Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании Кроллау Наталья Евгеньевна

Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании
<
Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кроллау Наталья Евгеньевна. Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.03 / Кроллау Наталья Евгеньевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств].- Санкт-Петербург, 2009.- 243 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/56

Содержание к диссертации

Введение

Глава I История создания коллекций материальных памятников индийской культуры и природы в музеях Великобритании в XVII — первой половине ХГХ веков 17

1 Социально-политические и культурные предпосылки формирования коллекций 17

2 Анализ комплекса памятников индийской природы и культуры 45

Глава II История развития коллекций материальных памятников индийской культуры и природы в музеях Великобритании во второй половине XIX первой половине XX веков как отражение социокультурных потребностей общества 92

1 Факторы, обусловившие эволюцию музейных коллекций 92

2 Всемирные выставки как катализатор процесса формирования музейных коллекций индийских памятников 108

3 Основные тенденции функционирования музейных собраний индийских памятников 124

Заключение 155

Примечания 161

Источники 174

Библиография 178

Приложения

Введение к работе

В XX — XXI вв. интенсивно идет процесс интеграции различных культур и формирования общечеловеческих норм, ценностей и идеалов. В то же время повышается внимание к национальной и региональной культурной специфике.

Самобытность индийской цивилизации сохранявшей на протяжении тысячелетней' истории свои; культурные традиции,, а также важное геополитическое положение Индии, усиливают в настоящее время интерес к ее высокоразвитой культуре и проблеме межкультурного диалога, в частности, проходящего в, пространстве музея. В* XVIII веке Британия постепенно вытеснила торговые компании! других европейских стран с территории; Индийского субконтинента,. и с 1757 года большая часть Индии оказалась в колониальной зависимости; от Великобритании; а с середины. ХВ? века Индия вошла в состав Британской империи: Поэтому для англичан,там: существовали: несравнимо более благоприятные, чем для других европейцев; возможности' ознакомления; с: местной культурой; и; коллекционирования индийских памятников. Первый в мире музей; собрание которого было составлено преимущественно из индийских памятников — Музей Ост-Индской компании был открыт именно в Лондоне. Музейные коллекции индийских артефактов в Англии, а также индийские экспозиции на всемирных выставках, организованные Великобританией; впервые позволили широким слоям европейской публики ознакомиться с многочисленными произведениями, созданными далеким восточным народом, выступая в качестве трансляторов индийской культуры. Осмысление феномена интеграции разных культур в рамках музейного дела в XIX - начале XX веков: позволяет учитывать и использовать опыт прошлых столетий в современной музейной работе.

В? связи с этим приобретает актуальность исследование музейного коллекционирования: индийских памятников в Великобритании. Выявление изменения характера экспонирования, музейных предметов и проведение анализа зависимости интереса к собирательству тех или иных комплексов индийских вещей от конкретных исторически обусловленных причин необходимы для более глубокого изучения всеобщей истории музейного дела.

Это позволяет точнее определить общие закономерности эволюции музеев, разработать стратегию развития музейного документирования и музейной коммуникации, обогатить теорию и практику музейного дела.

Хронологические рамки исследования включают временной диапазон с начала XVII века — времени создания английской Ост-Индской компании, торговавшей с Индией, до начала XX века — периода активизации национальноосвободительного движения в стране и постепенного сокращения поступлений индийских экспонатов в английские музеи.

В* историографии истории музейного дела проблемы комплектования и бытования коллекций материальных памятников индийской культуры разработаны недостаточно. Не было проведено исследование феномена возникновения и развития интереса к собирательству и экспонированию индийских памятников в музеях Великобритании в музееведческом и культурологическом контекстах.

Отечественные специалисты по истории музейного дела освещали либо историю формирования музеев Великобритании, отдельных коллекций (Б. Ривкин) , либо некоторые стороны музейного дела (М.Т. Майстровская)".

Некоторые сведения об отдельных музеях Великобритании и об их коллекциях содержатся во вступительных статьях к отечественным альбомам, каталогам временных выставок (М.Л. Меньшикова) , в путеводителях по музеям из серии «Города и музеи мира» (1969 - 1994) (Л. Н. Воронихина4, Б.В. Кудрявцев5).

Существует дисертационное исследование (И.Н. Важинская)6 по истории художественного коллекционирования в Великобритании. Знакомство с ним помогло выяснить основные закономерности и эволюцию коллекционирования в этой стране.

Впервые на русском языке попытка обобщения мировой истории музейного дела была предпринята В.П. Грицкевичем в монографии «История музейного дела до конца XVIII века в двух частях» (2001) и продолжена в книге «История музейного дела конца XVIII - начала XX вв.» (2007) . В 2003 году увидели свет работы Т.Ю. Юреневой «Музей в мировой культуре» и «Музееведение», а затем «Художественные музеи Западной Европы. История и коллекции» (2007)8. Данными авторами история музейного дела в Великобритании анализировалась как составная часть развития музейного дела в мире и в общемировом культурно-историческом контексте. Вопросам истории музеев мира посвящена также книга И.Ю. Шустровой9. В работе СИ. Сотниковой10 развитие музеев рассмотрено в социокультурном и идеологическом контексте.

Важным для проведения данного исследования было также знакомство с работами, в которых рассматривается музейное строительство в, России и других европейских странах, где, как и в Великобритании, коллекционировались памятники индийской культуры. Среди них монография И.А. Куклиновой «Музеи Франции XIV - XIX веков»11, работа О.Е. Черкаевой «История музейного дела в Австрии, Германии, Швейцарии (XVI - начало XX века)»12, путеводители Н.Н. Калитиной «Музеи Парижа»13, К.С. Егоровой «Художественные музеи Голландии»14, а также путеводители, предисловия к альбомам, монографии, статьи, в которых описывается история формирования российских музеев, имеющих коллекции индийской культуры: работы Э.В. Ганевской, Н.К. Карповой и И.И. Шептуновой о собрании искусства Индии в Государственном музее искусства народов востока15; Т. Ганюшкиной, Р. Разумовской, И. Шавриной и Т.К. Шафрановской о Музее антропологии и этнографии Академии Наук ; А.В. Банк о восточных собраниях Эрмитажа ; Е.П. Островской об Азиатском музее18. Краткие исторические сведения об отдельных музеях содержатся также в статьях отечественных и зарубежных энциклопедических издании .

Эти работы позволили теоретически осмыслить и проанализировать процесс формирования и развития коллекций памятников индийской культуры в Великобритании в сравнении с развитием музейного дела в других странах История всемирных выставок, оказавших большое влияние на историю формирования коллекций индийского искусства в Великобритании, явилась предметом изучения отечественного исследователя Л.В. Кошмана20. Среди публикаций зарубежных исследователей по этому вопросу выделяется работа Т.А. Спарлинга (Т.А. Sparling) .

Вопросам английской и европейской культурной жизни описываемого периода, а также философии, истории, эстетики посвящены труды таких отечественных исследователей, как Ф.С. Дмитриев, Н.А. Соловьева, Е.А.Петрова, Г.В. Аникин, Н.П. Михальская, Л.В. Сидорченко, И.И. Бурова, А.А. Аствацатуров, Е.П. Зыкова, Н.К. Орловская и Н.Я. Дьяконова
(литература) ; А. Некрасова, А. Якимович, В. Раздольская, Л.Н. Воронихина (изобразительное искусство, архитектура, культура) ; А.Ф. Лосевг (эстетика
Возрождения)24; зарубежных — Ч. Мак-Коркодейл (дизайн интерьера)25; П. Кидсон, П. Мюррей, П. Томпсон (архитектура) ; К. Дэниел (история)" ; Дж. М. Тревильян (социальная история)28.

История Индии и деятельность в этой стране английской администрации рассмотрена Л.С. Васильевым в двух томном труде «История Востока»29, а также в работе Э. Шмидта «История человечества: Индия, Цейлон, Индокитай»30.

Знакомство с публикациями выше перечисленных авторов позволило получить представление о том историко-культурном контексте, в котором развивался интерес к коллекционированию и созданию музейных экспозиций индийских памятников.

Для осмысления феномена коллекционирования памятников восточной культуры и их музейной интерпретации в Великобритании важную роль сыграло знакомство с трудами, затрагивающими вопросы межкультурного диалога: М.С. Кагана, Е.Г. Хилтухиной, О.Л. Фишман, B.C. Библера, В.Я. Ивбулис, Е.П. Челышева31.

Теоретически осмыслить феномен музейного коллекционирования помогли также работы, посвященные общекультурным проблемам, таких исследователей, как М.С. Каган, Ю.Н. Солонин, Н. Иконникова, СТ. Махлина, Т.П. Калугина, Л.М. Шляхтина32.

Зарубежная- историография по данной теме более обширна. В ней значительное место занимают работы по истории коллекционирования и музейного строительства в различных странах мира. Среди них труды: Ф: Тейлора (F. Taylor), Ж. Базена (G. Bazin) . Истории развития музейного дела в западно-европейских странах посвящено исследование Д. Марри (D. Murray)3 . Отдельно процессы коллекционирования, а также формирования и развития, музеев в Великобритании рассматривал Дж. Льюис (G. Lewis) .

Развитию музейного дела в разных странах, а также социальной функции музеев,посвящены работы К. Хадсона . Эти исследования содержат обширный историографический, материал, однако вопросу формирования! и развития музейных коллекций, индийского искусства либо вовсе не уделено внимания, либо оно крайне незначительно.

Существенно дополняют эту информацию книги, созданные коллективом авторов - музейных работников и посвященные истории создания, формированию собрания и развитию отдельных музеев. В том числе труд о Британском музее под редакцией Ф. Фрэнсиса , работа Д. Пайпера (D.Piper) о коллекциях, которые хранятся в музеях города Оксфорда .

Специально теме создания и развития музеев посвятили свои работы: Р. Десмонд (R. Desmond), A.G. Кокс (A.S. Cocks), А. МакГрегор (A.MacGregor), Е. Миллер, А. Детч (Е. Miller, A. Deutsch) , М. Бейкер (М. Baker), Б. Ричардсон (В. Richardson), М. Кейжил (М. Caygill), Дж. Хьювитт (J. Hewitt) , а также авторы статей Р. Стронг (R. Strong), М. Сайке40.

Создание и бытование индийских и других восточных коллекций и отделов индийской и дальневосточной культуры в конкретных музеях рассмотрено в статьях: А. Топсфилда (A. Topsfield), Р. Скелтона (R. Skelton), Н.Томаса (N. Thomas)41.

В монографии У. Г. Бултона (W. Н. Boulton)42 показано не только формирование коллекций Британского музея, но и описывается экспозиция с наиболее выдающимися памятниками. В то же время книга не является обычным путеводителем, а рассчитана на чтение до посещения музея, на то чтобы помочь потенциальному посетителю определить свои интересы в музее.

Исследование феномена увлечения восточной культурой, преимущественно исламской, в Европе было проведено Е.У. Седом (E.W. Said) в монографии «Ориентализм»43.

В статьях ряда исследователей рассматривается индийское влияние на английскую художественную культуру: архитектуру, живопись, графику, керамику и, наоборот, британское воздействие на индийскую миниатюру и живопись: Н. Купер (N. Cooper), М. Арчер (М. Archer), У.Дж. Арчер (W.G.Archer), Б. Ален (В. Allen), Дж.Г.Р. Тиллотсон (G.H.R. Tillotson), П. Миттер (P. Mitter), К.А. Бейли (С.А. Bayly)44.

Вопросам частного коллекционирования предметов индийской природы и культуры уделено внимание в статьях М. Арчер (М. Archer), Г.Д. Льюиса (G.D. Lewis)45.

Проблемы интерпретации предметов и коллекций рассматриваются в научных изданиях, выпущенных английским музееведом СМ. Пирс (S.M. Реагсе)46. Там помещены статьи крупнейших музееведов мира.

Социальным, политическим и общекультурным составляющим жизни Великобритании исследуемого периода посвящена работа Л. Вудворда (L. Woodward)47 и статьи Д. Арраса, М. К. Джейкоба и Дж. Имбрулья48.

Деятельность английской Ост-Индской компании освещена в работах П.Дж. Маршалла (РJ. Marshall), К.А. Бейли (С.А. Bayly), Дж. Бердвуда (G. Birdwood)49. Д". .-.,,. Л v (Х •? ('•'::<(i -'" -• ':-*r-'-''/ * -Ь. ' ' -—э В ряде книг и статей описывается жизнь и деятельность создателей музеев и собирателей коллекций. Среди них работы М. Боудена (М. Bowden), К. Роуз (К. Rose)50. Они дали возможность понять мотивы коллекционной отечественной культурологи не существует научного труда, обобщающего и анализирующего опыт развития индийских коллекций.

Источники, на основе которых проводилось исследование, могут быть разделены в соответствии с классификацией письменных источников, разработанной Л.Н. Пушкаревым и И.Д. Ковальченко, на несколько групп.

Наибольшее значение в деле исследования характера и состава коллекций индийского искусства имеют документальные источники, которые представлены печатными, иллюстрированными текстовыми каталогами музеев и коллекций на русском, а в большинстве случаев, на английском языке. Среди них описательный каталог музея Трейдескантов, составленный Дж. Трейдескантом в 1656 году51, а также другие каталоги (составители — М:Арчер (М. Archer), Д. Бэррет (D; Barrett), У. Зваф (W. Zwalf ), Т. Фок (T.Falk), Н. Титли (N. Titley), Дж. К. Браун (J.C. Brown), У.Г. Арчер (W.G. Archer); Дж. Йанг (J. Young), П.Х. Эткен (Р.Н. Aitken)5 2.

Важную роль сыграло изучение каталогов временных выставок, на которых были представлены предметы индийской культуры из музеев и частных коллекций Великобритании. Для анализа состава и характера экспонирования индийских памятников на всемирных выставках ценным источником являются каталоги этих выставок. К этой группе источников относятся «Официальный иллюстрированный каталог Великой выставки промышленной продукции всех наций»53, «Каталог художественных сокровищ Объединенного королевства, собранных в Манчестере в 1857 г.»54, а также каталоги временных выставок (составители — К. А. Бели (С.А. Bayly), А.В.Б. Норман (A.V.B. Norman), Дж. М. Уилсон (G.M. Wilson), Дж. П. Лости (J.P. Losty) и другие) .

Существенную помощь в изучении музейных коллекций и путей попадания в Англию и поступления в британские музеи индийских экспонатов оказало обращение к юридическим документам: завещаниям, протоколам заседаний Правления Директоров Ост-Индской компании. К этой группе источников относятся завещание, составленное английским послом к индийскому императору Аурангзебу сэром У. Норрисом56, протоколы заседаний Правления Директоров Ост-Индской компании, относящиеся к учреждению и деятельности Музея Ост-Индской компании57.

В число использованных повествовательных источников вошли описания выставок и путеводители по музеям и городам Великобритании58.

Среди нарративных источников выделяются мемуары и публикации людей, посетивших то или иное музейное собрание индийских памятников в определенный период его существования (описание английских коллекций, составленное Г. Ваагеном (G. Waagen))59, а также эпистолярное наследие (переписка коллекционера Р. Джонсона с Ч. Уилкинсом, библиотекарем музея Ост-Индской компании и с секретарем Правления Директоров по поводу приобретения коллекции Р.Джонсона; письмо Ч. Уилкинса Председателю* и заместителю председателя-ПравленияДиректоров Ост-Индской компании).60 Изобразительные источники: гравюры, рисунки, акварели, фотографии, на которых, запечатлены музейные здания, экспозиции, экспонаты, а также павильоны всемирных выставок и их интерьеры дают возможность получить представление о характере демонстрируемых музейных предметов, а также о принципах построения и. дизайне музейных и выставочных экспозиций.

Важный изобразительный материал содержится, например, в каталоге выставки «Великая выставка: Вопрос вкуса» (The Great Exhibition: A Question of Taste)61; многочисленный изобразительный материал можно также найти в книге «Большой дизайн: искусство в Музее Виктории и Альберта» (A Grand Design: The Art of the Victoria and Albert Museum)62, работах P. Скелтона (R. Skelton), P. Десмонда (R. Desmond) .

Информация для данного исследования была собрана из разнообразных отечественных и зарубежных источников, содержащих разнородную информацию. Изучение этих источников дало возможность автору обоснованно раскрыть тему данного исследования.

Объект исследования: коллекции индийских артефактов в музеях Великобритании.

Предмет, исследования: закономерности и направления музейного коллекционирования предметов индийской культуры в Великобритании1 в XVII — начале XX веков.

Цель исследования: изучение музейного коллекционирования индийских памятников в Великобритании в XVII — начале XX веков как составной части истории музейного дела..

Для осуществления*поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Определить социально-политические, экономические и культурные предпосылки формирования музейных коллекций индийских памятников в Великобритании в XVII- первой половине XIX вв.

2. Провести анализ комплекса индийских памятников в музейных коллекциях.

3^ Выявить факторы, обусловившие историческую динамику музейных» индийских коллекций' во второй половине XIX — начале XX вв.

4. Проанализировать роль, всемирных выставок как катализатора: процесса формирования и трансформации;музейныхколлекцийшндийских-памятников;
5. Исследовать основные тенденции функционирования музейных собранийиндийских памятников во второй половине XIX — начале XX вв.

6. Определить основные этапы становления музейных коллекций индийских артефактов и памятников природы в исследуемый период.

Методологической базой исследования явился системный анализ музейных явлений и процессов, опирающийся на положения философии исторического познания; теории и методики источниковедения, а также концепции культурологии, согласно которой музейное дело, являясь частью целостной, сложноорганизованной, исторически развивающейся системы культуры, само, в свою очередь, представляет собою систему, включающую в себя ряд составных элементов. Данный подход разработан в трудах таких исследователей; как Ж. Базен, В;П. Грицкевич, G.H. Иконникова, M:G. Каган, Т.П. Калугина; G.T. Махлина, Ф; Тейлор. Представленная работа основывается* также на концепции диалога культур, разработанной в трудах отечественных исследователей B.C. Библера, M.G. Кагана и E.F. Хилтухиной.

Цель и задачи исследования обусловили совокупность использованных методов. Историко-генетический и историко-системные методы были применены для анализа процесса создания, становления и развития музейных коллекций индийских предметов как явления в музейном деле и в системе культуры Великобритании в целом.

Историко-сравнительный метод позволил сопоставить различные явления музейного коллекционирования и, используя метод аналогии, сделать вывод об их сходстве или различии. Таким образом, появилась возможность дать объяснение рассматриваемым фактам и явлениям.

Историко-типологический' метод исследования позволил систематизировать и классифицировать музейные собрания индийских экспонатов и составляющих их комплексов, дал возможность охарактеризовать определенные этапы становления и развития музейных коллекций' индийских артефактов и памятников природы.

Историко-культурный и историко-биографический методы применялись для социально-психологического анализа деятельности коллекционеров, устроителей музеев и музейных работников, сыгравших свою роль в формировании и развитии коллекций индийских памятников.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена комплексным • рассмотрением музейного коллекционирования предметов индийской культуры в Великобритании в XVII — начале XX вв. в контексте эстетической и научной проблематики эпохи:
1. Выявлен целый ряд предпосылок как объективного, так и субъективного характера, обусловивших формирование Музея Ост-Индской компании и коллекций индийских артефактов и памятников природы в музеях Великобритании в XVII - первой половине ХГХ вв.

2. Определены основные комплексы индийских предметов, сформировавшиеся в музейных собраниях Великобритании, и установлены причины существования приоритетов в отборе объектов коллекционирования в конкретные временные периоды.

3. Установлены основные факторы, оказавшие воздействие на эволюцию музейного коллекционирования и трансформацию музейных коллекций во второй половине XIX - начале XX вв.

4. Проанализирована роль всемирных выставок как катализатора процесса формирования музейных коллекций и изменений в характере экспонирования индийских памятников.

5. Выявлена специфика музейного коллекционирования и экспонирования индийских предметов в Великобритании во второй половине XIX - начале XX
6. Выделены основные этапы музейного коллекционирования памятников индийского искусства и природы на протяжении XVII — начала XX вв.

Практическая значимость исследования.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы в практической музейной работе: при создании постоянных и временных экспозиций и в разных формах музейно-педагогической деятельности; а также при подготовке лекционных курсов по истории музейного дела, истории английской и индийской культуры; при подготовке научных, учебных и популярных изданий.

Положения, выносимые на защиту:
1. На формирование и развитие коллекций памятников индийской культуры и природы в XVII - первой половине XIX вв. оказал влияние целый ряд факторов объективного и субъективного характера: образование английской Ост-Индской компании и исполнение ею административных функций на территории Индии; упадок могущества правящей индийской династии; раннее возникновение национального самосознания в Англии; формирование идеологии Просвещения; бурное развитие наук; деятельность Азиатского общества Бенгалии; интерес к восточным культурам, обострившийся в Европе в период романтизма; а также решимость членов администрации Ост-Индской компании опираться в управлении на индийские законы; мода на индийские ткани и предметы, связанные с выдающимися личностями индийской истории.

2. Индийские предметы, поступавшие в английские музеи в XVII - первой половине XIX вв., поддаются систематизации согласно актуальному в тот период времени «тематическому» признаку на ряд групп: «раритеты», естественнонаучные экспонаты, предметы вооружения, «торговые» коллекции, драгоценные изделия, мемориальные, нумизматические, этнографические экспонаты. Тематические группы индийских памятников не оставались неизменными, а расширялись, пополнялись и трансформировались под влиянием причин социально-политического, экономического, научного и культурного характера. Так, из группы «редкостей» со временем выделились естественнонаучные и этнографические экспонаты. Тематическая группа этнографических экспонатов во второй половине XIX — начале XX вв.

разделилась на собственно этнографические и археологические памятники, а также произведения прикладного искусства. Историческая динамика тематических групп индийских памятников шла синхронно с процессом специализации музейных коллекций и профилизации музеев.

3. В XVIII - начале XIX вв. важным объектом коллекционирования стал один из видов индийского изобразительного искусства - миниатюрная живопись, однако в силу несоответствия ее эстетических принципов европейским вкусам, она вызывала не столько художественный, сколько этнографический, исторический и естественнонаучный интерес.

4. Развитие британских музейных коллекций индийских памятников во второй половине XIX - начале XX вв. проходило под влиянием объективных и субъективных факторов, среди которых можно выделить: рост британской колониальной империи и бурное развитие экономики Великобритании; индийское восстание 1857 г., повлекшее за собою переход Индии под власть британской короны; формирование новых областей знания; начавшийся упадок традиционных ремесел Индии; осознание английскими интеллектуалами необходимости сохранения в музеях предметов индийского прикладного искусства; возникновение веры в исключительную - цивилизующую миссию британской нации; деятельность ряда организаторов и подвижников музейного дела (Г. Коул, О.У. Фрэнке, Дж. Бердвуд), без энтузиазма которых индийские памятники не были бы представлены публике в таком объеме.

5. Всемирные и международные выставки второй половины XIX — начала XX вв. послужили не только полигоном для-апробации новых экспозиционных идей, использованных позднее на музейных выставках индийской культуры, но и сыграли роль катализаторов процесса межкультурного диалога, который стал осуществляться как на рецептивном, так и на практическом уровне, дав* импульс развитию искусства-дизайна.

6: Развитие индийских коллекций во второй половине XIX - начале XX вв. отличалось следующими особенностями: шел процесс дифференциации индийских коллекций; интерес публики переместился на предметы, представляющие индийские ремесла; в музеях появились новые экспонаты — фотоснимки; увеличилось количество и разнообразие этнографических и археологических экспонатов в связи с развитием этнографической науки и археологии; повысилась значимость информативной и образовательновоспитательной функций коллекций (учреждение школ дизайна, создание передвижных торговых коллекций, продление времени для посещения); в экспозициях выявлялся эволюционный принцип развития, описанный Ч. Дарвином (Британский музей естествознания, музей Питт-Риверс).

7. Характер религиозной жизни Великобритании и особенности эстетических предпочтений представителей английского общества во второй половине XIX в. обусловили незначительный интерес английских коллекционеров и музейных деятелей к собирательству произведений важнейшего вида индийского изобразительного искусства - скульптуры. На рубеже веков такое положение дел стало меняться. Этому способствовали начавшаяся в Европе переоценка восточного искусства, рост самосознания индийцев и национально-освободительное движение в Индии. Тем не менее, количество произведений скульптуры в музеях увеличивалось медленнее, чем можно было бы ожидать, с учетом тех уникальных возможностей для коллекционирования, которые имели британцы в Индии.

8. На основе анализа истории музейного коллекционирования предметов индийской культуры выделяются основные этапы становления английских музейных коллекций индийских памятников: I. XVII - XVIII вв. — предмузейное собирательство индийских памятников, появление индийских памятников в первых английских музеях, где они не выделялись в отдельные коллекции из общей массы экспонатов, их культурная специфика оставалась экспозиционно не выявленной; II. Первая половина XIX в. - создание первого комплексного музея, в котором большую часть экспонатов составляли индийские памятники; III. Вторая половина XIX в. — начало XX в. — дифференциация индийских коллекций, когда обособились ботанические и зоологические коллекции и начался процесс эстетического переосмысления индийского искусства, который привел к признанию за прикладным искусством Индии большого художественного значения.

1 't ' ' "

Социально-политические и культурные предпосылки формирования коллекций

Прежде всего, обозначим, что имеется в виду, когда речь идет об Индии в данной работе. Индией обычно называют государство, получившее независимость в 1947 г., а с 1950 г. ставшее республикой. Индией, в историческом значении этого слова, принято называть обширную территорию юго-восточной Азии, включающую полуостров Индостан, Индо-Гангскую низменность и обрамляющие ее горы. Эти земли называют также Индийским субконтинентом, таким, образом, подчеркивается их единство и значение. Наконец, говоря об-Индии, часто имеют в виду и расположенный у южной оконечности полуострова Индостан остров Цейлон, население которого в культурно-религиозном отношении, а также исторически тяготеет к Индии. Все эти территории имеют различные природные условия, разнообразный этнический состав населения, отличающийся как по расовой принадлежности, так и по языку и вероисповеданию. Тем не менее, проживающие там люди составляют культурно-историческую общность. В настоящее время на этой территории разместились несколько государств: Республика Индия, Исламская республика Пакистан, Народная республика Бангладеш, Непал и Шри-Ланка. В этом последнем самом широком смысле слова и использует автор данной работы наименование «Индия», а индийскими памятниками называет предметы, происходящие из этого региона.

Второе понятие, которое следует оговорить в работе, посвященной истории музейного дела — это термин «музей» и его использование в данном -исследовании. В английском языке это слово было полисемантическим. В начале XVIII в. так называли «кабинет или библиотеку», «колледж», «публичное помещения для отдыха образованных людей». К тому же термин «музей» часто употреблялся как синоним слова «коллекция». Например, в таком значении он был использован в Акте парламента от 1753 г., которым был создан Британский музей. Музеем называли и здание, где коллекция размещалась, например «Музей Ашмола». Следует иметь в виду, что в Англии помимо слова «музей» употребляется слово «галерея». Однако на протяжении XIX в. и позднее они различались по смысловой нагрузке. Если первое обозначает учреждение созданное преимущественно с научными целями, то второе относится к учреждениям, основная задача которых доставлять эстетическое наслаждение. Автор данной работы употребляет термин «музей», в том значении, которое за ним закрепляется решением Международного Совета Музеев (1974), а именно «постоянное, некоммерческое учреждение, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях их изучения, образования, а также для удовлетворениядуховных потребностей», если только специфическое использование термина не связано с историческим словоупотреблением; что явствует из контекста. Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании было обусловлено целым рядом исторических, социальных и культурных перемен в жизни страны в XVII — перв. пол. XIX вв. и той особой ролью, которую Ост-Индская компания играла в экономике и политике индийского государства.

Сравнительный анализ факторов, оказавших воздействие на начало и становление процесса музейного коллекционирования индийских экспонатов в этот период, позволяет разделить их на два вида: объективные, связанные с общими историческими, экономическими, социальными и культурными процессами, определяющими условия, обстоятельства и предпосылки деятельности людей, и субъективные, зависящие от взглядов, интересов и поступков конкретных личностей и групп людей.

Важнейшей исторической предпосылкой появления значительного числа индийских памятников в Европе было открытие морского торгового пути в Южную Азию. Индийские товары и товары, провозимые транзитом через Индию, издавна попадали в Европу при посредничестве восточных купцов. Пряности, улучшавшие вкус пищи, и экзотические предметы из дальних стран способствовали формированию представления о сказочных богатствах Индии. Однако восточные редкости, переходя из рук одних перекупщиков в руки других, становились непомерно дорогими. К тому же с XIV в. на сухопутных торговых путях начались осложнения. Военные походы Тимура сделали крайне опасным транзитный путь через Среднюю Азию; а в 1453 г. турецкими войсками был захвачен Константинополь, важнейший центр, из которого начинались торговые пути по земле Азии. Поэтому европейцы возложили надежды на перевозки по морю. Достичь страны, где можно было бы отыскать несметные сокровища, стало целью многих экспедиций.

Анализ комплекса памятников индийской природы и культуры

Индийские предметы, поступавшие в английские музеи в XVII - начале XIX вв. и хранившиеся там, представляется целесообразным разделить по тематическому признаку на ряд групп. Под словосочетанием «тематическая группа» в данной работе понимается ряд_ музейных предметов, которые обладают или которым приписывают один или несколько общих признаков," вызывающих стойкий интерес к коллекционированию этих предметов в различных музеях в тот или иной временной период. Эти группы возникали с появлением необходимости в той или иной тематике, играли более или менее важную роль в музейном собрании и могли распадаться при исчезновении потребности в данной теме. Значение экспонатов их составляющих переосмысливалось таким образом, что позволяло им войти в состав вновь появившихся тематических групп и образовать новые семантические связи. Например, предметы, которые первоначально рассматривались как раритеты и представляли интерес для коллекционеров в качестве диковинок природы и искусства, позднее теряли свое значение в этом качестве и входили в новые тематические группы: естественнонаучных экспонатов, рукописей, этнографических памятников и тому подобного. Поэтому тематические группы индийских памятников следует рассматривать в их исторической эволюции, приведшей, в конце концов, к появлению специализированных музеев.

В начале XVII в. . завершился в Англии период Возрождения, хронологическими границами которого в этой стране считаются конец XV в. -рубеж XVI - XVII вв. Порожденный Ренессансом гуманистический культ разума обусловил характерное для эпохи пристальное внимание человека к окружающему миру.

В этой связи пробудился живой интерес к коллекционированию. Если знать стала собирать большей частью художественные коллекции, в которых предпочтение отдавалось античной скульптуре и европейской живописи, то медики, садовники и специалисты в других областях знания, получавшие солидное , вознаграждение за свою работу, создавали кабинеты с естественнонаучными предметами и различными диковинками. Такие собрания могли использоваться в профессиональной деятельности владельцев. После установления торговых отношений с Индией в число экспонатов подобных кабинетов могли входить и индийские памятники.

Особым почетом пользовались раритеты. Неординарность, особенность экспонатов могла быть обусловлена их внешним видом, размерами, материалом, из которого они изготовлены, техникой изготовления, происхождением, принадлежностью к экзотической культуре, назначением, использованием и историческими ассоциациями.

Популярность в XVI - XVII вв. необычных предметов была связана с несколькими основными причинами. Одна из них, по нашему мнению, заключалась в том, что человечество только что открыло обширность мира, в котором существовало, и с энтузиазмом впитывало все то, что могло предоставить ему информацию кардинально отличную от известной_ранее. С другой стороны, как отмечали многие исследователи, редкие предметы лучшим образом представляли, согласно воззрениям эпохи, многообразие мира. К тому же необычные вещи удовлетворяли природную любознательность и любопытство, свойственные психологии человека. Считалось, что познать макрокосм природы возможно, если разумно воспроизвести составляющие ее части, построив подобный большому миру микрокосм с помощью экспонатов. Для создания модели мироздания требовались не только вещи, представляющие различные царства природы, сотворенной Богом, но и предметы искусственного происхождения, представляющие «природу», созданную человеком. Тема единства природы и искусства была популярна с эпохи Возрождения. Мыслители этого периода полагали, что человек творит, подражая природе, и производит новую вторую «украшенную» природу в дополнение к первой. Человеческое творчество дополняет Божественное. Поэтому при создании модели универсума необходимо учесть результаты и той и другой деятельности. После времени Великих географических открытий в коллекциях помимо предметов, представляющих царства природы люди хотели видеть вещи, созданные представителями разных культур.

