Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников Молчан Эдуард Михайлович

Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников
<
Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Молчан Эдуард Михайлович. Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Молчан Эдуард Михайлович; [Место защиты: Смол. гос. ун-т].- Брянск, 2008.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/358

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников 13

1.1. Сущность духовно-нравственных ценностей 13

1.2. Диалог как средство формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников 29

1.3. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей личности в деятельности и диалогическом общении 43

Выводы по главе I 57

Глава II. Методические основы процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников 60

2.1. Методика формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников 60

2.2. Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников 89

2.3 Характеристика уровней сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников 101

Выводы по главе II 120

Заключение 123

Литература 130

Введение к работе

Актуальность исследования. Обращение к проблеме формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников обусловлено потребностями общества, необходимостью наращивания духовно-нравственного потенциала в социуме, что является одним из важнейших условий общения людей, их выживания и прогресса в современном мире.

Социально-экономические преобразования значительно изменили уровень жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения. В среде современной молодежи осуществляется ориентация на потребление материальных ценностей. В этих условиях особенно остро возникает необходимость формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и к другим людям, обществу, природе. Приоритет формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они как предельные высшие смыслы человеческой жизни выполняют функцию регуляторов нравственного поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно-исторических изменений цивилизации. Духовно-нравственные ценности не существуют изолированно. Они накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности духовно-нравственный характер.

Формирование духовно-нравственных ценностей происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее благоприятным периодом является ранний юношеский возраст (И.С. Кон). В раннем юношеском возрасте происходит становление сферы морального самосознания, обретение мировоззренческой позиции, профессиональное самоопределение старшеклассника. Личность достигает определенного уровня интеллектуального и нравственного развития, что способствует переоценке прежнего опыта, идеалов, ценностей и выработке новых, появляется стремление старшеклассников к самопознанию, абстрактным рассуждениям, обнаруживается приверженность к дискуссиям, диспутам. В юношеском возрасте формируется чувство взрослости, которое требует социального признания, обретения духовной свободы и чувства самостоятельности.

Особый интерес для нас представляет философско-религиозная литература, обосновывающая истоки человеческого бытия, духовности. В работах Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева рассматривается духовная и психологическая сущность феномена человека, основа его нравственного бытия. Исследования психологов и социологов Л.С. Выготского, Л.Н. Кагана, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Б.О. Николаичева и др., раскрывающие сущность духовной деятельности человека, составляют базу для изучения психологических механизмов формирования духовно-нравственных ценностей личности. Это позволяет решать задачи духовно-нравственного воспитания личности в школе в современной социокультурной ситуации.

В работах О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Мясищева, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, С.Л. Рубинштейна, В.П. Тугаринова и др. ду-

ховно-нравственные ценности выступают важнейшим регулятором социально значимого поведения человека. Педагогический аспект воспитания моральных ценностей раскрыт в работах Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, К.Д. Ушинского, И.Ф. Харламова, Н.Е. Щурковой и др.

Формирование духовно-нравственных ценностей личности старшеклассника в процессе образования и воспитания является основным фактором в нравственном развитии личности в период ее становления. Воспитание и образование должны выступать не просто как желание формировать кого-то или что-то, а как возможность создавать такие условия, в которых личность могла бы совершенствоваться.

В ходе анализа теории и практики воспитания школьников в современной социокультурной ситуации выявлены следующие противоречия:

между аксиологическими и духовно-нравственными изменениями, происходящими в современном обществе и недостаточной изученностью духовно-нравственных ценностей в практике школьного обучения и воспитания;

между потребностью общества в духовно-нравственной личности и недостаточностью разработки научно-методических основ процесса формирования духовно-нравственных ценностей школьников.

С учетом указанных противоречий сформулирована проблема: каковы педагогические условия процесса формирования духовно-нравственных ценностей в современной общеобразовательной школе.

Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников».

Цель исследования - научно-педагогическое обоснование диалогического аспекта в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания старшеклассников в современной школе.

Предмет исследования - диалогический аспект в процессе формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование духовно-нравственных ценностей у старшеклассников в учебно-воспи-тательном процессе школы будет результативным, если:

  1. Педагоги овладеют научно-методическими основами диалогического аспекта в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

  2. Организация ценностно-ориентированных видов деятельности и диалогического общения старшеклассников направлена на актуализацию личностно значимых ценностей.

  3. Педагоги овладеют методикой изучения и выявления уровней сформированное духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

4. Будут созданы условия для реализации модели процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в деятельности и диалогическом общении.

Задачи исследования:

  1. На основе теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования уточнить сущность категории духовно-нравственных ценностей.

  2. Определить организационно-педагогические условия диалогического аспекта в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

  3. Разработать шкалу определения уровней сформированное духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

  4. Теоретически обосновать и определить значимость диалогического аспекта в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

  5. Разработать модель и выявить эффективность ее реализации в деятельности и диалогическом общении процесса формирования духовно-нравст-венных ценностей старшеклассников.

Методы исследования. В процессе исследования для проверки гипотезы и решения выдвинутых задач, достоверности полученных результатов использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования; наблюдение, беседа, диалог, анкетирование, интервьюирование, сравнение полученных данных, моделирование; метод оценки и самооценки; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент. При обработке и интерпретации материала применялись методы математической статистики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

на научно-философском уровне: положения о человеке как высшей ценности, как сознательном существе, личность которого формируется в деятельности, опосредованной множеством отношений с другими людьми (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, И.С. Подласый, В.П. Тугаринов, Н.Е. Щурко-ва и др.);

на общенаучном уровне: исследования по гуманизации образования, в том числе связанные с гуманизацией содержания образования (А.А. Бодалев, Л.П. Буева, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, Н.С. Розов, Е.Н. Шиянов);

на научно-педагогическом уровне: педагогическая аксиология (Н.А. Ас-ташова, З.И. Равкин, В.А. Сластенин); общая теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин); труды по педагогической аксиологии (И.С. Артюхова, Н.А. Асташова, В.А. Блюмкин, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин); изучение формирования духовно-нравственных ценностей личности в диалоге (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Л.С. Выготский и др.); раскрытие сущности воспитательного процесса (В.М. Корогов, И.С. Марьенко, B.C. Кукушин и др.);

Теоретическую базу нашего исследования составили идеи и взгляды русских философов, педагогов и богословов (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, B.C. Соловьев, С.Л. Франк).

Методологическими ориентирами выступают аксиологический, диалогический, личностно-деятельностный, личностно ориентированный, фило-софско-антропологический подходы (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бонда-ревская, В.В. Давыдов, В.В. Зеньковский, В.В. Сериков, Б.М. Бим-Бад и др.).

Достоверность научных результатов исследования обеспечена методологическими подходами к изучению диалогического аспекта процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников, применением различных методов и методик, соответствующих предмету исследования, целям и задачам, гипотезе; личным опытом и экспериментальной работой автора.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в том, что:

уточнена сущность категории духовно-нравственные ценности, состоящая в том, что это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентации, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на постижение высших идеалов.

определены педагогические условия диалогического аспекта в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников (наличие у старшеклассников знаний о духовно-нравственных ценностях; организация ценностно ориентированных видов деятельности предполагающих единство личностного образа жизни и форм педагогического сотрудничество; актуализация базового ядра в структуре ценностей личности старшеклассника);

разработана шкала определения уровней сформированное духовно-нравственных ценностей, что позволит повысить эффективность процесса формирования ценностей;

выявлена зависимость эффективности диалогического аспекта в формировании духовно-нравственных ценностей от следующих факторов: степени овладения педагогом методикой изучения и выявления уровней сформированное духовно-нравственных ценностей старшеклассников; умения преобразовывать учебный материал в материал для формирования духовно-нравственных ценностей; микроклимата в коллективе старшеклассников; степени развития и саморазвития личности, ее способностей;

разработана теоретическая модель процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников и экспериментально проверена ее эффективность функционирования в деятельности и диалогическом общении.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- определены условия эффективности процесса формирования духовно-
нравственных ценностей, которые заключаются в: овладении методологией
процесса воспитания; единстве сознания и поведения личности педагога;
взаимосвязи теоретической и практической подготовки; организация объеди-

нений педагогов исследователей; сотрудничестве педагогов, учащихся и родителей;

обоснован диалогический подход, влияющий на формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников, который включает актуализацию процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников, как необходимых ценностей человека; создание условий субъект-субъектного сотрудничества и взаимодействия педагогов и старшеклассников;

разработана технологическая модель диалогического общения, состоящая из пяти этапов: введение в проблему, определение проблемы, принятие позиций старшеклассниками, пересмотр и утверждение позиций, проверка предположений по фактам, определениям и последствиям.

Практическая значимость исследования состоит в определении уровней сформированное духовно-нравственных ценностей старшеклассников: низкий (эмпирический), средний (пассивный), высокий (деятельност-но-творческий); в выявлении ведущих ценностей личности старшеклассника: духовных, ценностей долженствования, ценностей межличностных отношений, ценностей коллективной деятельности; в определении основных структурных компонентов процесса формирования духовно-нравственных ценностей , старшеклассников: целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-анали-тического; результативного; в использовании результатов исследования в практике работы общеобразовательных школ в целях повышения эффективности воспитательного процесса и прогнозирования научно-педагогической деятельности.

Основная опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе гимназий № 2 и 7 г. Брянска.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

На / этапе (1997-1999 гг.) изучалась психолого-педагогическая, философская и социологическая литература, что позволило сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования; уточнялось содержание основных понятий, связанных с объектом и предметом исследования; разрабатывалась теоретическая модель, методика; анализировались духовно-нравственные ценности старшеклассников.

На 77 этапе (2000-2006 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, направленная на апробацию теоретической модели, выявлялись уровни сформированное духовно-нравственных ценностей старшеклассников с целью дальнейшего прогнозирования развития старшеклассников.

На /// этапе (2007-2008 гг.) анализировались и систематизировались экспериментальные данные; уточнялись теоретические положения; осуществлялась разработка и апробация методических рекомендаций по формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников; оформлялись результаты исследования.

Апробация и внедрение. Суть процесса исследования духовно-нравственных ценностей отражена в 29 публикациях.

Основные положения диссертации изложены в докладах на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях: «Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя в условиях реформирования общеобразовательной и высшей школы» (Мозырь, 2001); «Восьмые Международные Кирилло-Мефодиевские чтения» (Минск, 2002); «Развитию Полесского региона - энергию молодых ученых» (Мозырь, 2002); международной научно-практической конференции, посвященной 170-летию педагога-просветителя С.А. Рачинского (Минск, 2003); «Полесский регион и наука XXI века» (Мозырь, 2004); «Детский сад - школа - вуз: проблемы и перспективы развития» (Брянск, 2005); «Полесский регион и наука XXI века» (Мозырь, 2005); «Личностно развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2005); «Технология образования школьников в начале XXI века» (Брянск, 2005); «Духовно-нравственное становление специалиста в региональном колледже и вузе Белгород, 2006); «Образование в России: психологические, педагогические, медицинские, экологические аспекты» (Калуга, 2008).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Духовно-нравственные ценности - это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентации, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов.

  2. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в учебно-воспитательном процессе протекает успешно при существовании следующих условий: наличии у старшеклассников знаний о духовно-нравственных ценностях; организации ценностно ориентированных видов деятельности и диалогического общения, предполагающих единство личностного образа жизни и форм педагогического сотрудничества; актуализации базового ядра в структуре ценностей личности старшеклассника, которое составляют ценности (уважение, доброта, доброжелательность, верность, ответственность, надежность, преданность, справедливость, порядочность, чувство чести, душевность, честность, совесть).

  3. Характеристика уровней сформированности духовно-нравственных ценностей включает реальные субъективные представления старшеклассников об их ценностях и социальной реальности, а также мотивацию, умения, навыки и качество выполняемых действий. Становление духовно-нравственных ценностей старшеклассников происходит в контексте взаимосвязи социально-педагогических и психолого-педагогических условий, предполагающих перевод жизненных ценностей в личностно значимые.

  4. Эффективность процесса формирования духовно-нравственных ценностей у старшеклассников зависит от следующих факторов:

степени овладения педагогом методикой изучения и выявления уровней сформированности духовно-нравственных ценностей;

овладения умениями преобразования учебного материала, источников духовно-нравственной литературы в материал для формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников;

создания благоприятного микроклимата для формирования духовно-нравственных ценностей в коллективе старшеклассников и поддержания творческой, высоконравственной атмосферы;

степени развития и саморазвития личности старшеклассника, сформированное его способностей и потребности жить в условиях постоянных перемен;

создания условий для активной нравственной позиции старшеклассников в организации деятельности и диалогического общения.

5. Модель процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в различных видах деятельности и диалогического общения представляет собой систему диалогического взаимодействия педагога и старшеклассника. Данная модель направлена на развитие значимых ценностей личности через деятельность и диалогическое общение, от их возникновения в сознании и чувствах до сформированности и реализации в нравственном поведении.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников, приложений.

Диалог как средство формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников

Духовная жизнь общества выступает отражением общественного бытия и составляет одну из важных проблем философских, психолого-педагогических исследований, активно воздействуя на практическую деятельность человека. Без осмысления сущности и структуры духовно-нравственных ценностей невозможно осознать суть процесса формирования духовно-нравственных ценностей в школьных коллективах.

Сфера духовного бытия личности всегда была тем проблемным полем, на безраздельное владение которым претендуют различные представители философии, психологии, педагогики и т.д. Для философов и психологов не потеряла своей актуальности задача объяснения проблем, связанных с жизнью человеческого духа. Условием решения данной задачи является позитивная разработка и теоретическое осмысление природы и сущности феномена духовно-нравственных ценностей личности. Решение сложных педагогических задач, стоящих перед современным обществом, оказывается невозможным без апелляции к данному феномену. Категория духовно-нравственных ценностей по праву занимает важное место при характеристике самых различных явлений и сфер общественной жизни.

В философии духовно-нравственные ценности определяются особенностями общественных отношений. Однако это не означает, что в аморальном поведении виновным является не сам человек, а исторические условия, неблагоприятная среда, обстоятельства. Человек рассматривается наукой не как пассивный продукт, а как сознательный творец истории. В процессе сложного, диалектически противоречивого становления личности усвоенные, осмысленные, пережитые духовно-нравственные ценности становятся самостоятельными детерминантами функционирования личности в деятельности и диалогическом общении. В этом проявляется особенность регулятивной функции духовно-нравственных ценностей. Будучи сформированными, они становятся силой, побуждающей индивидуальные ценности личности слу жить интересам общности, обусловливающей творческое воздействие личности на социальный прогресс. В этой идее заключена стратегия воспитания нравственности, из которой следует, что содержание деятельности и диалогического общения должно быть направлено на формирование духовно-нравственных ценностей.

Проблема формирования духовно-нравственных ценностей всегда была актуальна для общества. Еще Сократ в свое время впервые поставил вопрос: «Что есть благо»? Это есть основной вопрос теории ценностей как философского учения об их природе, месте в реальности и структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности [186, с.55].

В античной и средневековой философии ценностные характеристики включались в само понятие реальности, бытия истинного: учение Сократа о добродетелях, Пифагора - о прекрасном, выгодном и приятном, Аристотеля -о достижении блаженства через деятельную добродетель, Эпикура - о дружбе. Так, в школе, основанной Пифагором (VI-V вв. до н.э.), в качестве основных ценностей провозглашались: прекрасное и благопристойное, выгодное и полезное, а также приятное. А один из древнегреческих мудрецов, Аристипп, говорил, что лучше быть нищим, чем невеждой, ибо невежда лишен человеческого образа. Древнегреческие философы возвеличивали такие духовно-нравственные ценности, как Истина, Добро и Красота.

Все представители идеалистического рационализма, начиная от Платона и до Гегеля, разделяют аксиологию и онтологию, ценности и бытие. Аксиология, как самостоятельная область философского исследования, возникает тогда, когда понятия бытия расчленяются на два элемента: реальность и ценность, как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главной задачей аксиологии является рассмотрение ценностей в обществе, в структуре бытия данного общества. Изучение аксиологических теорий, существующих в западной и отечественной научной литературе, дает возможность выявить расхождение и общую логическую связь в различных теориях ценностей, а также внутреннее взаимодействие различных сфер общества, влияющих на формирование духовно-нравственных ценностей личности старшеклассника.

Как самостоятельная отрасль философского знания аксиология разрабатывалась во второй половине прошлого века (В. Виндельбард, Г. Риккерт и др.) и оформилась как направление в западной теории в 20-50-х годах XX столетия в трудах немецких и американских философов (Р. Перри, С. Пеп-пер, М. Шелер и др.).

Существующие расхождения в понимании природы духовности человека, выделении смысловой доминанты среды, духовно-нравственных ценностей в современной отечественной литературе обусловлено тем, что аксиологическая теория стала формироваться лишь с 60-х годов и долгое время была ограничена рамками марксистской теории и идеологии. При рассмотрении аксиологической проблемы ученые выделяют следующие типы теории ценностей: натуралистический психологизм; персоналистический онтологизм (онтология - учение о бытии); трансцендентализм; культурно-исторический релятивизм (принцип относительности и условности содержания познания) и социологизм (общественное познание действительности).

К первому типу учений о ценностях относятся воззрения А. Мейнонга, Р. Перри, Дж. Дьюи, К. Льюиса. Общим для них является утверждение о том, что источник ценностей заключается в биопсихологических интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. Так, Александр Мейнонг ценности рассматривает как «теоретические качества». Поэтому в аксиологическом психоанализе вводится понятие «стандартизация ценностей» на основе «полезности» или «инструментальности». С другой стороны, интерпретация ценности как эмпирически констатируемого феномена означает, в сущности, сведение ценности к факту, т.е. соединение ценности с предметной реальностью.

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей личности в деятельности и диалогическом общении

В процессе исследовательской работы в экспериментальной группе были организованы различные по содержанию виды деятельности: нравственная, трудовая, эстетическая и др.; менялись способы организации, позиция взрослого с учетом уменьшения внешней регуляции за счет саморегуляции. Нас интересовало, как будут вести себя старшеклассники в условиях различной по содержанию деятельности, какие формы найдут для решения ситуаций, затруднений, предусмотренных в процессе эксперимента, в каких случаях они перерастут в конфликтную ситуацию; насколько формы разрешения конфликта будут отвечать законам справедливости. Во всех видах деятельности мы обеспечивали равные условия для разных по своему характеру старшеклассников одного возраста. Разница в составе группы определялась характеристиками степени развитости духовно-нравственных ценностей старшеклассников. В ходе экспериментальной работы менялись способы организации духовной деятельности, включая внешний контроль.

Если применение комплекса методик позволило нам сравнить данные различных по характеру старшеклассников, то повторное применение в начале и конце учебного года выявило динамику, тенденции, обнаруживаемые в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

В процессе исследования широкое применение получил метод включенного наблюдения, метод экспресс информации, представляющий данные от самих старшеклассников; метод педагогического консилиума, такие варианты опроса и измерения, как беседа, интервью, групповые дискуссии, анкеты; метод ретроспективного анализа педагогических факторов и др. Одной из наиболее информативных при изучении формирующего характера взаимодействия старшеклассников была методика создания ситуаций, направленная на диагностирование особенностей духовно-нравственных ценностей старшеклассников. Изучение старшеклассников в естественно складывающихся ситуациях мы считали недостаточным, так как ограничивались возможности сравнительного анализа развития духовно-нравственных ценностей разных групп в объективно равных условиях и, наоборот, одной и той же группы в разных ситуациях. Поэтому с целью выявления уровня сформированности духовно-нравственных ценностей личности старшеклассника, их характерных особенностей, выражающихся в соответствии мыслей, чувств и поведения, широко использовались в исследовательских целях специально организуемые ситуации. В них мы обеспечивали наличие проблемных ситуаций, ставящих личность перед необходимостью нравственного выбора.

Форма организации совместной деятельности способствовала обнаружению определенных личностных свойств старшеклассников, создавая тем самым необходимые условия для восприятия этих ребят другими членами группы. С целью выявления зависимостей этого явления и определения оптимальных путей руководства процессом формирования духовно-нравственных ценностей мы включали старшеклассников в ситуации, различающиеся по характеру участия в них взрослых.

Нас интересовало то, какими методами и формами пользуются чаще учителя, как при организации деятельности и диалогического общения, так и всей воспитательной работы. Исходя из исследовательских задач, в процессе наблюдения и бесед было выявлено, что в основном, в группах старшеклассников в процессе воспитания доминируют беседа, рассказ, прямое требование и на самом низком уровне находится выдвижение целей перед коллективом, создание специальных ситуаций; также обстоит дело с организацией коллективных дел, их обсуждением, организацией общения. Это позволило сделать нам выводы о том, что в реальной практике школы система методов принуждения занимает доминирующее положение по сравнению с методами убеждения. Это приводит к тому, что воспитанник в учебно-воспитательном процессе чаще всего выступает в роли объекта воздействия, а отсюда — отсутствие нравственно формирующего взаимодействия, необходимого для развития творческих сил старшеклассника, его самостоятельности как важнейшей характеристики духовно-нравственных ценностей. Поэтому в воспитательной работе мы отдавали предпочтение таким формам и методам работы, которые эффективно и целенаправленно реализовали поставленные задачи.

В решении исследовательских задач ведущим оставался антропологический подход, который предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик личности, определяющих ее сущностную природу и качественное своеобразие. С его помощью удается преодолеть понимание сущности человека как «продукта среды», когда его бытие ограничивается социально-биологическими рамками и отрицается его главная «метафизическая» составляющая - душа. Данный подход предполагал помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии собственных возможностей, отношение к воспитаннику как субъекту воспитательного взаимодействия. Наиболее продуктивной формой выступал диалог. Диалогическая сфера реализовывалась в педагогическом общении; смыслы учителя, связанные с изучаемым явлением, пересекались и взаимодействовали со смыслами ученика, в результате чего образуется общее смысловое поле. Богатство смыслов содержит культура, которая, по мнению И.Я. Лернера, должна стать единственным источником содержания образования. Культура потенциально является «полем» глубинного (пережитого) общения педагога с ребенком, поскольку образы культуры отличаются нераздельным единством чувственных и смысловых компонентов, а мир эмоциональных пережи- ваний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой. Кроме того, образы культуры в аксиологическом аспекте предстают как ценности, а образы культуры и искусства классического - как система гуманистических и духовных ценностей.

Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников

Результаты нашего экспериментального исследования свидетельствуют о том, что есть старшеклассники с несформированными духовно-нравственными ценностями. Это является одной из причин неудач духовно-нравственного воспитания, разочарования в дальнейшей учебе и выборе профессии, так как духовно-нравственные ценности, на наш взгляд, являются основным ядром, вокруг которого формируются другие ценности, в том числе ценности учебной и профессиональной деятельности.

Сравнивая распределение ценностей в начале и конце научно-исследовательской работы (приложение 8), анализируя данные исследования, следует отметить, что уровни сформированности духовно-нравственных ценностей существенно изменились в экспериментальной группе и не значительно изменились в контрольной группе. Эти изменения мы считаем позитивным результатом, так как видим, что духовно-нравственные ценности оказывают соответствующее воздействие на ценности учебной и профессиональной деятельности.

Необходимо заметить, что развитие духовно-нравственных ценностей возможно только при условии действия механизма дифференциации и интеграции. Вариативность оценок при определении значимости той или иной ценности является показателем, характеризующим психологический параметр духовно-нравственных ценностей. Если испытуемые затрудняются дать оценку или оценивают предложенные им ценности одним и тем же баллом, это свидетельствует о несформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников. О начальной стадии их развития свидетельствует употребление испытуемыми в основном только двух оценок, чаще «5» и «4». Использование старшеклассниками всех оценок пятибалльной шкалы говорит о сформированности психологического механизма дифференциации ценностей.

В конце исследования была определена статистическая достоверность эксперимента. Для этого мы использовали методы первичной и вторичной статистической обработки результатов эксперимента.

К первичным методам статистической обработки относят определение выборочной средней величины, выборочной дисперсии. Выборочное среднее значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества, выборочное среднее определяется при помощи следующей формулы:

Дисперсия как статистическая величина характеризует, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Чем больше дисперсия, тем больше отклонение или разброс данных. Выборочная выборочная дисперсия, или просто дисперсия; 2-J — это выражение означает, что для всех Хг от первого /=1 до последнего в данной выборке необходимо вычислить разности между частными и средними значениями, возвести эти разности в квадрат и просуммировать; п - количество испытуемых.

К методам вторичной статистической обработки мы отнесли: методы сравнения между собой двух или несколько элементарных статистик (средних, дисперсии и т.п.), относящихся к разным выборкам; методы установления статистических взаимосвязей между переменными, например, их корреляции, что имело место при определении ее коэффициента по Спирмену.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, использовали t-критерий Стьюдента. Его основная формула: mi и m2 - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин. пі] и т2 - в свою очередь вычисляются по следующим формулам: Шл =—L;m2= -где S-, - выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке); S2 - выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке); Пі - число частных значений переменной в первой выборке; п2 - число частных значений переменной по второй выборке. Проверим достоверность полученных данных в контрольной и экспериментальной группах на конец эксперимента. Для этого сравним соответствующие выборки ценностей (приложение 9). При сравнении выборок в контрольной и экспериментальной группах с табличными значениями получаем вероятность допустимой ошибки при проведении эксперимента равна в зависимости от значения t от 0,05 до 0,001 [131, с. 569].

Если вычисленное значение t больше или равно табличному [131, с. 569], то делают вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.

Для ответа на вопрос, удался ли эксперимент, воспользуемся статисти-кой, называемой % — критерий («хи» - квадрат критерий) [131, с. 572], который определяется по формуле: 2 V (V - Р - ) Х=2. р Г = 1 А г где Pr — частота результатов наблюдений до эксперимента; Vr - частота результатов наблюдений, сделанных после эксперимента; m — общее число групп, на которые разделились результаты. Рассчитаем %" - критерий на каждую ценность для экспериментальной группы и сравним эти значения с табличными (приложение 10).

Полученное нами значение больше соответствующего %\ % т табличного значения при вероятности допустимой ошибки меньшей, чем 0,05 [131, с. 573]. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в развитии духовно-нравственных ценностей в результате внедрения модели процесса формирования духовно-нравственных ценностей экспериментально подтвердилась.

Проведенное исследование, его результаты, а также анализ научной литературы и наблюдения позволили нам сделать отличительные характеристики, которые свойственны нравственному и духовному человеку. В таблице 4 представлены жизненные ценности нравственного и духовно-нравственного человека.

Характеристика уровней сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников

В результате исследования были определены уровни сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников: низкий (эмпирический), средний (пассивный), высокий (деятельностно-творческий); разработана шкала определения уровней.

В процессе исследования получили подтверждение гипотетические предположения о том, что: духовно-нравственные ценности как сложное интегративное образование, формирующиеся на основе нравственного сознания, глубокой эмоциональной подготовленности и участия в активной практической деятельности, регулируют деятельность старшеклассника; эффективность формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в диалогическом общении и различных видах деятельности обусловлена овладением педагогами научно-методическими основами данного процесса, их практической реализацией; активное включение старшеклассников в разнообразные виды деятельности и диалогического общения (диалог, диспут, дискуссия, заседания клубов по интересам, откровенные разговоры, читательские конференции, посещение музеев, встреча с интересными людьми, лекции-демонстрации, сочинения, чтение книг) определяет результативность процесса формирования духовно-нравственных ценностей; содействует развитию положительно 128 го отношения к учебе.

Подтвердились основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Духовно-нравственные ценности — это установки личности, являю щиеся системообразующим элементом ценностных ориентации, указываю щие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный ха рактер и ориентирующие её на достижение высших идеалов.

2. Реализация духовно-нравственных ценностей в учебно-воспита тельном процессе достигает оптимального результата, если опираться на пе дагогические условия: знания о духовно-нравственных ценностях, ценност но-ориентированные виды деятельности и диалогического общения, предпо лагающие единство личностного способа жизни и форм педагогического со трудничества. Выявленные ценности старшеклассников (уважение, доброта, доброжелательность, верность, ответственность, надежность, преданность, справедливость, порядочность, чувство чести, душевность, честность, со весть) составляют базовое ядро в структуре ценностей личности.

3. Характеристика уровней сформированности духовно-нравственных ценностей включает реальные субъективные представления старшеклассников о духовно-нравственных ценностях и социальной реальности, а также мотивацию, умения, навыки и качество выполняемых действий. Их становление происходит в контексте взаимосвязи педагогических, социально-педагогических, психолого-педагогических условий, предполагающих перевод жизненных ценностей в личностно-значимые.

4. Эффективность процесса формирования духовно-нравственных ценностей у старшеклассников зависит от: степени овладения педагогом методикой изучения и выявления уровней сформированности духовно-нравственных ценностей; овладения умениями преобразования учебного материала, источников духовно-нравственной литературы в материал для формирования духов 129 но-нравственных ценностей старшеклассников; создания благоприятного микроклимата для формирования духовно-нравственных ценностей в коллективе старшеклассников и поддержания творческой, высоконравственной атмосферы; степени развития и саморазвития личности старшеклассника, сформированное его способностей и потребности жить в условиях постоянных перемен; создания условий активной позиции старшеклассников в организации деятельности и диалогического общения.

5. Модель, характеризующая процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников, представляет собой систему психолого-педагогического взаимодействия педагога и старшеклассника и направлена на развитие значимых ценностей через деятельность и диалогическое общение, от их возникновения в сознании и чувствах до сформированности и реализации в нравственном поведении.

Выявленные тенденции в ходе проведенного исследования, разумеется, не исчерпывают всех аспектов сложной и многогранной проблемы, полученные результаты дают основание для более глубокого осмысления процесса формирования духовно-нравственных ценностей с позиции педагога, поиска новых форм и методов воспитания, способствующих формированию и развитию этих ценностей.

Похожие диссертации на Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников