Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Русский бисер: этапы изучения. Историография и источники 11
Глава 2. История бисерного искусства: древний мир, средневековая Европа, Русские земли 45
Глава 3. Бисер в русском искусстве второй половины XVIII - XIX в. Материал и приемы работы с ним 60
Глава 4. Типология памятников русского бисера второй половины XVIII - XIX в 88
Глава 5. Иконография сюжетных и иных композиций в русском бисере второй половины XVIII-XIX в 135
Глава 6. Бисерное искусство в жизни русского общества: культурный контекст 181
Заключение 216
Источники и литература 227
Список сокращений 248
Список иллюстраций 249
Иллюстрации 256
- Русский бисер: этапы изучения. Историография и источники
- История бисерного искусства: древний мир, средневековая Европа, Русские земли
- Бисер в русском искусстве второй половины XVIII - XIX в. Материал и приемы работы с ним
Введение к работе
Музейные фонды аккумулируют в себе богатое материальное наследие отечественной культуры. Будучи организованы в научные коллекции, эти памятники становятся ценнейшим комплексом исторических источников, позволяющих более полно представить отдельные периоды истории нашей страны. К числу таких комплексов относится и вся известная к настоящему времени совокупность изделий из бисера, созданных и бытовавших в России. Изучение указанного комплекса памятников является актуальной задачей для музееведения и для ряда смежных гуманитарных дисциплин.
Прежде всего, определим, что следует понимать под словом «бисер». Бисер - декоративный материал, популярный в художественной культуре многих народов, нашедший для себя разнообразные сферы и формы практического применения. Термин «бисер» имеет несколько устоявшихся значений. Это слово обозначает одновременно и сам исходный материал, и отдельные изделия из него, и совокупность этих изделий.
Обычно, говоря о бисере как о материале, подразумевают мелкие бусины из стекла. Для подавляющей массы памятников это справедливо. Но за тысячелетия существования бисера, его ассортимент оказался шире. Он включает в себя помимо стекла (различного состава и приемов обработки), керамические массы, металл, вещества органического происхождения. Однако в большинстве своем, бисер как материал - результат эволюции различных силикатных технологий. Помимо технологической проблемы варки самой стеклянной массы, при создании бисера приходится всегда решать и не менее сложную техническую задачу - получить требуемое количество одинаковых бусин со сквозным отверстием стандартного диаметра.
Бисер как материал для бисерной работы - это мелкие бусины с отверстием по центральной оси. Они имеют различную форму и по-разному обработанную поверхность. Чаще всего форма их тяготеет к простым геометрическим формам - шару и цилиндру диаметром от 0,4 - 0,2 см и мельче.
Бисер в широком значении этого термина - это декоративный материал, из которого создаются те или иные произведения. Бисером в собирательном смысле называется и само изделие, а также совокупность таких изделий. Таким образом, в декоративно-прикладном искусстве бисер - это художественные произведения, выполненные целиком или частично из мелких бусин-бисеринок.
Бисерное искусство - это искусство создания из бисера-материала различных изделий. Закрепившиеся в литературе наименования -«египетский бисер», «крестьянский бисер», «старообрядческий бисер» указывают на конкретный круг памятников. К той же категории относится и устойчивое, куда более расширительное обозначение «русский бисер», имеющее в виду совокупность бисерных изделий, созданных когда-либо на территории нашей страны, как один из видов национального декоративно-прикладного искусства. При этом, как будет показано ниже, для бисерного искусства в России нового и новейшего времени характерной особенностью является работа с импортным исходным материалом.
Таким образом, история появления на свет и бытования любого изделия из бисера, находящегося ныне в культурном обороте (в составе специализированных коллекций или по-прежнему в быту) состоит из нескольких этапов.
Первый этап - получение исходного материала (бисерин), что включает в себя как производство бисера, так и распространение его в рамках международной и местной торговли.
Второй этап - первоначальное бытование памятника, включающее создание предмета, декорированного этим материалом (бисерного изделия) при помощи определенных технологических приемов. К этому же этапу можно отнести и возможные изменения, внесенные в состояние бисерного изделия в процессе домузейного бытования.
Третий этап - это музейная жизнь предмета, когда положение его стабильно, а все вмешательства в его состояние строго документируются, и должны быть научно обоснованы.
Особенности бисера как материала, кроме того, позволяют использовать его неоднократно. Вопросы реставрации бисерных изделий поэтому иногда также приобретают особую остроту и актуальность при изучении как отдельных памятников, так и целых коллекций. Пожалуй, в сфере декоративно-прикладного искусства нет другого, требующего всякий раз учета всех трех этапов своего существования, комплекса памятников. Только такой подход позволяет говорить о русском бисере как о достоверном историческом источнике.
Указанные выше особенности заставляют рассматривать бисер не только в его конечной стадии музейного предмета, но и реконструировать различные этапы его домузейного бытования.
Предметом изучения в нашей диссертации стал феномен русского бисера в общем культурном контексте второй половины XVIII -XIX в.
Объектом предпринятого исследования являются коллекции изделий из бисера второй половины XVIII - XIX в., имеющие русское происхождение.
Его хронологические рамки определены спецификой объекта: именно второй половиной XVIII - XIX в. датируются комплексы предметов, составляющих сложившиеся музейные коллекции нашей страны. На это же время приходится период развития русской художественной культуры, который принято называть «веком дворянской усадьбы».
Целью исследования является комплексное изучение и характеристика русского бисера второй половины XVIII - XIX в. Мы намерены рассмотреть русский бисер не только как художественное явление, но и как элемент культурной жизни общества.
К числу основных задач диссертации относится выявление и систематизация комплекса источников, связанных как с производством бисерных изделий, так и с особенностями их бытования, что позволит определить роль и место русского бисера в отечественной культуре.
Для этого представляется необходимым определить историческую и культурную среду создания и первоначального бытования бисерных изделий. Поэтому предварительно потребуется осуществить их типологизацию и систематизацию как музейных экспонатов.
Важно проследить историю бисера на Руси в эпоху средневековья, и далее в Новое время, чтобы отметить именно вторую половину XVIII в. как начало принципиально нового этапа в эволюции русского бисерного искусства. Также важно определить верхнюю хронологическую границу этого этапа. С этой целью потребуется детально рассмотреть изменения технологических, стилистических и семантических характеристик рассматриваемых памятников. Таким образом, основное внимание в диссертации предполагается сосредоточить на изучении и систематизации памятников бисерного искусства второй половины XVIII - XIX в.
В ходе исследования необходимо выявить и учитывать характерные технические приемы создания бисерных изделий и используемый материал. Детальному рассмотрению подлежат типологические и иконографические характеристики памятников. Только такой комплексный анализ позволит выявить особенности бытования этих памятников, определить их место в истории материальной и духовной культуры разных слоев русского общества рассматриваемого периода.
Доскональное изучение русского бисера представляется возможным лишь с использованием данных различных научных дисциплин. Решить поставленные задачи можно при комплексном использовании исторических источников, что и является методологической основой исследования, которое ведется при сочетании различных форм анализа с широким историко-музееведческим подходом к материалу.
Сравнительно-типологическому анализу предполагается подвергнуть не только обширный круг вещественных памятников (прежде всего - изделий из бисера), но и данные археологии, эпиграфики, нумизматики, генеалогии и геральдики. Также мы намерены привлечь ряд нарративных и документальных источников. Для воссоздания контекста появления и бытования бисерных работ потребуется мемуарная и художественная литература рассматриваемой эпохи. Для иконографического сравнения -памятники декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Научная новизна предпринятого исследования состоит в том, что впервые, с привлечением широкого круга источников, русский бисер рассматривается как целостное социо-культурное и художественное явление.
Впервые исследование проводится на основе столь представительного в количественном отношении круга памятников, привлеченных из различных музейных коллекций. Автору данной диссертации удалось привлечь обширный вещественный материал: учтено и проработано около трех тысяч предметов, большая часть которых не была ранее вовлечена в научный обиход.
Благодаря этому появилась возможность вполне корректно систематизировать памятники русского бисера по функционально-типологическому признаку, впервые объединив их в ряд комплексов, некоторые из которых ранее вовсе не рассматривались исследователями бисерного искусства.
Аналогичным образом классифицируется и вся совокупность иконографических тем и сюжетов русского бисера (при этом многие из них ранее не были выявлены и не анализировались).
Также впервые предлагается выявление целых групп памятников, объединяемых по технико-технологическим и художественно-стилистическими признакам.
В контексте решения отдельных вопросов истории, типологии и иконографии русского бисера в диссертации впервые рассмотрены такие аспекты данной проблематики, как социальная принадлежность авторов подписных работ, анализ и атрибуция отдельных памятников особой художественной значимости и исторической информативности.
Кроме того, широко привлекаются в комплексе ранее не использовавшиеся при изучении бисера нарративные и документальные источники, а также данные археологии, эпиграфики, нумизматики, генеалогии и геральдики.
Ранее не делалось попыток детально проследить историю русского бисера до периода второй половины XVIII, а также четко определить принципиальные изменения, которые это художественное и культурное явление претерпело во второй половине XIX в.
Автором диссертации привлечены труды зарубежных исследователей по истории бисерного искусства в целом, а также отдельных западноевропейских стран, подавляющее большинство которых прежде при изучении русского бисера не использовалось. Общий список литературы, которым снабжена диссертация, представляет собой наиболее полную на сегодняшний день библиографию по бисеру. Он может пригодиться музейным и библиотечным работникам в их практической деятельности. Этот список литературы удобно использовать при создании учебных курсов для повышения квалификации музейных хранителей и экспозиционеров.
Практическое значение диссертации предполагается также в создании системы атрибуции памятников бисерного искусства. Каталогизация памятников музейных собраний, в свою очередь, представляется необходимой не только для текущей практической и научной работы музейных сотрудников, но и для объективизации теоретических исследований в различных областях гуманитарных знаний. Системное изучение русских бисерных работ второй половины XVIII - середины XIX в. облегчит атрибуцию как отдельных памятников, так и целых коллекций, обладающих разной степенью репрезентативности.
Структура диссертации проистекает из поэтапной последовательной работы по избранной нами теме. Первая глава носит историографический характер. В ней же дается характеристика источников исследования. Во второй главе говорится о глубоких исторических корнях бисерного искусства в России. В третьей - приводятся систематизированные данные об используемых в русском бисерном искусстве второй половины XVIII - XIX в. материалах и приемах работы с ними. Четвертая глава посвящена систематизации памятников русского бисера по типологическому признаку. В пятой главе анализируется иконография бисерных работ. В шестой главе дается характеристика всего комплекса художественных изделий данного вида, периода расцвета бисерного искусства в России, то есть второй половины XVIII - XIX в., в контексте отечественной культуры того периода. В Заключении приводятся основные выводы исследования. Диссертацию дополняет альбом иллюстраций.
Русский бисер: этапы изучения. Историография и источники
Бисер на протяжении столетий являлся объектом устойчивого внимания западноевропейского и русского общества в его повседневной жизни, что не могло не найти отражения в упоминаниях о нем в мемуарной и художественной литературе. У исследователей интерес к бисеру возник довольно поздно.
Первые исследования, где бисерное рукоделие было выделено как самостоятельная разновидность прикладного искусства появились лишь в начале XX в. До того момента вся литература, где упоминался бисер и описывались приемы работы с ним, а также давались сведения о нем рекламного или статистического характера, не претендовала на исследование бисерного рукоделия как художественного явления. Термином «бисер» обозначался тогда сам исходный материал, требовавший соблюдения определенной технологии при практической работе с ним. Вопрос о национальных особенностях бисерного искусства вообще не ставился.
Нам представляется, что невозможно дать верную картину развития русского бисера без учета важных базовых положений, касающихся бисерного искусства вообще. Кроме того, знакомство с исследованиями, посвященными истории бисерного искусства второй половины XVIII - XIX в. в других европейских странах, позволит точнее определить специфику русского бисера. В историографическом обзоре особое внимание приходится уделить двум ключевым сюжетам: 1) введению самой темы «бисерное искусство» в научный оборот и эволюции подхода к ней в различных национальных научных школах (естественно, максимально подробно анализируется ситуация на сей счет в отечественной науке); 2) нынешнему состоянию изучения конкретно русского бисера второй половины XVIII - XIX в.
Имеющуюся на сегодняшней день литературу по теме диссертации можно разделить на несколько групп: 1) руководства по приемам работы с бисером; 2) специальные исследования по вопросам химии силикатов и практическим вопросам стеклоделия, металлообработки, а также химико-техническим вопросам реставрации соответствующих памятников; 3) литература, содержащая данные по экономической статистике и международной торговле применительно к бисерному материалу; 4) труды, где анализируются бисерные изделия (как современной им работы, так и старинные) в качестве художественных, исторических или этнографических памятников.
Для нас наиболее важны исследования последней группы. Но и публикации трех предшествующих групп не следует игнорировать в ходе изучении бисерных памятников, при всей специфичности такой литературы.
Первым о бисере как о разновидности прикладного искусства написал историк худож ественного стеклоделия Густав Пазаурек1. Он первым выделил бисер как самостоятельный объект научного исследования. В книгах этого автора впервые представлен и исторический очерк истории бисерного искусства.
Давая широкий исторический очерк, Пазаурек показал, что наивысший интерес к бисерному творчеству в Европе был проявлен в конце XVIII - первой половине XIX в. Отдавая должное разнообразию исходного материала, поставляемого главным образом богемскими заводами, исследователь с сожалением отметил однообразие немецких и австрийских бисерных изделий той эпохи2.
Как нам представляется, работы Пазаурека оказали определяющее методологическое влияние на последователей: в зарубежной литературе бисер с той поры рассматривается в первую очередь как разновидность художественного стеклоделия. В музейных, выставочных и аукционных каталогах Германии и Америки бисерные изделия включаются обычно в раздел "Стекло".
Новый этап в зарубежной историографии бисера начался, по нашему мнению, с выходом монографии немецкой исследовательницы Эдит Хольм4. В этом капитальном труде бисер уже не рассматривается исключительно в неразрывной связи со стеклоделием. Наоборот, исследовательница подчеркивает его самоценность.
Богато иллюстрированная книга Э.Хольм знакомит со многими образцами изделий из различных музейных собраний Европы и Америки. На сегодняшний день это наиболее полная и подробная история бисерного дела в Европе (главным образом, в Германии и прилегающих к ней областях). К сожалению, в книге отсутствует информация о русском бисере. Упоминаются лишь эскизы известного русского художника В.И.Кандинского, созданные в период его жизни вне России, по которым были изготовлены бисерные сумочки, ныне хранящиеся в одном из мюнхенских частных собраний (в книге помещены их изображения).
История бисерного искусства: древний мир, средневековая Европа, Русские земли
Объектом исследования в данной работе русский бисер второй половины XVIII - XIX в. стал прежде всего потому, что именно такие памятники оказались ныне наиболее полно представлены в музейных собраниях. Заметное количественное преобладаение в коллекциях само по себе - факт, позволяющий делать определенные выводы, но обоснованность последних может быть установлена только на фоне общей картины развития бисерного дела. Поэтому нельзя не учитывать данные о глубоких корнях бисерного дела в русской средневековой культуре, куда оно пришло из более древних центров цивилизаций. Только такая дальняя ретроспектива позволит уверенно рассматривать русский бисер второй половины XVIII -XIX в. не как инновационное явление, определяемое исключительно в рамках музееведения, а как глубинный феномен отечественной культуры, сыгравший поэтому заметную роль в жизни современников и потомков.
История бисера как материала неотделима поначалу от истории стеклоделия в целом. В зависимости от степени развитости стекольного производства для его создания использовались более или менее сложные составы стекломассы и различные приемы изготовления бусин. В настоящее время археологами накоплен обширный материал по этой теме1. Бисер и бусы - обычно первая или одна из первых разновидностей художественного стекла при становлении любого стеклоделательного производства. Поэтому их производство отмечено во всех известных центрах художественного стеклоделия. Но кажущаяся легкость этого производства довольно обманчива: ведь на практике, как показывают факты, требовалось не менее ста лет, чтобы качество бисера достигло достаточно высокого уровня.
Принято считать, что история стеклоделия началась в середине II тыс. до н.э. Возникло оно в Египте и Месопотамии. Самой первой продукцией древних стеклоделов были, естественно, бусы. И какое-то время этот материал в ассортименте стеклянных изделий преобладает3. Производство бусин для декоративных целей сразу же потребовало развития цветного стеклоделия. Первые бусины из стекла синего, бирюзового, желтого, красного, белого и черного стекла употреблялись преимущественно на месте. Они еще не имели распространения за пределами ареала их производства, т.е. области древневосточных цивилизаций.
Первая цивилизация, где можно проследить длительный процесс развития самобытного бисерного искусства, был Древний Египет. Там цветное стекло в форме кусочков смальты (непрозрачной массы) и бус служили заменой природных материалов. Бисерины синего, голубого, сине-зеленого и коричнево-красного цветов, близких по цвету и прозрачности соответственно лазуриту, бирюзе и сердолику, включались в декоративные композиции взамен перечисленных самоцветов или наравне с ними. Это были и целиком стеклянные бусины, и керамические, покрытые цветными смальтами (непрозрачным стеклом). Из таких сортов бисера изготовляли много различных украшений5.
В более поздние эпохи стеклянный бисер для украшения нарядной одежды и парадного убранства производился в древней Финикии, в античном Средиземноморье. Но главным экспортером стекла оставалась до времен Римской империи (I в. до н.э. - IV в. н.э.) Александрия Египетская. В античном мире цветные пестрые бусы и были известны под названием «египетских»6. В то же время, греческий остров Родос также по традиции почитается как крупнейший в античное время центр производства бисера7. Осуществлялось производство бисера и в восточных государствах, позднее вошедших в ареал исламского мира.
Уже тогда ассортимент бисера был весьма обширен, включая в себя литые и дутые бусины различных цветов, в том числе белого. Особенно изумляют своей красотой многоцветные бусины, узорные разводы различных цветов на которых напоминают «глазки», «перья», петли и другие сложные завитки. К этому времени ценились бусины и глухого стекла, и прозрачного, и выполненные в комбинированной технике.
Отметим, что цветному бисеру первоначально нашлось применение в самых простых техниках: плетении, низании, вышивке, инкрустации. Возникнув в древности, эти техники уже никогда не забывались.
В VIII - VII вв. до н.э. бисер, как составляющая стеклянного ассортимента, стал известен на Кавказе, в Северном Причерноморье, в Западной Европе, на Британских островах8.
Византия унаследовала от античности и стекольные мастерские, на несколько веков став главным экспортером цветного стеклянного материала по всему миру. Император Константин Великий перевез из Рима в свою новую столицу, Константинополь, лучших стекольных мастеров и обеспечил их заказами.
С падением Византийской империи лидером производства бисера стала Венецианская республика. В лагуне Венецианского залива, на острове Мурано с тех пор и доныне существует стекольное производство.Уже в XIII в. в цехе стекольщиков Республики св. Марка выделилась специальность мастеров, делавших исключительно бисер, бусы и пуговицы10. Именно они создавали всемирно известный мелкий бисер, который смог приобрести славу соизмеримую со славой древнего и эллинистического египетского. Венецианский бисер был известен не только по всей Европе, но и в передней Азии, Северной Африке.
В Древней Руси цветное стекло было такой же ценной редкостью, как и везде в Европе. Византия, которая со времени принятия русскими христианства, оказывала, естественно, наибольшее внешнее влияние на становление культуры Руси, пыталась удержать секреты производства стекла, как и многих других высокотехнологичных производств. Экспорт готовой продукции, наоборот, поддерживался. В первую очередь, дорогие византийские изделия удовлетворяли потребности церкви и светских владык.
Бисер в русском искусстве второй половины XVIII - XIX в. Материал и приемы работы с ним
При отборе бисера для художественной работы с ним непременно принимаются во внимание следующие факторы: сорт самого бисера (размер, форма); материал (стекло, металл и т.д.); цвет (для стеклянного - степень прозрачности). В зависимости от имеющегося набора бисера, а также размера и формы планируемой работы, выбирается и технология, которая, в свою очередь, определенный набор инструментов и ряд дополнительных материалов и приспособлений. Кроме того, для завершения работы нередко требуются дополнительные детали: замки, обоймы, рамки и т.д.
Совокупность перечисленных факторов определяют технологическую характеристику любой бисерной работы, и столь же важны при ее анализе, как типология и иконография1 Следует отметить, что до сих пор в большинстве случаев этот аспект возможного изучения бисерных изделий остается вне сферы внимания многих специалистов, а тем более - широкой публики2. Особенное значение приобретают вопросы технологии при изучении русского бисера второй половины XVIII - XIX в. Тем более это важно в музейной практике, когда исследователь имеет возможность изучать непосредственно бисерный артефакт.
Прежде всего необходимо выяснить, какие именно возможности при выборе материала для своей работы имели русские рукодельницы во второй половине XVIII - XIX в. История русского стеклоделия этого периода достаточно хорошо изучена и свидетельствует, что сколь-нибудь заметного производства бисера в России не было .
Единственное исключение - фабрика М.В.Ломоносова4. Она была основана в 1753 г. в с. Усть-Рудица Копорского у. Санкт-Петербургской губ. специально для производства смальт, бисера и стекляруса. Как известно, химия силикатов была для знаменитого ученого одним из приоритетных направлений: им было поставлено более двух тысяч опытов, в результате чего ученый составил рецептуру различных цветных стекол. Инструменты для фабрики по чертежам владельца изготавливали мастера инструментальных мастерских Академии Наук. Фабрика производила свою продукцию с 1756 по 1768 гг. Особенно удался М.В.Ломоносову стеклярус, его качество оценивалось выше европейского. Но мелкий бисер достаточно высокого качества получился лишь в 1760 г.,5 Сводных данных по количеству произведенной на фабрике продукции, к сожалению, не имеется (оказалась утраченной документация), но известно, что до закрытия фабрики вся ее продукция шла на надобности Дворцового ведомства, а остатки, оказавшиеся на момент закрытия были вывезены в Гостиный двор для распродажи.
Продукция фабрики М.В.Ломоносова оставила в русском бисерном искусстве яркий, однако достаточно узкий след.
Потребности российского рынка в бисере были слишком велики, для того, чтобы их могло удовлетворить одно-единственное производство. Об этом свидетельствуют даже выборочные сведения по импорту: по данным Коммерц-коллегии через Санкт-Петербургский пор было ввезено 1748 г. - 472 пуда 25 фунтов бисера и 2 пуда 28 фунтов стекляруса; 1749 г. - 1801 пуд 19 фунтов бисера и 7 пудов стекляруса; 1750 г. - 2123 пуда 38 фунтов бисера и 4 пуда 6 фунтов стекляруса.6 Другими словами, только через один таможенный пункт в течение трех лет в Россию было ввезено более 72 тонн стеклянного материала! Таким образом, любительницы работать с бисером в России, так же как и подавляющее большинство их иностранных современниц в рассматриваемый период вынуждены были использовать по преимуществу импортный материал. Поэтому нам важно иметь хотя бы общее представление об объемах и других особенностях бисероделательных европейских фабрик и особенностях торговли им.
Поскольку, говоря о бисере, чаще всего подразумевают его самые популярные стеклянные разновидности, то первое место в XVIII в. еще несомненно принадлежало Италии7. Уже в середине XVII в. там вновь (после некоторого переыва, последовавшего вслед за пятивековым периодом лидерства Венеции в этой отрасли производства) происходит оживление производства бисера. Процесс этот идет неравномерно: традиционные центры переживают трудности (Венеция на время теряет позиции: в 1606 г. там насчитывалась 251 мастерская, а в 1764 г. их лишь 22)8; возникают новые центры и производства (еще в 1649 г. в Ампеццо начал бисерное дело Джованни Менердо, в 1754 г. во Флоренции -Антонио Вистози)9. В Италии не только расширяется список производственных центров, но, главное, не прекращаются и поиски новых бисероделательных технологий, создаются ранее неизвестные сорта бисера: в конце XVIII в. в Венеции появился бисер с металлическими включениями (его изобретателями считаются братья Бертолини и Витторе Местре)10.
Примерно в это же время возникает новый европейских центр производства стеклянного бисера - в Вене. Первый опыт был предпринят там венецианцем Пьетро де Веторе под покровительством императора Леопольда I. Производят стеклянный бисер и во Франции (в области Юры). Продолжается производство бисера в Нюрнберге (первое упоминание в 1452 г), а в начале XVIII в. возникает новый центр в немецких землях: в Тюрингии начинается выпуск особого сорта бисера - дутого11 В литературе также встречаются упоминания, что в начале XVIII в. бисер производили в Лотарингии, а также и иных областях Западной Европы12. Однако, видимо, все эти производства в то время еще не могли конкурировать с итальянским на международном рынке, обслуживая, главным образом, местные потребности.