Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Украинская советская тематическая картина 1945-1980 гг. Основные тенденции развития Юхимец, Глеб Николаевич

Украинская советская тематическая картина 1945-1980 гг. Основные тенденции развития
<
Украинская советская тематическая картина 1945-1980 гг. Основные тенденции развития Украинская советская тематическая картина 1945-1980 гг. Основные тенденции развития Украинская советская тематическая картина 1945-1980 гг. Основные тенденции развития Украинская советская тематическая картина 1945-1980 гг. Основные тенденции развития Украинская советская тематическая картина 1945-1980 гг. Основные тенденции развития Украинская советская тематическая картина 1945-1980 гг. Основные тенденции развития Украинская советская тематическая картина 1945-1980 гг. Основные тенденции развития Украинская советская тематическая картина 1945-1980 гг. Основные тенденции развития Украинская советская тематическая картина 1945-1980 гг. Основные тенденции развития Украинская советская тематическая картина 1945-1980 гг. Основные тенденции развития
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Юхимец, Глеб Николаевич. Украинская советская тематическая картина 1945-1980 гг. Основные тенденции развития : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Киев, 1984

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Истоки украинской тематической картины и особенности ее развития во второй половине 40-х и в 50-х гг . 21

Глава П. Основные тематические линии и особенности образных решений в украинской тематической картине 60-х - 70-х гг . 79

Заключение 167

Источники 174

А.Список использованной литературы 174

Б.Каталоги 192

В.Архивные материалы 197

Приложения 198

А.Извлечения из архивных документов Союза художников Украины, касающихся развития тематической картины 198

Б.Украинские советские художники о тематической картине. /Из бесед автора диссертации с мастерами изобразительного искусства Украины/ 207

Список иллюстраций 216

Введение к работе

В истории украинского советского изобразительного искусства послевоенный период занимает важное место. Основное содержание его развития определяется социально-экономическими преобразованиями в республике, дальнейшим подъемом духовной жизни народа. Искусство Украинской ССР отражает все сферы духовной жизни народа, оно - действенное оружие в борьбе с буржуазной идеологией, средство утверждения коммунистического мировоззрения.

Определенных успехов в послевоенный период достигают в республике искусствознание. В 1966-1970 годах издана шеститомная "История украинского искусства", появились монографические труды, посвященные различным вопросам изобразительного искусства. Расширилась и тематика искусствоведческих исследований, повысился их теоретический уровень. С 1970 года возобновилось издание журнала "Образотворче мистецтво"/"Изоб-разительное искусство"/, на страницах которого не только получают освещение события художественной жизни в республике, но и публикуются проблемные статьи по вопросам всего советского искусства.

Одной из центральных задач искусствознания является исследование тенденций развития современного искусства, различных его видов и жанров. О необходимости научного анализа явлений, тенденций и закономерностей художественного процесса, обобщения достижений искусства социалистического реализма говорилось в постановлении ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" /1972/. Художественная критика в нашей стране рассматривается как важнейшее партийное дело.

Целью данной работы является анализ тенденций развития украинской советской тематической картины I945-1980 гг. Актуальность темы несомненна, так как тематическая картина занимала и продолжает занимать одно из ведущих мест в советском искусстве на нынешнем этапе его развития. На примере тематической картины можно проследить практически все основные тенденции искусства. Работа над тематической картиной рассматривается художниками как главная задача станковой живописи, а создание значительного тематического полотна - это, как правило, результат напряженного творческого труда.

0 неуклонно возрастающей необходимости в тематической картине свидетельствует не только ее успешное развитие в русском и украинском искусстве, для которых она является традиционной. Тематическая картина в послевоенное время заняла ведущее место и в изобразительном искусстве других республик.

Послевоенный период в развитии советской тематической картины отличается разнообразием, а иногда и противоречивостью тенденций. Это стало причиной ряда дискуссий искусствоведов и художников о значении картины в социалистическом обществе. Центральной, пожалуй, была развернувшаяся в 1960-е гг. полемика о перспективах развития советской живописи. В ходе ее немало говорилось о влиянии на станковую живопись монументального искусства, а также о неизбежности ее отмирания . Результаты

1. Мысль об отмирании станкового искусства с разной степенью откровенности и категоричности проводилась в ряде работ. См.: Давыдов Ю. Труд и свобода. - М.: Высшая школа, 1962, - 132 е.; Кантор К. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры. -М.искусство, 1967. -279 с; Тасалов В. Прометей и Орфей. Искусство "технического века". -М.: Искусство, 1967. -372 с. С прогнозом

этой дискуссии были обобщены в книге В.Ванслова "О станковом искусстве и его судьбах . Учитывая основные положения,на которых строилась теория отмирания станкового искусства,В.Ване-лов основное внимание уделил фундаментальному анализу роли станкового искусства и его соотношения с другими видами художественного творчества. Говоря о влиянии монументального искусства на станковое, В.Ванслов утверждает, что процесс этот, во-первых, взаимообразный, а во-вторых, эта тенденция не только не единственная, но даже и не главная в современном совет-максимального "сокращения значимости" станковой картины выступили в своих статьях: Дмитриева Н. Станковизм и монументальность. - Декоративное искусство СССР, I961, & 1, с.1-3; Гончаров А. и Эльконин В. Некоторые проблемы монументальной живописи. - Творчество, 1961,$ 4,с.15-16; Маца И. О живых традициях в современной живописи. - Творчество, 1962, 3 8, с.6-8. В защиту станкового искусства выступили: Серебряный И. Мысли о станковом искусстве. -Творчество, 1961,» 7,с.8-9; Павлов П. Монументализм в станковой живописи. -Искусство, 1962,$ 3,с.21-25; Ваяс-лов В. Против ложной концепции. -Художник,I968,№ II,с.25-27; Каган М. Монументальное и станковое. - Творчество, I968,J& 9,с.4-5 и другие. В результате дискуссии "критика пришла к выводу, что к началу 70-х годов пошла на спад тенденция к "агрессивной монументализации" станковых форм. Опасение,что монументальность и декоративность окончательно поглотят станковость, потеряли под собой почву". -См.: Щукина Т.О. Теоретические проблемы художественной критики: Дис. ...канд.искусствоведения. - М., 1975, с.167. I. См.: Ванслов В. О станковом искусстве и его судьбах. -М.: Изобразительное искусство, 1972. - 296 с.

ском изобразительном искусстве . Более того, в противовес сторонникам теории отмирания станковых форм искусства, В.Ванслов отстаивает их ведущую роль в современном художественном процессе, считая, что в развитии гуманистического мировоззрения огромная роль "принадлежит изобразительному искусству, в первую очередь станковым формам, которые специально для этого и предназначены"2. Увлечение же "монументализацией" станкового искусства, что объективно имело место в творческих исканиях ряда мастеров тематической картины, прошло довольно быстро. И стремление "вернуть" станковым формам искусства его специфику уже четко проявилось в конце 60-х годов, когда, по выражению Д.Сарабьянова, всем "надоели "сильные" герои с огромной мускулатурой и толстой кожей, с лицами, не ведающими сомнений

и презирающими рефлексию , заимствованные из арсенала монументального искусства посредственного образца.

Наибольшей остроты дискуссия о судьбах станковой живописи достигла в период нового качественного роста советского изобразительного искусства. Не все художественные критики были готовы уловить внутреннее содержание и смысл тех качественных перемен, которые происходили в нашем искусстве, разобраться в творческих исканиях художников. Одной из причин этого была недостаточная научная разработка важнейших вопросов художественной практики, отставание критики от развития современного искусства.

  1. Ванслов В. О станковом искусстве и его судьбах. - М.: Изобразительное искусство, 1972, с.146.

  2. Там же, с.155.

  3. Оарабьянов Д. Под знаком исканий. Живопись Советского Закавказья. - В кн.: Советское станковое искусство. М., 1974, с.ПО.

К числу недостаточно изученных в искусствоведческой науке вопросов относится вопрос о тематической картине. Особенно слабо исследована проблематика тематической картины в искусствоведении отдельных союзных республик, в том числе и в украинском. Даже понятие "тематическая картина" еще не имеет достаточно точного определения . Искусствоведы пользуются такими терминами, как "фигуральная живопись", "фигуративная композиция", "сюжетная картина", "сюжетно-бытовая картина", нередко отождествляя их. Используется также традиционное разделение станковых живописных произведений по жанрам - исторический, батальный, бытовой, соответственно и применяются термины "историческая картина", "батальная картина", "бытовая картина" и т.д.

Однако понятие тематической станковой картины гораздо шире названных жанровых делений. Оно сложилось в советское время под влиянием новой действительности и в соответствии с изменениями во внутренней структуре живописи. Тема в искусстве - более емкое понятие, чем тема конкретного произведения. Она предполагает заданность сюжетной коллизии, четко определенную цель, которую ставит перед собой художник.

Тематическая картина является органической совокупностью I. "В советском искусствознании, - читаем в Большой советской энциклопедии, - бытует понятие "тематическая картина" - художественное произведение на значительную тему /военно-патриотические, трудовые, бытовые/. Тема выступает жанрообра-зующим принципом в изобразительном искусстве /бытовой, исторический жанр, портрет/". - См.: БСЭ, т.25. - М.: Советская энциклопедия, 1976, с.413. Это определение тематической картины в целом отражает сущность самого понятия, однако оно нуждается в дополнении, уточнении, в более глубоком раскрытии разных аспектов картины.

старых жанровых делений - в ней сегодня обнаруживаются признаки разных жанров. Однако она не есть механическая сумма этих жанров. Качественно она шире и емче их. В то же время тематическая картина имеет свои границы, свою автономию. Это произведение о человеке в действии, в его активном взаимоотношении с действительностью, с меняющейся жизнью, природой; о характерах и судьбах, о столкновении /иди гармонии/ носителей разных жизненных концепций, разных характеров, нравственных установок. Тематическая картина имеет такие существенные признаки, как ситуационность, постановка важной жизненной проблемы. Она обусловила интересные сдвиги во всей живописи, нарушив старые автономные "права" жанров, содействуя одновременно их обогащению. Наблюдается активный процесс взаимодействия и взаимообогащения различных видов и жанров искусства. Стремление к масштабности, историзму становится ощутимым в портрете, пейзаже, натюрморте. В свою очередь, в тематических полотнах углубление психологической характеристики образов проявляется в возрастании роли портрета, а усиление романтического и лирического начал - в пейзаже и натюрморте. Но что показательно? При всех особенностях композиции "жанровые границы, - как аргументированно утверждает Г.Плетнева, - не исчезают, обнаруживая устойчивость "картинного" мышления. . ...В отличие от портрета, картину "интересует" ситуация. Это ее родовое качество, ...Драматическая основа - душа картины. ...Относясь к другим жанрам как к строительному материалу, картина отводит портрету /равно как и пейзажу, натюрморту, интерьеру/ место своеобразного предметного ряда. Но все дело в том, что синтезирует она сегодня свой "предмет" иначе, чем это делала вчера. Если в традиционной тематической картине ее "связи" чаще всего строились как сюжетные, детерминированные поведением персонажей, то ком-

понентн современной картины сохраняют автономию, в чем-то диктуя свой угол зрения"*, В отличие от портрета, пейзажа и натюрморта, тематическая картина построена на развернутом сюжете, на действии многих персонажей. И хотя эти признаки на практике нередко нарушаются, все же сюжет является важнейшим моментом организации действия в картине, ее сердцевиной^.

Научное содержание понятия "тематическая картина" определяется не только особенностями ее художественно-формальной структуры, хотя последняя и является важной частью практической реализации тематического станкового произведения. "Тематическая картина, - считает литовский искусствовед ,М.-Н.Туменене, - это не столько проблема отнесения картины к определенному жанру, как иногда полагают, сколько оценка общественного звучания произведения. Тематическая картина в своих лучших образцах никогда не претендовала на место нового жанра, а была связана с умением художника увидеть жизнь в исторической перспек-

тиве . Интересно, что, независимо от М.-Н.Туменене, аналогичную мысль высказал и один из мастеров украинской советской живописи К.Трохименко. "Этот жанр, - писал художник, - призван выявлять определяющие черты современности, он является настоящим источником познания эпохи, характера и устремлений народа,

„4

развития его культуры .

  1. Плетнева Г. Движение жанра. - Творчество, 1979 В 12, с.10.

  2. Кантор А. Сюжетная картина позавчера, вчера и сегодня. -Творчество, 1979, $8, с.21.

  3. Туменене М.-Н. Современная литовская тематическая картина /1940-1970/: Автореф. дис. ...канд. искусствоведения. -М., 1974, с.6.

  4. Трохименко К. Думки про тематичну картину. - Образотворче мистецтво, І971, Я І, с.З.

Тематическая картина не может быть определена как просто жанр изобразительного искусства, так как она объединяет разные жанры /исторический, батальный, историко-революционный и т.д./ станковой живописи. Содержание термина более емкое. Совершенно очевидно, что в тематической картине как бы взаимодействуют между собой именно те жанры станковой живописи, сердцевиной которых является сюжет, а объектом образного воплощения - значительные общественно-гражданские события.

Если проследить в советском искусствоведении послевоенных десятилетий историю формирования понятия "тематическая картина", то нетрудно убедиться как постепенно этот термин утверждается и все чаще употребляется в качестве "признания" идейной глубины, общественно-гражданственного звучания и коммунистической направленности произведения. В художественной практике советского искусства лучшие произведения тематической живописи характеризуются актуальностью проблематики, подчеркнутой гражданственностью в оценке отображаемых явлений действительности, активностью общественного влияния и,наконец, высоким художественным качеством воплощения главных идейно-политических и социально-этических проблем своего времени с позиций марксистско-ленинского учения о революционном развитии мира, с позиций социалистического реализма. Сегодня мы являемся свидетелями напряженного творческого труда советских художников именно в этом направлении.

За исключением упомянутой статьи народного художника УССР К.Трохименко "Мысли о тематической картине", в украинском искусствоведении не существует сколько-нибудь весомой разработки этой важной научной проблемы. Хотя формирование тематической картины в станковой живописи УССР /в том смысле, в каком мы понимаем его сегодня/ восходит к 20-м годам,художественная

_ 9 -

критика в республике не уделяла ей должного внимания ни в довоенные, ни в послевоенные годы. Правда, авторы ряда статей и книг об украинских художниках с выраженным тематическим "профилем" творчества часто и довольно подробно анализировали особенности решения тех или иных тематических линий. Но эта исследовательская работа не была целенаправлена, в ней не ставились задачи определения тематической картины как единого и цельного явления, не было стремления проанализировать основные тенденции ее развития в украинском советском искусстве. Подобную ситуацию можна назвать "фрагментарным изучением тематической картины", накоплением знаний о ее национальных особенностях. Здесь, конечно, сделано немало ценного и важного.

Искусствоведческих работ, посвященных специально советской тематической картине немного. Это монография Р.Кауфмана , исследования С.Червонной2 и Н.Голованова , в которых тематическая картина анализируется в основном на материале русской советской живописи, а также диссертации искусствоведов из Прибалтики М.-Н.Туменене и Е.Короткевич'. Значительно больше

  1. Кауфман Р.С. Советская тематическая картина: І9І7-І94І. -М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 172 с.

  2. Червонная С. Картина и время: Русская тематическая картина І9І7-І967. - Л.: Художник РСФСР, 1968. - 90 с.

  3. Голованов Н.Н. О советской тематической картине. - М.: Советский художник, 1970. - 71 с.

  4. Туменене М.-Н. Современная литовская тематическая картина /I940-1970/: Автореф. дис. ...канд. искусствоведения. - М., 1974. - 50 с.

  5. Короткевич Е.В. Латвийская школа живописи и проблемы советской тематической картины: Автореф. дис. ...канд. искусствоведения. - М., 1978. - 25 с.

изданий, в которых советская тематическая картина рассматривается в контексте обобщакщих трудов по истории советского искусства, по истории советской живописи разных периодов и в I. История искусства народов СССР. Т.7. Искусство народов СССР от Великой Октябрьской социалистической революции до 1941 года /Под ред. Л.С.Зингера и М.А.Орловой. - М.: Изобр. искусство, 1972. - 438 с; Т.8. Искусство народов СССР в период Великой Отечественной войны и до конца 1950-х годов /Под ред.Б.В.Веймарна и Л.С.Зингера. - М.: Изобр. искусство, 1977. - 486 с; Т.9. Книга I. Искусство народов СССР 1960-1977 годов /Под ред. Б.В.Веймарна, Л.С.Зингера, О.И.Сопоцинского. -М.: Изобр.искусство, 1982. - 439 с. Кауфман Р.С. Живопись. - В кн.: История русского искусства /Под общ.ред. И.Э.Грабаря и др. - М.: Изд-во АН СССР,1957, т.II, с.102-132, с.182-344. Кауфман Р.С. Живопись. - В кн.: История русского искусства /Под общ.ред. И.Э.Грабаря и др. - М.: Изд-во АН СССР, 1961, т.12, с.222-306. Виппер Б.Р., Кауфман Р.С. Живопись. - В кн.: История русского искусства /Под общ.ред. Р.С.Кауфмана и др. - М.: Наука, 1964, т.13, с.164-238,

Сопоцинский 0. Живопись. - В кн.: История советского искусства: Живопись. Скульптура. Графика /Под общ.ред. Б.В.Веймарна и др. - М.: Искусство, 1965, т.1, с.81-123, с.188-223. Суздалев П. Живопись. - В кн.: История советского искусства: Живопись. Скульптура. Графика /Иод общ.ред. Б.В.Веймарна и др. - М.: Искусство, 1968, т.2, с.30-57. Никифоров Б. Живопись. - В кн.: История советского искусства: Живопись. Скульптура. Графика /Под общ.ред. Б.В.Веймарна и др. - М.: Искусство, 1968, т.2, с.77-112. Сопоцинский 0., Червонная С. Живопись. - В кн.: История совете-

- II -

работах, посвященных отдельным жанрам и темам станковой живописи1 .

Среди теоретических работ, в которых рассматриваются тенденции и проблемы развития советского искусства, а в контексте их и вопросы тематической картины, большой интерес представ-кого искусства: Живопись. Скульптура. Графика /Под общ. ред. Б.В.Веймарна и др. - М.: Искусство, 1968, т.2, с.200-233. Лебедев П. Русская советская живопись. Краткая история.

- М.: Советский художник, 1963. - 276 с. Купцов И.И.,Раки-
тин В.И. Многонациональня советская живопись. - М.:3нание,
1968. - 158 с. Плетнева Г.В. Современная советская живопись:
Молодые художники. - М.: Знание, 1970. - 31 с. Кантор A.M.
Советская живопись на рубеже 70-х и 80-х годов. - В кн.:
Советское искусствознание-82. Вып.1. М., 1983, с.5-31.

