Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов Лайтарь Наталья Владимировна

Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов
<
Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лайтарь Наталья Владимировна. Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Лайтарь Наталья Владимировна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2010.- 174 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основные тенденции современной церковной архитектуры и монументально-декоративного искусства 24

1.1. Епархиальные и искусствоведческие комиссии, координирующие храмовое строительство. Подготовка специалистов в области церковной архитектуры и монументально-декоративной живописи 24

1.2. Архитектурные мастерские, занимающиеся проектированием храмов. Проектная деятельность зодчих 42

1.3. Монументально-декоративное искусство в современных церквях 59

Глава 2. Проблема соотношения традиций и новаторства в русском церковном зодчестве второй трети XIX — начала XX века 73

2.1. Взаимосвязь функционального аспекта храмовой архитектуры и стилистики церквей периода эклектики и модерна 73

2.2. Типологический анализ храмов на основе их объёмно-планировочных композиций и типов завершений 85

Глава 3. Современная храмовая архитектура России: традиции и новаторство 110

3.1. Стилистический анализ храмов конца XX - начала XXI века 110

3.2. Типологический анализ современных храмов 128

Заключение 151

Список литературы 157

Принятые сокращения 174

Введение к работе

Работа посвящена исследованию современных храмов России. Изучение темы основывается на выявлении основных тенденций стилевого развития церковных построек конца XX - начала XXI в. и проведении типологического анализа храмов указанного периода.

Актуальность исследования. С конца 80-х годов XX в. начался процесс возрождения Русской Православной Церкви. К настоящему времени возведено большое количество церквей, во внешнем облике которых зодчие стремились выразить архитектурную идею православного храма современным языком, не выходя при этом из рамок канонических требований.

На рубеже XX - XXI вв. средства массовой информации освещают строительство церквей в различных регионах России. В основном это информация о процессе сооружения храмов, о трудностях, возникших при их возведении. В меньшей степени даётся художественно-стилистическая оценка построек. Поэтому в настоящее время являются актуальными изучение и оценка архитектуры современных православных храмов и тех непростых процессов, которые происходят в архитектурной практике сегодня и связаны, в частности, с необходимостью согласования традиций Русской Церкви и современных проектных методов и строительных технологий. Перед зодчими вновь встаёт проблема соотношения традиций и новаторства в такой области архитектуры, как храмовое строительство.

Разные решения проблемы соотношения традиций и новаторства в церковном зодчестве иллюстрирует опыт зарубежных архитекторов XX в. В храмовом зодчестве этого периода своё отражение нашли многие архитектурные направления. На рубеже XIX - XX вв. на развитие архитектуры церквей определённое влияние оказали новации строительной техники и художественные новации модерна. Архитектурно-художественные искания периода "ар деко" отразились в геометризированной "железобетонной

неоготике" церкви Нотр Дам в Ренси близ Парижа (О.Перре, 1922 - 1924) и "неороманских" стилизациях церкви Сен Пьер де Шайо (Э.Буа, 1938). В зарубежном церковном зодчестве второй половины XX в. проявились стилевые новации ряда ведущих архитекторов: Ле Корбюзье, Р. и Р.Пиетиля, К.Тангэ, М.Ботта и ряда других.

Католицизм и протестантизм оказались достаточно открытыми и восприимчивыми к новым тенденциям, появляющимся в современном зодчестве. В итоге возникало слияние новых тенденций с традиционными историческими мотивами из раннехристианской, готической или романской архитектуры.

В странах, где господствующим вероисповеданием является православие, зодчие XX в. продолжали возводить храмы в традиционных архитектурных формах с использованием камня или кирпича. Примерами этого являются такие греческие церкви, как храм ап. Андрея Первозванного в Патрах (Э.Робер, 1902 - 1974), храм монастыря прп. Потапия Фивейского около Лутраки (1968) и др. При строительстве православных церквей в Сербии архитекторы, как правило, обращаются к наследию зодчества Средних веков. Православные храмы, возведённые в 1930 - 1970-х годах вне пределов СССР, создавались в большинстве случаев в традициях "неорусского стиля".

Несомненно, доминирование новаторских приёмов в зарубежной архитектуре храмов XX в. связано с вероисповеданием. Католицизм и протестантизм менее консервативны в области церковного зодчества, чем православие.

Степень разработанности проблемы. Исследованием архитектуры периодов эклектики и модерна занимались в той или иной мере такие учёные, как Е.А.Борисова, А.В.Иконников, Т.П.Каждан, Е.И.Кириченко, В.Г.Лисовский, А.Л.Пунин, Т.А.Славина, Б.М.Кириков, М.В.Нащокина. В книге «"Национальный стиль" в архитектуре России» (2000)

В.Г.Лисовский исследует становление и развитие стилевых направлений "национального стиля", бытовавших в периоды эклектики и модерна, анализирует их выражение в практике храмового зодчества. Развитию "византийского стиля" в русском церковном зодчестве посвящены исследования Ю.Р.Савельева «"Византийский стиль" в архитектуре России. Вторая половина XIX - начало XX века» (2005) и Е.М.Кишкиновой «"Византийское возрождение" в архитектуре России. Середина XIX - начало XX века» (2006).

Литература, освещающая вопросы современной храмовой архитектуры, немногочисленна и содержит, в основном, фактологические сведения о строительстве той или иной церкви и связанных с этим проблемах. В настоящее время выпускаются брошюры о строительстве храмов, публикуются статьи в таких периодических изданиях, как "Журнал Московской Патриархии", "Проект Россия", "Архитектура. Строительство. Дизайн", "Новый меценат", "Московский журнал", "Радонеж. Православное обозрение", "Церковный вестник", являющийся ежемесячным изданием Санкт-Петербургской Епархии.

К изучению церковной архитектуры конца XX - начала XXI в. с научной точки зрения подходят такие исследователи, как игумен Александр (А.Н.Фёдоров), С.Я.Кузнецов, И. Л.Бусева-Давыдова, А.В.Берташ, М.П.Кудрявцев и Т.Н.Кудрявцева, А.Г.Суханова, А.С.Щенков, А.Е.Ухналев. Некоторые вопросы современного храмового строительства освещены в монографии игумена Александра (А.Н.Фёдорова) "Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс" (2007) и в книге С.Я.Кузнецова "Православие и архитектура" (2005).

Нормативным документом, призванным помочь архитекторам в проектировании церквей, является "Свод правил по проектированию и строительству. Здания, сооружения и комплексы православных храмов", состав-

ленный и принятый постановлением Госстроя России от 27 декабря 1999 г. (разработан М.Ю.Кеслером и А.В.Оболенским).

Исследованию архитектуры деревянных храмов конца XX - начала XXI в. посвящена статья А.Б.Бодэ "Традиции в архитектуре современных деревянных церквей", опубликованная в сборнике "Христианское зодчество. Новые материалы и исследования" (2004).

Количество публикаций, освещающих тему подготовки современных специалистов в области храмовой архитектуры, невелико. Это статьи игумена Александра (А.Н.Фёдорова) и статья Ж.М.Вержбицкого "Проектирование культовых сооружений в государственных художественных вузах" в сборнике научных трудов "Искусство архитектуры" (1995). Материалы о профессиональной подготовке религиозных живописцев содержат статьи А.К.Крылова и Д.Г.Мироненко.

Большой вклад в изучение современной религиозной живописи внесла искусствовед Н.С.Кутейникова. Труд "Иконописание России второй половины XX века" (2005) - первое обобщающее исследование в этой области искусства. Вопросам религиозной живописи рубежа XX - XXI вв. в своей научной деятельности уделяют внимание такие исследователи, как игумен Александр (А.Н.Фёдоров), И.Л.Бусева-Давыдова, И.К.Языкова.

Объектом исследования являются храмы России, возведённые в конце XX - начале XXI в.

Предметом исследования являются типология храмов и тенденции стилевого развития в отечественной православной архитектуре конца XX -начала XXI в. В качестве одной из актуальных проблем современной церковной архитектуры исследуется соотношение традиций и новаторства.

Цель работы заключается в исследовании и систематизации типологии храмов и тенденций стилевого развития православной храмовой архитектуры России конца XX - начала XXI в. Так как сформулированная цель работы тесно связана с изучением проблемы соотношения традиций и

новаторства в современном церковном зодчестве, то исходя из цели работы, нами поставлены следующие задачи:

  1. Систематизация типологии храмов периода эклектики и модерна на основе исследования их планировочных и объёмно-пространственных композиций как отражение актуализации функционального аспекта церковной архитектуры.

  2. Построение типологических групп храмов рубежа XX - XXI вв. на основе изучения их объёмно-планировочных решений.

3. Исследование стилевых закономерностей современной церковной
архитектуры России и их классификация, выстраиваемая в соответствии с
проблемой соотношения традиций и новаторства.

Поставленные задачи потребовали рассмотреть, помимо осуществленных зданий храмов, сложившиеся в России в последние годы:

а) практику проектирования храмов,

б) систему подготовки специалистов в области церковного зодчества и
монументально-декоративного искусства,

в) основные тенденции развития монументально-декоративного искусст
ва в архитектуре современных храмов.

Анализ градостроительного аспекта современной церковной архитектуры не является основной задачей диссертации. Он проводится в том случае, если тот или иной храм играет активную градостроительную роль.

Методология исследования. Для решения поставленных задач используется комплексный метод исследования, предполагающий всесторонний анализ рассматриваемых храмов: натурное обследование церковных сооружений, изучение литературных источников, записи личных бесед с архитекторами и художниками-иконописцами, искусствоведческий анализ исследуемых современных храмов.

Гипотеза исследования. Новаторство в современной церковной архитектуре выражается не только в конструктивно-технических и композици-

онных новшествах, но и в художественном переосмыслении и интерпретации традиционных исторических мотивов, в новом композиционном соотношении традиционных элементов.

Хронологические рамки работы определены концом XX - началом XXI в. Поскольку одним из аспектов исследования является проблема соотношения традиций и новаторства, это делает целесообразным рассмотрение того, как эта проблема решалась русской архитектурой второй трети XIX - начала XX в., то есть того периода в истории отечественной храмовой архитектуры, когда проблема соотношения традиций и новаторства оказалась одной из актуальнейших. Ввиду того, что эта проблема теснейшим образом связывалась с характером объёмно-пространственных решений построек, её исследование закономерно требует углублённого изучения типологии храмов того периода и разработки системы типологических групп.

Материал и источники исследования. Диссертационная работа не претендует на всеобщий охват из-за огромного числа возведённых церквей во всех регионах России, поэтому рассмотрены православные храмы, информация о строительстве которых широко освещалась в средствах массовой информации, либо была получена в процессе поездок по России. Материалы о новых церквях России были получены также в результате личных бесед с архитекторами и художниками-иконописцами.

Научная новизна работы заключается в следующем:

  1. В научный оборот введено большое количество (около 200) православных храмов России, возведённых в конце XX - начале XXI в.

  2. Выполнен типологический анализ современных церквей на основе изучения их объёмно-планировочных решений.

  3. Предложена классификация новых храмов по их стилистическим признакам.

4. Сформулированы новые терминологические определения стилевых
направлений в церковной архитектуре конца XX - начала XXI в.

5. Осуществлена систематизация типологии храмов периода эклектики и
модерна на основе изучения их объёмно-планировочных композиций.

На защиту выносятся:

- результаты типологического анализа храмов России второй трети XIX -
начала XX в. на основе их объёмно-планировочных композиций;

- результаты типологического анализа современных православных
церквей России на основе их объёмно-планировочных композиций;

результаты стилистической классификации храмов конца XX - начала XXI в. и терминологические определения выявленных тенденций;

основные тенденции развития современного церковного монументально-декоративного искусства в конце XX - начале XXI в.

Теоретическая значимость исследования. Использованные в работе методы анализа - построение типологических групп храмов и стилистический анализ построек - позволяют выявить основные тенденции, существующие в современной церковной архитектуре России. Выполненная типологизация может стать моделью для последующих исследователей.

Сопоставление современного этапа развития храмовой архитектуры с церковным зодчеством второй трети XIX - начала XX в. способствует более точному определению его своеобразия.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения православной храмовой архитектуры рубежа XX - XXI вв.; в лекционной, семинарской и экскурсионной работах в учебных учреждениях, в музеях, в научно-исследовательских центрах; в архитектурно-проектной деятельности современных зодчих; в подготовке студентов архитектурных и художественных вузов.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы и выводы работы могут быть использованы при разработке программ таких дисциплин архитектурного направления, как "Теория архитектуры", "История русской архитектуры периодов эклектики и модерна", "Современная архитектура России". Данные учебные программы будут полезны и актуальны как для факультетов истории и теории искусств, так и для архитектурных факультетов высших художественных и архитектурно-строительных вузов.

Достоверность научных результатов обеспечивается полнотой привлечённого к исследованию материала, многосторонностью его анализа, использованием многочисленных источников (книги и публикации в периодических изданиях, каталоги и справочники, натурное обследование соискателем новых храмов России, личные беседы с архитекторами и художниками-иконописцами).

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в ряде статей, опубликованных в сборниках научных трудов. Основные результаты работы нашли своё отражение в выступлениях на Всероссийской научно-технической конференции в СПБУТД (Санкт-Петербург, 2006); II Всероссийской конференции по исторической психологии памяти В.П.Денисенко (Санкт-Петербург, 2007); XV Российской научной конференции, посвященной памяти свт. Макария (Можайск, 2008).

Структура диссертации. Диссертация изложена на 156 страницах основного текста, состоящего из введения, трёх глав, заключения, сопровождается библиографическим списком (212 литературных источников) и альбомом с иллюстративным материалом (429 наименований).

Епархиальные и искусствоведческие комиссии, координирующие храмовое строительство. Подготовка специалистов в области церковной архитектуры и монументально-декоративной живописи

С конца 1980-х годов начался процесс постепенного возрождения Русской Православной Церкви. Он сопровождается возвращением Церкви принадлежавших ей в прошлом зданий, широкой миссионерской и катехизаторской деятельностью, ростом числа приходов (особенно на рубеже 1980 - 90-х годов). В советский период Православная Церковь была лишена большей части собственности и подверглась массовым репрессиям, включая физическое уничтожение десятков тысяч священников и монашествующих, сотен тысяч прихожан. Только после признания Церковью легитимности советского государства и начала активного сотрудничества с властями (в том числе в деле назначения священнослужителей) ей было позволено существовать как организации. При этом её социальная и экономическая деятельность были радикально ограниченны.

В начале 1990-х годов Церковь получила свободу и возможности для самостоятельной деятельности. Поскольку большей части людей традиции религиозной культуры не были известны из практического опыта детства и юности, по существу, необходимо было их вводить заново. Общество, в своём большинстве, воспринимало возрождение православия как возвращение того светлого, возвышенного и святого, что Россия потеряла в годы воинствующего атеизма. Это во многом способствовало установлению Церкви как организации контакта с большим числом людей. На Архиерейском соборе 1988 года был принят проект нового устава Русской Православной Церкви (предыдущий действовал с 1945 года), согласно которому произошло восстановление прихода как автономной единицы с широким участием в управлении мирян и выборностью снизу; статус патриарха снова приближен к тому статусу, который был выработан на соборе 1917- 1918 годов: он является председателем на сессиях Синода, Собора архиереев и Поместного собора и во всём этим учреждениям подотчётен. "Согласно уставу Русской Православной Церкви, принятом на Архиерейском соборе в 2000 году, высшим органом церковного управления является Поместный собор, на который собираются все архиереи, представители духовенства, монашествующих и мирян"51. Центральным управленческим органом Церкви, после Архиерейского собора, служит Московская Патриархия, которая состоит из Священного Синода, Управления делами Московской Патриархии и Синодальных отделов.

После отделения от государства в 1917 году Церковь получила возможность самостоятельно определять сферы общественно-политической жизни, в которых она будет участвовать, и формы этого участия. В советское время реализовать это было невозможно. В настоящее время отношения между Русской Церковью и государством строятся на основе активного сотрудничества. При Администрации президента вопросами отношения с православной Церковью занимается Отдел по взаимодействию с религиозными объединениями Главного управления внутренней политики. Совещательным органом для контактов с религиозными организациями является Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации, в котором несомненное преимущество в количественном отношении принадлежит представителям Русской Церкви.

Большинство государственных деятелей воспринимают Церковь как часть культурного наследия и как один из символов российской государственности. Поэтому одним из видов сотрудничества власти и Церкви (в основном на региональном уровне) является финансирование восстановления или реставрации храмов прошлых столетий. В некоторых случаях имеется поддержка строительства новых церковных сооружений.

Координировать деятельность архитекторов в области храмового зодчества и оказывать им квалифицированную помощь в проектной практике призваны осуществлять епархиальные и искусствоведческие комиссии. С 1995 года при Епархиальном Совете Москвы действует Искусствоведческая комиссия, возглавить которую Святейший Патриарх Алексий II поручил председателю Издательского Совета РПЦ, настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове протоиерею Владимиру Силовьеву. Она является экспертным советом, объединяющим таких специалистов в области архитектуры, иконописи и прикладного искусства как: С.В.Гнутова - специалист по церковно-прикладному искусству; писатель и искусствовед В.Н.Сергеев; искусствовед, декан факультета церковных художеств Свято-Тихоновского богословского университета, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков; искусствовед, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов; священник, иконописец Николай Чернышев; искусствовед, соборный клирик храма Христа Спасителя иерей Георгий Мартынов; профессор архитектуры Г.И.Лавров-Жестков; художник-реставратор А.В.Артемьев; искусствовед, клирик церкви свт. Николая Чудотворца что в Толмачах при Третьяковской галерее. Первоначально приходские советы Москвы и Московской области присылают проекты будущих храмов и их внутреннего убранства на благословение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, а Патриарх, в свою очередь, направляет эти материалы на рассмотрение Искусствоведческой комиссии. Проекты внимательно анализируются с культурно-исторических и богословских позиций, даются необходимые рекомендации. Только после этого начинаются работы по возведению того или иного храма. В 2000 году была организована Санкт-Петербургская епархиальная комиссия по архитектурно-художественным вопросам. Основными её функциями являются согласование проектов храмовых построек, надзор за осуществлением архитектурных проектов, художественных и реставрационных работ, сбор данных об осуществляемых работах, а также помощь архитекторам и художникам в процессе их работы. Председателем комиссии является заведующий Иконописным отделением Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии, профессор, настоятель церкви св. вмц. Екатерины в Академии художеств игумен Александр (А.Н.Фёдоров). В состав епархиального органа наряду с духовными лицами вошли около десяти специалистов в разных областях. "Среди них — доктор архитектуры, академик . Т.А.Славина; настоятельница Новодевичьего монастыря, юрист по светской специальности, игуменья София; реставратор высшей категории С.И.Голубев; руководитель мастерской церковно-исторической живописи института,имени И.Е.Репина Российской Академии художеств, профессор А.К.Крылов; историк архитектуры и специалист по архивному делу священник Александр Берташ." .

Общецерковной комиссии по архитектурно-художественным вопросам в области храмового строительства в _ настоящее время не существует. В регионах России вопросы по согласованию проектов новых церковных сооружений решаются епархиальными советами, существующими при каждой епархии, и привлечёнными для этого специалистами. Кроме того, региональные зодчие имеют возможность обратиться в искусствоведческие комиссии или какие-либо,другие архитектурные центры Москвы или Санкт-Петербурга за советом. А-члены московской и петербургской комиссий в качестве консультантов,выезжают на места в другие города России.

Архитектурные мастерские, занимающиеся проектированием храмов. Проектная деятельность зодчих

В настоящее время проектированием храмов занимаются как специализированные архитектурные мастерские (часто при монастырях и Лаврах), так и проектные организации, для которых создание проектов церквей существует одновременно с ведением проектов гражданских сооружений.

В Москве среди архитектурных мастерских, занимающихся проектированием исключительно храмов, обращают на себя особое внимание архитектурно-художественный центр при Московской Патриархии "Арххрам" (руководители - А.Н.Оболенский и М.Ю.Кеслер), архитектурно-художественная мастерская Свято-Данилова монастыря (основана в 1983 году, проектно-сметным отделом руководит Д.С.Соколов), Патриарший архитектурно-реставрационный центр в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (создан в 1999 году, руководитель - архитектор диакон Георгий Савин), "Товарищество реставраторов" (главный архитектор - А.А.Анисимов) и творческая архитектурная мастерская "Дабор", которая была основана в 1989 году.

Говоря о наиболее известных и значимых проектах данных архитектурных мастерских, следует указать церковь Рождества Богородицы в Столешниковом переулке в Москве и часовню Фёдоровской иконы Божией Матери в Москве, спроектированные архитектурным центром "Арххрам"; храмовый комплекс Преображения Господня в Тольятти (1991 - 2002), церковь св. блж. Ксении Петербургской в Москве, храм-памятник свв. апп. Петра и Павла на Прохоровском поле в Белгородской области (1995), спроектированные архитектурно-художественной мастерской Свято-Данилова монастыря; церковь св. Анны Кашинской в Михайловской слободе Раменского района, храм Рождества Богородицы в Надовражино Московской области (2001), храм иконы Божией Матери "Взыскание погибших" в Челябинске (2001 - 2003), проекты которых были разработаны в мастерской "Товарищество реставраторов"; церковь Рождества Христова на территории ОАО "Шереметьево-Карго" в Москве и храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Пензе, спроектированные мастерской "Дабор".

Проекты церквей в столице разрабатывают и государственные организации, для которых это является лишь частью основной проектной деятельности. Управление по проектированию общественных зданий и сооружений "Моспроект-2" имени М.М.Посохина, наряду с проектированием светских сооружений (здание филиала Государственного академического Большого театра в Москве, воссоздание и реконструкция гостиницы "Москва", памятник С.Есенину на Тверском бульваре в Москве, международный центр велоспорта в Туле) разрабатывают и проекты церквей. Примерами последних являются храмовый комплекс Патриаршего Подворья Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово в Москве (1998 - 2004), воссоздание храма Христа Спасителя в Москве, воссоздание храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Барвиха Московской области.

Организация "Проект-КС", основанная в Москве в 1999 году (главный архитектор - К.В.Сапричян), основным направлением проектирования которой являются площади, фонтаны, памятные стелы, в 2005 году выполнила проект храма Вознесения Господня в Ханты-Мансийске. Проектированием церквей занимается также московский архитектор М.Филиппов (храм в Электрогорске).

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области проектированием церковных сооружений занимаются в основном архитектурные мастерские широкого профиля. Большое внимание данной области архитектуры уделяют в своей работе архитектурное бюро "ЯК" (архитекторы А.В.Кицула, А.В.Михалычев, Г.А.Рыбаков) (часовня Архистратига Михаила (2000 - 2001) и храм-часовня св. Троицы в Санкт-Петербурге, сооружённый в 2002 - 2003 годах); "Петербургское архитектурное товарищество" (архитекторы А.Шретер, А.Головин, Г.Уралов) (церковь Рождества Пресвятой Богородицы в посёлке Александровская около Сестрорецка, 2002). Широко известны также храмовые сооружения, спроектированные мастерскими под руководством таких архитекторов, как Б.П.Богданович (церковь Державной иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, 2000 - 2008), Д.А.Бутырин (часовня свт. Николая Чудотворца на Английской набережной в Санкт-Петербурге), М.П.Копков (церковь свт. Николая Чудотворца при Рефрижераторном депо в Санкт-Петербурге, 1996 — 2002), В.Ф.Назаров (собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных в посёлке Токсово Ленинградской области, 1999 - 2003), Г.Б.Соколов (храм прп. Серафима Вырицкого в Купчино в Санкт-Петербурге), В.В.Харитоненко (церковь Казанской иконы Божией Матери на Красненьком кладбище Санкт-Петербурга, 2000 - 2001), Г.К.Челбогашев и Г.А.Васильев (храм Сретения Господня в Санкт-Петербурге, 1998 — 2009), М.Б.Атаянц (церковь свв. Константина и Елены в Шелково, проект храма Сошествия св. Духа для Санкт-Петербурга).

Свои первые творческие шаги делает архитектурная мастерская "Тектоника", созданная в 2007 году выпускниками и учащимися Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Мастерская объединила в себе архитекторов (К.В.Яковлев - руководитель мастерской, Д.Ю.Липовцев, А.Уваров, А.А.Константинова, М.М.Галиченко, Ж.В.Будникова), художников-монументалистов (Г.А.Гукасов, А.М.Козлов, А.Ю.Новосёлов, Ю.А.Белов, И.Б.Васильянов) и скульпторов (Е.М.Бурлакова, М.Н.Макушкин, Ю.С.Гоголь). Поэтому её основными принципами являются комплексность решения творческих задач, стремление к гармоничному синтезу искусств, ориентация на наследие классического и национального зодчества. Среди проектных работ мастерской обращают на себя внимание проекты, посвященные церковной тематике: проект часовни прп. Сергия Радонежского на картонной фабрике в Санкт-Петербурге, эскизный проект храма Преображения Господня в посёлке Горбунки Ленинградской области (2006), проект церкви св. Луки Войно-Ясенецкого при одноимённой больнице в Санкт-Петербурге (2007), проект храма Преображения Господня в посёлке Яковлево Ленинградской области (2008).

В регионах России осуществляются проекты церковных сооружений, разрабатываемые как столичными, так и местными архитекторами. Среди региональных архитектурных мастерских выделяются архитектурная студия "Менам Керка" (Сыктывкар), архитектурная мастерская "Архитектоника" (Ижевск, главный архитектор — С.А.Макаров), "Удмуртгражданпроект" (Ижевск), проектно-реставрационная мастерская "Терем" (Екатеринбург, ведущие архитекторы — В.М.Поздникин, Н.А.Бушмелева, С.О.Лемегова), "Магнитогорскгражданпроект" (Магнитогорск), "Сибспецпроектреставрация" (Тюмень).

Многочисленность и разнообразие творческих мастерских — характерное явление сегодняшнего времени. Постепенно в архитектурной практике в области храмового строительства вырабатывается необходимый профессиональный опыт. Начинают работать специалисты, в учебной практике которых уже присутствовали творческие задания на проектирование церковных сооружений и убранства их интерьеров. Многие из них воцерковлённые люди. Всё это создаёт предпосылки и благоприятные условия для создания наиболее удачных проектов храмов. Немаловажное значение при этом имеет создание епархиальных архитектурных и искусствоведческих отделов и комиссий, призванных координировать данную область архитектуры и оказывать квалифицированную помощь в проектной практике зодчих.

Монументально-декоративное искусство в современных церквях

В начале прошлого века отмечалось пристальное внимание к древнерусской иконописи. Как продолжение прерванных традиций, в настоящее время среди художников наблюдается большой интерес к национальным истокам. Это выражается в том, что в большинстве случаев стилевое решение композиций на религиозные темы основано на традициях византийской и древнерусской иконописи.

Ярким примером стремления к возрождению стилистики искусства Византии в монументальной живописи является роспись церкви св. вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве. Работы были проведены под руководством московского иконописца И.А.Чашкина. Им же были созданы иконописные образы для трехъярусного иконостаса храма (рис 65).

В оформлении интерьера Георгиевской церкви помимо настенной живописи присутствуют большие барельефные изображения св. вмч. Георгия Победоносца на западной стене, Вознесения Господня и Св. Троицы на северной и южной стенах храма. Автор икон-рельефов - художник и скульптор З.К.Церетели, нынешний Президент Российской Академии Художеств.

Сюжет со св. Георгием Победоносцем повторяется и на одном из рельефов фасада церкви, но в ином иконографическом изводе. Фасадные рельефы крупных пропорций "Св. вмч. Георгий Победоносец", "Богоматерь Знамение" и "Спас Нерукотворный" на храме, возведённом в честь победы в Великой Отечественной Войне, не только задают тональность всему окружающему пространству, но и предполагают соотношение их пластического решения и смысловой составляющей с рельефами обелиска Победы, расположенном недалеко от церкви. Рельефы обелиска имеют более мелкий масштаб. Они сплошь покрывают почти всю поверхность его граней.

В традициях византийской живописи выполнена роспись Георгиевского храма в Самаре. Авторство и исполнение живописного убранства стен церкви принадлежит художнику А.И.Чашкину. Стиль росписи гармонично сочетается с внешним обликом сооружения, в котором ясно прослеживаются композиционные приёмы и архитектурные формы, бытовавшие в средневековом византийском зодчестве. Программа росписи интерьера храма традиционна. В центральном куполе изображён Христос Вседержитель, окружённый Херувимами: и Серафимами (рис. 122). Цилиндрический барабан разделён на три горизонтальных яруса. Верхний ярус прорезан арочными окнами. Простенки оконных ниш оформлены орнаментом растительного характера. В среднем ярусе барабана размещаются фигуры пророков в рост. Изображения отличает подчёркнутая внешняя статичность, создаваемая за счёт строгой фронтальной ориентированности фигур пророков. Нижний меньший по ширине ярус барабана представляет собой узкую горизонтальную полосу, заполненную орнаментом геометрического и растительного характера.

На парусах изображены Евангелисты. В этих композициях присутствует повышенное внимание к передаче пространства, выраженное в стремлении ограничить зону изображения архитектурой, велумами, создавая так называемый "ящикообразный" интерьер с замкнутыми тремя сторонами и раскрытый к передней плоскости. Такой приём был характерен для монументальной живописи Византии конца XIII - начала XVI века.

Роспись сводов центрального креста посвящена сценам праздничного цикла. В их числе: Покров Пресвятой Богородицы, Сретение Господне, Воскрешение Лазаря, Воскресение Христа, Преображение Господне, Вознесение Господне, Воздвижение креста Господня. Стены церкви св. Георгия Победоносца украшены евангельскими сюжетами и геометрическими орнаментами. На четырёх подкупольных столбах изображены фигуры святых в полный рост.

Спокойный, замкнутый ритм построения живописных композиций сообщает им монументальность и торжественность. Движение в них либо отсутствует, либо предельно замедленно. Плавные, круглящиеся линии складок одежд святых и тонкие переходы от света к тени моделируют объём изображений. Монументальные композиции исполнены на синих и золотых фонах. Такая особенность была характерна для фресок сербских храмов (роспись Великой Богородичной церкви в Студенице, 1209). Колорит Георгиевской церкви согласован. Сочетания светло-голубого, охристого и блекло-розового цветов создают гармоничную и утончённую колористическую гамму.

Роспись самарской церкви ориентирована на традиции византийской монументальной живописи XIII столетия. В этот период развития византийского искусства в храмах ещё бытовали невысокие алтарные преграды в виде колоннады или аркады, несущей низкий антаблемент. В церкви св. вмч. Георгия Победоносца в Самаре установлен фаянсовый пятиярусный иконостас, художественное и конструктивное решение которого в определённой степени выбивается из общего оформления внутреннего пространства храма (рис. 113).

Производство фаянсовых иконостасов в России началось во второй половине XIX века. Традиция изготовления керамических иконостасов была заложена основателем "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий" М.С.Кузнецовым. "Товарищество" было учреждено в 1887 году. Фабрики имелись в селе Дулево Покровского уезда Владимирской губернии, в селе Кузнецово Корчевского уезда Тверской губернии, в Дреллингсбуше около Риги, в Волховском уезде Харьковской губернии и на Урале - в Сысерти. В конце XIX - начале XX столетия по всей России было создано более ста фаянсовых иконостасов. В годы воинствующего атеизма искусство изготовления иконостасов из фаянса было практически полностью утрачено.

В наши дни уральские мастера возрождают старинное искусство изготовления фаянсовых иконостасов. Специалистами екатеринбургской архитектурной мастерской "Терем" разработана технология, включающая проектирование, компьютерное моделирование, изготовление моделей, выпуск деталей и их монтаж в храме. Иконостас составляется из объёмных элементов, установленных на бетонные фундаменты и прикреплённых к металлическим каркасам. Сначала фаянсовые элементы покрываются эмалевыми красками, глазурями, золотом и обжигаются при температуре до 1200 градусов, что обеспечивает высокую прочность красок и позолоты. Цветовая палитра неограниченна. Затем детали иконостаса укладываются друг на друга на специальном клее. Важным достоинством фаянса является его невоспламеняемость.

Фарфоро-фаянсовые иконостасы украшают ныне храм св. Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово в Москве (рис. 77), часовню св. Троицы на Троицкой площади в Петербурге, собор арх. Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных в посёлке Токсово Ленинградской области (стр. 90), церковь св. вмч. Георгия Победоносца в Самаре, храм Всех Святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге (рис. 153) и другие.

Особый интерес представляет роспись церкви свв. равноапп. Константина и Елены в посёлке Ленинское Ленинградской области. Живописная композиция, украшающая купольную часть храма, имеет стилистическое родство с мозаичным сюжетом "Вознесение" в куполе церкви св. Софии в Салониках (ок. 843 — 880/885). Декоративная композиция, встречающаяся в оформлении куполов византийских храмов, переработана в церкви свв. Константина и Елены в соответствии с её архитектурно-конструктивным решением. В куполе барабана изображён Христос благословляющий (рис. 163). На полусферической поверхности - круговая композиция, в которой представлены двенадцать апостолов и Богородица с ангелами, на парусах изображены Евангелисты (рис. 162). В конхе апсиды располагается изображение Божией Матери с Младенцем на престоле. Роспись парусов и запрестольный образ исполнен художником Р.М.Гирвелем. Живописные композиции купола выполнены его учениками.

Взаимосвязь функционального аспекта храмовой архитектуры и стилистики церквей периода эклектики и модерна

Повышенный интерес к проблеме национальной самобытности, зародившийся ещё в конце XVIII века, несоответствие композиционных приёмов и художественных принципов классицизма новым требованиям архитектурной практики начала 1830-х годов обусловили необходимость поиска новых средств и методов для решения задач, которые вставали перед зодчими того времени. Многообразие и усложнение общественных функций сооружений (вокзалы, пассажи, музеи, гимназии, промышленные здания) потребовало от архитекторов создания новых планировочных, композиционных и художественных решений и приёмов. Происходило закономерное расширение диапазона исторических стилевых прототипов. При этом главной особенностью нового творческого метода, положенного в основу эклектики, являлось соответствие функционального назначения сооружения и его стилистического решения. При проектировании зданий административных учреждений, больниц и учебных заведений, музеев и театров зодчие чаще всего обращались к мотивам архитектуры периодов ренессанса, барокко и классицизма. Нередко в облике одной постройки соединялись традиции различных исторических стилей. В архитектуре сельских жилых и хозяйственных сооружений нашло своё широкое применение "фольклоризирующее направление", опирающееся на традиции народного деревянного зодчества.

Новый творческий метод эклектики нашёл своё выражение и в церковном строительстве. "Стремясь преодолеть стилевой "универсализм" классицизма и создать более дифференцированную систему архитектурных образов культовых зданий, отражающую особенности их религиозной функции, архитекторы-эклектики обратились к использованию разных исторических стилей, выбирая тот стилевой прототип, который, по их мнению, полнее соответствовал традициям данной религии"66. Так, здания иноверческих храмов зодчие проектировали в "неороманском" или "неоготическом" "стилях", либо соединяли в одной постройке архитектурные мотивы обоих стилевых направлений. Примерами этого служат лютеранская церковь св. апостола Петра в Санкт-Петербурге, возведённая по проекту А.П.Брюллова в 1833 — 1838 годах; шведская евангелическо-лютеранская церковь св. вмц. Екатерины, построенная в Санкт-Петербурге зодчим К.К.Андерсоном в 1862 — 1865 годах; немецкий реформатский храм на набережной реки Мойки, проект которого разработали архитекторы Г.Э.Боссе и Д.И.Гримм, и который был возведён в 1862 — 1865 годах.

Строительным традициям Православной Церкви в 1830 - 1850-е годы, в представлении современников, отвечал "русско-византийский стиль". В этом стилевом направлении, возникшем в контексте формировавшегося тогда "национального стиля", правительственные и церковные круги времени правления Николая I видели воплощение концепции "официальной народности", которая была сформулирована министром просвещения графом С.С.Уваровым в триаде: православие, самодержавие, народность. Эта концепция выражала общую ситуацию, складывающуюся с 20 - 30-х годов XIX столетия, при которой наблюдалось повышенное внимание к истории России, к проблеме национальной самобытности. Название стилевого направления — "русско-византийский стиль" отражало существовавшее в середине XIX века убеждение, что в области церковной архитектуры, как и в религии вообще, Древняя Русь была прямой наследницей Византии.

Первым опытом проектирования храмов в новом национальном направлении явились две постройки В.П.Стасова — Десятинная церковь в

Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX в. Л., 1990. С. 142. Киеве, возведённая в 1828 - 1842 годах, и русский православный храм св. Александра Невского на окраине Александровки около Потсдама, построенный в 1826 - 1829 годах.

Разрабатывая проект воссоздания Десятинной церкви в Киеве, архитектор-классицист отказался от приёмов классицизма. В.П.Стасов создал своеобразную стилизацию в духе древнего русского зодчества, основанную на крестово-купольной системе, привнесённой на Русь из Византии. Отделка фасадов храма представляла собой достаточно свободные вариации на темы русских средневековых церквей. История архитектуры в то время делала только свои первые шаги, и поэтому сам В.П.Стасов, и его современники не имели точного представления о характере и стилевых особенностях архитектуры Древней Руси.

Крупнейшим зодчим "русско-византийского стиля" являлся К.А.Тон. Главной его церковной постройкой служит храм Христа Спасителя в Москве, возведённый в 1832 — 1880 годах (рис. 168). Храм был задуман как памятник победе в Отечественной войне 1812 года. В соборе Христа Спасителя произошло смешение функций храма и музея, результатом чего явилось новаторское для того времени объёмно-планировочное решение сооружения. Крестообразное в плане внутренне пространство цельно. Восьмигранный центральный объём плавно перетекает в подкупольное пространство. Входящие углы планового креста, усиленные стенами расположенных здесь лестниц, служат устоями главы. По всему периметру это ядро окружено двухэтажной сводчатой галереей. Здесь расположился музей, посвященный войне 1812 года. На стенах галереи были установлены мраморные плиты с датами сражений, именами погибших, раненых и награждённых, с текстами важных политических документов, а также собраны трофейные знамёна и ключи покорённых городов.

Вслед за К.А.Тоном в "русско-византийском стиле" стали проектировать такие архитекторы, как А.П.Деев, по проекту которого в 1845 — 1900 годах был возведён Троицкий собор в Томске, зодчий А.С.Кутепов, разработавший в 1846 году проект собора в Ростове-на-Дону, строительство которого было завершено в 1854 году (рис. 172). По проектам Н.Е.Ефимова в Санкт-Петербурге были построены храм свт. Николая Чудотворца на Захарьевской улице в 1845 - 1851 годах и Воскресенская церковь в Малой Коломне в 1847 -1859 годах.

Многие строившиеся в то время храмы повторяли по своей композиции и художественному решению церковные сооружения, спроектированные К.А.Тоном, что закономерно. В 1838 году был издан альбом образцовых проектов храмов, разработанных К.А.Тоном. Этот альбом был одобрен властями и признан единственным пособием, которым следовало руководствоваться при проектировании всех православных церквей, возводимых по всей территории страны. Соответствующий закон был опубликован в 1841 году. Указание строить по образцовым проектам, разработанным К.А.Тоном, вошло также и в "Устав строительный". Таким образом, "русско-византийский стиль" в интерпретации К.А.Тона был придан статус официального.

"Русско-византийский стиль" в храмовом строительстве предполагал использование, как правило, традиций раннемосковской школы архитектуры. Национальный облик церковным сооружениям придавали такие архитектурные формы и детали, как луковичное пятиглавие, цилиндрические барабаны глав, закомары, аркатурно-колончатый пояс. Всё же в архитектуре рассматриваемого стилевого направления присутствовали ещё черты уходящего классицизма. Воздействие классицистических традиций выражалось в некоторой геометризации основных объёмов церквей, в чётком разделении горизонтальных и вертикальных членений, в двухосной симметрии.

Похожие диссертации на Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов