение. Согласно его теории, в мозгу всегда имеется доминирующий очаг возбуждения, привлекающий к себе все возбуждения, идущие в это время в мозг, и благодаря этому, еще больше доминирует над другими - в этом заключается особенность доминанты, являющейся устойчивым очагом возбуждения. На основе доминанты возникает углубленное и устойчивое сосредоточение, а также отвлечение от посторонних раздражителей, мешающих работе. Таким образом, представление о доминанте позволяет понять нервный механизм длительного интенсивного внимания.
Организация, содержание и анализ результатов констатирующего эксперимента
Данные, полученные в ходе теоретико-методологического исследования, проведенного в первой главе, показали, что проблема формирования исполнительского внимания музыканта, в психолого-педагогической литературе разработана явно недостаточно. Так, один из центральных вопросов проблемы формирования внимания музыканта -вопрос об условиях, факторах и средствах эффективного формирования исполнительского внимания, являющийся актуальным и значимым для практики музыкального обучения - до сих пор в педагогической науке остается малоизученным.
Это обстоятельство мотивировало нас провести самостоятельное многоэтапное экспериментальное исследование относительно проверки эффективности выявленных психолого-педагогических условий и факторов формирования И.В. студентов-музыкантов.
Научно-экспериментальное исследование, включающее в себя констатирующий и формирующий эксперименты, осуществлялось поэтапно в течение трех лет на базе струнного и фортепианного отделений Областного училища искусств г. Саратова и музыкально-педагогического факультета Педагогического института Саратовского Государственного Университета им. Н.Г. Чернышевского. Всего в исследовании приняли участие 95 студентов. Большую значимость при изучении проблемы сыграл педагогический и исполнительский опыт преподавателей. В работе также использовался личный опыт аспиранта в качестве педагога-психолога училища искусств.
Опытно-экспериментальная проверка эффективности условий и факторов формирования исполнительского внимания, потребовала проведения констатирующего эксперимента, целью которого было установление исходного уровня сформированности И.В. студентов-музыкантов.
Констатирующий эксперимент является неотъемлемо-важной составляющей исследования, достоверность которого зависит от исходных данных, полученных в процессе его проведения. Необходимость и значимость констатирующего этапа эксперимента определены в работах отечественных педагогов В.П. Беспалько, В.И. Журавлева, И.Д. Зверева, Д.С. Лотто, поэтому, в нашем исследовании данному этапу экспериментальной работы уделялось особое внимание.
Реализация цели констатирующего эксперимента включала в себя:
- определение и разработку конкретных методов диагностики сформированности И.В.;
- определение критериев сформированности И.В. студентов;
- изучение своеобразия И.В. музыканта в контексте анализа индивидуальных особенностей внимания студентов;
- выявление групп студентов по уровню развития И.В.;
- систематизацию и обобщение теоретического и эмпирического материала по проблеме исполнительского внимания.
Методика изучения и формирования И.В. студентов-музыкантов в равной степени представляет интерес и для исследования проблемы внимания, и для практики воспитания и формирования внимания будущих музыкантов-исполнителей.
Поскольку принципиальная трактовка проблемы внимания имеет немало разночтений, отметим, что в проведенном исследовании мы исходим из трактовки внимания В.И. Страхова. В соответствии с его интерпритацией категорию внимания мы рассматриваем как психическое состояние, где динамика внимания возводится в ранг парадигмы данного психического явления, так как именно динамика существеннейшим образом предопределяет такие базовые параметры сосредоточения, как его устойчивость и продуктивность. Безусловно, существенно значение и других свойств внимания, однако роль динамики как фактора успешного функционирования внимания - приоритетна. Эти уточнения весьма важны в плане выбора и разработки не только методического инструментария, но и критериев сформированности И.В. студентов-музыкантов.
Ход и результаты экспериментального формирования исполнительского внимания студентов-музыкантов
Экспериментальная работа по формированию исполнительского внимания студентов-музыкантов осуществлялась на базе Областного училища искусств г. Саратова с 2000-2001 годов.
Первые замеры (диагностический срез) были сделаны в ходе проведения констатирующего эксперимента и описаны нами в предыдущем параграфе.
На основании полученных данных было установлено, что показатель уровня сформированности исполнительского внимания у всех студентов-пианистов, скрипачей и виолончелистов не имеет существенных различий.
Исходя из этого, мы сочли возможным выделить для проведения обучающего эксперимента 45 студентов - специальность "струнные инструменты" в качестве экспериментальной группы и 50 студентов -специальность "фортепиано" в качестве контрольной группы.
Формирование исполнительского внимания студентов-музыкантов должно осуществляться поэтапно, в определенной логической последовательности. В связи с этим, большое значение имеет разработка содержания сменяющих друг друга этапов психолого-педагогического процесса.
Под этапом опытно-экспериментальной работы мы понимаем логически завершенный отрезок учебно-репетиционного процесса с определенным предметным содержанием и психолого-методическим обеспечением, которому соответствуют четкие целевые установки и который отражает соответствующий ему уровень сформированности внимания музыканта.
Формирующий эксперимент, включающий в себя 3 этапа, можно рассматривать как поэтапно усложняющуюся организационную систему, направленную на разработку специальной программы практических действий студента по саморегулированию внимания и содействующей овладению педагогическим аппаратом совершенствования внимания как одной из высших психических функций, предопределяющей успех профессионального роста музыканта-исполнителя, а также обучению студентов способам само мотивирования и регулирования своих мотивационных и эмоционально-волевых состояний.
При этом каждый этап формирующего эксперимента нацеливался на формирование определенного уровня сформированности И.В., поскольку согласно положениям теории учебной деятельности (В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Е. К. Осипова, 3. А. Решетова, Д. Б. Эльконин и др.), каждому уровню знаний посильно решение только определенного рода педагогических задач.
Нами были выделены следующие этапы экспериментальной работы: начальный, преобразующий и аналитический. При этом на основе результатов многоэтапного констатирующего эксперимента, диагностировавшего преобладание низкого уровня сформированности ИВ. студентов-музыкантов на первом, начальном этапе опытно-экспериментальная работа была нацелена на достижение среднего уровня сформированности исполнительского внимания. На втором преобразующем опытно-экспериментальная работа была направлена на переход со среднего - на промежуточный уровень сформированности исполнительского внимания. На третьем, аналитическом этапе - на достижение достаточного уровня сформированности исполнительского внимания студентов-музыкантов.
На каждом этапе формирующего эксперимента применялись специально разработанные диагностические методики, позволяющие адекватно оценить динамику изменений уровней сформированности исполнительского внимания в контрольных и экспериментальных группах.
С этой целью применялись как общие педагогические, так и диагностико-психологические.
На всех этапах формирования исполнительского внимания осуществлялось в различных видах учебно-репитиционной деятельности студентов-музыкантов училища искусств (занятия по специальности, сольфеджио, психологии и педагогики, репетиции, конкурсные и концертные выступления).
Перейдем к описанию этапов опытно-экспериментальной работы по формированию исполнительского внимания студентов-музыкантов.
Первый (начальный) этап формирующего эксперимента, был ориентирован на формирование у студентов представлений о роли внимания в деятельности музыканта-исполнителя, его своеобразии, а также формирование мотивационной установки на самовоспитание и совершенствование студентами своего профессионального внимания.