Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-мемориальные музеи в духовной жизни России (на материалах Санкт-Петербурга) Бутиков, Георгий Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бутиков, Георгий Петрович. Историко-мемориальные музеи в духовной жизни России (на материалах Санкт-Петербурга) : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.03.- Санкт-Петербург, 1997.- 45 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Духовная жизнь страны, региона, города, любой среды обитания человека предопределяется широкой совокупностью объективных и субъективных факторов - от развитости инфраструктуры социально-культурной сферы и уровня гражданских свобод до степени активности общественных объединений, культурных движений или религиозных конфессий. Существенное место среди них принадлежит музеям, принимающим на себя сохранение исторической памяти, пропаганду национально-культурных традиций, нравственно-эстетическое воспитание разных групп населения. Особую роль в обеспечении духовной преемственности поколений играют историко-мемориальные музеи, призванные отразить колорит эпохи, превратить документы истории и образцы культурной деятельности в средство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, помогающего людям, вступающим в третье тысячелетие, постигать непреходящие ценности человечества.

Мемориалы Московского и Новгородского кремлей.Куликова поля, Поклонной горы, Мамаева кургана, Царского Села, Пушкинских Гор, Ясной Поляны; сотни музеев, отражающих выдающиеся события в истории России и жизнь ее замечательных людей, - это не только дань прошлому, это центры духовной жизни страны, способные внести неоценимый вклад в возрождение и дальнейшее развитие отечественной культуры. Примером этому может служить Санкт-Петербург, где историко-мемориальные музеи Петра I, А.В.Суворова, Чесменской Победы, обороны и блокады Ленинграда, мемориальные музеи М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, В.В.Докучаева, А.С.Попова, И.П.Павлова, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Т.Г.Шевченко, Ф.М.Достоевского, А.А .Блока, А.А.Ахматовой, Ы.М.Зощенко, Н.А.Римско-го-Корсакова, Ф.И.Шаляпина, И.Е.Репина и других выдающихся деятелей науки и культуры стали неотъемлемой частью духовной жизни города, наглядно отражают замечательные страницы его истории, ведут разностороннюю работу по пропаганде достижений мировой и отечественной культуры, историко-патриотическому воспитанию молодежи, стимулируют социально-культурную активность горожан.

Важнейшая особенность историко-мемориальных музеев проявляется в том, что они сохраняют и воскрешают подлинные вещественные и личностные факторы истории и культуры. Каждый элемент такого музея - это достояние отечества, его духовная ценность, способная в самой сложной социальной ситуации реализовывать свой культуросозидающий потенциал. Наглядное подтверждение этому - музеи культового искусства.

Глубочайшее противоречие в развитии культуры в бывшем Советском Союзе выражалось в ее односторонности и политизированности. Вкладывая огромные силы и средства в народное образование, самодеятельное художественное творчество, поощрение деятелей искусства, художественно-эстетическое воспитание детей, в создание имидж; процветания культуры, государство в то же время предопределяло границы культурной самодеятельности, диктовало ее содержание и формы, не допускало проникновения в нее чуждых господствующей идеологии веяний. Несколько поколений россиян, лишенных возможности ознакомиться с Библией, не могли в полной мере воспринимать в Эрмитаже и Третьяковке творения великих живописцев, отражающих сюжеты христианства; в полной мере увидеть многообразие современной художественной культуры; по сути, были оторваны от многих достижений мировой цивилизации. Музеи же культового искусства в силу своей специфики в самые тяжелые годы идеологических запрето; и фанатичного атеизма собирали, сохраняли, реставрировали и экспонировали произведения культового искусства, которые соединяли в себе художественно-информационную и мемориальную ценность. Удовле-воряя потребности современников в осмыслении духовного мира разны эпох и органично вписавшись в современную культуру, они приняли ні себя обеспечение преемственности культурно-исторического развития, нравственно-эстетического воспитания вступающих в жизнь поколений Будучи детерминированными определенной религией, культовые истори-ко-мемориальные музеи поднимали искусство определенной конфессии до уровня общечеловеческой значимости, оказывали активное нравственно-эстетическое влияние как на представителей разных вероисповеданий, так и на атеистов.

В силу своей природы мемориальные музеи способны играть большую роль в историко-эстетическом просвещении и вовлечении людей в мир культуры. Однако эффективность их деятельности находится в прямой зависимости от умения реализовать свой духовный потенциал, превратить каждый экспонат из "вещи в себе" в "вещь для нас", стать реальной культуросозидающей силой. Как свидетельствует практика, уровень работы историко-мемориальных музеев существенно отстает от заложенных в них объективных возможностей из-за недостаточной защищенности со стороны государства; отсутствия правовых актов, предопределяющих гарантия их дальнейшего существования; научной неразработанности принципов отбора, хранения, реставрации

и экспонирования мемориальных ценностей, их активного включения в социально-культурнуп жизнь. Все »то выдвигает новые задачи перед современней культурологией и, в частности, перед музееведением.

Сложившееся противоречие между объективными возможностями историко-мемориальных музеев и реальным уровнем их использования породило проблему, разрешение которой обусловило целесообразность и необходимость осуществления теоретико-эмпирического исследования, цель которого - с позиций современного музееведения раскрыть механизм реализации культуросозидающих функций историко-мемориальных музеев, поднимающих их на уровень центров духовной жизни общества.

Из этой цели вытекали задачи:

  1. Определить роль и место мемориальных музеев в сохранении исторической памяти и пропаганде национально-культурных традиций.

  2. На примере Санкт-Петербурга показать объективные возможности историко-мемориальных музеев в реализации системы нравственно-эстетического и историко-патриотического воспитания разных групп населения.

  3. Раскрыть пути и средства превращения историко-мемориальных музеев в центры духовной жизни.

  4. Выявить организационно-методические условия обеспечения эффективности социально-культурной деятельности мемориальных музеев.

  5. Обосновать основные направления совершенствования правового, социально-экономического и информационно-методического обеспечения функционирования и дальнейшего развития историко-мемориальных музеев России.

Объект исследования: Историко-мемориальные музеи России.

Предмет исследования: Процесс реализации культуросозидающих функций историко-мемориальных музеев.

Базы опытно-экспериментального исследования:

Музей-памятник "Сампсониевский собор";

Мемориальный музей "Исаакиевский собор";

Музей-памятник "Спас на крови".

Базы сравнительного исследования: Санкт-Петербургские мемориальные музеи А.В.Суворова, И.П.Павлова, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, А.А .Блока, А.А.Ахматовой, Н.А.Римского-Корсако-ва, Ф.И.Шаляпина, И.Е.Репина.

Источниковедческую базу исследования составили документы:

Российского Государственного исторического архива Российской Федерации;

Российского Государственного архива литературы и искусства;

Научно-библиографического архива Российской Академии художеств;

Российского Государственного Архива Военно-Морского Флота;

Архива Государственного музея истории Санкт-Петербурга;

Архива Государственного музея "Исаакиевский собор";

Отдела рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки.

Степень научной разработанности проблемы. Культурология - новая область науки и социальной практики. Она переживает ныне сложный этап становления методологии и методики исследования историко-культурных процессов и явлений, обретения своего места в системе гуманитарного знания, определения взаимосвязей со смежными дисциплинами, разработки своего исходного категориально-понятийного аппарата. Выявляя истоки и генезис развития культуры; анализируя историю создания, освоения, сохранения и распространения материальных и духовных ценностей; изучая механизмы становления, функционирования и взаимовлияния различных цивилизаций; постигая технологию передачи из поколения в поколение социально-культурного опыта, определяя возможности решения этих задач, в частности, средствами музейной деятельности, культурология сталкивается со многими "белыми пятнами", стиранием культурной памяти, нарушением преемственности историко-культурных процессов. Но в то же время она может оперетьс; на данные всеобщей истории, археологии, этнологии, истории искусст; историографии, источниковедения. Она может развиваться благодаря достижениям философии, искусствознания, семиотики, С0ЦИОЛИНГВИСТИКІ религиоведения, широкого спектра наук, составляющих современное че-ловекознание.

Существенный вклад в утверждение культурологии как интегральнс науки о культуре внесли М.М.Ьахтин, Э.В.Ильенков, А.Ф.Лосев, B.C. Библер, Д.С.Лихачев, Ю.МЛотман, Г.С.Ватищев, М.К.Мамардашвили, В.М.Межуев. В 1945 году Лесли Уайт обосновал сущность понятия "культурология", которое ныне принято наукой, активно осуществляющей исследования как общих закономерностей развития этого направления гуманитарного знания, так и различных его областей. В последние годы с интересом встречены публикации М.А.Ариарского, А.И.Ар-

нольдова, С.Н.Артановского, А.О.Запесоцкого, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, А.И.Новикова, А.П.Маркова, Э.В.Сокадова, В.А.Щученко, Ю.У.Фохт-Бабушкина, раскрывающие роль культурологии в системе наук и механизм вовлечения человека в мир культуры.

Значительную роль в развитии культурологии сыграли исследования, связанные с культовый искусством. Ценности истории и культуры, отраженные в российском культовой искусстве, были предметом разностороннего анализа А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, Н.Я .Данилевского, Л.П.Карсавина, И.А.Ильина, Е.Н.Трубецкого, Г.ПІФедотова и других теоретиков славянофильства, соединивших в нем историческое, религиозное и этическое направления культурфилософской рефлексии. Своеобразие истории становления отечественной культуры, ее саыобыт - ностьи в то же время органичная связь с общечеловеческими, в первую очередь христианскими ценностями привлекло внимание В.С.Соловьева, В.В.Розанова, П.А.Флоренского, К.Н.1еонтьева, В.В.Зень-ковского, Э.Л.Радлова, Г.Ф.Флоровского. Раскрытию значимости культового искусства как средства отражения истории и культуры человечества на примере европейского средневековья были посвящены оригинальные исследования С.САверищева, Ц.М.Бахтина, А.Я.Гуре-вича, Й.Хейзинга, К.Ясперса.

Проблемы культового искусства нашли свое отражение в сочинениях Н.В.Гоголя, Ф.Ы.Достоевского, В.Н.Вернадского, Ы.Ы.Пришвина, Н.К.Рериха, Л.Н.Гумилева, А.М.Панченко. Особое.ыесто в истории русской культуры занимают труды Н.Ф.Федорова, раскрывающие сущность музея как центра научно-просветительской деятельности.

В публикациях 80-90-х годов (В.ВЛржанухин, Л.П.Воронкова, Н.С.Гордиенко, А.Ф.Замалеев, В.А.Зоц, А.Н.Ипатов, ІІ.П.Мчедлов, М.И.Одинцов, Л.П.Полякова, В.В.Сапроненко, В.П.Сидоров и др.) убедительно показано, что тысячелетняя история российской государ- . ственности органично связана с Православием, которое в немалой степени предопределило нравственное состояние общества и его духовное развитие. Одной из форм интегрированного выражения сути и природы Православия стало культовое искусство, которое раскрывает непреходящие ценности христианства, формирует эстетические чувства и сознание, из поколения в поколение передает эстафету духовности, братского единства и добра.

Начиная с 1727 года, когда появилась первая; серьезная научная публикация К.Найкеля и И.Канольда о природе музея,в мировом

музееведении опубликован широкий ряд монографий, каталогов, путеводителей, методических и учебных пособий, которые разносторонне освещают сложный процесс становления музейного дела и, в частности, принципов организации и функционирования историко-мемориаль-ных музеев. Наибольший интерес среди них для предмета нашего иссле дования представляют публикации Д.Мерри, Х.Закса, А.Уиттлин, Ф.Тейлора, Ф.Клемма, З.Алексашіера, А.Бедини, К.Шрайнера, Дж.Льюиса, З.Странского, И.Неуступного, Й.Б'енеша, И.Яна. В российском музееведении в этом плане особо следует отметить работы М.Х.Алеш-ковского, К.П.Белавской, Г.В.Веленбахова, С.С.Гейченко, М.Б.Гнез-довского, А.И.Голышева, В.Ю.Дукельского, И.З.Заболотной, А.Б.Закс, Н.З.Крейн, К.Г.Левыкина, Н.П.Лощинина, Г.М.Малицкого, С.А.Овсянниковой, С.В.Ольденбурга, И.А.Орбели, Б.Б.Пиотровского, Ю.П.Пищулина Д.А.Равикович, Н.М.Разгона, В.И.Ревякина, Т.В.Станюкович, Д.И.Твер-ской, Ф.И.Шмит. Принципиальное значение для дальнейшего развития музейного дела имеет нашедший отражение в печати конструктивный опыт практической деятельности таких руководителей музеев России, как А.И.Аксенова, В.И.Аникович, И.А.Антонова, И.В.Дубов, С.М.Некрасов, М.Е.Пиотровский, И.А.Родимцева, И.В.Шахалова, А.И.Шкурко, которые в сложных социально-экономических условиях демонстрируют способность не только сохранять, но и обогащать лучшие традиции успешного использования музейных экспозиций в нравственно-эстетическом воспитании разных групп населения.

Вместе с тем ряд существенно важных аспектов, связанных с эффективной реализацией культуротворческого потенциала историко-мемо-риальных музеев, не нашли необходимого освещения ни в теории, ни н; практике. И это заставило обратиться к проблеме настоящего исследования, исходная гипотеза которого исходила из того, что преодоление противоречия между высочайшей духовностью многовековых российских культурных традиций, между исторически сформированными ценностями культуры, интегрированными, в частности, в историко-ме-мориальных музеях, и их недостаточной востребовательностью, предопределенной сложившимися в современном обществе деформированными ориентациями, породившими психологию потребительства, девальвацию идеи созидательного труда и служения отечеству, и приведшие к разрушению культурной преемственности, важна при условии всестороннего осознания самобытности российской культуры и ее исторической роли в развитии мировой цивилизации. Это требует в дополне

ниє к существующей системе нравственно-эстетического воспитания средствами музейных экспозиций:

- разработать государственную программу использования мемори
альных ценностей истории и культуры как факторов сохранения и
передачи из поколения в поколение исторической памяти и культур
ного наследия, как средства осознания прошлого в настоящем;

- расширить функции историко-мемориальных музеев, обеспечив повышение эффективности их деятельности посредством превращения в общественно-культурные центры, где наряду с эпизодическими экскурсиями осуществляется система историко-культурного просвещения и вовлечения разных групп населения в социально-культурное творчество, проводятся праздники и иные крупные социальные акции, связанные с этапными событиями в отечественной истории и культуре;

- объединить усилия государства, общественности и отдельных
граждан в решении единых задач сохранения традиций и мемориальных
ценностей российской культуры, придающих ей характер целостности

и самобытности; в создании благоприятных условий обеспечения культурной преемственности поколений.

Методологической основой исследования являлся системный анализ культурно-исторических явлений и процессов. Исследование исходило из принятой в современной культурологии (С.Н.Иконникова, М.С.Каган, В.Т.Дуляев, Э.В.Соколов и др.) концепции, основанной на том, что в центре исторических, экономических, духовных и любых иных процессов всегда остается человек и закономерности его жизнедеятельности и развития. Это системообразующее начало предопределило и восприятие духовных ценностей России, интегрированных в историко-мемориальных музеях.

Основу исследования детерминировали принципы историзма; взаимосвязи экономических, политических и социально-культурных явлений и процессов; единства исторического и логического в анализе изучаемой проблемы.

Исследование носило междисциплинарный характер, строилось на основе изучения данных истории, философии, искусствознания, музееведения, религиоведения и ряда других наук. Однако обращение к человеку как создателю ценностей искусства, к человеку как высшей ценности,' отраженной в этом искусстве, и к человеку как объекту, на который ориентирована музейная экспозиция, позволило подняться до уровня интеграции перечисленных выше компонентов, увидеть орга-

ничную взаимосвязь и единство всех этих аспектов. Существенную роль в исследовании сыграла гуманистическая концепция общественного развития В.И.Вернадского, П.Тейяр де Шардена, Н.К.Рериха, А.Швейцера; символическая концепция культуры К Леви-Строса, М.М.Бахтина, А.$.Лосева и Ю.МЛотмана.

Методология исследования исходила из того, что культурное наследие, отражающее ценности разных стадий развития цивилизаций , представляет собой компонент и обязательное условие социально-экономического и духовного развития общества. При этом включение мемориальных ценностей в современную культуру правомерно рассматривать как существенный фактор непрерывности и преемственности социально-культурного развития.

Если генетическое воспроизводство людей предопределяется наследственностью, то основу развития духовной жизни составляет непрерывный процесс передачи из поколения в поколение опыта и знаний, материализованной формой которых, в частности, выступают духовные ценности, интегрированные в историко-мемориальных музеях.

В процессе исследования диссертант исходит из того, что культурное наследие - категория историческая. Памятники истории и культуры, отраженные в мемориальных музеях, приобретают особую значимость, если учесть, что специфика человеческого мышления проявляется в тоы, что оно не может воспроизвести историю вне учета знаний, накопленных многовековым опытом, одной из форм выражения которого являют собой экспонаты мемориальных музеев.

Исследование строилось на основе особенностей отечественной культуры, которые предопределялись спецификой исторических судеб России, особенностями ее природы, своеобразием менталитета русского народа.

В каменном зодчестве, мозаике, фреске, в станковой живописи русского искусства соединилась патриархальная культура восточных славян с традициями, представлениями, правилами, типами композиций и техническими приемами античной цивилизации, пришедшей в Россию через Византию,и с достижениями западноевропейского искусства.

Важнейшая особенность российской культуры, отраженная в историко-мемориальных музеях,- интеграция в ней широкого диапазона явлений действительности: от космических, вселенских до сугубо интимных.

Осуществленный в диссертации анализ сущности и функций истори-ко-мемориальных музеев позволил углубить разработку актуальных методологических проблем современного музееведения. Среди них -прежде всего сочетание проблемно-логического и исторического, генетического методов исследования музея не только как учреждения, но и как феномена культуры.

Исторический подход позволил воспроизвести во всей конкретности и хронологической последовательности генезис каждого историко-ме-мориального музея, процесс его становления, его реальное место в социально-культурной среде. В представленной диссертации это предметно осуществлено на материале истории таких замечательных музеев, как "Исаакиевский собор" и храм"Спас на крови". Но исторический метод неразрывно связан с логическим анализом музея как феномена культуры. Это нашло свое выражение в отборе и применении основных понятий, которыми оперирует музееведение как область культурологии. Эти понятия носят по происхождению междисциплинарный характер, они проявились из "недр" истории и теории искусств, в особенности изобразительных искусств (живопись, скульптура) и архитектуры, из областей исторической науки и социологии, но в музееведении они получают специфическую окраску и наполнение. Среди них такие термины, как "культ", "собор", "иконостас", "витраж", "декор", "ритм" и т.д. Эти понятия образуют целостный языковый контекст, позволяющий выразить целостность объективных реалий, совокупность которых и составляет содержание и наполнение музея.

Реализуя системно-структурный метод научного анализа, мы исходим из того, что:

во-первых, сам музей включен как один из элементов в бшлее широкую систему, звеньями которой выступают человек, посетитель музея, музей и культурно-историческая среда. Музей, таким образом, выступает как посредник, необходимое звено между индивидом и культурной средой. Он доносит своими средствами до индивида комплекс духовных ценностей, идей, эмоций, присущих данному этносу, его традициям. Тем самым музей включает индивида в культурно-исторический процесс.

во-вторых, структурный подход позволил выявить внутренние механизмы жизнедеятельности музея, его инфраструктуру, детерминированную функциями поиска, отбора, классификации, реставрации, хранения,

экспонирования музейных ценностей и их использования в духовной

жизни общества.

В экспозиции мемориальных музеев, отражающих лучшие образцы архитектуры, живописи, скульптуры, мозаики, литературы, музыки, хореографии, в фольклоре, ритуалах, обрядах, праздниках, костюме, бытовом убранстве, прикладном творчестве ,и иных компонентах народно-традиционной культуры мы видели концентрированное отражение культурной памяти; культурного наследия.

Важнейшая особенность воздействия экспозиции мемориального му зея проявляется в том, что она захватывает человека целиком, акти< визирует все его физические и, в первую очередь, духовные силы и способности, одновременно воздействует на его сознание и эмоциональную сферу. При этом уровень восприятия этих ценностей искусства значительно повышается благодаря тому, что в силу исторически сложившейся близости этого искусства менталитету россиян активно проявляет себя эффект ассоциативности восприятия и сопричастности к духовным ценностям Отечества.

Методика и организация исследования строилась на использованиі системы взаимодополняющих методов историко-культурного, искусство' ведческого, социологического, социально-психологического и социально-педагогического анализа. В процессе теоретико-эмпирического исследования широко применялся метод сравнительного и структурно-функционального анализа, было изучено более 2 тысяч документов и иных архивных материалов, многие из которых впервые стали предметом научного обобщения.

Важнейшим компонентом исследования стал длившийся 30 лет формирующий социальный эксперимент по преобразованию Исаакиевского собора из городского музея УІ категории в научно-просветительный и социально-культурный центр духовной жизни международного значения Особенность исследования проявилась в том, что диссертант возглавил творческий коллектив, включающий в себя научных сотрудников Государственного музея "Исаакиевский собор", студентов и аспирантов Санкт-Петербургской государственной Академии культуры, которые в соответствии с разработанной автором методологией и методикой осуществляли решение конкретных научных задач.

В процессе исследования учитывались более 8 тысяч отзывов на работу музея, заключения профессиональных и общественных экспертиз, взаимообмен информацией с 44 крупнейшими музеями мира.

- II -

Принципиальную новизну представляла методика введения современных информационных технологий в практику повседневной деятельности государственного музея "Исаакиевский собор". Разработанный автором комплексный проект "Информатизация" предусматривал внедрение информационных технологий в делопроизводство и учет реставрационных затрат, использование электронной почты, подключение к глобальным электронным информационным магистралям ("Интернет" и т.д.), организацию малотиражного издательского комплекса для распространения текущих материалов, проработку дизайна выставок и т.д. При этом эффективность каждого шага в процессе совершенствования информационного обеспечения работы музея оценивалась методом независимой экспертизы, в составе которой были специалисты в области музееведения и информатизации.

Научная новизна и вклад исследования в музееведение, консервацию и реставрацию историко-культурных объектов проявились в раскрытии:

культуросозидающей функции историко-мемориальных музеев, проявляющейся в изначально заложенной в них способности подняться над идеологическими, политическими, национальными и религиозно-конфессиональными ограничениями в отборе, сохранении, реставрации и экспонировании ценностей культуры, которые отражают национальные святыни, выдающиеся явления отечественной и мировой истории, художественно осмысленные факты жизни и деятельности их героев и становятся эффективным средством нравственно-эстетического просвещения, историко-патриотического воспитания, национальной и социальной консолидации и других аспектов духовной жизни общества;

сути и природы современных историко-мемориальных музеев, позволяющей расширить представление об этом типе научно-исследовательского и культурно-просветительного учреждения, включая в них не только фиксацию отдельного события или биографии выдающегося деятеля,

но и художественно-документальное отражение определенной эпохи;

- наиболее адекватной требованиям формирующегося информационного
общества художественно-информационной функции историко-мемориальных
музеев, обеспечивающей сохранение бесценных шедевров культурологи
ческой информации, непрерывность и преемственность историко-куль
турного процесса;

эффекта единства информационно-логического и эмоционально-образного в процессе вовлечения человека в мир культуры, достигаемого посредством взаимодополняющей силы, заложенной в воздействии музейной экспозиции, идентифицирующей отечественную и мировую историю и культуру; в использовании наглялно-выразительных средств ораторского искусства экскурсовода; в реализации информационно-коммуникативного потенциала экскурсии; в создании нравственно-психологической атмосферы высокой духовности и сопричастности к величайшим ценностям человечества;

феномена историко-мемориальных музеев культового искусства, выражающегося в органичном соединении традиций художественной культуры определенной религии с веротерпимостью и верностью непреходящим духовным ценностям человечества, что позволяет, в отличие от действующих храмов, рассчитанных на членов определенной конфессии, сделать их общедоступными центрами социально-культурной жизни;

модели функционирования современного историко-мемориального музея, интегрирующей традиционные формы научно-просветительной работы с разнообразной рекламно-издательской деятельностью, эффективным использованием механизмов рыночной экономики и широким

/ развитием социально-культурного творчества разных групп населения, что позволяет полнять статус музея до уровня социально признанного центра духовной жизни, базирующегося на непреходящих ценностях отечественной и мировой культуры.

Практическая значимость исследования проявилась в обосновании социально-культурной, организационно-правовой, экономико-управленческой и психолого-педагогической концепции функционирования историко-мемориального музея, эффективность которой подтверждена многолетним опытом деятельности государственного музея "Исаакиевский собор".

Действенность разработанной и многократно апробированной в процессе опытно-экспериментального исследования концепции выразилась

в превращении Исаакиевского собора в научно-просветительный центр, ежегодно вовлекающий в духовную жизнь более миллиона граждан России и 300 тысяч иностранных туристов;

в создании системы нравственно-эстетического воспитания детей и молодежи-средствами архитектуры, живописи, мозаики, скульптуры, отражающими отечественную историю и ее культуру;

- ІЗ -

в достижении экономической эффективности работы музея, позволившей ему перейти на полную самоокупаемость с получением пополнительных доходов, необходимых для реставрации собора и содержания филиалов музея;

в установлении научных и культурных контактов с 44 ведущими музеями мира;

в разработке и осуществлении на базе Санкт-Петербургской государственной Академии культуры программы подготовки специалистов, способных осуществлять историко-культурное просвещение, вовлекать людей в мир культуры, стимулировать их социально-культурную активность, обеспечивать дальнейшее развитие музейного дела.

Обоснованная в диссертации концепция функционирования современного музея стала основой создания Ассоциации музеев России, которая избрала автора своим Президентом.

Достоверность исследования обеспечена широтой выборки его базы и источников; длительностью и многоаспектностью опытно-экспериментальной деятельности; соответствием методики и организации научного поиска его цели, задачам и методологии современного анализа историко-культурных процессов и практики функционирования историко-мемориальных музеев.

Апробация работы осуществлялась посредством 34 публикаций диссертанта объемом 226 печатных листов, изданных общим тиражом в 3,3 млн. экземпляров. Эти публикации стали основой 14 профессиональных экспертиз и 36 общественных обсуждений проблем функционирования историко-мемориальных музеев и объективных возможностей совершенствования их деятельности.

Основные идеи и концепции диссертации стали предметом освещения в редактируемом автором журнале "Музеи России" (1993-1997). Анализ поднятых в диссертации вопросов развития историко-мемориальных музеев как центров духовной жизни и историко-культурного просвещения стал предметом более 90 публикаций в отечественной и зарубежной периодической печати.

Результаты исследования докладывались автором на 18 международных, федеральных и региональных конференциях.

На защиту выносятся:

I. Культуросозидающие функции историко-мемориальных музеев, выражающиеся в их относительной автономности от идеологических, политических, религиозно-конфессиональных постулатов; проявляю-

шиеся в способности интегрировать исторически сложившиеся ценности культуры и использовать их как средство нравственно-эстетического воздействия на людей независимо от их социально-демографического статуса, убеждений и религиозной принадлежности.

  1. Концепция широкого понимания сути и природы историко-мемо-риального музея, позволяющая относить к их числу научно-просветительные учреждения, отражающие не только отдельные события или биографии выдающихся деятелей, но и художественно-документированную характеристику определенной эпохи.

  2. Принципы функционирования современного историко-мемориально-го музея как центра духовной жизни страны, региона, города, иной среды обитания, основанные на учете социально-культурных, организационно-правовых, экономико-управленческих и психолого-педагогических требований к отбору его экспозиций, профессиональным качествам экскурсоводов, программам социально-культурной деятельности, правовому, социально-экономическому и информационно-методическому обеспечению их реализации.

  3. Социально-педагогическая концепция обеспечения эффективности историко-культурного просвещения, основанная на эффекте единства информационно-логического и эмоционально-образного, достигаемого

в процессе вовлечения человека в мир культуры посредством взаимодополняющего воздействия:

музейной экспозиции, идентифицирующей историю мировой и отечественной культуры;

ораторского мастерства экскурсовода;

информационно-коммуникативного потенциала экскурсионного обслуживания;

создаваемой в историко-мемориальноы музее уникальной нравственно-психологической атмосферы высокой духовности и сопричастности с величайшими ценностями человечества.

5. Особый статус и феномен историко-мемориальных музеев культо
вого искусства, основанный на единстве общечеловеческого и нацио
нального в культуре, что позволяет, при сохранении верности тради
циям и нормам определенной религии, проявлять веротерпимость, обье
динять людей разных убеждений, использовать творения культовой ар
хитектуры, живописи, мозаики, скульптуры в процессе нравственно-
эстетического воспитания разных групп населения,и в первую оче -
редь молодежи.

6. Идея перспективности для формирующегося в настоящее время информационного общества XXI века дальнейшего развития историко-мемориальных музеев как социальных институтов, сохраняющих бесценные шедевры культурологической информации и обеспечивающих непрерывность и преемственность историко-культурного процесса.

?. Модель функционирования современного историко-мемориального музея как центра духовной жизни общества, обеспечивающего:

дополнение традиционных форм поиска, отбора, реставрации и экспонирования музейных ценностей системой историко-культурного просвещения и вовлечения разных групп населения в социально-культурное творчество;

внедрение маркетинга и других механизмов рыночной экономики

в изучение, удовлетворение и дальнейшее развитие интереса людей к мемориальным историко-культурным ценностям;

широкое использование издательской, культурно-просветительной и рекламно-иллюстративной деятельности для расширения информационного поля музея и включения в него средств массовой информации, клубных учреждений, учебных заведений и иных социальных институтов;

создание условий для постижения ценностей музейной экспозиции в сфере семейного и индивидуального досуга;

привлечение общественных организаций, культурно-просветительных объединений, инициативных движений, религиозных конфессий и отдельных деятелей культуры к поисково-творческой, консультационно-экспертной и социально-культурной деятельности музея, к проведению на его базе научных конференций, творческих встреч, празднично-обрядовых и иных крупных социальных акций, связанных с этапными событиями в истории отечественной и мировой культуры.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух частей (каждая часть соответственно имеет по три главы и шесть параграфов), заключения, списка использованной литературы и отдельного тома приложений, включающего в себя документы, иллюстрации, объективные материалы, свидетельствующие о реализации заявленной методики исследования. Общий объем диссертации 469 стр. Приложений 216 стр.

Похожие диссертации на Историко-мемориальные музеи в духовной жизни России (на материалах Санкт-Петербурга)