Учреждение в 1600 г. английской Ост-Индской компании значительно упростило путь индийских предметов в Англию. В самом известном универсальном собрании в Британии - коллекции садовников отца и сына Трейдескантов, среди разнообразных экспонатов были и индийские. Собрание, находившееся в Саут Лэмбете (пригород Лондона, ныне вошедший в его границы), возникло благодаря профессиональной деятельности хозяев, и должно было послужить подспорьем в их работе. Отец и сын Трейдесканты трудились садоводами в поместьях английской знати и королевской семьи. Джон Трейдескант Старший (71577 - 1638) много путешествовал. Он участвовал в 1618 г. в экспедиции Д. Дигса в Архангельск, в 1620 г. в борьбе англичан против алжирских пиратов, в плавании в 1627 г. в Ла-Рошель. Отовсюду пытливый ботаник привозил цветы, кусты и деревья для посадок, а также экзотические экспонаты для своей коллекции диковинок. Его дело продолжил его сын - Джон Трейдескант Младший (1608 — 1662). Пополнению собрания отца и сына Трейдескантов способствовали их связи с торговцами, которые вели дела на территории американского континента, а также на острове Ньюфаундленд, в Гвинее и в Индии. Из этих мест Трейдескантам посылали редких птиц, раковины и камни. Дом Трейдескантов, окруженный садом, стали называть Лэмбетским ковчегом или «Ковчегом Трейдескантов» по аналогии с библейским Ноевым ковчегом, вместившим все разнообразие земной фауны. Собрание претендовало на энциклопедический характер, и было доступно для способных оценить его достоинство посетителей.

В 1634 г. стараниями коллекционеров был напечатан каталог: «Musoeum Tradescantianum или коллекция редкостей, хранящаяся в Саут Лэмбете, около Лондона». Второй каталог, названный «Каталог редкостей и диковинок, которые мой отец собрал, и я прилежно увеличил» был опубликован в 1656 г. уже после смерти Дж. Трейдесканта Старшего Дж. Трейдескантом Младшим. Вместе с ним над изданием работал коллекционер, юрист и алхимик Элиас Ашмол (1617 - 1692). Составители каталога распределили все экспонаты коллекции по рубрикам, отразившим представление о собрании как о вселенной в миниатюре.

Наряду с целым рядом экзотических естественнонаучных предметов и произведений человеческой деятельности в каталоге фигурируют предметы из Индии. Так, в пяти первых рубриках, посвященных «царству» живых существ, упоминаются несколько экспонатов, в том числе рог индийской козы. В шестой рубрике «Минералы и предметы близкой им природы» перечисляются опалы из Индии, «алмазы из Декана» и другие индийские минералы. Седьмая рубрика каталога, также как и пятнадцатая, отведена «Царству растений». В ней упомянуты экзотические индийские фрукты. В рубрики с восьмой по четырнадцатую помещены названия предметов, созданных руками человека. Среди них, например, можно найти: «индийские колокольчики»; «инструмент, из которого индийцы извлекают звуки при восходе солнца»; «индийский идол, выполненный из перьев в виде собаки»; индийские рукописи на древесных листьях; индийские гребни; индийский кинжал и копье; индийская люлька; индийский кожаный ларец, обитый золотом; шары из слоновой кости; индийский маленький круглый стол; низкая скамейка; индийская подушка; «индийские короны»; «браслеты из индийских фруктов»; индийские мужские и женские рубашки; туфли; индийские и китайские трубки; индийский ковш; «индийская пагода» и другие экспонаты.

Можно предположить, что некоторые вещи, названные в каталоге «индийскими», на самом деле происходили из других стран восточной и юго-восточной Азии. Смутное представление о происхождении и принадлежности вещей, привозимых из этого региона,,. той лили иной культурной традиции сохранится в Европе в течение нескольких столетий, поскольку науки востоковедения тогда еще не существовало. К тому же большая часть товаров, импортировавшихся из- стран Дальнего востока, перевозилась через перевалочные пункты и проходила через торговые конторы в Индии и на острове Ява. Достигнув берегов Европы, вещи произвольно именовались то индийскими, то китайскими, то японскими.

Положения дел мало менял тот факт, что все большее число англичан отправлялось в Индию вести торговые дела Ост-Индской компании, а также в составе посольских миссий для налаживания контактов между странами на правительственном уровне. Приезжая домой, путешественники из Туманного Альбиона привозили с собой в качестве «сувениров» изделия, приобретенные или подаренные им в Индии. Однако не всегда они, в действительности оказывались «индийскими».

Так, например, посольство Вильгельма III ко двору Аурангзеба возглавил У. Норрис. В 1700 г. он прибыл в Масулипатам, но к родным берегам ему было не суждено вернуться. Он скончался от болезни на обратном пути. В завещании, составленном на борту корабля, У.Норрис указал, что оставляет жене большую ширму, которую везет с собою и два сундука с фарфоровыми изделиями. Тринити Колледжу в Кэмбридже он завещал три - персидских манускрипта, повествующих «о жизни Аурангзеба, нынешнего императора Индостана и о жизни двух предыдущих императоров».82

Скорее всего, фарфор и ширма, упомянутые в завещании У. Норриса, являлись китайскими товарами. «В Англии восемнадцатого века, в действительности, почти любое китайское изделие были склонны назвать «индийским», только потому, что его импортировала Ост-Ріндская компания на своих кораблях».

Следует учесть также затруднения в стилистической идентификации индийских предметов из-за неоднородности индийской культуры, в частности ее деления на индуистскую, буддийскую и исламскую, занесенную на полуостров извне, хотя и прошедшую процесс ассимиляции в местной культурной традиции.

Стилистическая специфика индийского искусства становилась все более очевидной с развитием востоковедения и его регионального ответвления — индологии в конце XVIII в. Тем не менее, даже в тех музеях, где термин «индийский» был связан с названием самого публичного учреждения и, таким образом, указывал на выбор преимущественного объекта собирательства коллекции отличались пестротой.

Так, очень неоднородной была коллекция Музея Ост-Индской компании открытого в 1801 г. в Лондоне (См. Приложение. Рис. 8). Поначалу это учреждение создавалось для хранения _ индийских книг, привозимых служащими компании на родину. Но еще до его открытия, по сообщению газеты «Тайме» от 25 мая 1798 г., Ост-Индская компания получила из Индии 2 сундука с индийскими драгоценностями для планируемого «Восточного музея»84. По-видимому, эта заметка была первым публичным упоминанием музея. Его уникальность обусловливалась тем, что он стал в начале XIX в. единственным в Европе публичным учреждением, собрание которого было, в основном, составлено из памятников культуры и предметов природы Индии восточной и юго-восточной Азии и не имело себе равных по количеству и качеству восточных экспонатов.

Факторы, обусловившие эволюцию музейных коллекций

В социально-политической, экономической и культурной жизни Великобритании в середине и второй- половине ХГХ в. произошли важные изменения, отразившиеся на истории музейного коллекционирования индийских памятников и развитии музейных экспозиций.

Объективный характер носили многие влиятельные факторы. Прежде всего; к ним следует отнести- события политической" жизни. На протяжении полутора столетий v подконтрольная Англии? территория в1 Индии, неуклонно расширялась. Однако в 1857 - 1858 гг. вспыхнул жестокий мятеж-индийского населения, начатый завербованными в английскую колониальную армию наемными солдатами из числа местного населения - сипаями. Они, нападали ;на. британские войска и гражданское население. Поскольку многие чиновники, Ост-Индской компании, управлявшей рядом индийских провинций еще с конца XVIII в., запятнали себя должностными преступлениями, злоупотреблениями и коррупцией, то восстание индийцев было воспринято в метрополии, в частности, как результат неумелого осуществления властных функций администрацией Ост-Индской компании. Еще в 1833 г. согласно принятому парламентом акту, компания должна была.прекратить торговые операции. Тот же акт определил порядок компенсации затрат вкладчикам. После подавления восстания в 1858 г. британское правительство взяло управление Индией в свои руки. Ост-Индская компания была упразднена и вся ее собственность перешла короне. Королеву Викторию провозгласили императрицей Индии, и, страна превратилась в колонию, управляемую генерал-губернатором в статусе вице короля. В 1858 г. в метрополии было образовано министерство по делам Индии. Логичным результатом перемен стало закрытие Музея Ост-Индской компании и перемещение его коллекций. 93

Расширение колониальных владений Британии сопровождалось выработкой имперской идеологии. Утверждалось превосходство западной цивилизации и оправдывалось ее право на руководящую роль в развитии стран с другой культурой. В то же время англичане стремились создать среди индийцев социальную прослойку, сходную с ними по взглядам, привычкам и вкусам. В 1885 г. проанглийски ориентированные индийцы, желавшие принимать участие в управлении Индией, создали Индийский национальный конгресс. Однако их требования умеренных реформ не встретили понимания. Постепенно возникло недовольство, усилившееся в 1905 г. в связи с попыткой вице-короля лорда Керзона разделить Бенгалию по религиозному принципу.

Росло политическое, „самосознание индийцев, появилось требование предоставления стране самоуправления. Все это заложило предпосылки к повышению идеологической роли индийских коллекций и переоценке значения искусства Индии.

Важным объективным фактором, влиявшим на жизнь музеев, стало бурное развитие британской экономики и связанные с нею перемены в социальной сфере. К середине XIX в. в Англии завершилась промышленная революция. Политическая стабильность в стране, открытия в области науки, наличие значительных денежных капиталов у предпринимателей, позволили изменить характер и объем производства, а также определяемый им образ жизни больших групп населения. Процесс огораживания общинных земель, проходивший до начала XIX в., и переход к крупному фермерскому хозяйству вызвал разорение крестьян, которые переезжали в города и вливались в ряды рабочего класса. Ускорилось формирование слоя некрупных собственников и городской интеллигенции. Росли новые индустриальные центры, увеличивалось количество фабрик. Большая часть населения страны стала проживать в городах. Развивались судостроение, машиностроение, металлургия, угольная и текстильная промышленность. Великобритания покрывалась сетью железных дорог, связавшей между собой отдаленные регионы. Появились телеграф, телефон, электрическое освещение. Развивалось банковское дело. Расцвела торговля, в которой большое значение имели товары, изготовленные на станках. В 1860-е гг. объем внешней торговли Англии в два раза превышал аналогичный показатель Франции и в четыре раза США. К середине ХГХ в. Англия стала самой богатой и промышленно развитой страной мира, которую называли «мастерской мира».

В то же время промышленному росту сопутствовали и негативные явления. Появилась безработица, повлекшая за собою обеднение части людей и недовольство общества. Условия работы на предприятиях были очень тяжелыми. В 1840 г. в Манчестере возникла Национальная чартистская организация, защищавшая интересы рабочего класса. Хотя большинство чартистов надеялось на решение проблем мирным путем, внутри движения существовала фракция, чьим лозунгом было «Мы будем свободны, пусть даже прольются реки крови». В стране вспыхивали народные волнения.

Весьма остро стояла и ирландская проблема. В 1845 и 1848 гг. катастрофический неурожай картофеля, являвшегося основным продуктом питания ирландских крестьян, привел к голоду и сгону неплатежеспособных крестьян с земли, принадлежавшей английским лендлордам. Тот факт, что урожаи зерновых в эти годы в Ирландии не пострадали, не спас положения. Нищие крестьяне не могли купить хлеба, и зерно переправлялось на английские рынки, способствуя обогащению землевладельцев. В результате, из девяти миллионов ирландцев погибли свыше одного миллиона и эмигрировали еще около двух миллионов. Не редкостью стали покушения на жизнь царствовавшей в 1837 - 1901 гг. королевы Виктории.

Похожие диссертации на Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании