Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея Заславец Наталия Николаевна

Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея
<
Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Заславец Наталия Николаевна. Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.03 / Заславец Наталия Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2008. - 190 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-24/42

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Методологические принципы использования информационных технологий в музейном проектировании

1. Роль информационных технологий в музее в свете учения Э. Тоффлера

2. Изменение ценностного отношения к культурному наследию в историческом аспекте

3. Современные информационные технологии в системе экспозиции музея

ГЛАВА 2. Информационные технологии в отечественном музейном проектировании

1. Аудиовизуальные средства как предпосылка появления информационных технологий в экспозиции

2 Роль информационных технологий в пространстве экспозиции 77

ГЛАВА 3. Деятельность Государственного исторического музея в сфере обеспечения информационной поддержки экспозиционно-выставочных проектов

1. История развития информационной поддержки экспозиции и временных выставок Государственного исторического музея

2. Методика создания и внедрения информационных технологий в музейной экспозиции 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 155

ПРИЛОЖЕНИЕ 174

Введение к работе

Актуальность исследования. Несмотря на то, что предпосылки внедрения информационных технологий в отечественное музейное дело зарождались еще в 1970 - 1980 гг., отличительной чертой периода 1990-х гг. стало активное использование в музейной практике новых информационных технологий. В значительной степени этот процесс, продолжающийся по сей день, обусловлен быстрым развитием технических средств создания, презентации и хранения информации.

В отличие от создания музейных электронных каталогов, необходимость применения цифровых средств в музейном проектировании в течение некоторого времени оставалась спорным вопросом, поскольку считалось неуместным использование современных технических средств в экспозиции как храме, где посетитель общается с прошлым. Однако практика показала, что музейная сфера должна учитывать специфику современного развития общественной жизни.

Начало нового века и нового тысячелетия ознаменовалось бурным процессом создания информационных продуктов для музейных экспозиций, в результате которого интегрирование информационных технологий в экспозиционном пространстве стало обычным явлением в музейной практике. Важность решения проблем музейной коммуникации заставляет музейных специалистов искать новые приемы повышения эффективности экспозиций. Информационные ресурсы в музейном проектировании стали обязательным элементом для придания музею статуса современного. Появилась проблема правомерности использования исследуемых технологий и качества содержания демонстрируемого в экспозиции информационного продукта.

На данный момент практика опережает теоретическое обоснование процесса использования информационных средств в музейной экспозиции. Информационное обеспечение экспозиции входит в структуру музееведения как научной дисциплины и требует научного подхода в определении его

4 места в музейной жизни. Отсутствие единого мнения в вопросе о роли информационных технологий в экспозиции, соотношения традиционных экспонатов (музейных предметов) и информационных продуктов в рамках экспозиции подчеркивает актуальность темы. Очень важно определить объективную роль информационных технологий, не занижающую и не завышающую их настоящее влияние на развитие музейного проектирования. Специфика экспозиции как системы заключается в том, чтобы все ее элементы, в том числе информационное обеспечение, составляли единое целое и не нарушали ее гармоничность и сущностную основу.

Разработанность темы. Проблема информационного обеспечения музейной экспозиции в отечественных диссертационных исследованиях затрагивалась до настоящего времени лишь косвенным путем. Во многом это связано с тем, что техническая сторона проблемы развивалась очень быстро, исследователи не успевали изучать вопросы использования техники в экспозиции и делать выводы, опасаясь, что они могут быть не актуальны. Исключение составляет диссертационная работа Е.Д. Еременко на тему «Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере»1, в которой ее автор рассматривает влияние технических средств, применяемых во всей деятельности музея (в учетной, экспозиционной и образовательной областях). Е.Д. Еременко только подходит к постановке проблемы внедрения мультимедийных средств в экспозициях традиционных музеях, отмечает ее важность и сложность решения.

В диссертационной работе М.Е. Каулен «Экспозиционный показ интерьеров памятников культовой архитектуры»2 рассматривалось техническое оборудование как форма показа различных видов музейных посредников (чертежей, фотографий, мультимедийных посредников и т.п.), отмечалась опасность нарушения впечатления от памятника при активном использовании технических средств. Общая характеристика феномена

1 Еременко Е.Д. Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере: Дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.03 /
Е.Д. Еременко. - СПб., 2000. - 205 с.

2 Каулен М.Е. Экспозиционный показ интерьеров памятников культовой архитектуры: Дис. ... канд. ист.
наук: 24.00.03 / М.Е. Каулен. - M., 1997. - 221 с.

5 мультимедиа в современном социокультурном пространстве освещена в докторской диссертации О.В. Шлыковой «Социокультурная природа мультимедиа» . Автор справедливо отмечает, что сущность мультимедиа определяет не техническая составляющая, а вид деятельности, в которую вовлекаются субъекты мультимедиа. Однако применительно к музейной сфере как консервативной области вопрос влияния мультимедиа в экспозиции не рассматривается автором.

В данном диссертационном исследовании появление информационных технологий в музейной экспозиции объясняется с точки зрения теории информационного общества и учета современных тенденций развития музейного дела. Столь широкий подход к проблеме потребовал изучения тематики диссертационных работ по философии, социологии, культурологии и музееведению. А.Г. Ловецкая4, К.В. Шведова5, М.А. Буйвол6 в диссертационных исследованиях провели философский анализ теории информационного общества. Объяснение возрастающей музейной потребности с точки зрения философской концепции Н.Ф. Федорова содержит диссертация А.В. Зыкова7. Роль музея в современной культуре рассматривается в диссертационных исследованиях Т.А. Алешиной8, Ю.В. Зиновьевой9, О.В. Беззубовой10, А.В. Калякиной11, Е.М. Акулича12, Ю.В.

3 Шлыкова О.В. Социокультурная природа мультимедиа: Дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01 / О.В.
Шлыкова. - М., 2004. - 307 с.

4 Ловецкая А.Г. Информационное общество: динамический портрет, тенденции развития (социально-
философский анализ): Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 /А.Г. Ловецкая. - Тула, 2004. - 151 с.

5 Шведова К.В. Трансформация информации в коммуникативных процессах культуры: Дис. ... канд. филос.
наук: 24.00.01 / К.В. Шведова. - Ростов-на-Дону, 2004. - 133 с.

6 Буйвол М.А. Власть знания в информационном обществе: от гносеологической к социокультурной
интерпретации: Дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / М.А. Буйвол. - Томск, 2005. - 154 с.

7 Зыков А.В. Музееведческие взгляды Н.Ф. Федорова и современное музееведение: Дис. ... канд.
культурологии: 24.00.03 /А.В. Зыков. - Кемерово, 2004. - 194 с.

8 Алешина Т.А. Музей как феномен культуры: Дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Т.А. Алешина. -
Новочеркасск, 1999. - 142 с.

9 Зиновьева Ю.В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема: Дне. ... канд.
культурол. наук: 24.00.03 / Ю.В. Зиновьева. - СПб., 2000. - 269 с.

10 Беззубова О.В. Музей как инстанция художественного, научного и идеологического дискурсов: Дис. ...
канд. филос. наук: 09.00.13 /О.В. Беззубова. - СПб., 2003. - 166 с.

11 Калякина А.В. Адаптация российских музеев к новым социально-экономическим условиям. 1990-е годы:
На материалах группы ленинских музеев: Дис. ... канд. ист. наук: 24.00.03 / А.В. Калякина. - М.,2003.-203 с.

12 Акулич Е.М. Музей как социальный институт: Дис. ... д-ра социологических наук: 22.00.04 / Е.М. Акулич.
- Тюмень, 2004. - 409 с.

Ивановой13, М.А. Лаптевой14 и др. Проблемы определения понятия, функционального значения и необходимости сохранения культурного

наследия исследовались в докторской диссертации Э.А. Шулеповой , диссертационных работах на соискание степени кандидата наук Т.Н. Мироновой , А.В. Лисицкого (роль культурного наследия в рамках теории

1 Я

постмодернизма), М.В. Глаголева и др. Истории музейного дела посвящены две масштабные работы на соискание степени доктора наук В.П. Грицкевича19 и Т.Ю. Юреневой20, а также диссертационные работы локального характера О.Е. Черкаевой21, И. А. Куклиновой22, И.Н. Важинской23 и др. Проблемам музейной коммуникации, которые косвенно затрагиваются в данном исследовании, посвящены диссертационные исследования М.Б. Гнедовского24, СВ. Пшеничной25, А.Ю. Волькович26, B.C. Плохотнюка27, Г.П. Сергеевой28, Б.Б. Пономарева29, О.С. Сапанжи30, Т.М. Пчелянской31 и др.

13 Иванова Ю.В. Статус музея в современном мире: Дне.... канд. культурол. наук: 24.00.03 /Ю.В. Иванова. -
СПб., 2005.-177 с.

14 Лаптева М.А. Музей как социальный институт: Социально-философский анализ: Дис. ... канд. филос.
наук: 09.00.11 / М.А. Лаптева. - Красноярск, 2006. - 149 с.

15 Шулепова Э.А. Музеефикация памятников как механизм использования культурного наследия в регионе:
Дис.... д-ра культурологии: 24.00.02. 24.00.03 / Э.А. Шулепова. - М., 1998. - 292 с.

16 Миронова Т.Н. Сохранение природного и культурного наследия как императив культурной политики
постиндустриального общества: Дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.01 /Т.Н. Миронова. - М., 2000. - 168 с.

17 Лисицкий А.В. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития: Дис. ... канд. культурологии:
24.00.01 / А.В. Лисицкий. - М., 2004. - 151 с.

18 Глаголев М.В. Культурные ценности в контексте современного информационного пространства: Дис....
канд. культурологии: 24.00.01 / М.В. Глаголев. - М., 2004. - 139 с.

19 Грицкевич В.П. История музейного дела в мире (до конца XVIII века): Дис. ... д-ра культурологии:
24.00.03 / В.П. Грицкевич. - СПб., 2002. - 397 с.

20 Юренева Т.Ю. Музей в истории мировой культуры: генезис и эволюция: Дис. ... д-ра ист. наук: 24.00.01 /
Т.Ю. Юренева. - М., 2004. - 492 с.

21 Черкаева О.Е. История музейного дела в Австрии, Германии, Швейцарии (XVI - начало XX века): Дис. ...
канд. культурол. наук: 24.00.03 / О.Е. Черкаева. - СПб., 1999. - 372 с.

22 Куклинова И.А. История музейного дела во Франции (XIV - XIX века): Дис. ... канд. культуролог, наук:
24.00.03 / И.А. Куклинова. - СПб., 1999. - 274 с.

23 Важинская И.Н. История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков:
Дис. ... канд. культурологии: 24.00.03 / И.Н. Важинская. - СПб., 2004. - 262 с.

24 Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении: теоретические и прикладные аспекты: Дис.
в виде научного доклада ... канд. ист. наук: 17.00.07 / М.Б. Гнедовский. - М., 1994. - 18 с.

25 Пшеничная СВ. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель: Дис.
... канд. культуролог, наук: 24.00.03 / СВ. Пшеничная. - СПб., 1999. - 196 с.

26 Волькович А.Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система: Дис. ... канд. культуролог, наук:
24.00.03 /А.Ю. Волькович. - СПб., 1999. - 192 с.

Плохотшок B.C. Семиотические проблемы исторического знания и музейной коммуникации: Дис. ..

Сергеева Г.П. Семантическая структура музейной экспозиции: цикл и цикличность: Дис. ... канд.

канд. филос. наук: 24.00.01 / B.C. Плохотнюк. - Ростов-на-Дону, 2000. - 231 с. 28 Сергеева Г.П. Семантическая структура музейной экспозици культурол. наук: 24.00.03 / Г.П. Сергеева. - СПб., 2001.-175 с.

Теоретические проблемы использования аудиовизуальных средств в экспозиции с учетом технического развития оборудования в то время рассматривались специалистами еще в 1970-1980-х гг.: Л.С. Бычковой, Ю.У. Гуральником, В.К. Васильевым, Ю.П. Пишулиным, Ю.В. Решетниковым и др. Авторами исследовалась современная им аудиовизуальная техника, предназначенные, в основном, для экскурсионных групп. Для нынешнего понимания темы ценно то, что проблема опасности чрезмерного и недостаточно продуманного увлечения техническими устройствами в экспозиции поднималась несколько десятков лет назад.

Современные тенденции развития музейного проектирования
изучались на основе материалов периодических изданий, сборников научных
трудов, научно-практических конференций, электронных изданий.
Методологические, содержательные, архитектурно-художественные

проблемы построения исторической экспозиции в изменяющихся условиях, вопросы музейной коммуникации изучались ведущими исследователями в области музееведения: Л.И. Скрипкиной, А.Е. Балакиревым, Г.К. Ольшевской, Н.А. Никишиным, М.Е. Каулен, М.Т. Майстровской, Н.Г. Самариной, СТ. Махлиной, Л.М. Шляхтиной, Е.Н. Мастеницей, А.А. Куренышевым, Т.Н. Кандауровой, Е.Г. Гороховой и др.

Вопрос использования информационных технологий активно разрабатывается зарубежными музеями. В силу ряда причин теоретическая проблема применения мультимедиа в экспозиции была поставлена иностранными коллегами несколько раньше, нежели у нас. В частности, в 1992 г. Segne Hoffos было дано определение мультимедийных технологий, разработаны основные принципы интерактивности на примере

29 Пономарев Б.Б. Музей как коммуникационная система: проблемы гармонизации историко-культурного и
информационно-деятельностного компонентов: Дис.... канд. культурологии: 24.00.03 /Б.Б. Пономарев. -
Краснодар, 2002. - 225 с.

30 Сапанжа О.С. Стратегии коммуникационных процессов современного музея: Дис. ... канд.
культурологии: 24.00.03 / О.С. Сапанжа. - СПб., 2005. - 217 с.

31 Пчелянская T.M. Социально-культурная детерминация музейной экспозиции: культурологические
аспекты: Дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.03 /Т.М. Пчелянская. - СПб., 2005. - 160 с.

32 Hoffos S. Multimedia and the Interactive Display in Museums, Exhibitions and Libraries / S. Hoffos. - [London],
1992. - 92 p. - (Information Research Report; 87).

8 мультимедийных средств, используемых в экспозициях музеев Великобритании, показана эффективность подобных технологий. Тем не менее, исследуемая проблема сохраняет актуальность до сих пор. Ассоциацией музеев провинции Квебек в Канаде (Societe des musees quebecois (SMQ)) теме применения информационных технологий в экспозиции было посвящено 3 периодических сборника «Musees» (1998, 2001, 2007 гг.) и проведена конференция «Presence des technologies dans l'espace musee» (SMQ, Centre des sciences de Montreal, Musee de la civilisation de Quebec, 1- 4 октября 2007 г.).

Тема внедрения современных информационных технологий в отечественных музейных экспозициях ежегодно освещается в рамках международной конференции «Информация для всех: культура и технологии информационного общества» (EVA), ежегодной конференции Некоммерческого партнерства «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (НП АДИТ). Данной проблемой занимаются К.А. Мееров (интергирование мультимедийных технологий в исторической экспозиции), А.С. Дриккер, О.М. Киссель (информационные технологии в экспозиции художественного музея), Т.Г. Богомазова (функции мультимедиа средств в экспозиции), а также А.В. Лебедев, В.В. Черненко, К.А. Наседкин, А.Д. Дремайлов, Л.Я. Ноль, Н.В. Толстая, Ю.М. Лошак, Е.Л. Кощеева, А.А. Борисова, С.Д. Черкалин, Д.Ю. Гук и др.

В настоящее время сформировалось несколько подходов в понимании роли информационных технологий в экспозиции. Первый подход касается использования технических средств в экспозиции художественного музея, его авторы считают, что информационные технологии должны играть в экспозиции инструментальную, обслуживающую роль, с содержанием справочного характера. Вторая точка зрения - более смелая, предполагает, что функции мультимедийных средств постепенно расширяются, более того, информационные технологии в некоторых случаях могут выступать наряду с подлинниками равноправными участниками музейной экспозиции.

9 Разработка концепции информационного обеспечения экспозиции (создание видео-, мультимедиа программ) является атрибутом современной экспозиции. Третий подход имеет промежуточный характер, основан на понимании основной роли источника в экспозиции, в большей мере, применим к экспозициям музеев исторического профиля.

Так как процесс применения информационных технологий в музейной экспозиции изучался в диссертационной работе в рамках общих тенденций, наблюдаемых не только в музейном проектировании и в музейном деле, но учитывались изменения в обществе в целом, в списке источников и литературы сборники статей и научно-практических конференций, посвященных современным проблемам музейного проектирования, сохранения и изучения культурного наследия, информатизации музейной сферы, указываются целиком, без росписи статей, поскольку они изучались полностью для того, чтобы правильно понять цель конференции (или издания того или иного сборника), определить проблему и сделать выводы.

Цель исследования - определить место информационных технологий в экспозиции музея исторического профиля, выявить функциональное значение информационных технологий для совершенствования экспозиции, а также разработать общие правила и приемы целесообразного использования их в музейном проектировании.

Задачи исследования:

обосновать появление информационных технологий в экспозиции как результат последовательного развития музейной практики;

проанализировать современное состояние проблемы на основе источников и литературы по использованию информационных технологий в музейном проектировании, на основе опыта применения современных информационных средств в музейной экспозиции;

- разработать принципы повышения эффективности информационного
обеспечения экспозиции.

Объект исследования — информационные продукты, применяемые в экспозиционно-выставочной деятельности отечественного музея.

Предмет исследования - изучение влияния современных информационных технологий на развитие музейного проектирования.

Источниковая база исследования. Основными источниками послужили внутримузеиная научная документация по исследуемому вопросу, экспозиции и выставки Государственного исторического музея (ГРІМ), а также музеев г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, ознакомление с которыми осуществлено диссертантом. В каждом отдельном случае рассматривалось информационное обеспечение как элемент экспозиционной системы.

Анализ отечественных экспозиций показал, что для большинства музеев решение вопроса информационного обеспечения являлось дополнительным этапом к совершенствованию существующей экспозиции. Только для некоторых современных музеев задача информационной поддержки ставилась на уровне создания научной концепции экспозиции. Иногда информационные ресурсы выглядели дополнительным блоком, отдельной вставкой в пространстве традиционной экспозиции, что нарушало ее единство и не оправдывало их применение.

В Государственном Центральном музее современной истории России, несмотря на то, что использование компьютерных технологий предусматривалось научной концепцией экспозиции33, информационное обеспечение разработано неравномерно для каждого зала. Например, для некоторых залов информационная поддержка вообще не предусмотрена, навигационные электронные киоски, содержание которых помогает сориентироваться в тематическом пространстве экспозиции, предлагая краткую характеристику тематических разделов, есть только в трех залах экспозиции. Более того, форма подачи информации в электронных киосках

33 Балакирев Л.С. Концепции экспозиции Государственного Центрального музея современной истории России / Л.С. Балакирев., Г.К. Ольшевская // Проблемы научного проектирования экспозиции и изучения музейных коллекций: Научные труды ГЦМСИР: Вып. I: Ч. II / ГЦМСИР; отв. ред. Т.Г. Шумная. - М., 2004. -С. 3-71.

не разработана специально для посетителя экспозиции, представляет собой интерфейс и содержание web-сайта музея, предназначенного для выполнения задачи ознакомления аудитории с экспозицией на расстоянии. В экспозиции широко применяется демонстрация кинохроники и видеоматериала как исторических источников, которые, безусловно, дополняют и оживляют экспозицию (фильм Д. Вертова «Человек с киноаппаратом», кадры кинохроники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., хроника Парада Победы 1945 г., телевизионные фильмы о М.А. Суслове, В.В. Путине и т.д., наличие кинозала с периодическим показом фильмов). В одном из самых эмоционально насыщенных залов, зале № 19 «СССР накануне Великой Отечественной войны (конец 1930-х - начало 1940-х годов)», помимо показа видеохроники, демонстрируется мультимедиа диск, разработанный Республиканским мультимедиа центром Министерства образования РФ. В содержательном смысле, диск берет на себя задачу в интерактивном режиме показать событийную хронику начала войны (по дням). В зале представлены личные вещи солдат, письма, фотографии и т.п., таким образом, авторы постарались показать трагедию войны через призму конкретного человека. В результате, мультимедиа диск и традиционная часть экспозиции в виде показа музейных предметов представляют два тематических блока и помогают посетителю получить целостное представление о начале войны. Однако если бы содержание диска было разработано специально для этого зала, то можно было бы показать непосредственную связь интереснейших экспонатов с хроникой военных операций. В зале № 1 «Государственная символика России. История и современность» и в зале № 28 «Российская Федерация в условиях политических и экономических реформ. Избрание президентом России В.В. Путина. 1992-2000 годы» расположена информационная система по истории российской государственной символике, на взгляд диссертанта, наряду с большим количеством изобразительного материала, содержанию не хватает пояснительной информации по истории российской символики и наградной системы. Если

12 для вводного зала, призванного показать единство исторического развития Отечества важно предоставить посетителю систематическую информацию по истории государственной символики, то в последнем экспозиционном зале информационный ресурс должен знакомить пользователя с информацией по современной символике. Таким образом, информационный продукт выполняет разные функции, в зависимости от расположения.

Встречаются случаи, когда информационные технологии интегрируются в музейные экспозиции в «сыром», недоработанном виде, например, остаются пустыми некоторые разделы, нет англоязычной версии при наличии специального знака, предусматривающего ее существование и т.д. В Музее истории Москвы ГУК «Музейное объединение «Музей истории Москвы» в центре зала № 2 «На рубеже XIX-XX веков» располагается информационная система. При установке сенсорного электронного киоска предполагалось, что посетитель будет пользоваться системой стоя. Это неудобно, поскольку подробное изучение содержания системы требует значительного времени. Поисково-справочная часть системы, по мнению автора, требует более тщательной проработки лингвистического обеспечения. Например, в разделе исторических лиц перечислены имена, при активации каждого из них можно увидеть изобразительный ряд музейных предметов, с которыми связана интересующая личность. Однако в этом случае непонятно, каким образом музейный предмет связан с личностью, в системе не предполагается указание рода связи (автор, владелец, изображен и т.п.).

В тех случаях, когда информационные технологии выполняют одну из важных задач в экспозиции, включают разнообразный функционал, информационное обеспечение экспозиции развивается в достаточной мере, авторы предоставляют посетителям, посредством информационных продуктов, несколько уровней ознакомления с материалом. Например, в экспозиции Государственного Дарвиновского музея существует два уровня ознакомления: ознакомительный и образовательный. Структура содержания

13 большинства интерактивных информационных ресурсов организована таким образом, что пользователь сам выбирает для себя или поверхностное ознакомление, или более детальное изучение материала.

Для отечественных музеев характерно то, что каждый музей выбирает для себя индивидуальное решение вопроса информационной поддержки, исходя из особенностей экспозиции. Несмотря на существующие недостатки, это позволяет посетителям увидеть непохожие друг на друга музейные экспозиции.

В рамках данного исследования в качестве источников рассматривались путеводители по экспозициям, каталоги выставок, рекламные буклеты, различные информационные сообщения в периодических изданиях, содержащие материал по применению информационных средств в музейном проектировании.

Методология исследования. Обоснование положений

диссертационной работы строится на основе междисциплинарного музееведческого знания.

Основой для понимания возрастающей роли социокультурной функции музея в новых изменяющихся условиях послужили работы ведущего теоретика информационного общества Э. Тоффлера 4, а также приверженцев теории постиндустриального общества Д. Белла"'5, Дж. Гэлбрейта , Дж. Нейсбита и др. Проблемы передачи информации, роли коммуникативных механизмов в обществе, опасности влияния

J Тоффлер Э. Адаптивная корпорация / Э. Тоффлер // Новая постиндустриальная волна на Западе.

Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 448-462; Тоффлер Э. Метаморфозы власти

/ Э. Тоффлер; пер. с англ. - М., 2004. - 669 с. - (Philosophy); Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер; пер. с

англ. - М., 2002. - 776 с. - (Philosophy); Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер; пер. с англ. - М., 2004. - 558

с. - (Philosophy); Тоффлер Э., Тоффлер X. Война и антивойна / Э. Тоффлер, X. Тоффлер; пер. с англ. - М.,

2005.-416 с. - (Philosophy); Тоффлер Э., Тоффлер X. Революционное богатство / Э. Тоффлер, X. Тоффлер;

пер. с англ. - M., 2008. - 569 с. - (Philosophy).

35 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М.,

1999. - 956 с.

'в Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт; пер. с англ. - М.- СПб., 2004. - 213 с. -

(Philosophy).

37 Ыейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла / Дж.

Нейсбит; пер. с англ. А.Н. Анваера. - М., 2005. - 383 с. - (Philosophy).

14 высокотехнологичных машин на человека рассматривались с точки зрения идей основателя кибернетики Н. Винера38.

Элвин Тоффлер - создатель теории волнового развития общества, приверженец информационной концепции развития общества. Его главный труд «Третья волна» - анализ кризиса всех систем индустриального общества, а также исследование процессов нового социального порядка, черт и особенностей возникающего общественного устройства (появление новых источников энергии, изменение качества производства, социальных отношений и т.д.). Характерной чертой Третьей волны является то, что жизнь общества будет подчинятся трем главным принципам: демассификации, децентрализации и дестандартизации, в соответствии с которыми одновременно будут меняться все сферы жизни общества (в экономике производство держится на многочисленных самоподдерживающихся небольших источниках энергии, увеличивается сфера производства на заказ, часть производства осуществляется непосредственно дома, выделяются наукоемкие отрасли производства (электроника, освоение космоса и глубоководные исследования, генная инженерия, материаловедение), главную роль в обществе играют отдельные сообщества, важное место принадлежит сфере образования и коммуникационных технологий и т.д.). Э. Тоффлер считает, что современный период нашей истории является переходным и предполагает немало трудностей. Особую роль он уделяет влиянию знания на жизнедеятельность общества. По мнению диссертанта, не стоит понимать слова Э. Тоффлера буквально, поскольку он не ставит цель в точности предсказать будущее. Ценны те выводы, которые Э. Тоффлер делает на основе собственных наблюдений возникновения новых социальных тенденций.

Норберт Винер — создатель кибернетической философии. Сегодня термин «кибернетика» применяется к целой совокупности смежных дисциплин, включая общую теорию систем, теорию информации, динамику

Винер Н. Творец и будущее / Н. Винер; пер. с англ. - М., 2003. - 733 с. - (Philosophy).

15 систем, теорию катастроф и теорию хаоса. Кибернетика оперирует следующими ключевыми понятиями: сообщение, сигнал, шум, энтропия, избыточность и, главное, обратная связь, большинство этих понятий разрабатывал Н. Винер. В работе «Кибернетика и общество» он рассматривал вопросы соотношения системы управления и связи в машинах с системой животных организмов, Винер отмечал важную роль обратной связи в коммуникативном процессе передачи информации и высшей степени обратной связи - научения. Значительное место автор уделял вопросу роли коммуникативных машин в обществе, «строил» завод будущего с использованием высокотехнологичных машин, приводил примеры коммуникативных механизмов в различных сферах жизнедеятельности общества. Ученики Норберта Винера способствовали появлению всемирного информационного пространства (Интернета). В работе «Творец и Голлем.Іпс»40 автор поднимает проблему опасности влияния машин на общество, обсуждает некоторые проблемы, в которых кибернетика сталкивается с религией. Применение обучающих машин, построенных на теории научения, похоже на игру между Творцом и Его творением, очень важно, чтобы машина выполняла только функции, свойственные машине, умственная деятельность должна быть присуща только человеку. Большие опасения у Норберта Винера вызывало машинопоклонение как стремление уйти от личной ответственности за опасное и гибельное решение.

При восприятии музея как посредника между поколениями и культурами, в целях понимания онтологической функции музея, диссертант основывается на идеях русского космиста, основоположника «философии общего дела» Н.Ф. Федорова41.

",9 Винер Н. Кибернетика и общество / Н. Винер // Винер Н. Творец и будущее / Пер. с англ. - М., 2003. - С. 7-224.-(Philosophy).

40 Винер Н. Творец и Голлем. Inc. / Там же. - С. 225-292.

41 Федоров Н.Ф. Сочинения: Т. 85 / Н.Ф. Федоров. - М., 1982. - 711 с. - (Философское наследие).

При изучении динамики характера аксиологического отношения к объектам культурного наследия на протяжении всего исторического периода автору помогали работы А. Тойнби42, К. Леви-Строса43, Ф. Шиллера44 и др.

Методы исследования. Основными методами исследования явились метод индукции, сравнительный, функциональный методы, методы анализа и синтеза, системный метод, а также описательный метод при изучении музейных информационных продуктов в экспозиции.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка теоретически объяснить появление информационных технологий в музейной жизни, собран и проанализирован опыт отечественных музеев их использования в экспозиции, сформулировано понятие информационных технологий в музейном проектировании, разработаны классификации информационных технологий, обобщен опыт ГИМ в области разработки информационного обеспечения экспозиционно-выставочной деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Учитывая современную потребность общества в получении качественной информации по культурному наследию, информационные технологии являются одним из средств реализации этой потребности в пространстве экспозиции.

  2. Информационные технологии являются преемниками аудиовизуальных средств, применявшихся в советских экспозициях 1970-1980-х гг., и опыт их внедрения должен учитываться.

  3. Функциональный потенциал и разнообразие примеров использования информационных технологий в музейной экспозиции позволяет считать их

42 Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. - М., 1991. - 736 с.

43 Леви-Строс К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. - М., 1999. - 384 с. - (Библиотека философской
мысли).

44 Шиллер Ф. В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения: Вступительная лекция
/ Ф. Шиллер / Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7 тт.: T.4. Исторические сочинения. Статьи. - М., 1956. - С.
9-28.

17 современным средством в области трансляции информации по культурному наследию.

4. Современные требования к информационным ресурсам позволяют считать их создание, разработку содержания и технического задания полноценной научно-исследовательской работой.

Практическая значимость исследования. Результаты

диссертационной работы помогают углубить теоретические представления в области музееведения, связанные с проблемой использования информационных технологий в музейной практике. Материалы и выводы исследования могут использоваться для чтения курса лекций по применению информационных технологий в музейном проектировании. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть применимы при разработке научных концепций информационного обеспечения исторических экспозиций. Методические принципы, изложенные в работе, полученные на основе личного опыта работы автора данного исследования в этом направлении, могут представлять интерес для историко-краеведческих музеев.

Апробация материалов исследования. Основное содержание работы изложено в 15 публикациях. Различные аспекты исследования автор выносила на обсуждение в ходе выступлений на научных конференциях: ежегодной научно-практической конференции «Научно-исследовательская работа в музее» (г. Москва, МГУКИ, 2003 - 2006 гг.), 10-й научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства» (г. Москва, Государственная Третьяковская галерея, Объединение «Магнум Аре», 2004 г.), 8-й международной конференции «EVA'2005 Москва: Информация для всех: культура и технологии информационного общества» (г. Москва, 2005 г.), 9-й ежегодной конференции Некоммерческого партнерства «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (НП АДИТ) (г. Казань, 2005 г.), международной конференции «Научные реконструкции в современной

18 экспозиционной и образовательной деятельности музеев» (г. Москва, ГИМ, 2005 г.), научной конференции «Иностранные языки в науке и культуре» (г. Москва, МГУКИ, 2005 г.), международном «круглом столе» «75 лет творчества и созидания: наука, культура, образование XXI века» (г. Москва, МГУКИ, 2005 г.), юбилейной научно-практической конференции «Исторические музеи в гуманитарном пространстве России» (г. Москва, ГИМ, 2008 г.).

Материалы диссертационной работы использовались при разработке учебной программы «Информационные технологии и технические средства в музее» (сост. Н.Н. Заславец, Г.Л. Силантьев, 2005 г.) и при чтении лекций по курсу «Автоматизированные информационные системы в сфере культурного наследия» на кафедре музееведения МГУКИ.

Структура исследования включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы и приложение.

Роль информационных технологий в музее в свете учения Э. Тоффлера

Постоянные изменения, происходящие сегодня во всех сферах человеческой жизнедеятельности, привели к потребности поиска адекватных и убедительных объяснений со стороны современных философов, социологов и футурологов, а также со стороны специалистов во всех областях, которые остро чувствуют малейшие изменения в конкретной области знания. Примерно с 60-х гг. XX в. в литературе все чаще встречается термин «информационное общество».45 Сейчас не существует четкого определения этого понятия, поскольку оно вмещает в себя самые общие представления о дальнейших преображениях нашей цивилизации. Среди современных исследователей нет общего мнения в отношении оценки теории информационного общества, поскольку ее анализ осуществляется в соответствии с конкретными общественными изменениями. Вместе с тем, на наш взгляд, не стоит понимать теоретиков постиндустриального, информационного общества буквально, поскольку большинство из них не ставило задачу предсказать будущее, для многих из них главное заключалось в попытке проанализировать настоящее, дать общее видение проблем современности и попытаться предупредить о нежелательных последствиях46. Общее гуманистическое направление теории информационного общества обусловило необходимость определения функционального места в ней такого социокультурного образования как музей.

Основу понимания «информационного общества» как совершенно новой стадии развития можно увидеть в работах социолога и футуролога Э. Тоффлера. «Мир, который возникает с огромной скоростью из столкновения новых ценностей и технологий, новых геополитических отношений, новых стилей жизни и способов коммуникации, требует совершенно новых идей и аналогий, классификаций и понятий. Мы не можем втиснуть эмбриональный завтрашний мир в принятые вчера категории.»4 Автор концепции волнового развития истории попытался дать систематическую картину наступающего будущего. В очень схематичном варианте Первая волна - аграрное общество, Вторая волна - индустриальное, Третья волна - сверхиндустриальное информационное общество.

Смена одной волны другой обусловлена не простыми причинными связями, Элвин Тоффлер применяет теорию диссипативных (рассеивающихся) структур И. Пригожина. Общество как сложная система постоянно подвергается внешним и внутренним флуктуациям (мелкомасштабным изменениям). При усилении положительной обратной связи, увеличивающей изменения, равновесие системы теряется, что ведет к созданию полностью новой структуры более высокого уровня.

Использование теории волн заставляет Э. Тоффлера указать на основные черты каждой из трех цивилизаций. Автор более подробно останавливается на описании основных черт Второй волны и появлении признаков Третьей волны, напоминая, таким образом, что мы ощущаем столкновение двух волн: Вторая волна еще не окончательно утратила свои силы, а Третья волна еще только набирает обороты.

Эра Первой волны, по мнению автора, началась около 8 тысяч лет до н. э. и господствовала примерно до 1650-1750 гг., автор назвал ее «сельскохозяйственной цивилизацией». Основными энергетическими источниками Первой волны являлась мускульная сила человека и животных, а также энергия солнца, ветра и воды, отчасти использовалась для обогрева и приготовления пищи энергия, получаемая за счет вырубки и сжигания леса. В основе жизненного уклада общества Первой волны - земля. В экономике господствовало простое разделение труда, ручное изготовление товаров в единственном экземпляре по предварительному заказу или «для себя».

Первая волна имела особые социальные характеристики: существование определенных классов людей, имеющих юридические права и обязанности, передающиеся по наследству, формы семьи были неодинаковы, каждая семья - отдельная производственная ячейка, большая часть работы выполнялась в поле или дома.

Вторая волна началась примерно с 1650-1750 гг. и достигла своего апогея в США, по мнению автора, примерно в 1955 г. Разумеется, эти границы нечеткие, поскольку признаки Первой волны существовали и в XX в., а в некоторых районах сохранились до сих пор, так как мировое развитие осуществляется неравномерно. Вторая волна принесла с собой такие понятия, которые на современном языке звучат как концентрация, максимизация, стандартизация, централизация, синхронизация и специализация. Энергетическая база Второй волны состояла из энергии угля, газа и нефти. Сдвиг в энергетической базе произошел от рассредоточенной энергии - к концентрированной, от возобновляемой — к невозобновляемой, от многих разных видов источников - к немногим. С наступлением Второй волны появилось промышленное производство, которое носило массовый характер, также как и система распределения; важной характеристикой являлся разрыв между производством и потреблением. Вторая волна породила малую «нуклеарную» семью, не обремененную родственниками, состоящую из отца, матери и нескольких детей. Потребность в тесной координации в индустриальном обществе детерминировала появление новых средств коммуникации (почта, телеграф, телефон, СМИ и т.д.)

Аудиовизуальные средства как предпосылка появления информационных технологий в экспозиции

На данный момент отсутствуют основания говорить о том, что внедрение информационных технологий в экспозициях отечественных музеев распространено повсеместно. Процесс развивается постепенно и достаточно быстро, как в количественном аспекте (в процесс вовлекаются новые музеи), так и в качественном (разрабатываются новые виды информационных средств, усложняются существующие информационные технологии, уточняется их роль и т.д.). Использование информационных технологий в экспозициях современных музеев в большинстве случаев зависит от инициативы руководства каждого отдельно взятого музея, наличия соответствующих финансовых возможностей, квалифицированного кадрового состава в области разработки (это особенно важно) и внедрения информационных продуктов в экспозицию. Тем не менее, существующие на практике примеры представляют интерес для изучения в целях анализа пути развития данной области музейной практики, определения и уточнения функциональной роли, применяемых в экспозиции информационных технологий, разработки соответствующей классификации информационных технологий, освещения проблем, возникающих при их использовании в музейном проектировании и выявления тенденций дальнейшего развития.

Следует отметить, что в качестве предпосылки внедрения информационных технологий в музейном проектировании выступает опыт применения технических средств (в частности, аудиовизуальных) в экспозиционно-выставочной работе отечественных музеев конца 1960 -начала 1990 гг. XX в. D Под аудиовизуальным показом понималась демонстрация кинофонофотоматериала с помощью звуковоспроизводящей и звукозаписывающей аппаратуры (магнитофонов, электрофонов) и проекционных средств (диапроекторов, киноустановок, видеомагнитофонов и т.п.) К аудиовизуальным средствам относились: озвученные или не озвученные кинофильм, полиэкран, слайд-фильм, видеозапись, специально разработанные для конкретного музея динамические и статичные аудиовизуальные центры, светомузыка, озвучивание диорам, «автоматический экскурсовод» (или «радиоэкскурсовод») и т.п. В Кратком словаре музейных терминов (М., 1974) аудиовизуальные системы определяются как «современные средства технической оснащенности музеев, служащие для более глубокого раскрытия, содержания экспозиции посредством кино-, фото-, фономатериалов».

Несмотря на то, что вопрос использования аудиовизуальной техники в экспозиции не получил достойного отражения в социологических исследованиях в нашей стране, следует упомянуть комплексное социологическое исследование «Музей и посетитель» , косвенно затронувшее данную тему. В частности, исследователями утверждалось, что музеи недостаточно используют средства кинопоказа в экспозиции, и даже тот случай, который наблюдался в рамках исследования (киноустановка к теме «Первый ковш курской руды» в Курском краеведческом музее) был не совсем удачным. В целом вывод исследователей был таков: аудиовизуальные системы являются одним из эффективных средств музейной пропаганды, необходимо популяризировать удачный опыт таких музеев, как Музей героической обороны и освобождения Севастополя, Музей космонавтики (г. Москва).

В результате ряда пилотажных исследований, проведенных в 1980-1983 гг. в Государственном Центральном музее революции СССР и еще в четырех музеях историко-революционного профиля в союзных республиках, был сделаны важные и опережающие события выводы, в том числе: аудиовизуальный показ должен использоваться не только в процессе экскурсионного обслуживания, аудиовизуальные средства с научно-справочными программами необходимы при самостоятельном осмотре экспозиции.

С конца 1970 - начала 1980-х гг. аудиовизуальные системы активно включаются в экспозиционный показ как новые средства выразительности музейной экспозиции (Калининский государственный объединенный историко-архитектурный и литературный музей, Украинский музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ташкентский филиал Центрального музея В.И. Ленина и др.). Особо следует отметить начало применения видеомагнитофона в музейной экспозиции с середины 1970-х гг., что считалось перспективным направлением, новым этапом в процессе использования технических средств, результатом чего стало широкое распространение видеомагнитофона в советских музеях. Новейшему техническому устройству отводилась основная роль среди других аудиовизуальных средств (диапроекторов, киноустановок), благодаря его уникальным для того времени возможностям, а именно быстрой фиксации материала, что позволяло музею самостоятельно составлять видеопрограммы по сценарию в соответствии с экспозиционным замыслом, давало возможности автоматической заправки кассеты с видеофильмом, быстрого поиска нужного кадра, замедленной съемки.121 Совершенствование технических средств приводило к расширению их функционального значения в музейной экспозиции.

История развития информационной поддержки экспозиции и временных выставок Государственного исторического музея

Государственный исторический музей является крупнейшим музеем РФ исторического профиля, собрание которого насчитывает более 5 миллионов единиц хранения. Сохраняя традиции со времен И.Е. Забелина и А.С. Уварова, музей остается научным центром хранения, изучения и презентации овеществленной памяти поколений. Являясь методическим центром для историко-краеведческих музеев страны, музей стремится применять современные достижения исторической науки в экспозиционно-выставочной деятельности и разрабатывать новые приемы повышения уровня музейной коммуникации.

Анализируя современные экспозиции с использованием информационных технологий российских музеев, можно сказать, что применение информационных средств в музейном проектировании идет по двум направлениям. Первое направление связано с музеями, коллекций которых недостаточно для полного освещения заявленной в экспозиции темы. Поэтому они вынуждены создавать физические и виртуальные копии с оригиналов других музеев и широко использовать информационные продукты для создания аттрактивной экспозиции.

Другое направление представляют музеи с коллекциями национального значения, для которых музейный объект (подлинник) играет первостепенное значение в экспозиции, а информационные технологии выполняют дополнительную функцию, обеспечивая информацией музейный экспонат для того, чтобы он «заговорил» в экспозиции.

ГИМ представляет второе направление развития информационных технологий в музейном проектировании, изначально определяя вспомогательную функцию информационных технологий в экспозиции. Государственный исторический музей имеет достаточный опыт в области использования цифровых технологий, становясь инициатором различных мультимедиа проектов, дополняющих постоянную экспозицию и временные выставки.

Первые попытки внедрения компьютерных мониторов в экспозицию Исторического музея встретили настороженное отношение со стороны специалистов, что вполне обосновано, поскольку на тот период музей не обладал опытом в этом направлении и еще не выработал те приемы, которые необходимы для создания информационной продукта для экспозиции. Тем не менее, коллективная работа специалистов позволила сделать первые шаги в данном направлении деятельности.

Одним из первых шагов применения информационных технологий непосредственно в экспозиции была выставка-презентация картины французской художницы Октавии Россиньон, написанной по заказу императора Николая І в 1839 г., «Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта в Московском Кремле 15 мая 1682 г.». Выставка проходила в 2003 г. в рамках ежегодной международной программы «Весна музеев». Кроме того, это была первая попытка ГИМ дать более широкий фактографический материал о произведении изобразительного искусства с использованием результатов технико-технологического исследования. Картина поступила в музей в 2002 г. и прошла комплексное технико-технологическое исследование в отделе научной экспертизы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря. В результате данного исследования с точностью было определено авторство картины, уточнен сюжет. На выставке были представлены предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства времен Петра I, а также материалы, раскрывающие историю создания картины, которые демонстрировались на большом компьютерном мониторе выставки.

Следует отметить, что опыт отдела информатики ГИМ в области создания компьютерных изображений впоследствии определил направление применения информационных продуктов, в частности, компьютерных презентаций, в музейном проектировании. На протяжении нескольких лет отдел формировал охранный видеографический банк данных компьютерных изображений, целью которого стало хранение страховых копий музейных предметов (в основном графики) высокого разрешения, материалы которого затем использовались при создании презентаций. Проводились исследования по разработке информационной системы КАМИС ОАО «Альтсофт» для Исторического музея, по созданию Регистрационного узла музейных изображений России (РУМИР) в целях представления культурного наследия РФ в сети Интернет.

Начиная с 1995 г. в Государственном историческом музее ведутся работы по изучению международного опыта в области описания музейных предметов на основе компьютерных изображений. ГИМ участвовал в проекте Network of Art Research Computer Image SystemS in Europe (NARCISSE), одним из результатов сотрудничества стало создание русской версии этой многоязычной системы, которая использовалась Сектором мультимедиа ресурсов ГИМ, продолжением сотрудничества стала работа над созданием русской версии информационной системы European Research Open System (EROS).

Похожие диссертации на Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея