Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-культурный потенциал обуви городского типа XVIII - начала XX вв.: производство, торговля, технология, мастера : На материалах Гос. Исторического музей Алешина, Татьяна Степановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алешина, Татьяна Степановна. Историко-культурный потенциал обуви городского типа XVIII - начала XX вв.: производство, торговля, технология, мастера : На материалах Гос. Исторического музей : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 24.00.03 / Рос. ин-т культурологии.- Москва, 1997.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-2/255-6

Введение к работе

І.

Актуальность исследования. Для современного быстро меняющегося

общества особешю важно внимание к культурному наследию. В сегодняшнем мире музеи как хранилища этого наследия приобрели подлтшую социальную значимость.

Музееведческая наука призвана решать многое важнейшие научно-познавательные и прикладные задачи. Основными источниками, к которым обращаются специалисты при исследовании проблем историко-бытовой культуры в прошлом, безусловно, остаются вещевые источники, значительная часть которых сосредоточена в фондах музеев. Слабое знание базовых источников во многом ограничивает исследовательские возможности как п постановке, так и в решении тех или иных вопросов. Именно поэтому самого пристального внимания заслуживают проблемы изучения и использования историко-культурного потенциала разнообразных музейных коллекций.

В последние годы интерес к музейным собраїшям резко усилился. Для многих исследователей музейные предметы становятся если не основными, то одними из главных источников их научной деятельности. В атмосфере повышенного гаггереса к вещевым памятникам культуры как к источникам, особенно актуальной становится работа по введению в научный оборот тех из них, которые на сегодняшний день являются малоизученными.

Фонд вещевых памятников Государственного Исторического музея богат и многолик, он пользуется широкой известностью среди иследователей. Особый интерес для науки представляют малоизученные фонды, к числу которых относится коллекция обуви городского типа России ХУШ-нач.ХХ в.в.

Городская обувь, как часть костюма России ХУШ-нач.ХХв.в., продолжает оставаться наименее изученным объектом истории русской материальной культуры. Тема диссертации дает основание для осмысления таких важных вопросов как "Обувное дело России - часть материальной культуры страны", "Технология производства обуви- ключ к атрибуции источников этого вида в коллекциях российских музеев", "Мастера обувного дела России" и многих других.

Объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом исследования является коллекция обуви городского типа России ХУШ-нач. XX вв., хранящаяся в фондах Государственного Исторического музея.

Предметом исследования является информационный потенциал этого вида вещевого источника.

Цель настоящей работы - изучение историко-культурного аспекта этого информационного потенциала. При этом мы рассматриваем обувь в контексте общего развития русской промышленности, а также в

художественном аспекте, как своеобразный вид прикладного искусства в указанный период.

В соответствии с данной целью в исследовании ставятся следующие задачи:

1.Очертить историко-экономический и технологический аспекты развития обувного дела в России в ХУШ-нач.ХХ вв. Показать историю развития обувного дела, как части материальной культуры страны.

2.Исследовать процесс развития конструкции и технологии производства обуви за этот период: особенности материала, кроя, наличие деталей, швов, определяющих способы пошива и применяемых в технологиях обувного процесса, и пр.

З.Проследнть эволюцию форм, стилей, фасонов женской, мужской и детской обуви за указанный период. Выявить взанмовлияіше и взаимозависимость изменений фасонов и форм обуви от общей смены моды в костюме. Проанализировать художественные особенности этого вида источника.

4.Выяв1ггь и систематизировать круг мастеров по изготовлению обуви, включая материал по имеющимся обувным клеймам.

5.Выявить и систематизировать крут производителей, торговцев, скупщиков обуви, а также круг торгово-промышленных обувных фирм и фабрик механического производства обуви Москвы, Петербурга и некоторых других городов империи, включая материалы о торговых клеймах, знаках и метках.

Хронологические и пространственные рамки исследования охватывают период ХУШ-начала XX в.в. Основой диссертационного исследования является коллекция обуви городского типа России Государственного Исторического Музея, которая датируется указанными хронологическими рамками. Однако, ограничить себя только этими рамками, мы считали не вправе, т.к. для полноты исторического исследования необходимо проводить аналогии, сравнения, уточнения в атрибуцию тех или иных источников, что и обусловило обращение к более ранним периодам, а также к коллекциям целого ряда отечественных и некоторых зарубежных музеев (Государственная Оружейная Палата, Государственный Эрмитажи др.)

Методологическая основа исследования представляет собой комплекс общенаучных и конкретно-исторических принципов: метод историзма, которьш трактуется как соблюдешіе последовательности и учет взаимообусловленности эпизодов социального процесса, метод объективности н метод системного анализа-всестороннее рассмотрение источника как части материальной культуры страны, компаративный метод в данной работе использовался для сравнения различных периодов в эволющш исследуемого типа источника. Источниковедческие методы (установление происхождения, авторства, иоддшшости, достоверности источника н пр.) позволили оперировать в русле избранной темы необходимой информацией, которая излагается в рамках нарративно-хронологического принципа.

Непосредственной теоретической базой диссертации явились также итоги развития отечественного источниковедения и мз'зееведеїшя за последние десятилетня.

Историография проблемы. За последние годы появилось немало научных работ и публикаций, посвящешвых исторіш русской художественной культуры в целом. К сожалешпо, в этих трудах материал по истории обуви или отсутствует совсем, или дается в чрезвычайно сжатой и общей форме. Поэтому эта литература используется в диссертации главным образом в общеметодолопгческом плане.

Для понимания процесса развития обувного производства и сложения определенных форм обуви на Руси в ХУШ-нач.ХХв.в., нам понадобилась в интересах исследования обратиться к работам, посвященным анализу более ранних этапов этого процесса. Следует отметить, что история бытования русской национальной обуви в ХП-ХУП в.в. достаточно полно разработана в грудах русских дореволюционных историков. Их выводы, основанные на широком, круте источников свидетельствуют о том, что, благодаря повсеместному распространешпо на Руси культуры скотоводства, с давішх времен была широко развита обработка животных шкур и связанные с нею скорняжное, кожевенное дело, производство различных видов кожаных изделий н обуви. Это былн исконно русские рмесла, имеющие свои давние традиции и глубокие корни. Многие навыки и мастерство русских кожевенников и обувщиков передавались по наследству, из одного поколения в другое. Именно поэтому, пріппедшне с реформами Петра 1 западноевропейские технологии пошива обуви, были легко освоены, быстро привились и широко распространились по России.

В отечественной историографии нет специальных монографин, посвященных обуви городского типа Россіш ХУШ-ХХ в.в. Литература, включающая сведения по избранной теме исследования, вообще чрезвычайно скудна, она практически исчерпывается несколькими работами, причем часть из mix относится к первой половине XX в., принадлежит зарубежным авторам н посвящена анализу коллекций костюма зарубежных музеев.

Одним из наиболее содержательных таких изданий является многотомное исследоваїше француского ученого М.Лелуара "L Histoire du Costume de l'antiquite' a 1914", Paris, 1933-1939. В двух последних томах своего труда автор дает подробный анализ модной обуви конца ХУП-начала XIX веков, образцы которой хранятся в коллемщях Западной Европы, США и в частных собраниях. Большое внимание при этом уделяется способам пошива обуви, пшроко нспользуютотся различные литературные источники, мемуарная литература, изобразительные материалы. Атрибуция некоторых образцов обуви, проделанная Лелуаром, и соответствующие выводы не потеряли своей актуальности и до сегодняшнего дня являются образцом исследования. Именно на этот труд чаще всего ссылаются авторы работ по истории русского костюма. Данный труд используется в диссертации для проведения необходимых аналогий и уточнений.

Ценным исследованием, относящимся к обуви XIX в., является книга Энн Бук "Victorian Costume and costume's accessories'', London, 1961. Хранитель галереи костюма г. Манчестера, она подробно рассматривает образцы обуви из коллекции Британского Музея и музея Виктории и Альберта в Лондоне. В книге приведены высококачественные фотографии женской и мужской обуви 1840-1890-х годов, которые детально проанализированы автором. По аналогии с ними проводилась та часть атрибуции, которая касалась датировки некоторых образцов обуви id собрания ГИМ.

Среди отечественных работ, посвященных русскому городскому костюму, особый шггерес для нашего исследовашія представляет книга Т.Т.Коршуновой "Костюм в России ХУШ-началд XX века id собрания Государственного Эрмитажа", Л., 1979. Кинга публикует богатейшее собрание костюма этого музея, причем все образцы женской, мужской и детской одежды, а также дополнения к ним, в том числе и обувь, сопровождаются подробными аннотациями. Вступительная статья Т.Т.Коршуновой к приводимому ею каталогу костюма Эрмитажа дает краткий очерк эволюции модной одежды на протяжении двух веков. Этот очерк, к сожалению, не дополнен аналогичным анализом развития городской обуви.

Скудость сведении о способах, пошива обуви в литературе по истории костюма, заставила нас обратить на эту проблему особое внимание. Для поиска необходимой в целях исследовашія информации был изучен и проанализирован ряд работ советских исследователей 1920-1930-х годов, посвяшешилх истории обувной промышленности России. Особый интерес в данном аспекте для нас представляет коллективный труд С.Адлина, М.Розеноера, В.Флерова "Обувная промышленность и се развитие", М., 1930. Авторы использовали большой статистический материал, взятый из "земско-городских обследований" начала XX века, а так же привлекли данные Мшшстерства торговли и промышленности за 1903 и 1912 годы. В работе дается также краткая характеристика различных исторических этапов в развитии обувного производства России.

Наконец, к последней группе использованых работ, относятся исследования, посвящяшые технологии, конструированию п моделирвашпо изделий из кожи, проведенных в Московском техіюлопіческом институте легкой промышленности. Данные этих работ шггерпретировались в плане выработки отбора критериев, методов и принципов атрибуции музейных источников в технологическом аспекте.

Источнкковая база исследования достаточно разнообразна. Оно строится ка основе вещевых источников, документации к ним, а также на основе архивных источников, как опубликованных так и неопубликованных, материалов периодической печати ХУШ-нач.ХХв.в., статистических данных указанного периода. Так же использовались беллетристика и иллюстративные материалы.

Поскольку исследование посвящено анализу вещевого фонда ГИМ -коллекции обуви городского типа России ХУШ-нач.ХХ в.в. - то главным источником является именно он. Терміні "обувь городского типа", "городская обувь" подразумевает обувь, следующую западно- европейским

образцам, введенную в начале ХУШ века указами Петра 1. Ее носили обычно городские слои общества, покрой одежды которых, также следовал общеевропейским стандартам.

Коллекция городской обуви ГИМ насчитывает 185 пар женской, мужской и детской обуви, относящихся к периоду от петровских времен до 1920-х годов. По разнообразию материалов, технологии изготовления, фасонов, отделки и назначению она является наиболее полным собранием обуви этого типа, превосходя аналогичные коллекции Государственного Эрмитажа и Государственной Оружейной Палаты. Следует отметить, что эта коллекция ГИМ никогда не была объектом специального научного исследования.

История сложения коллекции включает три основных этана: 1).1905-1917г.г. Из собрания известного собирателя П.И.Щуюша в качестве дара музею в 1905-1907 г.г. поступили наиболее ранние по времени исполнения, снабженные минимальными сведениями экземпляры. Это была первая, небольшая часть коллекции, которая пополнялась до 1917 г. отдельными образцами, передаваемыми, как правило, также в дар. 2).1917-1940 г.г.Нанболыпее колличество предметов (примерно 2/3 ) поступило в послереволюционную эпоху в результате национализации имущества дворцов и усадеб, а также в результате ликвидащш в 1930 г. музея "Быт 1840-х годов." 3). 1940-1990-е г.г. В этот период коллекция продолжала пополняться как за счет поступлений из историко-бытовых экспедиций ГИМ, так и путем новых закупок.

В процессе многолетней работы с коллекцией была проведена ее полная каталоггоация, результаты которой нашли отражение в рукописных материалах отдела тканей и костюма ГИМ. В частности, была проделана скурпулезная работа по выявлению и атрибуции обувных клейм. В коллекции ГИМ нами было выявлено 54 клейменых экземпляра обуви. Они датируются временем от начала ХУШ века и до начала второго десятилетия XX пека. В диссертации сделана попытка систематизировать эти клейма по нескольким принципам для выявления информащш по истории городской обуви в России.

Для полноты исследования, проведения аналогий, уточнения датировок и атрибуцій в целом изучались также образцы городской обуви, хранящиеся в фондах Государственного Эрмитажа, Государственной Оружейной Палаты, Истринского областного краеведческого музея и ряда других музеев России. В них также велась работа по выявлению клейм, в результате которого было выявлено 17 клейм в коллекции обуви Государственного Эрмитажа, 5 - в Государственной Оружейной Палате, 10 - в других собрашіях.

Важное значсігае для исследования диссертационной темы имели сведения, почерпнутые в государственных архивах: РГИЛМ, РГИАД РГИЛЛо и РГИАДА.

Обзор архивных нсточішков дается по местам их храпения. Эти документы не только позволили многократно увеличить перечень дотоле неизвестных мастеров, мастерских, торговых и торгово-промышленных фирм, фабрик механического производства обуви Москвы, Петербурга и других городов, но и помогли уточнить время их основашія, пополшггь эти перечли качественно

новыми фактами, экономическими, статистическими и другими сведениями, дать расшифровку клейм из собраний ГИМ, Эрмитажа и некоторых других музейных коллекций (см. Приложения № 1 и № 2). Кроме того, были выявлены сведения о появлении первых обувных мехашпмов, швейных машин и пр.

Так, например, работа в Российском государственном историческом архиве Ленинградской области (РГИАЛо) позволила выявить ряд фондов и дел по деятельности городской купеческой управы 1762-1839 г.г., мещанской управы 1854-1918 г.г., ремесленной управы 1794-1918 г.г., что позволило обнаружить личные дела крестьян и их прошения о приеме в городские ремесленные цехи, в том числе и обувные.

Изучение Российского государственного исторического архива Москвы (РГИАМ) (фонд 16, канцелярия московского генерал-губурнатора) позволило выявить дела, содержащие сведения об открытии обувных фабрик и передаче, переводе и переименовании ремесленных обувных заведений в фабрики в Москве в 1865 и 1870 г. В фонде 17 (канцелярия московского генерал-губернатора) были обнаружены очень интересные для темы исследования дела, содержащие информацию о выдаче свидетельств владельцам обувных заведений для представления сапож- ных и башмачных изделий на международные выставки 1853, 1857 г. "Ведомость московской ремесленной управы черевичного цеха, сколько в Москве имеется черевичного мастерства, ремесленников и оных находится подмастерьев" за 1825 г. была найдена нами в фонде 14 (Московская обшая и 6-й гласная Дума и Московская общая распорядительная Дума). Благодаря этой находке, в приложении № 2 к диссертащш перечень обувных мастеров пополнился 181 фамилией мастеров черевичного цеха. Изучение фонда 32 (Московский магистрат) дало обильный . материал по прошениям отпущенных на волю крестьян о зачислении их в сапожные, башмачные ремеслсішьіе цехи в 1784, 1785, 1787, 1788 и 1790 г. Интересно, что магистрат отдавал приказ главе ремесленной управы "освидетельствовать" мастера по поводу его квалификации. Если мастер оказывался "знающим" и бывшие хозяева рекомендовали его как человека "состояния доброго, в штрафах и подозрешіях не замеченного", прошение удовлетворялось. Иногда оценка квалификации заканчивалась разрешением быть яшпь подмастерьем в башмачном цехе.

Одновременно велась работа с опубликованными источниками. Ценный материал по теме был собран из статистических сведений дореволюционной России, адресных торгово-промышленных изданий, адрес-календарей за 1837-1916 г.г., из каталогов и обзоров Всероссийских и Всемирных выставок мануфактурных товаров, иностранных и отечественных журналов мод газет XIX - нач.ХХ в. Материалы периодической печати и книжные издания рассматриваются в хронологическом порядке. В частности, в газетах "Московские ве- домости", "Ведомости московской городской полиции" за 1820-1880 г. помешались объявления об открытии новых обувных мастерских, магазинов, лавок, о перемене их местоположения, реклама модной обуви. С 1860-х г. участились газетные публикации о разрешении на открытое в

Москве кожевенных заводов, которые предоставлялись генерал-губернатором.

Существенные для исследования данные почерпнуты из статиеттнческнх годанпй по истории промыслов, торговли и промышлшшостп. В их числе, например, "Статистический временник Российской Империи", "Военно-статистнческое обозрение Российской империи" и др.

Наконец, для выяснения развития форм обуви были использованы письменные и иллюстративные материалы отечественных и иностранных журналов мод. Так, в 1S30— 1850-х г. в России были очень популярны французские модные журналы "Le moniteur de la mode", "Petit courrier des Dames", в которых наравне с модными картинками печатались новости парижской моды, помещались выкройки, чертежи кроя, рисунки вышивок и пояснения к ним. Эти новости перепечатывались отчественными журналами -"Молва" (1831-1836 г.), "Северный цветок" (1850-1860-е г.), "Дамский альбом рукодельных работ" (1855-1856-е г.). С 1862 г. журналы мод стали ругулярио издаваться и в России. Это были: "Модный свет", 'Модный магазин", "Дамский мир" и др. В mix часто помещались рисунки из модных французский журналов, в частности, рисунки модной обуви.

Кроме иляюстрагаш из журналов мод, использовались и другие изобразительные источники: живописные, графические, фото.

Научная новизна. В диссертации впервые осуществлен комплексный подход изучения обуви, с одной стороны как предмета материальной культуры и своеобразного вида прикладного искусства, а с другой - как объекта промышленного производства.

В отечественной науке исследование представляет собой первую попытку источниковедческого исследования фонда вещевых памятников ГРІМ -коллекции обуви городского типа России ХУШ - нач.ХХ в.в. В научный оборот включено около двухсот образцов этого вида источника. Значение работы состоит также п том, что автором выработан подход к изучению этого вида вещевого источника, раскрыты пути и методы этого изучения.

Впервые в истории изучения городской обуви ХУШ-нач.ХХ в.в. составлен наиболее полный на сегодняшшш день (около трех тысяч) список мастеров обувного дела России, владельцев обувных мастерских и обувных заведении, торговых и промышленных фирм, лавок, магазтюв, функционирующих в названный период. Впервые также приводится таблица известных на сегодняиппиі день обувных клейм, меток и прочих фирменных знаков.

Практическая значимость диссертации. Вьшолненное нсследоваїше содержит прежде всего историко-культурное значение, результаты работы позволяют решать научные исторические, искусствоведческие задачи, задачи высшей школы и пр.

Коллекция обуви городского типа ХУШ-нач.ХХ в.в. Государственного Исторического музея в результате диссертационного иселедовашія полностью


о

подготовлена к использованию в исследовательских целях: проведена ее атрибуция, систематизация и классификация. Таким образом, она готова к изданию в виде научного каталога, а в перспективе и определителя по этому виду источника.

Составленные списки мастеров и владельцев обувных производств и заведений, перечень клейм, меток и производственных знаков намного облегчат изучение и атрибуцию аналогичных коллекций в отечествеїшьіх музеях, при составлении научных каталогов, при дальнейшем исследовании истории обувного производства в России, а также в экспозиционно-выставочной, экскурсионной, лекционной работе.

Эти сведешія представляют несомненный интерес не только для музейных работников, но и для исследователей истории отечественной промышлености, материальной культуры и быта, изобразительного и прикладного искусства.

Материалы диссертации имеют определенное значение для верного отображения истории и быта ХУШ-нач. ХХв.в. не только музейными средствами, но и средствами кино, театра и телеискусства.

Обзор материалов, фасонов, кроя и художественного оформления обуви ХУШ - нач. XX в.в. представляет интерес и для современного моделирования, дизайна и производства обуви.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась, одобрена и рекомендована к защите на заседании Ученого Совета ГИМ, секции Ученого Совета "Историко-культурное наследие" Российского института культурологии РАН и МК РФ.

Выводы диссертации, отдельные научные положения и фактические данные изложены автором в докладах и сообщениях на заседаниях отдела тканей и костюма ГИМ, на научных конференциях, сессиях и совещаниях музейных рабопшков 1990-1996 г.г., представлены в 11 публикациях в трудах ГИМ, других научных и научно-популярных журналах и получили отклики у отечественных и зарубежных специалистов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, а также двух приложений общим объемом 413 стр.

В научный аппарат включены списки источішков и использованной литературы и приложения 1 и № 2.

Похожие диссертации на Историко-культурный потенциал обуви городского типа XVIII - начала XX вв.: производство, торговля, технология, мастера : На материалах Гос. Исторического музей