Введение к работе
1. Постановка задачи. Современная реставрация памятников культуры как составная часть музееведения выстраивается на стыке гуманитарных, естественных и технических наук. Как известно, исторические и культурные памятники - это в первую очередь памятники материальные, подверженные неизбежному процессу старения. Поэтому вопросы их сохранения являются приоритетными для музееведения. Современные требования к реставрационной науке предполагают знание материальной структуры памятников, процессов, вызывающих их разрушение. Только на основании этих знаний можно правильно оценить влияние тех или иных факторов окружающей среды, тех или иных консерва-ционных материалов, используемых при их реставрации.
В большинстве научных работ в области исследования и применения новых материалов для текстильной реставрации, появившихся в последние годы, исследуются хотя и очень актуальные, но в основном частные проблемы. Например, отдельно исследуются клеи, отдельно ткани. Рассмотрение частных вопросов без учета их взаимодействия зачастую приводит к погрешностям, имеющим системный характер, возникающим из-за отсутствия обобщенного взгляда на проблему.
В данной работе впервые гюставлеш комплексная задача по выбору оптимальных дублировочных материалов для реставрации шерстяных изделий. На примере комплексного решения этой проблемы видно, что системный подход позволяет создать качественно новую методологию исследований. При таком подходе все частные вопросы систематизируются, определяются приоритеты и взаимоотношения научных и практических (реставрационных) аспектов исследований, выстраивается научно обоснованная логическая последовательность исследований от постановки проблемы до внедрения в практическую реставрацию. На примере выбора оптимальных клеев для дублирования шерстяных тканей в работе показана необходимость использования системного подхода для решения задач не только текстильной, но и иных областей реставрации. 2. Актуальность темы Для сохранения изделий из текстиля в процессе реставрации широко применяется дублирование древней ткани - укрепление ее на новом дублировочном основании, которое поддерживает экспонат, предохраняя от дальнейшего разрушения и позволяет придать памятнику экспозиционный вид.
Традиционно в текстильной реставрации применяют два метода дублирования - с помощью иглы и с использованием натуральных и си-
- 4 -нтетических клеев. Дублирование с помощью иглы и нитки зачастую ведет к разрушению ветхих тканей и волокон, искажает истинную фактуру ткани, ее рисунок, что ограничивает применение этого метода. Укрепление старых тканей с помощью клея позволяет избавиться от этих недостатков, однако нередко вызывает появление других: входящий в структуру старой ткани клей со временем приводит к возрастанию жесткости и хрупкости, изменяет ее физико-механические и химические свойства.
При реставрации музейных тканей долгое время основным дублирующим материалом являлся мучной клей. Многолетние наблюдения за сохранностью сдублированных с его помощью текстильных памятников позволили выявить ряд негативных свойств: изменение цвета проклееных тканей, образование пятен и затеков; подверженность поражению микроорганизмами и насекомыми; появление хрупкости и ломкости тканей вследствие нарушения их структуры; отсутствие должной обратимости (клей практически не вымывается при необходимости повторной реставрации).
Неудовлетворенность состоянием сохранности текстильных памятников, сдублированных мучным клеем, инициировала поиск новых клеевых материалов. Разработки и внедрение различных синтетических клеев активно ведутся в России и за рубежом, однако результаты проводимых исследований не позволяют уверенно использовать новые материалы для реставрации музейных памятников.
Отсутствие весомых результатов объясняется тем, что: -Клеи специально для целей реставрации тканей, как правило, не создаются, а модернизируются и исследуются клеевые материалы, разработанные для других целей. Выбор клеев зачастую проводится субъективно, так как нет единой научно обоснованной методики исследования клеевых материалов. Сами исследования проводятся бессистемно, нескоординированно. Отсутствие единых подходов к исследованиям часто' приводит к тому, что в различных научных центрах один и тот же эксперимент (например, ускоренное искусственное старение (УИС) -операция, позволяющая прогнозировать долговременные изменения свойств клея и ткани) проводится в разных режимах. Это не дает возможности сопоставить результаты экспериментов чтобы выбрать тот или иной клей и уверенно использовать его в практической реставрации;
-Нет единых критериев, по которым производится оценка пригодности клея. Так, у разных авторов можно встретить несколько десятков разных, зачастую несопоставимых критериев, характеризующих свойства
- 5 -клеев. Одни разработчики предпочитают исследовать прочностные физико-механические свойства, другие - биостойкость клеев, третьи используют в качестве критериев химические свойства, четвертые -структурные изменения и т.д. Причем, качественные характеристики типа "хорошая" или "плохая" адгезия часто превалируют над количественными оценками.
-В реставрации тканей отсутствует должная связь между научными лабораториями, разрабатывающими клеевые материалы, и реставрационными центрами. Новые клеи как правило исследуются вне композиции с реставрируемыми тканями, и вследствие этого негативные свойства предлагаемых материалов часто проявляются только после того, как экспонат был отреставрирован.
Таким образом, целью настоящей работы являлось создание методологии выбора новых клеевых материалов при разработке новых методов дублирования шерстных музейных тканей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-расчет и моделирование УИС на основе анализа многофакторного влияния внешних воздействий на структуру и свойства шерсти в процессе естественного старения;
-выбор объективных научно обоснованных критериев оценки качества клеевого дублирования;
-разработка алгоритма проведения эксперимента с целью выбора оптимальных клеев
-создание новых методов реставрации шерстяных музейных тканей на основе использования выбранных по результатам исследований новых дублировочных материалов.
3. Методы исследований. Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследований:
При расчетах УИС шерстяных тканей использовались светотехнические методы анализа светового облучения.
При разработке системы критериев использовались методы экспертных оценок: проводилось анкетирование ведущих реставраторов, музейных хранителей и научных сотрудников музеев и реставрационных центров г.Москвы для выявления субъективных оценок качества клеевого дублирования тканей. Для получения объективных суждений о выборе необходимого и достаточного числа критериев и создания шкалы их приоритетности в работе использовались методы математической статистики;
- При изучении эволюции структуры и свойств сдублированных тка
ней и волокон использовались методы растровой электронной микроско
пии, инфракрасной спектрометрии, рентгеноструктурного и микрохими
ческого анализа, методы определения физико-механических свойств
тканей.
4. Научная новизна.
Впервые в практике реставрации текстильных памятников создана единая комплексная система подхода к исследованию новых клеевых материалов.
На основании изучения структуры старой шерсти, влияния внешних факторов и механизма ее старения показан новый подход к разработке методики УИС композиции "ткань + клей" с целью долговременного прогнозирования поведения ткани в присутствии клея.
Впервые разработана система критериев для оценки качества клеевого дублирования шерстяных музейных тканей на основе экспертных оценок с их последующей статистической обработкой. Показано, что полученный ограниченный набор критериев является необходимым и достаточным для исключения субъективности оценок при выявлении применимости исследуемого клея.
- Впервые на основании выбранных критериев оценки качества кле
евого дублирования шерстяных музейных тканей разработана З-сшупен-
чатая методика проведения экспериментов по определению пригодности
того или иного дублировочного материала. В соответствии с предло
женными алгоритмами устанавливается последовательность исследования
сдублированных тканей. На первом этапе исследуются пакеты (рестав
рируемая ткань - клей - дублировочная основа) по критериям внешнего
вида, прочности склеивания и жесткости, обратимости клея, техноло
гичности метода дублирования. Прошедшие предварительный отбор клеи
на втором этапе анализируются по тем же критериям в процессе УИС. И
только прошедшие его клеи исследуются на окончательном третьем эта
пе с целью определения состояния структуры и физико-механических
свойств сдублированной с их помощью старой . шерсти. На основании
проведенных экспериментов проводится выбор оптимальных, удовлетво
ряющих всем выбранным критериям, новых клеевых дублировочных мате
риалов.
- Разработан новый метод реставрации шерстяных музейных тканей на основе использования выбранных клеевых материалов, защищенный авторским свидетельством СССР на изобретение.
5. Практическая ценность работы и ее реализация. По тематике
- 7 ~ диссертации был выполнен ряд научно-исследовательских работ с предприятиями легкой и химической промышленности, институтами АН СССР, Московской текстильной академией, Московским энергетическим институтом. В результате исследований:
Разработана методика проведения исследований новых клеевых материалов, создана шкала критериев для оценки качества дублирования музейных тканей. Показаны пути для координации исследований в различных реставрационных и исследовательских центрах с целью определения единых стандартов, необходимых для получения достоверных рекомендаций по применению новых материалов в практической музейной реставрации. Предложения о создании единых методик исследований и единой системы оценок качества дублирования в указанных направлениях получили одобрение рабочей группы реставрации текстиля Международного совета сузеев (IC0M) и Американского института консервации (AIC).
На основании проведенного выбора оптимальных клеевых дубли-ровочных материалов - термоклеевых сеток на основе сополиамида (СПА), полиэтилена (ПЭ) и сополиэфира (СПЭ) разработан и защищен авторским свидетельством СССР метод реставрации тканей, внедренный в практическую реставрацию в Государственном историко-культурном музее-заповеднике "Московский Кремль", Ставропольском государственном краеведческом музее, Пятигорскогом краеведческом музее.
6. Публикация и апробация. По результатам исследований опубликовано 27 трудов (в том числе б - в зарубежной печати), получено 1 авторское свидетельство на изобретение СССР. Результаты исследований были апробированы на 7 конференциях (в том числе на 3 международных).