Содержание к диссертации
Введение
Раздел I. Историко-культурное наследие космонавтики как объект музейного представления 22
Раздел II. Основные этапы и тенденции репрезентации космического наследия в отечественных и зарубежных музейных учреждениях 55
Раздел III. Аэрокосмическое образование в деятельности музеев 90
Раздел IV. Взаимодействие общественных организаций, волонтеров и музейных учреждений в области сохранения и пропаганды космического наследия 123
Заключение 148
Список использованных источников и литературы 151
Приложения
- Историко-культурное наследие космонавтики как объект музейного представления
- Основные этапы и тенденции репрезентации космического наследия в отечественных и зарубежных музейных учреждениях
- Аэрокосмическое образование в деятельности музеев
Введение к работе
Актуальность темы исследования. История освоения космоса - одна из выдающихся страниц в истории человечества. Космонавтика -составляющая научно-технической революции, характерной для минувшего века и ставшая доминантой его развития в отличие от предыдущих столетий. Неуклонное продвижение космонавтики вперед влечет за собой существенные социальные последствия, затрагивающие узловые моменты как материальной, так и духовной жизни, которые нуждаются в теоретическом осмыслении философов, культурологов, социологов, историков, музееведов.
Сегодня общество ощутило историческую значимость зарождения космической эры, реликвийность ее материальных предметов и их воздействие на духовные ценности. Космонавтика - та сфера деятельности, в которой реализовано множество передовых разработок. Выявление, пропаганда и популяризация этих достижений может дать значительный эффект в деле формирования самосознания общества, особенно молодежи.
Ответом на интерес общества к космонавтике, научным основам космической техники, назначению и последствиям ее использования стало создание экспозиций и специальных музеев, избравших объектом своей деятельности сохранение и трансляцию историко-культурного наследия космической науки и техники. За последние десятилетия ими собрано значительное количество памятных, реликвийных предметов, коллекций по космической тематике и накоплен колоссальный практический опыт, который нуждается в осмыслении и трансляции.
Музеи, репрезентирующие наследие космонавтики, обладают огромным культуросозидающим потенциалом. Они представляют обществу новые перспективы развития техники и достижений человечества, что способствует стремительному росту интереса к ним во всём мире. На сегодняшний день крупнейшие музеи космонавтики являются наиболее
привлекательными для посетителей, о чем убедительно свидетельствуют данные статистики. В соответствии с присущей им спецификой, музеи делают приобщение посетителя ко многим аспектам космической тематики наглядным, убедительным и впечатляющим. Накопленный ими богатый практический опыт нуждается в освоении и распространении.
Перед учеными и практиками музейного дела стоят задачи разработки новых подходов, призванных сделать трансляцию космического наследия адекватной запросам общества, создать теоретико-методологические основы аэрокосмического образования в рамках музея. Возникла потребность осознания мировых, национальных и региональных тенденций в репрезентации космического наследия.
Степень научной разработанности темы. Комплексный анализ музейных учреждений, транслирующих космическое наследие, до сих пор не являлся предметом специального исследовательского труда, однако деятельность отдельных музеев, теоретические и практические проблемы репрезентации памятников науки и техники в целом и космонавтики в частности, пропаганды космических знаний нашли отражение в отечественной и зарубежной историографии. Малочисленность исследований во многом связана с относительной молодостью космической отрасли и самих музеев космонавтики, большинство из которых было создано после начала космической эры, т.е. во второй половине XX века.
Актуальным проблемам теоретической и практической культурологии, связанным с приобщением человека к историко-культурному наследию и формированием исторической памяти, посвящены труды Т.Г. Киселевой, А.П. Маркова, Л.В. Петрова, Ю.Д. Красильникова, В.А. Виноградовой, И.К. Кучмаевой, Э.А. Шулеповой и других.1
Теоретические проблемы преемственности культуры и сохранения культурного наследия применительно к музеям отражены в работах
1 Шулепова Э.А. Культурный опыт и проблема его сохранения (к постановке проблемы) // Обсерватория культуры. 2005. № 1. С. 78-80.
отечественных философов, культурологов и музееведов: Н.Ф. Федорова, А.И. Михайловской, Э.А. Баллера, Н.С. Злобина, С.А. Каспаринской, А.Б. Закс, A.M. Разгона. Ставшие сегодня фундаментальными, труды этих авторов отражают общетеоретические вопросы истории и теории музейного дела.2
В новейших диссертационных исследованиях в области музейного дела рассматриваются проблемы культурной коммуникации и ее реализация в музейной среде, музея как феномена культуры, становления и развития социокультурных функций российских музеев.3
В меньшей степени изучены и освещены проблемы деятельности музеев научно-технического профиля как института трансляции и сохранения научно-технического наследия. В трудах Б.И. Козлова, А.В. Щурова, Ю.Ф. Кононова, В.М. Хевролиной обобщен опыт современных отечественных и зарубежных музеев науки и техники, мемориальных музеев, посвященных деятелям науки и техники, выделены перспективные направления в их деятельности в контексте развития новых технологий.4
Выделим также работы Г.Г. Григоряна и Л.М. Кожиной, в том числе и их совместные труды, рассматривающие вопросы истории становления и развития, специфики функционирования, типологии научно-технических музеев в России, проблемы изучения научно-технического музея как
2 Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. М., 1982; Баллер Э.А. Преемственность в
развитии культуры. М, 1969; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980;
Закс А.Б. Динамика социальных функций музеев СССР / Музееведение. Музеи мира.
Сборник научных трудов НИИ культуры. М., 1991; Разгон A.M. Музейный предмет как
исторический источник // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных
исторических дисциплин. М., 1981; Закс А.Б. Подготовка музейной экспозиции //
Общественные музеи. М., 1980.
3 Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении. М. 1994; Гнедовский М.Б.
Музейная коммуникация и музейный сценарий //Музей и современность. Сб. научн. тр. -
М., 1986. С. 127-133; Зиновьева Ю.В. Взаимодействие музея и общества как
социокультурная проблема. СПб., 2000; Алешина Т.А. Музей как феномен культуры. -
Новочеркасск, 1999; Грусман В.М. Становление и развитие социокультурных функций
российских музеев. СПб., 2001.
Кононов Ю.Ф., Хевролина В.М. Мемориальные музеи, посвященные деятелям науки и культуры СССР // Очерки истории музейного дела в СССР. М., 1963; Козлов Б.И. Научно-технический музей: проблемы и задачи методологического обоснования // Советский научно-технический музей: проблемы и перспективы. Материалы третьей научно-практической конференции. Сб. статей под ред. Г.Г. Григоряна. М., 1991.
информационной системы. 5 Отдельные труды Г.Г. Григоряна посвящены проблемам сохранения памятников науки и техники как достояния национальной культуры, а также музеефикации выдающихся объектов и программ отечественной космонавтики.6
Исследованию различных аспектов деятельности и изучению перспектив развития современных научно-технических музеев посвящены доклады конференций, чтений, симпозиумов по космонавтике, проводимых отделом истории техники и технических наук Института истории естествознания и техники им. СИ. Вавилова РАН.7
Большой интерес к теории и практике музейного дела в том числе, и к музеям науки и техники, проявляют зарубежные ученые (нами изучены труды в основном английских и американских авторов). В последнее десятилетие всплеск интереса в зарубежном музееведении направлен, с
5 Кожина Л.М. Разработка научных основ музейного дела в области истории техники.
Автореферат на соиск. учен, степени канд. ист. наук. М., 1997; Памятники науки и
техники в музеях России. /Под ред. Г.Г. Григоряна, Л.М. Кожиной. М, 2000; Григорян
Г.Г., Дмитриева Е.М., Кожина Л.М. Научно-технические музеи: современное состояние,
перспективы развития. Музейное дело и охрана памятников. Вып. 4. М., 1989; Григорян
Г.Г., Кожина Л.М. Научно-технические музеи страны, секция научно-технических музеев
Национального комитета ИКОМ // Museum, №4, 1990; Кожина Л.М. Вклад научно-
технических музеев в сохранение культурного наследия // Советский научно-технический
музей: проблемы и перспективы. Материалы третьей научно-практической конференции.
Сб. статей под ред. Г.Г. Григоряна. М., 1991; Григорян Г.Г., Кожина Л.М. Вклад научно-
технических музеев в сохранение культурного наследия // Museum, № 168-169. М., 1991.
С. 110-116; Кожина Л.М., Григорян Г.Г. Научно-технический музей как информационная
система. Музейные собрания научно-технических музеев: история, проблемы,
перспектива // Материалы по музееведению в области истории и техники в области
научно-технических знаний, М., 1996; Григорян Г.Г. Об опыте ведущих научно-
технических музеев мира. М., 1993.
6 Григорян Г.Г., Цирульников В.А. Памятники науки и техники как достояние
национальной культуры. // Материалы третьей научно-практической конференции
«Советский научно-технический музей: проблемы и перспективы». М., 1991; Григорян
Г.Г. О музеефикации выдающихся объектов и программ космонавтики // Материалы
секции «Космонавтика и культура». XXVI Академические чтения по космонавтике,
^, посвященные памяти академика СП. Королева и других выдающихся отечественных ученых - пионеров космического пространства. М., 2002 С. 85-88.
Гагаринский сборник. Материалы XXX общественно-научных чтений, посвященных памяти Ю.А. Гагарина. Сбврник докладов / под ред. Б.Н. Кантемирова и В.Л. Пономарева. Гагарин, 2003jJXVII академические чтения по космонавтике / под ред. А.К. Медведевой. М., 2003Г XXXVIII Научные чтения памяти К.Э. Циолковского: тезисы докладов / под ред. С.А. Соколовой. Калуга, 2003.
одной стороны, на исследование современных коммуникативных функций
музея, с другой - на проблему стратегического планирования музейной деятельности (музейный менеджмент и маркетинг).9 В последнем направлении зарубежные исследователи пока удерживают приоритет.
Свидетельством интереса к разнообразным проблемам деятельности музея как социокультурного института является публикация фундаментальных работ.10
Особый интерес представляют музееведческие труды Е. Ноорег-Greenhill11 в области развития музейной коммуникации и образования. Автор предлагает коммуникативную модель музея, уделив при этом особое внимание внутренней музейной коммуникации по линии музей-посетитель. Отдельные работы автора посвящены методологии обучения в музеях и галереях, вопросам музейного образования в XXI в.
Museums are for people. Edinburgh: Scottish Museum Council, 1985; Tony Bennett. Museums and "the people" II The Museums Time Machine. Putting culture on display. Editor by Robert Lumby. A Comedia Book Published by Routledge, London and New York, 1988. - P. 68-876; Walsh, Army, ed. insight: Museum, Visitors, Altitude, Expectation - A focus group experiment, Los Angeles: Gatty Center of Education in the Arts, 1991.
9 Kotler, Nail G., Museum strategy and marketing: designing missions, building audiences,
generating revenue and resources I Neil Kotler and Philip Kotler. San Francisco, С A: Jossey-
Bass Publishers, 1998.
10 Museum studies. An Anthology of contexts. Edited by Bettina Messias Carbonell. Blackwell
Publishing, Maiden, USA, 2004; Tony Bennett. The Birth of the museum. History, theory, and
politics. Routledge, London and New York, 1995; Fladmark J.M. Heritage and museum.
Donhead, Great Britain, Oxford, the Robert Gordon University, 2000; Instruments of science: an
historical encyclopedia I editors Robert Bub, Deborah Jean Warner. New York: Science
Museum, London, and National Museum оf American History, Smithsonian Institution Press,
1998; Green, Wilma Prubhum. Museum and learning: a guide for family visits / writing by
Wilma Prubhum Green, Washington, D.C.: US Dept. Of Education, Office of Educational
Research and Improvement: Smithsonian, 1998.
11 Hooper-Greenhill, E., A new Communication model for museum. In Gaynor Kavanagh edited,
Museum Language: Object and Text. London: Leicester University Press, 1991; Hooper-
Greenhill, E., Museum and Gallery Education. Leicester, London and New York, 1994; Hooper-
Greenhill, E., Museum and their visitors. Routledge, London and New York, 1994; Hooper-
Greenhill, E., The Museum: The Social-Historical Articulations of Knowledge and Things, Ph.
D. thesis, University of London, 1988; Hooper-Greenhill, E., The Museum in the disciplinary
society, in J. Pearce II Museum Studies in Material Culture, Leicester University Press, London,
1989; Hooper-Greenhill, E., Museum and their Shaping of Knowledge, London: Routledge,
1992; Hooper-Greenhill, E., Museum, Media, Massage. London: Routledge, 1999.
Большой интерес представляют труды по основам создания экспозиций в современном музее.12
При достаточно широком освещении общих вопросов теории и практики в отечественной и зарубежной музееведческой науке в историографии наблюдается недостаток самостоятельных работ по проблемам сохранения и трансляции историко-культурного наследия космонавтки в музеях. Опубликованные труды по рассматриваемой теме носят эпизодический характер, не создавая общей картины представления о данном процессе в общемировом социокультурном пространстве.
Наибольший интерес для данного диссертационного исследования представляют труды З.Д. Ясман, научного сотрудника Государственного исторического музея. Автор рассматривает проблемы музейного комплектования по истории современности в Государственном историческом музее, в том числе комплектование материалов по истории космонавтики. В своих работах З.Д. Ясман затрагивает некоторые вопросы экспозиционного показа памятников истории современности.13
Отдельные вопросы создания и развития музеев космической тематики отражены в работах И.Д. Батиной, Ю.С. Воронкова, Н.С. Кирдоды, Ю.В. Костиной и других российских учёных - музееведов и культурологов.14
Belcher, Michael. Exhibitions in museums. Leicester University Press. Leicester and London. Smithsonian Institution Press, Washington D.С 1991; Karp, Ivan and Steven D. Lavine, eds. Exhibiting Cultures: The Poetics and Politics of Museum Display. Washington D.C.: Smithsonian Institution Press, 1991; Luke, Timothy W. Museum politics: power plays at the exhibition / Timothy W. Luke. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2002; The Design of Educational Exhibitions, London: Unwin Hyman, rev. p/b ed., 1989.
13 Ясман З.Д. Музейное комплектование по истории современности и задачи
экспозиционного показа // Музей в современном мире: традиционализм и новаторство /
Труды ГИМ. Вып. 104. М., 1999. С. 85-100; Ясман З.Д. Комплектование материалов по
истории космонавтики в Государственном историческом музее // Материалы
межсекционного тематического заседания «Космонавтика и музеи на рубеже Веков.
Итоги и перспективы» XIII Международный симпозиум по истории авиации и
космонавтики, М., 2001. С.118-125; Ясман З.Д. Космос и музеи // Материалы секции
«Космонавтика и культура». XXVII Академические чтения по космонавтике,
посвященные памяти академика СП. Королева и других выдающихся отечественных
учёных - пионеров космического пространства. М., 2003 С. 94-103.
14 Кирдода Н.С. 40-летие полета Ю.А. Гагарина и музеи космонавтики // Материалы
межсекционного тематического заседания «Космонавтика и музеи на рубеже Веков.
Авторы обращаются к вопросам выявления закономерностей функционирования отдельных музеев космонавтики, специфики научно-исследовательской работы, определения их места в социокультурной среде, многогранной деятельности музеев аэрокосмической тематики, их ближайших перспектив развития.
Наибольший вклад в развитие теоретических и практических аспектов деятельности российских музеев в области сохранения, популяризации и пропаганды космического наследия, изучение музеев космической тематики внёс академик Б.Н. Кантемиров.15 Автор, наряду с вопросами трактовки понятия и эволюции музеев космонавтики, теории и практики реализации их социальных функций, предлагает собственную классификацию отечественных музеев космической тематики, поднимает вопросы аэрокосмического образования, анализирует современное состояние данных музеев, в том числе отечественных школьных музеев космонавтики, формулирует перспективы их развития.16
В зарубежной историографии, так же как и в отечественной, работы, касающиеся музеев, репрезентирующих наследие космонавтики, малочисленны. В основном эти труды посвящены отдельным аспектам
Итоги и перспективы» XIII Международный симпозиум по истории авиации и космонавтики, М., 2001. С. 28-39; Батина И.Д. и др. Материалы музейных фондов как источник по изучению истории космонавтики. Поиски. Находки // Тезисы докладов X Международного симпозиума по истории авиации и космонавтики. М., 1995; Батина И.Д. Проблемы концептуальной стратегии национальных музеев космонавтики в современных условиях // Материалы межсекционного тематического заседания «Космонавтика и музеи на рубеже Веков. Итоги и перспективы» XIII Международный симпозиум по истории авиации и космонавтики, М., 2001. С. 140-145; Воронков Ю.С. Возможные подходы к оценке истории и перспектив аэрокосмических музеев // Тезисы докладов X Московского международного симпозиума по истории авиации и космонавтики. М., 1995. С. 264.
15 Кантемиров Б.Н. Музеи космонавтики как форма диалога с обществом // Космос и
человек. Вып. 2. / Г.С. Хозин и др. М., 1995. С. 58; Кантемиров Б.Н. Проблемы теории и
практики в реализации социальных функций в музеях космонавтики // Материалы третьей
научно-практической конференции. Советский научно-технический музей: проблемы и
перспективы: Сб. ст. / Под редакцией Г.Г. Григоряна. М., 1991. С. 102.
16 Кантемиров Б.Н. Из истории создания и деятельности школьных музеев космонавтики //
Материалы научно-общественных чтений, посвященных памяти Ю.А. Гагарина, Гагарин,
1996. С. 2002-221.
деятельности аэрокосмических музеев, центров, выставок космической тематики.17
Значительный интерес представляют серийные издания музеев с описанием экспозиций и основных направлений их деятельности. Это, прежде всего, издания Смитсонианского института,18 в ведении которого находится крупнейший в мире Национальный музей воздухоплавания и космонавтики в Вашингтоне (США). Институт издает музееведческую литературу научного, справочного, методического и просветительского характера, а также ежегодные отчеты и тематические каталоги, в соответствии с профилем своих музеев.
Практически неизученным явлением в мировой музейной практике на сегодняшний день остаются вопросы, касающиеся взаимодействия общественного и волонтёрского движений с музейными учреждениями в области сохранения и пропаганды космического наследия. Имеются лишь немногочисленные работы зарубежных авторов19, в которых рассматриваются общие проблемы современного состояния волонтерского движения, как важной составляющей музейного менеджмента и маркетинга.
North American aircraft and aerospace museum guide. Tulsa, Okla.: Bruce / Beeson Publishers, 1992;The National Air and Space Museum, New York. N. Y., Smithmark, 1995; Bryan, C.D.B. The National Air and Space Museum. New York: H.N. Abrams, 1988; Michael Morlan. Kitty Hawk to NASA. A Guide to U.S. Air and Space Museums and Exhibitions. From the American Travel Themes series Bon a Tirer Publishing, Chicago, 1991; Paul Hoffman. American Museum Guides Sciences. Macmillan Publishing Company, New York, 1983.
18 My Smithsonian. Smithsonian Institution. Washington, D.C. Smithsonian Institution Press,
2002-2004: Serial Publication; National Air and Space Museum library bulletin. Smithsonian
Institution. Washington, D.C. 1973-2004: Serial Publication; National Air and Space Museum.
Research report I NASM. 1984. Washington D.C: Published for the National Air and Space
Museum by the Smithsonian Institution Press, 1984.
19 С amenson В. о pportunities і n M useum Careers. V GM С areer H orizons a d і vision о f N TC
Publishing Group Lincolnwood (Chicago), Illinois USA, 1996; Kotler, Nail G., Museum strategy
and marketing: designing missions, building audiences, generating revenue and resources I Neil
Kotler and Philip Kotler. San Francisco, 1998.
Музейная составляющая деятельности движения «Кубань и космонавтика» затрагивается в статьях ученых, активистов движения: Э.М. Трахова, Т.И. Агаповой, Н.В. Телегина, руководителей школьных музеев.20
Анализ историографии приводит к выводу о том, что, несмотря на имеющиеся исследования, посвященные отдельным аспектам рассматриваемой проблемы, все еще слабо разработаны вопросы, касающиеся теоретического осмысления памятников истории космической науки и техники как объекта музейного представления, истории инсталляции космического наследия в музейное пространство. В дальнейшем изучении также нуждаются исследование роли музея в развитии аэрокосмического образования, взаимодействие музеев и общественных организаций.
Объектом диссертационного исследования являются отечественные и зарубежные музеи, репрезентирующие историко-культурное наследие космонавтики.
Предметом исследования выступает трансляция историко-культурного наследия космонавтики посредством музейной деятельности. Под историко-культурным наследием космонавтики понимается совокупность технических и научных достижений в области теоретического и практического исследования космоса, история развития космической науки и ракетно-космической техники, систем жизнеобеспечения человека в космосе и наземной инфраструктуры космической отрасли, а также гуманитарная составляющая космонавтики, представляющая трансформации
Трахов Э.М. Наш институт - детище космонавтики // Книга Памяти Краснодарского края. Краснодар, 1997.; Агапова Т.И. Имя на карте Луны // Вестник Краснодарского центра Адыгейской (Черкесской) Международной академии наук. Вып. I. Краснодар, 1998; Агапова Т.И. Создание первого в стране мемориального комплекса Ю.В. Кондратюка // Вестник Краснодарского центра Адыгейской (Черкесской) Международной академии наук. Вып. I. Краснодар, 1998; Агапова Т.И. Кубань и космонавтика // Тезисы докладов и сообщений на семинаре-совещании ответственных секретарей городских и районных отделений ВООПИК. Краснодар, 1986; Телегин Н.В. Краснодарский край к 40-летию полёта Ю.А. Гагарина // Материалы межсекционного тематического заседания «Космонавтика и музеи на рубеже Веков. Итоги и перспективы» XIII Международный симпозиум по истории авиации и космонавтики, М., 2001. С. 65-72.
в мировоззрении человечества, вызванные развитием знаний в данной области.
Важной составляющей космического наследия являются памятники космической науки и техники - предметы, свидетельствующие об отдельных вехах в развитии мировой и отечественной космонавтики как области теоретических и практических знаний, о деятельности основоположников отечественной и зарубежной космической науки и техники, выдающихся учёных, инженеров, изобретателей, научных или производственных коллективов, первопроходцах и героях покорения космического пространства.
Исходя из степени изученности темы, цель диссертационной работы состоит в исследовании опыта трансляции историко-культурного наследия космонавтики в деятельности отечественных и зарубежных музеев.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историко-культурное наследие космонавтики как
ф объект музейного представления;
определить типы музейных учреждений - трансляторов космического наследия;
классифицировать памятники истории космической науки и техники, имеющиеся в музейных экспозициях;
раскрыть основные этапы становления и тенденции развития репрезентации космического наследия в отечественных и зарубежных музеях;
- изучить особенности аэрокосмического образования в условиях
* деятельности школьных музеев, репрезентирующих космическое
наследие;
- рассмотреть роль общественных инициатив и волонтёров в
сотрудничестве с музейными учреждениями в области сохранения,
популяризации и пропаганды истории космонавтики и ракетно-
космической техники на примере отечественного и зарубежного опыта.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с начала XX в. по настоящее время. Нижняя временная граница относится к зарождению первых музеев, представляющих в своих экспозициях научные достижения, связанные с изучением космического пространства, мемориальных музеев, посвященных выдающимся деятелям теоретического периода космонавтики. Коллекции этих музеев впоследствии становились основой современных крупнейших музеев космонавтики.
Источниковую базу работы составили разнообразные источники, многие из которых введены в научный оборот впервые. Автором была проведена работа по выявлению и сбору материалов в архивах Федерации Космонавтики России (г. Москва), Ассоциации музеев космонавтики (АМКОС) России (г. Москва), архивах Краснодарского регионального отделения АМКОС и общественного движения «Кубань и космонавтика», Федерации космонавтики Кубани, а также в личных архивах учёных, деятелей культуры, занимающихся вопросами изучения, сохранения и популяризации историко-культурного наследия космонавтики.
Значительную часть источников составили различные по своему характеру материалы, собранные автором в результате посещения крупнейших российских музеев космонавтики - Мемориального музея космонавтики (г. Москва), Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского (г. Калуга), Мемориального дома-музея академика СП. Королёва (г. Москва), Дома-музея К.Э. Циолковского (г. Калуга), экспозиции по истории отечественной космонавтики в Политехническом музее (г. Москва), Центрального музея космонавтики на площадке № 2 космодрома Байконур, а также ведомственных музеев космонавтики: предприятий космической отрасли (ОАО «Сатурн»), воинских частей космодрома Байконур (музей в/ч 68526 командно-измерительного комплекса космодрома), экспозиции по космонавтике в Саратовском краеведческом
музее, выставки в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына.
Особый интерес представляют материалы, собранные автором в период научной стажировки в США и посещения Национального музея воздухоплавания и космонавтики в Вашингтоне (National Air and Space Museum), Космического Центра им. Дж. Кеннеди в Орландо штата Флорида (John F. Kennedy Space Center), Роуз Центра Земли и Космоса им. Фредерика Финеас и Сандры Прист (Frederick Phineas & Sandra Priest Rose Center for Earth and Space) и Хайден Планетария (Hayden Planetarium) при Американском Музее Естествознания в Нью-Йорке (American Museum of Natural History), Астрономического музея и Адлер Планетария в Чикаго (Astronomy Museum and Adler Planetarium), Космического центра им. Г. Кроуна (Henry Crown Space Center) при Музее Науки и Промышленности в Чикаго (Museum of Science and Industry), Музея морского флота, авиации и космонавтики в Нью-Йорке (Sea Air Space Museum).
Региональный компонент исследования основан на материалах, собранных при посещении школьных музеев космонавтики Краснодарского края.
Важным источником исследования явились музейные предметы -памятники истории космической науки и техники (вещественные, письменные, изобразительные и фонопамятники), ставшие объектами познавательного и ценностного отношения, включенные в состав музейного собрания и составляющие историко-культурное наследие космонавтики, которое репрезентируется в музеях.
Самостоятельную группу источников составили материалы законодательного характера - законы, постановления, положения, распоряжения, другие законодательные и подзаконные акты (преимущественно российские), уставы, инструкции, которые отражают государственную политику в области культурного наследия, музейного дела
в целом, основные направления сохранения и пропаганды историко-культурного наследия космонавтики.
Широко использована музейная делопроизводственная
документация: тематические и тематико-экспозиционные планы, протоколы заседаний, материалы совещаний музейных работников, отчеты, описи, справки, деловая переписка музеев и общественных организаций по различным вопросам их деятельности.
Большую ценность как источник представляет переписка автора с
работниками отечественных музеев космонавтики: Государственного музея #
истории космонавтики им. К.Э. Циолковского (г. Калуга), Музея
космической славы Центра развития творчества детей и юношества им. В.
Комарова (г. Байконур), музея К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики
(г. Киров) и многочисленными школьными музеями Краснодарского края.
Значительный интерес представляют сами музейные экспозиции.
Высокой степенью репрезентативности обладают путеводители, буклеты
щ музеев, рекламные проспекты отдельных выставок.
Особую группу источников составляют материалы периодической печати: репортажи с выставок, торжественных мероприятий, дискуссии, касающиеся деятельности исследуемых в диссертации музеев. Большой интерес представляют хроникальные материалы, публикуемые в журналах «Вопросы истории естествознания и техники», издающихся Институтом истории естествознания и техники Российской академии наук, «Новости космонавтики», выпускаемых под эгидой Российского авиационно-космического агентства при участии постоянного представительства
'* Европейского космического агентства и Ассоциации музеев космонавтики
России, «Из истории авиации и космонавтики», «Museum», «Мир музея» и
др.
В работе широко использовались данные (в том числе и статистические) отечественной и зарубежной справочной литературы, включающие сведения о количестве посетителей, сотрудников и волонтеров
музеев, тематике постоянных экспозиций, составе фондов и направлениях деятельности музеев.
Важным источником исследования послужило интервьюирование экспертов, в качестве которых выступали сотрудники музеев и учёные, занимающиеся соответствующими проблемами. Были проведены неформальные интервью с посетителями и волонтёрами музеев. В ходе личного посещения автором многочисленных американских музеев космонавтики и культурно-исторических космических центров было проведено интервьюирование волонтеров Музея Науки и Промышленности в Чикаго (Museum of Science and Industry), Музея морского флота авиации и космонавтики в Нью-Йорке (Intrepid Sea, Air and Space Museum) и других.
Одним из источников являются материалы сети INTERNET: сайты крупнейших российских и зарубежных музеев космонавтики, а также общественных организаций, работающих в контакте с данными музеями. Особый интерес представляют сайты виртуальных музеев космонавтики.
Методологическую основу диссертации составляет совокупность
общенаучных, конкретно-исторических, культурологических и
музееведческих принципов.
Автором использована междисциплинарная по своему характеру методология системного подхода, ориентирующаяся на целостность и всеобщность рассмотрения предмета как динамичного организма.
В основу работы был положен принцип историзма, требующий исследования явлений и процессов в связи с конкретными условиями, породившими их, выделения как общих, так и своеобразных черт, присущих этим явлениям, раскрытия объективно существующих связей между фактами и выяснения их специфики с учетом пространственно-временных связей. В работе над диссертацией широко применялся сравнительно-исторический метод, позволивший дать характеристику отечественного и зарубежного опыта трансляции космического наследия посредством музея. Историко-генетический метод позволил реконструировать эволюцию инсталляции
памятников истории космической науки и техники в музейное пространство. Историко-типологический метод позволил произвести классификацию памятников космической науки и техники и музеев - трансляторов космического наследия.
В процессе посещения музеев были применены методы непосредственного наблюдения и интервьюирования.
На формирование методологических позиций диссертанта повлияли фундаментальные труды В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, Б.В. Раушенбаха, В.П. Глушко, Г.С. Хозина, Б.Н. Чертока и др., посвященные гуманитарным аспектам космонавтики.
Научная новизна работы заключается, прежде всего, в самой постановке цели и задач исследования. Заявленная тема впервые стала предметом специального теоретического изучения; предпринята попытка ее решения как самостоятельной научной проблемы.
Раскрыто содержание дефиниции «историко-культурное наследие космонавтики».
На основе сравнительного анализа теоретического и практического опыта деятельности отечественных и зарубежных музеев впервые рассматриваются типы музейных учреждений, занимающиеся трансляцией космического наследия. Произведена классификация памятников истории космической науки и техники, представленных в экспозициях данных музеев.
В работе впервые дана периодизация и представлены основные тенденции репрезентации историко-культурного наследия космонавтики в отечественных и зарубежных музеях.
Обобщен опыт реализации аэрокосмического образования в деятельности музеев - от крупнейших отечественных и мировых до школьных. Анализ деятельности школьных музеев космонавтики базируется в основном на материалах Краснодарского края.
Впервые рассматривается взаимодействие общественных организаций и волонтеров с музейными учреждениями в области пропаганды космического наследия.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности применения ее содержания в научной деятельности, в использовании рассмотренного опыта музеями для решения вопросов сохранения и пропаганды историко-культурного наследия космонавтики. Региональная составляющая проблемы может найти применение в работах по истории культуры Кубани. Данные о школьных музеях космонавтики Краснодарского края и основных направлениях их образовательно-воспитательной деятельности могут использоваться для выработки новых образовательных концепций в сфере аэрокосмического образования.
Апробация результатов исследования. Основные положения и некоторые результаты диссертационного исследования были представлены на многочисленных конференциях различных уровней, в том числе региональной научно-практической конференции «Проблемы развития региональной системы дополнительного профессионального образования» (Краснодар, 1997 г.), региональной научно-практической конференции «Кубань и космонавтика» (Краснодар, 1998 г.), Четвертой краевой научно-практической конференции молодых ученых «Развитие социально-культурной сферы Кубани» (Краснодар, 1998 г.), региональной межвузовской научной студенческой конференции (Краснодар, 1999 г.), научно-практической студенческой конференции «Дни науки - 1999» (Краснодар, 1999 г.), XII Московском международном симпозиуме по истории авиации и космонавтики: межсекционном тематическом заседании «Космонавтика и музеи на рубеже веков. Итоги и перспективы» (Москва, 1999 г.), Краснодарской научно-практической конференции «Кубань и космонавтика» (Краснодар, 2000 г.), межрегиональной научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых (Краснодар, 2001 г.), региональной научно-практической конференции молодых ученых «Развитие
социально-культурной сферы Северокавказского региона» (Краснодар, КГУКИ, 2002 г.), I Всероссийской научной конференции «Культура. Социум. Творчество» (Омск, 2002 г.), научной конференции студентов и молодых учёных вузов юга России (Краснодар, 2002 г.), IV Всероссийском научно-практическом семинаре «Досуг. Творчество. Медиакультура: социально-экологические проблемы» (Омск, 2004 г.), конференции Ассоциации музеев космонавтики России (Москва, 2004 г.), южно-российской научно-практической конференции «Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере» (Геленджик, 2004 г.), XXIX Академических чтениях по космонавтике, посвященных памяти академика СП. Королева и другим выдающимся ученым - пионерам освоения космического пространства (Москва, 2005 г.), южнороссийской научно-практической конференции «Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере» (Анапа, 2005 г.).
По результатам участия в конференциях имеются публикации общим объемом 4 п. л.
Садым В.А. Музеи космонавтики как уникальное социокультурное явление XX века // Материалы секции «Космонавтика и культура» XXIX Академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика СП. Королева и других выдающихся ученых - пионеров освоения космического пространства. М., 2005. С. 278-281; Садым В.А. Классификационная модель музеев космонавтики (российский и зарубежный подходы) // Материалы секции «Космонавтика и культура» XXIX Академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика СП. Королева и других выдающихся ученых - пионеров освоения космического пространства. - М., 2005. С. 281-285; Садым В.А. Использование глобальной сети Интернет в реализации мультимедийной функции музеев космонавтики // Научно-методический сборник. Досуг. Творчество. Медиакультура: духовно-экологические аспекты и технологии. Омск, 2005. С. 15-18; Садым В.А. К вопросу об интерпретации и классификации музеев космонавтики в системе музеев науки и техники (отечественный и зарубежный опыт) // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере. Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции Краснодар - Геленджик. Вып. 2. -Краснодар, 2004. С. 383-390; Садым В.А. Социально-культурная деятельность научно-технических музеев как средство реализации их функциональных возможностей в современном обществе (на примере музеев космонавтики) // Культура. Социум. Творчество. Сборник статей и материалов Всероссийской научной конференции. Омск, 2003. С. 17-19; Садым В.А. Мемориальные музеи деятелей российской науки: дом-музей академика СП. Королева // Российские ученые в условиях социально-политических трансформаций XX века. Сборник работ участников спецкурса. / Под ред. А.Н.
В 2003 г. автор стал победителем Всероссийского открытого конкурса среди аспирантов вузов России по диссертационным проектам, что позволило пройти научную стажировку в Северозападном университете, Чикаго, США (Northwestern University).
Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными целью и задачами и состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
В первом разделе дается определение дефиниции и характеристика основных составляющих историко-культурного наследия космонавтики и рассмотрение его как объекта музейного представления. В центре внимания второго раздела находятся выявление и изучение основных этапов становления репрезентации исторического и культурного наследия космической науки и техники в музейных учреждениях. Третий раздел посвящен рассмотрению особенностей аэрокосмического образования в рамках музея, его формам и механизму реализации. Наиболее подробно изучен процесс распространения космических знаний на примере образовательной деятельности школьных музеев. Опыт взаимодействия
Еремеевой. Краснодар, 2003. С. 57-58; Садым В.А. Музеи космонавтики и подготовка музейных кадров в современных условиях // Гуманитарное образование в современном вузе: традиции и новации. Материалы региональной научно-практической конференции. Краснодар, 2002. С. 97-99; Садым В.А. Образовательно-воспитательная деятельность музеев космонавтики // Развитие социокультурной сферы Северо-Кавказского региона: Сборник материалов конференции. Краснодар, 2002. С. 357-362; Садым В.А. Музеи науки и техники в системе культурно-исторического наследия // Транснациональные проблемы культуры XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов, соискателей 25-27 декабря 2002 г. М. - Краснодар, 2002. С. 136-140; Садым В.А., Иванов Е.С. Мемориальные комплексы космонавтики как форма увековечивания памяти первопроходцев космонавтики // Материалы межсекционного тематического заседания «Космонавтика и музеи на рубеже веков. Итоги и перспективы». XII Международный симпозиум по истории авиации и космонавтики. - М., 2000. С. 69-73; Садым В.А. Мемориальные комплексы космонавтики Кубани // Вестник Краснодарского научного центра Адыгейской международной Академии наук. Вып. 7. Краснодар, 2000. С. 15-19; Садым В.А. Подвиг Г.Я. Бахчиванджи // Материалы региональной научно-практической конференции «Кубань и космонавтика». Сборник докладов и сообщений. Краснодар, 1998. С. 31-36; Садым В.А. Повышение квалификации музейных работников в современных социально-экономических условиях // Проблемы развития региональной системы профессионального дополнительного образования. Материалы региональной научно-практической конференции. Краснодар, 1997. С. 45-46.
#
общественных организаций и волонтеров с музейными учреждениями в области сохранения и пропаганды космического наследия обобщен в четвертом разделе.
Историко-культурное наследие космонавтики как объект музейного представления
Вторая половина XX века ознаменовалась бурным развитием космонавтики и ракетно-космической техники. За это время в мире произошел качественный скачок в достижениях науки и техники, кульминацией которого стало практическое освоение космического пространства. В Советском Союзе была создана первая баллистическая ракета-носитель космических кораблей, в 1957 г. запущен первый искусственный спутник Земли, в 1960-е гг. в США появились первые метеорологический, навигационный и связной спутники Земли, космонавты Ю.А. Гагарин (первый виток вокруг Земли) и Г.С. Титов (первый суточный полёт) в 1961 г. открыли дорогу в космос, а летчик-космонавт А.А. Леонов в 1965 г. первым вышел из корабля «Восход-2» в открытое космическое пространство. 60-е гг. были ознаменованы первыми полетами советских автоматических межпланетных космических ракет на Луну, Марс и Венеру.
В 1969 г. американские астронавты совершили экспедицию с высадкой на Луне. Было положено начало международного сотрудничества в области освоения космоса, что послужило новой ступенью в развитии мирного сосуществования стран.
Сегодня многие страны мира, прежде всего Россия и США, обладают богатым космическим наследием. Актуальной задачей является его сохранение и пропаганда. Одним из основных институтов сохранения, систематизации и трансляции историко-культурного наследия космической науки и техники в обществе выступает музей.
Для адекватного осмысления поставленной в данном разделе проблемы необходимо рассмотреть следующие ее аспекты:
1. Обосновать значение дефиниции «историко-культурное наследие космонавтики».
2. Определить типы музейных учреждений - трансляторов космического наследия.
3. Классифицировать памятники истории космической науки и техники, имеющиеся в музейных экспозициях.
Космическая эра радикальным образом изменила жизнь общества: спутники связи, связывающие континенты, позволяют передавать телевизионное изображение и радиосигналы на огромные расстояния,; метеорологические, навигационные спутники, другая космическая техника широко используется в исследовании природных ресурсов, наблюдении за флорой и фауной, предотвращении экологических катастроф и т.д.
Проблема изучения космонавтики, по мнению Ю.В. Бирюкова, одного из исследователей истории космонавтики и ее влияния на общественное развитие, занимает сегодня лидирующее место по своей значимости в сравнении с исследованиями других направлений научно-технического прогресса, например авиации.22
Понятие «историко-культурное наследие космонавтики» («космическое наследие») вплоть до 90-х гг. XX в. практически не употреблялось в научных трудах. Наибольшее распространение получило клише «история космонавтики и ракетно-космической техники».
В современных отечественных и зарубежных исследованиях всё чаще проявляется тенденция использования термина «историко-культурное наследие космонавтики» для полномасштабного описания той совокупности материальной и духовной культуры, которое привнесла в нашу жизнь космонавтика. Историко-культурное наследие космической науки и техники рассматривается как составляющая культурного наследия человечества.
В отечественной общественно-политической публицистике термин «космическое наследие» также нередко употребляется в контексте рассмотрения спорных международных вопросов, связанных с утратой
стратегически важных технических объектов космической отрасли после распада СССР.
В огромном массиве изученной литературы не удалось обнаружить развернутого определения рассматриваемого понятия, которое бы четко отражало все его структурные составляющие.
Нередко историко-культурное наследие космонавтики (космическое наследие / space heritage) отождествляется исключительно с ракетно-космической техникой, которая позволила человеку физически осуществить космический полет и тем самым начать эру практического освоения космоса. Однако, на наш взгляд, понятие это значительно шире.
Основные этапы и тенденции репрезентации космического наследия в отечественных и зарубежных музейных учреждениях
Быстрое ускорение темпов развития космической техники и смены ее поколений в последние десятилетия, научный и общественный интерес к космонавтике, как приоритетной области знаний, привели к ощущению острой необходимости сохранения памятников космического наследия и их инсталляции в музейное пространство.
Этапы освоения космического наследия музейными учреждениями тесным образом связаны с историческим развитием самой космической науки и техники и генезисом данных учреждений. Научные достижения теоретического периода космонавтики послужили толчком к появлению первых мемориальных музеев, посвященных выдающимся ученым. Ответной реакцией мирового сообщества на начало космической эры и практическое освоение космоса человеком стало возникновение многочисленных экспозиций по космонавтике в различных музеях и открытие специализированных музеев, избравших направлением своей деятельности сохранение и популяризацию еще молодого космического наследия. Процесс музеефикации истории космонавтики и ракетно-космической техники продолжается и сегодня, но на новом качественном уровне.
Исходя из данных, выявленных нами при исследовании процесса музеефикации космического наследия в отечественных и зарубежных музеях, можно выделить следующие этапы его становления:
1 этап "- начало XX в. - 1957 г. Это период создания первых мемориальных музеев, в которых репрезентация историко-культурного наследия теоретического периода космонавтики происходила посредством отражения в музейных экспозициях жизни и деятельности ученых, специалистов - основоположников теоретической космонавтики. Появляются первые экспозиции по космонавтике в уже существующих музеях различного профиля и планетариях. Формирующиеся на этом этапе коллекции, стали впоследствии основой для открытия самостоятельных специализированных музеев космонавтики в более позднее время.
II этап - 1957 г. - начало 1990-х гг. Период активизации деятельности музейных учреждений в деле сохранения и трансляции космического наследия, начавшегося под влиянием запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 г. и полёта Ю.А. Гагарина в космос в 1961 г. Начало космической эры и практическое освоение космического пространства послужили стимулом для всей мировой общественности сначала к созданию общественных, а затем и государственных специализированных музеев космонавтики, космических центров. В 1960-1980-е гг. в различных странах мира открылись космические (аэрокосмические) музеи, в которых собиралось, хранилось и изучалось пока ещё молодое, но уже достаточно солидное наследие недавнего прошлого. Появляются школьные музеи космонавтики.
Характерной особенностью музеефикации памятников истории космической науки и техники отечественными музейными учреждениями на данном этапе явилось влияние политических и идеологических установок того времени, присутствие завесы секретности в данной отрасли.57
Применительно к России, период середины 1980-х - начала 1990-х гг. характеризуется началом социально-политических и экономических перемен, отразившихся и на культурной сфере. Главной задачей многих музеев, репрезентирующих космонавтику, стало сохранение уже имеющегося космического наследия.
III этап - 1990-е гг. - по настоящее время. Современный период характеризуется качественно новым подходом к музеефикации космического наследия и его репрезентации. Характерной особенностью деятельности современных музеев, занимающихся сохранением и пропагандой истории космонавтики, становятся интерактивность и широкое использование компьютерных технологий. В глобальной информационной сети INTERNET появляются виртуальные музеи космонавтики.
Каждый из обозначенных нами этапов музеефикации историко-культурного наследия космонавтики имеет свойственные ему тенденции развития и характерные черты, связанные с техническими достижениями и социокультурными приоритетами своего времени.
Рассмотрим каждый из них на основе анализа мирового опыта, преимущественно России и США.
1 этап. На уровне мирового музейного сообщества вопрос о начале систематизированного процесса музеефикации космического наследия остаётся спорным. Характерными особенностями музеефикации историко-культурного наследия космической науки и техники музейными учреждениями на данном этапе являются следующие обстоятельства:
1) первые музеи, отражавшие историческое наследие космонавтики, были, как правило, мемориальными, посвящались отдельным лицам -основоположникам теоретической космонавтики, учёным, специалистам в области ракетно-космического строительства;
2) достижения теоретической космонавтики отражались в создававшихся экспозициях уже существующих на тот период музеях науки и техники, планетариях, музеях авиации (аэронавтики), как бы взаимодополняя эти два социотехнических явления, а также в музеях других профилей;
3) действовавшие в это время научно-исследовательские центры и предприятия ракетно-космической отрасли уже обладали коллекциями памятников по истории космической науки и техники, которые впоследствии послужили основой для создания крупных экспозиций или музеев.
Аэрокосмическое образование в деятельности музеев
Социальное назначение музеев заключается не только в сохранении историко-культурного наследия для будущих поколений, но и в его пропаганде и популяризации, распространении знаний той области, которую они репрезентируют.
Музейное образование - одно из ведущих направлений деятельности современных музеев. Образование в музее представляет собой процесс передачи знаний, опыта, интерпретации текущих и прошедших событий.
В этом смысле музейные учреждения, репрезентирующие историю и достижения космической науки и техники являются крупнейшими образовательными центрами, а распространение аэрокосмических знаний важнейшим направлением их деятельности в сфере пропаганды космического наследия.
Рассмотрим основные направления и особенности аэрокосмической образовательной деятельности музеев как одной из важнейших составляющих трансляции историко-культурного наследия космонавтики в общество на примере отечественного и зарубежного опыта.
Содержание и основные направления развития аэрокосмического образования в музеях
В последние годы вопрос аэрокосмического образования ставится и решается многими государства мира - Россией, США, Францией, Японией, Канадой. Созданы и функционируют различные структуры для реализации соответствующих образовательных программ.
Рассмотрим основные направления и содержание аэрокосмического образования, а также обобщим практический опыт отечественных и зарубежных музеев в области его реализации.
Анализ основных тенденций аэрокосмического образования необходимо предварить рассмотрением его непосредственной дефиниции.
В современных исследовательских работах термин «аэрокосмическое образование» отождествляется с распространением в обществе знаний о космонавтике (авиации и космонавтике).
В более узком смысле под аэрокосмическим образованием принято понимать деятельность социальных институтов (прежде всего, образовательных учреждений), обеспечивающих профессиональную подготовку кадров для космической отрасли или повышение квалификации специалистов, непосредственно в ней занятых, а также популяризацию и пропаганду общественной полезности космонавтики широким слоям населения.
На профессиональном уровне аэрокосмическое образование осуществляют различные виды образовательных учреждений: высшие (государственные университеты, академии, институты, училища); средние профессиональные (колледжи, техникумы, училища); средние общеобразовательные (лицеи, гимназии, школы); учреждения дополнительного образования (дома техники, аэрокосмические клубы и т. д.).
Особая роль в реализации аэрокосмического образования на уровне пропаганды и популяризации истории космонавтики, достижений ракетно-космической науки и техники, влияния космической деятельности на развитие мировой цивилизации отводится музеям.
Особенности аэрокосмического образования в рамках музеев обусловлены спецификой используемых музеями образовательно-воспитательных средств и методов для его реализации.
Осуществление образовательно-воспитательной функции музейными учреждениями, которые занимаются репрезентацией историко-культурного наследия космонавтики, по мнению некоторых исследователей, подменено вопросом пропаганды достижений космонавтики.101 На наш взгляд, пропаганда и популяризация, как направление просветительской работы музеев, являются неотъемлемой составляющей данной образовательной функции, а значит, должны рассматриваться в едином контексте.
Пропаганда истории становления и развития ракетно-космической науки и техники означает целенаправленное распространение знаний по космонавтике. Целенаправленность заключается в формировании современного научного мировоззрения на космическую науку в целом и раскрытии ее социальной истории. Для успешной реализации этой функции музея необходимо глубокое всестороннее изучение информационного потенциала музейных предметов и их собрания в целом.
Задача пропаганды и популяризации основ научно-технических знаний в области космонавтики решается путём введения музейных посетителей «за кулисы», в мир фундаментальных основ космонавтики как науки и принципов функционирования ракетно-космической техники. Формами передачи этих знаний в современном музее являются - интерактивные экспозиции, лекции-демонстрации, музейные праздники и театрализованные представления, образовательные программы и др.
Музеи, репрезентирующие историко-культурное наследие космонавтики, выполняют роль трансляторов, центров космического образования не в том смысле, что они участвуют в обогащении какой-то определённой возрастной или профессиональной группы людей знаниями или суммой знаний в соответствии с учебными программами школ, вузов, средних профессиональных и других учебных заведений. Они являются образовательными центрами в том смысле, что людям любого возраста, социальной и национальной принадлежности они предоставляют возможность свободного и разностороннего, в зависимости от интересов и потребностей, знакомства и изучения музейных предметов - источников знания о космонавтике.
Обучение представляет собой процесс передачи знаний, опыта, интерпретаций текущих и прошедших событий. Предполагается, что накопленная и переработанная информация будет в дальнейшем использована. Можно сказать, что музей является местом, где человек не только приобретает знания, но и как бы впитывает накопленный исторический опыт, усваивает эстетические ценности, получает идейные и эмоциональные импульсы.
Основная задача музеев космической тематики - сохранение памятников истории космической науки и техники для просвещения людей и коммуникации в будущем. Коллекции этих музеев отражают различные проявления взаимодействия человека с космосом, и одна из важнейших задач аэрокосмического образования - вскрыть многообразие этих связей.
Активизация образовательной и воспитательной роли музеев, центров-трансляторов космического наследия, прежде всего, находит преломление в разработке ими собственных образовательных концепций.