Введение к работе
Актуальность темы. В истории отечественного изобразительного искусства ярославские иконы и фрески занимают такое же почётное место, как и памятники других художественных школ Древней Руси. В настоящее время наследие тысячелетней Ярославской епархии является тем духовным фундаментом, на котором возрождается не только местная религиозная живопись, но и русская православная культура в целом. Роль современных ярославских художников-иконописцев в развитии церковного искусства постсоветской России представляется весьма значительной. Это напрямую связано как с количеством произведений, созданных в конце XX - начале XXI в. в мастерских Ярославля и области, так и с высоким духовным и художественным уровнем некоторых работ. Не случайно, что при воссоздании художественного убранства главного собора страны - храма Христа Спасителя - наряду с московскими и петербургскими живописцами к работам по росписи соборного интерьера были привлечены и лучшие ярославские фрескисты. В последние два десятилетия, помимо храмов Москвы и городов Ярославской епархии (Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский, Ростов, Тугаев и др.), ярославские мастера принимали участие в украшении церковных зданий, находящихся за пределами России - в Японии, США, Сербии, Азербайджане, Грузии, на Мальте и Кипре. В данном диссертационном исследовании анализируется современное религиозное искусство Ярославля, выявляются основные черты произведений ярославского круга рубежа XX-XXI вв., оценивается вклад местных художников в возрождение религиозной художественной жизни.
Целью исследования является создание наиболее полной картины формирования и эволюции религиозной живописи ярославских художников рубежа XX-XXI вв.
Задачи исследования:
-
Выявление и систематизация сведений об иконописных центрах и отдельных художниках, работающих в Ярославле на рубеже XX-XXI вв.
-
Стилистический анализ произведений современных иконописцев в свете традиций местной религиозной живописи, художественного наследия Древней Руси и Византии, а также приёмов академической школы.
-
Определение индивидуальных особенностей творчества ряда мастеров.
-
Описание иконографии настенных росписей, созданных в России и за рубежом художниками Ярославля и области.
-
Изучение особенностей формирования иконографии в иконах новопрославленных святых.
-
Определение проблем, связанных со становлением и развитием современной ярославской религиозной живописи в контексте религиозного искусства России рубежа XX-XXI вв.
Методика исследования определяется характером темы и спецификой поставленных задач. В её основе лежит комплексный подход:
-
Практический, основанный на личных контактах с иконописцами и руководителями мастерских, а также на непосредственном изучении творческого процесса.
-
Сравнительно-исторический, применяющийся при анализе конкретных произведений или их групп, их соотнесении с произведениями искусства Византии, Древней Руси, ярославской иконописи и стенописи XVII-XVIII вв.
Объектом исследования являются иконы и настенные росписи, созданные художниками Ярославля, Рыбинска, Тутаева, Углича на рубеже XX-XXI вв.; проекты мастерских и отдельных иконописцев; проблемы, возникающие в современных условиях при создании произведений религиозной живописи.
Нижняя граница исследования определена временем появления иконописных мастерских и отдельно работающих художников во второй половине 1980-х годов, когда государство начало возвращать Епархии храмы и монастыри. Верхняя граница - начало XXI в. (фактически до наших дней).
Научная новизна работы
1. Впервые проанализирован в контексте проблем развития современной религиозной живописи Ярославля широкий круг литературы, посвященный вопросам православного иконописания, развитию иконописи Византии и Древней Руси.
-
Впервые введены в научный оборот сведения об иконописных мастерских и иконописцах Ярославля.
-
Проанализирован и введен в научный оборот широкий круг произведений ярославских мастеров религиозной живописи рубежа столетий.
-
Определена стилистическая обусловленность работ, обращение художников к многовековому наследию христианской культуры. Проведено сравнение с работами мастеров прошлых эпох на предмет выявления заимствований из византийского, древнерусского, западноевропейского искусства и определения собственной творческой линии современных художников.
-
Впервые проанализировано развитие современной религиозной монументальной живописи Ярославля с её ведущей мастерской «Школа Ярославская икона», возглавляемой Н.А. Мухиным. Отмечено многообразие форм художественных решений, используемых художником в зависимости от архитектурных особенностей храмов, их посвящения, истории, а также местных культурных традиций (Россия, Япония, Мальта, США, Грузия, Азербайджан, Сербия).
-
Впервые выявлены иконографические особенности образов новопрославленных святых, написанных художниками Ярославля, определено своеобразие поисков новых решений ряда известных изводов.
-
Прослежена динамика развития религиозного искусства Ярославля рубежа XX-XXI веков.
Практическая ценность обусловлена научной актуальностью исследования. Работа дает возможность ввести собранный материал в историю искусства России XX - начала XXI столетия как его важную составляющую часть, определяющую новый этап в духовном развитии общества. Практическая ценность заключается в возможности использования собранного в диссертации иллюстративного материала для создания новых иконописных произведений. Результаты работы могут стать важным подспорьем при подготовке специалистов - художников-иконописцев, искусствоведов, культурологов.
Апробация работы
Основные положения диссертации изложены в семи опубликованных статьях: две - вступительные в каталогах: «Современная икона. Ярославль» (Ярославль, 2001), и «Современная икона Ярославля» в каталоге «Преображение. 1 Всероссийская художественная выставка современного храмового искусства» (Ярославль, 2002). О творчестве Н.А. Мухина и художников «Школы Ярославская икона» опубликованы статьи: «Зарубежные проекты Художественной школы «Ярославская икона (1990-е)» в сборнике научных трудов Института им. И.Е. Репина «Русское искусство от средневековья к современности (Диалог культур)» (СПб., 2001); «Участие Н. Мухина и художников Школы «Ярославская икона» в росписи храма Христа Спасителя» в сб. «Академия художеств и православная церковь» (СПб., 2004). В серии «Мастерская современных русских художников» опубликована статья монографического характера «Н. Мухин» (Пекин, 2002, на китайском языке).
Материалы исследования частично вошли в доклад «Вопросы иконографии новопрославленных святых» на «круглом столе» в рамках обсуждения 1-й Всероссийской выставки храмового искусства «Преображение» в 2002 году. Фактические сведения о ярославских мастерах нашли применение при создании учебно-методического пособия Н.С. Кутейниковой «Искусство России второй половины XX века (иконопись)» (СПб., 2001), а также при чтении курса «Истории отечественного искусства второй половины XX века».
Объём и структура
Диссертация состоит из двух томов. Первый том включает основной текст объёмом 150 страниц, примечания, приложения, список использованной литературы.
В качестве приложения приводится: словарь современных иконописцев Ярославля, Рыбинска, Тутаева, Углича.
Во второй том входят 344 цветные иллюстрации, а также их список.