Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII - начала XX веков Дубровина, Вера Александровна

Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII - начала XX веков
<
Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII - начала XX веков Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII - начала XX веков Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII - начала XX веков Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII - начала XX веков Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII - начала XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дубровина, Вера Александровна. Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII - начала XX веков : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Дубровина Вера Александровна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова].- Москва, 2011.- 248 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/184

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Истоки и формирование «египетского стиля в художественной культуре Западной Европы. Основные этапы 14

Раздел I. Древние Греция и Рим как наследники и интерпретаторы искусства Древнего Египта 15

Раздел II.Средние века 27

Раздел III. От Ренессанса до середины XVIII в 31

Раздел IV. Эпоха Людовика XVI и Великая французская революция 36

Раздел V. «Египтомания» ампира 42

Раздел VI. 1840-1880-е гг 57

Раздел VII. От модерна до 1930-х гг 64

Глава II. Египетские мотивы в русском искусстве XVIII в. — 1830-х годов ...70

Раздел I. Начало XVIII в.- начало XIX в 73

Раздел II. «Александровский ампир» (1801-1830-е гг.) 95

Раздел III. Объекты в египетском стиле 102

Глава III. Египетские мотивы в русском искусстве 1840-1930-х гг 119

Раздел I. Эпоха историзма: 1840-1880-е гг 119

Раздел II. Эпоха русского модерна. Философские поиски 132

Раздел III. Египетские мотивы в живописи и архитектуре модерна... 141

Раздел IV. Интерпретация архитектурного наследия Древнего Египта в раннем советском зодчестве 152

Заключение 163

Библиография 175

Иллюстрации 186

Введение к работе

Культура Древнего Египта внесла огромный вклад в развитие мирового искусства. Зародившееся и развивавшееся в долине Нила на протяжении свыше четырех тысячелетий, это искусство создало уникальную монументальную каменную архитектуру. Египетские пирамиды по> праву считаются одним из семи чудес света. Известный немецкий ученый Э. Кон-Винер, в частности, отметил: «Египетская пирамида, бесспорно, самое монументальное создание архитектуры вообще»1. Выдающийся, российский исследователь искусства Древнего Египта М.Э. Матье, оценивая вклад древних зодчих в историю культуры, подчеркивала их «полное овладение конструктивными и декоративными возможностями камня, создание царской усыпальницы в форме пирамиды, четкая планировка сложных ансамблей и отдельных помещений, использование колонны и оформлении пространства и сложение определенных типов; колонн, сохранившихся затем с течение тысячелетий в зодчестве Древнего Египта, гармоничное сочетание архитектуры, скульптуры и рельефа, разработка- целого ряда замечательных приемов и мотивов декорировки зданий»."

Наследие Древнего Египта было* воспринято последующими цивилизациями и распространилось по всем континентам. Особенно впечатляющим было его воздействие на культуру Западной Европы. Богатые коллекции и накопленные научные знания приблизили современному человеку древнюю цивилизацию. Египетское искусство строго следовало сформировавшейся традиции. Сфинксы, крылатые диски, мумии, саркофаги, предметы скульптуры, иероглифы, стилизованные рисунки - самые характерные и легко узнаваемые символы Египта. Это стало основой для стилизации. Увлеченность Древним Египтом выражалась как в общем стиле 1 Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. СП. 2 Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 2010. С.95. больших архитектурных ансамблей, так и в отдельно взятых формах. Формы пирамиды и пилона, как известно, неоднократно использовались в различных целях, как непосредственно связанных с их первоначальным назначением, так и в новом качестве. Мемориальные обелиски получили самое широкое распространение по всему миру и со временем практически утратили ассоциативную связь с создавшей их культурой. Сфинксы завораживали и вдохновляли многих скульпторов и архитекторов. Мотивы истории Древнего Египта широко представлены .как в живописи, так и в литературе.

Для определения распространившихся в искусстве разных эпох. стилизаций в «египетском стиле» наукой предложена специальная терминология, все еще, однако, не до конца устоявшаяся. Данное явление в европейской культуре Нового времени получило следующие определения: «Египтомания» ("Egyptomania"), «Египтиана» ("Egyptiana"), «Египтицизм» ("Egypticism"), «Нео-египетский стиль» ("Neo-Egyptian style") или «Египетское Возрождение» ("Egyptian Revival"). Они использовались наряду с терминами «Мавританское Возрождение» ("Moorish Revival"), «Неоготика», ("Neo-gothic"), «Персофилия» ("Persofilia"), «Индомания» ("Indomania") и «Этрускерия» ("Etruscheria"). В том или ином варианте определение «египтомания» стало широко применяться в XX в. европейскими и американскими учеными3. «Египетский стиль» и «египтоманию» формируют три важнейших источника: археологические, художественные и эзотерические, в которых Древний Египет предстает носителем универсального, тайного знания, определяющего судьбы человечества. Одновременно «египтомания» представляет собой манифестацию особых пластических форм, так или иначе 3Напр Pevsner N., Lang S. The Egyptian Revival. Architectural Review. CXIX (1956); Lancaster Clay. Oriental forms in American architecture 1800-1870. Art Bulletin. XXIX.3. 1947; The Art and Architecture of Freemasonry. Batsford, 2002; Humbert Jean-Marcel. L'Egyptomania dans L'Art Occidental. Paris. 1989; Hutchinson Colla Elliott. Conflicted Antiquities: Egyptology, Egyptomania, Egyptian Modernity. Duke Uni Press 2008; Ashton Sally-Ann. Roman Egyptomania.Golden House Publications 2004; Curl James Stevens. Egyptian Revival. Ancient Egypt as the Inspiration for Design Motifs in the West. New York. 2005 и др. проявляющихся в больших архитектурно-художественных стилях (барокко, рококо, классицизм, историзм, модерн).

В западноевропейской культуре на разных этапах развития обнаруживается множество примеров использования египетских мотивов в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи и литературе. Профессор Собронны доктор искусствоведения Жан Тюлард справедливо подчеркивает, что никакое другое искусство, «в том числе Индии и Китая не вызвали такого увлечения на Западе, как Египет» . Этот интерес, по наблюдениям последних нескольких десятилетий, превосходил по масштабам даже притягательность «шинуазри» и «тюркери».

Углубленное исследование этого художественного феномена наглядно показывает, что широкое использование характерных для древнеегипетской архитектуры и искусства элементов — особого «египетского стиля» приходится на античность. Наиболее ярко оно было представлено в искусстве Эллинизма и Древнего Рима. Затем эти мотивы получили распространение в XVI-XVIII вв. Италии, Франции, Англии и Германии. Расцвет этого стиля — «египтомании» - падает на эпоху ампира во Франции, что, безусловно, было связано с личными вкусами и пристрастиями Наполеона. Необходимо отметить, что научный интерес к Египту, возникший благодаря Наполеону, должен был укрепить государственную идеологию, показать Францию преемницей древнейших цивилизаций и великих империй прошлого. «Египтомания» эпохи Империи подтолкнула Францию к формированию полноценной египтологии, как науки о древностях, важнейшей вехой которой стало эпохальное открытие Шампольона — дешифровка египетских иероглифов в 1822 году. Это событие не только укрепило позиции науки, но и придало «второе дыхание» «египтомании», восторженно открывшей исторический контекст, казавшейся дотоле 4 Цит. по: Humbert Jean-Marcel. L'Egyptomania dans L'Art Occidental. Paris. 1989. S. 8. загадочной цивилизации. С этого времени неизвестные надписи начинают читаться, и представление о Древнем Египте постоянно углубляется.

Особенным образом «египтомания» проявилась в зодчестве историзма, неотъемлемой составляющей которого также является по определению. Позитивистский дух науки второй половины XIX столетия открывал новые горизонты, используя не миф, но конкретные исторические знания, и опираясь на глубокое почтение, которое широкая публика испытывала к научным открытиям. Элементы «египетского стиля» встречаются в архитектуре XIX — XX веков уже практически повсеместно: от Америки до Австралии, в том числе и в России.

Распространение египетских мотивов в русском искусстве и архитектуре связано с комплексом особых исторических обстоятельств развития отечественной культуры. Россия знакомилась с Египтом через культуры-посредницы: византийскую (вплоть до конца XVII в.) и европейскую (начиная с петровской эпохи). Затем она выработала собственную интерпретацию «египетского стиля», в котором черпали вдохновение выдающиеся зодчие, как русские по происхождению (Н.Львов, А. Воронихин и др.), так и те, кто поставил свой талант на службу России (А.Менелас, Тома^ де Томон, Ч. Камерон и др.).

Таким образом, изучение особенностей становления и эволюции «египетского стиля», его места в искусстве и архитектуре Европы и России — важная и актуальная научная задача.

Диссертация посвящена комплексному анализу проникновения египетских элементов, мотивов и тем в западноевропейскую и русскую культуру, прежде всего в архитектуру XVIII - начала XX в. Их широкое присутствие в зодчестве, оформлении фасадов и интерьера позволяет говорить о формировании особого «египетского стиля», а увлеченность этим стилем - о «египтомании». Его становление и развитие в отечественной культуре было интересным проявлением взаимодействия европейского и русского искусства. «Египтомания» как специфическое явление в искусстве Западной Европы и Америки стала объектом научного исследования в конце 1920-х гг. во Франции, Германии, Англии, Италии, США. Этой проблематике были посвящены статьи Г.Фогеля, Ф. Росса, А.Блант, В.Хекшер, Н.Певзнер и С.Ланг, К.Ланкастер и др.5. На рубеже 1960-70-х гг. появляются фундаментальные исследования, которые в настоящее время считаются классическими работами по данной проблематике: Ричарда Карротта «Египетское Возрождение: его источники, монументы и значение»-(1978), Джеймса Стивенса Кёрла «Египетское Возрождение» (1982), Жана-Марселя Умбера «Египтомания в Западном искусстве» (1989)6. Труды 2000-х гг. Брайана Каррана («Египетский Ренессанс: возрождение Древнего Египта в искусстве Нового Времени Италии», 2007; «Обелиск: история», 2009), Э:Колла, С.-А.Эштон, С.Сорек и др. вносят важный вклад в дальнейшее исследование этой тематики.

Статьи, затем две книги по этой проблематике были изданы в США. Это «Египетское Возрождение» Карротта, который анализирует период с 1808 по 1855 гг. в США. Работа «Египетское Возрождение» Д.С. Кёрла стремится к энциклопедическому охвату темы, но автор все-таки в большей степени сосредоточен на архитектуре, уделяя особое внимание англосаксонской египтомании. Д. Кёрл считает, что принципиальное значение имеет 5 Vogel Hans. Aegyptisierende Baukunst des Klassizismus. //Zeitschrift fur Bildende Kunst. LXII (1928-1928); Roos Frank J. The Egyptian Style // Magazine of Art. XXXIII (1940); Blunt A.. The Hypnerotomachia Poliphili' in XVII Century France. // Journal of the Warburg and Courtauld Instituties. I (1937-1938); Heckscher William. Bernini's Elephant and Obelisk. // Art Bulletin. XXIX, 3 (1947); Pevsner N., Lang S. The Egyptian Revival. Architectural Review. CXIX (1956); Lancaster Clay. Oriental forms in American architecture 1800-1870. Art Bulletin. XXIX.3. 1947. 6 Карротт. Curl James Stevens. Egyptian Revival. Ancient Egypt as the Inspiration for Design Motifs in the West. New York. 2005; The Art and Architecture of Freemasonry. Batsford, 2002; Humbert Jean-Marcel. L'Egyptomania dans L'Art Occidental. Paris. 1989. 7 Curran Brian A. The Egytian Renaissance: The Afterlife of Ancient Egypt in Early Modern Italy. Chicago 2007; Obelisk: A History. MIT Press 2009; Hutchinson Colla Elliott. Conflicted Antiquities: Egyptology, Egyptomania, Egyptian Modernity. Duke Uni Press 2008; Ashton Sally-Ann. Roman Egyptomania.GoIden House Publications 2004; Sorek Susan. Emperor's Needles: Egyptian Obelisks and Rome. Bristol Phoenix Press. 2010. исследование истории восприятия и интерпретации культуры Древнего Египта в Европе. Он подчеркивает, что «наследие Египта было воспринято последующими цивилизациями, сложившимися на берегах Средиземного моря», а «верования египтян повлияли на мировоззрение и религиозные культы других народов. Через греко-римский мир египетские божества... значительно воздействовали на другие религии, в частности, на христианство»8.

Попытка дать наиболее широкую картину европейского увлечения египетскими мотивами принадлежит французскому исследователю Ж.-М. Умберу. Он попытался выделить объекты, затронутые египтоманией, в архитектуре, интерьере, скульптуре, живописи, предметах декоративно-прикладного искусства, вплоть до кинематографии, комиксов, моды и рекламы. Широкие исторические рамки (от XVI в. до 1970-х гг.) позволили ученому продемонстрировать нарастание интереса в европейском искусстве к искусству Древнего Египта. Умбер показывает живучесть этого феномена, его способность приспосабливаться к разным историческим обстоятельствам и культурным тенденциям. Французский исследователь (египтолог по образованию) особо выделил события, в разные эпохш стимулировавшие интерес у архитекторов и художников к древней цивилизации (раскопки на Вилле Андриана в Тиволи, Египетский поход Наполеона, дешифровка иероглифов, Парижские выставки, открытие гробницы Тутанхамона, успех Сары Бернар в роли Клеопатры и пр.).

В целом западноевропейскими исследователями накоплен богатый и важный для современного искусствознания материал. Он нуждается в обобщении и осмыслении. Результаты работы зарубежных исследователей в нашей стране известны недостаточно.

В отечественной науке «египетский стиль» наиболее обстоятельно рассмотрен в трудах В.С.Турчина, но не как отдельный феномен, а как 8 Curl James Stevens Egyptian Revival .. New York. 2005. S. существенная часть искусства Западной Европы, прежде всего Франции, XVIII- начала XIX в.9

Архитектура и культура России XVIII - начала XIX вв. наследовала египетские элементы в значительной мере через восприятие и переосмысление опыта стилей западноевропейской архитектуры -классицизма, ампира, историзма и модерна. До настоящего времени это остается мало исследованной областью в истории русского искусствознания. Наиболее существенным вкладом в изучение данной проблематики являются работы В.С.Турчина10, обратившегося к изучению эпохи Александра* к Интересные наблюдения есть также в книге И.Е.Путятина «Образ русского храма и эпоха Просвещения»11. Один из наиболее авторитетных специалистов по истории и> теории русской архитектуры М.В.Нащокина отметила широкое присутствие египетских мотивов в русской садово-парковой архитектуре конца XVIII - начала XIX вв.12 Много ценных сведений содержит монография Л.Г.Пановой, построенная на материале русской и зарубежной художественной литературы XVIII - начала XX веков . В последние годы В.Солкиным и В.Ларченко были предприняты попытки систематизации памятников египетского искусства и египетских элементов в архитектурно-пластическом убранстве Санкт-Петербурга и его пригородов1 . Ряд ценных сведений содержат исследования о творчестве художников и архитекторов, у которых эти мотивы встречаются. Хелен Вайтхауз одной из первых за рубежом обратилась к исследованию египетских мотивов в русской архитектуре15.

Турчин B.C. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. L'ancien regime, революция и империя. М. 2007. 10 Турчин B.C. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М., 2001. 11 Путятин И.Е. Образ русского храма эпохи Просвещения. М., 2009. 12 Нащокина М.В. Русский масонский сад. // Русская усадьба. Сборник ОИРУ, № 12 (28). М., 2006. С 497- 536. 13 Панова Л.Г.. Русский Египет. Александрийская поэтика Михаила Кузмина. Кн. 1, 2. М., 2006. 14 Солкин В., В.Ларченко В. «Египетский Петербург»: египетские и египтизирующие памятники на берегах Невы. // Древний Египет. Сб. трудов ассоциации по изучению Древнего Египта «MAAT». М., 2005. С. 7-12. 15 Whitehouse Helen. Egypt in the Snow. // Imhotep today. London, 2003.

Работы концептуального характера, обобщающие результаты исследований по указанной проблематике зарубежных ученых, в отечественном искусствознании отсутствуют. Не предпринималось также попыток сделать объектом специального изучения египетские мотивы в русском искусстве и архитектуре, представить становление и эволюцию отечественного варианта «египетского стиля», показать своеобразие основных его этапов.

Это определило объект исследования диссертации. В центре внимания находятся архитектурные ансамбли, здания, некоторые предметы скульптуры и живописи, ярко иллюстрирующие важную роль «египетского стиля» в мировой художественной культуре. Также большое внимание уделяется основным источникам формирования этого «стиля» и их развитию в зависимости от исторических событий, философского контекста. Подробно изучены европейские и российские примеры стилизации египетских памятников. В работе явление «египетского стиля» рассматривается только в пределах стран Западной Европы как источника его появления и формирования, и России, воспринявшей эту традицию и давшей высокие художественные результаты. «Египетский стиль» стал важной частью европейского и русского искусства в XVIII - начале XX вв. Но для наиболее полного представления о «египетском стиле» и его истоков хронологические рамки данного исследования расширены. Привлечен материал, начиная с эпохи Эллинизма. Хронологические границы дают возможность в полной мере осмыслить работы и концепции западноевропейских исследователей, оценить эволюцию египетских мотивов в западной культуре, наглядно показать позднейшую адаптацию некоторых форм, ставших неотъемлемой частью архитектуры Рима, а затем и эпохи Возрождения. Этот материал служит основой для изучения появления, становления и развития «египетского стиля» в Западной Европе, а затем и в России.

При изучении египетских мотивов в искусстве был применен ряд традиционных для искусствоведческого исследования методов. В основу диссертационной работы положен культурно-исторический метод, позволяющий проследить эволюцию развития художественных явлений в широком историческом контексте, проявившемся в целом ряде событий -книгах путешественников, открытиях археологов, формировании музейных коллекций, массовом увлечениями древними культами, и т.п. Формально-стилевой метод позволил проанализировать отдельные архитектурные ансамбли, памятники архитектуры, и декор зданий, убранство интерьеров; представляющих «египетский стиль» и несущих глубокий философский смысл. Также применен иконографический метод, использование которого по отношению к архитектуре было обосновано еще в первой половине XX века такими специалистами как Р.Краутхаймер, Э.Китцинжер, Р.Арнхейм и Х.Зедльмайер. Этот метод позволяет определить развитие архитектурной типологии и декора зданий, а также выявить ограниченный круг прообразов среди памятников древнего зодчества. Иконологический метод позволил нам выявить некоторые литературные, идейно-философские и религиозные программы, лежавшие в основе архитектурного замысла. Отметим также важность социологического метода, позволившего понять роль заказчика, социального заказа, некоторых важнейших произведений, исследованных в диссертации.

Структура работы определена поставленными задачами. Она состоит из трех глав, построенных по хронологическому принципу. Главы разделены на разделы. В первой главе «Истоки и формирование «египетского стиля» в художественной культуре Западной Европы. Основные этапы» выделено семь разделов, посвященных анализу этого явления в разные историко-культурные эпохи: античность, Средние века, период от Ренессанса до середины XVIII в., эпоха Людовика XVI и Великая французская революция, ампир, 1840-1880-е гг., от модерна до 1930-х гг.

Материал об использовании египетских мотивов в русской архитектуре и культуре изложен в двух следующих главах. В них внимание уделено не только собственно объектам архитектуры, но и проникновению египетских мотивов в живопись и литературу. Это было необходимо для создания более широкого культурного контекста. Вторая глава «Египетские мотивы в русском искусстве XVIII в. - 1830-х гг.» имеет три раздела. В первом освещается общая картина проникновения египетских мотивов в русскую культуру и архитектуру на протяжение XVIII в., их использование в садово-парковой и мемориальной архитектуре. Второй раздел посвящен анализу места египетских мотивов в «Александровском ампире». Третий - объектам, представляющим наиболее интересные образцы египетского стиля. Третья глава «Египетские мотивы в русском искусстве 1840-1930-х гг.» разделена на четыре части: «Эпоха историзма 1840-1880-е гг.», «Эпоха русского модерна (1890-1910-е гг.). Философские поиски», «Египетские мотивы в живописи и архитектуре модерна», «Интерпретация архитектурного наследия Древнего Египта в раннем советском зодчестве (1918-1930-е гг.)».

Приложение составляют иллюстрации (более 220 единиц) объектов архитектуры, отражающих присутствие «египетского стиля».

Древние Греция и Рим как наследники и интерпретаторы искусства Древнего Египта

Завоевание территории Древнего Египта Александром Македонским, затем римлянами способствовало тому, что достижения культуры древних египтян распространились далеко за его пределами: Преемственность, восприятие и переосмысление культурных традиций Древнего Египта было свойственно Древней Греции и Риму, знакомство которых с Египтом было весьма глубоким. Перечень трудов античных авторов, содержащих сведения о Египте, является весьма впечатляющим. Это сочинения Гомера, «отца истории Геродота», древнееврейского историка Иосифа Флавия, «География» Страбона , Плутарха и многих других.

Греки регулярно посещали Египет еще в VII в до н. э., ученые-астрономы и геометры осваивали его опыт. Высокоразвитая культура древних египтян наложила отпечаток на религиозные представления сначала греков, а затем и римлян, их архитектуру, скульптуру и изобразительное искусство. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII в. до н.э.) в «Теогонии» описывает Сета как тысячеголового змея, изрыгающего огонь, отца сторожевого пса Цербера, прародителя Гидры. Лотосовидные колонны, обелиски, сфинксы, львы, пилоны, солнечные диски стали использоваться в разных частях Греко-римского мира.

Особенно интенсивным взаимодействие эллинистической и египетской культуры стало после прихода армии Александра Македонского в Египет и основания в дельте Нила Александрии в 332 г. до н.э. Египетские жрецы в храме бога Птаха в Мемфисе торжественно объявили Александра Македонского фараоном. Он стал носить титул «Царя Верхнего и Нижнего Египта»,, считался «избранником Ра и возлюбленным Амона», наместником Хора. Александра в первую очередь поразила монументальность архитектуры Египта. «Сущность монументального и лежит в том, что его формы просты и не требуют для своего-понимания-тонкой восприимчивости, что они захватывают с первого взгляда и говорят своей простотой тем убедительнее, чем огромнее размеры» . Пирамиды послужили образцом для задуманной Александром гробницы отца Филиппа II. Как заметил известный немецкий искусствовед Э. Кон-Винер, «храм и гробница были главными созданиями архитектуры египтян»4. Забальзамированное тело самого Александра было захоронено в специально сооруженной усыпальнице в Александрии. Как для великого завоевателя, так и для его сподвижника Птолемея, основателя династии, правящей Египтом триста лет, эта страна была воплощением древней и богатой культуры. Во время династии Птолемеев происходило широкое проникновение египетской культуры в эллинскую. Это явление получило определение (достаточно условное) «элинизирующего» Египта5. Египетская богиня Исида воспринималась отличной от греческих богов, населяющих Олимп. Как заметил английский исследователь Д.Кёрл, ее свойства и функции апеллировали к ставшей более цивилизованной душе греков, которых уже не так привлекала распущенность и варварство их традиционных божеств .

Широкое распространение получали некоторые религиозные культы Египта, в частности, культы богини Исиды и Осириса/Сераписа, сложно взаимодействовавших с местными пантеонами богов, что отразили их изображения (рис. 1,2). Об этом свидетельствует, например, бюст Зевса-Сераписа (рис.3,4), римская мраморная копия мраморного оригинала древнегреческого скульптора Бриаксида (IV- в. до н.э.). В образе и функциях Сераписа соединились могущественные египетские боги Осирис и Апис и греческий Зевс как верховное божество. Серапис являлся богом плодородия, был связан с загробным культом, считался богом мертвых (поэтому отождествлялся древними греками с Аидом): Он был одновременно повелителем моря (сближался с Посейдоном, изображения Сераписа помещали на носах кораблей) и богом солнца1 (отождествление с Аполлоном-Гелиосом). Приэтом иконография Сераписа чужда египетской традиции. Его изображали человеком средних лет в греческом одеянии, с пышной прической и бородой, на голове — с корзиной, наполненной плодами (символ обилия), а иногда повязка и лучи или цветок лотоса. Сераписа; таким образом, отождествляли с Зевсом, Плутоном и Асклепием. Нечто подобное произошло и с иконографией египетской богини Исиды, ассоциировавшейся с Афродитой, ей поклонялись царицы из династии Птолемеев, в частности знаменитая Клеопатра. Исиду тоже часто изображали в стилистике греческой скульптуры, наделяя необходимыми атрибутами7 (рис.5,6). Атрибуты Исиды - лотос, лунный диск, обрамленный коровьими рогами, рог изобилия, змея, ваза со святой водой («гидрион»), колосья пшеницы, полумесяц, одежда с узлом на груди, музыкальный инструмент систр. Сохранившиеся статуи

Исиды эллинистического времени изображали богиню в одежде с узлом на груди, с бутоном лотоса на голове, сосудом со святой водой и систром. «Систр в египетском культе считался одним из средств магического отражения злых духов»8.

Завоевание Египта римлянами (30-е гг. до н.э.) способствовало широкому распространению элементов египетского искусства и архитектуры в самом Риме и по территории всей Римской империи. Рим воспринял идеологию древнего царства, прежде всего, его традицию обожествления верховной власти. В искусстве Египта сооружения, связанные с царским культом, имели особое значение. «Учение о божественном происхождении фараонов являлось важнейшим идеологическим средством закрепления единовластия в долине Нила. Представление о фараоне как о сыне бога по плоти стало вообще одной из главных особенностей египетской религии...Вера в то, что царь - живой или мертвый равно был богом, и при этом богом-покровителем страны, определила характер праздников, содержание ежедневного храмового ритуала и огромную роль царского заупокойного культа с его пышным оформлением. Гробница фараона; считалась местом пребывания божественного духа — покровителя Египта, и это обуславливало общегосударственное значение культа умерших царей»9.

Эпоха Людовика XVI и Великая французская революция

В эпоху Просвещения идет процесс активного осознанного-интереса к недостаточно известным частям-света (в это время Египет был под властью Османской империи) и к роскошной архитектуре, созданной древними цивилизациями. В XVIII в. с развитием коллекционерства в дворянской среде антиквары в ряде стран стали собирать отдельные археологические находки. Вскоре в некоторых странах были произведены первые опыты раскопок с научными целями.

В 1714 г. в «Садах Саллюстия» в. Риме обнаружены многочисленные египетские артефакты. Папа Бенедикт XIV в 1748 г. поместил в музей Капитолия египетскую коллекцию. К египетским- сюжетам обращаются литература и театр (опера-балет Рамо «Рождение Осириса», 1751). С 1730 года распространяется мода на английские пейзажные парки, некоторые из них оформляются в египетском стиле. В это время появляются первые монументы, мавзолеи и надгробия того же стиля. Коллекционеры начинают активно приобретать предметы египетского искусства. Все больше путешественников отправляются в долину Нила и по возвращении публикуют свои воспоминания (Пьер Белон дю Ман, Ф.Л.Норден, Р.Покок, Г.Винкельман).

По мере нарастания этой тенденции, интерес к Египту получает большое распространение. Путешественники заказывают у художников самые простые копии, в результате чего публика привыкает видеть египетские элементы, смешанные с классическими римскими темами. Художники начинают создавать множество сфинксов и подражаний статуи Антиноя/Сераписа. Повсеместно появляются сфинксы, во внутреннем убранстве все чаще используются египетские элементы, даже в покоях королевы Марии Антуанетты, которая играет значительную роль в распространении этой моды. В оформлении своих покоев в Версале и своего салона в Фонтенбло она использовала несколько предметов искусства, выполненных в египетском стиле (большая ваза, поддержанная четырьмя сфинксами, стояла на камине в ее спальне в Версале). Она заказала Жану Батисту Сене египетские бюсты для своего основного кабинета в замке Сен-Клу. «Версаль и Фонтенбло, естественно, были образцом для подражания. Буазо нарисовал для спальни в Версале модель подставки для дров в виде сфинкса, которая так понравилась, что тотчас же королем был заказан второй экземпляр для салона игр в Сен-Клу»21.

Зал папирусов (рис.28), галерея Ковров в Ватикане стали примером таких же тенденций в Италии, которые позднее распространяются в Англии и Германии. Появляются предметы мебели: кресла, подставки для дров, подсвечники, часы, с элементами египетского декора.

Элементы египетского стиля заняли важное место в утонченном языке архитектуры и интерьеров рококо XVIII в., самым крупным представителем которого был «венецианский архитектор» Д.Б.Пиранези (1720-1778). В поисках образцов истинного стиля он большое внимание уделял античности и Египту . Пиранези «использовал египетский стиль по объективным эстетическим причинам: он видел его оригинальность и экзотичность» (рис.29,30,31). Во Франции традиции Пиранези соединились со стилем эпохи Людовика XVI. В результате здесь возникла живописная фаза рококо, для которой характерно использование египетских элементов в неегипетской манере. На протяжении XVIII века; подчеркивает Ж.-М. Умбер, использование египетских мотивов во французском искусстве и архитектуре постоянно росло и даже временами «вызывало во Франции страстную критику» . В конце века египетские темы и формы уже широко присутствовали в искусстве и архитектуре и даже стали объектом исследования. Катромер де Кьянси получил приз Академии Inscriptiones et Belles-Lettres за тему: «Какой была архитектура египтян, и что греки у нее позаимствовали» (1785).

Особый интерес к Египту проявляли «вольные каменщики» - масоны, среди которых было немало как людей искусства, так и заказчиков; Роман аббата Жана Террасона (1670-1750) «Сетос, или История жизни, почерпнутая из памятников и свидетельств Древнего Египта» (1731) описывает путешествие и посвящение египетского принца Сета в древние тайны. Роман Террасона содержал длинные и подробные описания тайн культа Изиды. Именно под влиянием этого произведения в значительной степени складывается масонский ритуал. Ф. Террасой - священник, профессор латинского и греческого языков, древнегреческой философии в Коллеж де Франс - написал дидактический роман в традиции философско-утопического романа Франсуа Фенелона «Приключения Телемаха» (1699). В переводе Фонвизина на русский язык роман известен как «Жизнь Сифа» («Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая»).

Опера В.А. Моцарта «Волшебная флейта» (1791), свидетельствует о том, что ее автор был очень хорошо знаком с произведением аббата Террасона. Как пишет А.Кирхенгейм: «Этот сюжет очень занимал читающую публику и любителей театра, и им весьма часто пользовались еще до того времени, когда Моцарт написал свою «Волшебную флейту»». Например; драма Т. Ф.Ф. фон Геблера «Тамос, царь египетский» (1773) имеет сюжет, обработанный в духе популярных в то время народных феерий, полных экзотических чудес. Автор либретто «Волшебной флейты» Шиканедер (как и автор музыки, был масоном) почерпнул идею в сказке К. Виланда (1733— 1813) «Лулу» из сборника фантастических поэм «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов» (1786—1789), с дополнением из его же сказок «Лабиринт» и «Умные мальчуганы». В числе дополнительных источников также называют эпическую поэму «Оберон, царь волшебников», с дополнениями по либретто К. В. Хенслера к опере «Праздник солнца у браминов» Венцеля Мюллера; драму «Тамос, царь египетский» Т. Ф. фон Геблера. Упоминают также работу Игнаца фон Борна; магистра6 масонской ложи «Zur Wahrheit» («К правде»), «О мистериях египтян» («Uber die Mysterien der Agypter»). Именно фон Борну, скончавшемуся незадолго до написания оперы, либретто и было посвящено.

Начало XVIII в.- начало XIX в

Картина начинает существенно меняться в XVIII веке, когда русская культура стала тесно взаимодействовать с европейской. Элементы египетского искусства, широко используемые в европейской культуре, попадали в поле зрения российских художников не сами по себе, не потому, что именно они по какой-то причине привлекали внимание и вызывали интерес, а в русле общего усвоения европейского художественного опыта, неотъемлемой составляющей которого эти элементы в предыдущие столетия стали. Следует принимать во внимание, однако и то, что новая «европейская» интерпретация египетских мотивов сочеталась и переплеталась с уже сформировавшимися в русской культуре представлениями об этой древней цивилизации.

Становились .известными; хотя и весьма редко, собственные впечатления русских образованных людей об этой древней земле: В: эпоху сложных отношений с Османской империей некоторые русские монахи; путешествующие ко святым местам, добирались до Египта и оставили его; описания. Среди них выделяется; отличающийся широким кругозором Василий Григорович-Барский ( 170 Г-1747);, который восемьюмесяцев прожил в Египте (1727—1728). Он вел путевые записки, изданные спустя тридцать лет после его смерти под названием «Жешеходца Василия Еригоровича Барского путешествии к св..местам и т.д.» (СПб., 1778).. В" них содержится богатый географический; историко-археологический и искусствоведческий материал по? разным; странам Средиземноморья и Ближнего? Востока; Его описания отличаются подробностью и точностью, так как Барский описывал только то, что видел своими глазами и внимательно;осмотрел.

Египет произвел на него яркое впечатление. Русского паломника особенно поразил Нил. Он рассуждал о значении этой реки для Египта, о плодородных землях вдоль ее берегов. Брат киевского архитектора, Барский снимал виды, делал зарисовки и планы замечательнейших: мест (Кипра, Дамаска, Иерусалима; Каира и др;) и зданий и собрал их около полутора

Он описывает столицу Птолемеев «царское седалище», Александрию 1730 года как «город велик и крепок и много знаменит». Особый восторг вызвали у него обелиски. Он обмерил «Столп Помпея» (известный как Александрийский столп, воздвигнутый Помпеем в 297 г.): «зело великий в высоту и толстоту... делом и художеством изрядный». Пораженный «Столпом Клеопатры» (обелиск, воздвигнутый во времена фараона Тутмоса III приблизительно в 1450 г. до н.э., известный как «Игла Клеопатры»), русский путешественник обращает внимание на то, что монумент был возведен из каменного монолита и покрыт надписями. Барский делает следующую запись: «Един и цел камень прост, не округол же, яко же обычно столпам, но четвероуголен, и сверху остр, и от всех стран единаче широту имат и некие печати или значения изрыты глубоко, яко на два члены перста». Барский отметил и выделил главные особенности древнего обелиска: его четырехгранную форму, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды. Обратил он внимание также на то, что обелиск высечен из гранитного монолита и испещрен иероглифами.

Русский путешественник смог списать одну сторону обелиска и точно передать большинство иероглифических знаков. Барский понимал, что высеченная много веков назад надпись должна содержать важную информацию: «Неведомо какие письма: сабли, луки, рыбы, человечьи головы, руки, ноги, топорки, а иного и знать нельзя, видимая и невидимая, а сказывают, будто некая мудрость учинена». Много позднее было установлено, что эта надпись была сделана в честь побед могущественного фараона Рамзеса II. Барский также видел и запечатлел в своих рисунках величественные египетские пирамиды. Он называл их «фараоновы горы»: «Иже суть четверограничные, всякая граница на стоп 75, высота же их есть на стоп пятьсот».

Благодаря Василию Барскому в России появились первые оригинальные и достаточно подробные описания египетских обелисков, пирамид и образцы иероглифических надписей. Он был сыном своей эпохи, для которой характерно стремление к новым и достоверным знаниям, расширение и углубление представлений человека об окружающем мире. Литературе и живописи XVIII в., стремительно освобождавшимся от рамок религиозно-поучительных жанровых канонов и обретавшим европейские черты, египетские эпизоды библейской истории служили источником понятных читателям и зрителям аллегорий. В то же время они становились важной составляющей монументального и эпического стиля. Это, прежде всего, отразилось в стилистике «хвалебной песни» - оды. В торжественной «Оде на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносов описывает необъятность и богатство России. Поэт и ученый использует образ Нила как метафору, подчеркивающую полноводность наших рек. В другой оде он упоминает о мотиве Исхода евреев из Египта под предводительством Моисея. Это тоже метафора, призванная подчеркнуть выход России из тьмы к свету и подлинному величию. Данные мотивы встречаются и в одах А.П.Сумарокова.

Эпоха русского модерна. Философские поиски

Интерес к культуре древней цивилизации бы вызван кризисом христианского мировоззрения, который переживала Европа второй половины XIX в. Многие философы в поисках истины о мире обратились к древним культурам. Эпоха модерна и символизма ретроспективно стремится вобрать в себя всё многообразие культурного наследия минувших эпох. Интенсивное переживание и восприятия.опыта древних культур стало характерной чертой времени. Как писал А. Белый, «культура оказалась для нас чем-то самоценным», «все времена и все пространства, превратились в-ноты одной гаммы». Утрачивается ощущение разделения того, что давно принадлежит истории, и современного момента, «В этом неослабевающем стремлении сочетать художественные приёмы разнообразных культур, в этом порыве создать новое отношение к действительности путём, пересмотра серии забытых миросозерцании — вся сила, вся будущность так называемого нового искусства». Глубочайшие противоречия1 современной культуры освещаются цветными лучами многообразных культур. «Мы ныне как бы переживаем,всё прошлое». По-новому оживают Индия, Египет, Греция, средневековье . Эта общая- атмосфера углубление интереса- к древним цивилизациям помогала видеть их культуру в новом свете.

Религиозный философ, поэт и публицист Владимир Соловьев (1853-1900) оказал важнейшее влияние на искусство конца XIX — начала XX в., с особой силой проявившееся в литературе и живописи. Его воззрения послужили основой для мировосприятия русского символизма, в том числе повлияли на распространение в нем египетских мотивов. Как пишет Л.Г.Панова, «интерес к Египту пробудил В.С.Соловьев не только даром поэта-философа; но и немалой степени харизматической личностью и жизнетворчеством»"". Основной идеей религиозной философии В.Соловьева была идея Софии, понимаемой им как Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным существованием. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, божественное представление о мире.

Этот встречающийся в Библии образ был открыт Соловьёву в мистическом видении, случившимся в Египте, куда он отправился вї 1875 г., после услышанного им тайного призыва «В Египте будь...», что; нашло отражение в его известном стихотворении. Философ побывал в. Александрии; и Каире:; Состояние, напряженного ожидания перед; божественным откровением отражено в написанных в. Каире стихах («Вся в лазури сегодня явилась...» и др.) и поэме «Три свидания», написанной после второй поездки в Египет в 1898 г. как воспоминание о первом пребывании в Египте:

Из; писем философа известно, что он посетил традиционные для туриста места: был в музее египетских древностей, купался в Ниле, видел «настоящую сфинксу», забирался на пирамиду Хеопса, собирался побывать «в Фиваиде». Но достопримечательности Египта не были целью его поездки и не поразили его воображения. В одном-из писем;он пишет: «... Я живу здесь две:недели, видел все, что можно видеть, но еще ничего для, себя важного- НЄ понял». Один: из самых авторитетных исследователей творчества: В:Соловьева К.ВІМочульский; констатирует: «Совершенно ясно, что Соловьев? поехал в Египет не для научных занятий (зачем было ему бросать Британский: музей?), не для осмотра египетских древностей (они мало его интересовали) и не для изучения арабского языка (он никогда им не занимался). Он хотел «понять что-то для себя важное» — и отправился в Фиваидскую пустыню» .

Там Соловьев в мистическом видении увидел божественную: основу. мира. «В ее единстве множественность вещей не растворяется: Моря, реки, леса и: горы хранят свои четкие индивидуальные очертания. Единство космоса, «душа мира»— не бесформенное смешение, а личный образ — Вечная Женственность. Мистический опыт по природе своей есть «неизреченное». Образы не выражают его, а только символизируют. Видение предстоит духовному взору, а не земному зрению. Поэтому свет, цвета, краски, очертания только намекают на внутреннюю реальность, связываясь с ней по таинственной аналогии. У Соловьева через все встречи проходит мотив лазури, «лазури золотистой», «золотой лазури», «лазурного огня», «сияния», «лучезарности».

Эти образы широко отразились в лирике К.Бальмонта, В.Брюсова, М.Кузмина, И.Бунина, которые начали проявлять к Египту устойчивый и систематический интерес. На египетскую тему за «весь XIX в., до В.С.Соловьева количество стихотворений едва дошло до трех десятков...За три десятилетия, с 1880-х по 1920-е гг., русским поэтами было написано более двухсот стихотворений и поэм на египетские темы»24.

Целую галерею египетских героев создал один из родоначальников русского символизма Валерий Брюсов, который тоже немало вниманию уделил переложению египетской поэзии на русских язык. Фивы, Мемфис, пирамиды, сфинксы, фараоны, деяния которых восстали из небытия, -являются важными мотивами его лирики. Другие поэты-символисты (Д.Мережковский, З.Гиппиус) отдали дань увлечения египетской модой, как и В.Хлебников (повесть «Ка», 1916), И.Бунин, М.Кузмин.

Особое место египетские темы и мотивы занимают в творчестве К.Д.Бальмонта, посетившего Египет в 1909 г. Образы «пирамид», «сфинкса», «пустыни» возникли в его лирике ещё в 1890-е гг., когда у поэта-«солнцепоклонника» зародился интерес к культуре древней страны. «Захотел я посетить и Египет. Увидеть настоящих египтян. Хотя бы и сегодняшних. Памятники Египетские хотел увидеть. Всё узнать Египетское. Египет ведь Египет. Из Египта чуть не всё вышло, чем дорожим мы», писал К.Бальмонт в книге, ставшей результатом его поездки «Край Озириса.

Похожие диссертации на Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII - начала XX веков