Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ Мурзинцева Александра Евгеньевна

Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ
<
Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мурзинцева Александра Евгеньевна. Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.03.- Улан-Удэ, 2006.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/41

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. АКАДЕМИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИИ 12

1.1. Основные теоретические подходы к исследованию феномена музея Российской академии наук 12

1.2. Структура и функции академического музея 35

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК 59

2.1. История академических музеев России 59

2.2. Классификация музеев Российской академии наук 92

ГЛАВА 3. МУЗЕИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 113

3.1. Музейная сеть Сибирского отделения Российской академии наук ...113

3.2. Академические музеи в современной региональной культуре 135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155

БИБЛИОГРАФИЯ 162

Введение к работе

Актуальность исследования.

В современной культуре музей является полифункциональным социокультурным институтом, одним из основных компонентов сферы культурного наследия. Механизмы культурной памяти реализуются в музее посредством коммуникации между представителями различных культур и эпох. Научное сообщество является культурной компонентой, традиционно участвующей в процессах музейной коммуникации. В наиболее широком смысле музей позволяет научному сообществу транслировать, распространять, делиться с другими культурами своим мировосприятием, определяемым научным видением мира. Именно музеи стали одной из наиболее эффектизных форм коммуникации научной культуры.

Музеи Российской академии наук составляют одну из самых крупных музейных сетей в нашей стране. Научные музеи являются важной составляющей научной культуры, занимают определенное место в ее структуре, выполняют функции по обеспечению жизнедеятельности этой культуры как самовоспроизводящейся и саморазвивающейся. Основной из их социальных функций определяется документирование процесса развития науки и отдельных ее отраслей [49].

Важным отличием музеев РАН от иных музейных форм является то, что такие виды деятельности как обучение, просвещение, популяризация знаний, выступают как второстепенные, дополнительные функции музея, хотя именно они обычно находятся на виду и определяют оценку музея сторонним наблюдателем. Реальные акценты определяться ходом развития науки, а обучение и просвещение выступают как производные этого процесса.

В Российской академии наук более 100 музеев и музейных объектов. Музеев в наиболее узком смысле - самостоятельных учреждений, в которых музейная деятельность является основной, всего три - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Минералогический музей им. Ферсмана, Геологический музей им. Вернадского. Остальные музеи, даже имеющие мировое имя, собрания, исчисляемые сотнями тысяч предметов, действуют на правах подразделений учреждений Академии. Среди них есть музеи без экспозиций или без фондов, музеи без персонала либо посетителей - «квазимузеи», с точки зрения институционального подхода в музееведении. Культурологический подход позволяет рассматривать академический музей в качестве явления культуры во всем многообразии форм, выявляя его сущностные характеристики, главные культурные функции, место в культуре [28].

На современном этапе, когда статус музея начинает обуславливаться не формальными признаками подчиненности, а его деловыми качествами, способностями действительно оставаться уникальной средой, где на свидетельствах материальной культуры восстанавливаются разноплановые грани истории, необходима разработка теоретико-методической базы развития музеев РАН. Настоящее исследование является попыткой обобщения опыта рсбоїьі музеев, входящих в систему РАН, и их анализа с позиций современной культурологии.

Степень разработанности проблемы.

В рамках теории музейного дела (музеологии) достаточно подробно разработана проблематика, охватывающая теоретические и практические аспекты деятельности музея как феномена культуры. Ряд работ посвящен функциям музея, а также роли музеев в жизни общества в процессе их исторического развития (Е.Г. Артемов, А.Б. Закс, Ю.В. Зиновьева, А. Хаттон и др.) [18, 76, 79, 193]. В публикациях К. Хадсона, Е.М. Акулича, Л.И. Скрипкиной, Т.П. Калугиной, Г.В. Вдовина, анализируются феномен музея на современном этапе развития [9, 42, 89, 169, 192]. Проблема взаимодействия музея и общества разрабатывается в контексте концепции музейной коммуникации (МБ. Гнедовский, В.Ю. Дукельский, И.В. Иксанова. Т.П. Калугина, С.В.Пшеничная, Д. Камерон, 3. Странский и др.) [56, 83,177].

Научные музеи, как тип музейного строительства, рассматриваются в работах Е.А. Воронцовой [49]. В публикациях Н. А. Томилова и О.Н. Труев цевой концентрируется внимание на региональных особенностях сибирских музеев, а также музеев, не входящих в систему Минкультуры [182, 183, 184].

В существующих диссертационных исследованиях в рамках культурологического музееведения достаточно подробно разработана методология изучения музейных феноменов культуры, однако академический музей в качестве объекта этих работ не рассматривается1.

Отдельного упоминания заслуживают работы Л.П. Брюшковой, посвященные научным геологическим музеям [32, 33, 37]. Многие положения аз-тора могут быть транслированы на все музеи научного типа. В том числе, предложенная ей периодизация истории научных музеев, проблемы взаимоотношения научных музеев с системой науки и музейным сообществом страны.

Среди зарубежных публикаций близкими по предмету исследования -посвященными отдельным группам музеев - также являются исследования экомузеев А. Хеншильд [3], естественнонаучных музеев А.Е. Пара [5], научных музеев Дж. Вагенсберга [43] и др.

Большинство публикаций, посвященных академическим музеям, носит описательный (музеографический) характер . Среди них тематические справочники, сборники статей, авторами которых являются сотрудники отдельных музеев. Значительное число статей опубликовано в сборниках конференций и периодических изданиях профильных по отношению к конкретному музею наук (геологии, химии, археологии и т.д.).

В специальном издании Научного совета по музеям при Президиуме РАН - Альманах «Музеи Российской академии наук» (выходит с 1998 г.) -статьи также посвящены преимущественно деятельности отдельных акаде мических музеев. В том числе, их истории, описанию музейных собраний и экспозиции, основным направлениям работы. По аналогичному принципу строятся официальные сайты [116, 124, 126] и страницы музеев РАН в Интернете, размещенные на серверах подразделений РАН и портале «Музеи России» [122, 158,166].

История музейной сети Российской академии наук рассматривается в работах Т.И. Алексеевой, Э.И. Колчинского, Б.В. Левшина, Ю.А. Петросяна, Т.Ф. Юреневой Т.В. Чумаковой и др. [11, 97,195, 204]. Статьи О.Г. Байковой, Л.В. Лбовой, О.Н. Шелегиной и др. характеризуют деятельность отдельных музеев и музейной сети СО РАН [21, 107, 200].

Как видно из приведенного обзора, работы, посвященные музеям РАН, ограничиваются главным образом отдельными вопросами истории, теории и функционирования академических музеев, тогда как исследований, объектом которых является академический музей как самостоятельный феномен культуры, значимый не только в научной культуре, но и в российской культуре в целом, на сегодня недостаточно.

Целью диссертационного исследования является анализ академического музея как феномена культуры, на становление и развитие которого влияют культуры научного и музейного сообщества. Исходя из цели исследования, сформулированы и решаются следующие задачи:

1. Изучение разнообразия музейных типов и форм в контексте культуры России;

2. Структурно-функциональный анализ академического музея как феномена культуры;

3. Становление и развитие академического музея в контексте музейного строительства в России;

4. Анализ музейной сети РАН и СО РАН и сопоставление их с другими музейными сетями;

5. Определение места и роли музеев Российской академии наук в развитии российской культуры;

6. Анализ роли академических музеев в региональной культуре.

Объектом исследования определен академический музей как современный культурный феномен. Предметом исследования являются процессы музейного строительства в научной культуре России.

Территориальные и хронологические границы исследования охватывают территорию России в период с начала XVIII по начало XXI века -время существования Российской академии наук и ее музейной сети.

Теоретико-эмпирическая база исследования включает в себя материалы о более 100 музеях и музейных объектах Российской академии наук. В том числе опубликованные материалы: справочники «Музеи Академии наук СССР» и «Музеи Российской академии наук», альманахи «Музеи Российской академии наук», статьи в различных сборниках; путеводители, каталоги, буклеты. Нормативно-правовые документы в области музейного дела: Законы РФ и подзаконные акты, регламентирующие музейную деятельность на территории Российской Федерации; постановления и решения Президиума РАН и музейных советов академии наук за последние 50 лет.

Значительный объем информации представляют Интернет-ресурсы: музееведческие сайты, среди которых наиболее крупным является портал «Музеи России», сайты Академии наук и ее подразделений, электронные научные издания. Материалы деятельности Музея БНЦ СО РАН, на базе которого получили апробацию отдельные положения настоящего исследования, так же определены нами в качестве источника, в частности, при разработке концептуальных основ фондовой, экспозиционной работы, определении стратегии развития академического музея.

Методология и методы исследования. Методологическую базу работы составили труды философов и культурологов М.С. Кагана, Э.С. Маркаря-на, Т. Парсонса и др., отражающие системный подход к характеристике сложных развивающихся объектов: явлений общества и культуры. Задача рассмотрения генезиса и развития объекта исследования реализуется в рамках историко-культурологического подхода. Существенную роль в изучении данной проблематики по отношению к музею как одному из явлений культуры играло обращение к концепции культурной коммуникации и специфической музейной коммуникации (исследования М.Б. Гнедовского, Д.Б. Донду-рей, В.Ю. Дукельского, И.В. Иксановой, Д. Камерона и др.). Осмысляя особенности музейного освоения действительности, автор обращался к работам А. Грегоровой, В. Глузинского, В.Ю. Дукельского, 3. Странского и других музеологов. Культурологический подход, разработанный в трудах СИ. Иконниковой, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, позволяет анализировать академический музей в качестве феномена культуры.

Методы исследования включают разностороннее изучение истории и теории вопроса, анализ нормативной документации, научных печатных и электронных публикаций, периодической литературы, методических материалов. При изучении всего многообразия музеев РАН и форм их работы, составляющих базу исследования, были использованы методы наблюдения и сравнения, ознакомления с практикой работы музеев и музейной документацией. Определение характерных черт и индивидуальных особенностей академических музеев потребовало обращения к методам системного анализа и классификации.

Научная новизна работы определяется инновационным характером исследования, в котором предлагается комплексная характеристика музеев Российской академии наук на современном этапе их развития с позиций культурологического анализа. Проанализирован потенциал академического музея для развития отечественной культуры в целом, и научной культуры в частности.

Представлена структурно-функциональная характеристика музейной сети РАН и региональных отделений РАН. В структуре академического музея и музейной сети РАН характеризуются уникальные элементы - музейные советы - внешние органы, осуществляющие научно-консультативные, координационные и информационные функции.

Рассматривается история развития музейной сети РАН, в том числе период 30-90-х гг. XX в., наименее представленный в литературе. Предлагается классификация академических музеев не только по профильному и административно-территориальному признакам, но и по принципу представления, уровню значимости материалов, в сопоставлении с общероссийской музейной сетью.

Раскрывается значение музеев РАН для региональной культуры России не только с позиций охраны и использования культурного наследия, но и роли музеев в коммуникации «наука-общество».

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в применении культурологического анализа к академическому музею как части российской культуры; приложении методов коммуникационного подхода к научным музеям, музееведческий анализ феномена.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке концепций и программ развития музейного дела в Российской академии наук и ее отделениях, положения о работе музеев РАН, а также научных концепций отдельных академических музеев. Ряд положений и разработок, предложенных в диссертации, могут использоваться при подготовке кадров по специальности «музеология», «музейное дело и охрана памятников».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музеи Российской академии наук являются одним из типов музейных учреждений в нашей стране. Главные задачи, которые ставит перед ними Академия наук, является обеспечение исследовательского процесса через работу с научными коллекциями и сохранение научного наследия.

2. Структура и функции академического музея в России, в отличие от музеев «массового» типа, выстраивалась в соответствии с системой организации, принятой для всей Академии наук, а не задачами музейного строительства, возникающими в процессе собственно музейной деятельности.

3. История академических музеев характеризуется неравномерностью развития, обусловленного социально-экономическим развитием страны и

Академии наук. Музейная сеть оформилась во второй половине XX века, с образованием региональных филиалов Академии наук, в том числе Сибирского отделения.

4. В основу классификации научных музеев положены принципы коллекционирования, представления, принадлежности, масштаба деятельности, административно-территориального подчинения. По этим характеристикам музейная сеть РАН заметно отличается от общероссийской сети музеев; наиболее близкими ей оказываются университетские музеи.

5. Музейная сеть Сибирского отделения РАН сегодня - наиболее динамично развивающийся сегмент академической сети музеев. Она характеризуется разнообразием профилей музеев, форм представления музейных материалов, развитием компьютерных технологий в музейном деле.

6. Влияние академических музеев на культуру страны складывается по внутреннему (в рамках научной субкультуры) и внешнему (относительно иных культурных групп) направлениям. Особенности развития музеев РАН в регионах заключаются в поддержании традиций научной культуры и обогащения их инновационными методиками в области музейного дела.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены автором в докладах и выступлениях на III международном научном симпозиуме "Эволюция жизни на Земле" (Томск, 2005); V международном научном симпозиуме «Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века ("Байкальские встречи - V")» (Улан-Удэ, 2005); III Международном симпозиуме «Культурное пространство Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2006); Всероссийской конференции с международным участием «Проблемы региональной геологии: музейный ракурс» (Москва, 2004); II Международной научно-практической конференции «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2004); I (XLV) Российской с международным участием археологической и этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК- XLV) (Иркутск, 2005); Межрегиональной научно-практической конференции «Региональные музеи: настоящее и будущее» (Улан-Удэ, 2003); Межвузовской научно-методической конференции «Актуальные вопросы воспитательной работы в условиях вуза» (Улан-Удэ, 2004). Результаты исследования отражены в 9 научных публикациях по теме исследования общим объемом 3,4 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Основные теоретические подходы к исследованию феномена музея Российской академии наук

Проблема дефиниций. Одним из основных вопросов начала любого исследования является определение (дефиниция) терминов, используемых в качестве базовых. В нашем случае, в связи с формированием методологии музееведения как таковой, следует раскрыть основные подходы к пониманию ключевых терминов - «музей», «академический музей», «музейная сеть», «музейный предмет» и т.п.

Академический музей - один из типов музейных институций в России. В данном случае мы используем термин «академический музей» в значении музея, находящегося в ведомственном подчинении Российской академии наук. В специальной литературе понятие «академический музей» в значении музей РАН является устоявшимся, тем более что сеть музеев академии наук значительно превосходит по своим масштабам музейные сети других ведомств. Термин используется в Российской музейной энциклопедии [60], однако дефиниции феномена нет ни в самой энциклопедии, ни в других изданиях не встречается.

В управленческом аппарате РАН (Научном совете по музеям) более употребляемым является словосочетание «Музей Российской академии наук», либо «Музей научного центра РАН», «Музей института РАН» и т.п., что отражает структуру административного подчинения. Во многих случаях термин имеет историческое звучание: академическими музеями называются профильные музеи, которые были созданы в начале XIX века на базе коллекций Кунсткамеры. Здесь также просматривается принцип административного подчинения, поскольку все они являлись непосредственными подразделениями Санкт-Петербургской Академии наук, тогда как современные академические музеи включены в более ранжированную структуру.

Большая советская энциклопедия трактует слово «академический» не только как «относящийся к академии как научному учреждению», но и «относящийся к Академии художеств и предметам искусства или как высшему учебному заведению», а также «отвлечённый, мало доступный, непопулярный», и «почётное наименование». Все варианты находят место при использовании словосочетания «Академический музей».

В разговорной речи понятие «Академический музей» используется иногда в значении музея, относящегося к какой-либо академии, не обязательно Академии наук. «Академическими» по содержанию деятельности, т.е. классическими, образцовыми, традиционными именуются крупные и старые музеи. Интернет-портал «Музеи Томской области» под статусом «академический» объединил вузовские музеи Томска. Среди зарубежных музеев академическими также чаще всего называют музеи, относящиеся к академиям наук стран СНГ по традиции, оставшейся от АН СССР [121].

Понятие «музей» также имеет несколько трактовок. Ю.В. Зиновьева, проанализировав исторические и актуальные смыслы понятия «музей», пришла к выводу, что неотъемлемыми составляющими, входящими в понимание этого феномена, всегда остаются:

? собрание предметов (идей и носителей), осмысленных в качестве ценностей собирателем, индивидуальным или коллективным;

? музей как пространство предъявления различных фрагментов реальности - «храм муз» - место коллективного действа и собирания произведений, посвященных музам - дочерям богини памяти Мнемозины (положение Н. Ф. Федорова о соборности музея);

? общение по поводу представленных ценностей, коллективное действо, в котором осуществляется выход за грани обыденности, в атмосферу иной реальности, праздника («карнавал» М.М. Бахтине), смена ролей, воссоздания «иного» («отцетворение» Н.Ф. Федорова). В музее происходит уникальная интеграция различных фрагментов знания, овеществленных в форме музейных предметов, в едином пространстве - времени музея и его квинтэссенции -музейной экспозиции [79].

Основные сущностные аспекты понимания музея в приведенном анализе, так или иначе, отражены, но, тем не менее, полного определения музея здесь не приводится. Не достаточно выражен информационный смысл музея, нельзя согласиться и с фрагментарностью, отраженной в музее реальности, напротив, музей дает системное, относительно полное представление о прошлом. «Музей является особым местом, в котором не пересекающиеся в повседневной жизни каналы трансляции человеческого опыта имеют возможность встретиться в новом «интересе», и индивиды, инокультурирующиеся и социализирующиеся через эти каналы, получить опыт инкультурного, иносо-циального, инобытийного общения. В каждом музее создается своя «новая реальность», изменяющаяся в саморазвитии системы музея. В качестве института социальной памяти музей представляет собой консервативное образование, созданное с целью её сохранения, стабилизации норм и ценностей общества» [9, с.32].

В определении дефиниции нам наиболее близок вариант, предложенный в уставе ИКОМ (Международного совета по музеям при ЮНЕСКО): «Музей - это постоянно действующее, некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся исследованием, приобретением, хранением, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей»3. ИКОМ также оговаривает, что помимо музеев, как таковых, под это определение, подпадает большой круг учреждений «музейно Прии.Уman ИКОМ, принят на 16-ой Генеральной Ассамблее ИКОМ (Гаага, Нидерланды, 5 сентября 1989 года) и пересмотрен на 18-ой Генеральной Ассамблее ИКОМ (Ста-вангер, Норвегия, 7 июля 1995 года), а затем на 20-ой Генеральной Ассамблее ИКОМ (Барселона, Испания, 6 июля 2001). го типа», в своей деятельности реализующих сходные цели и пользующихся аналогичными методами. В частности,

природные, археологические и этнографические памятники и достопримечательности, исторические памятники и объекты, представляющие музейный интерес, благодаря их деятельности в области приобретений, хранения и популяризации материальных свидетельств человека и среды его обитания;

учреждения, хранящие коллекции и выставляющие живые образцы растительного и животного мира такие, как ботанические сады, зоопарки, аквариумы, виварии;

научные центры и планетарии;

некоммерческие галереи изобразительного искусства; реставрационные мастерские и выставочные залы при библиотеках и архивных учреждениях;

природные заповедники;

международные, национальные, региональные и местные музейные организации, государственные административные органы, руководящие музеями, определение которых дано выше.

История академических музеев России

Феномен академического музея в нашей стране формировался на протяжении нескольких столетий. На разных этапах развития менялись приоритеты его деятельности, набор реализуемых функций, взаимоотношение с системой науки, в которую он входит.

История музейного дела в России важной вехой считает 1714 год, когда перевезенное в новую столицу личное собрание Петра 1 открылось для широкой публики и получило имя «Кунсткамера». Исследователи истории Российской академии наук также считают события 1714 года первым практическим шагом к созданию Академии наук [84]. Первоначально коллекции разместили в Летнем дворце. С 1714 года их начал приводить в порядок президент Аптекарской канцелярии лейб-медик Роберт Арескин, один из самых образованных людей своего времени, и его секретарь - прибывший из Европы И.Д. Шумахер, ставший после смерти Арескина с 1718 года «надсмотри-телем редкостей и натуралиев».

Собственно термин «Кунсткамера», согласно классификации Каспара Нейкеля (1727), означал кабинет искусства и художественного ремесла, керамики, изделий из стекла, слоновой кости, монет, медалей, научных инструментов, гипсовых медалей, графики [61]. Петровский музей стал последней кунсткамерой, созданной в Европе. Музейное собрание носило комплексный характер. Единственным критерием его формирования была «ди-ковенность», то есть уникальность предметов.

Из личного увлечения Петр I превратил коллекционирование в дело государственной важности. В 1718 году вышел указ: "Ежели кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...", посуду, оружие, - все, что "зело старо и необыкновенно" - отправлять в столицу. Всем путешественникам предписывалось покупать разные диковинные предметы. Царь пополнял кунсткамерное собрание и раритетами - свидетелями своих военных побед -вещами погибшего Карла XII, ключом от покоренного г. Дербента и т.п. После смерти Петра І в музей были переданы его личные вещи и «восковая персона» императора, изготовленная Растрелли [180].

В европейской культуре того времени на место схоластики приходит приоритет природоведения как модели научного мышления. Теории И. Кеплера, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона, Г. Лейбница получили отражение в практике академий, «кабинетов» и музеев, численность которых резко увеличилась на протяжении XVII— XVIII вв. 1697 - 1716 гг. - годы общения Петра с немецким ученым и философом Г.В. Лейбницем. В беседах с царем и письмах Лейбниц развернул грандиозную перспективу превращения России в просвещенное государство. Помимо умозрительных и, отчасти, утопических построений, ученый давал множество практических рекомендаций по организации в стране научных и просветительных учреждений. Он высказывал мысль о том, что главным предназначением российского музея должны быть научные занятия, а также распространение в стране науки и просвещения. Лейбниц также считал, что в музей необходим «для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук». Музейные предметы должны были служить «средствами для усовершенствования художеств и наук», в частности, давать «в натуральной истории систематическое понятие». Эти идеи в полной мере реализовались в Санкт-Петербургской Кунсткамере [96].

В отличие от европейских монархов, создававших кунсткамеры з репрезентативных целях, Петр I видел миссией музея, в первую очередь, просвещение людей. В Кунсткамеру надлежало «всякого желающего ... смотреть пускать и водить показывая и изъясняя вещи». Петр отлично знал экс понаты Кунсткамеры, и сам показывал их своим гостям - иностранным послам и русским вельможам. Важным отличием петербургской Кунсткамеры от многих европейских музеев было отсутствие входной платы, которая значительно ограничивала круг возможных посетителей.

В Кикиных палатах, куда коллекции переехали в 1718-1719 гг., разместился не только музей: помимо многочисленных «диковинок» и библиотеки, объем которой достиг 10 000 томов, здесь также располагалась химическая лаборатория. Это был первый в России научный комплекс, и при том весьма значительный. Кунсткамера перерастала аналогичные ей европейские «кабинеты кунштов», как по ценности собрания, так и по широте приданных ей функций. Фактически Кунсткамера стала базой для создания Российской академии наук. Не случайно то, что приглашение академиков из Европы, а затем и руководство академической канцелярией было поручено управляющему Библиотекой и Кунсткамерой И.Д. Шумахеру [109].

Основные цели, ставившиеся перед академиками, во многом перекликались с задачами, решавшимися в деятельности Кунсткамеры. В одобренном Петром «Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств» обосновывалась необходимость в данном учреждении для России, а также подробно декларировались практически все аспекты ее деятельности. Основным же аргументом за учреждение Академии было «умножение славы Российской» [84].

Представление этого времени об идеальной организации работы ученого высказывал английский мыслитель Ф. Бэкон. В числе средств, необходимых для работы ученого, он называет библиотеку, ботанический сад, зверинец, химическую лабораторию и музей - «большой кабинет, где бы было собрано и классифицировано все, что человек создал умением или инструментами, а также все, что создала природа». Петровская Академия наук соответствовала этим представлениям. Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением. Ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно техническое обслуживание государства. Кроме того, она соединяла функции научного исследования и обучения, включая в себя Университет и Гимназию [97].

Специальное здание для музея, возводившееся с 1714 по 1728 гг., носило название «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». То есть эти учреждения изначально представлялись как единый комплекс, своеобразный дворец науки. На стрелке Васильевского острова это было первое монументальное сооружение. По замыслу Петра, Палаты должны были воплощать идеи о всеобщем универсальном знании. Это означало отход от прежней ориентации на космологический подход, свойственный кабинетам редкостей эпохи Возрождения. Здание Кунсткамеры быстро стало одной из эмблем Санкт-Петербурга. Его очертания вместе с башней постоянно старались поместить на гравюрах города. Оно встречается и на проспектах (ведутах) к 50-летию Петербурга, гравировавшихся по рисункам М.И. Махаева. Сам музей быстро стал одной из достопримечательностей молодой столицы [124].

Торжественное открытие Кунсткамеры, а вместе с ней и Библиотеки в новом помещении 25 ноября 1728 г., было важным событием в жизни и города, и страны. Оно освещалось «Санкт-Петербургскими ведомостями». Данная статья стала первой в русской печати публикацией о музее. В ходе презентации именитым лицам была показана вся Академия, и в дальнейшем порядок посещения почетными гостями учреждений Академии наук закрепился как своеобразный ритуал. В здании Кунсткамеры посетители знакомились сначала с Библиотекой (восточный флигель), затем с обсерваторией, анатомическим театром и, наконец, с музейными залами. В «Ведомостях» отмечалось, что на открытии гости «о разных... предорогих вещах, такожде о добром порядке, в котором все изображалось, показали особливое свое удовольствие» [204].

Экспозиции Кунсткамеры имели большое сходство с другими музеями этого времени, как и определенные особенности, отличающие их от более поздних аналогов. Для европейских музеев это была, в первую очередь, направленность на высокообразованную публику. Для Петровской Кунсткамеры данный тезис также актуален. Не смотря на общедоступность музея, экспозиция выстраивалась без учета подготовленности зрителей. Она отличалась бессистемностью, объединяя абсолютно разнородные вещи. Выставлялись все имевшиеся в собрании предметы, без учета их аттрактивных и информативных качеств. Еще одной тенденцией являлись попытки «эстетизировать» экспозиции. Экспонаты были сгруппированы в занимательные композиции, художественно оформленные с использованием красивых минералов, цветной бумаги, искусственных цветов, бархата, тафты и даже золота -листового и сусального [63].

Работа с посетителями, как и ранее, основывалась на комментировании экспозиции сотрудниками музея по ходу осмотра, а также поощрении интереса людей к знаниям. Угощение, которым первоначально предполагалось стимулировать интерес публики, в дальнейшем не потребовалось, огромный поток посетителей приходилось даже ограничивать путем раздачи определенного числа бесплатных билетов. Скоро Кунсткамера стала одной из главных достопримечательностей новой столицы и всей России. И отечественные, и иностранные «знатные персоны», дипломаты, почетные гости, приезжавшие в столицу, обязательно посещали первый русский музей, так что, по свидетельству современников, там было всегда «великое людство» и множество «разного звания народу». Для доставки знатных гостей устроили специальный перевоз, построили пристань и выделили шлюпки. Посещение и подарки Кунсткамере со стороны царской семьи, а также послов, консулов, дипломатов из разных стран стали своеобразным этикетом, вызванным к жизни как дань памяти Петру Великому [97].

Музейная сеть Сибирского отделения Российской академии наук

Музейная сеть Сибирского отделения Российской академии наук сегодня - динамично развивающийся сегмент РАН. В ведении Научного совета по музеям СО РАН на сегодня состоит 32 музея и музейных объекта. 15 из них расположены в Новосибирском научном центре, 4 - в Иркутском НЦ, 3 -в Бурятском НЦ, 2 - в Красноярском НЦ, по одному музею находится в Кемеровском, Омском, Томском, Якутском научных центрах и в г. Кызыле.

В Бурятском научном центре, г. Улан-Удэ, уникальным музейным объектом является Хранилище восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН с выставочным залом и мемориальным кабинетом-библиотекой П.Б. Балданжапова. Группа сотрудников музея была создана на базе Отдела памятников письменности в 1995 г. в новом здании Хранилища восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН [200].

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии обладает богатейшей и одной из наиболее уникальных коллекций памятников письменной культуры народов Центральной Азии и Сибири, а также значительной коллекции буддийской живописи - танка художников Бурятии, Монголии, Тибета, Китая, предметов художественного литья и изделий из дерева и папье-маше: культовые атрибуты, ритуальные предметы, скульптурные изображения божеств буддийского пантеона. Отдельную коллекцию составляют ювелирные украшения (серебро, инкрустация кораллами, бирюзой, жемчугом). Основная цель культурно-просветительной и научно-исследовательской работы выставочного зала при Хранилище - популяризация гуманитарных исследований в Бурятии [137].

В апреле 1996 г. при Хранилище восточных рукописей был создан кабинет-библиотека известного ученого-востоковеда П.Б. Балданжапова площадью 24 м . В комнате находится портрет ученого, мемориальные предметы (стол, книжные шкафы, печатная машинка со старомонгольским шрифтом) и стеллаж для архивного фонда. Коллекция, переданная его семьей в Институт, включает в себя: рукописи и ксилографы на тибетском и старомонгольском языках (более 800 ед. хр.), библиотека гуманитарного профиля (литература на русском, европейских и восточных языках - более 3 тыс. ед. хр.), личный архив ученого (рукописи, выписки, вырезки, фотографии) - более 350 ед. хр., фонд микрофильмов (копии рукописей и ксилографов, специальной литературы - более 600 ед. хр., фонофонд - магнитные пленки и пластинки - около 50 ед. хр. Фондами хранилища и кабинета в режиме читального зала постоянно пользуются научные сотрудники Института, студенты, аспиранты, краеведы [212].

Музей Бурятского научного центра СО РАН представляет результаты исследований ученых Бурятии. Он был основан в 1969 году как «Музей бурятского камня» (на общественных началах), а в 1977 г. вышло постановление Президиума СО АН СССР об учреждении его как Академического Минералогического музея. В 1989 г. учреждается Объединенный музей Бурятского научного центра, и «Музей Бурятского камня» становится одним из его отделов. Формируются фонды отделов археологии и биологии, создаются их экспозиции. В 1993 г. Музей реорганизован в добровольную ассоциацию музейных отделов институтов Бурятского научного центра СО РАН [106].

Коллекционный фонд музея насчитывает более семи с половиной тысяч единиц хранения и делится на три отдела: геологический, археологический, биологический. Музейные коллекции используют в своих исследованиях научные сотрудники Бурятского научного центра СО РАН, студенты и аспиранты вузов Улан-Удэ, других городов и стран. Собственные научные исследования музея ведутся по следующим направлениям: история научных исследований в Бурятии и изученность региона, естественная история, взаимодействие человека и природы, этногенез и культурогенез народов Центральной Азии, проблемы экологического образования и просвещения, методика музейной деятельности.

Основные посетители Музея БНЦ - сотрудники и гости институтов научного центра, студенты, школьники, туристы. Постоянно проводятся практические занятия для студентов вузов города, консультации для школьных и районных музеев республики. Музей ведет активную выставочную деятельность. Экспонаты из фондов Музея были представлены на выставках в Москве, Иркутске, Красноярске, Милане, Улан-Баторе, Брюсселе. На сегодняшний день в музее функционируют пять стационарных экспозиций, отражающих приоритетные направления научной деятельности институтов БНЦ СО РАН.

Экспозиция «Недра Бурятии» демонстрирует богатство минеральных ресурсов республики. Представлены все значительные месторождения полезных ископаемых Бурятии, некоторые из которых являются уникальными по своим характеристикам. Среди цветных и поделочных камней Забайкалья наиболее полно показаны коллекции нефрита, кварца, лазурита, родонита, чароита. Коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых предоставлены сотрудниками Геологического института БНЦ СО РАН. Экспозиция «Палеонтология Бурятии в геологической истории Земли» дает представление об истории развития флоры и фауны региона в докембрии, палеозое, мезозое, кайнозое. Уникальными экспонатами являются отпечатки вендских животных. Интересна коллекция яиц динозавров, обитавших в пустыне Гоби более 100 миллионов лет назад [135].

Экспозиция «Тибетская медицина: история и современность» освещает историю медико-биологических исследований в Бурятии и их основные результаты. Многокомпонентные тибетские лекарственные средства представлены растительным, минеральным и животным сырьем. Старинные лекарства эмчи-лам соседствуют с современными научными разработками. Экспозицию дополняют ритуальные предметы буддийского культа, страницы и ксилографы тибетских трактатов. Экспозиция «Проблемы охраны озера Байкал и экологический мониторинг в Байкальском регионе» содержит основные сведения об экологических и социальных проблемах развития байкальского региона, о влиянии хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, а также показывает некоторые приоритетные направления исследований бурятских ученых в решении природоохранных проблем. Представлена коллекция байкальских эндемичных рачков, моллюсков и губок. Чучела животных, влажные препараты рыб, окаменевший байкальский ил прекрасно сочетаются с графическим, фото- и текстовым материалом [167].

Экспозиция «Древние культуры Байкальского региона» отображает результаты археологических исследований в Бурятии. Наиболее интересны коллекции предметов эпохи палеолита, неолитических топоров и тесел из нефрита, хуннской художественной бронзы, керамики, предметов быта и вооружения. Уникальными экспонатами являются карасукский бронзовый меч и предметы из средневекового захоронения XV-XVI вв [68].

В Иркутском научном центре преобладают естественнонаучные музеи. Байкальский музей, расположенный на берегу оз. Байкал у истока реки Ангары, привлекает внимание всех приезжающих в Сибирь и на Байкал, входит в список всероссийских туристических маршрутов. Созданный большим коллективом ученых-байкаловедов, освещает всю сложную и сбалансированную экологическую систему самого большого хранилища пресной воды на земле. Уникальность коллекций, длительный ряд наблюдений за природой озера, высокая культура показа делает его оригинальным и наиболее посещаемым в области. Начало музею было положено в 1925 году, когда лимнологическая экспедиция АН под руководством Г.Ю. Верещагина начала работу на Байкале. В 1930 г. на лимнологической станции была оборудована специальная музейно-лабораторная комната с натурными экспонатами, картами, картинами, в которой проводились лекции для местного населения. С 1993 г. музей получил статус самостоятельного учреждения и открылся для широкой публики [189].

Главная цель музея состоит в систематизации, хранении, описании байкальских коллекций и проведении образовательной и просветительской работы. Экспозиция дает представление о природе Байкала по всем направлениям: геология, флора, фауна озера и его побережья, экология региона. Крупным шагом стал «выход» музея из помещения. Проводятся научно-познавательные круизы по озеру. На территории Байкальского музея организуется дендропарк с набором уникальных ландшафтов и редких растений (занесенных в красную книгу Иркутской области и Бурятии), организован нерпинарий. Музей постоянно проводит выставки за рубежом (Нидерланды, США, Монголия, Польша, Чехия, Словакия, Австрия, Япония, Корея). Собрание музея превышает 17000 ед.хр., из них 9000 предметов основного фонда. Организован образовательно-просветительский центр, включающий в себя Зх уровневую экологическую школу с театральным коллективом. Открыта публичная библиотека, кафе [122].

В Сибирском институте физиологии и биохимии растений СО РАН в конце 70-х годов с научно-исследовательской и научно-просветительной целями была создана оранжерея с коллекцией экзотических растений тропиков общей площадью около 600 м2. Оранжерея входит в состав научной группы «Гербарий». В экспозиционной части оранжереи представлено 300 видов живых растений. В настоящее время оранжерея превратилась в музейно-выставочный комплекс, получивший название Музей наземных экосистем байкальской Сибири. Здесь демонстрируются одна из самых крупных в Восточной Сибири коллекций насекомых и гербариев. Всего она включает р, себя 140 тысяч экземпляров растений, грибов и мохообразных и 90 тысяч экземпляров насекомых, из которых основная часть - редкие. Все они собирались более 50 лет в качестве рабочих коллекций сотрудников института. В 2006 г. музей открылся для посетителей [200].

Похожие диссертации на Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