Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков Важинская Ирина Николаевна

История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков
<
История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Важинская Ирина Николаевна. История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.03 : Санкт-Петербург, 2004 262 c. РГБ ОД, 61:04-24/135

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-политические и культурные условия и предпосылки создания художественных коллекций в Англии XVI-XVII веков 31

1.1. Художественное коллекционирование как особый социокультурный феномен. 31

1.2. Влияние социально-политического развитие общества и культуры Англии XVI-XVII веков на процесс формирования художественных коллекций 45

Глава II. Художественное коллекционирование в Англии XVI — XVII веков в общеевропейском историко-культурном контексте 72

II. 1. История создания художественных коллекций в Англии XVI — XVII веков как отражение социокультурных потребностей общества 72

II.2. Анализ комплекса и характера художественных предметов музейного значения в английских коллекциях XVI - XVII веков 106

II.З. Основные тенденции развития и этапы становления художественного коллекционирования в Англии в XVI — XVII веках 151

Заключение 159

Примечания 164

Библиография 208

Приложения 229

Введение к работе

Актуальность темы. В начале XXI века проблема осмысления феномена музея как составной части мировой культуры остается актуальной для музееведов и историков культуры всех стран мира. Актуальность темы диссертационного исследования определяется все возрастающим интересом к проблемам интерпретации специфического музейного отношения к действительности, результатом которого является создание музейных коллекций..

В отечественном музееведении в последнее время активно разрабатываются информационно-коммуникативная и информационно-семиотическая концепции музея. Музеи XXI века как информационно-культурные центры, обладающие огромными гуманитарными и художественными ценностями, играют важную роль в культурном развитии общества. Музей, как хранитель духовного опыта и «окно» в мир художественной реальности, имеет особое значение для формирования ценностных ориентации и приоритетов личности в пространстве культуры. В музее сопряжены глубинный смысл культуры и ее сакральные ценности1.

«Культурные ценности», «непреходящее наследие» нашли наиболее полное воплощение в таком социальном институте, как художественный музей. В XIX веке в эпоху романтизма сформировалось представление о том, что «наследие должно стать по возможности полным резервуаром, где хранится искусство прошлого: в зависимости от движения современного искусства из него могут быть извлечены и выстроены в упорядоченные ряды традиции любые наборы актуализируемых художественных ценностей» .

Все это делает весьма своевременным внимательное изучение вопросов, связанных с накоплением и использованием культурного наследия в интересах общества, с определением новых подходов к решению проблемы «культура и общество».

В работах отечественных исследователей художественный музей рассматривался в различных аспектах: музей как социально-эстетический

феномен (Н.Г. Макарова, 1987), музей как феномен культуры (М.С. Каган, 1994, 1996, СВ. Пшеничная, 1999, Т.Ю. Юренева, 2003), музей как одна из культурных форм (Т.П. Калугина, 2001)3. Исследование генезиса художественного коллекционирования и процесса накопления культурного наследия; выявление причин, по которым на определенном этапе предмузейного коллекционирования сформировался такой культурно-исторический феномен, как художественный музей, позволяет понять перспективы его дальнейшего развития,, социокультурные потребности общества в деятельности современного художественного музея.

Появлению художественного музея как социокультурного института предшествовал период предмузейного художественного коллекционирования, когда создавались не случайные, внутренне свободные совокупности художественных предметов, а предмузейные коллекции, то есть комплексы произведений искусства, строго подобранных по какому-либо принципу.

Определение мотиваций создания предмузейных художественных коллекций, принципов отбора предметов искусства, осмысление форм и концепций представления этих предметов, анализ деятельности коллекционеров, формирования рынка произведений искусства, предназначенных для предмузейных коллекций, - все это дает возможность наиболее эффективно исследовать развитие предмузейных частных коллекций как «исторически вызревающего ядра культурной формы, именуемой музеем»4.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в основу крупнейших мировых музеев, в том числе и музеев Великобритании, были положены коллекции, созданные частными собирателями. «В своей основе современные существующие на «развитом» Западе музеи мало отличаются от тех, которые создавались одно-два столетия назад, - утверждает английский музеевед А.Хаттон. - В действительности музеи все еще являются новым феноменом, не изжившим своих эмбриональных черт, а именно — это все еще собрания, в значительной степени сформированные отдельными людьми»5.

В основу первых художественных музеев Великобритании были положены коллекции, сформированные частными собирателями в XVI-XVII

веках. В музееведческой литературе, как за рубежом, так и в нашей стране, история раннего художественного коллекционирования в Великобритании не являлась предметом специального углубленного изучения. Частные художественные коллекции в Великобритании XVI — XVII веков не были всесторонне изучены и проанализированы в общеевропейском культурном контексте с точки зрения истории предмузейного коллекционирования. Опыт такого коллекционирования не обобщен. В связи с чем, возникла необходимость осмысления этого процесса, разработки теоретических и методологических проблем предмузейного коллекционирования. Изучение истории создания английских художественных коллекций XVI — XVII веков в широком историко-культурном контексте представляется довольно своевременным и актуальным, так как материалы исследования необходимы и важны для дальнейшего осмысления генезиса художественных музеев Великобритании, для определения роли частного коллекционирования в формировании публичных музеев. Художественное коллекционирование XVI — XVII веков рассматривается в культурологическом контексте как предыстория музейного дела в Великобритании.

Великобритания выбрана потому, что здесь сложились особые исторические и социокультурные условия формирования предмузейных коллекций, генезис которых послужил источником приобретения своеобразного опыта коллекционирования. Развитие предмузейного коллекционирования в Великобритании имело динамичный характер, гуманистическую направленность и было непосредственно связано с культурным подъемом в этой стране в период Возрождения ив начальный период Просвещения. Опыт такого коллекционирования имел решающее значение и влияние на создание художественных коллекций и музеев во всех британских - как англоязычных, так и неанглоязычных - колониях всех континентов мира, а также общеевропейское значение, особенно в области коллекционирования предметов античного искусства.

Развитие предмузейного коллекционирования, формирование коллекций и музеев в период Возрождения и Просвещения в странах континентальной

Европы и в Великобритании имеет как сходство, так и отличия. Актуальность нашего исследования заключается в выявлении и общего, и специфических особенностей предмузейного коллекционирования в Великобритании в сравнении с другими европейскими странами.

Исторические и социокультурные условия создания предмузейных коллекций в Великобритании сформировали специфическое отношение к художественному коллекционированию, которое имело особый статус в этой стране в отличие от стран европейского континента. В Великобритании в исследуемый период развивалось частное коллекционирование, которым занимались аристократы высшего уровня. Элитарность этого занятия осознавалась английскими аристократами как коллекционирование, прежде всего, античных произведений, к которым они проявляли повышенный интерес. Концептуальная основа коллекционирования в этот период складывалась в связи с основной эстетической проблематикой ренессансной эпохи. Для Европы преемственность античной традиции была очевидным историческим фактом, но для Англии она напряженно переживалась и ассимилировалась в процессе национального самосознания.

Коллекционирование в Великобритании развивалось в более замедленном темпе, чем в странах континентальной Европы, его расцвет пришелся на первую половину XVII века. В нашем исследовании мы ставим проблему художественного коллекционирования в Великобритании XVI-XVII веков в связи с важностью этого вида коллекционирования в контексте утверждения культуры Нового времени.. Благодаря коллекционерской деятельности происходило освоение ценностей и универсалий классической европейской культуры.

Частные английские собрания, размещавшиеся в королевских дворцах и аристократических домах, оставались закрытыми для широкой публики. Причина нежелания показывать свои собрания заключалась в том, что английские коллекционеры выстраивали свои коллекции сами, в соответствии со своими художественными вкусами и интересами. Отбор являлся актом

самовыражения личности коллекционера. Произведения искусства в их собраниях приобретали для них особое, некое тотемное значение .

Владелец художественной коллекции, находясь в кругу собранных им произведений искусства, включался в определенный культурный контекст, осваивая новый духовный опыт. На основе общефилософской концепции диалога культур, разработанной B.C. Библером (1989), представленной на материале Возрождения Л.М. Баткиным (1978) и получившей развитие в исследованиях С.Н. Иконниковой (1987), С.Н. Артановского (1994), М.С. Кагана (1987, 1994, 1996) и Т.П. Калугиной (2001), коллекция рассматривается как место встречи и диалога разных культур и эпох .

Художественное коллекционирование в Великобритании XVI — XVII веков носило определенный политический, идеологический характер, являлось отражением роялистской тенденции. Поэтому после Английской революции середины XVII века оно не принималось в обществе как сословное явление, традиции коллекционирования на некоторое время были прерваны. Дезинтеграция королевских и аристократических коллекций способствовала обогащению крупных художественных собраний на европейском континенте.

С середины XVII века в Англии просветительский энтузиазм и дух борьбы за равенство образовательных возможностей постепенно находили выражение в идее публичности коллекций как культурных ценностей, которые могут и должны принадлежать всей нации. Появление первых публичных художественных музеев отражало изменение социальных функций собирательства: аристократическое коллекционирование, служившее целям репрезентации, постепенно уступало место собирательской деятельности с целью сделать собрание и систематизированные памятники достоянием широкой публики.

Освоение предшествующего опыта коллекционирования художественных предметов играет важную роль в осмыслении феномена музеефикации в контексте современных социокультурных потребностей общества. В настоящее время наряду с государственными все большее значение приобретают частные музеи. Это стимулирует изучение таких проблем частной собирательской

деятельности, как проблема моды, избирательности коллекционирования, придания ценности определенным вещественным памятникам и предметам искусства; проблема определения системы ценностей в связи с понятием «культурного наследия»; проблема осмысления художественной коллекции как модели, лежащей в основе создания художественного музея.

Актуальность исследования вышеназванных аспектов обусловлена растущим интересом к первым музеям, которые были созданы и открыты в Европе на протяжении XVI — XVII столетий. В них как специалисты, так и широкая публика могут удовлетворять потребность в энциклопедических знаниях и интерес к интуиции и внутреннему чутью коллекционеров, которые так характерны для современности8.

Хронологические рамки исследования — XVI-XVII века — позволяют осветить предмузеиныи этап развития английских коллекций с момента появления первых королевских и аристократических собраний (с XVI века), их формирование в эпоху Ренессанса (XVI век) и дальнейший расцвет (1-я половина XVII века), а также рассеяние после революционных потрясений в Англии середины XVII века; возобновление прерванных традиций частного коллекционирования после Реставрации во второй половине XVII века. Королевское коллекционирование стало снова развиваться уже с XVIII столетия. Сохранившаяся часть Королевского собрания по-прежнему оставалась закрытой. Именно это побудило создавать в Великобритании национальные коллекции общественного характера.

Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что именно в этот период в Великобритании возникло и получило дальнейшее развитие художественное коллекционирование как самостоятельный социокультурный феномен, в результате чего были сформированы крупнейшие частные художественные коллекции, которые впоследствии составили основу первых художественных музеев.

Степень научной разработанности проблемы. Историографический очерк. В российской историографии истории музейного дела за рубежом проблемы коллекционирования и развития музеев в Великобритании

разработаны не в полном объеме. Освещены либо некоторые стороны музейного дела, либо история формирования отдельных коллекций и музеев Великобритании. Не представлена история предмузейного коллекционирования в этой стране как единый процесс в музееведческом и культурологическом контекстах.

Определенные исторические сведения об отдельных музеях Великобритании и об их коллекциях содержатся во вступительных статьях в отечественных альбомах: Картины Лондонской национальной галереи (1899, ст. Истлэк Ч.Л.), Национальная галерея, Лондон (1971, ст. Н.Кузнецовой), Британский музей, Лондон (1980, ст. Б.Ривкина) и другие9; в каталогах музеев и их выставок: Сокровища Британского музея (1984), Шедевры западноевропейской живописи из коллекции Лондонской национальной галереи (1988) и другие10; в путеводителях по музеям из серии «Города и музеи мира»: Воронихина Л.Н. Эдинбург (1974), Кузнецова И.А. Национальная галерея в Лондоне (1984), Кудрявцев Б.В. Художественные музеи Лондона (1994) и другие11. В этих обзорных статьях наряду с описанием музейных собраний или отдельных шедевров, входящих в их состав, приводятся лишь некоторые сведения об истории формирования художественных коллекций и музеев или истории происхождения отдельных художественных предметов.

Недостаточность информации по истории музейного дела в Великобритании в незначительной степени восполнил перевод А.А.Гужаловским двух из пяти параграфов первой из трех частей пособия З.Жигульского «Музеи мира. Введение в музееведение» (1989) . Автор пособия рассмотрел историю развития предмузейного собирательства и музеев мира, уделив больше внимания музейному делу Польши. Для нашего исследования важно то, что З.Жигульский Младший рассматривал развитие именно художественного коллекционирования и художественных музеев, хотя связывал это развитие только с изменениями художественных стилей, не учитывая влияния социальных перемен в жизни общества.

В перечисленных работах отсутствует анализ основных этапов, факторов, тенденций формирования музейного дела в Великобритании, теоретически не осмыслен процесс формирования предмузейных коллекций и музеев..

Первая попытка обобщения на русском языке музейного дела в зарубежных странах, в том числе в Великобритании, была предпринята В.П.Грицкевичем в монографии «История музейного дела до конца XVIII века в двух частях» (2001)13.

В 2003 году вышли книги Т.Ю. Юреневой «Музееведение» и «Музей в мировой культуре», в которых комплексно исследуется музей как феномен мировой цивилизации14. Автор анализирует причины и обстоятельства возникновения мировых музеев, определяет их роль в каждой конкретной исторической эпохе, прослеживает эволюцию музейных учреждений от кабинетов редкостей до современных специализированных собраний.

Исследования В.П.Грицкевича и Т.Ю. Юреневой заполнили пробел в музееведческой литературе, поскольку освещают практически не изученный ранее в нашей стране и недостаточно изученный и систематизированный за рубежом общий процесс складывания и развития музейного дела в мире. История музейного дела в Великобритании представлена в общемировом культурно-историческом контексте. Это дало возможность в нашем исследовании теоретически осмыслить и проанализировать историю формирования художественных коллекций XVI — XVII веков в Англии в развитии, в сравнении с другими европейскими странами, используя историко-генетический, историко-культурный и историко-сравнительный методы.

Феномену художественного коллекционирования и роли художественных музеев в системе культуры уделено особое внимание в работах Н.Г. Макаровой «Музей как социально-эстетический феномен» (1987), М.С. Кагана «Музей в системе культуры» (1994), И.Ю. Хитаровой «Музеи искусства — эталонные модели культур» (1994), СВ. Пшеничной «Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель» (1999), Т.П. Калугиной «Общественное сознание и художественный музей» (1994), «Художественный

музей как феномен культуры» (2001), Т.Ю. Юреневой «Музей в мировой культуре» (2003) и других15.

Зарубежная историография, касающаяся темы нашего исследования, более обширна, начиная от первых каталогов по предмузейным королевским и аристократическим коллекциям Англии, изданным в XVIII веке, до исследований XIX-XX в.в., посвященных истории коллекционирования и различным аспектам музейного дела в Великобритании.

Попытки научного осмысления опыта музейной практики были сделаны на рубеже XIX-XX веков. В Глазго вышла книга Дэйвида Марри «Музеи. Их история и их польза» (1904)16, в которой развитие коллекционерства с древности и до конца XVIII века включительно увязывалось с общеевропейскими культурными процессами. Внимание акцентировалось на феномене Возрождения, когда античные предметы коллекций стали рассматриваться в качестве важных носителей эстетической информации, а предметы коллекций естественного происхождения оценивались исследователями природы как источник научной информации. Это сочинение Д.Марри было важно для нашего исследования, так как в Англии XVI — XVII веков художественное коллекционирование развивалось в соответствии с эстетическими потребностями культурных эпох Возрождения и Просвещения, и английские аристократы проявляли повышенный интерес к коллекционированию античных предметов. Хотя книга Д.Марри носит описательный, очерковый характер, но она была первым в мировой литературе описанием развития музейного дела в различных странах до XVIII столетия.

В последующие десятилетия был выпущен ряд работ по истории коллекционирования.

Книга Д. И Э.Ригби «Все вместе взятое» (Филадельфия, 1944)17 , посвященная технике коллекционирования, включает в себя обстоятельный раздел по истории художественного коллекционирования. Хотя этот раздел составлен в чисто фактографическом описательном, популярном стиле, но таким образом автор пытается убедить читателя, что для полноценного уровня собирательства необходимо знать историю коллекционирования.

Свидетельством повысившегося интереса к прошлому собирательства художественных предметов и первой попыткой научно осмыслить этот феномен в мировом масштабе стала монография директора Метрополитен-музея в Нью-Йорке Эдварда Фрэнсиса Тейлора «Ангельский вкус. История художественного коллекционирования от Рамсеса до Наполеона» (1947) . Автор обнаруживал исторические корни этого собирательства в развитии эстетических потребностей первоначально в греко-римском мире, впоследствии в Италии периода Возрождения, а также в других европейских странах, в том числе в Великобритании. Э.Ф.Тейлор связывал коллекционирование с наклонностями и вкусами отдельных собирателей, не делая попытки обнаружить соотношение между общественными потребностями и возникновением художественных собраний, а также проанализировать историко-музейные явления. Для нашего исследования в книге Э.Ф.Тейлора был важен тот аспект, который связан с деятельностью отдельных собирателей, так как анализ художественного коллекционирования с этой точки зрения позволяет истолковать тенденции и направления собирательства предметов искусства.

В исследовании историка Альмы Стефании Виттлин «Музеи. История и их задачи в воспитании» (Лондон, 1949)19 были впервые четко сформулированы социокультурные мотивации предмузейного собирательства. Возникновение и развитие музеев освещено автором в тесной связи с социально-экономическими и культурными условиями жизни общества, а коллекции и музеи трактуются А.С.Виттлин как необходимая составная часть культуры человечества. Анализ мотиваций художественного коллекционирования позволяет осмыслить это явление как феномен культуры. В 1970 году А.С.Виттлин выпустила расширенное и дополненное издание своего сочинения под названием «Музеи. В поисках полезного будущего» (Кембридж, США, 1970) , в котором рассмотрен процесс эволюции музея как социокультурного института во всем мире со времен первобытного общества до конца 60-х годов XX столетия. Вопросы доступности предмузейных коллекций публике, освещенные в этой книге, были важны для нашего исследования, поскольку художественное

коллекционирование в Англии XVI - XVII веков носило элитарный характер, и частные предмузейные собрания были доступны очень ограниченному кругу посетителей.

В 1960-е годы вышли в свет обстоятельные монографии по истории художественного коллекционирования и художественных музеев. В монографиях немецкого искусствоведа Нильса фон Хольста «Художники, собиратели, публика» (Дармштадт, 1960 , перевод на английский язык — Лондон, 1967 ) и французского историка искусства Жермена Базена «Век музеев» (Льеж, 196723, изданием на английском языке - Нью-Йорк, 196724) художественное коллекционирование авторы связывают только с изменением художественных стилей, не учитывая социально-экономическую структуру общества. Книги Н. фон Хольста и Ж.Базена отличают широта охвата темы, анализ значительного количества источников, фундаментальность и продуманность авторских концепций, в соответствии с которыми делаются выводы о приоритетности художественного собирательства и музейного дела в музееведении.

Вопросы коллекционирования художественных предметов рассмотрены и в работе польского искусствоведа Зыгмунта Важбиньского «Музеи и художественные коллекции нового времени. XV-XVIII века» (1980, 1988)25. Автор работы связывает появление коллекционирования с формированием у европейцев исторического сознания и с открытием специфической эстетической ценности произведений искусства. По его мнению, художественные коллекции нового времени были носителями соответствующих гуманистических и политических воззрений и выполняли задания своих составителей. З.Важбиньский подчеркивает, что появление придворного художественного коллекционирования привело к постепенному отделению музейных предметов от собственно двора, в связи с чем появилась специальная архитектура для представления коллекций, способная лучше реализовать цели, диктуемые коллекциями. В изложении автором событий преобладают эстетические оценки коллекций, связь их возникновения и существования с развитием общества не прослеживается, внимание автора

сосредоточено преимущественно на личных художественных вкусах знатных коллекционеров.

Отдельные исследования и их разделы посвящены истории всеобщего музейного дела в странах Запада, в том числе в Великобритании. Три начальных раздела (по истории всеобщей и, в основном, британской истории музеев) «Пособия для музейных хранителей» под редакцией Дж.Томпсона (Лондон, 1984) под названием «Коллекции, коллекционеры и музеи в Британии до 1920 года», написанные английским музееведом Джеффри Льюисом , обстоятельно, в описательной форме представляют историю музейного дела в Британии, почти без оценок и комментариев автора. Однако концепция глав такова, что подводит к выводу о существовании прямой зависимости между общественно-политическим развитием и музейным делом в стране.

В 1987-1988 годах вышли в свет сборники историко-музейных статей французского философа польского происхождения Кшиштофа Помяна «Коллекционеры, любители и редкости. Париж, Венеция. XVI-XVIII века» (1987, перевод на английский язык - Кембридж) и «Зарождение музеев» (1988) , в которых на конкретном источниковом материале XVI-XVIII столетий история коллекционирования и музеев рассмотрена с точки зрения семиотики, отмечены основные формы преобразования частных коллекций в публичные музеи.

Научные издания, выпущенные в серии «Музеологические исследования» английскими музееведами Сюзн М. Пирс «Интерпретация предметов и коллекций» (1994)29, Джоном Элснером и Роджером Кардиналом «Культуры коллекционирования» (1994)30, посвящены проблемам интерпретации предметов и коллекций, а также коллекционированию как особой культурной форме. В этих изданиях собраны статьи ведущих музееведов мира, в которых отражены различные точки зрения на коллекционирование, истоки этого общественного феномена и факта культурной жизни западных обществ, прослеживается история коллекционирования во времени, дается глубокий анализ различных аспектов коллекционирования.

Определенная группа исследований посвящена биографиям музееведов, в том числе и английских, - Э.Александер «Музейные мастера» (1983)31, а также английских коллекционеров XVI-XVII в.в. — Р.Стронг «Генри, принц Уэльский, и английский поздний Ренессанс» (1986) , Т.Уилкс «Придворная культура Принца Генри и его круга. 1603-1613» (1987)33, М.Херви «Жизнь, переписка и коллекции Томаса Хауарда...графа Эрандела» (1921 )34, Д.Хауарт «Лорд

-ас

Эрандел и его круг» (1985) ; биографические статьи об английских коллекционерах и музееведах в 34-х-томном справочном издании «Словарь Искусства» (1996)36 и других библиографических справочниках; отдельные статьи в журналах - Ивонина Л.И. «Джордж Вилльерс, герцог Бекингем» в журнале «Новая и новейшая история» (1993, № 1) , Хауарт Д. "Лорд Эрандел как владелец произведений искусства" в журнале «Burlington magazine" (1980, №931) и другие.

Для раскрытия темы нашего исследования в широком историко-культурном контексте важное значение имеет литература не только по истории музейного дела в Великобритании, но и по истории этой страны, по культурологии, истории философии, истории искусства : «История Европы» (т.3-4, 1993-1994), Мортон А.Л. «История Англии» (1950), «Очерки истории Англии: средние века и новое время» (под ред. Г.Р.Левина, 1959), Кертман Л.Е. «География, история и культура Англии» (1979), Дмитриева О.В. «Английское дворянство в XVI - начале XVII веков» (Европейское дворянство XVI-XVII веков: Границы сословия. Под ред. В.А.Ведюшкина. 1997), Гриффите Р., Томас Р. «Становление династии Тюдоров» (1997), Штокмар В.В. «История Англии в средние века» (2000), Юм Д. «Англия под властью Стюартов» (т. 1-2, 2001 — 2002); Рассел Б. «История западной философии» (1993), Тэн И. «Философия искусства» (1996); Аникст А.А. «История английской литературы» (1956), Жирмунский В.М. «История западно-европейских литератур» (1959), Мортон А.Л. «От Мэлори до Элиота» (1970), Барг М.А. «Шекспир и история» (1976), Павлова Т.А. «Англия Шекспира и Англия Кромвеля: из истории народной культуры в Англии конца XVI - 1-й половины XVII века» (журнал «Новая и новейшая история», 1979, №1), Кучеренко Г.С. «Исследования по истории

общественной мысли Франции и Англии: XVI-первая половина XIX века» (1981), Сапрыкин Ю.М. «От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии» (1985), «Англия XVII века: Идеология, политика, культура» (под ред. Г.Ф.Левина и С.Е.Федорова, 1992); Виппер Б.Р. «Английское искусство» (1945), Дукельская Л.А. «Искусство Англии XVI-XIX веков» (1983), «Очерки по истории мировой культуры» (под ред. Т.Ф.Кузнецовой, 1997), «История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения» (под ред. Л.МБрагиной, 1999).

Для определения культурных течений, развивавшихся в Англии в XVI-XVII веках, были изучены работы по культуре, философии, эстетике Возрождения и Просвещения40: Бенеш О. «Искусство Северного Возрождения» (1973), Алпатов М.В. «Художественные проблемы итальянского Возрождения» (1976), Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения» (1978), Баткин Л.М. «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления» (1978), Елина Н.Г. «К вопросу о преемственности культуры Возрождения» (в сборнике «Типология и периодизация культуры Возрождения», 1978), Осиновский И.Н. «Гуманизм и Реформация в Англии в первой трети XVI века», Павлова Т.А. «Роль раннего пуританизма в политике и культурной жизни Англии» (в книге «Культура эпохи Возрождения и Реформация», 1981), Мееровский Б.В. «Борьба идей в культуре английского Просвещения» (в сборнике «Философия и история культуры», 1985), «Культура Возрождения и общество» (1986), Гуковский М.А. «Итальянское Возрождение» (1990), Кудрявцев О.Ф. «Ренессансный гуманизм и «Утопия» (1991), Гуревич П.С. «Философия культуры» (1994), «Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи» (отв. ред. Л.М. Брагина, 1997), «История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение» (под ред. С.Д.Серебряного, 1998) и другие, а также английских авторов А.Оллен (1954), Н.Хэмпсона (1968), Дж.Марри (1985), П.Борсэй (1991)41.

Для осмысления взаимовлияния культур, анализа музейных и предмузейных явлений и процессов, происходивших в Англии в XVI-XVII веках, были использованы концепции культурологии42: Махлина СТ. «Эпоха и

метод в художественной культуре» («Культура как целостное явление», 1983), Иконникова С.Н. «Диалог о культуре» (1986), Иконникова С.Н. «Диалог культур» (1987), Каган М.С. «Искусство в системе культуры» (1987), Библер B.C. «Культура. Диалог культур» («Вопросы философии», 1989, № 6), Артановский С.Н. «На перекрестке идей и цивилизаций» (1994), Махлина СТ. «Язык искусства в контексте культуры» (1995), Иконникова С.Н. «История культурологии. Идеи и судьбы» (1996). В соответствии с концепциями названных авторов одним из элементов целостной, сложноорганизованной системы культуры является художественное коллекционирование, которое также рассматривается как система, включающая в себя ряд элементов.

Таким образом, проблемы формирования первых художественных коллекций в Великобритании, постепенного приобретения ими музейных черт, до сих пор не рассмотрены и теоретически не осмыслены в широком историко-культурном контексте как единый процесс.

Источниковая база. Источники, на основе которых велось диссертационное исследование, могут быть охарактеризованы в соответствии с классификацией письменных источников, разработанной Л.Н.Пушкаревым и И.Д. Ковальченко43.

Основополагающее значение имеют документальные источники, представленные печатными, иллюстрированными текстовыми каталогами коллекций и музеев. Каталоги на русском языке44: «Сокровища Британского музея» (1984), «Шедевры западноевропейской живописи из коллекции Лондонской национальной галереи» (1988) и другие. Каталоги на английском языке45: каталог коллекции Р. Мида «Музеум Мидианум» (1754), Х.Уолпол «Описание коллекции живописи в Хоутон-холле» (1747, 1757), У.Бети «Каталог первой основной коллекции короля Карла I» (1757), У.Бети «Каталог коллекции живописи и других произведений, принадлежащих королю Якову II» (1758), У.Бети «Каталог коллекции живописи Джорджа Вилльерса, герцога Бекингема» (1758), Б. Фэрфакс «Каталог коллекции Джорджа Вилльерса, с описанием картонов во дворце Хэмптон-корт» (1758), А. Ньютон «Замечания о произведениях скульптуры в Уилтон Хаусе» (1849), каталоги основных

королевских и аристократических коллекций Англии в XVI-XVII веков, опубликованные Г.Ваагеном (1854-1857) и А.Михаэлисом (1882), Х.Уолпол «Геммы Мальборо» (1870), Э. Ло «Каталог произведений живописи и

» гобеленов в Королевской коллекции во дворце Хэмптон-корт» (1905), Бейкер,

К. Коллинз «Каталог живописи во дворце Хэмптон-корт» (1929), О. Миллар «Каталог коллекции короля Карла I, составленный ван дер Доортом» (1960) и другие. Каталог коллекции британского министра Роберта Уолпола, изданный его сыном писателем Хорэйсом Уолполом в Лондоне в 1747 г., содержит краткую информацию о предметах коллекции и последовательный перечень их размещения в залах загородного поместья Р.Уолпола Хоутон Холл. В 1757 У.Бети издал Каталог первой основной коллекции короля Карла I с описанием предметов, сделанным Дж.Вертью. Более серьезное издание в четырех томах «Сокровища искусства Великобритании» (1854-1857) историка искусства Густава Вагена представляет собой путеводитель с подробной информацией о произведениях искусства (большее внимание уделено живописи) из частных

fr королевских и аристократических коллекций и музейных собраний. В 1882 г^

профессор археологии Страссбургского Университета Адольф Михаэлис выпустил книгу «Древние мраморы в Великобритании», написанную на основе собственных путешествий и тех материалов, которые собрали его коллеги профессора И.Бернулли, Ф.Матц и А.Конз, осматривая галереи и частные собрания Англии. Подробное описание предметов коллекций предваряется очерком истории коллекционирования произведений античного искусства в XVI-XIX в.в. Вышеназванные издания носят описательный характер.

Важное значение для исследования характера и состава художественных коллекций имеют музейные инвентари и описи художественных собраний46: Р.Кавдри «Описание живописи, статуй и других произведений в Уилтон Хаусе» (1751), Дж. Кеннеди «Описание антиков и редкостей в Уилтон Хаусе» (1758),

Дж. Вертью «Описание коллекции дворца Истон-Нестон в поместье графа

Помфрета» (1758), Дж. Кеннеди «Новое описание живописи и других произведений во дворце графа Пембрука в Уилтоне» (1779), «Дворец Хэмптон-корт: опись живописи» (1954) , а также указатели частных собраний XVI-XVII

веков в Англии, в состав которых входили комплексы, либо отдельные
памятники искусства47: Т.Мартин «Английский знаток» (т. 1-4, 1968), Ч. и Ш.
Жере «Коллекции изобразительного и декоративного искусства Британии и
*н Ирландии» (1985).

Существенным дополнением, в случае отсутствия каталога, являются описи и экспертные заключения, составленные при продаже коллекций с аукционов, различные документы, связанные с осуществлением торговых сделок между коллекционерами, оформлением дарственных48: документальные материалы, которые дают представление о судьбе коллекции Дж.Вильерса после Английской революции - «Каталог коллекции герцога Бекингема» (1758); документы, касающиеся сделок о продаже антиков из коллекции короля Карла I — У.Н.Сейнсбери «Квартальный обзор изобразительных искусств» (1863); дарственные коллекции Трэйдескантов и Эшмоула Оксфордскому университету; завещания Ханса Слоуна британской нации; О.Миллар «Инвентари и стоимость предметов из королевской коллекции, 1649 — 1651»

* («Walpole Society», т. 43, 1972); Р. Лайтбоун «Ван Дейк и приобретение
живописи для английского двора» («The Burlington magazine», т.. CXI, 1969);
Б.Денвер «Документальная история вкусов в Британии» (1983), Ф.Херманн
«Англичане как коллекционеры: документальная источники» (1999).

Такие специфические виды источников, как инвентарные описи и каталоги коллекций и музеев являются наиболее информативными для изучения истории коллекционирования и дают возможность оценить вклад частных коллекций в формирование национального музейного фонда.

Более разнообразный характер имеют повествовательные источники, которым нередко присущи исследовательские черты. Среди нарративных источников выделяются путеводители по музеям Великобритании: ранее упоминавшиеся путеводители на русском языке из серии «Города и музеи

мира»49, английские путеводители — Г. Вааген «Сокровища искусства
Великобритании» (т. 1—4, 1854 - 1857)50, путеводители для туристов компании
Томаса Кука (с 1861)51, «Иллюстрированный путеводитель компании Шелл по
графствам Англии»52, Дж. Гранди «Путеводитель по дворцу Хэмптон-корт и его

садам» (1853) , М. Логан «Путеводитель по коллекции итальянской живописи во дворце Хэмптон-корт» (1894)54, «Путеводитель по отделу греческих и римских антиков Британского музея» (1912)55, путеводители из серий «Синие путеводители» (с 1918)56, путеводитель С.Ф.Маркхэма «Указатель музеев и художественных галерей на Британских островах» (1948) , «Обзорный

путеводитель по всем выставочным галереям Британского музея» (1960) , краткий путеводитель Р.С. Стронга «Лондон. Национальная портретная галерея» (1964)59, путеводитель О. Хэдли «Дворец Хэмптон-корт» (1974)60, путеводитель «Сокровища Британии и Ирландии» (1980)61, путеводитель «Музеи и художественные галереи Великобритании и Ирландии» (1990)62, путеводитель Е. Лангмайера «Национальная галерея» (1994)63 и другие.

Просопографический аспект нашего исследования помогают раскрыть повествовательные автобиографические источники. Биографические очерки и монографии об английских коллекционерах: о принце Генри Уэльском64 — Р.Стронг (1985, 1986), Т.Уилкс (1987), о Томасе Хауарде, графе Эранделе65 -М.Херви (1921), Д.Хауарт (1985), о короле Карле I66 - Х.Колвин (1982), Дж.Х.Пламб (1985) и других коллекционерах ; специальные статьи в биобиблиографических словарях — Д.И. Ермолович «Англо-русский словарь персоналий» (1993), В.Г. Власов «Стили в искусстве. Словарь имен» (т. 2 - 3, 1996 - 1997), на английском языке «Краткий словарь национальных биографий» (1992), «Словарь национальных биографий» (1885 - 1900), «Словарь искусства» (1996); статьи в журналах69 - Д. Хауарт «Лорд Эрандел как меценат» («The fturlington magazine», 1980, № 931), «Роберт Харли, образцовый коллекционер» («Apollo», 1985, № 283), Сайке М. «Такой знаменитый как Оксфорд» («Советский музей», 1992, № 3), Ивонина Л.И. «Джордж Вильерс, герцог Бекингем» («Новая и новейшая история», 1993, № 1), С.Дженкинс «Художественный вкус Вильгельма III» («Apollo», 1994, № 390) и другие. Изучение биографий коллекционеров позволило истолковать тенденции и направления собирательства и показать историю формирования художественных коллекций на примере деятельности конкретных личностей.

Еще одна группа используемых повествовательных источников
представляет собой мемуарное и эпистолярное наследие современников.
Воспоминания современников, знакомых с королевскими и

аристократическими собраниями : Г.Пичем «Совершенный джентельмен» (1634), Дж.Хантер «Дневник Ральфа Торсби... 1677-1724» (1830), Т.Ри «Переговоры сэра Томаса Ри во время его посольства в Османскую империю» (1740), Дж.Ивлин «Дневник» (1907, 1955). Переписка известных английских коллекционеров XVI-XVII веков71: письма Т.Ри к лорду Бекингему, графу Эранделу, графине Бедфорд, письма Х.Уолпола и других английских коллекционеров опубликованы в книге А.Михаэлиса (1882), П.Шейкшафт «Письма Джеймса, маркиза Гамильтона, и Бейзила, виконта Филдинга, касающиеся коллекционирования в Венеции, 1635-1639» («The Burlington magazine», 1986, № 995), Дж.И.Уолли «Итальянское исскуство и английский вкус. Начало XVII века. Письма» («Apollo», 1971, XCIV).

Описания коллекций не только современниками, но и последователями, расширяют представления о характере художественных коллекций исследуемого периода72: «История знаменитых произведений живописи в картинной галерее Оксфорда» (1812), У. Пайн «История королевских резиденций» (1819), Дж. Вертью «Рассказы о произведениях живописи в Англии, собранные Дж. Вертью» (1828), К. Филлипс «Картинная галерея Карла I» (1896), Ф. Полсен «Греческие и римские портреты в английских загородных домах» (1923), Д. Купер «Великие частные коллекеции» (1963), Р. Стронг «Портреты королевы Елизаветы I» (1963), Д. Купер «Великие семейные коллекции» (1965), К. Вермьюл «Рисунки даль Поццо-Альбани с классических античных произведений в Королевской библиотеке в Виндзоре» (1966), Г.Макгрегор «Кабинеты редкостей в ХУПвеке в Британии» в книге «Истоки музеев» (1985) и другие.

Ценный материал о составе коллекций и этапах их формирования содержат описания коллекций и отдельных произведений изобразительного искусства в иллюстрированных каталогах и альбомах выставок: на русском языке - «Итальянский рисунок XVI века из собрания Британского музея:

Каталог выставки» (1977), «Британский музей, Лондон» (альбом сост.
Б.Ривкин, 1980), «Шедевры западноевропейской живописи из собрания
Национальной галереи (Лондон)» (каталог выставки, ред. Е. Ренне, Н.
Серебрянная, 1988), «Шедевры живописи. Из собраний лучших

художественных галерей Европы» (альбом, авт. текста М.Мауджери, 1995), «Шедевры живописи. Музеи и коллекции Европы и Америки» (альбом, авт. текста М.Мауджери, 1997), «С берегов Темзы на берега Невы: Шедевры из собраний британского искусства в Эрмитаже» (каталог выставки, ред. Б. Аллен, Л. Дукельская, 1997) и другие; английские издания74 — «Художественные сокровища Британского музея» (альбом, вступ, ст. Дж.Григсона, Лондон, 1957); каталоги из серии «Итальянские рисунки в Отделе гравюр и рисунков Британского музея»: Дж. Уайлд «Микеланджело и его рисунки» (Лондон, 1953), П. Понсе, Дж. Жере «Рафаэль и его круг» (Лондон, 1962); «Ван Дейк, Венцель Холлар и художники-миниатюристы при дворе ранних Стюартов» (каталог выставки, Лондон, 1968), О. Миллар «Век Карла I: Живопись. Англии, 1620 - 1649» (каталог выставки, Лондон, Тейт, 1972); Ш.Дж. Байем «Рисунки старых мастеров в Крайстчерч колледже» (каталог, Оксфорд, 1976); О. Миллар «Сэр Питер Лели. 1618 - 1680» (каталог выставки, Национальная портретная галерея, Лондон, 1978); К.Педретти «Леонардо да Винчи: рисунки с натуры из Королевской библиотеки в Виндзоре» (каталог выставки, вступ, ст. К.Кларк, Нью-Йорк, 1980); О. Миллар «Ван Дейк в Англии» (каталог выставки, Национальная портретная галерея, Лондон, 1982); Ф.Эймс-Льюис «Рисунки мастеров итальянского Ренессанса» (каталог выставки, Музей Виктории и Альберта, Лондон, 1983), М. Хантер «Илайес Эшмоул, 1617 - 1692: Основатель Эшмоуловского музея и его мир» (каталог выставки, Оксфорд, 1983), Дж. Жере и Н.Тернер «Рисунки Рафаэля из Королевской библиотеки, Эшмолеан музея и Британского музея» (каталог выставки, Лондон, 1984); Дж.Роулендс «Мастера рисунка и акварели в Британском музее: от Фра Анжелико до Генри Мура» (альбом, Лондон, 1984); Л.Кемпбелл «Ранняя фламандская живопись в коллекции ее величества королевы» (каталог, Кембридж, 1985); Т. Джексон-Стопе «Сокровища Британии: пять столетий частного покровительства и

художественного коллекционирования» (каталог выставки, Национальная галерея искусств, Вашингтон, 1985); «Национальная галерея. Лондон» (альбом, Будапешт, 1988); «Рубенс в Оксфорде: Выставка рисунков из Крайстчерч колледжа и Эшмоуловского музея» (каталог, Оксфорд, 1988), К.Ллойд «Королевская живопись: старые мастера из Королевской коллекции» (каталог выставки, 1994); Ч. Уайт «Антонис ван Дейк: Томас Хауард, граф Эрандел» (каталог выставки, Малибу, 1995), П.Уильямсон «Европейская скульптура в Музее Виктории и Альберта» (альбом, Лондон, 1996), Н.Тернер «Римский рисунок эпохи барокко. 1620 - 1700» (каталог, Британский музей, Лондон, 1999) и другие.

Круг проблем, связанных с частным художественным коллекционированием, позволяют изучить статьи в журналах, посвященные отдельным коллекциям75: Л.Каст «Заметки о коллекции, созданной Томасом Хауардом, графом Эрандел ом и Сарри» («The Burlington magazine», 1911, т. 19-20, 1912, т.20), К.Исдейл «Бюсты и статуи Карла I» («Burlington magazine», XCI, 1949), А.Скотт-Элиот «Статуи из Мантуи в коллекции короля Карла I» («Burlington magazine», СІ, 1959), О.Миллар «Каталог коллекции Карла I, составленный Абрахамом Ван дер Доортом» («Walpole Society», т.37, 1958-1960), Дж.Брайан, О.Миллар «Заметки о королевской коллекции — III: «Голландский дар» Карлу I» («Burlington magazine», CIV, 1962), У.Наттел «Живопись короля Карла I и общественная распродажа» («Apollo», 1965, т.82), Р. Лайтбоун «Ван Дейк и приобретение живописи для английского двора» («The Burlington magazine», 1969, т. 111), К.Уотсон, Ч.Эвери «Медичи и Стюарт: Великий дар герцога Джованни Болонья. Бронза для Генри, принца Уэльского» («The Burlington magazine», 1973, CXV), Д.Кумбс «Метьюен коллекция. Коршем корт, Уилтшир» («The Connoisseur, 1974, № 753), Дж. Ньюмен «Завещание графа Эрандела» («The Burlington magazine», 1980, № 931), К. Дауне «Обзор выставки коллекции Эрандела в Оксфорде» («The Burlington magazine», 1986, № 995) и другие.

Источником для реконструкции восприятия античного художественного наследия, а также произведений европейского континентального искусства

деятелями английской культуры XVII века, являются материалы, связанные с традицией художественно-образовательных путешествий англичан на Континент, путевые записки, в которых обобщается полученный визуальный опыт: Дж. Спон «Путешествие в Италию» (1678), Г.Уелер «Путешествие в Грецию» (1682), Р. Лэсселс «Путешествие в Италию» (1698), М.Листер «Путешествие в Париж в 1698 году» (1699) .

Особое значение для изучения художественного коллекционирования имеют изобразительные источники - рисунки, гравюры, на которых зафиксированы отдельные античные памятники и экспозидии частных коллекций, включающих в себя не только антики, но и произведения; итальянского (венецианского), нидерландского, голландского, немецкого

искусства: альбом античных скульптур, составленный Б.Кавачеппи (1768) , иллюстрированный каталог античной скульптуры в частных коллекциях и музеях Британии в книге А.Михаэлиса «Античные мраморы в

Великобритании» (1882) , А.Смит «Каталог скульптуры в отделе греческих и

римских антиков Британского музея» (т.2, 1900) , А.Стронг «Факсимильные репродукции рисунков старых мастеров из коллекции графа Пембрука и Монтгомери в Уилтон Хаусе» (1900)80, А.Стронг «Шедевры из коллекции

О!

живописи герцога Девоншира, 60 фотогравюр» (1901) , А. Стронг «Репродукции рисунков старых мастеров из коллекции герцога Девоншира в Четворте» (1902)82, «Репродукции из иллюминированных манускриптов» (альбомы, Британский музей, Лондон, 1910, 1965) , альбомы гравюр с античной скульптуры «Corpus vasorum antiquorum» (Британский музей, Лондон, 1927, 1929, 1932, 1954)84 и другие. Такие источники дают представление о характере собираемых предметов искусства и о способах их представления в контексте коллекции.

Характеристика источниковой базы свидетельствует о наличии неоднородной информации, рассредоточенной в разнообразных источниках, опубликованных как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение, анализ и обобщение этих материалов позволяет обоснованно раскрыть тему данного исследования.

Объектом исследования является феномен художественного коллекционирования в культуре Великобритании XVI-XVII веков.

Гипотеза диссертационного исследования заключается в том, что на протяжении XVII века, когда художественное коллекционирование в Великобритании становится самостоятельным феноменом культуры и важной составляющей общественной жизни, в рамках частных коллекций постепенно формируются черты будущих публичных музеев.

Предмет исследования — закономерности и направления художественного коллекционирования в Великобритании в XVI-XVII веках.

Цель исследования — выявить особенности эволюции частных художественных собраний, их разновидности и предмузейные формы коллекционирования в Великобритании в XVI-XVII веках.

Задачи диссертационного исследования:

выявить причины возникновения художественного коллекционирования в Англии как особого социокультурного феномена;

определить социально-политические, культурные и другие факторы, оказывавшие влияние на развитие художественных коллекций в Англии XVI-XVII веков;

исследовать историю создания английских художественных коллекций в указанных хронологических рамках;

провести анализ комплекса и характера художественных предметов музейного значения и установить причины, по которым на первый план выдвигалась определенная тематика художественных коллекций;

определить основные этапы становления и тенденции развития художественных коллекций в исследуемый период;

выявить общие черты и специфические особенности предмузейного коллекционирования в Англии в XVI - XVII веках в сравнении с другими европейскими странами;

определить роль предмузейных форм коллекционирования в формировании будущих музеев Великобритании.

Методологической основой исследования является системный анализ предмузейных явлений и процессов, строящийся на положениях философии исторического познания, теории и методики исторического источниковедения и на концепции культурологии, согласно которой культура представляет собой целостную сложноорганизованную исторически развившуюся систему. Диссертационное исследование берет за основу подходы к осллыслению художественного коллекционирования как части мировой культуры, выработанные такими отечественными и зарубежными исследователями XX века, как Ж.Базен (1967), К.Помян (1975, 1978, 1987, 1988), М.С.Каган (1987, 1994, 1996), С.Н. Иконникова (1986, 1987, 1996), С.Т.Махлина (1983, 1995, 1999), СМЛирс (1994), Т.П. Калугина (1988, 1991, 2001), В.П. Грицкевич (1997, 2001), Т.Ю.Юренева (2003).

Методы исследования.

Для анализа процесса создания и становления предзчяузейных художественных коллекций и рассмотрения вопросов изменения тематики и содержания частных собраний XVI-XVII веков в Англии применяется историко-генетический метод, который позволяет рассл/іатривать художественное коллекционирование в развитии.

Историко-системный метод дает возможность рассмотреть историю художественного коллекционирования в определенной системе, то есть изучить предмузейные собрания в системе культуры Англии XVI-XVII веков.

При изучении художественного коллекционирования в Англии в исследуемый период было важно опираться на современное понимание основной историко-культурной проблематики рассматриваемой эпохш. Метод историко-культурного анализа позволяет обозначить и изучить вопросы, связанные с восприятием, эстетической оценкой памятников Античности и Возрождения и непосредственно с их коллекционированием частными собирателями. С помощью историко-культурного метода возможно объяснить складывание той или иной коллекционерской концепции, поскольку частные предмузейные коллекции нередко отражают индивидуальные взгляды на собирательство отдельных людей, вовлеченных в исторический процесс.

Историко-типологический метод, выявляющий типологию частных художественных собраний на основе присущих им существенных признаков, дает возможность охарактеризовать определенные этапы развития королевских и аристократических коллекций XVI-XVII веков в Англии.

Историко-сравнительный метод исследования, раскрывающий сходство черт в различных явлениях, используется для сравнения развития художественного коллекционирования в исследуемый период в Англии и в других европейских странах.

Поскольку собирательство строится усилиями конкретных людей, имена которых сохраняются в исторической памяти, для нашего исследования имеет важное значение просопографический или историко-биографический метод, позволяющий понять взгляды выдающихся коллекционеров и формирование их основных идей в контексте эпохи. Этот метод дает возможность выявить круг лиц, занимавшихся художественным собирательством в Англии в XVI-XVII веках, а также изучить многообразие форм художественных предметов и характер их собирания.

Научная новизна диссертационного исследования.

Научная новизна обусловлена комплексным рассмотрением коллекционирования памятников античного и ренессансного искусства в Англии в XVI-XVII веках в контексте эстетической и художественной проблематики эпохи:

  1. Раскрыты основные закономерности и прослежена эволюция художественного коллекционирования в связи с общеевропейской и национальной духовной традицией;

  2. Определена концептуальная основа коллекционирования в Великобритании в XVI-XVII веках, а также ее изменение в процессе смены культурных потоков в период Возрождения и Просвещения;

  3. Впервые в отечественном музееведении детально изучена история формирования не отдельных художественных коллекций в Великобритании XVI - XVII веков, а их особых форм с точки зрения предмузейного коллекционирования;

  1. Выявлена и проанализирована совокупность памятников античного и ренессансного искусства, представленных в основных английских частных собраниях XVI-XVII веков, как реальная предметная основа для формирования публичных художественных музеев;

  2. Определена роль частных коллекций в формировании публичных музеев и раскрыты связи художественного коллекционирования и музейного дела в Великобритании в XVI XVII веках.

Практическая значимость исследования.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории английской художественной культуры, частного коллекционирования и музейного дела в Великобритании, а также при подготовке к изданию научных, научно-справочных, учебных и популярных пособий — для систематизации и уточнения сведений по истории музейного дела и по истории искусств, для облегчения поиска и изучения источников и исследований в этих областях знаний.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Распространение ренессансных тенденций в английской культуре, развитие английского гуманизма, эмансипация культурно-эстетической потребности в собственно художественном общении от религиозных, политических, экономических потребностей общества способствовали возникновению и развитию художественного коллекционирования как самостоятельного феномена.

  2. В Англии в исследуемый период преобладало аристократическое коллекционирование, в то время как на Континенте коллекционированием занимались не только аристократы, но и богатые горожане. В континентальных странах среди представителей третьего сословия было больше образованных людей, чем в Англии, так как гран-туры по Европе, осуществляемые с художественно-образовательными целями, из этой страны были дороже, чем из европейской страны, расположенной на Континенте.

  3. В Англии XVI XVII веков получило распространение частное художественное коллекционирование, которым занимались люди с хорошим

достатком, высоким социальным статусом и уровнем образования: представители королевского круга, придворной аристократии, а со второй половины XVII века — дворяне. Создание художественных коллекций было модным занятием для избранных, являлось признаком аристократизма, интеллектуальной образованности и утонченного вкуса.

  1. В силу особенностей развития английского общества и культуры, английские коллекционеры проявляли в XVI-XVII веках повышенный интерес к произведениям античного искусства. Элитарность художественного коллекционирования осознавалась как коллекционирование, прежде всего, памятников классического античного искусства. Путешествия в Италию, Грецию и другие страны Средиземноморья давали возможность приобретать произведения античной скульптуры, барельефы, «надписи», обнаруженные в ходе массовых археологических раскопок.

  2. Английские аристократы ориентировались на коллекционирование произведений искусства, созданных в традиционных для дворянской культуры континента стилях. Предметом их коллекционерского интереса наряду с антиками были произведения ренессансного искусства: большеформатная живопись венецианских, голландских, нидерландских художников, предназначенная для королевских дворцов и домов аристократов, гобелены, ювелирные изделия, геммы, рисунки старых мастеров, гравюры, медали, монеты.

  3. Гран-туры по Европе, дипломатическая деятельность и художественный рынок были источниками приобретения произведений не только ренессансного, но и современного искусства. Высокий уровень художественного коллекционирования, знаточество в области искусства, специализация и научная систематизация коллекций способствовали тому, что на протяжении XVII века в Англии частные художественные собрания постепенно приобретали музейные черты.

  4. В отличие от Франции, Испании, Австрии, в Англии XVI-XVII веков проявлялся повышенный интерес к естественнонаучному и научно-техническому собирательству, коллекционированием занимались не только

дворяне, но и ученые, садовники и врачи (коллекции Трейдескантов, Р.Мида, / Дж.Кемпа). В этот период все коллекции в Англии носили комплексный характер, поэтому произведения изобразительного искусства имели значение и для зоологических, геологических, медицинских коллекций (рисунки растений, животных и т.п.).

8. В процессе демократизации культуры в период Просвещения формировалась идея публичности частных художественных собраний. На европейском континенте зарождение музеев, в том числе художественных, происходило в результате постепенного перерастания закрытых собраний монархов в общедоступные учреждения. В то время, как в Англии первые публичные музеи создавались на основе коллекций частных лиц (Дж. Трейдесканта, Э. Эшмоула, X. Слоуна).

Художественное коллекционирование как особый социокультурный феномен.

Осмысление феномена художественного коллекционирования, как и коллекционирования в целом, неразрывно связано с проблемой научной интерпретации специфического музейного подхода к действительности, результатом которого являются музейные и частные коллекции. Оживление интереса к прошлому, к окружающей природе и миру созданных творческой энергией человека артефактов способствовало развитию коллекционирования и формированию «музейного» отношения к предметам, составляющим коллекции. Благодаря осуществлению «музейного» принципа, то есть стремления человека изъять определенные предметы из реального мира и сохранить их от естественного процесса разрушения, создавались первые предмузейные собрания. Предмузейное собирательство было связано с появлением так называемой общественной музейной потребности, «музейного» отношения к предметам окружающего мира.

До недавнего времени довольно распространенной в отечественном музееведении была концепция, сформулированная чехословацким исследователем З.Странским, о специфическом музейном отношении к действительности, «мотивированном определяющим для человека фактором памяти»1. Эту позицию развивала А.Грегорова, утверждая, что музейное отношение к действительности постепенно сформировалось «из чисто человеческой потребности в собирании, хранении и использовании» некоторых предметов, и в таком отношении «закодировано еще более древнее ощущение человеком проекции собственного развития (значит, исторической проекции самого себя), то есть исторического смысла собственно «Homo sapiens» . В настоящее время наиболее перспективным является культурологический подход к концептуальному осмыслению музейного отношения к действительности, лежащего в основе феномена коллекционирования и музея как одной из культурных форм, который получил развитие в исследованиях М.С.Кагана (1994, 1996), СВ. Пшеничной (1999), Т.П. Калугиной (2001), Т.Ю. Юреневой (2003)3. Поле культурологического исследования включает в себя ряд аспектов, требующих аналитического осмысления: определенный модус отношения человека к миру, определенные способы и механизмы культурогенной деятельности, продукты этой деятельности и связанные с ними отношения самого разного рода, определенные культурные «институции».

Музейный модус отношения человека к миру, по мнению Т.П.Калугиной, определяется, прежде всего, отношением к вещи как предмету культуры, будь то природный объект или артефакт. Вещь в культуре, наделенная человеческим смыслом, «перестает быть равной самой себе, соотнесенной со своим собственным бытием, и становится выражением, проявлением не своей, а некой другой природы, ее инобытием, символом иного, невидимого мира. Универсальность противопоставления видимого и невидимого и уникальный смысл этого противопоставления в культуре объясняют широкое распространение такой институции, как предмузейные собрания и музей в собственном смысле слова»4.

В период предмузейного коллекционирования создавались не случайные, внутренне свободные совокупности вещей, а предмузейные коллекции, то есть комплексы предметов, строго подобранных по какому-либо принципу. Коллекцию от обычного собрания предметов общественного или природного происхождения отличают некоторые особенности. Входящие в состав коллекции предметы на какое-то время или навсегда исключаются из сферы хозяйственного, специального, профессионального употребления. Таким образом, эти предметы утрачивают свое утилитарное значение. Вещи без пользы, но с воплощенным в них человеческим смыслом, со значением, по определению К. Помяна (1988)5, семиофоры становятся объектом той человеческой деятельности, которая определяется как «музейное отношение к действительности» и проявляется в процессе коллекционирования. Сферы мотиваций коллекционирования могут быть разнообразными. Они определяют тот смысл, который коллекционер вкладывает в предмет: накопление семиофоров как ценностей культурного, социального или материального плана (аксеофоры), как инструментов познания (гносеофоры) и другие значения.

Комплекс предметов, составляющих коллекцию и имеющих определенную историческую, культурную или художественную ценность, должен быть защищен от распада, разрушения и хищения, поэтому содержится в закрытом помещении или месте, специально предназначенном для этой цели. Помещение для расположения предметов коллекции требует особой организации его пространства и создания необходимых условий для осмотра коллекционных предметов, так как сбором и накоплением семиофоров не исчерпывается феномен музейного отношения к действительности. Возникает необходимость аккумулированные в вещах смыслы выразить в контексте коллекции, сделать доступными для восприятия и для общественно значимой интерпретации в рамках музея или индивидуально-личностной - в пределах частного собрания. Доступ к коллекции открыт для определенной публики, в связи с чем возникает проблема доступности частных собраний в период, когда идея публичности коллекций не востребована обществом. Таким образом, создание коллекции не ограничивается только ее сбором, оно предусматривает и ее функционирование, требуя решения проблемы экспозиции предметов. Проблемным является и содержание коллекции в помещении, которое должно не только предохранить ее от хищения и разрушительного воздействия окружающей среды, но и придать множеству предметов единство целого, то есть коллекция требует архитектурного оформления и специального оборудования. Развитие архитектурных форм, типологии зданий для коллекций, которые как специальный тип функционального сооружения принадлежат к особой архитектурной традиции, происходило одновременно с изменениями вкусов, проявлявшихся в собирательской деятельности. К.Помян предлагает называть коллекцией комплекс естественных предметов и (или) произведений, созданных человеком (артефактов), которые содержатся временно или постоянно вне сферы хозяйственной (по уточнению В.П.Грицкевича - и любой профессиональной, церемониальной, бытовой6) деятельности человека, подвергаются специальному попечению в закрытом месте, приспособленном для этой цели, и представляются для осмотра.

Влияние социально-политического развитие общества и культуры Англии XVI-XVII веков на процесс формирования художественных коллекций

История Англии XVI-XVII веков в целом и ее культуры в частности дает возможность обратиться к изучению проблем генезиса художественного коллекционирования путем соотнесения общеисторического материала с историей формирования частных художественных коллекций. Социально политические, экономические и культурные аспекты дают основу для формулирования теоретических утверждений, связанных с понятием культурного наследия, которое накапливалось в процессе преобразования частных коллекций в первые публичные музеи.

На протяжении XVI века в культуре Англии отчетливо прослеживается возрастающее влияние ренессансных веяний, связанных с распространением; идей гуманизма и стремлением ассимилировать культурные достижения древних Греции и Рима в преломлении через итальянское Возрождение. Антропоцентризм стал главной идеей мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманистические тенденции в развитии общества и культуры на первый план выдвинули человека, его индивидуальность, признание творческих способностей, разума, права на свободное развитие личности, стремление к земному счастью. Реализация этих идей предполагала освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому гуманизм побуждал интерес к античному наследию, к овладению богатством древней философии. Формирование гуманистической концепции реформы общества, равно как и мировоззрения гуманистов в целом, происходило под влиянием наследия античности и средних веков, активно осваивавшегося деятелями раннего буржуазного просвещения. Немалую помощь в этом оказывали им обширные филологические познания, позволявшие читать в оригинале не только латинских писателей, но и греческих философов. С эпохой Возрождения было связано появление комплекса знаний, определяемых понятием «гуманитарные науки». Основой их развития являлось приобщение к античным ценностям благодаря глубокому изучению древних языков. У античных философов гуманисты заимствовали те идеи, которые отвечали жизнеутверждающей, активной гражданской позиции, соответствовавшей стремлениюреформировать общество на разумных и справедливых началах ....

Возрождение в Англии (с конца XV века), как и в других северных странах, началось позднее, чем в Италии, и вскоре переплелось с Реформацией. Через Ренессанс, с одной стороны, и путем европейской Реформации — с другой, осуществлялся процесс преодоления средневековой схоластики. Оба эти течения выступали проявлением кризиса средневековой философии и идеологии и образовывали предпосылки для создания основ философии Нового времени.

В самом начале XVI века был короткий период, в течение которого новое знание стремительно распространялось в Англии, так же, как во Франции и в Германии, оставаясь в стороне от теологических споров. Это северное Возрождение во многих отношениях существенно отличалось от Возрождения итальянского. Северное Возрождение было менее блистательным, но зато более основательным, чем его итальянский прародитель, более озабоченным распространением знания вширь, насколько это было возможно. Итальянский гуманизм пытался возродить человека античности и присущую ему манеру мышления. Он установил новый идеал человека, основанный на интеллектуальной культуре, идеал духовной свободы и автономности личности. В Северной Европе это возрождение означало завоевание нового представления о человеке, главным образом с точки зрения его характера и интеллектуального развития личности36.

Особенность английского гуманизма конца XV века - первой половины XVI века состояла в том, что в этот период он распространялся в довольно узкой среде ученых и придворных интеллектуалов. Его философской основой был неоплатонизм, а основным мотивом - гражданственность. Английские гуманисты полагали, что общественное благо зависит от успехов просвещения и воспитания совершенного человека и гражданина. При несомненном антропоцентризме английский гуманизм отличали большее внимание к теологическим проблемам, чем на юге Европы, и сильное влияние на него традиционной христианской этики, роднившее его с эразмианским «христианским гуманизмом». Но изучение античности привело ученых гуманистов не к синтезу ее философии с христианством, а послужило подготовке Реформации, практическим целям - воспитанию и развитию политической мысли, формированию новой литературы, особенно драматургии37. Уже у Томаса Мора взгляды заметно секуляризируются, а объектом его главного интереса наряду с этикой становится социально-политическая проблематика, доминировавшая в английской политической мысли в период Реформации.

Свои особенности также имела и английская Реформация. В отличие от Реформации в Германии и ряде других стран континентальной Европы, где разрыв с папством и образование национальных церквей произошли в результате массового народного движения, английская Реформация совершилась при активном участии абсолютистского государства и поддерживавших его правящих классов. В 1534 году на основании Акта о верховенстве король Генрих VIII Тюдор (1491 — 1547), правивший с 1509 по 1547 год, принял титул главы церкви Англии. Это означало разрыв с Римом и прекращение зависимости английской церкви от папы. Высшей церковной судебной инстанцией провозглашались архиепископ Кентерберийский и король. Титул главы церкви позволил Генриху VIII произвести секуляризацию монастырских владений в пользу казны, способствующую обогащению нового дворянства и формирующейся буржуазии. Подчинение английской церкви светской власти не затрагивало собственно религиозных вопросов: и по форме, и по существу исповедуемая в стране религия оставалась католической.

История создания художественных коллекций в Англии XVI — XVII веков как отражение социокультурных потребностей общества

В Англии XVI века произошло немало перемен, которые имели прямое отношение к коллекционированию и возможному появлению первых музеев уже в конце следующего столетия. Одной из таких перемен было уничтожение монастырей, являвшихся вековыми центрами художественной культуры, что повлекло за собой конфискацию церковных богатств в пользу королевской казны и разрушение монастырских коллекций в период Реформации. Другая перемена, которая оказывала все более глубокое воздействие на характер крупных культурных коллекций страны, - это изменение баланса морских сил в сторону трансокеанских исследований, торговли и, в конечном итоге колонизации Британией других стран.

В Англии XVI века было немного коллекций, отдаленно сравнимых по качеству с теми собраниями, которые создавались такими правителями на Континенте, как Козимо I де Медичи (1519 - 1574)1, великий герцог Тосканы (с 1569), меценат и коллекционер, Фердинанд I Габсбург (1503 — 1564) , эрцгерцог австрийский, император «Священной Римской империи» (с 1556), или Август I Веттин (1526 — 1586) , курфюрст Саксонии (с 1553). К тому времени, как английские коллекции начали соответствовать европейскому уровню, более просвещенная аристократия уже стала сосредоточивать свое внимание в большей степени на создании картинных галерей, чем кабинетов редкостей.

Новая аристократия Англии увлекалась итальянским Возрождением, кардинал-гуманист Томас Уолси приглашал из Италии живописцев и скульпторов, а король Генрих VIII Тюдор покровительствовал им. В начале XVI века кардинал Т.Уолси был единственным коллекционером в Англии, чьи приобретения, включая нидерландскую и фламандскую живопись и гобелены, были сопоставимы с собраниями коллекционеров на Континенте. Томас Уолси (1473 - 1530) — государственный деятель, меценат и коллекционер. В 1511 году он был назначен Тайным советником Генриха VIII, в 1514 году стал архиепископом Йоркским, а в 1515 году его произвели в кардиналы. С этого времени до его опалы в 1529 году он был самым могущественным человеком в Англии. Зримым воплощением его могущества и власти стали дворцы и архитектурные сооружения, созданные благодаря его честолюбивым замыслам, а также то пышное внутреннее убранство дворцов, которое вызывало удивление и зависть его политических противников. Путешествия Т.Уолси в Италию, в Рим несомненно способствовали формированию ренессансных вкусов, повлиявших на его коллекционерские интересы и на характер английской жилой архитектуры этого периода, образцы которой появились благодаря покровительству кардинала. Но все это привело также к возрастанию его мании величия и в конечном итоге к падению его власти и рассредоточению коллекции, собранной им, в пользу таких институтов, как христианская церковь в Оксфорде. Деканонизация мощей и других церковных предметов, полученных от Т.Уолси, и разрыв с Римской католической церковью в период Реформации не уменьшили потребность в таких предметах, многие их которых попали впоследствии в светские коллекции.

В 1514 году Т.Уолси взял в аренду у Ордена Госпитальеров поместье Хэмптон-корт и построил там капеллу и дворец с жилыми комнатами для себя, для короля и королевы (завершен в 1522 году). Во дворце Хэмптон-корт, несмотря на то, что он был впоследствии большей частью перестроен в XIX веке, сохранились фриз и потолок в личном кабинете кардинала, демонстрирующие ренессансный орнамент с богатой позолотой, которому отдавал предпочтение Т.Уолси, а позднее король Генрих VIII. В лондонской резиденции кардинала — Йоркском дворце (известном позже как Уайтхолл) — большинство работ было завершено к 1519 году, но строительство продолжалось до 1529 года. Когда в 1527 году французский посол Иоахим дю Белле посетил дом Т.Уолси в поместье Мор, Хертфордшир, он отметил, что «этот дворец даже более прекрасен, чем Хэмптон-корт», а другие путешественники упоминали о том, что там есть «прекрасные галереи с позолоченным орнаментом наверху»5. Эти свидетельства говорят о том, что в области английской жилой архитектуры Т.Уолси играл важную роль для развития такого нового вида помещений для хранения коллекций, как галерея. Эти главные дворцы, построенные Т.Уолси, позже стали королевской собственностью, таким образом, кардинал повлиял на формирование художественных вкусов Генриха VIII и придворной знати.

Английская корона в XVI веке не играла ведущей роли в коллекционировании. Собрание короля Генриха VIII Тюдора6 соответствовало средневековой концепции Schatzkammer - придворного собрания ценных вещей — и представляло собой сокровищницу ювелирных изделий из драгоценных камней и металлов, гравюр и редкостей. Это было в большей степени предмузейное собрание, чем художественная коллекция в современном смысле.

Его дочь Елизавета I Тюдор7 создала портретную галерею своих предков и незначительно пополнила королевскую коллекцию. Хотя она должна была проявлять интерес к живописи иного рода, чем портретная, с тех пор как в 1579 году кальвинисты Гента намеревались предложить ей Гентский Алтарь (1423-1432, Гент, Св. Баво) Губерта и Яна Ван Эйков. Очевидно, Елизавета I сделала также попытку приобрести Алтарь Св.Иоанна (1508-1511, Антверпен) Квентина Метсю. В конце правления Елизаветы I королевская коллекция была, возможно, не лучшей, чем собрания ее знаменитых подданных Джона, 1-го барона Ламли (1535 -1609)8, и Роберта Дадли, 1-го графа Лестера. Джон Ламли, секретарь графа Эрандела, собиратель его библиотеки, совершил путешествие в Италию, создал собственную коллекцию произведений живописи и скульптуры современных мастеров. Его коллекция живописи насчитывала 300 картин и была одной из самых крупных в елизаветинской Англии.

Одним из самых важных периодов в английском коллекционировании было время правления Якова I Стюарта,9 короля Англии с 1603 по 1625 год, до начала Гражданской войны в 1642 году, когда многие покровители в придворных кругах, а также из королевской семьи, создали великолепные коллекции классического, ренессансного и современного искусства.

Генри, принц Уэльский Стюарт (1594 - 1612)10, наследник Якова I, имел особенную страсть к живописи. В: январе 1611 года, осматривая галерею "Cabinet Room" - «Кабинет» - в Сент-Джеймском дворце, заново устроенную для принца архитектором Айниго Джонсом, венецианский посол заметил, что живопись большей частью была привезена туда из Венеции11. После смерти принца Генри в 1612 году коллекция, которая включала также фламандскую и голландскую живопись, итальянские бронзовые статуэтки, была размещена во дворце Уайтхолл в Лондоне. Несколько лет спустя ее передали младшему брату Генри принцу Чарльзу, позже Карлу I Стюарту , который стал самым знаменитым из английских королевских коллекционеров. Собрание, созданное Карлом I, было первой по значению королевской коллекцией. Он получил в наследство небольшую коллекцию живописи и других предметов искусства во дворцах Уайтхолл, Виндзор и Хэмптон-корт, которую пополнил в соответствии со своими вкусами. Живописные вкусы Карла I, должно быть, формировались под влиянием таких фаворитов его отца, как Роберт Карр (1601 — 1646), 1-й граф Сомерсет13, Джордж Вильерс (1592 - 1628), позднее 1-й герцог Бекингем14, и Томас Хауард (1586 - 1646), 2-й граф Эрандел15, которые были известны, как «Знатоки Уайтхолла».

Похожие диссертации на История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков