Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе Халикова Лилия Рашитовна

Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе
<
Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Халикова Лилия Рашитовна. Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Оренбург, 2007 233 с. РГБ ОД, 61:07-13/1221

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические аспекты формирования духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе 17

1.1. Сущностная характеристика духовных потребностей личности 17

1.2. Научно-педагогические предпосылки формирования духовных потребностей будущих учителей 50

1.3. Потенциалориентированность внеаудиторной воспитательной работы на формирование духовных потребностей будущих учителей 74

Выводы по первой главе 93

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе 96

2.1. Анализ и результаты констатирующего этапа экспериментальной работы 96

2.2. Методическое обеспечение формирования духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе 131

2.3. Анализ результатов формирующего этапа экспериментальной работы 160

Выводы по второй главе 192

Заключение 195

Список использованных источников 201

Приложения 225

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Двадцатый век не реализовался во всей своей истинной полноте позитивной созида-тельности. Человечество встретило новое тысячелетие в условиях системного кризиса. Оно обнаружило себя в торжестве утилитаризма, фактическом возведении материальных потребностей в ранг высших потребностей человека, материальных ресурсов - в мерило значимости индивидов, а материальных интересов - в критерий оправданности действий любых социальных субъектов, что обусловило исключительный рост прагматизма современного общества и привело к релятивизации и сциентизации ценностно-мировоззренческих представлений и смысложизненных ориентации человека.

Задумываясь о путях выхода из сложной ситуации, нетрудно понять, что дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться, не только интеллектуально-образовательным, но и духовно-нравственным потенциалом общества и человека. Неслучайно в Доктрине Образования современной России образование определено как основа воспроизводства духовного потенциала общества, всестороннего, а также гармонического, творческого, универсально-целостного, профессионального становления и развития личности в российском обществе - патриота, гражданина, специалиста, нравственно-духовного человека [146].

Образование, таким образом, призвано закладывать не только модели деятельности человека в будущем, но и духовную его составляющую. Именно духовное воспроизводство человека является важнейшей сферой образования. Причем оно должно стать определяющим и в системе профессиональной подготовки специалистов. Поэтому формирование духовного мира личности, способной к сознательному жизнетворчеству и нравственным поступкам, ответст венным отношениям и конструктивным решениям, самостоятельному целеполаганию и гибкому позитивному мышлению становится центральным моментом подготовки учителя в педвузе. Поскольку пусковым механизмом жизнедеятельности человека, показателем его активности и духовности, устойчивой основой избирательного поведения являются потребности, то основной задачей профессионального обучения и воспитания в педвузах должно быть именно формирование и развитие духовных потребностей у будущих педагогов.

Духовные потребности, по Г.В. Плеханову являя собой, точное мерило напряжения человеческого духа [166], выступают в качестве характеристики личности и исходного критерия ее значимости. Личность характеризуется содержанием ее потребностей и отношением к путям их удовлетворения. Духовные потребности составляют многообразную палитру стремлений человека к высокому идеалу и духовному совершенствованию. Чем шире и разнообразнее духовные потребности человека, тем он духовно богаче и профессионально состоятельнее. Духовные потребности могут явиться основой качественного улучшения системы подготовки педагогов в современных условиях.

Методологические и общетеоретические аспекты духовных потребностей представлены в работах Л.М. Архангельского, О.Г. Дроб-ницкого, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, Л.И. Казаковой, А.В.Кирьяковой, Л.Н. Когана, Г.Х. Мусина, А.К. Уледова, В.А.Ядо-ва. Общие принципы и критерии классификации духовных потребностей, взаимосвязь духовных и материальных потребностей исследуются И.А. Джидарьяном, Р.А. Злотниковым, А.Ф. Лосевым, П.В.Симоновым, В.Ф. Рябовым, Ш.Н. Чхартишвили.

В системе современного гуманитарного знания духовные потребности рассматриваются как основной фактор активности лич ности, форма самоутверждения, источник самовоспитания и совершенствования, внутреннее побуждение к деятельности и духовно-нравственному поведению человека (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Г.Г. Дилигенский, Е.А. Донченко, А.В. Петровский, Ю.В. Шаров).

В отечественной психологии потребность рассматривается как объективная нужда (С.Л. Рубинштейн), осознание этой нужды (Б.А.Бенедиктов, А.Н. Леонтьев) или ее отражение (Л.И. Божович), внутреннее требование организма (Б.Г. Ананьев), отношения (В.Н.Мясищев), свойство личности (А.Г. Ковалев), состояние личности (В.И. Додонов). Психологический анализ сущности духовных потребностей личности осуществлен Г.С. Тарасовым. Характер духовных потребностей и их место в структуре личности исследованы В.Н. Мясищевым; психологическая природа потребностей -И.А.Джидарьяном; место потребности в процессе нравственного развития личности - Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, В.Э. Чуднов-ским; связь духовных потребностей с эмоциями, чувствами, интересами, способностями, ощущениями, вниманием, мышлением -П.П.Блонским, Л.С. Выготским, Б.И. Додоновым, А.В. Петровским, П.М. Якобсоном; роль деятельности в формировании духовных потребностей личности - А.Н. Леонтьевым, роль установки - Д.Н. Узнадзе; значение самооценки, коммуникативных умений в развитии потребностей - А.А. Бодалевым, Л.И. Рувинским.

В зарубежных исследованиях рассмотрены классификация потребностей, связь потребностей и мотивов поведения человека, влияние потребностей на ценностные ориентации личности (В.Вундт, А. Маслоу, К. Обуховский, К. Роджерс).

В классической отечественной педагогике рассматривались проблемы возникновения и формирования духовных потребностей (К.Д. Ушинский), значение чувств и эмоций в духовно-нравственном развитии человека (П.П. Блонский), вопросы формирования по требности в самообразовании, воспитания нравственной и эстетической потребностей (А.В. Луначарский), роль социального фактора в духовном становлении личности (СТ. Шацкий), потребности в человеке, духовном общении и творческом труде (В.А. Сухомлин-ский).

Проблема формирования духовных потребностей личности на новом витке развития социума и научных знаний явилась предметом исследования многих ученых. Значение формирования духовных потребностей и их место в воспитании личности рассмотрены Ю.В. Шаровым, Б.Т. Лихачевым, В.А. Сухомлинским; роль духовных потребностей в нравственном развитии личности -О.С.Богдановой, Н.И. Болдыревым, Е.В. Бондаревской, А.И. Шем-шуриной, Г.И. Щукиной, Н.Е. Щурковой; воспитание потребности в знаниях и формирование потребности в самовоспитании -В.Б.Бондаревским, формирование духовных потребностей в самосовершенствовании личности - Л.С. Нечепоренко; особенности формирования духовных потребностей школьников средствами литературы и внеурочной деятельности - Л.С. Айзерманом, Г.И. Беленьким, И.А. Макаровой; пути и средства формирования духовных потребностей у учащихся старшего школьного возраста в условиях урочной и внеурочной деятельности - Т.Н. Каптан, Т.И. Власовой; студентов средних специальных учебных заведений - И.И. Яшкиной и педагогического вуза - Л.Н. Разуваевой.

Вместе с тем использование возможностей внеаудиторной воспитательной работы педвуза в формировании духовных потребностей студентов в системе высшего педагогического образования еще не получило глубокого теоретического обоснования и достаточного практического применения.

На основании анализа философской, психолого-педагогической литературы, изучения отечественной системы профессиональ но-педагогической подготовки высококвалифицированных специалистов была выявлена проблема исследования, которая определяется противоречиями между:

- необходимостью совершенствования духовного мира будущего учителя и недостаточной разработанностью педагогических аспектов актуализации духовных потребностей студентов во внеаудиторной воспитательной работе;

- существованием социально-культурного потенциала внеаудиторной воспитательной работы в формировании духовных потребностей студентов и фрагментальной реализацией данного потенциала в педагогическом вузе;

- ориентацией педагогического вуза на формирование духовных потребностей студентов и отсутствием методического обеспечения данного процесса во внеаудиторной воспитательной работе.

Актуальность проблемы исследования и стремление к разрешению обозначенных противоречий обусловили выбор темы исследования: «Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе».

Объект исследования - профессиональная подготовка будущих учителей в условиях высшего педагогического образования.

Предмет исследования - формирование духовных потребностей будущих учителей.

Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе.

Гипотеза исследования: формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе будет осуществляться более эффективно, если:

- актуализируются духовные потребности в системе профессионального обучения и воспитания будущих учителей;

- процесс формирования духовных потребностей у студентов будет разделен на этапы в соответствии с логикой развития всех компонентов духовных потребностей и возможностями внеаудиторной воспитательной работы в вузе, при этом обеспечивается преемственность и согласованность мотивационно-ценностного, содержательного и деятельностно-поведенческого компонентов;

- осуществляется ориентированность внеаудиторной воспитательной работы на включение студентов в активный процесс творческой деятельности, направленный на удовлетворение и расширение духовных потребностей.

Задачи исследования:

1. Изучить и дать оценку состоянию проблемы формирования духовных потребностей будущих учителей в теории и практике педагогического образования.

2. Сформулировать научно-педагогические предпосылки формирования духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе.

3. Раскрыть потенциал внеаудиторной воспитательной работы педвуза в плане педагогического влияния на формирование духовных потребностей будущих учителей.

4. Провести диагностику современного состояния сформиро-ванности духовных потребностей будущих учителей.

5. Разработать модель оптимизации формирования духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе вуза.

6. Подготовить методические рекомендации по исследуемой проблеме.

Методологической основой исследования являются общефилософские идеи о социальной природе развития человека, о единстве личности как продукта и активного деятеля (субъекта) общественно-исторического развития, о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности, о диалектическом понимании взаимосвязи материальной и духовной сфер общества.

Исследование строится на принципах системности и целостности. Принцип системности ориентирует на анализ и систематизацию представлений о духовных потребностях в философском, социологическом и психолого-педагогическом плане, о развитии личности будущего учителя, его профессиональной культуры, содержательной сущности педагогического процесса вуза, в котором формируется духовная личность учителя. Принцип целостности предполагает комплексность изучения процесса формирования и развития духовных потребностей будущего учителя.

Теоретическая основа исследования сложилась из теории по-требностного подхода (Б.С. Галимов, Г.Х. Мусин, П.В. Симонов); общей теории формирования личности учителя (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин); фундаментальных психологических теорий личности и положений о социальной, дея-тельностной, творческой сущностной основе личности, многофакторности ее формирования и развития (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн); концепции личностно-ориентированного воспитания с позиции создания условий для проявления личностного потенциала: мотивации, выбора, смыслотвор-чества, самореализации (В.А. Беликов, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов), рефлексивно-деятельностного подхода, направленного на профессиональное становление будущего учителя (Г.П. Щедровицкий, Б.З.Вульфов, Н.Я. Сайгушев).

Большое значение для исследования имели положения А.Г.Асмолова, В.П. Зинченко, А.В. Петровского о сущности личности с позиций ее самоосуществления; Е.И. Исаева, В.И. Слободчи-кова, анализирующих субъективность человека; Е.И. Артамоновой, Е.Н. Богданова, Л.П. Илларионовой, В.А. Беляевой, Л.М. Митиной, рассматривающих формирование и развитие профессионально-нравственной культуры и духовно-творческого становления личности учителя и ее устремленности к духовному развитию. Существенными явились положения концепции формирования духовно-ценностных ориентации личности (А.В. Кирьякова, Б.Т. Лихачев, Н.Д.Ни-кандров, В.Г. Пряникова), истинности духовности и ее аксиологических оснований (Л.П. Буева, Н.К. Бородина, А.А. Какурин, А.Я.Канапацкий, В.Г. Федотова).

Основной опытно-экспериментальной базой исследования явились Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, Башкирский государственный педагогический университет, Магнитогорский государственный университет.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2001 по 2006 гг. в логике следующих этапов.

Первый этап (2001 - 2003 гг.) - поисково-аналитический. Он включал теоретический анализ сущности духовных потребностей личности в социально-философской и психолого-педагогической литературе, определение научного аппарата исследования. На этом этапе был проведен первичный сбор эмпирических данных и начат анализ состояния проблемы в теории и практике высшего профессионально-педагогического образования. Это позволило сформировать исходные параметры исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать рабочую гипотезу, в первом приближении определить модель формирования духовных потребностей студентов во внеаудиторной воспитательной работе. На данном этапе ис пользовались следующие методы исследования: методы анализа, обобщения, систематизации материала; опроса: устного (беседы) и письменного (анкетирования и тестирования); обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение, самооценка и оценка экспертных лиц), констатирующий эксперимент.

Второй этап (2003 - 2005 гг.) - опытно-экспериментальный. Данный этап был посвящен разработке модели формирования духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе, определению критериев педагогической эффективности воспитательных воздействий; организации и проведению констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы; апробации модели реализации задачно-целевого блока исследования, исходя из выделенных педагогических условий. Методы исследования: моделирование, организация формирующего эксперимента; диагностические методы, методы наблюдения, тестирования, анализ продуктов деятельности; метод сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего эксперимента; методы математической статистики.

Третий этап (2005 - 2006 гг.) - заключительно-обобщающий -был посвящен систематизации, обобщению и описанию опытно-экспериментальной работы и её материалов, апробации и внедрению результатов исследования в практику, литературному оформлению диссертации. На этом этапе определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты, осуществлялся сравнительный анализ качественных и количественных результатов эксперимента. Методы, используемые на данном этапе: обобщение и систематизация материала, методы математической статистики, компьютерной обработки результатов эксперимента и наглядного их представления.

Научная новизна исследования:

- выявлены характерные признаки и уточнены сущностные характеристики категорий «потребность» и «духовная потребность», облегчающие определение основных направлений педагогического влияния на формирование духовных потребностей студентов;

- раскрыты научно-педагогические предпосылки формирования духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе вуза, соответственно которым при решении проблемы исследования надо учитывать закон возвышения, динамизм, возможность прогнозирования, фазный и системно-структурный характер потребностей;

- выявлен социокультурный потенциал внеаудиторной воспитательной работы вуза как фактора формирования духовных потребностей будущих учителей;

- разработана модель формирования духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе вуза, основными компонентами которой выступают: мотивационно-ценностный, содержательный и деятельностно-поведенческий;

- представлено методическое обеспечение формирования духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе вуза, содержание которой отражает реализацию педагогических условий.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования обогащают научно-педагогические представления об особенностях и специфике процесса формирования духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе; способствуют дальнейшей разработке вопросов оптимизации духовного развития студентов в образовательно-воспитательном пространстве современного вуза.

Практическая значимость исследования определяется тем, что обоснованные автором позиции по ориентации внеаудиторной воспитательной работы вуза на формирование у будущих учителей духовных потребностей, предложенные формы и методы формирования духовных потребностей студентов во внеаудиторной воспитательной работе способствуют совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей.

Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования; использованием комплекса методов теоретического и экспериментального исследования, адекватной природе изучаемого явления, цели, задачам и гипотезе исследования; воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данных; их количественным и качественным анализом; использованием методов статистики при обработке результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическими условиями формирования духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе являются:

- актуализация духовных потребностей в системе профессионального обучения и воспитания будущих учителей;

- процесс формирования духовных потребностей у студентов разделен на этапы в соответствии с логикой развития всех компонентов духовных потребностей и возможностями внеаудиторной воспитательной работы в вузе, при этом обеспечивается преемственность и согласованность мотивационно-ценностного, содержательного и дея-тельностно-поведенческого компонентов;

- осуществление ориентированности внеаудиторной воспитательной работы на включение студентов в активный процесс твор ческой деятельности, направленный на удовлетворение и расширение духовных потребностей.

2. Актуализация духовных потребностей в системе профессионального обучения и воспитания будущих учителей связана с осознанием значимости, роли, места и содержания духовных потребностей в духовно личностном и профессиональном становлении через органичное использование содержания внутренних ресурсов внеаудиторной воспитательной работы.

3. Обеспечение преемственности и согласованности мотиваци-онно-ценностного, содержательного и деятельностно-поведенче-ского компонентов формирования духовных потребностей на всех этапах профессиональной подготовки будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе связана с развитием эмоционально-ценностного и положительного отношения к духовным потребностям; осознанием знаний и овладением приемами и методами формирования духовных потребностей; проявлением духовно-творческой активности в познании, освоении, удовлетворении и расширении духовных потребностей.

4. Осуществление ориентированности внеаудиторной воспитательной работы на включение студентов в активный процесс творческой деятельности, направленный на удовлетворение и расширение духовных потребностей предполагает использование как традиционных средств внеаудиторной воспитательной работы (кураторские часы, дискуссии, студенческие вечера, студенческое самоуправление, культурно-досуговая деятельность, студенческая газета), так и нетрадиционных (самоанализ, самоотчет, рефлексия, физические упражнения, дыхательные методики, релаксация, молитва, медитации, аффермации).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседа нии кафедры педагогики и психологии Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета, кафедры педагогики Магнитогорского государственного университета, методологических и методических семинарах школы молодых педагогов Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета, (Сибай, 2004 г.), в региональных учебно-методических семинарах молодых преподавателей «Высшее образование в башкирском Зауралье: проблемы и перспективы развития» (Уфа, 2005 г.), на внутривузовских научно-практических конференциях «Неделя науки» (Сибай, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.), региональной научно-практической конференции «Пути совершенствования башкирской общеобразовательной школы» (Уфа, 2002 г.), ежегодных региональных психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Сибай, 2003 г.), всероссийской научной конференции «Ценности интеллигибельного мира» (Магнитогорск, 2006 г.).

Основные идеи диссертации и ее концептуальный замысел изложены автором в журналах «Педагогические науки» (Москва, 2006 г.) и «Письма в Emissia. Offline: электронный научно-педагогический журнал» (Санкт-Петербург, 2006 г.).

Материалы исследования внедрены в Сибайском институте (филиале) Башкирского государственного университета, Магнитогорском государственном университете, Башкирском государственном педагогическом университете.

Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных работах, выражается в теоретической разработке основных идей и положений исследования по теме; в осуществлении и руководстве проведением опытно-экспериментальной работы; выступлениях на всероссийских, областных и межвузовских конференциях по теме исследования; анализе и обсуждении результатов теоретических и экспериментальных данных.

Результаты исследования отражены в 12 публикациях.

Объем и структура диссертации. Диссертация объемом в 233 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (248 источников), 3 приложений. Содержание диссертации включает 20 таблиц, 6 рисунков.

Научно-педагогические предпосылки формирования духовных потребностей будущих учителей

Перед тем как перейти к педагогическому аспекту проблемы формирования духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе педвуза, необходимо рассмотреть трактовку понятий «потребность», «духовные потребности» в системе социально-гуманитарного и психолого-педагогического знания. При этом мы будем исходить из того, что категориальное рассмотрение и определение сущности духовных потребностей возможно только на междисциплинарном уровне, поскольку они являются предметом довольно интенсивного обсуждения в различных науках: философии, социологии, эстетики, психологии и педагогики.

В исследовании категориального содержания потребности мы будем опираться на потребностный подход, выступающим «важным познавательным ключом для осознания сущности и содержания духовного мира, условий и факторов его формирования» [140, с. 7].

Этимология категории «потребность» охватывает биологическую и социальную жизнь и показывает взаимосвязь между двумя высшими формами движения материи - биологической и социальной. Потребность - такая характеристика бытия, которая свидетельствует, прежде всего, о наличии жизни.

Потребности являются важнейшей социально-биологической характеристикой личности, группы людей, общества. Они возникают в результате определенного состояния процесса обмена со средой, которое характеризуется тем, что данный процесс не может осуществляться без соответствующих предметов внешнего мира или условий для их освоения. Ввиду этого, потребность выступает в качестве относительно устойчивого психического состояния личности, характеризующегося влечением к вещам и явлениям, переживаемым как необходимое условие и механизм внутреннего существования.

В словаре В. Даля потребность определяется как надобность, нужда в чем-либо [66, с. 358]. Современный словарь русского языка СИ. Ожегова, аналогичным образом интерпретируя потребность, добавляет, что она есть «нужда, требующая удовлетворения» [157, с. 572]. То есть понятие «потребность» связывается с тем, что отсутствует в данный момент, в чем имеется надобность. Не случайно в ряду слов, уточняющих смысл понятия «потребность», чаще всего стоит слово «удовлетворение» («удовольствие»). Удовлетворение потребности, как правило, предполагает активную деятельность, направленную на восполнение недостающего, снятие противоречия между желаемым и реально существующим. Поэтому потребность -это импульс активности субъекта, ее побуждающее начало.

Биологические и физиологические науки рассматривают потребность, с одной стороны, как нужду, дефицит необходимого для жизнедеятельности (выживания, развития, воспроизводства). А с другой - определяют ее как детерминанту активности, движущую силу избирательности и приспосабливаемости организма, как длительные отклонения жизненно важных констант от уровня, обеспечивающего его нормальную деятельность, которые и вызывают целенаправленное поведение [203, с. 7].

В этих исследованиях потребность выступает детерминирующим фактором всего живого, его свойством отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния. Они побуждают к жизни - самоподдержанию, самопроизведению, саморазвитию организмов и детерминируют адаптационные процессы и устойчивость к воздействиям внешних факторов.

В философской и социологической литературе отсутствует общепринятое понимание потребности, по-разному трактуется ее суть. Одни исследователи рассматривают потребность как объективно необходимое условие жизни людей, другие - как внутреннюю необходимость живых и общественных систем во внешнем предмете, нужном для их функционирования и развития. «Всякое желание возникает из потребности, т.е. из нужды, т.е. из страдания» [220, с. 568]. Потребности - это нужда в чем-либо, требующая своего удовлетворения [52]. Потребность, по мнению А.Г. Здравомыслова, есть определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств и природы [84].

Третьи интерпретируют потребность как объективное свойство, выражающее необходимость человека в чем-либо и вызывающее у него активные действия для собственного удовлетворения нужд [95, с. 28].

Ряд исследователей интерпретируют потребность как «специфическое отношение между субъектом и объектом, в котором объект детерминирует деятельность субъекта, вызывая определенную направленность его действий» [132, с. 211]. Это определение позволяет, на наш взгляд, наиболее полно выявить сущность потребности. Всякое другое определение фактически охватывает лишь сторону, момент потребности. Ее нельзя сводить ни к внешним условиям, ни к нужде и ни к каким-либо внешним образованиям, так как абсолютизация одного момента потребности ведет к ограниченной ее трактовке. По своей природе потребности объективно-субъективны. Они, с одной стороны, являются результатом действия внешней среды, с другой - выражаются в субъективных явлениях. Трактовка их как сугубо объективного явления не позволяет в полной мере реализовать их мотивационный потенциал. «И человеческие потребности, и мотивы деятельности имеют социальный характер, в их возникновении решающая роль принадлежит социальной среде, которая детерминирует формирование и развитие потребностей, а также мотивацию к действию» [42, с. 56].

Потенциалориентированность внеаудиторной воспитательной работы на формирование духовных потребностей будущих учителей

Определив научно-педагогические предпосылки формирования духовных потребностей студентов во внеаудиторной воспитательной работе, мы обратились к выяснению ее потенциальных возможностей в плане развития духовно-потребностной сферы студентов. Однако даже поверхностный взгляд на данную проблему показывают, что система воспитательной работы педвуза, в частности, внеаудиторная воспитательная работа, не в полной мере реализует свой потенциал и недостаточно задействует его в плане духовного развития, духовного воспитания, приобщения студентов к духовности, духовным ценностям и созиданию последних, а также формирования духовных потребностей. Не до конца, видимо, осознается мысль, что задача формирования у будущих специалистов высокоразвитых чувств и воли, трудолюбия, стремления учиться самостоятельно, потребности к самосовершенствованию и духовному росту, развития чувства долга и ответственности к себе всегда остаются первостепенными. Тем не менее, вузовская педагогика обнаруживает исключительное многообразие плодотворных воздействий на студента. Причем нельзя не отметить, что в последнее время, как на государственном уровне, так и на уровне профессионального образования наблюдается повышенный интерес к проблемам воспитания будущих высококвалифицированных специалистов. Ситуация в области воспитания в последнее пятилетие изменилась в положительную сторону, воспитательная сфера стала признаваться государством приоритетной в общенациональной политике.

Во второй половине 90-х годов XX века в вузах страны начался процесс восстановления классической формулы российской школы: обучение, воспитание, развитие. Воспитание вновь становится приоритетной составляющей: вузы приступили к активной разработке концепций воспитания студентов и формированию института воспитателей [210, с. 8]. Убедительным доказательством этого явилось создание весной 1999 года в недрах Минобразования России отдела внеучебной деятельности в профессиональных учебных заведениях [210]. На государственном уровне роль внеаудиторной воспитательной работы в формировании духовных потребностей находит отражение в базовых нормативно-правовых актах образования.

В законе «Об образовании» определено, что государственная политика в образовательной сфере должна строиться на приоритете общечеловеческих ценностей, способствовать охране жизни и здоровья человека, свободному развитию личности [216]. Высшая школа должна не просто выполнять функцию подготовки специалистов, а быть социокультурным центром, источником антропологических знаний, нравственного воспитания и духовного роста. На первый план выступают задачи культурно-творческой миссии вуза, подготовка специалиста как просвещенного, интеллигентного человека, содействие свободному и всестороннему развитию личности каждого студента.

В 90-е годы прошлого века Министерство образования, Правительство Российской Федерации часто критиковали за отсутствие социального заказа на воспитание человека. Сегодня ситуация изменилась кардинальным образом. Федеральная программа развития образования определяет в числе приоритетных задач «усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе». Более подробно цели воспитания и пути их достижения посредством государственной политики в области образования обозначены в Национальной доктрине образования Российской Федерации на предстоящие четверть века [146]. В данном документе сформулирован заказ на качество выпускника вуза. Российскому обществу, работодателям сегодня нужны специалисты, обладающие не только определенными знаниями, умениями, навыками, но и ведущие здоровый образ жизни, нравственные, предприимчивые молодые люди, обладающие активной жизненной позицией, умеющие применить лидерские качества, обладающие гибким мышлением, готовые к международному сотрудничеству. Это повышает ответственность воспитательной работы в вузе, предъявляет определенные требования к ее результативности.

Концепция модернизации российского образования, выстраивающая государственную политику на ближайшее десятилетие, определяет воспитание как приоритет в образовании, а важнейшими задачами воспитания считает гражданскую ответственность, правовое самосознание, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе [114].

Анализ этих документов образования показывает, что воспитательная работа признается приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием, и управлять этим процессом в системе образования так же необходимо, как и учебным.

Большая роль в реализации государственной политики в области воспитания принадлежит Программе развития воспитания в системе образования России. В настоящее время заложена основа создания условий для развития воспитания в образовательных учреждениях через обновление нормативно-правовой базы, научно-методическое обеспечение, подготовку педагогических и руководящих кадров для решения современных задач воспитания. Налажена разработка конкретных программ и моделей развития воспитательных систем на региональном, муниципальном уровнях. Особое внимание в ходе реализации Программы было уделено духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи [169].

В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» приказом Минобразования утверждена Подпрограмма Российской Федерации, ориентированная на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта [60].

Анализ и результаты констатирующего этапа экспериментальной работы

С целью определения наиболее эффективных и оптимальных путей совершенствования педагогического процесса в вузе в плане формирования духовных потребностей будущих учителей мы изучили состояние наличного уровня сформированности духовных потребностей у студентов всех ступеней обучения специальностей «Педагогика и методика начального образования» и «Педагогика и психология». Констатирующий эксперимент проводился в начале учебного года. К его осуществлению было привлечено 388 студентов 1-5 курсов Сибайского института (филиал) Башкирского государственного университета (Си БГУ), Башкирского государственного педагогического университета (БГПУ), Магнитогорского государственного университета (МаГУ) и 36 компетентных лиц.

Для получения количественно-качественной характеристики уровня сформированности духовных потребностей у студентов всех ступеней обучения в вузе и состояния системы вузовской подготовки в контексте рассматриваемой проблемы мы использовали систему адекватных, разнообразных взаимопроверяющих методов, включающих наблюдение за студентами в процессе внеаудиторной воспитательной работы, экспертную оценку, анализ документации, массовый анкетный опрос, беседы, интервью и самооценку. Опросные методы как достаточно простые и универсальные средства приобретения искомой информации помогли получить значительный материал о представлениях студентов педвузов о духовных потребностях и выяснения состояния потенциальных возможностей системы вузовской подготовки и их практической реализации в плане формирования духовных потребностей глазами студентов.

Самооценка студентов в нашем исследовании, с одной стороны, была одним из источников информации об уровне сформированности духовных потребностей, с другой - средством побуждения к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию, с третьей - показателем необходимости улучшения качества учебно-воспитательного процесса вуза, направленного на совершенствование педагогической подготовки студентов в плане формирования духовных потребностей во внеаудиторной воспитательной работе.

Самооценка студентов сопоставлялась с оценкой экспертов. Экспертами в оценке уровня сформированности духовных потребностей студентов выступали кураторы студенческих групп, преподаватели цикла психолого-педагогических дисциплин, руководители педагогической практики, учителя общеобразовательных школ и заместители директоров общеобразовательных школ по воспитательной и учебной работе.

Обращение к оценке компетентных лиц в рамках нашего исследования было обусловлено необходимостью подтверждения достоверности получаемых данных, так как достоверность в получении более объективной картины состояния проблемы возрастает, когда самооценка дополняется мнением тех, кто на протяжении многих лет руководил становлением специалиста. Кроме того, мнение компетентных лиц позволяет выявить «западающие звенья» в подготовке специалиста, нуждающейся в той или иной перестройке.

Такое комплексное применение методов исследования диктуется необходимостью получения более полного и объективного представления об изучаемом явлении.

В начале констатирующего эксперимента для подтверждения актуальности диссертационного исследования осуществлялся анализ документации, отражающей воспитательную деятельность педагогических факультетов вузов. Нами были изучены планы работ заместителей деканов по воспитательной работе, студенческого совета, концепции воспитательной деятельности охваченных экспериментом вузов, перспективные программы и планы по внеаудиторной воспитательной работе вузов, планы кураторов по воспитательной работе.

Для получения количественно-качественной характеристики состояния исследуемой проблемы основной массив статистического материала был получен в результате проведения анкетирования (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А1) студентов и бесед с ними.

Для нашего исследования существенный интерес, с одной стороны, представлял вопрос об осознании и понимании студентами личностной, профессиональной и социальной ценности и значимости духовных потребностей, а с другой - получение информации о состоянии системы вузовской подготовки в плане формирования у студентов духовных потребностей. С этой целью в первом блоке анкетирования мы к испытуемым обратились с такими вопросами: «Способствует ли формирование духовных потребностей совершенствованию и гармоническому развитию личности учителя?» В результате анализа ответов можно заключить, что большинство опрошенных за основу выбрали вариант ответа «Да»: из числа студентов Си БГУ - 82%, БГПУ - 98%, МаГУ - 91%. На вопрос: «Способствует ли формирование духовных потребностей профессиональному становлению учителя?» также абсолютное большинство испытуемых выразило свое мнение в пользу ответа «Да». Например, 82% студентов Си БГУ придерживаются этой точки зрения, соответственно 88%) - БГПУ, 90% - МаГУ. Большинство опрошенных (73% студентов СИ БГУ, 71% - БГПУ и 79% - МаГУ) считают, что духовные потребности способствуют эффективности выполнения педагогической деятельности. На вопрос: «Возможна ли педагогическая деятельность без сформированных у учителя духовных потребностей?» такой вариант ответа, как «Нет», избрали 71% из общего количества всех испытуемых, 76% всех опрошенных студентов полагают, что духовные потребности влияют на их профессионализацию и специализацию. На вопрос: «Опосредствуют ли духовные потребности профессиональное, социальное и личностное становление Вас как учителя?» 60% из общего количества испытуемых дали положительный ответ.

Методическое обеспечение формирования духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе

На основании теоретико-методологического исследования, проведенного в первой главе, а также данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, была разработана модель формирования духовных потребностей студентов во внеаудиторной воспитательной работе педвуза. В своем исследовании под моделью мы будем понимать «искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых формул, который, будучи подобен исследовательскому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [67, с. 63].

Научной организацией разработанной модели явилась методология системного анализа, согласно которой процесс формирования духовных потребностей студентов во внеаудиторной воспитательной работе рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов - цель, задачи, подходы, компоненты (мотивационно-ценностный, содержательный, деятель-ностно-поведенческий), педагогические условия, направления работы (теоретико-практическая подготовка, творческая деятельность, личностное духовное самоосуществление) и этапы формирования духовных потребностей (пропедевтический, преобразующий, заключительный).

Наша модель относится к области структурно-функциональных моделей. Она представляет собой четко фиксированную связь элементов, ее структурные компоненты внутренне взаимосвязаны и взаимозависимы. Задачи определяют направления формирования духовных потребностей студентов во внеаудиторной воспитательной работе. В ней, в частности, показана взаимосвязь между структурными элементами. Кроме того, в модели раскрываются педагогические условия формирования духовных потребностей студентов педагогического вуза во внеаудиторной воспитательной работе. Таким образом, метод моделирования позволяет содержательно раскрыть суть модели и представить ее графически. Модель формирования духовных потребностей студентов во внеаудиторной воспитательной работе представлена нами на рисунке 5.

Основной задачей в плане исследуемой проблемы являлось не создание модели вузовской подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, а построение лишь той части ее, которая должна вооружить будущего учителя соответствующей мотивацией, а также необходимым и достаточным для учителя объемом знаний о духовных потребностях и умений по их удовлетворению.

Определяющей концептуальной идеей модели явилось формирование духовных потребностей личности будущего учителя в ходе активно-творческого приобщения к духовным ценностям, их инте-риоризации и созданию, а также духовное самоосуществление, являющееся развивающим по отношению к духовному миру личности и профессиональному становлению.

Целевым назначением данной модели выступает оптимальное формирование духовных потребностей студентов во внеаудиторной воспитательной работе. Процесс формирования духовных потребностей имеет свою организацию, устойчивость и динамичность, взаимовлияние составляющих компонентов, преимущественное формирование которых происходит в процессе специально организованной подготовки во внеаудиторной воспитательной работе. Причем формирование духовных потребностей во внеаудиторной воспитательной работе охватывает совокупность процессов различных отношений, разнообразных форм общения и видов деятельности в процессе профессиональной подготовки, характеризующихся духовно обогащающим, обновляющим и развивающим взаимодействием, включает реализацию духовного потенциала, условия и факторы, которые обеспечивают эффективность данного процесса. Процесс формирования духовных потребностей, характеризуясь целостностью, включает цель, обусловливающую направленность всей системы на развитие духовных потребностей; философско-педагогическую информацию, которая осваивается в рамках созданной модели; педагогические технологии, позволяющие реализовать цель; определенный состав субъектов педагогического процесса.

В процессе работы над моделью мы использовали материалы непосредственных наблюдений за процессом формирования у студентов духовных потребностей во внеаудиторной воспитательной работе, научно-методическую литературу, данные психолого-педагогических исследований, посвященных вопросам профессионального образования будущих учителей в системе вузовской подготовки, а также материалы собственных исследований проблемы формирования духовных потребностей студентов педвуза.

На основе разработанной модели осуществлялась экспериментальная работа на педагогическом факультете Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета (СИ БГУ) со студентами специальностей «Педагогика и методика начального образования» и «Педагогика и психология». При проектировании и организации эксперимента мы ориентировались на ряд общепедагогических положений и подходов, отраженных в модели, соблюдение которых является обязательным при проведении формирующего эксперимента: 1. Организация процесса формирования духовных потребности студентов во внеаудиторной воспитательной работе возможна только в рамках педагогической системы, оптимально включенной в структуру учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения 2. Эффективность представленной в модели системы формирования духовных потребностей может быть достигнута благодаря функционированию управляемой системы, организованной по принципу субъект-субъектных отношений, согласно которому студенты и профессорско-преподавательский состав являются активными соучастниками (сотворцами) педагогического процесса во внеаудиторной воспитательной работе вуза.

Похожие диссертации на Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе