Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное становление личности будущего учителя (Теория и практика) Пустовалов Владимир Михайлович

Духовно-нравственное становление личности будущего учителя (Теория и практика)
<
Духовно-нравственное становление личности будущего учителя (Теория и практика) Духовно-нравственное становление личности будущего учителя (Теория и практика) Духовно-нравственное становление личности будущего учителя (Теория и практика) Духовно-нравственное становление личности будущего учителя (Теория и практика) Духовно-нравственное становление личности будущего учителя (Теория и практика) Духовно-нравственное становление личности будущего учителя (Теория и практика) Духовно-нравственное становление личности будущего учителя (Теория и практика) Духовно-нравственное становление личности будущего учителя (Теория и практика) Духовно-нравственное становление личности будущего учителя (Теория и практика)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пустовалов Владимир Михайлович. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя (Теория и практика) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2002 457 c. РГБ ОД, 71:03-13/198-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ 17

1.1. Историко-философские аспекты проблемы духовно- нравственного становления будущего учителя 17

1.2. Социокультурные предпосылки духовно-нравственного становления будущего учителя 39

1.3. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного становления будущего учителя 63

Выводы по первой главе 90

ГЛАВА II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ 92

2.1. Духовно-нравственный потенциал будущего учителя как предмет педагогического анализа 92

2.2. Факторы духовно-нравственного становления личности будущего учителя 119

2.3. Сущность и структура духовно-нравственного становления студента в образовательном процессе 143

Выводы по второй главе 174

ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА 176

3.1. Образовательный процесс вуза как социокультурное пространство духовно-нравственного становления будущего учителя 176

3.2. Закономерности и принципы духовно-нравственного становления 213

3.3. Структурно-функциональная модель духовно-нравственного становления личности будущего учителя в педагогическом университете 243

Выводы по третьей главе 270

ГЛАВА IV. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ 273

4.1. Содержание процесса духовно-нравственного становления 273

4.2. Диалог как ценностное основание духовно-нравственного становления будущего учителя 307

4.3. Обогащение рефлексивного опыта 344

4.4. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы 374

Выводы по четвертой главе 398

Заключение 401

Список используемой литературы J. 405

Приложение 437

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Духовно-нравственное становление молодого поколения, подготовка ее к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Переломный период, характеризующийся разрушением экономики, кризисом образования и связанных с ним ростом безработицы, преступности, насаждением средствами массовой информации псевдокультуры, порождает в обществе проявления бездуховности, потерю идейных и культурных ориентиров, смену духовных ценностей. В стране отброшены социальные права - право работать, право на бесплатное образование, здравоохранение, право уважать историю, заботиться о стариках и детях. Все эти процессы оказывают негативное, влияние на мораль учащейся молодежи, вызывая нравственный пессимизм и апатию.

Выражением государственной политики в области воспитания стало принятие Закона Российской Федерации « Об образовании» и Программы развития воспитания в системе Российского образования на 1999-2001 годы, ориентированные на повышение общественного статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.

Актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе сотрудничества и мира; достижение личностью такого состояния, при котором раскрываются ее индивидуальные, неповторимые особенности, осуществляется самореализация.

Однако, в настоящее время идея духовно-нравственного становления личности еще не стала идеологией педагогического сознания. Катаклизмы социально-экономического развития современной России смещают педагогические ценности в сторону достижения прагматических результатов:

важнее, сколько выпускников школ поступило в вузы, заняло призовых мест на олимпиадах, конкурсах, сколько в учебном заведении есть компьютеров, нежели духовное состояние студента, его нравственное самораскрытие. Оказалось, что редко педагоги исследуют самих себя, душевное устройство воспитанников, их нравственные устремления. Назрела необходимость поиска путей и средств развития человека и выявления роли наук, которые определяют эти пути и средства, в частности, педагогики личности.

Значительный вклад в развитие представлений о духовно-нравственной сфере личности внесли философы и мыслители прошлого: Платон, Аристотель рассматривали это явление с космологической точки зрения; с рационалистической - Г.Гегель, Ф.Бекон, Р.Декарт; мыслители восточных школ - с точки зрения поиска высшего смысла. Представители русского космизма Н.А.Бердяев, В.П.Вахтеров, В.Н.Вернадский, М.Н.Федоров, К.Н.Вентцель, П.Д.Успенский, Г.Гурджиев объясняли духовно-нравственное становление личности с точки зрения назначения человека, универсальных основ духовности и нравственности, их единства.

Изучающие данное явление В.Зеньковский, И.А.Ильин, В.С.Соловьев, П.Флоренский ориентировали на поиск пути, которым человека можно привести к Богу.

Особо сильное влияние на развитие современной психолого-педагогической мысли в целом и, в частности, на формирование представлений о духовно-нравственной сфере личности, оказали гуманистические идеи западной психологии ( А.Маслоу, К.Роджерс, Т.Рито, Дж. Гилфорд, Э.Фромм и другие) и отечественной духовной психологии (Б.С.Братусь, В.П.Зинченко, А.И.Зеличенко, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков, В.Д.Шадриков и другие).

В последние годы в России активизировалось внимание исследователей к различным проблемам педагогики духовно-нравственного воспитания (О.С.Богданова, Е.В.Квятковский, А.В.Мудрик, В.А.Черкасов, Т.А.Фомина, Ш.Ш.Хайрулин). Можно выделить направления исследований: конкретно-

V научное, посвященное развитию идеи гуманистического и личностно-

ориентированного подходов в педагогике (Ш.А.Амонашвили, В.И.Андреев, Т.К.Ахаян, Е.В.Бондаревская и другие); духовно-творческому становлению личности; развитию творческого потенциала (Т.Ф.Акбашев, А.В.Разин, И.Ф.Кефели, Д.В.Колесов, В.Г.Рындак и другие).

Проблемы высшей педагогической школы нашли отражение в трудах
отечественных педагогов и психологов: В.М.Бехтерева, П.П.Блонского,
В.В.Зеньковского, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Н.И.Пирогова,

'* К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого и др.

Значительное число работ посвящено гуманизации и моделям
отечественной высшей школы, опыту подготовки учителей
(С.И.Архангельский, М.Н.Берулава, В.П.Беспалько, А.И.Галаган,

Б.С.Гершунский, П.А.Жильцов, В.М.Кларин, В.А.Сластенин и др.).
В связи с проблемой данного исследования для нас значимы:
-идеи русской и зарубежной философской и исторической мысли о
ведущей роли культуры университета в становлении человечества (
^ В.И.Вернадский, Э.В.Ильенков, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман,

М.Мамардашвили, Х.Ортега-и-Гассет, В.Франкл, В.Фромм, К.Ясперс);

историко-культурная теория (Л.С.Выготский);

теория ценностей и ориентации молодежи (А.В.Кирьякова, З.И.Равкин, В.Н.Сагатовский, В.П.Тугаринов, В.А.Ядов).

Охарактеризована роль деятельности в развитии личности (В.В.Давыдов, Е.С.Заир-Бек, Л.В.Занков, И.А.Колесникова, А.Н.Ксенофонтова, С.А.Расчетина, А.П.Тряпицына, Н.В.Чекалева, Г.И.Щукина).

Проблема духовно-нравственного становления будущего учителя требует дальнейшего системного и концептуального осмысления, построения обобщающей модели, которые, в свою очередь, позволят создать целостное педагогическое представление об изучаемом явлении.

Щ В предлагаемом исследовании сделана попытка описания условий

преодоления духовно-нравственной апатии, академической отстраненности студента от преподавателя. «Объект», рассматриваемый нами через свои личностные, индивидуальные, единичные особенности, является участником собственного духовно-нравственного становления и стремится быть субъектом протекающего процесса. И преподаватель, и студент при этом становятся «объектами» самонаблюдения, самоанализа, самокоррекции.

Достаточно широкое освещение вопросов, связанных с духовностью,
нравственностью, говорят об актуальности и практической сложности решения

данного феномена. Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно работ,
посвященных рассмотрению этой педагогической проблемы в ракурсе
педагогической практики университетов. Слабая разработанность проблемы
приведет к неадекватному реагированию на нее будущих учителей,
возникновению у них устойчивых внутренних стереотипов, препятствующих
духовно-нравственному становлению, самореализации и личностному росту.
Обнаружились противоречия между:
W - общими тенденциями в обществе к возрождению российской духовности,

востребованности нравственной личности и недостаточным решением проблемы в высших учебных заведениях; -объективной потребностью общества в духовно-нравственной личности будущего учителя и недостаточностью разработанности проблемы в педагогической науке; -осознанием преподавательским корпусом важности выполнения своей роли по приобщению студентов к общечеловеческим ценностям и добродетелям (в том числе за счет развертывания их духовно-нравственного потенциала и недостаточным уровнем научно-методического обеспечения этого процесса в педагогических вузах. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как при неблагоприятных социальных условиях - снижения

% значимости социально и личностно значимых ценностей, распада прежней

воспитательной системы - решать задачи духовно-нравственного становления будущего учителя средствами вузовской педагогики.

Концепция исследования. Принимая во внимание общие философские и
психологические положения, мы предприняли попытку исследовать процесс
духовно-нравственного становления будущего учителя как педагогическое
явление, развивающееся на личностном уровне. Разработка концептуальных
основ этого процесса потребовала обращения к диалектическому рассмотрению
' духовности и нравственности, позволившему охарактеризовать духовно-

нравственный потенциал и его развитие на этапе студенчества, который в контексте рассматриваемого явления и времени характеризуется как период становления будущего учителя и профессионализма.

Предварительный анализ философских и психолого-педагогических работ
показал, что духовно-нравственное становление личности в образовательном
процессе педагогического университета рассматривается как мало изученная
проблема. Однако, анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о
^ том, что сформулирован круг исходных идей о потребностях личности в

развитии духовно-нравственных начал, духовно-нравственного потенциала, возможностях социокультурного пространства современного вуза, то есть существуют философские, социокультурные и психолого-педагогические предпосылки, способствующие проникновению в сущность духовно-нравственного становления личности будущего учителя и выделению ряда педагогических факторов, обеспечивающих успешное протекание этого процесса в педагогическом университете.

Духовно-нравственное становление будущего учителя определяется развитием его духовно-нравственного потенциала, в основе которого лежат самосознание, нравственная самореализация, самоактуализация.

Духовно-нравственный потенциал будущего учителя представляет собой совокупность внутренних возможностей и средств достижения личностью

таких состояний, которые гармонизируют отношения личности с окружающей действительностью, определяют интегральное проявление нравственной и духовной (в узком смысле слова) составляющих жизнедеятельности и задают соответствующую направленность процессу становления.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволяет
выделить в структуре духовно-нравственного потенциала несколько
взаимосвязанных компонентов: когнитивный, экзистенциально-

эмоциональный, поведенческий.

Динамика духовно-нравственного становления личности в

образовательном процессе педагогического университета обеспечивается действием факторов, которые делают человека субъектом гуманных отношений и сознательной деятельности, способствуют развертыванию его духовно-нравственного потенциала и включению в успешную образовательную и социальную деятельность.

Педагогическая любовь выступает мета принципом становления духовно-нравственной личности и предполагает, гуманную направленность на другого, демонстрацию культурных ценностей подрастающему поколению, организацию опыта гуманистических отношений (сотрудничество, сотворчество), создание условий, в которых наиболее успешно происходит духовно-нравственное становление будущего учителя.

На основе сведений о сущности духовно-нравственного потенциала будущего учителя и его духовно-нравственного становления можно выявить факторы педагогического характера, действие которых влияет на исследуемые феномены. Среди этих факторов нами выделяются: организация системы духовно-нравственного просвещения студентов; обогащение рефлексивного опыта личности будущего учителя; приобщение будущего учителя к культуре педагогической деятельности. Действие каждого фактора обеспечивается совокупностью специально создаваемых в образовательном процессе педагогических условий, сообразных им.

Цель исследования: разработать концепцию духовно-нравственного становления будущего учителя, определить методологические предпосылки, теоретические основы, ведущие закономерности, тенденции, принципы и психолого-педагогические условия (факторы, обеспечивающие эффективность исследуемого процесса).

Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Духовно-нравственное становление будущего учителя в образовательном процессе университета: теория и практика».

Объект исследования - целостный учебно-воспитательный процесс в педагогическом университете.

Предмет исследования - духовно-нравственное становление будущего учителя в образовательном процессе.

Гипотеза исследования. Духовно-нравственное становление будущего
учителя - закономерное, социокультурное и педагогическое явление,
обусловленное философскими, общественно-историческими и

психологическими предпосылками. В образовательном процессе педагогического университета оно развивается более эффективно, если:

- раскрытие сущности духовно-нравственного становления будущего

учителя будет осуществляться с позиций антропологического и личностно-деятельностного подходов;

- духовно-нравственное становление личности выступает одной из

ведущих целей современного образования будущего учителя;

- верность духовно-нравственному идеалу формируется в деятельности, в

которой находит выражение личная позиция студента, осуществляется переход от стихийного стремления к идеалам и сознательному поведению;

- духовно-нравственное становление будущего учителя обеспечивает

личностно-значимое восхождение студента к профессиональному, непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию; единая для всех участников образовательного процесса, организационно-функциональная модель служит основанием для создания индивидуальных единичных норм духовно-нравственного становления будущего учителя;

- научно методическое обеспечение процесса духовно-нравственного

становления будущего учителя включает:

а) организацию специальных занятий, обеспечивающих студенту выбор

информации по проблеме и расширяющих возможность участия в решении педагогических ситуаций духовно-нравственного содержания;

б) перевод объективной информации на субъективный уровень через
накопление рефлексивного опыта духовно-нравственной деятельности;

в) разработку направлений активного включения студентов в систему
социокультурных отношений;

г) педагогический инструментарий духовно-нравственного становления
будущего учителя, выстроенный с учетом системы социально и
личностно значимых ценностей.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой выдвинуты следующие задачи исследования:

- выявить социокультурные предпосылки духовно- нравственного
становления будущего учителя;

- на основе анализа проблемы в науке и практике обосновать сущность
духовно- нравственного становления будущего учителя;

выявить закономерности и принципы духовно- нравственного становления будущего учителя в образовательном процессе вуза;

- разработать научно-методическое обеспечения процесса духовно-
нравственного становления будущего учителя;

апробировать эффективность реализации концепции духовно-нравственного становления будущего учителя. Научная новизна исследования:

-выявлены социокультурные предпосылки духовно-нравственного становления будущего учителя в образовательном процессе педагогического университета;

разработана, теоретически обоснована и экспериментально подтверждена концепция духовно- нравственного становления будущего учителя в образовательном процессе;

выработано понятие "духовно — нравственное становление будущего учителя в образовательном процессе";

определены закономерности и принципы, составляющие ядро концепции духовно - нравственного становления будущего учителя. Зафиксирована устойчивая закономерная связь между уровнем развертывания духовно -нравственного потенциала и динамикой духовно — нравственного становления будущего учителя в образовательном процессе;

разработано научно - методическое обеспечение духовно - нравственного становления будущего учителя, включающее совокупность содержания и методов накопления рефлексивного опыта.

На защиту выносятся следующие положения:

Духовно-нравственное становление будущего учителя это объективное,
закономерное, развивающееся явление, обусловленное эволюцией
общественно-исторических (философских, социокультурных)

предпосылок.

Духовно-нравственное становление будущего учителя определяется развитием его духовно-нраственного потенциала, в основе которого лежат самосознание, нравственная самореализация, самоактуализация. Оно опирается на совокупность внутренних возможностей и средств

достижения личностью таких состояний сознания и деятельности,
которые гармонизируют отношения личности в образовательной среде.
Процесс духовно-нравственного становления будущего учителя
осуществляется поэтапно, включая нравственные искания, выбор,
духовно-практические формы нравственной деятельности,

нравственный диалог, мировоззренческое ориентирование и нравственную позицию будущего учителя, нравственную рефлексию. Инвариант модели духовно-нравственного становления будущего учителя обеспечивается совокупностью следующих принципов: гуманизации, эмоциональной отзывчивости, уважения личности, взаимосвязи аксиологии и инноватики, свободы и ответственности, сотрудничества, духовно-ценностного ориентирования, душевной чуткости. Метапринципом духовно-нравственного становления будущего учителя становится педагогическая любовь Научно-методическое обеспечение духовно-нравственного становления удовлетворяет основным методологическим требованиям при условии его концептуальности, системности, направленности субъекта на культуру педагогической деятельности, адекватности цели, содержания, методов и форм.

Педагогическое содержание духовно-нравственного становления будущего учителя детерминировано идеями гуманистической образовательной парадигмы (культурно-ценностное ориентирование, гуманизация и гуманитаризация образования, педагогическая толерантность, самоидентификация) и эффективно тогда, когда субъекты образовательного процесса самоценны. Методологическую основу исследования составляют принципы объективности, историзма, единства исторического и логического, теории и практики, конкретности истины, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов, диалектики объективного и

субъективного факторов истории; метод восхождения от абстрактного к

конкретному; структурно-функциональный и личностно-

деятельностный подходы; антропологический подход, основанный на

понимании человека, как основание познания сущности и содержания

духовно-нравственного становления будущего учителя.

На методическом уровне в нашем исследовании реализуются принципы:

гуманизации (В.А.Сухомлинский, Ю.Хабермас, М.Хайдеггер, К.Ясперс,

М.Мамардашвили); сотрудничества в педагогическом процессе

(Ш.Амонашвили, П.П.Блонский, Э.Линде, А.С.Макаренко, Я.Корчак,

Р.Штайнер); теории социализации личности (А.В.Мудрик, Т.Парсонс,

Н.Смелзер, Г.Тард).

Основополагающими методологическими идеями послужили

философские, психологические, педагогические концепции, раскрывающие
общенаучные категории: «духовность» (Л.П.Буева, Б.С.Братусь, В.В.Знаков,
М.С.Каган,); «потенциал» (В.Н.Мясищев, В.И.Слободчиков); «становление»
(И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, В.Франкл, В.А.Петровский); комплекс научных идей о
человеке как активном субъекте, преобразующим мир и самого себя
(К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, А.В.Петровский,

С.Л.Рубинштейн); о духовной культуре и духовных ценностях (С.Ф.Анисимов, Н.А.Бердяев, В.П.Зинченко, А.Ф.Лосев); о факторах и условиях развития педагогических систем (В.В.Сериков, В.А.Сластенин); общепедагогические основы подготовки будущего учителя (А.С.Белкин, С.Е.Матушкин, А.П.Тряпицина, В.Г.Рындак); нравственного воспитания (М.Н.Аплетаев, О.С.Богданова, Е.В.Бондаревская, И.Ф.Кефели, Б.Т.Лихачев, В.И.Петрова, Л.Б.Ясникова); вопросы формирования нравственного сознания и ценностных ориентации (В.А.Блюмкин, Г.Е.Глезерман. А.В.Кирьякова, И.С.Кон, Р.Г.Рогова).

Методы исследования. Методы структурно-функционального и
структурно-уровневого анализа результатов теоретического и

экспериментальных исследований духовно-нравственного становления будущего учителя явились ведущими в настоящем исследовании. Общетеоретические (анализ литературы, продуктов деятельности, понятийно-терминологической системы, построение гипотез, прогнозирование, моделирование) использовались на начальном этапе исследовательской работы. Эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический консилиум, изучение и обобщение педагогического опыта) легли в основу экспериментально-опытной работы: социологические методы (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы); социально-психологические (тестирование, тренинг); математические (ранжирование, шкалирование, корреляция); описательные (интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, диалогическая беседа, интерпретация внутреннего мира другого, биографический метод, протоколы поведенческих событий, описательные самохарактеристики). Данные методы обеспечивали целостную педагогическую диагностику.

Теоретическая значимость исследования заключается в создании авторской концепции духовно-нравственного становления будущего учителя в педагогическом университете; методологии развития духовно-нравственного становления как наиболее эффективного типа воспитания в педагогическом университете; в разработке структурно-функциональной модели духовно-нравственного становления будущего учителя; определении общих закономерностей и их частных проявлений в образовательном процессе педагогического университета.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть реализованы в процессе профессиональной подготовки учителя; в практике профессиональной деятельности учителя на основе актуализации духовно-нравственного потенциала; в профессиональной подготовке и переподготовке учителей к аттестации на педагогическую категорию; в

разработке содержания образования педагогических кадров и соответствующих учебных дисциплин.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, 5 рисунков, 18 таблиц и 7 схем, списка используемой литературы, включающего 401 наименование и приложений.

Историко-философские аспекты проблемы духовно- нравственного становления будущего учителя

Понятие «духовность» относится к категориям, существовавшим задолго до их философского осмысления, так как способность человека, осознавать себя и - сквозь эту призму - окружающий мир, явилась объективным условием человеческого становления как единичной личности, так и общества в целом. Исследователи данной проблематики сходятся во мнении, что «человеческое» — это суть понятия «духовность». Сущность человека заключена в духовном, и является основанием его физической и психической ипостасей. «Духовное», «дух», «душа» часто выступали как однозначные понятия, в связи с чем нам приходится находиться в рамках того тезауруса, которым пользовались наши предшественники. «...Жизнь человека не есть чисто объективное, подобно жизни животного, а составляет одно целое с...душой, которая столь же зависит от тела, сколь со своей стороны определяет его» (386, 123). Именно духовность, как принадлежащее к Универсуму и человеку, подсказывает последнему алгоритм жизни.

Способность познавать духовное явилась для человека непосредственным условием в процессе собственного осознания. В этой связи естественным был путь, направленный не внутрь, а вовне человека, а именно - познание окружающего мира. Производимая нами логическая реконструкция этого процесса позволяет предположить, что, судя по всему, не может существовать жесткой заданности этого явления, а предположение о его направленности исходит именно из того факта, что человеку приходилось обеспечивать прежде всего условия внешнего природного выживания.

Анализируя генезис понятия «духовность» в античной философии, мы пришли к выводу, что обычно духом называлось все нематериальное - и душа, и разум, и что-то, вдохнутое кем-то свыше, надиндивидуальное.

Знаменательным, на наш взгляд, является тот факт, что, несмотря на доминантную тенденцию античного мышления докапываться до сути всех вещей через их, если так можно сформулировать в данном случае, содержание и сущность, душа рассматривается философами через ее проявленность, т.е. функциональность. Философы делают разграничение между телом и душой, материальным и идеальным, и в зависимости от того, каков был взгляд на человека, решался вопрос и о душе. Как правило, душа чаще всего отождествлялась с разумом. Обращение интереса от Космоса к Человеку достигло своей кульминации в учениях Сократа, Платона и Аристотеля. Именно в классической греческой философии выстраиваются рядом Истина, Добро и Красота, составляющие высшие человеческие ценности

По нашему мнению, человек имеет уникальную духовность, которая определяет его жизнь. Душа определяет телесную жизнь человека, говорим мы вслед за древними философами, пользуясь их тезаурусом. В данном случае речь, безусловно, идет о субъективном духе. Именно то, что разные ветви человечества избрали свой путь, и подтверждает его исключительную роль, поскольку судьба определяется волевым выбором людей в конкретных географических, политических, социальных и культурных условиях. Сверхчувствительная Мировая идея, являясь идеальной, выступает как возможность в своей проявленности в человеческой душе. Именно отсюда начинается интенция (осознанное стремление, а мы бы добавили и врожденное устремление) человека к вечным ценностям: Истине, Добру, Красоте.

Ценностные ориентации античности сменились иными мировоззренческими установками и познавательными регулятивами средневековья. Насколько важным в жизнедеятельности человека античного мира считалось мышление, стремление к знанию, настолько же определяющим фактором в средние века стали молитва, беззаветная вера в Бога как в живое и личностное существо.

Наибольший вклад, по мнению многих исследователей, в разработку проблем духовности, в частности субъективного духа, внесла философия Г.Гегеля.

В работах Гегеля можно обнаружить и механизм развития духовности человека: «...и лишь через усовершенствование своего тела и духа, главным же образом благодаря тому, что его самосознание постигает себя как свободное, он вступает во владение собою и становится собственностью себя самого и по отношению к другим» (86, 81). Его философская система является как бы заключительным аккордом западноевропейской научной традиции в разработке проблемы духовности человека в XIX веке.

В XX столетии проблематика духовности человека стала рассматриваться не просто как феномен личности, но в глобальном масштабе как феномен, относящийся ко всему человечеству. Такая тенденция вполне объяснима с позиции расцвета научного знания. В то же время, негативные стороны НТР явились дополнительным фактором пристального внимания к духовным процессам. Социальные, природные и антропологические катастрофы напрямую поставили вопросы о выживании человечества, вопрос о смысле жизни. Особенно ярко это отразилось в философии экзистенциализма.

К. Ясперс, один из представителей экзистенциализма, целенаправленно исследуя проблемы личности, создал стройную теорию индивидуальности человека через его экзистенцию. Философ утверждал, что этот процесс позволяет индивидууму, возвысившись над собственной плотью и влечениями, стремясь к освобождению и спасению, действительно обрести его уже в этом мире «в порыве вознесения к идее, в несокрушимом спокойствии души, в медитации, ... состоянии нирваны, .... По своей настроенности и по содержанию веры эти пути к спасению сильно отличаются друг от друга, но общее здесь то, что человек выходит за пределы своего индивидуального существования, сознавая свое место в целостности бытия, что он вступает на путь, пройти который он должен в качестве данной индивидуальности» [386,35].

Духовно-нравственный потенциал будущего учителя как предмет педагогического анализа

На основе изучения научной литературы и системного анализа выведено понятие «духовно-нравственный потенциал», сформулировано понятие «духовно- нравственное становление личности».

Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий, методологическое значение которых чрезвычайно важно для педагогики. Потенциал - (от латинского - сила) в философии трактуется как источник, возможность, средство, запас, что может быть в действии использовано для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели. Педагогическая функция потенциала реализуется в направляющей роли творческой деятельности личности, выступающей в качестве основания творческого преобразования своей жизнедеятельности.

Общепризнанно, что личность человека являет собой важнейшее и высшее психическое образование, являющееся потенциальным и определяемой влияниями и требованиями социальной среды и общественно-исторического процесса. Вот почему целесообразно говорить о потенциальном психическом личности как о ее потенциале. Потенциал проявляется в сознательной активной избирательности переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном социальном опыте (В.Н. Мясищев). В основе духовно-нравственого опыта учителя лежат отношения человека, характеризующие содержательно его деятельность и выражающие всю личность в ее связи с той или иной стороной деятельности. Такие отношения автор рассматривает как потенциал духовно-нравственной реакции человека в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом педагогической деятельности. Отмечается, что духовно-нравственное становление личности будущего учителя есть процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление потенциала действий и переживаний. Так как развитие личности связано с развитием психики, то усложнение психических процессов ведет к накоплению опыта — психического потенциала (223, 112). В.Н. Мясищев выделяет четыре вида потенциального психического, в той или иной мере раскрывающего личность: знания, умения, навыки, отношения, замечая при этом, что именно отношения характеризуют личность, вернее — ее содержательные отношения (к примеру - духовно-нравственные - уточнено нами -В.П.).

Представляя нормативную структуру индивидуальной деятельности, В.И. Слободчиков выделяет деятельные категории: «Ресурс - Потенциал - Действие - Условие - Цель» (313, 48-49), где первые три составляющие суть субъект, последние три - объект, средние три — средства. Потенциал рассматривается как ресурс определенной мощности.

Мы заинтересовались подходом к пониманию потенциального в человеке Б.С. Братуся, заметившего, что человек истинен «в модусе возможности, долженствования, вернее сопряжения полюсов сущего и должного, наличного и возможного» (59, 18). То есть, личности можно помочь развить ее духовные силы и поверить в свои нравственные возможности.

В педагогической науке более широко используется понятие «развитие» как закономерное, направление, качественное изменение материальных и идеальных объектов. В результате такого изменения возникает новое его качественное состояние (С.Л. Рубинштейн), основой которого выступает диалектическое единство возможного и действительного (Аристотель, Гегель), потенциального и активного (296, 20, 86).

Под потенциальным, в самом общем виде, понимаются свойства, возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определенных условий. С другой стороны, потенциальное выступает как результат развития, как сложное системное образование, которое заключает в себе новые движущие силы дальнейшего развития.

Подходы В.Н. Мясищева, В.И. Слободчикова, Б.С. Братуся дали нам возможность определиться с психологическим пониманием данного феномена и адаптировать его к педагогике, представляя потенциал, как сущностную видовую характеристику личности, вбирающую в совокупности врожденные и приобретенные способности субъекта относиться к окружающей действительности, определяющие норму реагирования на социально-педагогические условия, имеющую объективную направленность в зависимости от потребностей личности и ценностных ориентации и раскрывающуюся в деятельности. Человек по природе своей неделикатен, несдержан, груб, неинтеллигентен, невоспитан, но обладает огромным духовным потенциалом и вырывается из пут персональности при определенных условиях.

Мы связываем понимание потенциала с не актуализированными в конкретный момент времени возможностями личности, которые могут проявиться в дальнейшем при особых обстоятельствах (условиях, факторах, средствах и т.д.)

Среди видов потенциала, рассматриваемых в научных источниках, выделены: познавательный, творческий, коммуникативный, эстетический, ментальный (М.С.Каган, Л.А.Волович). Это основные потенциалы, задающие направленность процессу развития личности. Познавательный - определяется объемом информации, которым располагает личность; нравственный — характеризуется приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, убеждениями, устремлениями; творческий — характеризуется как интегративная целостность природных и сущностных сил человека, обеспечивающая его субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии; аксиологический - коммуникативный — зависит от характера и прочности контактов; эстетический - обусловлен потребностью личности в прекрасном.

Культура эмоций и чувств связана с культурой ментального плана человека (культурой мышления и сознания) и культурой здоровья и образа жизни.

Менталитет выступает как духовная основа целостного образа жизни человека. Многих усилий стоит каждому человеку собственная культура внутреннего мира, предполагающая взаимодействие с самим собой. Она -целостна, но одновременно представляет собой союз нескольких видов культур: культуры эмоций и чувств, культуры мышления и сознания, культуры здоровья и образа жизни, культуры поведения и деятельности и собственно культуры внутреннего мира как основы развития и стабилизации самосознания.

Культура внутреннего мира человека является началом обретения целостной культуры, включая сюда и культуру взаимодействия с миром и другими людьми.

Вышеперечисленные потенциальные сферы достаточно четко представляют характеристику личности. Но, мы считаем возможным выделить духовно-нравственный потенциал.

Образовательный процесс вуза как социокультурное пространство духовно-нравственного становления будущего учителя

Современная педагогика наполнена необратимыми процессами, несущими новые педагогические парадигмы. Расширяется и углубляется категориальный аппарат, в педагогических изданиях изобилуют понятия, которые более точно отражают и описывают педагогические явления. Это дает возможность педагогике, как науке, имеющей непосредственное отношение к становлению личности, более полно отражать феномен духовно — нравственного становления будущего учителя. Одним из оценочных понятий, которое характеризует образовательный процесс, является социокультурное пространство. Коль мы ведем речь именно об образовании, то вполне целесообразно употреблять оценочное понятие —социокультурное пространство. Ниже мы попытаемся структуировать и охарактеризовать его.

В последнее время все чаще утверждается, что «образование — особая сфера гуманитарной социокультурной практики, обеспечивающая качества общественного и личностного самосознания, современный уровень производства. Именно здесь происходит передача и воспроизводство культурного опыта поколений. Подчеркнем: не только знаний, но и самого типа мышления и миропонимания, строя речи, общения, духовных ценностей нации, ее исторического и нравственного самосознания, традиций и верований» (66, 5).

Образование - часть исторической системности, ведущий признак которой состоит в «саморазвивающихся целях, способах и результатах социокультурного действия и социокультурного взаимодействия, обеспечивающих относительную устойчивость и воспроизводство индивида и социальных образований различного уровня в рамках социокультурного целого» (367, 22). А.П.Валицкая отмечает, что образование - это сфера, в которой совершается становление личности на протяжении всей человеческой жизни, в мировом и отечественном информационном пространстве. Данная характеристика образования указывает на то, что оно является частью информационного пространства современной России и поэтому может само рассматриваться как пространственная сущность. Образование и воспитание не должны (да и не могут) представлять собой два параллельных процесса: подготовки специалиста и формирования личности. Образование является по преимуществу сферой социализации индивидов (37, 96).

Известно, что современная Россия драматично переживает смену ценностных ориентиров. Все вместе и каждый в одиночку решает проблему добра и зла, справедливости и достоинства, собственной культурной, национальной, религиозной (идеологической, мировоззренческой) идентификации. Именно образование призвано помочь человеку, особенно молодому, развить свой духовно-нравственный потенциал, с тем, чтобы определиться в конфликтном социуме.

Стратегия гуманизации педагогических концепций предусматривает понимание множественности человеческих культур, в том числе многообразия практик образовательной деятельности, вариативности их ценностного и идеологического содержания: уважение к иным культурным традициям и возможностям самостоятельной ориентации в мире ценностей, норм, идеалов, предлагаемых как всем ходом историко-педагогического процесса, так и современной образовательной ситуации; понимание единства человека и природы, позволяющее авторам этих концепций ставить как основополагающую, задачу формирования человека, способного гармонично вписаться в систему взаимосвязей на культурном, социальном, экологическом, экономическом и других уровнях с ударением на этических «измерениях» глобально ориентированной личности (264).

Возникает потребность сведения в систему всего богатства культурно-исторического опыта образовательной деятельности и построения концептуальных моделей педагогического знания, которые могут стать основой содержания теоретической готовности будущего учителя к работе в ситуации нестабильности социально-экономической жизни и образовательной политики.

Современные концепции космического образования находят свои истоки в антрополого-гуманистическом направлении педагогической мысли 19-20 в.в., в основе которого лежит учение о человеке как биологическом виде. Цель антропологической педагогики - изучить человека «во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д.Ушинский). Роль воспитателя - создание благополучных условий для развития природных сил человека (К.Н.Вентцель, П.Ф.Лесгафт, В.Я.Стоюнин, Л.Н.Толстой и др.).

Понимание воспитания как реализацию естественных потенций человека, основанной на закономерностях психики и соматических структурах организма, нашли свое развитие в учениях Л.С.Выготского и П.П.Блонского.

Существующая образовательная система, функционирующая в историко-культурном, политическом и экономическом контексте и оставившая след в педагогической науке конкретных идей, типов учреждений и воспитательных технологий, может быть представлена как форма педагогической культуры со своей системой ценностей и норм, отражающих потребности данного социума, особенности национальной культуры и менталитета.

Каждому типу педагогической культуры соответствует система педагогических знаний, даже свой описательный язык. В антропоцентрическом типе - это «самореализация», «саморазвитие», «свободное воспитание», «сотворчество», «личностно ориентированная педагогика», «культурологический подход в образовании», «поддерживающее воспитание».

Ведущие цели - самоутверждение личности, поиск своего «Я», создание условий для индивидуальной системы мировидения, своей философии жизни.

В сциентистском типе педагогической культуры главенствуют такие ценности, как сохранение и удержание культурных традиций; подготовка компетентных кадров; закладывание духовно-ценностных оснований нравственных, эстетических, гражданских, мировоззренческих представлений, составляющих ядро духовной жизни человека. Процесс строится на принципах социальной полезности, социального равенства, справедливости и др.

Похожие диссертации на Духовно-нравственное становление личности будущего учителя (Теория и практика)