Введение к работе
Мелкая пластика сергиевопосадских резчиков XIX - начала XX века -одно из значительных явлений русской национальной культуры, неразрывно связанное с традициями древнерусского ремесла Миниатюрная резьба по твердым породам дерева считалась преимущественно монашеским занятием, поэтому в древности практиковалась в монастырях В Троице-Сергиевом монастыре производство резных крестов и икон известно с XV века, в начале XVI столетия оно приобрело массовый характер и просуществовало около двухсот лет Мастера Сергиева Посада, сохранившие навыки художественной обработки дерева, в XIX веке возродили это ремесло
В ассортимент промысла входили иконы, кресты и трехстворчатые складни, а также сувенирные ложки с изображением на черенках сцен из жития преподобного Сергия Радонежского, подносные блюда и церковная утварь Значительное число паломников, стремившихся приобрести на память о своем пребывании в монастыре какую-либо «святыню», способствовало широкому распространению этих произведений Небольшие резные иконы и кресты, являвшиеся паломническими реликвиями и предметами личного благочестия, получили признание не только в широких слоях русского общества, но и за рубежом, неоднократно отмечались высокими наградами на российских и всемирных выставках Однако после 1917 года производство прекратило свое существование и было забыто
Актуальность исследования. Сакральная пластика XIX века до настоящего времени не становилась объектом специального исследования В отличие от произведений резчиков Древней Руси, привлекавших внимание специалистов, сохранившиеся памятники церковной резьбы XIX столетия (несмотря на их численное превосходство по сравнению с предыдущими эпохами), за редким исключением, не введены в научный оборот До сих пор нет четких критериев атрибуции произведений крупнейших центров резьбы -Афона, Киева, Сергиева Посада, не выявлена история их производства
Резные иконы, кресты и складни из Сергиева Посада, получившие распространение по всей России, со временем вошли в музейные и частные собрания, но, как правило, в небольшом количестве, чаще в единичных экземплярах, что значительно затрудняет их изучение Систематизация этого материала необходима для введения его в научный оборот, включения в состав
4 музейных экспозиций, каталогизации коллекций Актуальность темы обусловлена необходимостью атрибуции значительного пласта памятников сергиевопосадской резьбы Изучение резного производства Сергиева Посада позволит включить его в общий процесс развития художественных ремесел России
Объектом исследования является миниатюрная резьба по дереву Этот термин, используемый в диссертационной работе применительно к сергиевопосадскому производству резных икон и крестов, был принят специалистами еще в конце XIX - первой половине XX века и введен в современную науку Н Н Мамонтовой1
Предмет исследования - информационный потенциал комплекса вещественных, письменных, изобразительных источников по истории ремесленного производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде в XIX -начале XX века
Хронологические рамки исследования обусловлены временем существования промысла его зарождением в первой трети XIX века, расцветом в последние десятилетия XIX - начале XX столетия, упадком после Октябрьской революции 1917 года и попыткой восстановления в конце 1940-х годов применительно к новым историческим условиям со сменой ассортимента изделий Для определения истоков производства рамки исследования расширены включением материала по истории художественных ремесел в Сергиевом Посаде в XVI - XVIII веках
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является комплексное изучение сергиевопосадского производства миниатюрной резьбы XIX - начала XX века Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи
определить истоки производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде, экономические и культурные факторы, способствовавшие его возникновению,
уточнить период существования производства миниатюрной резьбы,
проследить этапы развития производства, выяснить условия его функционирования,
1 Мамонтова Н Н Миниатюрная и рельефная резьба по дереву в Сергиевском Посаде Земская художественно-
