Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

У истоков европейской школы живописи в Китае: художник цинских императоров Джузеппе Кастильоне : Лан Шинин Сураева, Наталья Геннадьевна

У истоков европейской школы живописи в Китае: художник цинских императоров Джузеппе Кастильоне : Лан Шинин
<
У истоков европейской школы живописи в Китае: художник цинских императоров Джузеппе Кастильоне : Лан Шинин У истоков европейской школы живописи в Китае: художник цинских императоров Джузеппе Кастильоне : Лан Шинин У истоков европейской школы живописи в Китае: художник цинских императоров Джузеппе Кастильоне : Лан Шинин У истоков европейской школы живописи в Китае: художник цинских императоров Джузеппе Кастильоне : Лан Шинин У истоков европейской школы живописи в Китае: художник цинских императоров Джузеппе Кастильоне : Лан Шинин
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сураева, Наталья Геннадьевна. У истоков европейской школы живописи в Китае: художник цинских императоров Джузеппе Кастильоне : Лан Шинин : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Сураева Наталья Геннадьевна; [Место защиты: Моск. гос. акад. Худож. ин-т им. В.И. Сурикова].- Москва, 2011.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/14

Введение к работе

Научная литература, посвященная развитию европейской школы живописи в Китае, весьма обширна, однако большая ее часть, содержащая подробный анализ влияния западных и русских живописных традиций на китайское изобразительное искусство, относится к новейшему периоду его истории. В последние два десятилетия написано немало кандидатских диссертаций на тему влияния русской художественной школы на современное изобразительное искусство Китая. Между тем период первого знакомства Китая с западной живописью - сиянхуа (Щ/іШі), что значит «западная» или «заморская» живопись, до сих пор оставался малоосвещенным в отечественной науке об искусстве. Что касается зарубежной литературы, то данный период привлекает большое внимание в равной мере как со стороны китайских исследователей, труды которых стали отправной точкой нашего исследования, так и западноевропейских, американских и японских искусствоведов.

В последнее время в Западной Европе были опубликованы научные исследования и популярные работы, посвященные памяти Маттео Риччи, самого знаменитого христианского миссионера за всю историю религиозных контактов Запада и Китая. Благодаря ему Китай познакомился с европейской научной мыслью, а Европа - с китайской. В 2010 г. и в Западной Европе, и в Китае в честь 400-летия со дня смерти Маттео Риччи были переизданы его труды и вышли в свет новые исследования, посвященные его жизни. Преподнесение императору Ваньли Риччи двух картин с изображением Девы Марии считается точкой отсчета зарождения европейской художественной школы в Китае. Риччи был одним из первых, кто познакомил китайцев с произведениями европейской живописи. Таким образом благодаря деятельности западноевропейских миссионеров была постепенно заложена основа двухсотлетнего присутствия европейского изобразительного искусства при китайском дворе. Начиная с XVII в. в Китае работало немало ученых-иностранцев, внесших большой вклад в науку Китая, будь то астрономия, география или математика. Если же говорить об изобразительном искусстве, то в данном случае нужно сказать, что исследователи единодушны в том, что особенно большое влияние здесь оказал итальянский художник-иезуит Джузеппе Кастильоне. Именно поэтому рассмотрение творческого пути Кастильоне, ставшего при дворе цинских императоров Лан Шинином, находится в фокусе настоящего исследования. При этом в центре внимания среди обширного и разнообразного творческого наследия этого мастера - исключительно живописные произведения, созданные художником в Китае, где он прожил более полувека.

Хронологические рамки исследования охватывают период первых активных контактов Запада с Китаем, начиная со второй половины XVI в.,

когда в Китай устремляются религиозные миссии, благодаря которым происходит первое знакомство с европейскими художественными произведениями. Но реальное углубленное знакомство с европейской живописью становится возможным благодаря работе при дворе цинских императоров Канси, Юнчжэна и Цяньлуна европейских художников-миссионеров, и, в частности, благодаря творчеству итальянского иезуита Дзузеппе Кастильоне (1688-1766), таким образом хронологические рамки диссертации охватывают раннее Новое время.

Степень научной разработанности темы. Для рассматриваемой темы большое значение имеет тот круг литературы, который посвящен изучению взаимовлияния европейской и китайской культур .

Миссии иезуитов в Китае посвящены работы Д.В. Дубровской, А.В. Ломанова, Б.А. Печникова, Н.Г. Пчелина, А. Тонди, В. Аллана, Л.М. Броки, А. Дудинка, Д.В. О'Малэй, А.В. Роубосэма, Д.В. Трэдгольда. Об изобразительном искусстве в контексте миссии иезуитов в Китае писали Дж.Р. Лоур, Мо Сяо-е, Сян Да, Чжан Сипин2.

Обобщающими работами по изобразительному искусству Китая, позволяющими лучше осознать синтез западного и китайского искусства в произведениях итальянского мастера, являются труды В.М. Алексеева, Н.А. Виноградовой, О.Н. Глухаревой, Е.В. Завадской, С.Н. Соколова-Ремизова, И.Ф. Муриан, М.А. Неглинской, В.В. Осенмук, Л.Д. и В.Л. Сычевых, С. Бушеля, Ф. Вуд, Д. Мунджелло, Дж. Раусон, М. Салливэна, О. Сирэна, Дж.К. Фергюсона, Р. Эдвардса, Жуан Жунчуня, Пань Тяныпоу, Цао Цзюн-ина, Чжао Ли и Юй Дина.

Что касается творчества Джузеппе Кастильоне, оно более изучено на Западе и в Китае, что вполне объяснимо, ведь итальянский художник входил в состав миссии иезуитов на Востоке, а прожив в Китае полвека, он внес большой вклад в развитие национальной китайской живописи. Историография работ, написанных о Кастильоне на Западе и на Востоке, хорошо представлена в недавно опубликованной статье С. Накен , исследовательницы из Принстонского университета.

Кастильоне и его коллеги художники-иезуиты, работавшие в Китае, при жизни были мало известны в Европе. Европа узнала о них благодаря материалам, привезенным из Китая европейцами, сначала в 1860-х гг., когда был сожжен и разграблен Летний дворец («Юаньминъюань»), а затем в 1900-1901 гг., когда союзные войска восьми государств оккупировали Пекин. Знакомство с новыми текстами и визуальными материалами, а также расцвет рынка антиквариата в первые десятилетия XX в. дали толчок публикациям большого числа статей о китайском искусстве. В 1910-х гг. на французском,

1 См. работы Н.И. Конрада, Е.В. Завадской, Д.Н. Воскресенского, О.Л. Фишман, М. Суливэна, О. Импи, А. Джексон, Д. Лэч, Т. Ли, Г. Хадсона, Ж.Чена.

См. Приложение, раздел «Библиография». 3 Naquin S. Giuseppe Castiglione I Lang Shining. A Review Essay II T'oung Pao, 2009, Vol. 95 Issue 4/5, pp.393-412.

английском, немецком и японском языках появляются небольшие заметки о гравюрах с изображением завоевательных походов Цяньлуна. Изучение этих гравюр вылилось в объемное эссе, написанное П. Пелио , на девяноста двух страницах журнала «T'oung Рао» за 1921 г., ставшее подспорьем для последующих исследователей придворного искусства Китая XVIII-XIX вв.. Дальнейшее обращение к творчеству Кастильоне было связано с поэтапным раскрытием работ из музейных коллекций: в середине-конце 1920-х гг. музей Гугун экспонировал и опубликовал несколько репродукций Кастильоне , в 1960-х гг. с работами Кастильоне знакомит музей Гугун в Тайбэе , в 1990-х гг. музей Гугун в Пекине выезжает с выставками в Гонконг и за границу, печатая небольшие эссе с цветными репродукциями.

Одним из первых еще в 20-е гг. XX в. на творчество Кастильоне обратил японский китаевед Ишида Микиносуке (5Ш|^^.1Й), который позднее, уже в послевоенный период опубликовал еще несколько работ, посвященных биографии художника .

Новое исследование о Кастильоне было издано в 1940 г. на итальянском

языке американским искусствоведом Дж. Лоуром , который не только рассмотрел живописные произведения, созданные им при дворе цинских императоров, но и обратился к более раннему периоду его творчества, который не является объектом изучения в настоящей диссертации.

Среди западноевропейских искусствоведов, внесших наиболее существенный вклад в изучение творчества Кастильоне, были С. и М.Бердли ,

4 Pelliot P. Les Conquetes de l'Empereur de la Chine II T'oung Pao, Vol.20 Issue 3/4 (1920-21) . pp.183-274.

Публичный «дебют» работ Кастильоне состоялся в 1925 г. с экспонирования нескольких работ на выставке в Запретном городе (Музей Гугун в Пекине); в октябре 1929 г. в «Еженедельнике Гугуна» (11)10^.1) была опубликована статья о работе Кастильоне с изображением орла на сосне; в 1929-1931 гг. было издано 4-х томное издание, включающее 120 репродукций портретов цинских императоров и императриц ( «/Ш'Нс'ф'/н ІШ»), среди которых были и работы Кастильоне; в 1931-1935 гг. было опубликовано несколько статей и альбом работ Кастильоне с репродукциями работ с изображением лошадей, собак, цветов и птиц.

В ходе политических событий (война 1937 г.) музейная коллекция Гугуна в Пекине была поделена между Пекином и Тайбэем (Тайвань). В последующие несколько десятилетий Китай был закрыт для внешнего мира, и дальнейшее знакомство с работами Кастильоне происходит, главным образом, благодаря выездным выставкам Музея Гугун в Тайбэе за границу (в 1961-1962 гг. состоялась выставка избранных работ из собрания музея Гугун в Тайбэе под названием «Сокровища китайского искусства» в США).

7 Ishida Mikinosuke. A Study on the rife of Tang Shih-ning (Giuseppe Castiglione) (in
Japanese), Bijutsu kenku 10 (October 1932), p. 1-40, with additional notes and corrections in
Sansai (1947) and in Ishihama Sensei Koki kinen toyogaku ronso (1959), pp.18-22; Ishida
Mikinosuke. A biographical study of the Guiseppe Castiglione (Lang Shining), a Jesuit painter in
the Court of Peking under the Ch'ing dynasty II The Memoirs of the Research Department of the
Toyo Bunko. Tokyo, 1960. Vol. XIX. Pp.79-121.

8 Eoehr G.R. Giuseppe Castiglione (1688-1766): Pittore di Ch'ien Tung, imperatore della Cina.
Roma, 1940.

9 Beurdeley C.&M. Giuseppe Castiglione, a Jesuit painter at the cort of the Chinese Emperors.

опубликовавшие в 1971 г. сначала на французском языке, а затем - на английском, весьма обширное исследование о его жизни и творчестве, содержащее наиболее полный перечень его произведений, и работавшие, в основном, с собранием музея Гугун в Тайбэе. В монографии приводятся оттиски печатей Кастильоне, список его корреспонденции и инвентарный перечень работ художника с приложением небольших иллюстраций.

В недавнее время монографический анализ жизни и творчества Кастильоне был предпринят М. Пираццоли те-Серстеванс , в монографии которой представлено более сорока работ Кастильоне из музеев в Тайбее, Пекине, Шеньяне и Париже.

Среди китайских исследователей творчества Кастильоне, который в Китае больше известен под именем Лан Шинина, в первую очередь нужно назвать сотрудника музея Гугун в Пекине Не Чунчжэня (ИШШ) , который впервые после окончания культурной революции в 1979 г. открывает цикл статей о Дж. Кастильоне в «Журнале музея Гугун» («Gugong Bowuyuan Yuankan» («'&'МШ,ШШШ^\»У), позже составившие монографию с краткой биографией Кастильоне и характеристикой его основных работ. Отдельным вопросам творчества Кастильоне посвящены работы китайских авторов Ян Бода, Юй Хуэй и By Хуна.

В отечественной историографии впервые обратила внимание на

творчество Кастильоне Л.И. Кузьменко . В 1980-е годы ею были опубликованы статьи, в которых был поставлен вопрос о европейском стиле в изобразительном искусстве Китая цинской эпохи, и в этом ключе был представлен искусствоведческий анализ одной из работ Кастильоне под названием «Ледовые забавы». Работы Л.И. Кузьменко, посвященные творчеству Кастильоне, имеют большое значение для предпринятого исследования. Во-первых, потому что доступ к оригиналам-свиткам Кастильоне очень затруднен, они редко экспонируются в музеях, что связано прежде всего с большой хрупкостью картины-свитка, подверженного деформации при каждом разворачивании и сворачивании. Даже специалисты вынуждены работать с копиями, поэтому мы среди работ о творчестве Кастильоне выделили прежде всего те исследования, которые были написаны хранителями крупных музеев мира, в фондах которых представлены работы

Tokyo, 1971.

10 Pirazzoli-t' Serstevens М. Giuseppe Castiglione, 1688-1766: peintre et architecte a la court de

Chine. Paris, 2007.

He Чунчжэн. Лан Шинин хэ тадэ лишихуа, еухуа цуопин // Гугун боуюань юанькань. 1979, № 3, с.39-43; Чжунго мин хуацзя чуанцзи: лан шинин / лан шинин хуэй: не чунчжэн. - шицзячжуан: хэбэй цзяоюй чубанши, 2006; Цингун хуэйхуа ю сихуа дунцзянь. -Цзыцзинчэн чубаншэ. 2008.

Кузьменко Л.И. Пейзаж в свитке Лан Шинина «Ледовые забавы» (из собрания Государственного музея искусства народов Востока) // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Под ред. Т.П. Григорьева. М.1983. С.105-111. Ее же, «Европейский стиль» в искусстве Китая XVIII в.// XI НК Общество и государство в Китае. - М., 1980. С.112-118.

этого художника. Кроме того, в контексте рассматриваемой темы выводы об утверждении европейского стиля в китайской живописи XVIII в., к которым приходит исследовательница, в частности на основе анализа роли пейзажа в поздних свитках Дж.Кастильоне, имеют методологическое значение. В настоящей диссертации данный тезис был подвергнут верификации на большом материале.

В последние годы к творчеству Кастильоне в своей докторской диссертации обращалась М.А. Неглин екая (М., 2007) в связи с изучением художественного металла и эмалей цинского периода. Весьма спорный, на наш взгляд, анализ одной из работ Кастильоне был предложен историком В.Ц. Головачевым . Монографических исследований творчества этого крупного художника в русскоязычной искусствоведческой литературе до настоящего времени не проводилось.

Как формально-стилистический анализ, так и смысловая интерпретация произведений Кастильоне, на наш взгляд, невозможна без обращения к работам культурологического характера. Проблемам символизма в китайском изобразительном искусстве посвящены работы Чарльза А.С. Вильямса (Williams C.A.S. Outlines of Chinese symbolism and art motives. Shanghai, 1932), В. Эберхарда (Eberhard W. A dictionary of Chinese symbols: Hidden symbols in Chinese life and thoughts. London, N.Y., 1986 (2004)), Дж. Фергюсона (Ferguson G. Signs and symbols in Chinese Art. N.Y., 1961), П.Б. Вэльч (Welch P.B. Chinese art: a guide to motifs and visual imagery. Singapore, 2008), B.M. Алексеева (Китайская народная картина: духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М., 1966), отдельные статьи Е.В. Завадской (Философско-эстетический смысл так называемого «божественного гриба» («лин-чжи») // Научные сообщения ГМИНВ. Вып.9. М., 1977; Сексуальность как особый колорит китайской традиционной живописи // Китайский эрос / Сост. А.И. Кобзев. М., 1993) и И.Ф. Муриан (Символика и изобразительные мотивы в древнем искусстве Китая // Научные сообщения ГМИНВ. Вып.9. М., 1977).

Объектом настоящего исследования являются живописные произведения итальянского художника Джузеппе Кастильоне, созданные им в Китае, предметом является процесс знакомства китайцев с основами творческого метода и стилистическими приемами западной художественной школы, положивший начало зарождению в Китае на фоне традиционной живописи европейской художественной школы, прежде всего, масляной живописи, и утверждение так называемого европейского стиля в живописи Китая XVIII в..

Цель диссертационного исследования - рассмотреть творчество

Головачев В.Ц. Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) и его картина «Восемь благородных коней». Картина-автобиография придворного художника //28-я НК «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. 4.2. М.1998; Его же, Жизнеописание Лан Шинина (Джузеппе Кастильоне) - придворного художника маньчжурских императоров // 26-я НК «Общество и государство в Китае» Тезисы и доклады. М. 1995.

итальянского художника Дж.Кастильоне в Китае, чья деятельность приходится на пик расцвета цинской империи, т.е. на правление императоров Канси (у власти 1661-1722), Юнчжэна (у власти 1722-1735) и Цяньлуна (у власти 1735-1796) в контексте европейской школы живописи в Китае, что обусловило следующий комплекс задач:

  1. определить время начала распространения европейского изобразительного искусства в Китае;

  2. определить роль императоров Канси, Юнчжэна и Цяньлуна в восприятии и адаптации традиций европейского искусства в Китае;

  3. рассмотреть основные этапы творчества Дж. Кастильоне и выявить его роль в художественной жизни императорского двора XVIII в.;

  4. выделить основные темы художественных произведений Кастильоне;

  5. ввести в научный оборот как известные, так и малоизвестные работы мастера, находящиеся в музеях и частных коллекциях;

  6. проанализировать художественный стиль Кастильоне с точки зрения европейских и китайских традиций и оценить его вклад в развитие изобразительного искусства в Китае.

Методология исследования обусловлена обозначенными выше целью и
задачами диссертации, решение которых потребовало комплексного подхода.
В основе исследования лежит иконографический анализ работ Кастильоне,
однако учитывая богатый символизм китайской живописи, их рассмотрение
потребовало использования также и иконологического метода,

позволяющего раскрыть образно-символическое содержание произведения. Кроме того в работе используется формально-стилистический анализ, при помощи которого возможно выявить особенности стиля живописных произведений Кастильоне.

Основными источниками исследования являются известные дворцовые собрания, где хранятся произведения Кастильоне, т.е коллекции музеев императорских дворцов - Гугунов. В Китае есть три музея императорских дворцов (музея Гугун). Это прежде всего Музей императорского дворца (музей Гугун) в Пекине (І^С'&Ш'МШ-'ШШ), созданный 10 октября 1925 г., в коллекцию которого вошли предметы искусства, собранные минскими и цинскими императорами; музей Гугун в Тайбэе (п dbffiHfilialР%), созданный в 1962 г., и музей Гугун в Шэньяне (/ЙИ^иМ^Ел!), созданный в 1986 г. на базе императорского дворца в г. Шэньян. Самое большое количество работ Дж.Кастильоне находится в Музее Гугун в Тайбэе (Тайвань), затем - в музее Гугун в Пекине. Несколько работ мастера находится в Парижском музее восточных искусств (Musee national des Arts asiatiques - Guimet). В Москве в Государственном музее искусства народов Востока хранится один свиток

Кастильоне. Особую ценность для работы над темой диссертации представляют альбомы работ Кастильоне:

- Collection Grande ecurie de Versailles: Castiglione - jesuite italien et peintr
chinois I by Jean-Louis Gouraud (Paris, 2004), включающий иллюстрации и
комментарии к работам на тему лошадей в произведениях Дж.Кастильоне;

- Гунтин хуацзя лан шинин /лан шинин хуэй (Тяньцзин, 2008)
(Придворный художник Лан Шинин / собрание работ Лан Шинина), наиболее
полный альбом работ Кастильоне, представляющий живопись из собраний
музеев Гугун в Пекине и Тайбэе, а также из собраний Шэньянского и
Шанхайского музеев.

Основную группу источников фактологического характера составили письменные документы, опубликованные в следующих изданиях:

- Beurdeley, Cecile & Michel. Giuseppe Castiglione, a Jesuit painter at the
cort of the Chinese Emperors (Tokyo, 1971);

- Чжунго мин хуацзя чуанцзи: лан шинин І лан шинин хуэй: не чунчжэн.
- шицзячжуан: хэбэй цзяоюй чубанши, 2006. (Полное собрание сочинений об
известных китайских художниках: Лан Шинин. Под ред. Не Чунчжэня)

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что

впервые в отечественном искусствознании предпринято монографическое исследование живописных произведений Джузеппе Кастильоне, созданных при дворе цинских императоров;

приводится самый полный список на русском языке известных на данный момент живописных произведений художника с указанием размеров, техники и местонахождения произведения;

дается классификация произведений Кастильоне в соответствии с их тематикой;

впервые в отечественной науке предпринят комплексный подход в раскрытии образно-символического содержания живописных работ Кастильоне;

- определены место и роль Кастильоне в истории формирования
европейской школы живописи в Китае.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Базируясь на основополагающих в данной области трудах европейских и китайских авторов, работа вводит в научный оборот большой фактический материал, не отраженный в отечественной литературе. В научном исследовании впервые приводится полный список работ мастера, как хорошо известных и хранящихся в императорских музеях (Гугун) в Пекине и Тайбэе, так и малоизвестных, открытых за последние годы благодаря аукционам, что является основой для дальнейших исследований произведений итальянского художника. Работа дает ключ к «прочтению» живописи Кастильоне китайского периода, его свитков-посланий, что, на наш взгляд, приводит к более глубокому пониманию и многих других работ китайской живописи, что могло бы быть интересно широкому кругу читателей. Данная работа

восполняет пробел в отечественном искусствознании в отношении влияния европейских художественных традиций на изобразительное искусство в Китае, являясь начальным звеном в освещении вопроса проникновения западной живописи в Китай и развития там масляной живописи. В настоящее время это имеет для России и практический интерес, поскольку в художественных вузах нашей страны многие китайские студенты, будущие художники и искусствоведы, изучают русскую школу живописи. Данная работа открывает еще одну страницу в знакомстве русского читателя с китайской живописью XVIII в., который дал немало выдающихся произведений, интересных с точки зрения синтеза европейских и китайских художественных традиций. Кроме того, работы Кастильоне имеют большое значение с исторической точки зрения, так как помогают понять императорский быт XVIII в. и характер взаимоотношений центральной власти с вассальными районами.

Практическая значимость работы заключается и в том, что основные результаты диссертации могут быть использованы в музейном деле для проведения атрибуции произведений Кастильоне, при составлении каталогов и для разработки научных концепций экспозиций и выставок китайской живописи XVIII вв., а также могут выступать в качестве научно-методической основы для разработки учебных программ по искусствоведческим дисциплинам, для создания учебных пособий для ВУЗов, готовящих специалистов в области истории искусства Китая, для методических пособий, адресованных студентам гуманитарных специально стей.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в
четырех статьях. Современная ситуация, складывающаяся вокруг работ
Кастильоне, была отражена в сообщении на IV Всероссийской
научно-практической конференции «Современное искусство в контексте
глобализации: наука, образование, художественный рынок»

(Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 4 февраля 2011 года).

Структура диссертационной работы. Исследование состоит из введения, трех глав и заключения. Приложение включает библиографию, список и альбом иллюстраций. Примечания даются постранично, нумерация в пределах главы. В круглых скобках в тексте диссертации даются указания на местонахождение произведений Кастильоне, там, где это возможно, год написания, размеры и технику, а также названия работ на китайском языке и их латинская транскрипция, здесь же даются указания на соответствующую нумерацию в библиографии того издания, где была опубликована рассматриваемая работа.

Похожие диссертации на У истоков европейской школы живописи в Китае: художник цинских императоров Джузеппе Кастильоне : Лан Шинин