Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Православные монастыри как памятники культурного наследия: историко-культурологический анализ : на материалах Республики Бурятия Апанасенко, Светлана Сергеевна

Православные монастыри как памятники культурного наследия: историко-культурологический анализ : на материалах Республики Бурятия
<
Православные монастыри как памятники культурного наследия: историко-культурологический анализ : на материалах Республики Бурятия Православные монастыри как памятники культурного наследия: историко-культурологический анализ : на материалах Республики Бурятия Православные монастыри как памятники культурного наследия: историко-культурологический анализ : на материалах Республики Бурятия Православные монастыри как памятники культурного наследия: историко-культурологический анализ : на материалах Республики Бурятия Православные монастыри как памятники культурного наследия: историко-культурологический анализ : на материалах Республики Бурятия
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Апанасенко, Светлана Сергеевна. Православные монастыри как памятники культурного наследия: историко-культурологический анализ : на материалах Республики Бурятия : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.03 / Апанасенко Светлана Сергеевна; [Место защиты: Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств].- Улан-Удэ, 2011.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-24/12

Введение к работе

Актуальность исследования. Сохранение и использование культурного наследия является одной из активно обсуждаемых проблем современного российского общества. Особую остроту вызывают вопросы, связанные с реализацией Федерального Закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Данный законодательный акт является объектом полемики ученых, представителей религиозных конфессий, общественных организаций и др. в вопросах сохранения и использования религиозного наследия. Это обуславливает несомненную социокультурную значимость предпринятого диссертационного исследования.

В современном российском обществе сохранение культурного наследия рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики. Его изучение и использование позволяют реализовать культурно-национальную самобытность народов, обеспечить стабильное развитие общества в условиях современной интеграции культур. Это особенно важно для такого государства, как Российская Федерация, народы которого исповедуют православие, буддизм, ислам и др.

В эпоху глобальных культурных изменений возникает потребность обратить внимание на региональные культуры, которые в течение столетий аккумулировали в себе религиозные и национальные традиции.

Одним из таких регионов является Республика Бурятия, культурное наследие которого отличается уникальным многообразием. Важно, что культурные традиции этносов, проживающих на территории Бурятии, представлены большим количеством памятников истории и культуры.

Значительный интерес для нас представляет православное наследие, которое нашло отражение в деятельности православных монастырей, сыгравших на территории Бурятии существенную роль как в духовном, так и в хозяйственном освоении края. Их миссионерская деятельность является одной из наиболее содержательных и неординарных страниц в истории региона.

Возрождение духовности посредством сохранения и использования памятников истории и культуры, в том числе православных монастырей – одна из главных задач в развитии культуры современного российского общества.

Таким образом, культурологическая рефлексия культурного наследия и места в нем православных монастырей как памятников истории и культуры в определенной степени может внести вклад в научное осмысление культурного наследия в целом. Вышеизложенное определяет актуальность диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Для решения задач, поставленных в исследовании, были использованы труды из различных областей гуманитарного знания: философии, культурологии, этнографии, истории, музееведения и т.д.

В философском дискурсе особую важность для раскрытия проблемы культурного наследия представляют работы зарубежных авторов Г.-В. Ф. Гегеля, В. Дильтея, Г. Риккерта и др. В отечественной науке она рассматривалась в трудах славянофилов И.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова. В дальнейшем исследование этой проблемы было продолжено в работах Н. Бердяева, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского и др. Однако стоит отметить, что в данных работах памятники культурного наследия не являлись предметом исследования.

Базовыми исследованиями в контексте историко-культурологического дискурса, связанного с культурным наследием, являются труды Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана и др. В работах Е.Я. Александровой, С.Н. Иконниковой, В.Л. Кургузова и др. с позиции культурологической науки обоснована необходимость использования методологии данной отрасли научного знания в анализе тех или иных событий, отраженных в объектах культурного наследия.

С позиции этнографической науки проблема изучения историко-культурного наследия была исследована А.В. Любичанковским, А.В. Смеляковой, В.А. Тишковым. К сожалению, в трудах данных авторов не поднималась проблема использования православных монастырей как памятников культурного наследия. Однако выводы этих ученых вполне применимы к нашему диссертационному исследованию.

По заявленной теме имеются исследования историков, рассматривающих роль православных монастырей в истории и культуре Бурятии. Это работы И.Ю. Ваниной, Е.М. Главицкой, М.А. Головановой, Э.В. Дёмина, Е.В. Дроботушенко, А.В. Дулова, В.И. Екинцева, А.Д. Жалсараева, Ю. Ирбаевой, Н.В. Комиссаровой, В.И. Косых, Т.А. Крючковой, Л.К. Минерта, Г.С. Митыповой, О.Е. Наумовой, Е.В. Нечаевой, М.И. Санниковой, А.В. Тиваненко, Л.Н. Харченко, И.С. Цыремпиловой, З.А. Шагжиной, М.М. Шмулевича и др.

Таким образом, в трудах вышеназванных ученых выявлены исторические закономерности основания и деятельности православных монастырей Республики Бурятия. Эти работы отличались фактологичностью, доступным изложением, обилием личных впечатлений авторов. Но наряду с этим необходимо отметить, что данные ученые рассматривают православные монастыри с точки зрения исторической науки. Сегодня исследователи представляют монастыри как целостное религиозное, культурное и этнокультурное явление. Изучение феномена русского православного монастыря вышло на междисциплинарный уровень.

Поскольку православные монастыри являются памятниками, то соответственно они представляют собой особый интерес для музееведения. Так, с позиции культурологического музееведения проблемы музеефикации православных обителей и их решение мы находим в литературе по музеологии, в частности в работах М.Е. Каулен, М.Л. Харловой, Ф.И. Шмита и др.

Одной из форм презентации историко-культурного наследия православных монастырей является музейная экспозиция. Основные теоретико-методологические вопросы экспозиционной деятельности мы рассмотрели в трудах зарубежных ученых – музеологов, таких как P.F. Koch, V. Scherer. Среди российских исследователей большой интерес представляют работы А.И. Михайловской, Н. Николаевой, Т. Стриженовой. В них музейная экспозиция рассматривается с точки зрения художественной системы. В целом можно сказать, что благодаря М.Е. Каулен, А.И. Михайловской, М.Л. Харловой, Ф.И. Шмиту и др., в чьих трудах содержится глубокий анализ методологии музеефикации и экспозиционно-выставочной деятельности, практика сохранения и презентации культурного наследия через музеефикацию и другие формы поднята на новый качественный уровень.

Не менее важной является деятельность, связанная с охраной православных монастырей. Эта проблема изложена в работах В.П. Боярского, Ю.А. Веденина, А.Н. Дьячкова, А.М. Кулемзина, А.А Лютого которые на обширном фактическом материале изложили историю зарождения и развития памятникоохранительной деятельности, выявили основные современные проблемы и определили перспективы охраны памятников.

Таким образом, выработанные исследователями положения позволили уточнить понятийный аппарат диссертационного исследования, касающийся культурного наследия, памятниковедческой деятельности и т.д.

Особую значимость для диссертанта имели материалы трех российских культурологических конгрессов (2006, 2008, 2010 гг.), в частности статьи К.В. Алякиной, С.П. Калита, И.А. Куклинова, М.И. Мильчик, Е.А. Резван, И.Ю. Соломина, Н.А. Томилова, О.Н. Шелегиной, Л.А. Штомпель Э.А. Шулеповой и др.

Вопросы сохранения (через музеефикацию и др. формы), актуализации, популяризации историко-культурного наследия изучались в докторских и кандидатских диссертационных исследованиях А.Ю. Волькович, М.Е.Каулен, Е.Я. Кальницкой, Н.А. Кочеляевой, А.М. Кулемзина, О.П. Постернак, В.В. Тихонова и др. Кроме того, в процессе написания настоящей работы особый интерес представляют диссертационные работы ученых-культурологов таких, как А.Я. Дулгарова, С.А. Митасовой и др.

С позиции богословия наследие православных монастырей рассмотрели А.А. Феоктистов, В. Цыпин, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, игумен Иоасаф (Перетятько) и др. В работах вышеперечисленных авторов дается информация о православных монастырях России, определяется их значение и роль в духовной жизни общества, хотя православные монастыри в этих работах как объекты культурного наследия не рассматривались.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что у исследователей сформировался устойчивый интерес к православным монастырям. Проблемы наследия православных монастырей, вопросы их сохранения и использования нашли должное отражение в специальной литературе по философии культуры, этнографии, религиоведению, культурологическому музееведению и др. Однако комплексного культурологического исследования православных монастырей Бурятии как памятников культурного наследия до настоящего времени не было проведено. Это предопределяет цель настоящей диссертационной работы.

Объект исследования. Православные монастыри как часть культурного наследия.

Предмет исследования. Музеефикация православных монастырей Республики Бурятия как памятников культурного наследия.

Цель исследования. Провести историко-культурологический анализ православных монастырей в Республике Бурятия как памятников культурного наследия.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Проанализировать понятийно-терминологический аппарат исследования.

  2. Выявить теоретико-методологические подходы к изучению православных монастырей как феномена культуры.

  3. Определить место и роль православных монастырей на территории Бурятии в сохранении и развитии духовной культуры.

  4. Рассмотреть отечественный опыт музеефикации православного культурного наследия.

  5. Разработать проект музейной экспозиции «Троицко-Селенгинский мужской монастырь – миссионерский центр Бурятии» в с. Троицк Прибайкальского района Республики Бурятия (для Троицко-Селенгинского мужского монастыря).

Теоретико-методологические основы и методы исследования. В диссертации использован междисциплинарный подход, связанный с принципами взаимосвязи и взаимодополнительности социогуманитарного знания.

Философское осмысление историко-культурного наследия, его важных и актуальных аспектов, в которых рассматривается тема вечного и преходящего в культурном наследии, а также роль культурного наследия в преемственности традиций в поступательном развитии общества (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, И. Гердер, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.). Неоценимый вклад в развитие теоретико-методологической основы диссертационного исследования внесли работы русских религиозных мыслителей: В. Соловьева, И. Смолича, Г. Федотова, П.А. Флоренского и др. Также использовались труды культурологов: Э.А. Баллера, Э.С. Маркаряна, А.Я. Флиера и др.

Рассмотрение знаковой природы текстов и понимание православной культуры осуществляется на основе герменевтического подхода (Х.-Г. Гадамер, М. Хайдеггер и др.).

Определение культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством, достигнуто благодаря аксиологическому подходу (Ф. Боас, М. Вебер, Г. Риккерт и др.).

Выявить ценность объектов культурного наследия, а именно православных монастырей, позволил аксиологический подход (Г.М. Галуцкий, А.И. Глаголев, И.Л. Коробицына, А.Ф. Крашенинников, Е.В. Михайловский и др.). Использование междисциплинарного подхода способствовало решению таких проблем, как сохранение и изучение памятников истории и культуры (В.И. Батов, Т.Н. Панкратова, М.А. Полякова и др.).

При написании диссертационной работы были использованы следующие методы: аналитический (отбор, рефератирование); синтетический (обобщение, научная организация собранного материала); общеисторические: хронологический (установление временной координаты); метод локализации исторических фактов.

При отборе полевых материалов применялись методы экспедиционной работы: непосредственное наблюдение, фотофиксация, интервьюирование.

Источниковая база. Источниковую базу исследования составили 1) письменные источники. а) Опубликованные источники представлены в документах законодательного характера, определяющих нормативные основы сохранения и использования объектов историко-культурного наследия.

б) Неопубликованные источники представлены материалами и документами, находящимися на хранении в фондах региональных архивов: Национального архива Республики Бурятия (НАРБ), Государственного архива Забайкальского края (ГАЗК), Государственного архива Иркутской области (ГАИО). Среди комплекса неопубликованных документов можно выделить: материалы делопроизводства, документы церковного учета, источники личного происхождения, часть которых вводится научный оборот впервые. При написании работы были использованы также материалы архива ГУ «Научно – производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Республики Бурятия» (далее НПЦ) в виде паспортов на объекты историко-культурного наследия.

2) Вещественные источники - представлены комплексом предметов религиозного культа (Бутылочка для лампадного масла с изображением Святителя Иннокентия, мощевик, облачения священнослужителей и др.), а также самими культовыми сооружениями, которые представляют собой уникальные памятники культуры.

3) Изобразительные источники, представленные иконами с изображением Святителя Иннокентия Иркутского. Данная группа источников выявлена из коллекций музеев Байкальского региона: Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (г. Иркутск), Иркутского областного краеведческого музея (г. Иркутск), Иркутского областного художественного музея (г. Иркутск), Нерчинского краеведческого музея. Кроме того, иконы с изображением святителя Иннокентия находятся в православных храмах г. Иркутска (Михайло-Архангельский, Крестовоздвиженский храмы, Знаменский женский монастырь), г. Читы (Свято-Воскресенский храм), г. Улан-Удэ (Свято-Троицкий храм (с частицами мощей), Вознесенский храм, Одигитревский собор); в районах Республики Бурятия – в Кабанском (Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь (с частицами мощей), Свято-Никольский, Свято-Покровский приходы и др.); в Прибайкальском (Троицко - Селенгинский мужской монастырь).

4) Кино-фото документы. В фондах Иркутского областного краеведческого музея нами выявлен комплекс фотографий конца XIX – нач. XX вв., иллюстрирующих религиозную ситуацию данного периода. Также при написании работы нашли применение видеофильмы, касающиеся истории православных храмов, монастырей, находящихся на территории Республики Бурятия.

5) Материалы полевых экспедиций. С 2007-2011 г. были проведены беседы с представителями Русской православной церкви, сотрудниками музеев, представителями общественных организаций и др. (свыше 50-ти интервью).

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XVII до начала XXI в. Они определяются началом строительства православных монастырей на территории Бурятии (первый монастырь Троицко-Селенгинский появился в 1681 г.) и их современным состоянием (2011 г.).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. Впервые осуществлено изучение православных монастырей Бурятии с позиций историко-культурологического подхода.

  2. В научный оборот вводятся новые архивные материалы.

  3. Определены место и роль православных монастырей в сохранении и развитии духовной культуры Бурятии.

  4. Проанализирован региональный опыт музеефикации православного культурного наследия.

  5. Разработан проект музейной экспозиции «Троицко-Селенгинский мужской монастырь - миссионерский центр Бурятии» в с. Троицк Прибайкальского района Республики Бурятия» для Троицко-Селенгинского мужского монастыря.

Теоретическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования позволяют включить в систему современного научного знания новый теоретический, информационный материал для создания объективного представления о духовных основах православных монастырей Республики Бурятия как памятников культурного наследия.

Практическая значимость исследования. Работа может быть использована для чтения курсов лекций по дисциплине «Охрана памятников» в профильных вузах, а также по истории Бурятии и краеведению в средних учебных заведениях. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в музейной практике, для разработки тематических экскурсий и туристских маршрутов по православным монастырям Республики Бурятия в рамках паломнического или религиозного туризма.

Положения, выносимые на защиту

  1. Место и роль православных монастырей Республики Бурятия в сохранении и развитии культуры определяется тем, что они способствовали развитию грамотности среди населения через церковно-приходские школы, проповедническую деятельность, осуществлявшуюся миссионерами. Монастыри были духовными центрами, где сохранялись произведения национального искусства, а также уникальные по своей ценности собрания рукописей и редких книг.

  2. Изучив отечественный опыт музеефикации православного культурного наследия, мы пришли к выводу, что первые шаги в направлении музеефикации культовых зданий и сооружений были осуществлены в России в конце XIX – начале XX в. Православный храм в сознании общества представлялся как исторически сформировавшееся хранилище национальной памяти. В настоящее время возникла проблема взаимоотношений монастырей и музеев, т.к. их судьбы тесно взаимосвязаны. Многие монастыри в разное время и в силу обстоятельств приобрели статус государственных музеев и музеев-заповедников.

  3. Музеи Республики Бурятия сохраняют, транслируют, популяризируют православное наследие через экспозиционно-выставочную деятельность. Музейная экспозиция является одной из форм презентации православного наследия.

  4. По истории православных монастырей Республики Бурятия не было и в настоящее время нет постоянной экспозиции или выставки, которая бы всесторонне отражала деятельность православных обителей в нашем полиэтничном регионе. В этой связи диссертантом предложен проект музейной экспозиции «Троицко-Селенгинский мужской монастырь - миссионерский центр Бурятии» в Троицко-Селенгинском мужском монастыре с. Троицк Прибайкальского района Республики Бурятия. Данный проект будет одним из вариантов сохранения наследия Троицко-Селенгинского мужского монастыря.

Апробация работы. Отдельные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в докладах, представленных на научно-практических конференциях различного уровня.

Международный научный симпозиум «Наше наследие: формирование устойчивой модели развития народной художественной культуры в современном мире» (г. Улан-Удэ, 2008 г.); Международная Музеологическая школа «Музеи и наследие: проблемы сохранения, научного описания и презентации» (г. Улан-Удэ, 2010 г.); Международная научно-практическая конференция «Культура как ресурс социально-экономического развития. Байкальские встречи - VII» (г. Улан-Удэ, 2010 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Православие: миссионерство и дипломатия в Сибири» (г. Улан-Удэ, 2010 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.

Похожие диссертации на Православные монастыри как памятники культурного наследия: историко-культурологический анализ : на материалах Республики Бурятия