Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Философские и психологические проблемы формирования духовных потребностей и эстетической культуры в подготовке студентов средних специальных учебных заведений
1.1. Формирование духовных потребностей и эстетической культуры как основа подготовки студентов средних специальных учебных заведений 14
1.2. Роль духовной культуры в развитии личности 41
Глава 2. Псиколого-педагогические основы формирования духовных потребностей и эстетической культуры студентов
2. 1. Роль и место дисциплин по выбору в формировании духовных потребностей и эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений . 50
Заключение 118
Список литературы 119
- Формирование духовных потребностей и эстетической культуры как основа подготовки студентов средних специальных учебных заведений
- Роль духовной культуры в развитии личности
- Роль и место дисциплин по выбору в формировании духовных потребностей и эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений
Введение к работе
Актуальность исследования. Перестройка всех сфер жизни общества и, прежде всего модернизация, гуманизация, гуманитаризация и демократизация высшего и среднего профессионального образования требуют усиления культурологического подхода к содержанию профессиональной подготовки студентов. Высокообразованный специалист в любой отрасли должен обладать не только широкими знаниями, умениями и навыками в своей профессиональной области, но и быть широко образованным, способным ориентироваться в вопросах культуры, литературы и искусства, современного дизайна, обладать высокой эстетической культурой. В силу этих причин особое внимание в содержании образования в средних специальных учебных заведениях должно быть уделено вопросам культурологического характера, современного дизайна художественной культуры, развитию эстетических интересов и потребностей.
Выпускники средних специальных учебных заведений должны иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, об условиях формирования личности. Большую роль в этом процессе играет формирование духовных потребностей, эстетических интересов и на их основе эстетической культуры студентов.
Проблемы формирования потребностей личности рассмотрены в философской, культурологической, педагогической и психологической литературе. Структура потребностей личности включает: духовные потребности (познавательные, нравственные, творческие) и материальные потребности. Удовлетворение материальных потребностей является необходимой предпосылкой, условием духовного развития человека. Чем прочнее, полнее удовлетворяются материальные запро-
сы человека, тем больше реальных возможностей имеется у него для духовной деятельности, тем он свободнее, независимее от материальных забот. Эти возможности должны еще превратиться в действительность. Прямой зависимости между материальными и духовными богатствами личности нет. Потребности личности могут быть рассмотрены в системе "духовное производство— духовное потребление". Целесообразно говорить о духовных потребностях активного характера и духовных потребностях пассивного характера. При этом духовные потребности активного характера направлены на созида-тельно-добротворческую деятельность, а духовные потребности пассивного характера — на потребление духовных благ.
Рассматривая потребность как активную деятельность, психологи и педагоги подчеркивают ее стимулирующую роль в развитии интересов, приобретении знаний, расширении кругозора, формировании творческой деятельности. Возникновение потребностей побуждает личность к активному поиску путей их удовлетворения, таким образом, потребности становятся внутренними побудителями деятельности — мотивами.
Духовные потребности занимают особое место в формировании личности, они являются основой духовного и художественно-творческого развития личности, ее эмоционально-чувственных составляющих. Формирование духовных потребностей придает особую окраску отношению личности к своей профессиональной деятельности.
Политика России в области образования направлена на перспективы развития отечественной культуры (во взаимодействии с мировой) с учетом возрастающего значения образования в цивилизационных процессах определения приоритетных направлений в разработке эффективно функционирующей модели общеобразовательной школы. В
настоящее время школа ориентирована на переход репродуктивной модели образования к другой модели, основанной на духовных гуманистических ценностях. Эти ценности реализуются в системе "личность — школа — культура".
Проблемы духовности, нравственности в настоящее время приобретают особую актуальность в процессе обучения и воспитания молодежи. Источником духовности выступают нравственные и эстетические ценности культурного наследия народов мира и России.
Однако, "вследствие неразвитости социальных механизмов включения людей в мир прекрасного и формирования умений и навыков жить по законам красоты у значительной части населения не выработаны соответствующие ценностные ориентации и потребность следовать культурным традициям" (М.А. Ариарский, Г.П. Бутиков).
Система формирования духовно-нравственной культуры личности опирается на общее образование и реализуется через восприятие культурных ценностей. Важным и актуальным является и процесс формирования умений и навыков повседневной, социально-этической культуры, которая охватывает широчайший диапазон жизнедеятельности — от познания, труда и неформальных отношений, до общения, быта, досуга.
Культура — это умение не только смотреть, но и видеть, не только воспринимать, но и думать, не только знать, но и творить (А.И. Арнольдов). Формирование культуры личности зависит от эффективности просветительно-образовательной деятельности образовательных учреждений; от культурологической деятельности средств массово информации, учреждений искусства, библиотек, музеев, кинотеатров, клубных и других культурно-досуговых учреждений.
Содержание предметов гуманитарного цикла в средних специальных учебных заведениях, направленное на духовное развитие лично-
сти, предусматривает изучение специальных дисциплин, которые обеспечивают формирование вкуса, чувства красоты и гармонии, художественно-образное восприятие. В связи с этим необходимо тщательно изучить накопленное художественное наследие, а также современные тенденции в развитии рекламы, дизайна, эстетических закономерностей формирования и развития предметной среды в жизнедеятельности человека.
В практике обучения все еще остаются противоречия между требованиями формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений и отсутствием в настоящее время системы их осуществления.
В средних специальных учебных заведениях не достаточно разработаны система и содержание культурологических дисциплин, направленных на формирование духовных потребностей студентов и развитие их эстетической культуры, отсутствуют конкретные пути, методы и средства их реализации.
Теоретические вопросы формирования потребностей личности разрабатывались в рамках философии эстетики М.С. Каганом, А.Ф. Лосевым, Д.С. Лихачевым, В.Ф. Асмусом и др.
Вопросы формирования духовной культуры в процессе эстетического воспитания учащихся и студентов раскрываются в работах С.А. Апраксиной, А.А. Балаяна, Н.А. Ветлугиной, СЕ. Игнатьева, Д.Б. Кабалевского, В.В. Корешкова, Б.Т. Лихачева, Н.И. Ростовцева, А.А. Унковского, Е.В. Шорохова, Т.А. Шпикаловой и др. Психологические основы формирования духовности личности раскрываются в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского, Б.И. Игнатьева, B.C. Кузина, СП. Ломова, Э.И. Кубышкиной, Н.М. Сокольниковой, М.Г. Тайчинова и др. Теоретические вопросы
структуры и содержания общего образования разрабатывали B.C. Леднев, Т.Д. Дмитриев, Л.Г. Семушина, А.В. Барташев, М.И. Грабарь, Л.В. Тодоров, Т.Ф. Курдюмова, В.Ф. Кривошеев, В.Г. Горецкий, А.И. Иванов, Е.Н. Леоновим, В.Я. Коровина, И.С. Збарский и др.
Можно с уверенностью утверждать о несомненной актуальности данного диссертационного исследования по формированию духовных потребностей и развитию эстетической культуры у студентов средних специальных учебных заведений.
Проблема исследования: педагогические условия формирования духовных потребностей и эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведениях.
Цель исследования: совершенствование профессиональной подготовки студентов средних специальных ученых заведений на основе целенаправленного формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры.
Объект исследования: процесс формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры у студентов средних специальных учебных заведений.
Предмет исследования: педагогические условия и средства формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры у студентов средних специальных учебных заведений.
Гипотезой исследования является предположение о том, что повышение эффективности подготовки студентов средних специальных учебных заведений возможно при условии:
-выявления места и роли духовных потребностей и эстетической культуры в процессе культуросозидающего творчества студентов;
-создание оптимальных условий формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры у студентов;
-обоснования места и роли дисциплин по выбору "Культура и личность", "Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской культур (на примере искусства, литературы и театра)", "Взаимопроникновение культур (на примере курса "Стили в интерьерах")" и "Практических заданий по дизайну и библиотечной эстетике" в формировании духовных потребностей и развитии эстетической культуры студентов;
-разработка эффективной методики формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
Провести анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования.
Определить и обосновать роль и место духовных потребностей и эстетической культуры в развитии личности студентов средних специальных учебных заведений.
Выявить психолого-педагогические условия формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры студентов.
Разработать в контексте нашего исследования содержание дисциплин по выбору и специальных дисциплин и выявить их роль и место в формировании духовных потребностей и развитии эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений.
Определить эффективные пути формирования духовных потребностей и эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений.
Методологической основой диссертационного исследования явились научные труды ведущих философов, культурологов, социологов, психологов, деятелей культуры и искусства, исследования видных ученых-педагогов в области духовно-нравственного и эстетического воспитания, художественного образования средствами изобразительного, декоративного-прикладного искусства и дизайна.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
-анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;
-изучение и обобщение опыта работы преподавателей техникумов в контексте исследования;
-наблюдение и анализ учебно-прикладной деятельности студентов;
-социометрические методы исследования (беседы, анкетирование, интервьюирование);
-психолого-педагогический развивающий эксперимент.
Весь объем опытно-экспериментальной работы проводился в Московском и Уфимском библиотечных техникумах.
Исследование проводилось с 1998 по 2001 гг. по этапам.
На 1-м этапе исследования (1998—1999 гг.) отбиралась и анализи
ровалась философская, культурологическая, психолого-
педагогическая, искусствоведческая литература по теме исследования.
В этот же период анализировалось состояние эстетического воспита
ния и развития духовной культуры студентов гуманитарных средних
специальных учебных заведений. И это позволило разработать на
чальный вариант методических материалов по дополнительным дис
циплинам, учитывающих формирование духовных потребностей и
развитие эстетической культуры студентов средних специальных
учебных заведений; определить программу опытно-
экспериментальной работы.
На 2-м этапе (1999—2000 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент.
В ходе опытно-экспериментальной работы разрабатывались педагогические условия формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений.
В экспериментальной работе изучались специально разработанные в контексте нашего исследования дисциплины по выбору "Культура и личность", "Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской культур (на примере искусства, литературы и театра)", "Взаимопроникновение культур (на примере курса "Стили в* интерьерах")", "Практические задания по дизайну и библиотечной эстетике". В экспериментальной работе использовалась методика сопутствующих изменений. В группах занятия проводились по новой системе с использованием разработанных методических рекомендаций, специальной системы оригинальных методических пособий, с созданием проблемных ситуаций, применением развивающих, творческих заданий. В учебных группах использовалась методика изучения художественно-эстетических дисциплин, целенаправленных на формирование духовных и эстетических потребностей, эстетического вкуса, художественных интересов, эстетического восприятия и развития на их основе эстетической культуры студентов.
На 3-м этапе эксперимента (2000—2001 гг.) обобщались результаты опытной работы, уточнялись выводы исследования, оформлялась диссертация.
Для среднего специального образования важным считается формирование духовных потребностей и развитие эстетической культуры
как основы отбора содержания гуманитарного образования и формирования знаний, умений и навыков, в том числе культурологического характера. Только на этой основе возникает духовное, общекультурное, творческое развитие и профессиональная подготовка студентов.
Формирование духовных потребностей и развитие эстетической культуры студентов может наиболее успешно осуществляться в многоплановой созидательно-творческой, учебно-прикладной деятельности, позволяющей обеспечить разностороннее формирование личности. Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Изучена возможность и научно обоснована необходимость усиления культурологического подхода в подготовке студентов средних специальных учебных заведений. *
Разработаны содержание, формы и методы обучения, направленные на формирование духовных потребностей и развитие эстетической культуры студентов.
Определены критерии сформированности духовных потребностей и развития эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений (проявление эмоционального отношения к предметам и явлениям действительности; интерес к декоративно-прикладному искусству, способность к эстетическому восприятию и творческому созидательному труду и т.п.).
Сформулированы уровни развития духовных потребностей студентов средних специальных учебных заведений.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке эффективной методики формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля в процессе изучения дисциплин по выбору; в создании ком-
плекса наглядных учебно-методических пособий к изучаемым дисциплинам.
Результаты исследования уже используются в учебной деятельности студентов Московского и Уфимского библиотечных техникумов и могут быть использованы при разработке новых учебных планов, программ, лекционных курсов для средних специальных учебных заведений гуманитарной направленности, техникумов, колледжей и др.; при подготовке учебно-методических пособий как по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, так и для курсов специальной, профессиональной подготовки студентов; при корректировке государственного образовательного стандарта.
Степень достоверности и обоснованности полученных результатов исследования обеспечены опорой на достижения психологии, педагогики, культурологии и эстетики, теории и практики эстетического воспитания, использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, требований государственного образовательного стандарта среднего специального образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Московском и Уфимском библиотечных техникумах. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях, международной конференции "Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива" (14-15 ноября 1996 г., г. Москва), на заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Минобразования РФ.
Материалы исследования внедрены в практику в виде опубликованных научных работ, учебно-методических материалов, разработанных диссертантом и используемых в учебном процессе.
На защиту выносятся следующие положения:
-сущность и особенности формирования духовно-эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений в системе подготовки специалистов;
-роль и место духовных потребностей и эстетической культуры в содержании образования студентов;
-педагогические условия эффективного формирования духовно-эстетической культуры студентов в учебно-прикладной деятельности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. В работу также вошли иллюстративные материалы, таблицы.
Формирование духовных потребностей и эстетической культуры как основа подготовки студентов средних специальных учебных заведений
В современных условиях главнейшей государственной задачей в области образования является возрождение духовно-нравственного самосознания подрастающего поколения в контексте Российского менталитета, целенаправленного на формирование глубоких гражданских чувств. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, права, педагогики, психологии, медицины и др. Каждая из них изучает личность в своем, специфическом аспекте. Культурно-историческая психология рассматривает образ "человека-деятеля". В этой теории личность понимается как субъект ответственного выбора, порождаемый жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни. Человек был, есть и всегда будет основным агентом развития духовной культуры. Поэтому нельзя существенно изменить духовную культуру, обогатить ее содержание только путем изменения средств ее развития, преобразовывая ее техническую оснащенность, меняя соотношения ее частей, стимулируя ускорение или преимущественное развитие тех или иных ее областей. Качественное развитие культуры достигается средствами качественного изменения самого человека. И только коренное социальное преобразование общества в интересах человека может привести к изменению самого человека и его культуры. Кроме того, поставить развитие культуры под сознательный научный контроль всего общества, устранить препятствие ее прогрессу могут только люди, познавшие закономерности общественного развития, люди всесторонней культуры. Для них культура— творческая деятельность, средство интеллектуального, физического, нравственного и эстетического развития. От образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к личности, так и теоретические схемы анализа развития личности. Из множества особенностей человека, поднявших его над природой и отличающих его от животных можно выделить главную— способность создавать орудия производства, творить, чему собственно и обязано возникновение человеческой культуры. Однако творческой личностью является не просто всякая одаренная личность, способная к творчеству, а умеющая использовать свои задатки, свои импульсы, потребности и мотивы к творчеству в реальных действиях и стремящаяся к этому. "Потребность человека в связи, в единении, в общении с себе подобными и породила специфическое человеческое качество, именуемое духовностью" (34, с. 81). Духовность проявляется во всех формах ценностного сознания, поскольку оно является именно ценностным, а не рассудочно-утилитарным, приобретая разные формы выражения — и нравственную, и патриотическую, и гражданственно-политическую, и эстетическую, и художественную. "Духовностью порождено и эстетическое отношение к действительности, существенно отличающееся от физиологического удовольствия, получаемого органами чувств и доступного животным в такой же мере, как и людям, тогда как чувство красоты является привилегией человека" (там же, с. 82). Система потребностей является важнейшей социально-психологической характеристикой личности и любой группы людей. Потребность возникает в результате определенного состояния процесса обмена со средой. Это состояние характеризуется тем, что процесс не может осуществляться и нуждается в соответствующих предметах внешнего мира или условиях для освоения этих предметов. Такое состояние процесса взаимодействия вызывает и определенное психическое состояние личности. С этой точки зрения, потребность — это относительно устойчивое психическое состояние личности, характеризующееся влечением к вещам и явлениям, переживаемым как необходимое условие существования личности. Словарь В. Даля определяет потребность как надобность, нужду в чем-либо. Современный словарь русского языка СИ. Ожегова дает аналогичное толкование, добавляя, что это "нужда, требующая удовлетворения". То есть термин "потребность" связывается с тем, что отсутствует в данный момент, в чем имеется надобность. Не случайно рядом со словом "потребность" чаще всего стоит слово "удовлетворение" ("удовольствие"). Удовлетворение потребности, как правило, предполагает активную деятельность, цель которой — восполнить недостающее, снять противоречие между желаемым и реально существующим. Поэтому потребность — это импульс активности субъекта, ее побуждающее начало. Это свойство потребностей было подмечено философами давно, еще со времен Демокрита. Объективные идеалисты (Гегель и другие) утверждали, что вся эта "масса желаний, интересов и деятельностей является орудием и средством мирового духа" (23, с. 24-25.). Представители субъективного идеализма считали, что потребности заранее присущи человеку и удовлетворе- ниє их зависит от его сознания и "доброй воли". Многообразие же потребностей определяется многообразием мнений и склонностей людей: изменяются мнения — изменяются и потребности. То есть, то, что мы анализируем с вой желания, стремления, цели намечаем способы и пути их достижения, отказываемся от одних намерений во имя других, создает иллюзию того, что потребности целиком зависят от сознания, от нашего "Я". Создавая и отстаивая диалектико-материалистическое учение, классики марксизма-ленинизма считали, что: люди со всем разнообразием их потребностей — продукт общества; что общество складывается на определяющей основе материального производства; что, следовательно, изменяющиеся под влиянием развития экономического базиса общество изменяет людей и их потребности. Уровень и структура потребностей, таким образом, зависят "не от сознания, а от бытия; не от мышления, а от жизни; это зависит от эмпирического развития и проявления жизни индивида, зависящих в свою очередь, от общественных отношений" (53, с. 253).
Роль духовной культуры в развитии личности
Исторический поворот в судьбе народов России коренным образом изменил ход общественного развития. Известно, что в период преобразований в обществе нередко терпят крушение прежние ценности и идет поиск новых ориентиров. Это положение особо актуализирует проблему сохранения базовых национальных ценностей, гармоничных с новыми представлениями об обществе, человеке, основу кото- рых составляют высокое чувство Родины, добротворчество, созидание, уважение прав человека и народов. "Человек живет не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности" (Д.С. Лихачев). В этих условиях главнейшей государственной задачей в области образования является возрождение духовно-нравственного самосознания личности в контексте Российского менталитета. Следбвательно, культурное ядро содержания образования и воспитания должны составлять национальные и общечеловеческие ценности, способствующие развитию личности через усвоение родной культуры, духовно-нравственных ценностей, познанию общечеловеческой культуры и подведению к самостоятельному выбору ценностей в поликультурном обществе. Понятие "культура" достаточно широко выражает все формы духовной жизни человека— мыслительной, религиозной, этической. Многоплановость феномена культуры вызвала к жизни различные направления ее исследования. Некоторыми исследователями (Г.П. Францев, А.А. Зворыкин и др.) культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. А.И. Арнольдов, Л.Н Коган и другие понимают под культурой процесс творческой деятельности. М. С. Каган, З.И. Файнберг и другие понимают под культурой универсальное свойство общественной жизни людей. Все эти различные точки зрения объединяет одно — деятельностный подход к понятию "культура". В понятие "культура" Л.В. Тодоров включает следующие компоненты: вековые достояния народной жизни, труда и духовности; социальные, национальные, "общечеловеческие" традиции; генетически избранный и преобразованный во времени образ жизни; выработанные тысячелетиями представления о добре и справедливости, "нормы народной морали; нормативные типы личности: тип благородного человека, аристократа; патриархально-крестьянский тип личности; тип буржуа-предпринимателя (бизнесмена, банкира); тип "нового человека"; язык как основной код и память дописьменных и письменных культур; средство выражения эмоционального мира и форма мышления человека; предпосылка информационных систем и способов производства во все времена, при любых технологических системах; литература — образно-художественная память человечества; творчество народа и гениев; изначальное средство познания и самопознания людей; выражение чаяний, надежд, идеалов народа и индивида; фактор национального и социального самоопределения; "провиденциальный" смысл изящной словесности; искусство — от наскальных рисунков и заунывных мелодий до Сальвадора Дали и Кандинского, до Чайковского, Дебюсси, Гаврилина (в эстетическом, социальном, нравственном, духовно-интимном назначении); наука— выражение генетического, неистребимого, необратимого стремления ("жажды") человека к познанию, обретению нового; сфера деятельности человека и форма общественного сознания; в науке род людской обретает объективную реальность, научную картину мира; религия — вид духовной и перманентно материализующейся деятельности людей; форма личного и общественного сознания; основана на признании, безоговорочной вере в приоритет высших (святых) потусторонних сил; вживление и воскресение, а также материализация веры, надежды, устремленность в будущее в образе мессии, Бога-человека, сакральных построек,... предметов, письменных памятников; общество и государство — веками... создаваемые и саморазвивающиеся институты социальной жизни и деятельности человечества... .(82, с. 9).
Роль и место дисциплин по выбору в формировании духовных потребностей и эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений
Общий процесс превращения предметной реальности культуры в духовную культуру распредмечивающей ее личности охватывает и эстетический аспект культуры. Это значит, что эстетическое сознание каждого человека "формируется в ходе распредмечивания воплощенных в предметности культуры эстетических ценностей" (М.С. Каган). Культура и личность. Слово "культура" происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVII и XIX веках его стали употреблять и по отношению к людям. Если человек отличался изяществом манер, начитанностью, его считали "культурным" человеком. В то время этот термин применяли в основном к аристократам, чтобы отделить, отличить их от "некультурного" народа, черни. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к современной жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Культура представляет собой совокупность тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но будущее. К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда. Материальная культура— показатель уровня практического овладения человеком природой. К духовной культуре относятся науки и степень внедрения достижений в производство, и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей, мотивов и интересов людей. Духовная культура отлагается в "вещной" форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой только в отношении с живым разумом. Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате освоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование ее поведения. Прекращение процесса социализации в массовом масштабе привело бы к гибели культуры. О важности культуры для функционирования людей можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с другими людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими "Существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке", ученые поняли, что у этих диких детей не произошло развитие личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их "человеческих" личностей. Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, биологические возможности человека не беспредельны. Существует предел и для знаний, которые может усвоить человеческий мозг. Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых. С другой стороны поддержание устойчивого общественного порядка способствует увеличению влияния культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления двух важных видов деятельности. Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом, аналогичном обществе, постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека— и юность, и смерть, и память о нем после смерти.