Содержание к диссертации
стр.
Введение 3
Глава I. Этнокультурная направленность как тенденция современного образования
1.1. Предпосылки становления этнопедагогического знания
в России 16
1.2. Личностно-развивагощий потенциал калмыцкого этноса 38
1.3. Ценностное отношение к этносу как предмет научно-
педагогического исследования 53
Глава П. Педагогические условия формирования ценностного отношения у учащихся к калмыцкому этносу в образовательном процессе классической гимназий
-
Классическая гимназия как личностно-развивающая среда 88
-
Этнокультурный компонент в образовательном процессе классической гимназии 108
-
Модель формирования ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся классической гимназии 121
Заключение 144
Список литературы 146
Приложения 161
Введение к работе
Двадцатый век ознаменован возникновением своеобразного этнического парадокса, суть которого заключается в том, что в обыденном сознании и научных подходах стали популярными проблемы общечеловеческих ценностей, планетарного или глобального мышления. В них наметилась тенденция сближения и объединения народов мира. Не менее заметной становится и противоположная тенденция: углубление кризиса межнациональных отношений, вызванное распадом федеративных государств и увеличением числа самостоятельных субъектов федерации.
Актуализировалась потребность понять причины "взрыва" эт-ничности, роста национального самосознания, стремления наций к самоопределению. В качестве одной из причин этнокультурной мотивации лежит набравшая силу и реализованная идея интернационализации материальных и духовных ценностей. Она отразилась в ассимиляции народов, унификации их образа жизни, в стирании культурных и поведенческих стереотипов, ролевых ожиданий и уровней притязаний. Результатом этого явилось стремление многих народов сохранить свою этническую общность, свою самобытность вопреки насильственному размыванию. В конце XX столетия этносы воспротивились аккультурации, попыткам искусственного формирования "надэтнических народов", снижению этнического статуса "меньших" народов, "потере" национальных языков, превращению народов в этнографические группы.
Решение национальных проблем становится одним из главных факторов стабилизации мирового сообщества. Денационализация идеологии привела к тому , что многонациональное Российское государство стало основным местом наиболее жестких этнических кон- фликтов, а так же причиной оживления этнических процессов и проблем межнациональных отношений, роста национального самосознания, стремления понять соотношение общечеловеческих и национальных ценностей, решения вопроса о создании условий для конструктивного межэтнического взаимодействия. Из этого следует, что национальная политика стала одним из ведущих приоритетов в функционировании государства.
Многие исследователи основной нравственной болезнью современного социума считают унификацию человеческой личности, ее опрощение и примитивизацию. Результатом унификации личности становится снижение творческого потенциала и общего уровня личностного развития человека. Декларирование личностного начала в человеке усиливается, личностно-ориентированное образование провозглашается и принимается не только научным сообществом, но и практиками, а реальное положение дел снижается.
Выходом из создавшейся ситуации может стать приобщение новых поколений к национальной и общечеловеческой культуре, которая является созидательной и личностно сберегающей по своей сущности, так как она утверждает в качестве приоритетных ценностей духовность, отказывается от индивидуализма как мировоззренческого принципа, помогает человеку определить отношение к вещному и природному миру, к другим людям и к самому себе.
Но полноценное приобщение подрастающих поколений к национальным ценностям культур становится возможным, если они творчески освоены воспитателями, учителями, родителями, т.е. старшими поколениями. Однако их усвоение не может происходить спонтанно. Они должны быть сформированы на уровне их сознания, мышления и деятельности.
Следовательно, речь идет о развитии этнопедагогического сознания и этнопедагогическои культуры, которые являются сложными многоуровневыми образованиями, складывающимися из системы знаний в области национальной культуры, национальной психологии и педагогики.
Разрушение существовавших установок и нравственных ценностей, остро заявляющий о себе национализм в условиях полиэтнического пространства России "переводит" проблему этнических ценностей, этнического сознания и самосознания в число неотложных. Отечественная педагогическая и психологическая науки формулируют необходимость создания теоретических основ для построения системы этнического и гражданского образования.
Начавшиеся в России преобразования привели не только к позитивным , но и негативным следствиям, затронувшим все сферы жизни человека, включая образование и образовательную политику, которая стремится обеспечить процесс социализации подрастающих поколений в новых социальных условиях. К числу негативных процессов можно отнести межэтнические войны и конфликты, приведшие к человеческим трагедиям и многочисленным жертвам.
Решению этой задачи препятствуют: размытость социальных ориентиров, незавершенность процесса формирования законодательной базы Российской Федерации, несформированность отношения к Российскому государству и его символам, отсутствие концептуальной основы воспитания, направленного на формирование человека, осознающего себя свободным и полноправным членом общества, уважающего нормы, традиции, ценности и культуру не только своего народа, но и других этносов и цивилизаций.
Становится востребованной и задача формирования не только у педагогов, но и у школьников основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу, осознания ценности каждого этноса, осмысления его личностно-развивающего потенциала, его духовности и незаменимости. В связи с этим проблема формирования ценностного отношения к различным этносам приобрела статус жизненно значимого и наиболее актуального не только для политики, но и для образовательной теории и практики.
Механизмом решения этой задачи может быть движение в процессе воспитания и обучения от ближайших интересов детей к осознанию ценности своего этноса, единства со своим этническим сообществом и с обществом людей в целом, к развитию основных компонентов этнического самосознания, к осознанию самоценности своей личности. Из этого следует, что в содержание и условия образования должны быть внесены изменения, обеспечивающие формирование отношения педагогов и учащихся к этническим и общечеловеческим ценностям, а также представления о том, что гуманистический принцип уважения национальных особенностей, ценностей, культуры намного продуктивнее узко национальных интересов.
В связи с этим необходимо изменить и характер обучения, предоставив учащимся наряду с педагогами возможности активного участия в осмыслении проблем культурной, этнической, политической и экономической жизни страны.
Внедрению и развитию идей этнокультурной направленности образования способствует появление инновационных образовательных учреждений - гимназий и лицеев, сочетающих новые концептуальные подходы с новейшими педагогическими технологиями. Предполагается, что именно эти образовательные учреждения будут способствовать преодолению разрыва между образовательной теорией, формулирующей необходимость внедрения этнопедагогических идей, и образовательной практикой.
Гимназии, как и другие инновационные образовательные учреждения, имеют право на выбор содержания, форм и видов образования, новых технологий обучения и системы воспитания. Особенно реально это становится для тех гимназий, которые работают в режиме эксперимента.
Спецификой классических гимназий и лицеев является подготовка в вузы тех, кто способен к интеллектуальному труду или к определенному виду деятельности. Именно в гимназиях осуществляется допрофессиональная подготовка будущей социокультурной элиты. Но помимо профильного и углубленного изучения предметов в них решается задача обеспечения индивидуального характера развития школьников с учетом их интересов и склонностей.
Внесение в образовательный процесс гимназии этнокультурной направленности обусловлено целым рядом проблем: исчезновением традиционных форм жизнеобеспечения; многочисленными нарушениями экологических параметров среды проживания калмыцкого народа, слабым знанием новыми поколениями культуры, норм и народных традиций, исчезновением народного эпоса и др.
Личностно-ориентированное образование, ставшее приоритетным для России конца XX столетия, стремится уйти от представлений о жесткой детерминации развития личности социумом, в том числе и средой, которая якобы оказывает решающее воздействие на человека.
Идея создания человека вне духа своей культуры, синтетически собранного из элементов всех цивилизаций, казалась несостоятельной не только В.В. Розанову, но и педагогам последнего десятилетия XX века. В.В. Розанов пытался решить вопрос: "как образовать русского человека, и как образовать его именно русским". Он считал, что воспитание молодого поколения в национальном духе невозможно без знания отечественной истории, культуры, литратуры. Как и тогда, в конце XIX века, так и сейчас сходные общественно-политические ситуации выдвигают сходные проблемы. Современная школа нуждается в новых подходах к осмыслению целей и ценностей образования и воспитания.
К объективным принципам, определяющим систему и уровень образования и воспитания, В.В. Розанов относил "духовный образ страны", характер исторической эпохи, выражающийся в том, "сознает ли данное время себя духовным организмом, или не сознает", "верит ли чему-нибудь эпоха? Чем признает, ощущает себя человек? Как смотрит на свою жизнь?" [159; с.130].
В отечественной педагогической науке уже имело место осмысление национальных ценностей образования и разработка плодотворных идей, связанных с общечеловеческим и национальным образованием. Несмотря на прошедшее столетие все еще трудно ответить на вопрос "как образовать русского человека... именно русским?", как образовать калмыка именно калмыком или даргинца именно даргинцем.
В связи с тем, что российская реальность полиэтнична, возникает необходимость межэтнического взаимодействия, эффективность которого зависит от уровня адаптации этносов и развития этнического самосознания субъектов этого процесса. Этническое самосознание является значимым фактором определения образа жизни человека, т.е. стиля его жизнедеятельности, общения, активности, оптимизации совместной деятельности, межличностных отношений, гармонизации человеческой индивидуальности [195].
На формирование этнического самосознания большое влияние оказывают сложившийся в массовом сознании образ этноса, отношение к нему, а также имевшая место трансформация представлений об оценке этноса на различных этапах его истории, т.е. его эмоционально-аффективная сторона, которая выражается в понятиях "лучший -худший". Последнее оказывается особенно значимым при идентификации со своим этносом, вызывая позитивную, иногда с явно выраженной гиперболизацией ( этноцентризм, этнодоминирование, этнофа-натизм, национализм), или негативную самоидентификацию (этнонега-тивизм, этноэлиминация, этнонигилизме).
Возможность развития этнокультурной направленности калмыцкого образования стала реальной благодаря тому, что развитие национально-региональных образовательных систем было заявлено в числе приоритетов российского образования. В связи с этим было отработано понятие "национально-региональной системы образования". Она характеризуется как комплекс учебно-воспитательных учреждений, расположенных в национальном регионе России, обеспечивающих единство содержания образования, взаимосвязь и преемственность элементов системы образования, учитывающих культурные традиции, национально-исторические особенности народа [144].
Такой подход к образованию потребовал переосмысления существующей ранее системы образования, а также тех понятий и категорий, в которых отражается этнопроблематика.
Объект исследования - этнонаправленность содержания современного образования.
Предмет исследования - процесс формирования ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся классической гимназии.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся в образовательном процессе гимназии.
Цель определила постановку следующих задач исследования:
Дать определение этнонаправленности содержания образования, выявить условия ее формирования и структурные составляющие.
Провести теоретический анализ литературы, раскрывающей проблему этнокультурной направленности современного образования, и выявить его основные тенденции.
Вычленить систему категорий и понятий, раскрывающих этническую проблематику в педагогических и психологических исследованиях.
Выявить условия, необходимые для преобразования гимназии в этно- и личностно-развивающую среду.
Изучить динамику изменения ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся гимназии в условиях опытно-экспериментальной работы.
Разработать практические рекомендации по формированию ценностного отношения к этносу в образовательных учреждениях Калмыкии.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся будет эффективным при таких условиях, как включение в содержание образовательного процесса гимназии идей этнонаправленности посредством обогащения этнопроблематикой базовых учебных дисциплин; введение в учебный план спецкурсов и факультативов, раскрывающих особенности калмыцкого этноса; внедрение этнической компоненты в прикладные виды деятельности учащихся; привлечение учителей к созданию методических пособий, отражающих специфику калмыцкого этноса.
В качестве методологической основы исследования выступили аксиологический подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развития; культурологический подход, в соответствии с которым этнос рассматривается как органичная составляющая общечеловеческой культуры; личностно-деятельностный подход, при котором участники образовательного процесса выступают его субъектами; идеи гуманизации образования (установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса, овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений, восстановление культурообразующей и личностноразвивающей функций образования и др.).
Положения, выносимые на защиту:
Этнонаправленность образования заключается в ее специфической содержательной наполненности и направленности на формирование у субъектов образовательного процесса ценностного отношения к этносу, осознание значимости языка, культуры, национальных традиций, норм, национальной психологии, понимание их уникальности и связи с общечеловеческими ценностями.
Гимназия как личностно-развивающее пространство способна сохранить традиционную калмыцкую культуру, развить систему этно-ориентаций и установок, сформировать ценностное отношение к этносу путем включения в содержание образования идей калмыцкой этно-педагогики и культуры, раскрытия личностно-развивающего потенциала калмыцкого этноса и их передачи учащимся в разнообразных видах деятельности.
Отношение учащихся гимназии к калмыцкому этносу становится ценностным, если в содержание образовательного процесса вводится этнический компонент, который необходим для формирования у них этнической идентичности, этнических ориентации, этнического самосознания и ментальных этнических структур
Этнонаправленность содержания образования может осуществляться при обогащении этнопроблематикой базовых дисциплин федерального и регионального планов, введении в учебный план спецкурсов и факультативов, связанных с этническими особенностями калмыков, увеличении количества часов, отводимых для изучения калмыцкого языка, а также внедрении этнопроблематики в прикладные виды деятельности учащихся.
Научная новизна н теоретическая значимость исследования состоят том, что в нем: определены сущность, структура и содержание этнической направленности образовательного процесса, необходимые для формирования этнического самосознания и этнической идентичности у учащихся гимназии, их отношения к своей этнической принадлежности; теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность формирования ценностного отношения к калмыцкому этносу в условиях образовательного процесса гимназии на основе углубления этнокультурной направленности образовательного процесса; изучен личностно-развивающий потенциал калмыцкого этноса, обуславливающий возможность личностного роста подрастающих поколений; выявлены и экспериментально подтверждены педагогические условия формирования ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся гимназии в учебном процессе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем: реализована идея этнической направленности и формирования ценностного отношения к калмыцкому этносу в образовательном процессе гимназии; внесены корректировки в содержание предметов гуманитарного, эколого-биологического и экономико-математического направлений с целью углубления этнонаправленности содержания образовательного процесса гимназии; выявлены значение калмыцкого языка в реализации жизненных планов старшеклассников и необходимость знаний культуры этноса; разработана и апробирована программа опытно-экспериментальной работы, которая углубила представления учащихся о калмыцком этносе, позволила сформировать ценностное отношение к нему и совершенствовала развивающую среду; полученные в исследовании данные могут быть экстраполированы и на другие образовательные учреждения Калмыкии, прежде всего, общеобразовательные школы и гимназии.
Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечиваются аргументацией теоретических подходов и методологических позиций, основанных на ведущих идеях классиков педагогики, психологии, социологии; применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; объемом выборки объектов эксперимента и временем его проведения; внедрением в образовательный процесс разработанных рекомендаций и их позитивным влиянием на изменение отношения учащихся к калмыцкому этносу; качественным анализом полученных данных.
Экспериментальной базой исследования стала классическая гимназия № 1 г.Элисты.
Этапы и методы исследования.
Исследование проводилось в три этапа с 1994 по 1998 годы.
На первом этапе (1994-1995 гг.) была изучена отечественная и зарубежная педагогическая и психологическая литература по исследуемой проблеме; анализировались учебные планы и программы общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, которые стремились внести этнический компонент в содержание образования; разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой составлялись программы наблюдений и были выбраны учебные дисциплины, внеклассные и внешкольные мероприятия на предмет внесения в них элементов этнической направленности; формулировались вопросы анкет, бесед, интервью с учащимися, учителями школы, родителями.
На втором этапе (1995-1997 гг.) был проведен эксперимент по формированию ценностного отношения учащихся классической гимназии № 1 г.Элиста; разрабатывались пути и условия углубления этнической направленности образовательного процесса; отрабатывалась гипотеза и уточнялись основные положения, выносимые на защиту.
На третьем заключительном этапе (1997-1998 гг.) обобщались этапы теоретической и опытно-экспериментальной работы; прогнозировались выводы и апробировались методические рекомендации по исследуемой проблеме.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования систематически обсуждались на педагогических советах и методических объединениях классической гимназии №1 г.Элисты; на заседаниях кафедры педагогики и психоло- гии высшей школы Ставропольского государственного технического университета; на семинарах аспирантов СГТУ; на ежегодных психолого-педагогических чтениях Юга России (1995 - Карачаевск, 1996 - ВДЦ "Орленок", 1997 - Волгоград, 1998 - Пятигорск); на юбилейных научно-практических заседаниях Армавирского государственного педагогического института и Северо-Кавказского института Московского открытого социального университета и др., изложены в публикациях диссертанта.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.