Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русские золотные ткани XVIII - начала XX века : к проблеме формирования национального стиля Полякова Екатерина Васильевна

Русские золотные ткани XVIII - начала XX века : к проблеме формирования национального стиля
<
Русские золотные ткани XVIII - начала XX века : к проблеме формирования национального стиля Русские золотные ткани XVIII - начала XX века : к проблеме формирования национального стиля Русские золотные ткани XVIII - начала XX века : к проблеме формирования национального стиля Русские золотные ткани XVIII - начала XX века : к проблеме формирования национального стиля Русские золотные ткани XVIII - начала XX века : к проблеме формирования национального стиля
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полякова Екатерина Васильевна. Русские золотные ткани XVIII - начала XX века : к проблеме формирования национального стиля : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Полякова Екатерина Васильевна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова]. - Москва, 2008. - 259 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-17/87

Содержание к диссертации

Введение

I. Глава. «Истоки формирования и развитие золотных тканей в древнерусском и русском текстиле XVIII в.». 17 - 45

1.1 Специфика материала. Краткий исторический обзор.

1.2 Становление и развитие русского шелкоткачества в XVIII в.

II. Глава. «Русские золотные ткани 1800-1830 гг. (поздний классицизм)». 46-90

III. Глава. «Русские золотные ткани 1830 — 1890 гг. (историзм)». 91 -150

3.1 Русские золотные ткани 1830 - 1860 гг .

3.2 Русские золотные ткани 1860 - 1890 гг .

IV. «Глава. Русские золотные ткани 1890 - 1917 гг. (модерн)». 151 - 175

Заключение. 176 - 177

Библиография..

Введение к работе

Неотъемлемой частью мировой истории декоративно-прикладного искусства является художественный текстиль, наиболее сложной формой которого выступает узорное ткачество. На протяжении веков складывались традиции художественного оформления тканей, совершенствовались приемы, оттачивалась техника.

Несмотря на постоянный научный интерес к истории русских тканей, эта область еще не полностью освоена и сегодня в ней остается немало белых пятен. В настоящее время, когда глубоко и последовательно начинает изучаться декоративно-прикладное искусство Нового и Новейшего времени, исследование русского золотного ткачества является действительно актуальным, заполняя существующую лакуну в истории художественного ткачества.

Золотные ткани сохранились в предметах тканной церковной утвари, костюмном комплексе, а также в виде отдельных фрагментов материи. Если интерес коллекционеров к произведениям узорного ткачества XVIII в. активно проявился еще в конце XIX столетия, то внимание современников к изделиям парчовой промышленности своей эпохи не отразилось в их собирательстве. В советский период, после закрытия фирменных магазинов парчовых фабрик и большинства храмов золотные ткани в самом разном виде и качестве поступили в коллекции музеев. Однако, как это ни прискорбно, в большинстве случаев они просто уничтожались.

Многие музеи, имеющие в своих собраниях русские золотные ткани XVIII - начала XX вв., сталкиваются с проблемой их атрибуции. Это связано прежде всего с тем, что материал до сих пор не получил детальной научной разработки.

Крайне скудны сведения, касающиеся истории деятельности отдельных мануфактур.

Изучение текстиля сопряжено с рядом трудностей, в первую очередь, с отсутствием достаточного количества фактических свидетельств и документальных источников, которые в сочетании с вещественными материалами давали бы точную информацию, как о самих тканях, фабрикепроизводителе, так и о специфике технологического процесса ткачества.

Основная трудность в изучении русских золотных тканей заключается в неточности, а иногда и в отсутствии атрибуций. Поэтому значительный интерес для исследователя представляют ткани, содержащие клейма, однако и в этом случае их расшифровка требует дополнительной работы с архивными документами. Еще одной проблемой является фрагментарность и сильная руинированнось большинства образов золототканых материй, которая не позволяет составить полного представления о композиции узора ткани и его колористических характеристиках, в этом случае необходима реконструкция орнамента.

Предметом исследования явился процесс становления и развития русских золотных тканей с XVIII в. до начала XX в. — времени наиболее яркого и плодотворного развития, когда в их художественном оформлении складываются свои национальные особенности.

Объектом исследования стали образцы золотных тканей, хранящиеся в Государственном Историческом музее, музее МГХПУ им Г. Строганова, Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Государственном музее Истории Религии, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Российском Государственном Этнографическом музее, Серпуховском историко-художественном музее. В исследование также были включены экспонаты из собраний зарубежных музеев, опубликованные в каталогах и монографиях.

Значительную часть материала составили предметы из частных коллекций и храмовых ризниц собранные в результате поездок по стране.

Государственный Исторический Музей хранит уникальную' коллекцию русских тканей, которая насчитывает десятки тысяч образцов. Это собрание явилось базовым в научном исследовании и атрибуции золотных тканей.

Поскольку большая часть предметов не имеет каких-либо знаков, позволяющих точно соотнести тот или иной образец с конкретным местом и временем его производства, в этой связи, размеры коллекции ГИМ, широкий ассортимент тканей, и наличие на них дополнительной информации в виде клейм разных фабрик и пометок, делают ее, безусловно, очень ценной для исследователя.

Многие предметы, использованные в исследовании, ранее не были опубликованы и неизвестны широкому кругу зрителей.

Кроме того, в диссертации использовались фотоматериалы из периодических изданий и других публикаций XIX - начала XX вв., прейскуранты известных фирм, выпускавших парчовые ткани.

Цель исследования заключалась в изучении истории золотных тканей с XVIII до начала XX вв., их технологического совершенствования и художественно-стилевого развития в процессе формирования собственного национального «стиля».

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи: • на основе вновь обнаруженных архивных документов более точно обрисовать картину развития русской парчовой промышленности, в качестве необходимого этапа этой работы составить указатель парчовых фабрик; • на основании натурного обследования образцов реконструировать раппорты орнаментальных композиций тканей; • атрибутировать и систематизировать материал; • проанализировать и уточнить классификацию, типологию и терминологию золотных тканей; • определить сферу бытования золотных тканей; • выявить характерные композиции орнаментальных построений и базовые элементы декора, проследить динамику развития в рамках всех стилевых направлений исследуемого периода; • на основании формально-стилевого анализа показать особенности стилизации орнаментальных мотивов, их трансформацию, колористические предпочтения и фактурные эффекты, характерные для каждого художественного стиля; • определить место и роль золотных тканей в художественном текстиле XVIII-начала XX вв.

Методика исследования.

Исследование золотных тканей базировалось на комплексном методе, включающем историко-культурный, позволивший представить состояние мануфактурного производства парчовых тканей, историю ведущих фирм, а также общую культурно-историческую ситуацию исследуемого периода.

Литературно-аналитический метод помог изучить, проанализировать, обобщить имеющуюся литературу по данному вопросу, публикации и периодические издания дореволюционного периода, а также архивные материалы.

На основе предметно-аналитического обследования сохранившихся образцов, выполнены-реконструкции золотных тканей.

Технико-технологический метод позволил понять особенности изготовления различных видов золотных тканей, помог разобраться в терминологии.

Но основной для нашего исследования явилась искусствоведческая методология, которая позволила выявить художественные особенности, золотных тканей, как на формальном, так и на содержательном уровне, а также определить их историческое место и значение в структуре декоративноприкладного искусства. Это формально-стилистический метод анализа конкретных произведений, иконографический и иконологический методы, применяемые в систематизации и выявлении типологических признаков и схем в композиционных построениях, а также символической интерпретации орнаментальных мотивов, их значения и смысла в контексте каждого художественного стиля.

Границы исследования.

Хронологические рамки' исследования определены временем становления и наиболее яркого самобытного развития золотных тканей с XVIII до начала XX Географические границы охватывают Москву и московскую губернию, где на протяжении более двухсот лет возникали и переживали расцвет такие центры производства золотных тканей как Коломенский, Богородский и Серпуховской уезды.

Степень изученности проблемы.

Проблема изучения русских тканей получила отражение в отдельных изданиях и публикациях, выходивших на протяжении прошлого XX века и начале нынешнего столетия. В результате их анализа, становится очевидным существенный пробел в истории парчового дела России. Можно констатировать факт, что за исключением единичных работ русские золотные ткани, в лучшем случае, рассматриваются в контексте общей истории развития шелкоткачества на уровне упоминания. При этом совершенно отсутствует систематизация и классификация материала, а художественные особенности часто обходят вниманием.

Также стоит сказать, что в известных публикациях специфика развития золотных тканей не" разу не рассматривались как отдельная категория. Хотя интерес к изучению драгоценных тканей проявился еще в конце XIX века.

Однако, именно особенности материала, его тесная связь с церковным искусством, долгое время в послереволюционный период не позволяли проводить серьезные исследования.

Одними из первых следует отметить труды признанного специалиста в области древних тканей В.К. Клейна, опубликованные в начале XX века, сегодня эти работы стали хрестоматийными в историографии вопроса. Среди них сборник оружейной палаты - «Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология» (1925), где рассматриваются вопросы, связанные с особенностями бытования и Восточных и Западноевропейских тканей на Руси, в работе рассмотрены технологические и терминологические характеристики драгоценных материй. Его обстоятельные исследования до сих пор не утратили своего значения и входят в число основополагающих трудов в данной области. Коснулся он вопроса и русских тканей в «Путеводителе по выставке тканей XVII - XIX веков» (1926). Один из разделов данной публикации включает описание русских и французских узорных материй XVIII
• XIX вв., однако все его краткое содержание сводится, в основном к характеристике западноевропейского текстиля. Делая некоторые выводы относительно русских произведений, Клейн отмечает, что «изучение шелковых тканей русского производства XVIII - XIX вв. почти еще не начато. Мы очень мало знаем, какие фабрики славились техникой выработки тканей, красотой узоров- и прочностью красок. Иногда на кусках старинных тканей встречаются уцелевшие, так называемые «заработанные концы», с вытканными на них надписями, в виде фамилий фабрикантов» и их инициалов, но последние никем не расшифровывались».

В общем ряду трудов по истории тканей, написанных авторами из многих стран, необходимо отметить монографию Николая Соболева «Очерки по истории украшения тканей» (1934). Работа включает раздел русских тканей, где также рассматривается^ бытование иноземных драгоценных материй на Руси в XVI - XVII вв., становление.и развитие русского шелкоткачества в XVIII - XIX вв. Однако сведения представлены весьма обобщенно, мало внимания уделяется художественному анализу узорных тканей, а о парчовых материях практически не говорится: Начиная главу, Н.Н. Соболев отмечает: «переходя к истории украшения русских тканей, необходимо оговориться, что этот отдел в общей истории текстильного искусства, благодаря почти полному отсутствию каких бы то ни было крупных исследований, является чрезвычайно слабо разработанным».

Исследования в области драгоценных тканей были продолжены И.И. Вишневской, которая является, автором многочисленных публикаций посвященных восточным и западноевропейским тканям XVI - XVII вв.

Результаты многолетней работы представлены в прекрасно иллюстрированной монографии «Драгоценные ткани» (2007). Также стоит отметить статью
Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. - М.-Л.: ACADEMIA, 1934, стр. 367.

Вишневской И.И «Богослужебные облачения и предметы церковного убранства» в книге «Оружейная Палата Московского Кремля» (2006).

Начиная с 1920-х гг. выходила литература историко-статистического характера по развитию русского текстильного производства. Среди прочих можно отметить работы Коган И.И. «Московские шелковые фабрики первой половины XVIII в.» (1929), Любомирова П.Г. «Очерки по истории русской промышленности XVII-XVIII — начала XIX в.» (1947), Пажитова К.А. «Очерки истории текстильной промышленности дореволюционной России» (1958).* Одним из последних изданий является - «История отечественной текстильной промышленности» (1992). Как таковые, конкретные данные о парчовом производстве и истории отдельных предприятий в этих работах практически отсутствуют. В исследованиях Е.И. Заозерской по истории русской промышленности значительное внимание уделено и развитию текстильной отрасли, в том числе, шелкоткацкой - «Развитие легкой промышленности в Москве в первой четверти XVIII в.» (1953), «У истоков крупного производства в русской промышленности XVI - XVII вв.» (1970). Отдельно вопросу предпосылок и развития шелкоткачества посвящена статья М.Н-. ЛевинсонНечаевой - «К истории шелкоткачества в Москве XVII в.» (1962).

Важное место в изучении русских золотных тканей принадлежит техникотехнологическим вопросам. Первым в России основательным пособиемсправочником по ткачеству, в котором автор подробно изложил технику, технологию, структурный анализ, классификацию и описание тканей является «Опыт теоретического и практического руководства к ткачеству, составленный И. Герасимовым для учащихся в московской 1-й Рисовальной школе и всех желающих изучать ткачество». Книга состояла из трех частей изданных в период- с 1849 г. по 1852 г. В начале XX столетия был опубликован ряд работ известного ткацкого техника Ч.М: Иоксимовича, среди них: «Теория ручного и механического ткачества» (1900 — 1903), «Спутник ткацкого мастерства» (1910), «Сборник ткацких рисунков» (1911), «Ткацкий справочник» (1915). Эти работы один из наиболее ценных источников информации, поскольку тему отражают не просто современники, но практики производства.

Значительно позднее, выходили монографии характеризующие развитие текстильной техники в аспекте исторического развития: Данилевский В. «Очерки по истории техники XVIII - XIX вв.» (1934), Цейтлин Е.А. «Очерки истории текстильной техники» (1940).

Главное место в историографии русского художественного ткачества занимают труды Государственного Исторического Музея. На протяжении не одного; поколения сотрудниками отдела тканей и костюма ГИМ проводится1 большая: работа по изучению русских тканей, результаты этих исследований представлены в> статьях и монографиях. Огромная заслуга в этой области принадлежит Елизавете Васильевне Арсеньевой; Опыт ее исследовательской деятельности,, безусловно; будет служить основой для всех последующих работ.

Публикация, которую* стоит упомянуть — «Художественное оформление русских текстильных изделий конца XVIII - начала XIX в.» (1984), где в контексте развития русского шелкоткачества отчасти рассматриваются и золотные ткани. Автор касается не только вопроса художественного оформления^ определяя основные стилистические . черты, но и вопроса атрибуции некоторых произведений.

Несомненно, основополагающим вкладом в историю изучения русского художественного текстиля стала книга Е.В. Арсеньевой «Старинные узорные ткани в России XVI - начала XX века» (1999). Данное издание стало результатом многолетней работы, хотя оно не отличается богатым иллюстративным материалом, но содержит ценные сведения. Впервые автором сделана попытка собрать и обобщить материал, основанный на архивных материалах. Этот серьезный труд стал важным; этапом в области исследования и истории русских тканей. Даже принимая во внимание тот факт, что Арсеньева не выделяет парчовое' производство, и не рассматривает его как отдельное направление, ее публикации по праву можно считать наиболее информативными источниками по этой теме.

Достаточно содержательными можно назвать статьи о русских узорных тканях, опубликованные в книге «Русское декоративное искусство» (1963-65).

Во втором томе Л.И. Якунина, описывая ткани XVIII века и основные этапы развития шелкоткачества, уделяет внимание также золотным материям, их терминологии и сфере бытования. В третьем томе особенностям развития русского текстиля XIX века посвящена статья Арсеньевой Е.В. В русле изучения золотных тканей большое значение имеет каталог выставки «Русские парчовые платки конца XVIII — XIX веков» (1979) со вступительной статьей И.М. Ясинской, где автор дает общее представление о производстве, краткую характеристику художественных черт материала и поднимает вопросы атрибуции.

Лаконичные, но, тем не менее, четко структурированные сведения по истории парчового производства в. России, представлены в каталоге выставки ГИМ «Золотая нить России» (1999). Он также содержит несколько иллюстраций образцов русского золотного ткачества XVIII — начала XX вв.

Стоит отметить, что первым полноценно иллюстрированным изданием собрания текстиля Исторического музея стала книга «Русские узорные ткани. XVII - начало XX века» (2004). Главы книги посвящены истории развития русского текстиля (набойке, ситцам, льняным, шерстяным и шелковым тканям) авторами статей являются О.Г. Гордеева, Л.В. Ефимова, М.А. Кузнецова Примечательно, что в этом издании парчовые ткани конца XIX - начала XX века рассматриваются в отдельной главе.

В последнее время, тема русского религиозного искусства и производства православной культовой утвари конца XIX - начала XX вв. в современных исследованиях звучит в широком контексте развития национальных и религиозно-философских исканий в искусстве того времени. Значительно возрос исследовательский интерес к парчовым тканям этого периода. В статье «Новые материалы о фирме Оловянишниковых» (1995) автором многочисленных научных публикаций О.Г. Гордеевой были представлены ранее не опубликованные архивные материалы по истории товарищества, отмечено значение фирмы как аккумулятора идей в области церковного искусства, рассмотрена роль художника Сергея Ивановича Вашкова в создании художественного облика предметов церковной утвари.

Тема парчовых тканей также была озвучена и в краткой статье Н.Н. Деевой «Церковные ткани начала XX века» (1997). К вопросу изучения церковного текстиля обращается Т.Г. Шубина в статье «Стандартизация церковной тканой утвари и облачений священства XIX — начала XX вв.» (2005). Делая ряд ценных наблюдений, автор рассматривает предпосылки и основные этапы формирования тканой церковной утвари, как единого ансамбля.

Нельзя не отметить, работу Н.А. Смирновой и М.В. Вилковой - «Облачения и богослужебные предметы из тканей» (2005), это хорошо иллюстрированное описание текстиля из ризницы Покровского храма при Рогожском кладбище, с ценными историческими данными, позволяющими уточнить датировку ряда произведений.

К числу работ посвященных проблеме атрибуции русских шелковых тканей, относятся статьи А.В. Савицкой «О шелковых тканях фабрики Лазаревых в собрании Русского музея» (1974) и Н.Ю. Митрофановой «К вопросу об атрибуции русских шелковых тканей XVIII века» (1999).

Интересной с точки зрения особенностей текстильной терминологии является статья Ракитиной М.Г. «К истории торговли тканями в России XIX в.» (2000), хотя данная работа напрямую и не относится к вопросу изучения золотных тканей.

В контексте исследования интерес представляет также информация ознакомительного характера. Статья Е. Бурдаковой «Ткани ризниц Ярославля» (1991), дает общее представление о характере коллекции художественного текстиля Ярославского музея-заповедника, значительное место в которой занимают русские ткани, в том числе и парча. Такого же плана публикация представленная Морозовой Р.А. - «Музей художественной ткани» (1983), где в числе прочих экспонатов музея Текстильной Академии упоминаются парчовые ткани. Этому же автору принадлежит краткая статья, посвященная особенностям текстильной орнаментики модерна «Ткани модерна» (1977).

Также существуют публикации, в которых довольно поверхностно представлены некоторые данные о золотных тканях, в основном это единичные фотоматериалы с примерным описанием, без каких-либо точных атрибуций и датировок. Например, публикация- в журнале «Советский музей» под многообещающим названием - «Парча. Россия. Начало XX века» (1989): В альбоме «Драгоценные ткани» (1971) также представлен некоторый иллюстративный материал.

Существенным исследованием в области русского художественного текстиля является работа Стемпаржецкого А.Г. «Декоративные ткани в русском интерьере» (1958). Также следует упомянуть статью Кузнецовой И.Н. «Об образцах декоративных тканей фабрики Сапожниковых в собрании ОИРК» Можно отметить, что настоящий, всесторонний интерес к эпохе XIX - начала XX вв., и прикладному искусству в. частности, проявился в 1990-х гг., хотя некоторые из публикаций относится и к более раннему времени, например, статья Бирюковой Н.Ю. «К вопросу о тенденции развития западноевропейского прикладного искусства XIX века» (1983). Важные сведения дают каталоги выставок по декоративно-прикладному искусству: «Национальный стиль в русском искусстве XIX-XX веков» (1990), «Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е - 1890-е гг.» (1996). Статья* Кириченко Е.И. «Мастер прикладного искусства» (1995) посвящена художнику СИ. Вашкову и его деятельности связанной с обновлением и возрождением русского религиозного искусства.

Значительное внимание начинает уделяться и проблеме художественнопромышленного образования в России, среди основных исследований необходимо назвать работы Прониной И.А. «Из истории русской художественной школы XVIII - первой половины* XIX века» в- книге «Декоративное искусство в Академии художеств» (1983). Нельзя не сказать о публикациях посвященных истории и значению Строгановской школы, , оказавшей самое непосредственное влияние на развитие декоративноприкладного искусства: Шульгина Е.Н. и Пронина И.А. «История Строгановского училища 1825-1918» (2002), П.Н. Исаев «Строгановка 1825- 1918» (2007).

На протяжении нескольких десятилетий выходили статьи и монографии, посвященные развитию и оформлению русского интерьера. Кириченко Е.И. «Русский интерьер 30 - 60-х гг. XIX века» (1970), «Русский интерьер 70 - 90-х гг. XIX века» (1971), «Интерьер русского модерна (1900 - 1910 гг.)» (1971).

«Убранство русского жилого интерьера XIX века» (1977) составил A.M.

Кучумов, Бартенев И.А., Батажкова В.Н. «Русский интерьер XIX века» (1984), Демиденко Ю. «Интерьер в России»(2000).

Здесь же нельзя не отметить литературу общетеоретического характера; посвященную исследованиям развития стилей XIX - нач.ХХ вв.: Д.В. Сарабьянов «Стиль модерн» (1990), Е.А. Борисова и Г.Ю. Стернин «Русский модерн» (1990), Е.И. Кириченко «Русский стиль» (1997).

Историографический обзор был бы не полным без упоминания* зарубежных публикаций. В последние годы интерес к истории русского текстиля проявляется и со стороны западных исследователей, прекрасно иллюстрированная-книга Susan Meller «Russian textiles» (2007), рассказывает о русских набивных и печатных тканях 1860 - начала XX века выпускавшихся для восточных рынков. Однако, несмотря на то, что во многих мировых текстильных коллекциях представлены русские золотные ткани, этот материал, как правило, ошибочно атрибутирован, а тема истории узорного ткачества, в России и вовсе не отражена. Даже такое авторитетное издание как «The Cambridge History of Western' Textile» (Cambridge University press 2003), лишь единожды, в двух предложениях, упоминает о парчовых тканях представленных на международной выставке в 1851 г.

Таким образом, к настоящему времени отсутствуют работы историкокультурного и искусствоведческого профиля, которые комплексно отражают вопросы истории развития русского парчового производства, специфики материала, особенностей бытования и художественного оформления золотных тканей.

Поэтому, основной источниковедческой базой для данного исследования явились архивные материалы, периодические издания, справочники, описания художественно-промышленных выставок и прейскуранты фирм XIX - начала XX вв. В процессе исследования было просмотрено более 20 фондов, хранящихся в архивах Москвы, сбор материала представлял большие трудности, связанные с разбросанностью документов по разным фондам.

Значительная часть документов впервые введена в научный оборот.

Научная новизна работы заключается в том, что русские золотные ткани впервые являются объектом комплексного научного исследования с описанием истории их развития, выявлением фабрик, специализировавшихся на их производстве. Впервые сделана атрибуция многих золотных тканей, расшифрованы клейма фабрик, выполнены раппортные реконструкции по сохранившимся фрагментам. На основании этого проведена систематизация тканей, определена их терминология.

Впервые золотные ткани рассматриваются в контексте общего стилевого развития русского искусства XVIII - начала XX вв. сформировавшись как удивительный феномен мирового художественного ткачества с ярко выраженным национальным своеобразием.

Практическая ценность диссертации.

Научные результаты и выводы диссертационного исследования необходимы для атрибуции и каталогизации музейных собраний золотных тканей, которые как показал опыт, в большинстве своем еще не изучены. Материалы диссертации могут использовать художники, занимающиеся реставрацией интерьеров, мебели, тканей XVIII - начала XX вв., интересны они будут и для исследователей костюма этого времени. Полученные в ходе исследования результаты могут использоваться в научных работах, посвященных декоративно-прикладному искусству Нового и Новейшего времени.

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования были изложены в докладах на научных конференциях в Московском Государственном Художественно-Промышленном Университете им. Г. Строганова, Государственном Историческом Музее, Государственном Республиканском Центре русского фольклора, Санкт-Петербургском Государственном Университете технологии и дизайна, Ярославском Историко-Архитектурном музее заповеднике.

Во время исследования нами была проведена практическая работа по реставрации золотного бархата конца XIX века (обивки кресла изготовленного фирмой «Фишер и Ко») из коллекции музея МГХПУ им. Г. Строганова.

Реставрация проведена под руководством художника-реставратора 1-й категории по тканям И.И. Елкиной. « Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, развернутого библиографического списка, приложений (словарь текстильных терминов, таблицы, указатель парчовых фабрик) и альбома иллюстраций.

Специфика материала. Краткий исторический обзор.

Среди всего многообразия художественного текстиля можно выделить особую группу золотных тканей, которые издавна находили самое широкое применение на Руси. Они являлись непременной составляющей частью русского быта. Однако до начала XVIII века в России не было налажено собственное шелкоткацкое производство, и все потребности в узорном текстиле удовлетворялись за счет привозного материала. О том, насколько широко были распространены иноземные ткани на Руси, свидетельствуют разные источники - археологические, литературные, художественные.

Производство золототканых материй имеет многовековые традиции и отличается определенной технологией и особой терминологией. В этой связи представляется- целесообразным рассмотреть специфику, и декоративные возможности материала в контексте его исторического развития.

Вопрос о соотношении названия и реальной текстильной продукции достаточно сложный и неоднозначный, поскольку значение многих текстильных терминов со временем изменялось или вовсе было утеряно. Одни названия тканей связаны с техникой ткачества, другие могут отражать качество используемого материала, третьи указывать на особенности орнаментации, поэтому современная терминология не всегда может дать точное определение некоторым названиям тканей, которые бытовали в XIX веке. Подобная картина наблюдается и в классификации золотных тканей. В современной литературе они, как правило, имеют общее название - парча.

Термин «золотные ткани» означает узорные или гладкие материи, при ткачестве которых использованы нити из драгоценного или цветного металла. Он используется в самом широком смысле и не имеет точного технического значения, ему также соответствуют понятия - золототканые и парчовые ткани. По сути, любой вид шелковых тканей может быть золотным, причём золотые нити могут, как полностью покрывать поверхность ткани, так и вводиться только в отдельных деталях, большее или меньшее их количество создает различные декоративные эффекты.

Таким образом, основным отличием этого вида текстиля является наличие в структуре ткани. металлизированной пряжи. Эти произведения художественного ткачества традиционно относились к самой дорогой категории тканей. В свою очередь, специфика материала проявлялась и в их технологии, и в бытовании, и в художественном оформлении. Как особый вид текстиля золотные ткани формировались постепенно, пройдя определенные этапы эволюции своего развития.

Археологический материал позволяет говорить о том, что изготовление и использование золотных нитей для оформления текстиля известно с глубокой древности. Одним из ранних примеров, относящихся к IV веку до н.э., являются женские кожаные полусапожки из второго Пазырыкского кургана, орнаментированные накладным узором, выполненным сухожильной нитью, обернутой полоской оловянной фольги (илл. 1). Также известны сохранившиеся уникальные фрагменты золотной вышивки, найденной в сарматском захоронении I века н.э. на берегу Буга в Николаевской области. Золотные нити, которыми были украшены костюм и покрывало, представляли собой шелковый сердечник, обвитый полосками золотой фольги имевшей четыре различных толщины. Однако, как видно из приведенных примеров золотные нити использовались в основном для вышивки. Достаточно редкие и фрагментарно сохранившиеся памятники древнего текстиля не позволяют в полной мере судить о том, насколько широко было применение металлических нитей в ткачестве.

В древние времена понятие дорогой ткани (высшей категории), прежде всего, связывалось с шелковыми узорными материями, родиной которых является Китай. Важно отметить, что в Древнем Китае парчовыми тканями считались шелковые материи, содержащие в утке полихромные более толстые по отношению к основе нити, в том числе золотые или серебряные, которые вводились в основу на участках определяемых рисунком. Археологические материалы, датированные концом. I в. до н.э. - началом I в. н.э., дают представление о китайских парчовых тканях этого периода. Парча «цзинь»4, считалась наиболее роскошной шелковой тканью. Специалисты отмечают, что «Благодаря высокому развитию технологии, в тот период она производилась в больших количествах и вывозилась далеко за пределы Китая»5. Фрагменты китайских парчовых тканей были обнаружены в Керчи на территории России.

Таким образом, благодаря культурным и торговым связям искусство шелкоткачества, а вместе с тем, и основные его приемы стали распространяться через страны Востока на Запад.

В эпоху раннего средневековья в Византии и странах Исламского мира складываются текстильные центры, специализировавшиеся на изготовлении роскошных узорных шелковых тканей, которые стоили буквально на вес золота. Этот ценнейший во все времена материал являлся своего рода валютой, поэтому роль шелка была очень велика не только в экономическом, но и политическом плане.6 Изделия средиземноморских мастерских имели широкое распространение, они вывозились во многие страны, в том числе и на Русь. В древнерусских летописях упоминаются такие дорогие сорта тканей, поступавших из Византии, как «фофудья», «оловир грецкий», «аксамит», которые применялись для парадной светской одежды, церковных облачений и использовались для убранства дворцов и храмов

Становление и развитие русского шелкоткачества в XVIII в.

В зависимости от размера и уровня фабрики процесс производства был организован по-разному. Как показывают документы, ни одна парчово-шелковая мануфактура не производила полностью всего: от обработки сырья до аппретуры. Как правило, основу фабрики составляли ткацкие мастерские, материалы для ткачества приобретались уже готовые или обрабатывались на стороне. Это было достаточно распространенной, практикой. Прежде всего, это касалось і операций по подготовке материала, использовавшегося для основы и утка, она включала размотку, трощение и окраску шелка, и обработку хлопчатой бумаги. До 30-х гг. практически все волокно импортировалось в виде сырца и перерабатывалось в пряжу в России.

В-начале XIX в. парчовые ткани по-прежнему вырабатывались на ручных (переборных) станках старого образца. Лишь к концу 1820-х гг. происходит частичное переоснащение мануфактур.

Важным этапом в развитии узорного ткачества стало изобретение жаккардовой машины. Впервые стало возможным значительно облегчить трудоемкий процесс производства узорных тканей, требующий «великого искусства» от мастера. Благодаря новой системе совершенно отпала необходимость в переборщиках, дополнительно обслуживавших станки старой конструкции, а смена даже самых сложных композиций ткацкого рисунка производилась гораздо быстрее.

В России жаккардовый станок появляется в 1822 г.72 Уже к 1830 г. большинство русских фабрик были оснащены этими станками. Технологические усовершенствования привели к увеличению и удешевлению шелкоткацкой продукции, и расширило круг ее потребителей.

Классификация русских золотных тканей была тесно связана со спецификой технологии, по составу их относили к смешанным материям. Терминология определялась как визуальным ассоциативным восприятием художественного оформления, так и технико-технологическими особенностями материала (структурой золотной нити, характерными1 приёмами её использования и процентным содержанием в пряже драгоценного металла).

Среди золотных тканей выделяли три основных вида, это — «парчи», «фризе» и «глазеты» (илл. 32).

«Парчой» чаще всего называли золотные ткани со сложной орнаментальной разработкой, которая достигалась различными системами переплетений и комбинациями технических приемов, а также разнообразием используемых материалов — цветного шёлка, синели и- металлических нитей. Могли использоваться все виды золотной нити, при этом, как правило, трудно выделить какой-то один. Это достаточно плотная многослойная шелковая или полушелковая узорная ткань. «Фризе» отличает наличие в структуре ткани в преобладающем количестве определённого вида нити, она состояла из шелковой и металлической пряжи. разнонаправленной скрутки и разного натяжения. И создавала специфический фактурный эффект характерный для этой ткани. «Фризе» могло быть золотым и серебряным, гладким и с узором, однако менее сложным, чем парча.

В «глазете» подразумевалось использование или золота или серебра, его определяла гладкая поверхность, сплошь затканная пряденой или плоской золотной нитью. За счет облегченной структуры, он представлял более пластичный вариант по сравнению с первыми двумя. Этот вид парчовых тканей, обычно, был без рисунка: «глазет золотой, глазет серебряный гладкий двойной»73, но он мог быть также и узорным: «глазет серебряный с крестами», «глазет клетчатый».

Все эти материи характеризуются тем, что они максимально обогащены золотной нитью. Следует отметить, что «парча», «фризе» и «глазет», в свою очередь, имели много разновидностей и сортов, названия которых содержали специфическую информацию- относительно орнаментации ткани, техники, качества и т.д. Например, такие термины как: «парча с шелковою травкою, парча азиатская»74, «парча золотая с крестами и виноградом» отражали характер рисунка, а «парча разных цветов по атласу, парча по пунцовому бархату» указывают на то, как и» какие дополнительные материалы использованы. Некоторые названия указывали на і определённые технологические приёмы в ткачестве, например, «парча золотая по серебряной грани». «Гранью» называли, прием, когда пряденая нить прокидывалась под один прижим с площеной. При этом золотные нити достаточно редко прижаты, и находятся в относительно свободном, не натянутом состоянии, принимая, естественное положение, плоская нить местами перекручивается. Тем самым от игры света на её гранях создаётся эффект искрящейся поверхности.

На протяжении 1-й трети столетия упоминается такое старинное название парчовой ткани как «объярь», которое в последующие годы практически не употреблялось. В статистических данных обычно золотные ткани не расписывались и обозначались общим термином парча, однако этот вид материи был представлен отдельно. Судя по документальным свидетельствам «объярь» была как гладкой, так и узорной. В первом случае она скорее представляла подвид глазета.

Русские золотные ткани 1830 - 1860 гг

Чаще всего эта схема встречается в атласной парче, примером может служить образец ткани из частной коллекции. Ее узор состоит из небольших букетиков, затканных золотной нитью на шелковом атласном фоне. Принципиальным изменением становится более свободная компоновка самого букета и близость цветочных мотивов к реальным природным формам. По-прежнему сохраняется подчеркнуто плоскостный, двумерный характер узора, но за счет усложненного контурного рисунка мотив приобретает новые качества. Расстояние между букетами по вертикали значительно увеличивается, поэтому и ритмически соотношения несколько меняется, четче читается горизонтальный ритм полос. В композиции отсутствует завершающий элемент, которому раньше уделялось большое внимание (илл. 78).

2. Композиция с параллельными вертикальными извивами, одна из наиболее часто встречающихся в оформлении золотных тканей этого периода причем, самых различных категорий качества. Это уже ставшие традиционными атласные парчи с узором из растительных стеблей, соцветий и ягод. Несмотря на то, что основной набор мотивов остается устойчивым, несколько меняется их трактовка. Стебель изображается не тонкой лентой, а состоит из отдельных остроовальных сегментов разработанных сеткой. Соцветия также становятся более крупными, а края бутонов завершаются плавным завитком. Примеры этих тканей представлены великолепными образцами из музейной и частной коллекции (илл. 79-83).

В собрании Государственного Исторического Музея хранятся две парчовые ткани с клеймами фабрики В.А. Полякова, которые можно классифицировать по этой композиционной схеме. Одну из них можно отнести к раннему этапу существования фабрики. Эта ткань была датирована серединой XIX века, а вытканное на ней клеймо, не было расшифровано. В ходе нашего исследования удалось установить, что набор заглавных букв клейма - «СШФМКСВАП» может быть расшифрован как: «содержатель шелковой фабрики московский купеческий сын Василий Антонович Поляков». Таким образом, эту ткань можно датировать межу 1818 и 1836 годом.

В основе орнаментального решения этой ткани лежит стилизованный мотив параллельно извивающихся кружевных лент с отходящими от них цветами и букетами. Построение усложнено тем, что ленты пересекаются в разных диагональных направлениях, образуя в шахматном порядке клейма сложной формы, где помещена ветка цветка с бутоном. Декоративные элементы орнамента выполнены пряденой и площеной золотыми нитями на фоне из серебряного фризе. Этот композиционный прием, отчасти напоминающий узоры декоративных тканей второй половины XVIII века, является их новой интерпретацией с последующей разработкой. Крупные мотивы трактуются плоскостно, и отдельные детали орнамента рельефно приподняты относительно фона. Главную роль здесь играют фактурные и световые эффекты (илл. 84-85).

Другой образец ткани, который содержит клеймо «Ф.М.К. под Ф. В.Полякова и П.Замятина» 154 был датирован первой половиной XIX века. В результате работы с архивными документами удалось уточнить ее датировку между 1854-1865 гг. На глазетном фоне цветным шелком выткан орнамент, состоящий из тонких волнообразных стеблей с множеством разных соцветий. Структура композиции усложнена многослойностью мотива, цветные растительные дополнены мотивами, вытканными золотной нитью, они выявляются только при определенном угле падения света, фон также текстурно разработан. При этом все S-образные системы вертикальных гирлянд пересекаются в разных направлениях, создавая богатую светоцветовой ритмикой поверхность (илл. 86).

Композицией в виде сетки оформляли золотные ткани, которые часто использовались для праздничной народной одежды. Сетка с симметричными клеймами представлена в основном крестчатыми тканями (илл. 87). Однако, в этот период в основном используется второй тип данной композиционной схемы, основанный на соединении s-образных вертикалей, которые формируются за счет компоновки мелких стилизованных листьев ландыша, имеющих округлые формы. Подобные ткани многочисленны и находятся в собрании ряда музеев. Соцветия, которые ранее были достаточно узнаваемы, превращаются в орнаментальный ритм в виде маленьких кружочков. А листочки ландышей, раскидывающиеся то в одну, то в другую сторону имеют внутреннюю графическую проработку в виде прожилок, образованную за счет переплетения. При стыковке этих растительных гирлянд образуются сложной формы клейма, рисунок которых обусловлен внешним контуром листьев ландыша. В клейме изображается отдельный цветочек с бутоном. Он имеет весьма простую форму в виде пятилепестковой ромашки, гвоздики, василька или тюльпана. Соцветие располагается на тонком стебле с парой листиков, образуя горизонтальные полосы. Их чередование идет со сдвигом по мере того, как организованы клейма, но каждый последующий ряд идет в зеркальном отображении от предыдущего. Основным элементом данной композиции является именно растительная гирлянда, которая, накладываясь на фон, образует саму структуру сложной сетки. Соцветия, которые заполняют ячейки этой сетки, играют роль соподчиненного, дополнительного элемента, за счет модификации которого достигается вариативность этой композиции. Растительная гирлянда является стабилизирующим элементом, который из схемы в схему переходит без изменений, не различаясь ни масштабом, ни рисунком, ни набором организующих деталей, ни даже использованием материалов. Эти компоненты на протяжении достаточно длительного времени остаются без изменений. Подобным узором украшалась золотосеребряная парча, примеры которой многочисленны и представлены в самых разных музейных коллекциях. Фон был заткан серебряной нитью, обычно создававшей матовую поверхность (скань или фризе), а наложенный на него орнамент был выткан золотым прядевом. Какой-либо дополнительный цвет здесь отсутствовал. Все колористическое решение было построено на нюансном соотношении теплых оттенков золота и холодных серебра.

Русские золотные ткани 1860 - 1890 гг

Центр букета оформлен группой из шести ромашек. При этом построение букета строго симметрично относительно центральной оси, как это было и раньше в подобных композициях, но сама форма становится более пышной и приближается к кругу. Цветы вытканы шелком насыщенных розовых, малиновых, сиреневых и фиолетовых оттенков. Стебли и листья растений затканы темно-зеленым шелком без дополнительной тоновой проработки, но с графикой прожилок. В качестве завершающего элемента, которым некогда служил вазон или подвеска, выступает не менее сложная ажурная композиция, - соединяющая вазон и подвеску с сетчатой разработкой. В качестве обрамляющих элементов выступают пышные листья аканта, которые имеют сложную конфигурацию и осязаемую пластику движения. Переплетаясь, они расходятся в разные стороны, заполняя весь фон. Они вытканы золотой пряденой нитью и рельефно выделяются на серебряном фоне. Несмотря на то, что композиция строго симметрична, но за счет сложной разработки акантовых листьев, завитков, их сложной пластики создается ощущение очень богатой и динамичной поверхности, которая напоминает золотую резьбу в отделке интерьеров XVIII века. Эта композиционная схема часто встречается в декоре золотных бархатов этого времени. Здесь также большое значение имеют обрамляющие элементы, формирующие композиционную структуру. Они состоят из набора отдельных элементов — завитков, стилизованных листиков, промежутки между которыми часто заполняются трельяжной сеткой. Букет располагается по центру сложнофигурного клейма, но также имеет очень пышную форму. Он может быть как строго симметричным, так и более свободным по композиции. Но всегда в него включены крупные цветы астр, маков, пионов, роз, которые дополняются более мелкими бутонами и соцветиями, а также пышной листвой. Крупные бутоны изображаются на тонкой изящной ножке и как бы склоняют голову под своей тяжестью, что вполне соответствовало интерпретации этих мотивов в необарочной стилистике. Трактовка растительно-цветочных мотивов постепенно приближается к натуралистичной, а стилизация обрамляющих элементов, наоборот, стремится к более декоративному их решению. Поэтому к концу этого периода можно отметить наличие композиций, где центральный букет трактован реалистично, а обрамляющие элементы представляют собой сложную конфигурацию из декоративных орнаментальных мотивов условной трактовки. Колористическое решение золотных бархатов строилось на контрастном сочетании цвета фона и узора, что придавало рисунку дополнительную графичность. Типичными становятся сочетания ярко желтого грунта ткани с насыщенными фиолетовыми, карминовыми и изумрудно-зелеными оттенками орнаментального декора.

Произведения крестьянского золотного ткачества отличаются оригинальностью трактовки этой композиционной схемы. С одной стороны, в них можно наблюдать приверженность традиционным приемам, например, включение в композицию букетов, по своему составу и . построению напоминающих мотивы предшествующей эпохи с крупным центральным цветком в виде гвоздики и боковыми бутонами розанов. Низ букета, как и прежде, оформляется стилизованным бантом, полу цветком или подвеской. С другой стороны, мотив дается в предельно упрощенном и схематичном виде, композиционная структура становится более дробной; В ней отмечается обособленность центральных и обрамляющих элементов, которые приобретают некоторую аморфность формы и по своим масштабным соотношениям практически идентичны, поэтому какие-либо ярко выраженные акценты в композиции отсутствуют за исключением ритмически расставленных цветовых пятен. Это иллюстрирует орнаментальная композиция, воссозданная из отдельных фрагментов ткани (илл. 134).

Народная любовь к цветочным букетам проявилась и в этот период. Практически на всех тканях изображается букеты или отдельные соцветия на стебле, вытканные цветными нитями шелка, но чаще всего использовался цветной хлопок или даже шерсть. Включение синельной нити также характерно для этих тканей. Она заполняет отдельные промежутки между орнаментальными элементами, работая то как фон, то как контражур орнамента. Разнообразие в применении разных материалов по фактуре, качеству и внешнему виду также является традицией более раннего периода и сохраняется именно в самобытных парчовых тканях крестьянского производства.

Похожие диссертации на Русские золотные ткани XVIII - начала XX века : к проблеме формирования национального стиля