Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музейная каталогизация объектов фалеристики Кириленко, Елена Юрьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кириленко, Елена Юрьевна. Музейная каталогизация объектов фалеристики : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.03.- Санкт-Петербург, 2000.- 263 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-24/108-3

Введение к работе

Актуальность исследования. Музейные фонды занимают особое место в структуре теоретического и прикладного музееведения, являясь основным источником для многих направлений научно-исследовательской, в том числе и собственно музейной деятельности. Формирования коллекций, изучение предметов, создание условий для их использования и сохранения осуществляются в музеях на основе фондовой работы, в результате которой создается система фондовой документации (учетная и научно-охранная), и именно в ней содержатся сведения об информационном потенциале музейной коллекции.

Современный этап развития музееведения выдвигает потребность осмысления теоретических аспектов тезаврирования. Накопленный музеями к настоящему времени практический опыт в создании научно-справочного аппарата определили необходимость анализа процесса музейной каталогизации во всем его многообразии, от состояния которого во многом зависят возможности использования накопленного в музейных фондах материала. В связи с широким применением в современной музейной практике электронно-вычислительной техники, к унификации научно-справочного аппарата предявляются новые требования. Однако до тех пор, пока существует проблема "взлома" компьютерных баз данных и умышленного изменения хранящейся в ней информации, нельзя отказываться от традиционных каталогов. В этом смысле система каталогов апробированная десятилетиями музейной практики является основой для дальнейшего развития информационно-фондовой системы.

Весьма существенным является факт применения в музеях, в силу ряда причин (особенностей развития, ведомственной принадлежности и др.) разных форм документов. Они отличаются как по размера.!, так и по содержанию - наличию или отсутствию атрибутирующих параметров. Затрудняет использование музейной документации также разнобой в наименовании признаков описания предмета. Все это оказывает влияние и на проблему однозначного понимания информации о музейном предмете.

В музейных фондах сосредотачивается разнообразный материал, особенности изучения, описания и использования которого различны. Выбор фалеронимов для рассмотения проблемы каталогизации был предопределен тем, что ордена, медали, знаки, храняться во многих музеях (исторических, художественных, краеведческих, литературно-мемориальных, военно-исторических). Эти предметы отражают различные стороны политической

- ч -

и общественной жизни людей. Они являются неотъемлемой частью любой государственной, ведомственной, общественной структуры; предназначаются для поощрения людей, передачи определенной информации (служебном положении, принадлежности к организации, союзу, группе, совершенном поступке, торжественном или памятном событии и др.); используются как прокламативные средства и как произведения искусства, запечатлевшие развитие технических идей и процессов. Знаки имеют "социальный образ1, отражая общественное положение, политическую и идеологическую ориентацию их владельцев, а введенные в определенный контекст - мироощущение человека. Они используются в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, являются неотъемлемым элементом формы одежды, в особых случаях - оружия, знамен, включаются в состав других источников. При этом знаки зачастую выступают как единственный атрибутирующий параметр.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема музейной каталогизации фалеронимов полностью не изучена. Исследуются различные теоретические аспекты феномена музейного предмета (Й.Бенеш, Е.Г.Ванслова, В. Ю. Дукельский, В.В.Кондратьев, A.M. Разгон, Л.Т.Сафразьян, В.Н.Цуканова, Л. И. Шляхтина и др.). При этом, знаки (наградные, информационные) интересуют исследователей, как правило, с точки зрения их истории, художественной значимости, места в системе наград. Значительно меньшее внимание уделяется проблеме изучения фалеронимов в музее, причем в настоящее время они являются предметами особой вспомогательной исторической дисциплины - фалеристики (В.Мержичка 1976; В.Г.Бурков, 1979, 1985, 1995).

Первые попытки музейной каталогизации фалеронимов в России относятся к первой половине XVIII в. В то время медали и нагрудные знаки относили к памятникам нумизматики. К старейшему из каталогов минцкаби-нетов, в котором описывались русские медали, относится каталог Кунсткамеры, изданный в 1745 г.

Стремление сделать известными собрания медалей послужило развитию тенденции публиковать каталоги государственных коллекций Минцкабине-тов: Императорской академии художеств (1869, 1870): Музея Русского археологического общества (1865); Музея Витебской ученой архивной комиссии (1911); нумизматического кабинета имп. Харьковского университета (1912) и др. Различные принципы систематизации материала использовались в общих и тематические изданиях. Благодаря усилиям исследователей

и составителей этих изданий было собрано, систематизировано и введено в научный оборот значительное количество медалей и знаков с попыткой их классификации и систематизации (В. А.Ашик, П. Л.Винклер, Н.Н.Годлевский, D. Б. Иверсен, Д.И.Прозоровский, В.П.Смирнов, И.М.Холодковский).

Музеи уже с начала XIX в. предпринимали попытки зафиксировать в особых правилах, положениях, инструкциях порядок учета и хранения музейных предметов. Эти же вопросы рассматривались и с началом XX в. на Предварительном музейном съезде (1912), съезде хранителей полковых музеев, частей войск Московского военного округа (1913). Однако, детальное внимание этим вопросам стало уделяться только с 1920-1930-х гг. (Б.Ф.Адлер, Ю. А. Алмазов, Н. Анфиров, А.А.Мансуров, Д. К. Солодовников и др.) В отдельных брошюрах; на страницах журнала "Советский музей" предлагались разнообразные варианты изучения, учета и хранения музейных коллекций.

Благодаря огромной работе по определению, систематизации, инвентаризации музейных колекций орденов, медалей, знаков, проведенной в 1950-1960 годы (И.Г.Спасский, М.А.Добровольская, Е.С.Щукина, Е.Н.Шевелева, Р.В.Шейн и др.), возродился интерес к фалеронимам. В 1970-1990-е годы на страницах различных изданий (НИИ культуры, музейных сборников) широко обсуждались вопросы связанные с проблемами тезаврирования, изучения предметов, их атрибуцией, систематизацией, каталогизацией (А. К. Байбурин, В. А. Богданович, Р. И. Гуревич, С. В. Киницкая, Н. П. Финягина, и др.). Музееведческие аспекты изучения фалеронимов явились предметом дискуссии на конференции "Проблемы культуры и искусства", состоявшейся в С.Петербургском государственном университете культуры и искусств в 1997г.

Источниковую базу работы составляют: коллекция отечественных и иностранных орденов, медалей, знаков, хранящиеся в первом историческом фонде Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС), архивные материалы, находящиеся в Российском государственном историческом архиве, ВИМАИВиВС, публикации по научно-фондовой работе в отечественных и зарубежных изданиях, документы научно-справочного аппарата: формы (образцы) инвентарных карточек, научных паспортов на музейные предмета ВИМАИВиВС, Центрального военно-морского музея. Государственного музея политической истории России, Государственного Эрмитажа, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Музея истории г.Москвы, Владимиро-Суздальского музея заповедника: рукописные и печатные каталоги, а также описи музеев и частных собраний.

- є -

Цель и задачи исследования. Очевидна необходимость, во-первых, определить место орденов, медалей, знаков в составе музейного собрания, и, во-вторых установить правила систематизации этих источников как музейных предметов. Целью работы является, таким образом, создание научно-теоретической базы развития каталогизации фалеронимов, как специфической отрасли развития музейно-фондовых исследований в целом. Для осуществления поставленной цели, решались следующие задачи:

  1. Изучение основных направлений каталогизации фалеронимов в отечественных и зарубежных исследованиях.

  2. Выявление необходимых для создания фондовой документации в музеях и систематизации фалеронимов сведений в постановлениях правительства, законодательных актах, приказах, распоряжениях, правилах, инструкциях и других архивных документах.

  3. Анализ основных этапов формирования фалеристических собраний в отечественных музеях, а также сопровождающей их фондовой документации и научно-справочного аппарата.

  4. Обобщение практического опыта музейной работы по созданию информационно-фондовой системы и основного понятийного аппарата фалеронимов.

  5. Разработка предложений по усовершенствованию системы каталогов наградных и памятных знаков. В основу этих предложений положены результаты исследования деятельности ВИМАИВиВС по формированию и .развитию коллекции наградных и памятных знаков, разработок учетно-храни-тельских и научных документов, каталогов.

Объектом исследования является каталогизация музейных предметов, как аспект музееведческого исследования и практическое направление использования .информационно-фондовой системы.

Предмет исследования - учетно-хранительский и научно-справочный аппарат музея, накапливающий, хранящий, систематизирующий данные о различных наградных и памятных знаках (орденах, медалях, знаках, жетонах и т.п.) находящихся в фондовых собраниях; фиксирующий взаимосвязи между предметами и их группами; раскрывающий информационные возможности учетно-поисковой и исследовательской работ.

Методологическая база. Изучение теории тезаврирования (связанной с формированием и изучением коллекций) привело к необходимости обратиться к пониманию феномена музейного предмета зарубежными (И.Бенеш, А. Грегорова, К. Шрайнер) и отечественными музееведами (В. Ю. Дукельский, A.M. Разгон.Л.Т.Сафразьян. Л.М.Шляхтина). Согласно взглядам этих авто-

ров предметы, хранящиеся в музее, обладая способностью воплощать историческую действительность и воздействовать на человека не только на уровне содержания, но и формы, необходимо изучать с интердисциплинарной точки зрения (гносеологической, аксеологической, психологической и др.), что способствует расширению музееведческих исследований в каталогизации и учете фондов. В данном контексте фаперонимы рассматриваются как информационно значимые исторические источники (В. Г.Бурков, В.А.Дуров), которым свойственна система семантических и символических функций (А.К.Байбурин, Г.С.Кнабе, А.Ф.Лосев, СТ. Махлина). Поэтому знаки, наградные системы на основе выделения в них элементов системы и связей поддаются структурному описанию, в процессе которого рассматриваемый объект "не только упрощается, но и доорганизовывается (Ю. М. Лот-ман). При изучении каталогизации учитывалось влияние ценностно-познавательных ориентации, усиливающихся на уровне комментирования предметов (М. С. Каган, В. А.Щученко).

Методы исследования. Многоаспектность проблемы и специфика поставленных задач определили необходимость комплексного применения исследовательских методов присущих различным дисциплинам. Прежде всего это накопленные многолетней практикой отечествнного музейного дела методы научно-фондовой работы и музейного документирования, а также приемы изучения орденов, медалей и знаков принятые в фалеристике.

Разработка правил составления учетно-хранительской документации, научно-справочного аппарата, инвентарных карточек, научных паспортов и каталогов на фаперонимы потребовала изучения истории становления и развития системы фондовой документации, и привело к необходимости использования методов сравнительно-исторического анализа. При работе с музейными предметами использовались типологические методы, что способствовало определению особенностей и закономерностей в создании му-зеной документации второго порядка. Результаты применения метода моделирования позволили определить необходимую в каталогизационной работе структуру атрибутирующих фаперонимы параметров.

Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению информационно-фондовой системы музея (на примере фалеронимов) и установлении ее места в теории и практике музейного дела. В этих целях:

рассмотрены принципы и методы музейной атрибуции;

выявлены направления систематизации и классификации предметов, распределения их в информационно-фондовой системе;

- в -

в научный оборот введены неопубликованные источники по истории формирования фалеристического собрания ВИМАИВиВС, а также по организации учета музейных предметов;

на основе анализа сложившегося музейного опыта проанализированы этапы формирования и развития каталогизационной деятельности;

предложена новая концепция развития музейной каталогизации фа-леронимов, необходимая для дальнейшего совершенствования отечественного музееведения.

Практическое значение. Результаты исследования уже используются в практике ВИМАИВиВС при научной обработке фалеронимов и реорганизации каталогизационных систем. Материалы могут быть использованы в музеях при атрибуции фалеристических коллекций и создании каталогов, которые делают знаки полноценным историческим источником, представленным в распоряжение любого исследования, а также в исследованиях по теории тезаврирования.

Положения выносимые на защиту:

  1. Сосредоточение медалей, знаков на первых порах вместе с книжными собраниями, явилось предпосылкой к формированию учета предметов на основе опыта накопленного в данной области библиотеками.

  2. Каталогизация связана с системой учета и является необходимой ступенью в процессе инвентаризации музейных предметов.

  3. Принципы каталогизации неизменны для любого периода времени. Изменяются методы построения каталогов, описания предметов.

  4. Существуют группы атрибутирующих параметров (признаков) характерных для всех музейных предметов, а также группы присущие только определенным видам предметов.

  5. От терминологической базы зависит однозначность информации. В связи с введением в каталогизационную практику компьютеров очевидна необходимость унификации форм описания наградных и информационных знаков и создание базовой терминологии.

Апробация работы. Доклады по отдельным главам и разделам диссертации были прочитаны и обсуждены на заседаниях кафедры музееведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, на конференциях: "Проблемы культуры и искусства" (19Э7, 1999), "Музеи Санкт-Петербурга. История и современность" (1997); IV научно-методической конференции "Музеи в современной культуре" (1998),VI, VII Всероссийских нумизматических конференциях (1998, 1999), организованных СПбГУКИ, Государственным Эрмитажем, Ярославским историко-архи-

тектурным музеем-заповедником. Основные положения диссертации отражены в девяти публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, а также приложений, включающих воспроизведение форм учетной документации, инвентарных карточек и научных паспортов существовавших и используемых в настоящее время в музеях, терминологического словаря.