Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сервировка императорских столов в России XVIII - начала XX века, технология музейного моделирования действительности Правдина, Мария Борисовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Правдина, Мария Борисовна. Сервировка императорских столов в России XVIII - начала XX века, технология музейного моделирования действительности : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.03.- Санкт-Петербург, 2000.- 277 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-24/100-8

Введение к работе

Актуальность исследуемых проблем.

Одной из насущных проблем, разрабатываемых музееведением, является технология музейного моделирования. Технология музейного моделирования затрагивает все аспекты музейной жизни и опирается на теорию документирования (поскольку именно критерии отбора, музейных предметов определяют источниковую базу будущего исследования), на теорию тезаврирования (так как от правильной интерпретации зависит научная достоверность создаваемой модели исторической действительности), на теорию коммуникации (потому что без реального воплощения теоретическая модель исторической действительности останется достоянием лишь узкого круга специалистов). Особое место в технологии музейного моделирования отводится интерпретации информационного потенциала музейного предмета (теория тезаврирования). Случаи поступления в музеи большого количества предметов, способных качественно изменить концепции и модели, утвердившиеся в профильной музею науке, чрезвычайно редки. Единственная возможность представлять широкой общественности новые знания о культуре и обществе - по-новому интерпретировать уже хорошо изученные и давно известные коллекции и собрания.

Основные положения технологии музейного моделирования действительности отрабатываются в диссертации на примере изучения сервировки российских императорских столов XVIII - начала XX века, эпохи существования империи в России. Музеи (особенно музеи-заповедники, дворцы-музеи, музеи-усадьбы) - единственные учреждения культуры, которые обладают богатейшим комплексом источников (подлинные и воссозданные интерьеры, где происходили трапезы

монархов, постройки служебно-хозяйственного назначения, сервизы, столовые приборы и столовое белье, письменные документы и иконографический материал), без которого любое изучение и представление сервировки императорских столов будет недостоверным.

Степень научной разработанности.

Всестороннее изучение темы предполагает соединение на . методологическом уровне чисто музееведческих приемов и методов исследования с использованием данных и понятийного аппарата других наук, в частности, философии и культурологии. Технология музейного моделирования опирается на теорию моделирования, получившую глубокое научное обоснование в философии и культурологии. Проблема моделирования (вопросы, связанные с возможностями применения метода и уточнением понятия «модель») активно обсуждалась в научном мире в 1960-е годы. Отголоски этих дискуссий нашли отражение в специальной литературе, в частности, на страницах журнала «Вопросы философии», в публикациях Б.В.Бирюкова, Г.А.Брутяна, В.А.Венникова, Б.А.Глинского, А.А.Зиновьева, И.И.Ревзина, А.И.Уемова, В.А.Штоффа и других.

В музееведении технология моделирования на теоретическом уровне изучена мало. В настоящее время можно лишь говорить о постановке проблемы. Общетеоретическое и методологическое значение для исследования имеют работы основоположников теории музееведения Й.Бенеша, З.Странского, Е.Шнендера, отечественных ученых В.Ю.Дукельского, Н.А.Никишина, A.M.Разгона, в которых нашло отражение понимание фонда и экспозиции как моделей исторической реальности.

Между тем, под музейным моделированием чаще всего понимается лишь метод показа музейных предметов в экспозиции

(О.С.Хижняк), а под моделью - действующие макеты сооружении и механизмов (Л.С.Бычков, А.Б.Закс, У.М.Поляков, Н.П.Фннягнна, А.И.Шкурко и другие).

Технология музейного моделирования представляет

комплексный подход к изучению исторической реальности, основанный на интерпретации научно-информационной, коммуникативной и моделирующей способности музейного предмета.

Музейный предмет является основным источником музейного моделирования, его феномену, свойствам н функциям посвящены исследования известных российских и зарубежных музеологов (Е.Ю.Артемьевой, Й.Бенеша, Е.Г.Вансловой, В.Ю.Дукельского, В.В.Кондратьева, А.С.Кузьмина, Е.Е.Кузьминой, А.М.Разгона, Л.Т.Сафразьян, В.Н.Фомина, В.Н.Цукановой и других). Особая задача в рамках музейного моделирования — интерпретация музейного предмета, модели исторической реальности. На этом этапе собственно музейных методов из-за недостаточной методологической разработанности проблемы оказывается мало, поэтому применение достижений современной философии и культурологии оказывается неизбежным. Опыт подобного рода исследований представлен в трудах Г.А.Антипова, Р.Барта, Л.М.Баткина, М.М.Бахтина, Л.Н.Безмоздина, С.А.Васильева, Г.Г.Гадамера, М.С.Кагана, Г.С.Кнабе, Ю.М.Лотмана, С.Т.Махлнной, Б.А.Успенского, И.А.Чернова и других. На этапе разработки и представления музейной модели исследователи не могут не принимать во внимание коммуникативные возможности музейного предмета и общие законы коммуникации. Особенности коммуникации в сфере культуры, в целом, и музейной коммуникации, в частности, исследованы И.М.Бакштейном, В.Ю.Боревым и А.В.Ковальченко, А.Ю.Волькович, М.Б.Гнедовскнм, В.Ю.Дукельскнм, Ф.Качна, Ю.К.Лекомневым,

Ю.М.Лотманом, С.Т.Махлиной, Л.В.Петровым, Ю.П.Пищулиным, А.М.Пятигорским, Д.Раііли, М.Ранлн и другими.

Вопросы, связанные с изучением сервировки стола государя, которая может служить примером моделирования, разрабатывались в основном западноевропейскими учеными. Отечественные музееведы, культурологи и историки сервировке уделяли мало внимания. Все исследования подобного рода условно можно разделить на три основные группы:

  1. Работы, рассматривающие трапезу монарха в целом как явление культуры исторической эпохи. В них выявляются истоки, структура н особенности функциоринования изучаемого явления (А.Грубер, З.Гурарье, Ю.МЛотман и Е.А.Погосян, Т.Мозжухина, М.-Ф.Ноель-Вальдтефель, Ж.-П.Самуайо, Б.Соль и другие).

  2. Труды, посвященные различным аспектам трапезы монарха в конкретную историческую эпоху. Отдельные вопросы сервировки попадали в сферу внимания ученых разных специальностей: музеологов, искусствоведов, историков (С.Л.Афонсо, Б.Вальхн, Л.В.Выскочков, Ф.Гланвиль, Ж. де Ла Горе, Д.Мейер и другие). Несмотря на теоретические постулаты, лежащие в основании этих исследований, практически все они носят описательный характер.

  3. Работы, посвященные изучению предметного мира сервировки. В эту группу входят в основном искусствоведческие труды, объектом исследования которых стали сохранившиеся в музеях сервизы и фрагменты сервировки стола (К.Армннжон, З.А.Бернякович, Д.Г.Брюлон, Н.В.Вернова, Л.Н.Воронихпна, Т.Гольдберг, Е.В.Долгнх, Н.И.Казакевич, И.Карлье, Ж.Мабнль, Л. д'Орей, Д.Петерс, Т.Преод, Б.А.Шелковников, Б.Н.Эмме и другие).

Анализ литературы свидетельствует, что за исключением небольшого количества публикаций интерес к технологии комплексного музееведческого исследования носил, как правило, сопутствующий характер. Большинством авторов методы исследования выбирались интуитивно.

Сравнительный анализ изученных концепций и собственное видение проблемы позволили автору диссертации уточнить определение музейной модели, охарактеризовать ее свойства и функции, обозначить основные этапы музейного исследования с применением технологии музейного моделирования.

Рабочая гипотеза.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, представляющую собой систему следующих предположений:

  1. Метод моделирования имеет реальные предпосылки плодотворного использования в музейной практике, поскольку модель исторической реальности, создаваемая в процессе музейной деятельности, отражает и воплощает историческую действительность, из которой были изъяты музейные предметы. Музейная модель является своеобразным инструментом изучения действительности, она наглядна и имеет способность вызывать эмоциональные реакции.

  2. Музейная модель обладает высокой долей научной достоверности, поскольку она создается сотрудниками музея, ориентированными на комплексное документирование исторической реальности.

Источники.

Источннковая база диссертации весьма обширна.

Источником изучения традиций применения метода моделирования в повседневной музейной практике были избраны экспозиции музеев Москвы и Санкт-Петербурга, имеющих соответствующие коллекции (Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Государственные музеи-заповедники «Петергоф», «Павловск», «Царское Село»). .

Письменные источники составляют основу исследования. Среди опубликованных письменных источников можно выделить несколько больших групп:

  1. Официальные документы, характеризующие придворный быт XVIII — начала XX века. К ним относятся опубликованные камер-фурьерские, церемониальные, походные и банкетные журналы, церемониалы торжественных событий при дворе (коронаций, обручений, бракосочетаний, приемов членов высочайшей фамилии), инструкции чинам двора, документы, отчеты и счета гофмаршальской части Придворной конторы Министерства императорского двора.

  2. Источники, представляющие взгляд современников на проблемы сервировки столов XVIII — начала XX века. В эту группу вошли мемуары, письма, литературные сочинения.

  3. Лексиконы, словари и поваренные книги, учебники этикета. Дидактический характер этих источников позволяет обнаружить обычаи и нормы поведения, господствовавшие в обществе в конкретную историческую эпоху. Лексиконы и словари демонстрируют традиции употребления терминов и фиксируют изменение языка. Поваренные книги позволяют выявить устойчивые закономерности, нашедшие отражение в сервировке, связанные с развитием национальной кухни, эволюцией предпочтений н влиянием европейского гастрономического искусства.

4. Изобразительные источники трапезы представлены в основном научными каталогами собраний и каталогами выставок различных музеев, хранящих немногочисленные для России гравюры, акварели и рисунки публичных банкетов российских монархов.

Неопубликованные источники

.1.. Письменные источники представлены, .производствам» гофмаршальской части Министерства императорского двора, хранящимися в фонде 469 Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург). В них содержатся церемониалы торжественных событий, доклады должностных лиц, распоряжения членов императорской фамилии, ведомости довольствия и т.п.

  1. Особое место среди изобразительных источников занимают никогда не публиковавшиеся проекты банкетных императорских столов XVIII века, создававшиеся известными архитекторами (Государственный музей-заповедник «Гатчина», фонд чертежей).

  2. Вещественные источники представлены коллекциями фарфора, фаянса, стекла, изделий из драгоценных металлов, ткани, мебели и других историко-бытовых коллекций российских музеев и частных собраний.

Основной базой исследования были избраны следующие музеи: Государственный музей керамики и «Усадьба «Кусково XVIII века», Государственный Эрмитаж, Государственные музеи-заповедники «Гатчина», «Павловск», «Петергоф», «Царское Село».

Сравнительной базой исследования были избраны Государственный исторический музей, Государственные музеи Московского Кремля, Владимиро-Суздальский нсторико-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник, Государственный

Русский музей, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, частные собрания.

Целью исследования является создание полной и научно достоверной музейной модели сервировки российских императорских столов как комплексного явления культуры.

Задачи исследования:

  1. Анализ существующих научных концепций в области теории моделирования в философии и культурологии.

  2. Исследование опыта применения теории моделирования в современной музейной практике.

  3. Уточнение понятия музейного моделирования как совокупности методов отбора, изучения и представления музейных предметов в пространстве музея.

  4. Осмысление в современном музееведении феномена музейного предмета, его свойств и функций как необходимого источника музейного моделирования.

  5. Определение музейной модели и музейной реконструкции как результата музейного моделирования исторической реальности.

  6. Апробация технологии музейного моделирования на примере изучения сервировки российских императорских столов XVIII - начала XX века. Создание теоретической и реальной модели изучаемого явления.

Объект исследования - сервировка российских императорских столов XVIII - начала XX века.

Предмет исследования - музейная модель как способ отражения и воплощения исторической реальности.

Научная новизна диссертации состоит в том, что:

в пен предпринята попытка обобщения опыта отечественных и зарубежных специалистов в области культурологии, в том числе музееведения, касающегося применения метода моделирования в музейной практике;

исследованы теоретические предпосылки и основы технологии музейного моделирования;

уточнено соотношение понятии «музейная модель» и «музейная реконструкция»;

технология музейного моделирования отработана на реальном примере - изучении сервировки российских императорских столов XVIII - начала XX века;

понятие «сервировка» в диссертации рассматривается как весь процесс организации и проведения трапезы, включающий в себя оформление стола и зала в зависимости от ранга и степени парадности трапезы, традицию расположения предметов на столе и их состав, обычаи обслуживания гостей, нормы поведения за столом и обычаи применения предметов сервировки, национальные гастрономические традиции;

введены в научный оборот ранее не публиковавшиеся архивные материалы (РГИА, фонд 469), необходимые для моделирования сервировки, благодаря которым выявляется структура служб императорского двора, отвечавших за организацию трапезы, и закономерности их функционирования.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы позволяют внести необходимые уточнення в представления о возможностях и перспективах применения технологии музейного моделирования, демонстрируют реальный механизм музейной

интерпретации исторической действительности на примере изучения сервировки российских императорских столов, могут служить методической основой при создании экспозиций.

Изучение сервировки российских императорских столов является насущной проблемой музейной жизни и имеет прикладное значение для дворцов-музеев, размещенных в бывших императорских резиденциях, музеев-усадеб и музеев, обладающих богатыми историко-бытовыми коллекциями. Концепция сервировки императорских столов, реализованная в диссертации, позволяет расширить представления о быте императорского двора XVIII — начала XX века. В частности, учитывая основные положения работы при создании научных концепций новых экспозиций, появляется возможность реализовать в рамках одного музея целостную модель определенной исторической эпохи, принимая во внимание не только парадные интерьеры дворца и личные апартаменты его владельца, но и весь комплекс служебно-хозяйственных построек. Материалы диссертации могут послужить основой при создании спецкурса в дополнение к лекциям по этикету и культуре общения.

Выводы, заключающиеся в этом исследовании, могут быть использованы специалистами других областей: журналистами при подготовке передач и публикаций о жизни императорской семьи и быте российского императорского двора, сценаристами и художниками-постановщиками исторических кинофильмов, web-мастерами при создании н т.п.

Методология и методы исследования.

Методологической базой исследования явилась разработанная в
философии теория моделирования, научно обоснованная

В.А.Венниковым, Б.А.Глинским, А.А.Зиновьевым, И.И.Ревзиным,

А.И.Уемовым, В.А.Штоффом, а также теория документирования, теория тезаврирования и теория коммуникации, в формирование которых внесли существенный вклад основоположники музееведения И.Бенеш, А.Грегорова, З.Странский, Е.Шнендер, К.Шрайнер и известные отечественные исследователи Е.Г.Ванслова, М.Б.Гнедовскнй, В.Ю.Дукельский, ВЛЇ.Кондратьев, А.С.Кузьмин, Е.Е.Кузьмнна, Н.А.Никишин, А.М.Разгон, Л.Т.Сафразьян.

Интерднсциплинарный характер исследования потребовал обращения к достижениям различных отраслей гуманитарного знания, учета концептуальных идей различных научных школ. В частности, использование метода структурного анализа, предложенного К.Леви-Строссом и развитого Р.Бартом, системного подхода М.С.Кагана и структурно-семиотического анализа С.Т.Махлнной, позволило изучить моделируемое явление культуры в функциональном, историческом и предметном аспекте. Герменевтический метод анализа Шлейермахера-Дильтея-Гадамера, существенно переосмысленный М.М.Бахтиным, С.А.Васильевым, С.С.Гусевым, М.В.Попович, Г.Л.Тульчинскнм и В.А.Щученко, при интерпретации внешнего поля информационного потенциала музейного предмета дает возможность значительно расширить его контекстные связи и всесторонне охарактеризовать моделирующие особенности коллекции, фонда, экспозиции. Культурно-семиотический подход к истории, осуществленный учеными тартуско-московской семиотической школы во главе с Ю.МЛотманом, предполагает апелляцию к внутренней точке зрения самих участников культурно-исторического процесса. Музеологу, главной целью которого является перевод значимых текстов исторической культуры на язык современной ему культуры при моделировании ушедшей в прошлое

исторической реальности, этот подход демонстрирует реальную методику интерпретации.

Наиболее перспективным нам представляется сочетание
культурно-семиотического подхода с использованием достижении
структурализма и герменевтики, продемонстрированного в работах
Л.М.Баткнна,. С.А.Васильева, М.С.Кагана, Г.С.Кнабе, А.С.Кузьмина и
Е.Е.Кузьминой, Ю.МЛотмана, С.Т.Махлиной, А.М.Разгона,

Л.Т.Сафразьян, Б.А.Успенского, И.А.Черных.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Технология музейного моделирования базируется на теории моделирования, разработанной в философии и культурологии, с одной стороны, и теории музееведения, с другой стороны, неотъемлемыми составляющими которой являются теория документирования, теория тезаврирования и теория коммуникации.

  2. Технология музейного моделирования представляет собой совокупность методов отбора, изучения и демонстрации музейных предметов в пространстве музея.

  3. Результатом музейного моделирования является музейная модель - научно обоснованный и предметно документированный художественный образ эпохи, явления, события.

  4. Технология музейного моделирования отрабатывается на примере изучения сервировки российских императорских столов XVIII -начала XX века. Результатом этого процесса является построение теоретической и реальной модели изучаемого явления.

  5. Теоретическая модель является результатом интерпретации комплекса источников. На этом этапе обнаруживаются закономерности внешнего и внутреннего функционирования п структура изучаемого явления. Сервировка российских императорских столов

рассматривается как комплексное явление культуры, имеющее свои истоки, подверженное влияниям и вырабатывающее собственные традиции.

6. Реальная модель демонстрирует реализацию в предметных формах научной концепции изучаемого явления. За сервированным столом стоит целая историческая эпоха с социальным и экономическим устройством, нормами жизни и обычаями, эстетическими и философскими представлениями.

Апробация работы.

По теме диссертации сделаны доклады на научном семинаре «Три столетия Санкт-Петербурга» (СПбГУ, 1997) и российских аспирантских конференциях: Проблемы культуры и искусства (Санкт-Петербург, СПбГАКИ, 1997,1998,1999).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения, включающего в себя терминологический словарь и подборку иллюстративного материала.

Похожие диссертации на Сервировка императорских столов в России XVIII - начала XX века, технология музейного моделирования действительности