Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования нравственных ценностей средствами лингвистических дисциплин 15-56
1.1. Понятие и сущность нравственных ценностей в структуре философского и педагогического знания 15
1.2. Язык как явление культуры, его место в формировании системы нравственных ценностей развивающейся личности 30
1.3. Критерии и уровни сформированное нравственных ценностей учащихся 44
Выводы 54
ГЛАВА II. Содержание и методы педагогического взаимодействия в контексте формирования системы нравственных ценностей старшеклассников 57-121
2.1. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 57
2.2. Характеристика уровня нравственной воспитанности старшеклассников 70
2.3. Пути формирования нравственных ценностей старшеклассников средствами лингвистических дисциплин 84
2.4. Ход и результаты экспериментального обучения 106
Выводы 120
Заключение 122-124
Библиографический список 125-135
Приложение
- Понятие и сущность нравственных ценностей в структуре философского и педагогического знания
- Язык как явление культуры, его место в формировании системы нравственных ценностей развивающейся личности
- Психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы
- Характеристика уровня нравственной воспитанности старшеклассников
Введение к работе
Радикальные преобразования во всех сферах функционирования современного социума, коренное переустройство экономических и социальных условий жизни ставят педагогическую мысль перед настоятельной необходимостью построения новой, личностно-ориентированной образовательной парадигмы, основанной на переориентации общественного сознания на приоритет национальных и общечеловеческих нравственно-этических ценностей и направленной на создание оптимальных условий для полноценного формирования и развития духовно-нравственного, творческого, трудового потенциала народа. В числе важнейших условий успешного решения данной проблемы - обеспечение эффективного функционирования культурно-образовательной среды для социализации учащейся молодежи. Только прогрессивная система образования, основанная на лучших отечественных традициях, на сохранении нравственных ценностей, может из поколения в поколение поддерживать широкий духовный горизонт народа и обеспечивать достойный уровень его культуры.
Известно, что система ценностей - прежде всего нравственных - имеет определяющее значение в содержании любой культуры, ибо выступает в качестве объединяющего, сплачивающего общество начала. Традиции каждого этноса характеризуются своими особенностями в ценностных подходах, что позволяет рассматривать ценностные ориентации в качестве материала, на котором формируется та или иная этническая и национальная культура.
Формирование системы ценностей теснейшим образом связано с воспитанием личности, с ее социализацией. Решающую роль в этом процессе принято отводить, как известно, семье и образовательному учреждению, но не менее важными представляются окружающая индивида общественная среда, массовая культура в целом. Однако российское общество находится в
настоящее время в состоянии глубокого духовно-нравственного кризиса,
сопровождаемого крушением общественно-духовных и нравственных
идеалов. Вследствие этого система ценностных установок, присущих
массовому сознанию, во многом деструктивна с точки зрения развития
личности. Наблюдение за поведением молодежи вызывает обоснованное
беспокойство за будущее подрастающих поколений, страны в целом. Одним
из путей, ведущих к воспитанию полноценной личности, любящей свой
народ и свою страну, заботящейся о настоящем и будущем
соотечественников, является настоятельное обращение и пристальное
внимание к опыту и средствам педагогической науки. Вот почему вопросы
формирования у молодежи системы базовых ценностей и ценностных
ориентации — прежде всего и в первую очередь нравственно-этических характеризуются высокой значимостью для современной средней
общеобразовательной школы.
Система образования и воспитания является, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из главных факторов экономического и социального прогресса общества, ибо именно она в процессе и на основе усвоения нравственно-этических ценностей национальной и общечеловеческой культур формирует моральные качества развивающейся личности, создает необходимые условия для воспитания высоконравственного гражданина, его самоопределения и самореализации.
В отечественной научной литературе проблема ценностей начала активно разрабатываться исследователями различных направлений знаний в 60-е годы XX века (С.Ф.Анисимов, Е.А.Борковская, Б.С.Братусь, Л.П.Буева, Ф.Е.Василюк, Е.И.Головаха, И.Н.Груздова, Б.И.Додонов, А.И.Донцов, О.Г.Дробницкий, В.Д.Ермоленко, Б.С.Круглов, Д.А.Леонтьев,
Н.И.Непомнящая, Д.В. Пивоваров, Е.А.Подольская, Л.В.Разживина, В.В.Столин, Е.В.Субботский, Р.Х.Шакуров, Е.В.Шорохова, В.А.Ядов и др.). Известны исследования молодежной субкультуры 70-80-х годов (В.Н.Боряз, В.А.Дмитриев, С.Н.Иконникова, А.А.Козлов, ІО.С.Колесников,
В.Т.Лисовский, М.Н.Руткевич, Ф.Р.Филиппов и др.). При этом достаточно изученными представляются вопросы возникновения, формирования закономерностей динамики нравственных ценностей в структуре личности, их места и роли в самоопределении индивида. Согласно концепциям вышеуказанных ученых, нравственные ценности как центральные личностные образования, выражают отношение человека к социалыюй действительности, определяют мотивацию его поведения. Это диктует настоятельную необходимость преобразования объективных ценностей в субъективно значимые, устойчивые ориентиры развития личности. Так, в исследованиях И.С.Батракова, М.Г.Казакиной, Г.Ы.Прозументовой, Н.К.Скворцовой, Д.А.Тонконогой, Н.К. Щенкиной и др. осуществляется глубокий анализ системы ценностей, в том числе нравственных. Однако этот анализ характеризуется, на наш взгляд, некоторой фрагментарностью, связанной с пропагандой идеального образа жизни и поведения молодежи. При этом недостаточно освещены вопросы формирования нравственных ценностей молодежи в учебном процессе, в частности - при изучении лингвистических дисциплин в старших классах общеобразовательной школы . Преподавание языковых дисциплин в школьных условиях служит серьезным подспорьем в решении вопросов развития духовного мира подлинно гуманистической личности, главными составляющими которой являются нравственно-этические свойства человека, проявляющиеся в его активной творческой деятельности. Таким образом, в поле основного внимания учителей должно быть формирование гуманистического мировоззрения учащейся молодежи, включающего прежде всего систему ее нравственных ценностей и ориентации. А реализация этого сложного, многопланового и многостороннего процесса осуществляется в первую очередь на материале родного, русского и иностранного языков, родной, русской и иноязычной речи, лучших произведений отечественной и зарубежной литературы и культуры, в каждой из которых по-своему
отражаются национальный характер, чувства и стремления, потенциальные
возможности человека, его борьба со злом и утверждение добра.
Таким образом, особый научный интерес для развития теории и практики образования и воспитания в школьных условиях представляет разработка психолого-педагогических основ коммуникативного обучения средствами речевой среды, основанная на определении ценностных ориентации развивающейся личности, а гуманистическая модель образовательного процесса предполагает центрирование личности на национальные и общечеловеческие нравственные ценности.
Неразработанность проблемы, отсутствие конкретных научно-педагогических рекомендаций по формированию у старшеклассников системы нравственных ценностей и ориентации средствами русского, родного и иностранного языков обусловливают актуальность темы настоящего диссертационного исследования.
Изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы, данные собственных практических наблюдений за ходом учебно-воспитательного процесса школы позволяют сделать вывод о существенно возросшем за последние годы научно-практическом интересе к вопросам воспитания и настоятельной необходимости формирования, укрепления и совершенствования системы нравственно-этических ценностей и ориентации современной учащейся молодежи. В связи с этим можно сделать вывод о наличии противоречии между возрастающими потребностями общества в высокообразованной, высоконравственной самоопределяющейся личности и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических основ учебно-воспитательной деятельности по формированию системы нравственных норм, ценностей и ориентации учащейся молодежи. На основании вышеизложенного сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования нравственных ценностей старшеклассников средствами лингвистических дисциплин. Решение этой
проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс обучения
старшеклассников русскому, родному и иностранному языкам.
Предметом исследовании являются психолого-педагогические условия повышения эффективности системы формирования нравственных ценностей средствами организации развивающей речевой среды при обучении старшеклассников русскому, родному и иностранному языкам.
В основу исследования положена следующая рабочая гипотеза: работа по формированию нравственных ценностей старшеклассников средствами русского, родного и иностранного языков будет более эффективной, если:
- скоординировать содержание учебно-воспитательного процесса по курсам русского, родного и иностранного языков в тесном взаимодействии с ориентацией старшеклассников на нравственные ценности;
- смоделировать в процессе организации развивающей речевой среды комплекс учебных ситуаций воспитывающего характера, направленных на формирование нравственных ценностей;
разработать систему учебно-методических материалов для обеспечения процесса формирования нравственных ценностей старших школьников в обучении русскому, родному и иностранному языкам.
Вышеизложенные меры педагогического воздействия и взаимодействия должны обеспечивать старшеклассникам, помимо предметных знаний, ознакомление с системой национальных и общечеловеческих нравственных ценностей, развивать у них способность моделирования воспитывающих ситуаций внутри культурной и межкультурной коммуникации как на уровне тематики и проблематики учебных текстов, так и в реальной жизни.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
- изучить концептуальные основы системы нравственных ценностей в структуре современного философского и психолого-педагогического знания;
проанализировать основные критерии сформированное™
нравственных ценностей учащейся молодежи и выявить уровень
нравственной воспитанности старшеклассников гуманитарных гимназий и
общеобразовательных школ Республики Северная Осетия - Алания.
- исследовать формы и методы организации развивающей речевой среды как вида ценностно-ориентационной деятельности средствами курсов русского, родного и иностранного языков;
- разработать и экспериментально проверить систему педагогического ценностно-ориентационного взаимодействия в обучении старшеклассников русскому, родному и иностранному языкам, создающую условия для аналитико-синтетической познавательной деятельности, моделирования воспитывающих ситуаций и переноса ситуаций-моделей в реальные жизненные ситуации;
организовать ценностно-ориентационную работу учителей-предметников в контексте системного подхода к преподаванию рассматриваемых дисциплин.
Методологической основой исследовании являются философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания; научные концепции о ценностях в обществе, социально-нравственном развитии личности, о социально-исторической обусловленности характера деятельности общеобразовательной школы; теория личности (Б.Г.Ананьев, К.К.Платонов, С.Р.Рубинштейн); закон гармонического развития сущностных сил старшеклассника, его интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер (Б.Т.Лихачев), положение о взаимосвязи и взаимообусловленности умственного и нравственного воспитания (В.А.Сухомлинский).
Теоретической основой исследования являются положения философии о социальной природе языка, о языке как средстве выражения и существования мышления, о единстве и взаимообусловленности языка, мышления и речи как детерминантах развития личности (Б.В.Беляев,
П.П.Блонский, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.Н.Леонтьев,
Л.В.Щерба); философские и психолого-педагогические концепции,
обосновывающие категории ценностей и ценностных ориентации,
ценностно-ориентационный подход в воспитании и обучении
(Е.В.Бондаревская, Л.С.Васильева, Л.С.Илюшин, А.В.Кирьякова,
И.Ф.Харламов и др.); положение о взаимосвязи и взаимной обусловленности
умственного и нравственного воспитания (В.А.Сухомлинский); теория
развития личности как субъекта деятельности (К.А.Абульханова-Славская,
Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн),
основополагающие государственные документы по вопросам образования и
воспитания на современном этапе развития Российской Федерации.
В процессе исследования в соответствии с его задачами использовались следующие методы: изучение и анализ философской, социологической, педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования, дидактическая интерпретация достижений этих наук с целью выявления резервов повышения эффективности нравственно-ориентационной деятельности в условиях средней общеобразовательной школы; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в контексте формирования нравственных ценностей учащейся молодежи в целом; педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, групповые и индивидуальные беседы с учащимися и учителями, тестирование, ранжирование, написание творческих работ; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, поисковый), математическая обработка полученных результатов.
Организации и этапы исследования.
Исследование проводилось в течение шести лет и включало три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе исследования (2000-2001 гг.) осуществлялось изучение и проводился анализ современного состояния проблемы в теории и практике педагогической науки. Определялся научный аппарат
исследования, разрабатывалась его программа и диагностические методики. Исследовались психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей и ориентации молодежи в условиях учебно-воспитательного процесса школы, определялся уровень их сформирован пости у старшеклассников вышеуказанных школ.
На втором этапе (2002-2003 гг.) разрабатывалась и корректировалась система педагогического ценностно-ориентационного взаимодействия при обучении старшеклассников русскому, родному и иностранному языкам, проводилась опытно-экспериментальная работа. Проверялась гипотеза исследования, моделировались психолого-педагогические условия формирования у старшеклассников определенной совокупности нравственных ценностей, внедрялись в учебно-воспитательный процесс предложенные практические рекомендации.
На третьем этапе исследования 2004-2005 гг. обрабатывались и систематизировались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги исследования, оформлялся текст диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились национальная гуманитарная гимназия № 4 г. Владикавказа, средняя общеобразовательная школа № 6 г.Беслана, средние общеобразовательные школы селений Н.Батако, Брут, Цалык Правобережного района, средней общеобразовательной школы JML» 1 селения Эльхотово Кировского района РСО-Алания.
Научная новизна исследовании заключается в том, что обоснована проблема формирования системы нравственных ценностей
старшеклассников средствами лингвистических дисциплин с позиции нравственно-ориентационного подхода в современных условиях; систематизированы возможности влияния содержания школьных курсов русского, родного и иностранного языков на процесс формирования нравственных ценностей развивающейся личности; раскрыта динамика процесса формирования системы нравственных ценностей средствами
взаимосвязанного, координированного обучения русскому, родному и
иностранному языкам в условиях общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследовании состоит в следующем: уточнена сущностная характеристика процесса формирования системы нравственных ценностей и ориентации; определена специфика развития нравственных ценностей старшеклассников средствами содержания курсов лингвистических дисциплин - русского, родного и иностранного языков; выявлены психолого-педагогические условия, влияющие на ход реализации данного процесса и определяющие его эффективность (особая форма учебно-познавательной деятельности, готовность к личностному самоопределению, активное формирование обобщенной картины мира, интенсивное развитие сознания и самосознания, определяющее влияние ценностей социальной среды); разработана и экспериментально проверена система педагогической деятельности по формированию нравственных ценностей старшеклассников в процессе обучения русскому, родному и иностранному языкам.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлены конкретные рекомендации по повышению эффективности педагогической деятельности, направленной на формирование нравственных ценностей и ориентации учащейся молодежи средствами школьных курсов русского, родного и иностранного языков; предложенные рекомендации могут быть использованы при подборе учебного материала по рассматриваемым дисциплинам, а также при разработке факультативных и элективных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения старших школьников; результаты исследования открывают реальную возможность для обеспечения гуманизации и гуманитаризации учебного процесса школы путем повышения роли лингвистических дисциплин в осуществлении нравственного воспитания личности через усиление этического аспекта содержания изучаемого материала; материалы диссертации могут найти применение в практике преподавания русского, родного и иностранного языков не только в системе средней
общеобразовательной школы РСО-Алания, но и в соответствующих
образовательных учреждениях других субъектов Российской Федерации
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается единым методологическим подходом, методологической выраженностью исходных положений диссертации, использованием комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования; оптимальной экспериментальной базой, необходимой для продуктивной апробации теоретических положений и выводов автора; качественным и количественным анализом результатов опытно-экспериментальной деятельности, достаточной репрезентативностью полученных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
- формирование системы нравственных ценностей и ориентации старшеклассников средствами курсов русского, родного и иностранного языков является необходимой составляющей общепедагогического процесса воздействия на развивающуюся личность;
- специфика нравственных ценностей современной учащейся молодежи определяется комплексом конкретных факторов и тенденций, лежащих в основе формирования жизненной позиции личности и отражающих стратегию ее жизненного выбора;
- формирование у старшеклассников определенной системы знаний в области русского, родного и иностранного языков, развитие у них умения оценивать в тексте научного, художественного или публицистического произведения его познавательный, гражданский, идейно-нравственный аспекты, способности к моделированию ситуаций, обеспечивающих ориентацию на нравственно-этические ценности, стремления к повышению своего культурного уровня, готовности опираться на полученные знания в качестве регулятора поведения составляют основные направления нравственно-ориентационной педагогической деятельности в сфере преподавания указанных дисциплин.
Апробация и внедрение результатов. Изложенные в диссертации
положения проверялись опытно-экспериментальным путем в национальной
гуманитарной гимназии № 4 г. Владикавказа, средней общеобразовательной
школе № 6 г.Беслана, средних общеобразовательных школах селений
Н.Батако, Брут, Цалык Правобережного района, средней
общеобразовательной школе № 1 селения Эльхотово Кировского района
РСО-АлаЕшя. Материалы исследования, его ход и результаты обсуждались и
были одобрены на заседаниях кафедры педагогики и психологии Северо Осетинского государственного университета, кафедры русского языка и
литературы Северо-Осетинского республиканского института повышения
квалификации работников образования, докладывались на ежегодных
научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской
работы в СОГУ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы на русском и английском языках,
представленного 159 наименованиями, и приложения.
Понятие и сущность нравственных ценностей в структуре философского и педагогического знания
В системе человеческих ценностей особое место, как известно, занимает нравственность, ибо именно данная этическая категория детерминирует поведение людей, их взаимоотношения - межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям деятельности индивида. Нравственные представления человека, складывавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь. Они закреплены в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей.
В современных условиях, характеризующихся радикальными переменами во всех сферах жизни общества, изменением его идеологии, социально-экономических отношений все больше привлекает к себе внимание процесс переоценки ценностей, многие десятилетия определявших жизнь и деятельность людей. Налицо настоятельная необходимость создания особых педагогических условий для осмысления содержания нравственных ценностей и поиска оптимальных путей их формирования у учащейся молодежи.
Охарактеризуем прежде всего суть рассматриваемого феномена в структуре современного философского и психолого-педагогического знания. Как показывает анализ исследований отечественных и зарубежных аксиологов, однозначной трактовки понятия «ценность» в науке не имеется. Однако ученые сходятся на его характеристике как ключевого понятия современной общественной мысли, используемого в философии, социологии, психологии, педагогике для обозначения предметов, явлений и процессов, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающихся в качестве эталонов должного. «Ценности - это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл» [90]. Это значение определенных объектов для человека, социальных групп, общества в целом [59, с.7 ]. Это «то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, относиться с уважением, почтением» [130, с. 107]. Ценность является «сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта» [133, с.67-81].
К нравственным ценностям, составляющим фонд абсолютов, относят комплекс социально-этических качеств, составляющих представление о личности совершенного человека. В народной педагогике это ум, доброта, трудолюбие, у античных философов - истина, добро, красота, в христианстве - вера, надежда, любовь. Эпоха Возрождения с присущей ей верой в человека как центр вселенной признает ценность личности высшей основой бытия [112, с.50].
Суть вышеприведенных определений позволяет считать, что нравственные качества характеризуются безусловной ориентированностью их носителей на то, что считается добром, и на реализацию его в опыте. Нравственные ценности, выражающиеся через деятельную совокупность добродетелей, выступают в качестве важного компонента нравственного сознания и опыта личности на протяжении всей человеческой истории. Играя важную социокультурную роль, они служат фактором регуляции поведения людей, объединяющим их в повседневной жизни и поддерживающим устойчивое существование общества. Это моральные качества, составляющие основу характера личности, определяющие нравственное сознание и диктующие правила поведения индивида в социуме, формирующие основные положения, которыми он пользуется при совершении определенных действий и поступков [1, с.235].
Становление моральных представлений, норм, принципов, регулирующих все человеческие отношения, представляет собой длительный, сложный и противоречивый процесс. От эпохи к эпохе содержание, характер представленности и степень реальности в мире культуры основных нравственных категорий претерпевают существенное изменение. Категория долга, например, классически разработанная И.Кантом, не вызывала никаких сомнений относительно своей духовной реальности, безусловно заставляющей считаться с собой и уважать себя, перевешивающей все обстоятельства эмпирической жизни [5, с.216]. Подобным образом дело обстоит и с некогда непреложной категорией чести, представлявшейся жесткой и незыблемой, не допускающей никаких иллюзий реальностью, неизмеримо в большей мере осязаемой и обязывающей, нежели любые «материальные» реальности рубля и хлеба [78, с. 92]. В качестве незыблемой этической реальности, основы человеческой нравственности выдвигалась категория совести, могущество которой являлось полнейшей очевидностью для всего «слоя людей, разделявших онтологические предпосылки подобного типа нравственного сознания» [80, с. 64]. При этом речь идет не о простом привилегированном положении определенных представлений в существующей системе нравственных ценностей, а об особом качестве бытия, выявление социально-исторической обусловленности которого еще не означает раскрытия его собственного онтологического статуса [78]. И проблема «не только в том, как объяснить процесс формирования соответствующих нравственно-психологических черт российской интеллигенции, важно понять это «бытие в стыде и совести» как реальное состояния человеческой жизни в данный момент исторического времени» [81, с.64]. Применительно ко всем упомянутым категориям безусловность нравственного веления есть, по словам С.Л.Франка, "выражение безусловности самой реальности... Явленная с последней очевидностью, эта первооснова реальности становится абсолютно непререкаемой всемогущей силой, как бы совпадая с глубочайшим существом самого нашего «я» [131, с. 142]. В качестве основы человеческой духовности в целом, ее нравственного держателя выступают, как известно, еще два тесно взаимосвязанных понятия - доброта и душевность [24, с.45], представляющие то особенное и персонифицированное, что составляет основу определенного человеческого характера, для которого специфична сердечная проникновенность во все происходящее.
Нормативные функции приведенных категорий как форм нравственного сознания не претерпели особых изменений до наших дней, однако в условиях современности налицо довольно ощутимое снижение степени духовной реальности этих высоких понятий.
Возникшая еще в античности отрасль философского знания, сконцентрировавшая и обобщившая опыт нравственного осмысления действительности, связана прежде всего с именем Аристотеля в контексте разработки великим философом категорий блага, добродетели, счастья, анализа понятий, служащих критериями нравственной оценки. Данная концептуализация нравственности, в первом приближении отобразившая действительное своеобразие этого социального феномена, была в большей или меньшей степени воспринята всей последующей этической мыслью.
Положение о том, что нравственные качества человека определяют его душевное совершенство, что нравственность практически реализуема и целиком находится во власти индивида, занимает важное место в этической теории Эпикура. «То, что зависит от нас, - заявляет философ, - не подчинено никакому господину, и за этим следует как порицание, так и противоположное ему» [88, с.212]. Данная мысль подчинена общей концепции ученого и направлена на обоснование его нравственного идеала -свободы, понимаемой философом как независимость индивида от мира и выражающейся в безмятежности и внутреннем покое, обретаемых в результате этой независимости.
Язык как явление культуры, его место в формировании системы нравственных ценностей развивающейся личности
Необходимым условием существования общества является наличие языка. Он, как известно, служит важнейшим и основным средством общения, необходимым условием как материального, так и духовного человеческого бытия. Области использования языка распространяются на все сферы социального пространства, на все формы и проявления социального бытия. Являясь ярчайшим феноменом духовной культуры, одной из форм общественного сознания, именно язык служит средством передачи социального опыта человечества: культурных традиций, норм, научных знаний и т.д.