I. Аболина Р.Я. Ленин в советском изобразительном искусстве.

М.: йзобр. искусство, 1975. - 168 с. Горин И.П. Образ современника в советской жанровой живописи: Очерки. -М.: Советский художник, 1969. - 151 с. Полищук Э. Тема труда в советской живописи. - В кн.: Советское станковое искусство.

М.,1974, с.27-41. Черейская М.Г. Советская историческая живопись. - М.: Искусство, 1969. - 160 с. Зименко В.М, Советская историческая живопись. - М.: Советский художник, 1970. - 151 с. Бродский В.Я. Советская батальная живопись.

Л.-М.: Искусство,1950. -107 с. Никифоров Б.М. Советское изобразительное искусство: Жанровая живопись. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. - 123 с. Акимова И.Г. Советская жанровая живопись. - М,: Советский художник,1962.

60 с. Буткевич 0. Заметки об исторической и историко-революционной теме в советской живописи последних лет. - В кн.: Советское станковое искусство. М., 1974, с.42-52.

T 2 З

ляют исследования В.Ванслова , Б.Веймарна , С.Герасимова ,

Н.Дмитриевой4, В.Зименко5, Е.Зингер6, А.Михайловой7, Б.Ники-

Q Q

форова , С.Червонной7 и других.

Важную роль в исследовании теоретических вопросов станковой живописи, в том числе и тематической картины, сыграли дискуссии эстетиков, искусствоведов и художников, проведенные на страницах специальных художественных журналов и научных сборников. В ходе дискуссий рассматривались такие важные теоретические проблемы, как перспективы развития станкового искусства

1. Ванслов В. О станковом искусстве и его судьбах: Проблемы
социалистического реализма, - М.: Йзобр.искусство, 1972.

296 с. Ванслов В.В. О реализме социалистической эпохи.

М.: Изобр. искусство, 1982. - 103 с.

  1. Веймарн Б.В. Идейное единство и национальное многообразие советского искусства. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - 50 с.

  2. Герасимов С.В. Об искусстве: 0 традициях и новаторстве. -М.: Молодая гвардия, 1973. - 159 с.

  3. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. - М.: Искусство, 1962.

- 314 с.

  1. Зименко В.М. Традиции, новаторство, современность. - М.: Советский художник, 1965. - 272 с.

  2. Зингер Е.А. Проблемы интернационального развития советского искусства. - М.: Советский художник, 1977. - 271 с.

  3. Михайлова А.А. О художественной условности. - М.: Мысль, 1970. - 300 с.

  4. Никифоров Б.М. Путь к картине: 0 творчестве и мастерстве советских живописцев. - М.: Искусство, 1971. - 142 с.

  5. Червонная С.М. Взаимодействие художественных культур народов СССР. - М.: Изобр.искусство, 1982. - 224 с.

- ІЗ -

и его роли в советской художественной культуре,взаимодействие различных видов и жанров искусства, традиции и новаторство,

I г,

развитие новых стилистических черт и другие . Заостренная I. Мочальский Д. Проблемы современной станковой картины. -Искусство, 1972, J& 5, с.2-Ю. Иогансон Б. Изобразительность и выразительность. -Искусство,1964, *4, с.25-29. Митурич М. В поисках стержневой проблемы. - Творчество, 1980,№ 3,с.6. Савицкий М. Картина должна сочиняться. - Творчество, 1971, 5,с.3-6. Серебряный И. Мысли о станковом искусстве. -Творчество, 1961,$ 7, с.8-9. Дмитриева Н. Станковизм и монументальность. -Декоративное искусство СССР,1961, ЛІ, с.1-3. Ванслов В. Против ложной концепции. - Художник, 1968, Jfc II,с.25-27. Ванслов В. 0 сюжете в живописи. - В кн.: Советское искусствознаяиеи73. М., 1973, с.76-87. Яковлева Н. Об историческом аспекте проблемы живописных жанров. -Искусство, 1978, В 10, с.66-70. Тасалов В. К методологии эстетического анализа взаимодействия видов искусства. -Искусство, 1979, Ш, с.38-41. Федоров- Давыдов А. 0 новаторстве и традиции. - Творчество, 1963, $ 6, с.9-13. Зимеяко В. Художественный опыт народных умельцев и искания современных живописцев. - Искусство, 1967, с.55-59. Ткачев С. Дорожить национальными традициями. - Художник, 1968, 3 7, с.4-5. Колпинский Ю. Проблема традиций и новаторства в жизни искусства. - Искусство, 1971, & 3, с.6-16. Каменский А.А. 0 смысле художественной традиции . -В кн.: Советское искусствознание*^. Выпуск I/I6/. М., 1983, с.202-243. Сопоцин-ский 0. "Метафоричность" - что это такое? - Творчество, 1969, 3& 9, с.8. Плетнева Г. 0 структуре поэтического образа в современной советской картине. - Искусство,1969, 3 7, с.32-41. Морозов А. Романтическое. Стиль? Мироощущение? -

полемичность большинства статей, стремление их авторов в своих гипотезах и выводах опереться на конкретный материал или личный творческий опыт определяют ценность этих публикаций для изучения интересующей нас проблемы.

Значительно меньше литературы об украинской советской тематической картине, исследование которой, в основном,началось уже в послевоенные годы. И несмотря на то, что за этот период времени сделано немало ценного для ее изучения, сегодня еще не написано обобщающего исследования, посвященного тенденциям развития украинской советской тематической картины.

Становление украинской тематической картины в 1920-е годы и ее дальнейшее развитие в период предвоенного десятилетия рассматриваются /среди других вопросов/ в пятом томе обобщающего труда по истории украинского искусства , а также в исследованиях В .Афанасьева2, З.Винградовой , Ю.Беличко , В. Павлова**, Творчество, 1974, с. 10-И. Мочалов Л. Пространственное построение изображений. - Творчество, 1973, А 9, с.12-14; 22. Стожаров В. О выразительном изображении: Заметки художника.

- Искусство, 1965, А 9, с.30-31.

1. Історія українського мистецтва. Т.5. Радянське мистецтво
І9І7-І94І років. - Київ: Головна ред. УРЕ АН УРСР, 1967.

- 479 с.

2. Афанасьев В. Становлення соціалістичного реалізму в україн
ському образотворчому мистецтві. - Київ: Мистецтво, 1967.

- 173 с.

  1. Виноградова 3. Українське радянське мистецтво І918-1920 років. - Київ: Мистецтво, 1964. - ЗІ с.

  2. Белічко Ю.В. Українське радянське мистецтво періоду громадянської війни. - Київ: Мистецтво, 1980. - 183 с.

  3. Павлов В.П. Українське радянське мистецтво 1920-1930-х років. - Київ: Мистецтво, 1983. - 191 с.

П.Белецкого и других. Авторы отмечают, что уже в период становления определяющими факторами в украинской станковой живописи являются развитие реализма, бережное отношеник к национальным традициям, увлечение пафосом социалистических преобразований. Именно это, по единодушному утверждению исследователей, в 1930-е годы вывело украинскую тематическую картину на передовые позиции в советском искусстве, определило широту ее тематики, гражданственный пафос и высокое реалистическое мастерство.

Украинская тематическая картина послевоенного периода наиболее полно освещена в шестом томе "Истории украинского искус-ства" . Хронологически рамки материала этого тома ограничены 1945-серединой 1960-х годов, причем тематическая картина рассматривается в одной главе с портретом, пейзажем и натюрмортом. Подобная структура исследования принята и в девятитомной "Истории искусства народов СССР", в соответствующих разделах которой дан краткий обзор украинской советской живописи до конца 70-х годов. При неоспоримой ценности названные обобщающие труды не решают интересующую нас научную проблему, так как в них преследовалась иная цель - дать общую картину истории украинской советской живописи,проследить развитие ее жанров.

Динамичное развитие украинской тематической картины в послевоенный период, расширение ее тематического диапазона, многообразие различных тенденций, индивидуальных подходов к

  1. Білецький П.О. Скарби нетлінні: Українське образотворче мистецтво у світовому художньому процесі. - Київ: Мистецтво, 1974. - 192 с.

  2. Історія українського мистецтва: Радянське мистецтво І941-1967 років. Т.6. - Київ: Головна ред. УРЕ і АН УРСР, 1968, C.II4-I84.

решению сложных творческих задач способствовало усилению интереса искусствоведов к более глубокому изучению ее проблематики. Появились искусствоведческие работы, посвященные отдельным жанрам и ' темам украинской станковой живописи. Развитие исторического и историко-революционного жанров в украинской советской живописи прослеживается в публикациях АДмитрен-

т о о

ко , В.Шлеева , М.Криволапова . Проблемы батального жанра и отражение событий Великой Отечественной войны в украинском изобразительном искусстве анализируется в работах Ю.Беличко и П.Говди . А тема современности и вопросы развития бытового жанра рассматриваются В.Московченко , С.Григорьевым , В.Фомен-

  1. Дмитренко А.Ф. Український радянський історичний живопис. - Київ: Мистецтво, 1966. - 134 с.

  2. Шлейов В. Українська живописна Ленініана. - Образотворче мистецтво, 1980, $ 2, с.3-8.

  3. Криволапов М. Розвиток історико-революційного жанру в сучасному українському живопису. - Образотворче мистецтво, 1981, $ в, с.9-12. Его же. Тема революції в творчості українських художників. - Образотворче мистецтво, 1976,

$ І, С.9-ІІ.

  1. Белічко Ю. Героїка народного подвигу: Образи і події Великої Вітчизняної війни в українському образотворчому мистецтві І945-1968 років. -Київ: Мистецтво, 1970. - 127 с,

  2. Говдя П. Героїка народного подвигу. - Образотворче мистецтво, 1975, * І, с.2-6.

  3. Московченко В.М. Український радянський побутовий живопис /І945-1970/. - Київ: Мистецтво, 1972. - III с

  4. Григорьев С.А. Бытовой жанр и его роль в деле коммунистического воспитания. - В кн.: Вопросы изобразительного искусства. Вып.З. М., 1956, с.21-36.

ко1, П.Говдей2, Ю.Беличко3 и другими. Что же касается научного осмысления тенденций развития украинской тематической картины, ее теоретических проблем, то немало ценного в этом направлении сделали В.Афанасьев , Ю.Беличко5, Н.Велигоцкая , П.Говдя7, В.Клеваев8, Л.Владич^. И хотя работы названных

  1. Фоменко В.М. Робітничий клас в українському образотворчому мистецтві. - Київ: Наукова думка, 1983. - 183 с

  2. Говдя П. Образ людини праці. - Образотворче мистецтво, 1976, Ш 2, с.4-12.

  3. Белічко Ю. Людина праці - герой радянського мистецтва. -Образотворче мистецтво, 1977, 3 5, с.27-30. Его же. Тема інтернаціоналізму в українському мистецтві. -Образотворче мистецтво, 1973, 6, с.2-4. Его же. На вістрі життя. -Образотворче мистецтво, 1975, $ 6, с.6-9.

  4. Афанасьев В.А. Риси сучасності. Українське радянське образотворче мистецтво сьогодні. - Київ: Мистецтво, 1973. -180 с. Его же. 0 некоторых тенденциях развития современного украинского изобразительного икусства. - В кн.: Советское искусствознание"74. М., 1975, с.14-33.

  5. Белічко Ю.В. Тема - ідея - образ: Тенденції розвитку сучасного українського образотворчого мистецтва /1945-1972/. - Київ: Наукова думка, 1975. - 278 с. Его же. Художник і сучасність. - Київ: Мистецтво, 1966. - 121 с.

  6. Велігоцька Н. Співдружність: Творчі взаємозв'язки народного і професійного мистецтва Радянської України. - Київ: Мистецтво, 1973. - 120 с.

  7. Говдя П. Комуністична ідейність - головний критерій оцінки творів мистецтва. - Образотворче мистецтво, 1976, 3 5, с.2-4. Его же. Гуманістична концепція людини в українському радянському образотворчому мистецтві 70-х років.-Обра-

авторов и не посвящены специально украинской тематической картине, они помогают глубже осмыслить ее место и общие закономерности развития в истории украинского искусства, понять глубину партийности и народности в творчестве мастеров республики, революционного гуманизма, традиций и новаторства, роста художественного мастерства, проследить другие важные теоретические проблемы современного художественного процесса. Немало ценного для изучения украинской тематической картины содержится в монографиях и альбомах о ее ведущих мастерах, критических обзорах всесоюзных и республиканских художественных выставок, статьях о творчестве отдельных украинских живописцев. Все перечисленные и другие исследования искусствоведов республики сыграли большую роль в изучении украинской тематической картины, но не решили главной задачи. Они не дают цельного представления о тенденциях ее развития за период 1945-1980 годов, ее ведущем значении в истории украинского советского «изобразительного искусства.

Указанные пробелы в изучении украинской тематической картины автор восполняет в настоящей работе. Им рассматривается послевоенный период развития тематической картины от 1945 года до конца 1970-х годов. Хронологически рамки исследования обусловлены тем, что именно за послевоенные десятилетия тематическая картина достигла своей зрелости; ее успехи зачастую определяли то новое, что сделано в украинском искусстве зотворче мистецтво, 1980, ЗІ 4, с. 12-13.

  1. Клеваев В. Революційні традиції радянського мистецтва і сучасний художній процес. - Образотворче мистецтво,1973, J& 4, с.2-5.

  2. Владич Л. Взаемозближення і взаємозбагачення. - Образотворче мистецтво, 1973, $ 5, с.2-5.

вообще. Расцвет тематической картины в изучаемый период имеет свои причины, вытекающие из политики КПСС и КП Украины в области художественной культуры, а также основанные на внутренних закономерностях развития художественного процесса в условиях социалистического многонационального общества.

Автор ставит своей целью проследить динамику закономерностей, особенности связей искусства с жизнью в отражении тематической картины. Поскольку украинская советская тематическая картина сформировалась раньше, до 1945 года, автор обращается к ее истокам, лежащим в отечественном реалистическом искусстве дооктябрьского периода, а также к традициям тематичности, весомо давшим о себе знать в 1920-е - 1930-е гг.

Решая поставленную задачу, автор вносит ряд новых моментов в изучение украинской тематической картины послевоенного времени.

Во-первых, в работе уточняется понятие "тематическая картина", определяются национальные особенности украинской тематической картины.

Во-вторых, прослеживаются главные тематические линии в украинской станковой живописи второй половины 1940-х - 1950-х годов и 1960-х - 1970-х годов - соответственно в двух разделах диссертации.

В-третьих, методом конкретного искусствоведческого анализа произведений живописи очерчен круг художников, внесших наиболее весомый вклад в развитие тематической картины как в Украинской ССР, так и в живопись многонационального Союза ССР.

В-четвертых, прослеживаются тенденции развития украинской тематической картины, усиление в ней образного начала, движение от конкретного к общему, от документальности к обобщению, от фиксации жизненного факта к его поэтическому осмыс-

лению.

Метод исследования, применяемый в диссертации, - искусствоведческий анализ идейно-тематических, образных качеств произведений, степени единства содержания и формы, мастерства художников. Широко используются сравнения различных художественных явлений, обобщение развития той или иной тематической линии.

Методологической основой диссертации является учение классиков марксизма-ленинизма об искусстве, в частности о возрастании воспитательной роли литературы и искусства в социалистическом и коммунистическом обществе, документы КПСС и КП Украины по вопросам идеологической работы, литературы и искусства.

Источниковедческую базу диссертации составляет изучение автором многочисленных тематических картин, хранящихся в ГТГ, в художественных музеях УССР, в Художественном фонде УССР, в частных собраниях, в мастерских художников. В ходе подготовки диссертации были проведены беседы с крупнейшими мастерами тематической картины. Записи бесед использованы в настоящей работе. Кроме того, автор изучил стенограммы съездов художников УССР, заседаний президиумов и правлений Союза художников УССР, творческих секций, обсуждений крупнейших выставок в Киеве и областных центрах УССР послевоенных лет /Центральный государственный архив-музей литературы и искусства УССР/.

Диссертация состоит из двух глав: "Истоки украинской тематической картины и особенности ее развития во второй половине 40-х и 50-х гг.", "Основные тематические линии и тенденции образных решений в украинской тематической картине 60-х -70-х гг.", а также выводов, списка источников, приложений, списка иллюстраций и альбома иллюстраций.

Истоки украинской тематической картины и особенности ее развития во второй половине 40-х и в 50-х гг

Ко времени победы советского народа в Великой Отечественной войне украинская тематическая картина прошла насыщенный творческими исканиями путь. После Великой Октябрьской социалистической революции развитие украинского, как и всего советского искусства, проходило в условиях идейно-творческой борьбы различных художественных группировок. В центре внимания этой борьбы, наряду с другими вопросами, оказалась и проблема тематической картины. Сторонником создания новой тематической картины был А.Луначарский. Высказанные им положения и сегодня сохраняют свою актуальность. "За исходный для развития советской тематической картины пункт в истории мирового искусства А.Луначарский без колебаний принимает наследие русской реалистической живописи, - писал Е.Щедрин. - В частности, в живописи передвижников 70-80-х годов он видит такой "момент русского искусства", который несет развитую эстетическую концепцию картины в связи с общими принципами художественного реализма, а также ценные живописно-технические навыки и приемы. Все это образует традиции, которые способны слиться с новым, революционным содержанием, впитать его, выразить его .

Творческое наследие украинских живописцев 1920-x-I930-х годов свидетельствует, как в процессе художественного освоения преобразований, осуществляемых в стране, а также в борьбе против формалистических течений проходило становление украинской тематической картины. На первых порах художникам было нелегко разобраться в социально-политических коллизиях того времени. Не все из них связывали пути развития искусства с идеями про-I. Щедрин Е. Взгляды А.В.Луначарского на станковую картину. -Искусство, 1973, 3 5, с.47. летарской революции. В этот начальный период многим художникам необходимо было преодолеть в себе, с одной стороны, национальную ограниченность, а с другой - нигилизм, вульгарно-социологическое отношение к традициям мировой художественной культуры.

С переходом Страны Советов к социалистическому строительству украинские художники все чаще обращались к отображению событий современности. В 1920-е годы в украинском искусстве наиболее последовательно в этом направлении работали члены АХЧУ -И.Ижакевич, М.Козик, А.Кокель, В.Коровчинский, Ф.Кричевский, И.Светлицкий, К.Трохименко, программной задачей которых стадо овладение новой тематикой на основе творческого использования достижений дореволюционного демократического искусства.

Правильность избранного пути художниками АХЧУ подтвердилась жизнью. Творческая направленность объединения целиком отвечала основным требованиям Коммунистической партии, которая ориентировала советских художников на правдивое отображение современности в высокохудожественных реалистических произведениях. В 1921 г., еще до возникновения АХЧУ, в газете "Комуніст" были опубликованы разработанные отделом пропаганды и агитации ЦК КП/б/У и Главпросветом УССР "Тезисы о художественной политике", "в основу которых легли ленинские положения о критическом освоении культурного наследия прошлого как основы в создании социалистической культуры, об искусстве как способе коммунистического воспитания масс, о дальнейшем укреплении партийного руководства литературой и искусством" .

0 необходимости правдивого отображения революционной І. Історія українського мистецтва. Т.5. Радянське мистецтво І9І7-І94І років. - Київ: Головна ред. УРЕ і АН УРСР, 1967, с.15. действительности на основе творческого использования достижений "старого мастерства" говорилось и в резолюции ЦК ВКП/б/ "О политике партии в области художественной литературы" /1925/ и в ряде других партийных документов этого времени.

В начальный период развития советского искусства украинские живописцы еще не имели достаточного творческого опыта для широких художественных обобщений - овладение новой тематикой требовало времени. Но уже и тогда, не удовлетворяясь ни документальной фиксацией виденного, ни сложной, отвлеченной символикой, наиболее талантливые живописцы, опираясь на опыт передвижников, творчески используя лучшие достижения мировой художественной культуры и народного искусства, начинали активный поиск глубоко образного отображения социальных преобразований, осуществлявшихся в стране, И если проследить развитие украинской станковой живописи до середины 20-х гг. в целом, начиная с произведения Г.Светлицкого "Аграрный вопрос" /1918/ и до таких работ, как полотно Д.Крайнева "Кадры" /1925/ или пейзаж-картина К.Трохименко "Над Великим путем" /1926/, нетрудно убедиться, что пафос рождения новой жизни, поэтизация образа советского человека становятся существенной особенностью украинского советского искусства. Процесс этот закономерен, ибо в ходе революционно-исторических преобразований, в советском искусстве происходит "единение между социалистическим строем и реалистическим художественным творчеством, возникает социалистический реализм как синтез жизненной правды и коммунистической идеологии, который становится новым, качественно высшим этапом в художественном развитии человечества .

Значительными вехами в истории украинской советской живописи довоенного периода стали юбилейная художественная выставка "10 лет Октября" /1928/, шестая всеукраинская выставка /1935/, Седьмая юбилейная всеукраинская художественная выставка "Цветущая Украина" /1937/, всесоюзная выставка "Индустрия социализма" /1940/ и другие. Лучшие тематические полотна украинских мастеров, представленные на этих выставках, не только засвидетельствовали тягу художников к историко-революционной и современной темам, но и высокий идейно-художественный уровень и возросшее реалистическое мастерство.

Люди труда и их жизнь в новых условиях социалистического общества - в центре внимания АДюбимского /"Вечер в степи", 1937/, В.Коровчинского /"Ремонт тракторов в МТС", 1934/, С.Ержиковсковского /"Любовь", 1934/ и других. Наиболее значительной является картина "Кадры Днепростроя" /1937/ К.Трохи-менко - мастера, который в своем творчестве последовательно развивал лучшие традиции русского и украинского искусства второй половины XIX века. Новаторство в понимании темы социалистического строительства, умение раскрыть характер нового человека, "национальное своеобразие, выразившееся в характеристике персонажей, в отборе типажа, в красочном пейзаже второго плана" , - черты, определяющие не только идейно-художественные особенности творчества К.Трохименко, а и творчество лучших мастеров украинской тематической картины.

Традиции русского и украинского демократического искусства второй половины XIX столетия сыграли большую роль также в становлении и развитии исторической тематики, о чем свидетельствуют живописные полотна И.Ижакевича "Тарас Шевченко -пастух" /1935/, К.Трохименко "Тарас Шевченко и Энгельгардт" І. Історія українського мистецтва. Т.5. - Київ: Головна ред. УРЕ і АН УРСР, 1967, с.276. /1939/, Д.Крайнева "Друзья у больного Т.Шевченко" /1939/.

Всестороннее изучение этих традиций для искусства Советской Украины имеет особое значение, дает ключ к правильному пониманию духовного единства двух братских народов.

Со второй половины XIX столетия, в условиях бурного развития капиталистических отношений, с ростом революционного и национально-освободительного движений в украинской культуре шел процесс консолидации передовых демократических сил. Литература, театр, музыка, изобразительное искусство в этот период развивались под благотворным влиянием революционно-демократических идей В.Белинского, Н.Чернышевского, Н.Добролюбова, Т.Шевченко. Выдающимся событием стало основание в 1871 г. Товарищества передвижных художественных выставок, с которым связаны наиболее значительные достижения в развитии реализма в русском и украинском изобразительном искусстве. Деятельность Товарищества еще больше укрепила давние культурные связи русского и украинского народов. Роль передвижничества прежде всего ощущается в утверждении революционно-демократических тенденций в украинском икусстве.

В конце XIX - начале XX столетий в русском и украинском искусстве происходили большие изменения. В сложных условиях кризиса молодые художники, впитывая в себя духовный и творческий опыт передовой художественной интеллигенции предшествующего поколения, решали социальные и идейно-художественные проблемы, которые обрели новую общественную остроту. "Восприняв органически живописные искания и достижения зарубежного искусства, они успешно, без формального подражания и эпигонства, претворили их в самостоятельных творческих поисках, не только удержав русское искусство на уровне лучших достижений западноевропейской живописи, но нередко и превосходя их бла - 26 годаря устойчивым реалистическим позициям и демократической направленности своего искусства. И действительно, в тот сложный период, характеризующийся кризисными явлениями в искусстве, "передвижничество дало столь мощный заряд энергии развитию реализма в России, что никакие декадентские и модер нистические группировки не смогли в начале XX века сломить го наступательного движения .

Развитие реализма в русском и украинском искусстве -процесс последовательный и непрерывный. Наиболее плодотворные идеи его органически вошли в советское искусство, став живой творческой основой социалистического реализма. И хотя одним из принципиальных требований метода социалистического реализма является активное творческое использование всего прогрессивного, что было создано человечеством в области художественной культуры, тем не менее, традиции демократического искусства народов СССР второй половины XIX ст. стали одним из важнейших факторов исторически обусловленного интернационального единства многонационального советского искусства. "Социалистический реализм, - писал Ю.Колпинский, - в основном вырастал в переосмыслении принципов русского реализма XIX и XX веков. ... Приближается еще более широкое "открытие", "принятие" мировой значимости наследия изобразительного русского искусства XIX века . Важность этой программной традиции проверена временем. Это совсем не означает, что другие достижения прогрессивной мировой культуры были отброшены или о них забыли. Нет, но советское искусство восприняло от демократического русского искусства XIX столетия "эстафету реализма, поставив его на службу строительства социалистического общества" .

Основные тематические линии и особенности образных решений в украинской тематической картине 60-х - 70-х гг

С начала 1960-х годов в истории многонационального советского искусства наступает новый - современный период развития, обусловленный экономическими, социально-политическими и культурными преобразованиями, которые происходят в нашей стране в условиях коммунистического строительства. "В советском искусстве, - говорилось в отчетном докладе ХХУІ съезду партии, - поднимается новая приливная волна. В последние годы - причем во всех республиках - появилось немало талантливых произведений. ...В творчестве наших мастеров по-прежнему звучат высокие революционные мотивы. Образы Маркса,Энгельса, Ленина, многих пламенных революционеров, героическая история Родины вдохновляют их на создание новых интересных работ в самых различных видах искусства. Работы авторов, верных военной теме, учат любви к Родине, стойкости в испытаниях. Бесспорны успехи творческих работников в создании ярких образов наших современников. Они волнуют людей, заставляют заду р мываться о настоящем и будущем".

Определяющее значение в развитии советского искусства на современном этапе играет руководящая роль Коммунистической партии. В новой Программе КПСС/1961/,в резолюциях ХХП-ХХУІ съездов партии,в Постановлениях ЦК КПСС "О литературно-художественной критике"/1972/,"0 работе с творческой молодежью" /1976/, "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы"/1979/ и в решениях июньского 1983 г. Пленума ЦК КПСС указан путь развития советского искусства. Партийность, народность, высокое художественное мастерство,чувство ответственности перед Родиной, партией, народом рассматриваются как основные критерии творчества каждого советского художника. "Жить интересами народа, делить с ним радости и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства - это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства" .

Первостепенной задачей искусства на современном этапе КПСС считает формирование у советских людей коммунистического мировоззрения. "В эпоху зрелого социализма художественная культура все в большей степени становится общенародным делом. Профессиональные проблемы искусства выступают в прочной связи с широким кругом общественно-политических и трудовых проблем -в этом одна из характернейших примет времени"2.

Особенностью искусства второй половины XX столетия является то, что развитие его происходит в условиях обострения классовых противоречий в странах капитала, в условиях нарастания борьбы коммунистической и буржуазной идеологии. Наши идеологические противники стремятся перечеркнуть значение социалистического реализма в развитии мировой художественной культуры. После неудачной попытки грубо дискредитировать метод социалистического реализма, теоретики буржуазного толка все больше склоняются к ревизионистским концепциям, стараются "найти точки соприкосновения между марксистско-ленинской эстетикой и эстетикой модернизма, примирить эти чужие по своей социальной и идеологической природе явления"1. Коммунистическая партия призывает бороться за чистоту марксистско-ленинских позиций в художественном творчестве, "активно,принципиально выступать в тех случаях, когда появляются произведения, порочащие нашу советскую действительность. Здесь мы должны быть непримиримы, - говорилось в отчетном докладе ХХУІ съезду КПСС, - Партия не была и не может быть безразлична к идейной направленности нашего искусства" .

Советские художники - участники многих международных выставок, их произведения экспонируются в различных странах мира. "В современном мире, - говорил Д.Сикейрос, - нет более серьезных и профессиональных художников, чем советские. Они возродили традицию большой композиции, характерной для всех периодов подъема мирового искусства. ...Основным принципом советских художников, на мой взгляд, является гуманизм, а основной те мой - человек" .

Большая роль в осуществлении задач, стоящих перед советским изобразительным искусством, принадлежит мастерам тематической картины. Широта проблем, которые они поднимают в своих произведениях, во многом определяет место тематической картины в современном художественном процессе.

С конца 50-х годов развитие украинской тематической картины проходит в условиях активизации художественной жизни. В республике начинает работать новое поколение художников, активно включившихся в творческую жизнь. В 1957 году был создан Союз художников СССР, на съездах и пленумах которого, в числе других вопросов, постоянно рассматривались проблемы тематической картины. Важная роль в ее развитии принадлежит художественным выставкам "Советская Украина" /I960/, "Молодые художники Советской Украины" /1963/, "Республиканская художественная выставка, посвященная 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции" /1967/, "Художники Украины к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина" /1970/, "30 лет Великой Победы" /1975/, "Наш советский образ жизни" /1979/, которые стали определенными вехами в истории советского искусства. Подготовка к каждой такой выставке проходила в условиях роста идейно-политического и творческого уровня художников, которые руководствовались решениями съездов КПСС и КП Украины, постановлениями ЦК КПСС "0 подготовке к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина" /1969/, "0 подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик" /1972/, "0 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции" /1977/, всесторонне и с научной глубиной раскрывающими всемирно-историческое значение главных революционных событий XX столетия.

Период 60-х - 70-х годов тесно связан с предыдущими этапами советского искусства. Вместе с тем, в современной украинской тематической картине нельзя не видеть смелое новаторство, развитие разнообразных тенденций, форм и стилей. Исследование этих тенденций, анализ и обобщение достижений маете - 83 ров украинской тематической картины - задача автора в настоящей главе.

Развитие украинской тематической картины происходит в основных "тематических руслах", среди которых мы выделяем "русла" объединяющие произведения на историческую, историко-революционную, ленинскую, военно-патриотическую темы, а также тему труда, быта, отдыха советских людей. Каждая из тем имеет свои особенности, которые определяют характер творческих исканий живописцев. Методика исследования по "тематическим руслам" наиболее целесообразна. Она дает возможность "с близкого расстояния", на конкретном материале показать все нюансы воплощения темы, проанализировать эволюцию тематического диапазона, рассмотреть развитие стилистических направлений, и, раскрыв содержательно-выразительные возможности украинской тематической картины, проследить ее основные тенденции.

В украинской советской тематической картине 1960-х -1970-х годов значительных успехов достигают исторический и историко-революционный жанры. В лучших полотнах все ощутимее проявляется тенденция к трактовке исторической и историко-революционных тем в контексте роли народа в истории. Внимание к общественному движению дает возможность работникам искусства раскрыть масштабность революционных преобразований в их исторической перспективе.

Похожие диссертации на Украинская советская тематическая картина 1945-1980 гг. Основные тенденции развития