столярная мастерская и В И Соколов // Мамонтова НН Художественные ремесла и промыслы Сергиева
Посада (XV-XX вв) К проблеме возникновения и развития художественных промыслов Дис канд
искусствовед М, 1998 С 216-223
установить степень участия правительственных организаций и земства в совершенствовании производства и художественного уровня изделий,
представить типологию, определить технико-технологические и стилистические признаки изделий, иконографический репертуар,
выявить художественные центры, оказавшие влияние на формирование характерных признаков сергиевопосадской резьбы,
восстановить творческий путь мастеров, охарактеризовать социокультурную среду
Методологические основы исследования определяются характером темы, требующей комплексного, междисциплинарного подхода В качестве основных методов в работе применены историко-описательный, сравнительный, классификационный и статистический При изучении вещественных источников, относящихся к различным центрам производства, использовался принцип классификации и сравнительный анализ Применение статистического метода для систематизации и анализа архивных данных по ассортименту изделий, поступавших для продажи в Троице-Сергиеву лавру на протяжении более пятидесяти лет, позволило определить динамику производства, изменение форм и объемов продукции, ценовую политику Необходимая полнота изучения вещественного и письменного материала была достигнута на основе знаний из различных отраслей науки истории, источниковедения, экономики, культурологии, искусствоведения
Степень изученности проблемы. Начало изучению производства миниатюрной резьбы было положено еще в последней четверти XIX века без выделения его из состава игрушечного промысла, широко распространенного в Сергиевом Посаде2 В 1920-е годы появилось несколько очерков Д И Введенского, лично знакомого со многими кустарями3 Он впервые связал истоки промысла со средневековой историей Троице-Сергиева монастыря и посада, славившегося искусными ремесленниками Но сложная политическая ситуация того времени не позволила автору развить тему создания сакральной пластики
2 БогочеповИ Производство игрушек//Сборник стат сведений по Моек губернии Отдел хоз статистики М, 1880 T VI Промыслы Московской губернии Вып II С 3-94
1 В[веденский ДИ] Среди кустарей Сергиевского района Очерк из истории и быта Сергиев, 1923, Он же Кустарные промыслы Сергиевского района и промысловая кооперация Сергиев, 1925, Он же У Сергиевского игрушечника Материалы для экскурсий по истории и экономике московской кустарной промышленности M , 1926, Он же Город Сергиев Московской губернии Мелкие промыслы M, 1927
Дальнейшее изучение промысла после длительного перерыва было продолжено в начале 1990-х годов А У Грековым, обосновавшим связь сергиевопосадской миниатюрной резьбы с произведениями средневековой троицкой пластики Исследователь первым назвал династии лучших резчиков икон - Хрустачевых и Цырюльниковых4 Эта тема нашла продолжение в каталоге Сергиево-Посадского музея-заповедника, в котором вместе с именами Хрустачевых и Цырюльниковых, «сотнями поставлявших в Троице-Сергиеву лавру иконки, панагии и кресты», был упомянут монастырский резчик монах Иона (Иван Ильин) Авторы отметили общность приемов резьбы лаврского мастера и посадских кустарей, работавших в русле единой художественной традиции5
В разделе одной из глав диссертационного исследования НН Мамонтовой был дан краткий анализ миниатюрной резьбы как одного из направлений художественных ремесел Сергиева Посада конца XIX века, приведена характеристика творчества ведущего резчика И С Хрустачева6 Расцвет производства она обоснованно связала с возникновением в обществе интереса к древнерусскому наследию, нашедшему отражение в формах «русского» стиля
Известность И С Хрустачева и отсутствие сведений о других резчиках привела к отдельным упоминаниям его имени в ряде разновременных изданий научного и научно-популярного характера