Любая культура имеет в своей основе языковую систему, с помощью которой ее носители получают возможность вербальной коммуникации, обеспечивающей процесс приема и передачи огромной массы жизненно важной информации. Язык - это зеркало культуры, отражающее не только реальный мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, систему норм и ценностей, в первую очередь нравственных. Это кладовая культуры, ибо все знания, умения, материальные и духовные ценности, накопленные тем или иным народом, хранятся именно в языковой системе: в фольклоре, литературе и т.д. Это носитель культуры, так как с его помощью она передается из поколения в поколение. Овладевая родным языком, человек усваивает вместе с ним и обобщенный нравственный опыт предшествующих поколений. Наконец, это инструмент культуры, формирующий личность, которая именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, специфический культурный образ мира [37, с. 157].
Согласно концепции Т.Г.Грушевицкой, В.Д.Попкова, А.П.Садохина [37, с. 160], окружающий человека мир может быть представлен «в трех формах: 1) реальный мир, 2) культурная (понятийная) картина мира, 3) языковая картина мира.
Реальный мир - это объективная действительность, существующая независимо от человека, мир, окружающий его.
Культурная (понятийная) картина мира - отражение реального мира через призму понятий, сформированных в процессе познания мира человеком на основе как коллективного, так и индивидуального опыта. Эта картина специфична для каждой культуры, возникающей в определенных природных и социальных условиях, отличающих ее от других культур.
Языковая картина мира отражает реальность через культурную картину мира. Язык подчиняет себе, организует восприятие мира его носителями. Эта картина мира тесно связана с культурной картиной мира, находится в непрерывном взаимодействии с ней и восходит к реальному миру, окружающему человека» [37, с. 160]. Таким образом, именно посредством языковой системы и через нее усваиваются человеком важнейшие нравственные ценности - как национальные, так и общечеловеческие. «Что есть культура нации без того пласта, который слагают язык и литература?.. Можно ли достичь успеха, пренебрегая знанием языка как своей, так и чужой страны? На первый взгляд кажется, что ответы на эти вопросы совершенно очевидны. Однако практические исследования показывают, что понимание того, что полноценное знание языка есть немаловажная часть национального самосознания, необходимо воспитывать с детства, и проблема эта должна решаться на государственном уровне» [37, с.115].
Нравственная сторона национального сознания исторически связана с духовным наследием любого этноса. А оно в свою очередь получает отражение в величайшем творении человека - в языке. Изучение последнего, является своеобразным ключом к познанию человеческой природы, постижению культуры этноса и отраженного в ней мира его ценностей, в том числе и в первую очередь - нравственных. Развитие языковой личности и осуществляется, по справедливому утверждению Ю.Н.Караулова, за счет приобщения к духовному наследию человечества через изучаемые языки и культуру [56, с.26].
Языковое сознание, как известно, сопричастно мировоззрению, фиксирующемуся в языке в виде ментальных моделей объективной картины мира. В народном сознании четко отражаются непреложные нравственные категории, которые формировались веками и о которых можно с уверенностью сказать, что они являют собой закрепленную в соответствующем языке систему ценностей.
«Язык и культура - понятия неразделимые. Это историческая память любого народа. Мы можем с полным основанием характеризовать язык как средство трансляции культуры, как средство передачи ее на отдаленные исторические периоды, с одной оговоркой - без права на исправления» [23, с. 102]. Вот почему одним из основных факторов сохранения ценностей человечества является осмысление духовно-нравственного наследия народов, которое, «духовно освежает» современного человека, значительно обогащает его «культурную память» [73, с.З]. И реализация этого сложного процесса осуществляется именно через язык как глобальную исторически сложившуюся систему, являющуюся основой всей культуры данного народа, развивающуюся и формирующуюся только благодаря совместной деятельности общества и людей. Эволюция языка испытывает сильное влияние со стороны общественных, политических, экономических и др. изменений в стране и мире. В процессе непрерывного развития языка происходит быстрое пополнение и обновление его активного словаря. При этом необходимо иметь в виду, что основной словарь существует веками, через него осуществляется сохранение опыта прошлых столетий, на нем основано взаимопонимание между поколениями.
В данном контексте правомерно говорить о кумулятивной функции языка, состоящей в отражении, фиксации и сохранении в языковых единицах информации о постигнутой действительности. «Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нем, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры. Иными словами, по отношению к индивиду язык в его кумулятивной функции оказывается настоящим «педагогом», потому что он сообщает хранимые сведения, накопленные на протяжении длинного ряда поколений» [27, с. 18-19].
Психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы
Старший школьный возраст, или период ранней юности, представляет собой особый период в жизни индивида, вступающего, в «новую социальную ситуацию развития» [50, с.3-16]. Она характеризуется, по признанию ученых, прежде всего направленностью на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость такого выбора диктуется самой жизнью, инициируется родителями и направляется конкретным учебным заведением, в данном случае - общеобразовательной школой.
Основное значение в данный период приобретает ценностно-ориентационная активность индивида, связанная с его стремлением к автономии, с обостренным осознанием права быть самим собой. Как указывает И.С.Кон, «современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых» [61, с.154]. Существенно повышается в этом возрасте значимость для индивида таких феноменов, как дружба, неформальные, доверительные отношения со сверстниками, играющие роль своего рода испытательного «полигона», на котором «отрабатываются, апробируются, проверяются на верность стратегия и тактика будущей «взрослой» жизни» [61, с. 154].
Старшеклассник как субъект учебной деятелыюсти в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется, ибо сама учебная деятельность служит для старшеклассника средством реализации жизненных планов будущего.
У представителей рассматриваемой возрастной группы складывается особая форма учебно-познавательной деятельности, включающая элементы анализа, исследования в общем контексте уже осознанной либо осознаваемой как необходимость профессиональной направленности, личностного самоопределения. Важнейшее психологическое новообразование данного возраста - умение составлять жизненные планы и искать средства их реализации - определяет, по признанию ученых, специфику содержания учебной деятельности старшеклассника [50; 61; 90; 118 и др.]. Она сама становится средством реализации этих планов, все более явно "уходя" от положения ведущей деятелыюсти. Существенно, что если для подростка авторитеты учителя и родителей как бы уравновешиваются, дополняясь авторитетом сверстников, то для старшеклассника авторитет отдельного учителя-предметника дифференцируется от авторитета школы. Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределении старшеклассника [90; 118].
Готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентации (в том числе профессиональную ориентацию и профессиональные интересы), развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основе стремления индивида к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания. Как свидетельствуют данные социологического исследования В.М.Соколова, старшие школьники включены в общественную жизнь страны, они «моделируют все пространство корневых вопросов политической дискуссии и, по сути, все пространство представленных позиций» [113, с.240-252]. Вместе с тем ученый подчеркивает обусловленность политических и ценностных ориентации старших школьников их социальным положением, экономическим и образовательным статусом их семей [113, с.240-252].
Старшеклассник включается в новый тип ведущей деятельности, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это еще в большей степени как бы подчиняет учебную деятельность более важной цели - будущей профессионально ориентированной деятельности. Самоценность учебной деятельности подчиняется более отдаленным целям профессионального самоопределения. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем, что в наибольшей степени проявится позже, на следующей ступени образования.
Максимальной интенсивностью в старшем школьном возрасте характеризуются такие психологические свойства и высшие психические функции индивида, как восприятие, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, что делает данный период наиболее благоприятным для осуществления личностно-ориентированного процесса обучения. Центральной проблемой в это время является для формирующейся личности проблема взаимоотношения обучения, воспитания и развития, предполагающая переход получаемых знаний в отношения, а затем в конкретные приемы интеллектуальной деятельности, умения и навыки. В рассматриваемый период в сознании развивающейся личности активно формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями познаваемой действительности. Высокой продуктивностью характеризуется развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.
В числе наиболее важных психических процессов старшего школьного возраста следует указать на развитие сознания и самосознания, способствующее целенаправленному регулированию индивидом своего отношения к окружающей среде и собственной деятельности в ней. Усиливается его стремление лучше разобраться в себе, найти себя, более четко осознать свое «Я» как активное, деятельное начало. Этим и объясняется настоятельная необходимость пристального внимания к изучению и анализу психолого-педагогических аспектов формирования нравственных ориентации старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Характеристика уровня нравственной воспитанности старшеклассников
Процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания определяется учеными как развитие личности [101, с.220]. В ходе социализации индивид, как уже отмечалось, вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. По справедливому замечанию А.Н.Леонтьева, «жизненный подход к воспитанию - это такой подход к отдельным воспитательным и даже образовательным задачам, который исходит из требований к человеку: каким человек должен быть в жизни и чем он должен быть для этого вооружен, какими должны быть его знания, его мышление, чувства и т.д.» [71, с. 217]. В педагогической литературе понятие «уровень воспитанности» обычно трактуется как синонимичное понятию уровня осознания нравственных ценностей.
Изучение и анализ теоретического аспекта нравственных ценностей позволили обосновать необходимость постановки и решения рассматриваемой проблемы и определить общие тенденции ее исследования. Целенаправленные наблюдения над учебно-воспитательным процессом национальной гуманитарной гимназии № 4 г.Владикавказа, средней общеобразовательной школы № 6 г. Беслана, средних общеобразовательных школ селений Н.Батако, Брут, Цалык Правобережного района, средней общеобразовательной школы № 1 селения Эльхотово Кировского района РСО-А в аспекте преподавания лингвистических дисциплин (русского, родного и иностранного языков), изучение опыта педагогов, собственный опыт работы в качестве учителя русского языка, проведение анкетирования, бесед с учителями и учащимися, анализ тематических заданий, упражнений, творческих работ позволили собрать определенный материал, характеризующий состояние процесса реализации педагогического воздействия на формирование системы нравственных ценностей обучающихся, и на основе анализа этого материала определить фактический уровень нравственной воспитанности старшеклассников. Констатирующим экспериментом было охвачено 138 человек. В русле эксперимента было проведено анкетирование учащихся, содержание которого определялось и разрабатывалось на основе анализа концепций ученых-педагогов о критериях и уровнях нравственной воспитанности развивающейся личности рассматриваемой возрастной группы. Предлагалось, например, указать, какими нравственными качествами должен обладать современный человек. Из предложенного перечня качеств старшеклассники выбрали следующие: благородство, добросердечность, отзывчивость (96,5%), честность (89,6%), смелость и решительность (85,1%), ответственность (85,4%), чувство собственного достоинства (96,8%), искренность(83,5%), трудолюбие (78,8%). Однако на вопрос, имеются ли все эти качества у их одноклассников, знакомых, друзей, большинство респондентов ответили, что всей совокупностью этих качеств обладают лишь немногие, а для ОСНОВЕЮЙ части известных им лиц характерны лишь некоторые из указанных качеств (74,3%), 25,7% опрошенных затруднились в ответе. На вопрос о том, обладает ли сам респондент всеми вышеуказанными качествами, утвердительный ответ дали лишь 9,6% анкетируемых, характеризующиеся, на наш взгляд, завышеЕпюй самооценкой. Большинство респондеіЕтов ответили, что обладают лишь частью из выЕиеуказанных качеств (79,4%), что свидетельствует, по Еіашему мнению, об адекватЕюй, объективной самооценке. Затруднились в ответе и потому не дали его 11% учащихся.
Отвечая на вопрос «Какие отрицательные качества распространены среди Ваших сверстников?», 89,2% опрошенных учащихся указали нечестность, безответственность, лицемерие, вспыльчивость, эгоизм, лень, наглость. На вопрос «Есть ли среди Ваших друзей, знакомых, родственников и т.п. люди, к которым Вы особенно прислушиваетесь, чье мнение особенно цените, кому хотели бы в чем-то подражать?» большинство респондентов (69,4%) ответили положительно. Анализ анкет показал, что в качестве таких лиц чаще всего выступают родители, бабушки, дедушки (46,3%), за ними другие родственники, друзья или знакомые, оказывающие или оказавшие активное влияние на жизнь или судьбу опрашиваемого (23,1%). Объясняя выбор именно этих людей, старшеклассники отмечают возможность и желание чему-то учиться у них, перенимать какие-то качества и умения, манеру поведения, стиль общения и т.п., стремление с их помощью и под их влиянием совершенствовать себя. Действительно, такие люди необходимы каждому человеку, относящемуся к рассматриваемой возрастной группе, ибо для продуктивного саморазвития личности, для формирования активной жизненной позиции часто бывает нужен сильный, персонифицированный импульс извне. Однако, помимо указанных положительных ответов, имелись и отрицательные (11,4%), а 31,7% опрошенных затруднились ответить. Настораживает и то обстоятельство, что лишь 49,3% опрошенных учащихся указали, что имеют лучшего друга или подругу, которым доверяют и на которых надеются. К сожалению, часть респондентов даже пережили критические ситуации, вызванные нерешаемыми или трудно решаемыми проблемами во взаимоотношениях с родными или друзьями, в результате чего усомнились в возможности доверительных взаимоотношений с ними (28,7%).
А между тем именно такие отношения хотелось бы иметь почти всем. Только половина опрошенных, как показывает анализ, живут в атмосфере искренности и доверия в семьях, а 33,5% отметили, что не желали бы повторить отношения своих родителей. Значит, для этих учащихся родители не только не являются примером для подражания, но служат примером отрицательным. 31,3% респондентов, назвав обстановку в семье доброжелательной, в то же время отметили, что желают проводить свободное время за ее пределами. В ряде анкет указано на частые конфликты между родителями, отмечена обстановка озабоченности и даже депрессии, а порой и озлобленности. Семейные традиции, согласно представленным данным, проявляются в основном в виде застолий и значительно реже - в совместном отдыхе или совместной творческой деятельности. Предпочтительное занятие в семье - просмотр телепередач. Практически ушли из обихода такие понятия, как «семейная традиция», «семейная реликвия», «родословная».