Проблемами атрибуции памятников сергиевопосадской резьбы были вызваны публикации сотрудников Государственного Исторического музея и Сергиево-Посадского музея-заповедника В монографии С К Просвиркиной, посвященной отечественной деревянной посуде, были рассмотрены сувенирные ложки, ножи и вилки с резными сценами на черенках Исследовательница атрибутировала ряд столовых приборов И С Хрустачеву, впервые отметила его участие в художественно-промышленных выставках7 Изучение комплекса предметов из собрания Исторического музея было продолжено С Г Жижиной, которая определила круг сюжетов и указала
4ГрековА V О богородской игрушке // Древнерусская скульптура МД991 Вып 1 С 278-296
5 Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV - XIX веков Каталог М , 1992
С 12
6 Мамонтова НН Миниатюрная и рельефная резьба по дереву в Сергиевом Посаде , Она же Сергиевский
резчик Иван Хрустачев//Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования 2006 №5(37) С 34-41
ПросвиркинаС К Русская деревянная посуда М, 1957 С 46
7 иконографические источники, но ошибочно осуществила переатрибуцию некоторых произведений, приписав их мастеру А Г Сафонову8
Круг памятников был расширен в статьях С В Горожаниной, предметом исследования которой стали подносные блюда, входившие в ассортимент изделий многих резчиков9 Автором были выявлены новые имена мастеров Токаревых - Сергея Ивановича, исполнявшего токарные формы, и Николая Федоровича, декорировавшего их резьбой
На основе архивных и вещественных материалов из собрания Сергиево-Посадского музея Г П Черкашиной удалось реконструировать события из истории возникновения промысла10 Приведенные в ее статье архивные сведения подтвердили наше предположение о близости ранних сергиевопосадских икон киевской миниатюрной резьбе11 Г П Черкашиной был введен в научный оборот уникальный запрестольный крест с миниатюрными сценами праздников и святых, определен его автор - И А Цырюльников, исполнивший крест в 1836 году по заказу священноначалия Троице-Сергиевой лавры Публикация этого единственного точно датированного памятника начального периода сергиевопосадского промысла представляет большое значение для исследователей12
Для решения вопросов методологии и методики работы с вещественным материалом необходимо привлечение изданий, посвященных изучению произведений сакральной пластики, в частности средневековой троицкой резьбы Эти проблемы нашли отражение в фундаментальных трудах ведущих исследователей древнерусского прикладного искусства Т В Николаевой и
8 Жижина С Г Иконография Сергия Радонежского в резьбе народных мастеров Сергиева Посада //
Древнерусская скульптура М,1996 Вып 3 С 175-195, Она же О ложкарном искусстве Сергиева Посада//
Научные чтения памяти В М Василенко Сб ст М, 1997 Вып 1 С 96-106
9 Горожанина С В Московская мастерская К К Шольца // Историзм в России Стиль и эпоха в декоративном
искусстве 1820-х- 1890-х годов Мат-лы международн конф Тезисы докладов СПб, 1996 С 90-93, Она же
Деревянные подносные блюда второй половины XIX - начала XX в (из собрания Сергиево-Посадского музея-
заповедника) // Сергиево-Посадский музей-заповедник Сообщения, 2000 М , 2000 С 350-373
10 Черкащина ГП Резные изделия из дерева в культуре Троице-Сергиевой лавры Нового времени // Троице-
Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России Мат-лы III международн конф , 25-27 сентября
2002 г Сергиев Посад, 2004 С 403-415
" Давыдова ЕВ Мелкая пластика сергиево-посадских резчиков XIX - начала XX века истоки резьбы Доклад прочитан на I межрегион симпозиуме «Проблемы изучения, сохранения и использования наследия христианской деревянной скульптуры» в Перми в декабре 2003 г См также Давыдова ЕВ Миниатюрная резьба Киева и ее влияние на формирование сергиево-посадской школы резьбы в XIX веке // Музейні читання Матеріали наукової конференції «Ювелірне мистецтво - погляд крізь віки», 11-13 грудня 2006 р Київ, 2007 (в печати)
12 Черкащина ГП Резные запрестольные кресты из бывшего собрания Троице-Сергиевой лавры // IV международн конф «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России» Тезисы докладов Сергиев Посад, 2004 С 49-51
8 А В Рындиной Публикации произведений резчиков Афона и Киева использовались для сравнительного анализа, определения влияния и региональных особенностей изделий сергиевопосадских мастеров (Залеская В Н , Соколова ИМ и др) Общие закономерности развития ремесел и формирования на их базе промыслов в центральной России раскрыты в ряде исследований (Бахрушин С В , Разина Т М)
Работы по истории города и монастыря содержат сведения, позволяющие определить истоки производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде Среди них следует выделить труд церковного историка конца ХГХ-начала XX века Е Е Голубинского, сумевшего на обширном историческом материале показать прошлое и настоящее Троице-Сергиевой лавры и близлежащих слобод На основе разнообразных архивных источников НА Четыриной в недавно вышедшей монографии «Сергиевский Посад в конце XVIII - начале XIX вв (Посад как тип городского поселения)» удалось воссоздать картину городской среды Сергиева Посада конца XVIII - начала XIX века Отдельные вопросы по истории, культуре и локальным проблемам художественных производств XVI-XIX веков рассматриваются в ряде статей сотрудников Сергиево-Посадского музея-заповедника (С В Горожанина, Л М Воронцова, К А Филимонов, Г П Черкащина, Л А Шитова)
В целом, несмотря на введение в научный оборот отдельных памятников сергиевопосадской резьбы и изучение некоторых сторон производства, до настоящего времени не существует обобщающего исследования, посвященного истории промысла миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде
Источниковая база исследования. Работа осуществлена на базе широкого круга источников вещественных, письменных, изобразительных, что позволило реконструировать историю становления и развития производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде
Опубликованные письменные источники. Среди опубликованных источников большое значение имеют труды сотрудников правительственных и земских организаций XIX - первой четверти XX века, созданные по результатам обследований игрушечного промысла, в составе которого и рассматривалось ремесло миниатюрной резьбы Из этих работ была почерпнута информация об экономическом положении и динамике развития производства в целом, которые в большинстве своем были общими как для игрушечного, так и для иконного промыслов В материалах художницы Е М Беляковой,
9 написанных в 1918-1919 годах на основе расспросов кустарей и опубликованных только в 1980 году в альманахе «Панорама искусств», содержатся редкие факты по истории производства
Ценными источниками стали выявленные нами каталоги, отчеты и путеводители по отечественным и зарубежным художественно-промышленным выставкам последней четверти XIX - первой четверти XX века, в которых представлены сведения о мастерах и их производстве13 Ярким дополнением этих данных стали очерки и репортажи корреспондентов периодических изданий, часть из которых позднее была опубликована в виде отдельных брошюр (В Пругавин, П Райский)
Статистические справочники и обзоры промышленности, торговли и городского хозяйства позволили осуществить анализ социоэкономического положения Сергиева Посада в период зарождения и развития производства миниатюрной резьбы Научно-исследовательские труды дореволюционных и современных ученых по истории города и ремесел, существовавших в Троице-Сергиевом монастыре и его окрестностях в XVI-XVIII веках, стали базой для выявления основных тенденций культурного и экономического развития Троицких слобод, заложивших прочную основу для возникновения художественных промыслов14 Многочисленные источники XIX - начала XX века, посвященные истории Троице-Сергиевой лавры и посада, Черниговско-Гефсиманского скита и Вифанской семинарии, мемуары, письма содержат разнообразные сведения, связанные с историей промысла Каталоги выставок,
Отчет о всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве В VI тт / Под ред Безобразова ВП СПб, 1883 TV Работы экспертных комиссий, Альбом участников Всероссийской Художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде СПб ,1896, Каталог Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1900 г СПб , б/г, Кириченко-Астромов Б В Кустарный отдел на Всемирной Туринской выставке 1911 года СПб, [1912], Описание Всероссийской сельскохозяйственной выставки в г Харькове 1887 г под покровительством Ея императорского высочества великой княгини Екатерины Михайловны Харьков, 1890, Предварительный отчет по участию России во Всемирной Парижской выставке 1889г СПб, 1890, Путеводитель по Второй Всероссийской Кустарной выставке, состоявшейся под августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны СПб, 1913 идр
14 Арсении (Побовиков), иеромонах Доклады, грамоты и другие акты о служках Троице-Сергиева монастыря
М, 1868, Он лее Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой лавре // Сб Об-ва древнерус
иск-ва при Московском публичном музее М, 1873 С 119-133, Сергиев Посад Страницы истории XIV -
начала XX века / Сост Н Соловьев, К Филимонов М, 1997 и др
15 Смирнов С Церковно-исторический месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры М, 1854, Авепь,
иеросхимонах Гефсиманский скит М,1867, Письма митрополита московского Филарета к наместнику Свято-
Троицкия Сергиевы Лавры архимандриту Антонию 1831-1867 гг Часть 2 1842-1849 гг М, 1878, Савина ЛН
В доме на Огородной Сергиев Посад начала XX века в воспоминаниях Сергея Михайловича Боскина // Вперед
2002 05 окт (№ 106) и др
10 в которых были опубликованы памятники сергиевопосадской резьбы, дополнили комплекс вещественных материалов
Неопубликованные источники Письменные источники Для раскрытия темы были привлечены материалы 10 фондов, хранящихся в архивах Москвы и Санкт-Петербурга Основной массив этих документов вводится в научный оборот впервые В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) особый интерес представляет фонд Троице-Сергиевой лавры (Ф 1204) Приходно-расходные книги «для записи по Лавре проданных образов, крестов и прочее », регулярно заполнявшиеся с середины XIX века, включают сведения по истории производства, ассортименте и стоимости продукции, поступавшей на реализацию в лавки Троице-Сергиевой Лавры16 Годичные ведомости об учениках лаврского Народного училища содержат данные о возрасте и начальном образовании ремесленников17
Значительный материал по промыслу миниатюрной резьбы сосредоточен в нескольких фондах Российского государственного исторического архива в Петербурге (РГИА) «Черновые записи подворного обследования кустарей Сергиева Посада» 1912 года1 , содержащие информацию о производстве отдельных мастерских, стали основой для обобщающего труда по результатам обследования игрушечного промысла19 В делах фонда Отдела сельской экономии и сельскохозяйственной статистики Министерства земледелия и землеустройства, курировавшего кустарную промышленность (Ф 395), представлены материалы по изучению промыслов в Сергиевом Посаде, сведения о привлечении кустарей к отечественным и международным выставкам, списки наград и перечни экспонатов, экспертные заключения, отчеты учебной мастерской миниатюрной резьбы, существовавшей в городе в 1916-1917 годах20 Эти сведения дополняют документы из фондов петербургского Кустарного музея (Ф 400), Постоянного бюро Всероссийских съездов по кустарной промышленности (Ф 431), Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России при Совете Торговли и Мануфактур (Ф 1331) и Кустарного отдела Нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 года (Ф 401)
16 РГАДА Ф 1204 Оп 1 Часть XI Д 19889,19923, 19947, 19976, 20005, 20073, 20140, 20177, 20247 - 22492
"Тамже Оп 1 ЧастьIV Д 5848,6343,6517,6694,6853,7031,7196 1843, 1846-1851 гт
18 РГИА Ф 395 Оп 1 Д 2545 г, Д 2545 5, Д 2545 *-
" [Кремянскіїіі С Е ] Игрушечный промысел в Сергиевом Посаде в Дмитровском уезде Московской губернии
поданным исследования 1912-1913 года М, 1916
20 РГИА Ф 395 Оп 1 Д 9436, 1077, 1078, 1430, 16436,1983, 2647 и др Оп2 Д 3408
В Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ) хранится делопроизводственная документация органов уездного, городского и губернского управления, содержащая сведения о домовладениях жителей Сергиева Посада, нередко с указанием их рода занятий, о числе домочадцев и доходах, о наследстве и покупке недвижимости21 Этот материал сосредоточен в фондах Дмитровской уездной (Ф 184) и Московской губернской земских управ (Ф 188), Ратуши Сергиева Посада (Ф 73) Ревизские сказки первой половины - середины XIX столетия позволили установить состав семей резчиков, их сословную принадлежность и родственные связи (Ф 51)22
Вещественные источники Практически полная неизученность сакральной пластики XIX века, созданной в Сергиевом Посаде, потребовала привлечения разнообразных вещественных источников XVII - первой четверти XX века Этот материал, включающий произведения афонских, киевских и сергиевопосадских мастеров, за редким исключением приходилось самостоятельно изучать и атрибутировать Особое значение для исследования представляют точно датированные и подписные памятники резьбы При подготовке диссертационной работы были изучены фонды более тридцати музеев, галерей, частных и церковных собраний Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Архангельска, Киева, Перми, Ярославля и других городов Привлечение значительного пласта вещественных источников позволило выявить ассортимент и уточнить иконографический репертуар сергиевопосадской резьбы XIX века, определить технику создания, стилистические и конструктивные особенности произведений
Изобразительные источники Для изучения источников иконографии резных изделий были привлечены в основном ранее не публиковавшиеся гравюры, литографии и хромолитографии, хранящиеся в фондах Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Сергиево-Посадского музея-заповедника и частных коллекциях
Особое значение имеет комплекс мемориальных предметов, документов и фотографий конца XIX - начала XX века, хранящийся в семейном архиве потомков резчика И С Хрустачева его внучки Ю Ю Малютиной и правнука А А Малютина
ЦИАМ Ф184 Оп9 Д 428,429 ЦИАМФ188 0п4 Д 69 ЦИАМФ 73 Д Оп2 Д325идр ЦИАМ Ф 51 Оп8 Д 632, Д 899 Оп 7 Д 3779
12 Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
Истоки производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде связаны с деятельностью Троице-Сергиевой лавры, которая в течение столетий, с одной стороны, способствовала распространению в монастыре и окружавших его слободах художественных ремесел (преимущественно резьба по дереву и письмо красками), с другой стороны, являлась крупнейшим заказчиком изделий этих ремесел
Производство миниатюрной резьбы существовало в Сергиевом Посаде на протяжении более ста лет - от первого упоминания о резных иконах в 1815 году до последних заказов в 1920-е годы
В развитии производства прослеживаются два этапа - период становления, продолжавшийся до 1870-х годов, и расцвета, начавшегося с Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года в Москве, на которой произведения сергиевских резчиков получили высокую оценку и стали широко известны На первом этапе основным и почти единственным крупным источником сбыта продукции являлся Троице-Сергиев монастырь, на втором этапе, по-прежнему оставаясь главным, он утратил свою монополию
Заслугой государственных учреждений и земства стала популяризация промысла путем представления изделий на российских и зарубежных выставках, помощь в реализации произведений, в том числе за границей Попытки влияния на ассортимент и облик изделий не имели существенного значения для производства, но привели к увеличению доли предметов светской тематики в составе продукции
Ведущее положение в ассортименте промысла занимали кресты, иконы и трехстворчатые складни Если в середине XIX века в этой группе преобладали кресты, то в последней трети столетия с увеличением числа паломников наибольшее распространение получили иконы и складни Расширение типологии произведений так же, как и разнообразие иконографического репертуара, зависело от покупательского спроса и рынков сбыта Новые виды продукции возникли преимущественно в последние десятилетия XIX - начало XX столетия и были связаны с расцветом промысла, а также возросшим числом индивидуальных заказов
Пластика мастеров Сергиева Посада сформировалась на основе традиций средневековой троицкой резьбы и народного искусства, под влиянием афонской и киевской художественных школ В результате этого творческого
13 процесса произведения резчиков приобрели самобытность, в которой нашли отражение особенности национального русского стиля
7. Основными участниками производства являлись коренные жители Сергиева Посада, потомки ремесленников и торговцев У истоков производства стояли резчики Цырюльниковы, благодаря деятельности И С Хрустачева произведения миниатюрной резьбы получили признание в различных слоях общества, что способствовало расширению промысла и повышению уровня изделий других кустарей, стремившихся к подражанию ведущему мастеру
Научная новизна. Диссертационная работа является первым обобщающим исследованием, посвященным истории производства миниатюрной резьбы Сергиева Посада Сформулированные задачи настоящей работы впервые поставлены и рассмотрены на обширном документальном, вещественном и изобразительном материале Новым направлением является всестороннее изучение промысла, включая экономические основы, технико-технологические, иконографические и стилистические особенности изделий Впервые проблемы функционирования промысла раскрыты в тесной связи с культурно-историческим фоном своего времени, выявлены социокультурные предпосылки возникновения производства Определен круг мастеров, приведены данные об их участии в российских и зарубежных выставках, указаны полученные награды Восстановлен творческий путь ведущего резчика И С Хрустачева (1841-1914)
Впервые произведения миниатюрной резьбы XIX - начала XX века в столь значительном объеме стали объектом подробного исследования выявлены типология, отличительные особенности икон, крестов и складней, датирующие признаки, иконография и ее источники Раскрыты смысл и происхождение композиций в стеклянных сосудах, известных под названием «Голгофа», установлена их связь с Гефсиманским скитом Троице-Сергиевой лавры Выяснены новации и заимствования в конструкции и стилистике икон и трехстворчатых складней в период формирования школы сергиевопосадской резьбы в середине XIX века Дана краткая характеристика киевского резного ремесла, отмечены его особенности, основная иконография, кустарный характер производства и его истоки, связанные с искусством Афона Проведена атрибуция большого числа экспонатов в музейных, церковных и частных собраниях Москвы, Петербурга, Архангельска и других городов Составлен каталог подписных произведений резчиков Хрустачевых В целом введение в
14 научный оборот значительного пласта сохранившихся памятников меняет сложившиеся представления о малочисленности резных образов в православном искусстве XIX века, раскрывает новые грани народной иконы
Практическая и теоретическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов для атрибуции значительного числа музейных экспонатов Материалы исследования будут способствовать выставочной деятельности и каталогизации собраний, откроют специалистам и широкому зрителю целый пласт отечественной культуры, послужат дальнейшему изучению этой до настоящего времени неосвоенной области церковного искусства, расширят творческие возможности современных мастеров прикладного искусства
Основные положения могут быть использованы при написании общих трудов и лекций по истории культуры и церковного искусства Нового времени Резьбу икон следует рассматривать как составную часть кустарного производства Сергиева Посада, ставшего на рубеже XX века основой для появления художественных промыслов - абрамцевско-кудринского, богородского, Сергиевского с выжиганием и росписью по дереву В этом аспекте диссертация представляет интерес для исследователей как кустарных промыслов Сергиево-Посадского района, так и традиционных художественных ремесел России
Апробация исследования. Материалы диссертации были апробированы автором в виде докладов на научных конференциях в 1998-2006 годах в Москве, Сергиевом Посаде, Каргополе, Звенигороде, Ярославле, Перми, Архангельске, Киеве и др Накопленный исследовательский опыт использован в работе над отдельными статьями альбома коллекции Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии (Сергиев Посад, 2004) и каталогами выставок «Древности монастырей Афона X-XVII веков в России Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья» (М, 2004), «Место сие тебе будет во спасение К 300-летию Саровской Успенской пустыни» (М, 2006), «Киево-Печерский патерик У истоков русского монашества» (М, 2006), в подготовке соответствующих разделов выставок в Музее имени Андрея Рублева в 1997-2006 годах, в экспертизе произведений прикладного искусства По теме диссертации опубликовано 13 статей в научных сборниках и журналах
15 Структура диссертации. Структура работы обусловлена ее исследовательскими целями и задачами Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списков источников и литературы, приложений