Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков : генезис и основные направления Елинер Лидия Валерьевна

Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков : генезис и основные направления
<
Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков : генезис и основные направления Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков : генезис и основные направления Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков : генезис и основные направления Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков : генезис и основные направления Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков : генезис и основные направления
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Елинер Лидия Валерьевна. Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков : генезис и основные направления : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Елинер Лидия Валерьевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад.].- Санкт-Петербург, 2008.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/46

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историографические и теоретико-методологические основания исследования моды и ее исторической динамики .

1.1. Феномен моды в современной научной мысли 13

1.2. Теоретико-методологические предпосылки изучения моды 32

1.3. Мода в историческом пространстве европейской культуры 49

Глава 2. Метаморфозы спортивной моды на рубеже XX-XXI веков .

2.1. Социокультурные факторы динамики моды в эпоху постмодернизма 70

2.2. Особенности динамики моды в процессе развития современной культуры 99

2.3. Феномен спортивной одежды в морфологии современного творчества 114

Глава 3. Мода в современной спортивной одежде .

3.1. Спортивная одежда: виды, дизайн, механизмы рецепции 129

3.2. Куртка как реперезентативный феномен современной спортивной моды 146

3.3. Спортивная одежда и перспективы ее развития 158

Заключение 172

Список литературы 175

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию спортивной моды как историко-культурному явлению и яркому феномену современного дизайна в аспекте ее комплексных характеристик

Актуальность исследования

Изучение феномена моды в контексте культуры эпохи постмодернизма крайне важно для понимания основных направлений и тенденций в развитии декоративно-прикладного искусства на рубеже XX-XXI веков

Мода широко присутствует в пространстве культуры, охватывая многие ее сферы Существует модный образ жизни, политическая мода, мода в искусстве, дизайне, модные речевые выражения, мода в прическах и косметике, спортивная мода, модные нравы и тд Наиболее мощно и рельефно мода проявляется в одежде, что обуславливает использование именно ее в качестве базового источника исследования

В эпоху постмодернизма в социокультурном пространстве многих госу
дарств, в том числе и в нашей стране, мода обрела сложную социально-
психологическую, производственно-технологическую, социально-
информационную и эстетическую структуры В настоящее время в моде мы
видим огромную свободу творческого выражения, многообразие форм, уско
ренные циклы бытования различных направлений, возможность проявления
в разных сферах культуры: коммуникативной, знаково-регулятивной, эко
номической, социально-престижной, идентификационной, ценностно-
ориентационной, а также отмечаем в целом усиление ее воздействия на мас
сы людей

Однако при всей ее социальной значимости и многоаспектное осмысления мода еще недостаточно изучена как целостное и изменяющееся явление, как специфическая периодическая смена образцов или черт культуры и определенных форм массового поведения Нуждаются также в глубоком исследовании закономерности динамики моды, ее современная онтологическая конфигурация, а также морфологическая, функциональная и институциональная структура, отдельные виды и разновидности

В связи с этим особое внимание исследователей привлекает спортивная мода - динамичная, впитывающая в себя многообразные культурные и социальные воздействия, являющаяся своеобразной площадкой для соревнования различных идей и концепций, лабораторией выработки выразительных приемов и творческих решений Изучение спортивной моды требует многофакторного подхода, учета всех сфер социально-культурного пространства, связанных с модой, выявления противоречивой структуры механизмов эволюции моды, культурных и психологических потребностей человека Лишь детально изучив взаимовлияния различных сфер моды и определив место среди них моды спортивной, мы можем яснее представить себе уникальное значение этого явления для динамично развивающегося дизайнерского искусства эпохи постмодернизма

Спортивная мода стала своего рода символом современного образа жизни, особо значимым феноменом повседневности и праздничной культуры Однако специального исследования, посвященного спортивной моде, до сих пор не предпринималось Представленная диссертация в определенной степени предполагает восполнить этот пробел в современной науке и искусстве дизайна

Логика построения работы состоит в движении от общего к особенному и единичному теоретическая модель моды, историко-культурный экскурс о моде, характеристики современной эпохи как контекста изменений в моде, определение места спорта и спортивной моды в современной жизни и конкретный анализ феноменов спортивной моды и ее ярких современных явлений

Указанные аспекты анализа моды стали тем актуальным проблемным полем, в рамках которого было проведено данное исследование

Объект исследования - спортивная одежда в истории художественной культуры и в ее современном проявлении.

Предмет исследования - спортивная мода как феномен современной художественной культуры

Цель исследования - динамика и особенности развития спортивной моды в культуре эпохи постмодернизма Задачи исследования:

определить теоретико-методологические основания исследования феномена спортивной моды в его общеисторическом движении и культуре эпохи постмодернизма,

проанализировать особенности моды как сложной открытой и гибкой системы и закономерности ее развития в контексте исторического движения европейской культуры,

выявить факторы развития спортивной моды и особенности ее динамики в контексте трансформаций эпохи постмодернизма,

рассмотреть место спорта и феномен спортивной одежды в современной культуре,

особое внимание уделить характеристике дизайна современной спортивной одежды и особенностям ее восприятия публикой,

показать в отдельном феномене моды - спортивной куртке - основные харгіктеристикн дизайна современной моды и особое универсальное значение этого феномена в культуре повседневности,

показать спортивную одежду как яркое и реперезентативное явление современной моды,

выявить тенденции изменений спортивной одежды и перспективы ее развития,

В основу методологии исследования положены общетеоретический и системно-исторический подходы Вместе с тем используется историко-типологический, историко-феноменологический, сравнительно-исторический и структурно-функциональный методы При анализе спорта и спортивной

одежды применяется морфологический метод Искусствоведческий и стилистический методы используются в конкретном анализе образцов спортивной моды в современной одежде

Степень разработанности проблемы.

Наиболее подробно и комплексно проблемы определений понятия, характеристик этого явления и функций моды методологически осмыслены и представлены в трудах вьщающегося российского философа и культуролога М С Кагана В ряде своих трудов («Морфология искусства», «Философская теория ценностей», «Философия культуры» и других) он рассмотрел моду в контексте развития культуры ' Говоря о функциях моды, М С Каган подчеркивает огромное значение, которое имеет общество с его социальными законами в организации поведения человека, и которые, в свою очередь, определяют культурную реальность При этом он многократно подчеркивал мысль, что сама действительность, бытие жизни людей влияет на системы, связанные с модой, и на саму моду и что идеи, выдвигаемые обществом, определяют идеологическое содержание моды, пропагандируемое с помощью средств массовой информации

Среди философско-культурологических трудов необходимо выделить работы Л В Петрова, проанализировавшего моду как общественное явление В М Липская в своей весьма интересной, хотя отчасти и спорной статье «Эстетическая доминанта в творчестве дизайнера костюма» подчеркивает, что самоидентификация в костюме сегодня связана, прежде всего, с ориентацией в мире индивидуального, бессознательного, чем и является, собственно, психология личности

В социально-психологическом аспекте мода изучалась также в трудах Б Д Парыгина Он пришел к выводу о том, что мода представляет собой форму стандартизированного массового поведения Она формируется преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений

Для изучения истории феномена моды используются разные методологические подходы Психоаналитический метод наиболее подробно разработан в трудах Э Берглера, а структуралистский - в работах Р. Барта П Лазарс-фельд и Р Кениг обратили внимание на зависимость моды от социальной стратификации общества, что в значительной мере определяло каналы ее репродуцирования

В XX веке обозначилось то, что можно назвать антропологическим методом в исследовании моды Его представители Э Фромм и ДжК Гэлбрейт подчеркивали большую зависимость изменений моды от настроений, психологии людей Не обошли вниманием феномен моды и психоаналитики (3 Фрейд и его последователи), видя источник ее изменений в сфере подсознательного и считая ее компенсацией неполноценности людей, формой по-

1 Каган М С Философская теория ценности -СПб, 1997 С 177-182

2 Парыгин Б Д, Социальная психология, - СПб, 2003, С 452-466

вышения престижа Главным, по их мнению, является восприимчивость индивида к изменениям, что определяется присущей ему психической реакцией

Наиболее системной и подробной работой последних лет, посвященной психологии моды, является фундаментальная работа М И Килошенко «Психология моды» Мода определяется ею «как социальная норма поведения, но менее императивная, обязательная и жесткая, чем нормы ряда социальных институтов или обычаев»3

Довольно широк разброс мнений о характеристиках и функциях моды и в социологической литературе Согласно теории демонстративного потребления американского социолога и экономиста Т Веблена, трансформация моды возникает как следствие желания обладателей капитала продемонстрировать свое богатство окружающим 4 В связи с этим Т Веблен проанализировал такие источники изменения моды как престиж, демонстративность и "показное потребление" Выдвинув теорию праздного класса и показного потребления, он пришел к выводу о том, что в США моду задают не старые аристократы, а нувориши, подчеркивающие свой высокий, но лишь недавно приобретенный статус

Важным этапом в развитии философской теории моды стали работы американского социолога и социального психолога Г Блумера Предлагая свое определение моды, он рассматривает ее как элемент коллективного поведения Вместе с тем он подчеркивает, что мода зачастую не зависит от репродуцируемых в обществе этических и социальных императивов, а имеет собственный код развития5

Осмыслению феномена моды посвящена одна из последних работ известного современного исследователя этого явления А Б Гофмана «Мода и люди или новая теория моды и модного поведения» А Б. Гофман дает определение моды, рассматривая ее как одну из форм, один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения - индивидуального, группового и массового Он считает, что модные образцы в основном имеют две функции, которые следует рассматривать в таких аспектах 1 «им надо следовать», 2 «им хотят следовать» Рассматривая эти функции, он выделяет среди них атрибутивные, или внутренние, и денотативные, или внешние По его мнению, «в отличие от неизменных атрибутивных ценностей, денотативные ценности бесконечно многообразны и разнообразны»6

В историческом аспекте рассматривает моду и известный историк стиля А Васильев Он обращает внимание на значимость общего процесса глобализации, замечая, что благодаря современным средствам связи (телевидение,

3 Килошенко М И Психология моды, - М 2006, С 122

4 Веблен Т Теория праздного класса М.1984 С 160
5BlumerGMode NY 1968 Р299

6 Гофман А Б Мода и люди или новая теория моды и модного поведения М, 2000 С 13-17

лизации, замечая, что благодаря современным средствам связи (телевидение, Интернет, радио и т д.) скорость распространения информации многократно возросла, и, в связи с этим, о тенденциях моды одновременно узнают в самых различных уголках планеты.

Организационно-институциональный аспект в изучении явлений моды и ее связи с системой дизайна разработан в трудах известного культуролога Г С Кнабе «Вещь как феномен культуры» В связи с тем, что в отечественной научной традиции спортивная мода не стала объектом специального монографического или диссертационного исследования, в научный оборот была введена и переведена соответствующая литература (М Хидалго «Young Fashion Designers», С Вогель «Street wear», С Перейра «Trainers», «Brands A-Z Adidas»)

Источники исследования комплекс материалов и документов по истории и теории моды, включающий и иллюстративные источники Существенное значение имели материалы, полученные во время работы автора в области моделирования в ТМ «STAYER», производящей спортивную одежду, а также изучение музейных выставочных коллекций в России и посещение выставок за рубежом (Германия «ISPO», Испания, «Bread&Butter», Франция «Premier Vision»)

Научная новизна исследования. В диссертации впервые

спортивная мода как явление дизайнерского творчества рассмотрена в историко-культурном плане и междисциплинарном аспекте,

мода рассмотрена как специфическая культурная форма, проявляющаяся во множестве артефактов, в том числе - в мире спорта, и способная выполнять многообразные утилитарные и духовно-регулятивные функции,

- проанализированы факторы, определяющие характер развития моды в
культуре постмодернизма и выделяющие на видное место спорт и спортив
ную одежду,

показана значимость спорта и его различных видов в современной культуре как динамичного явления, порождающего множество конкретных моделей и образов спортивной одежды и смену ее модных образцов,

в качестве репрезентативного феномена спортивной моды изучена спортивная куртка как символ современного образа жизни в основных проявлениях и как показатель уровня эстетических и технологических достижений дизайнерского творчества

Теоретическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исторического и теоретического характера могут служить основой для разных исследовательских ракурсов в изучении сложного феномена моды, характеристика культуры постмодернизма, ее факторов и приоритетов, влияющих на моду, поможет понять важные потребности шодей, что существенно для проектирования дизайнерского творчества, выявление

особенностей современной спортивной одежды в целом и ее репрезентативного феномена - куртки - позволяет расширить поле представлений о мире современной моды и ее приоритетах

Практическая значимость исследования

Материалы исследования могут быть использованы при разработке вопросов о совершенствовании форм репрезентации спортивной моды, способах повышения ее конкурентоспособности, о прогнозировании основных тенденций ее развития Выводы диссертации могут быть учтены при подготовке учебных пособий и курсов по истории моды, истории спорта и спортивной одежды, современной моде, а также для дизайнеров одежды

Основные положения, выносимые на защиту:

в свете историографического анализа темы исследования выявлено мода является объектом изучения многих социальных, гуманитарных, культурологических и философских наук, многоаспектное изучение моды обеспечило накопление огромного количества специальных знаний как солидной базы для междисциплинарного обобщения, современный искусствоведческий анализ феномена спортивной моды и ее дизайна должен осуществляться в контексте существующих междисциплинарных и общих историко-культурных обобщений, отсутствие фундаментальных исследований спортивной моды обусловило необходимость систематизации отдельных частных работ на русском и иностранном языке, применения существующих меіодов системно-исторического и типологического описания моды, а также специального искусствоведческого анализа феноменов модной спортивной одежды

мода является специфической культурной формой, проявляющейся во множестве артефактов различных социальных сфер, она меняется в определенном порядке - через смену культурных систем, стилей и образцов в динамике истории; природа моды лежит в нормативной и регулятивной сфере культуры как прообраз, который воплощается в продуктах материальной, духовной и художественной культуры, создание модных форм культуры является высокофункциональным, так как связано с потребностью адаптации в меняющейся природной, социальной и культурной среде, мода в одежде глубоко связана со стилем культуры и стилем искусства и выполняет многообразные функции в системах человеческой деятельности и поведения

особенности культуры постмодернизма определяются как особенности, связанные с переходом социальных систем от индустриальных к постиндустриальным, они выражаются в изменении места человека как субъекта культуры, пересмотре духовных оснований современной культуры, свободе творчества, культурном многообразии, плюрализме стилей и моды, глобализации коммуникативных процессов и ряде других черт

мода как сложное, системное, открытое и гибкое явление в своем развитии детерминируется целым рядом социокультурных факторов социально-политических, экономических, религиозных, коммуникативных, эстетиче-

ских, технологических, а также социально-групповых, личностно-творческих; в полной мерс эти факторы определяют развитие спортивной моды,

спорт является одним из важных механизмов развития физических и духовных качеств человека как существа культурного, он включает в себя различные виды (профессиональный, массовый, любительский, туристический и тд), особое место спорт занял в морфологии культуры эпохи Постмодернизма, в зависимости от многообразия видов и разновидностей спорта формируются конкретные модели спортивной одежды, конкретные художественные решения модных образцов зависят от понимания культурных по греб-ностей и ситуаций, ценностно-эстетических предпочтений общества, профессионализма дизайнеров и их творческой фантазии,

в мире современной одежды спортивная одежда занимает большой сектор, имеет прочное место, отличается видовым многообразием образцов, а также особой конструктивностью, прагматизмом, технологией и стилистикой дизайнерского решения

спортивная куртка является наиболее репрезентативным артефактом современной спортивной моды и моды вообще, это символ образа жизни современного человека в ситуации профессионализации его деятельности, прагматизма повседневной культуры, универсализации культурных форм, быстрой изменчивости жизни, ее массовизации, а также показатель уровня эстетических и технологических достижений дизайнерского творчества

Апробация работы.

Основные положения диссертации отражены в ряде публикаций Они были обсуждены на заседаниях кафедры «Теория и история изобразительного искусства и архитектуры» СПБГХПА, на научно-практических конференциях в Санкт-Петербургском Государственном Университете культуры и искусств (СП6ГУКИ)(2006, 2008 гг), отдельные результаты исследования были использованы для создания спецкурса «Компьютерное проектирование в дизайне одежды», предназначенного для обучения студентов Санкт-Петербургского Государственного Университета сервиса и экономики.

Структура и объем диссертации. Состоит из введения, трех основных глав, содержание которых раскрывается в девяти параграфах, заключения, и второго тома с иллюстративным материалом Каждая глава завершается краткими выводами Объем основного текста - 175 страниц Библиографический список содержит 136 наименований В тексте даны постраничные сноски-ссылки на использованные источники

Феномен моды в современной научной мысли

Необходимым условием интегративного теоретического и конкретно-исторического анализа моды является изучение тех идей и концепций, которые разрабатывались представителями разных наук на протяжении XX века. Вследствие этого первый параграф диссертации посвящен истории многоаспектного рассмотрения моды, оценке сложности проблемы и степени междисциплинарной изученности моды как явления дизайна в развитии культуры XX века.

Отметим, что начало XX века было ознаменовано развитием экономической, социологической и политической мысли и, соответственно, проблемы моды рассматривались с точки зрения этих наук. Во второй половине XX века этот феномен более всего привлек внимание представителей философско-эстетической и социально-психологической мысли. В два последних десятилетия преобладающее значение стало иметь изучение моды как социально-экономического и социокультурного явления. Системное рассмотрение моды стало актуализироваться в 90-е годы XX века - начале XXI века.

Как правило, многие современные философы и эстетики прежде всего опираются на труды известного немецкого ученого-неокантианца Г.Зиммеля, который посвятил моде специальную статью и отметил двойственную природу этого общественного явления: она отличает людей друг от друга и, вместе с тем, делает их похожими друг на друга. По мнению Г. Зиммеля, «мода является подлинной ареной для таких индивидов, которые внутренне несамостоятельны, нуждаются в опоре, но которые вместе с тем ощущают потребность в отличии, внимании, особом положении». Он считал, что лишь тот, кто пренебрегает модой, приобретает специфическое «чувство индивидуализации», причем не в силу тех или иных своих качеств, а отвергая социальные примеры. По его мысли, "тот, кто сознательно одевается и ведет себя не по моде, обретает, собственно, связанное с этим чувство индивидуализации не по средствам своих индивидуальных качеств, а простым отрицанием социального примера...". Зиммель, пожалуй, был первым, кто обратил внимание на социальные функции моды. Он считал, что мода возникает лишь в обществах с классовой структурой и отсутствует там, где классы заменены сословиями. Наибольший отклик получила его теория о механизмах рецепции и трансформации модных образцов (внимание к источникам изменения моды было особенно присуще именно Г.Зиммелю). Говоря о функциях моды, он считал, что она является, прежде всего, социальным маркером, который обозначает статус человека в обществе. Мода позволяет продемонстрировать высшим классам свое отличие от низших классов. Вместе с тем, последним свойственно заимствование тех форм моды, которые выработаны людьми, стоящими выше на иерархической лестнице — относящихся к элите. Г. Зиммель назвал это явление «просачиванием», подчеркнув, что оно имеет бесконечный характер. Во время этого «просачивания» стиль и облик моды изменяются, она становится доступной для понимания и использования широкими массами и тем самым упрощается, огрубляется до такой степени, что в «конечном продукте» трудно узнать первичные протоформы ее высоких образцов. Механизм распространения моды представляется Зиммелю в следующем виде: идет бесконечное «соревнование» между высшими классами, которые хотят посредством моды подчеркнуть свою элитарность и низшими классами, которые стараются обрести искомый социальный статус, хотя бы в специфическом внешнем выражении, не имея возможности достичь адекватного социального и имущественного статусов. Тем самым инстинкт подражания низших классов высшим является, по его мнению, тем рычагом, который обеспечивает своеобразное сближение элитарных и примитивных форм моды.

Другой мыслитель, принадлежащий к немецкой школе «философии жизни», В.Зомбарт обратил внимание на такое социальное явление, как участие разных страт общества в процессе образования моды. Он довольно прямолинейно полагал, что мода является непосредственным зеркалом общества. В. Зомбарт отметил участие разных страт общества в процессе преобразования моды. Говоря о функциях моды, он обратил особое внимание на социальную функцию моды. Отдав дань теории «просачивания» Зиммеля, Зомбарт вместе с тем, был склонен видеть источник изменения модных образцов скорее в специфическом навязывании их обществу со стороны не элиты, а промышленников. Указав в своих исследованиях на экономические факторы динамики моды, он в числе важнейших из них видел расширение сбыта и усиление рекламы новых товаров. Мода поэтому, по мысли Зомбарта, тесно связана с развитием капиталистических отношений, во-первых, и, во-вторых, с формированием в обществе искусственных потребностей посредством рекламного воздействия и пропаганды новых стандартов жизни. Следствием этого навязывания является то, что процесс приобретения вещей людьми не всегда определяется их реальными потребностями в каком-либо товаре. Эта точка зрения, правда, не была принята французским философом Э.Гобло, который в книге "Барьер и уравнивание" (1925) исследовал в качестве источников изменения моды процессы «фиксации» и «размывания», т.е. есть формирования в капиталистических обществах посредством моды отличительных признаков высокого социального статуса.

Подтверждают это мнение и современные исследователи моды. Известный культуролог Ольга Вайнштейн в своей статье «Банты, рюши, цветы и кокарды: теоретические и политические аспекты моды» исследует собственно феномен моды. Она анализирует появление новых модных веяний и тенденций в современной культуре, одновременно затрагивая вопрос критериев оценки модных явлений и адекватных подходов к исследованию этого социокультурного явления. Источники изменений моды Ольга Вайнштейн видит во взаимоотношении моды и политики. Она пишет, что «структура власти зависит от общественного устройства, и регламентация одежды отражает форму социальных различий». Одной из важнейших функций моды О.Вайнштейн считает, выражение политических смыслов. Она пишет, что «одежда в политике полностью оправдывает основную социальную функцию по Г. Зиммелю: «связывать и разъединять». Проблемы определений понятия, характеристик этого явления и функций моды методологически осмыслены и представлены в трудах выдающегося российского философа, культуролога и искусствоведа М.С. Кагана. В ряде своих трудов («Морфология искусства», «Философская теория ценностей», «Философия культуры» и других) он рассмотрел моду в контексте развития культуры.9 Говоря о функциях моды, М.С. Каган подчеркивает огромное значение, которое имеет общество с его социальными законами в организации поведения человека, и которые, в свою очередь, определяют культурную реальность. При этом он многократно подчеркивал мысль, что сама действительность, бытие жизни людей влияет на системы, связанные с модой, и на саму моду и что идеи, выдвигаемые обществом, определяют идеологическое содержание моды, пропагандируемое с помощью средств массовой информации. В свою очередь СМИ, распространяя идеи, идеалы, формируя ценности, оказывают ощутимое воздействие на самые различные сферы культуры - науку, производство, искусство, и даже диктуют моду на определенный стиль жизни. М.С.Каган подчеркивает, что в произведениях современного искусства фиксируется обилие различных деталей в окружающей главных героев предметной среде. При этом, как отмечает М.С.Каган, авторы произведений искусства особое внимание уделяют детализации одежды изображаемых героев произведений. Тем самым они специально обращают внимание читателей именно на моду, ибо через моду они дают характеристику как людям, так и самому времени, той культуре, которая определяет стиль жизни тех людей, чьим примером автор хочет заинтересовать читателя, слушателя, зрителя.10 Примечательно, что в этих рассуждениях М. С. Каган близок идеям знаменитого французского литературоведа-структуралиста Р.Барта. В своей известной книге о Расине Р. Барт обращает внимание на то, что великий французский драматург передает состояние, психологию своих героев через описание складок их одежды.11 М.С.Каган, выявляя характеристики моды, рассматривает ее именно как системное явление, находящееся в соподчиненном положении по отношению к другим, глобальным системам, относящихся к более высокой ступени иерархической лестницы соподчинения — стиль искусства, стиль жизни, дизайн, культура в целом. При этом М.С. Каган отмечает связь между системой моды и другими системами, такими как природа, общество, тип личности. Говоря об источниках изменения моды, он считает, что в наиболее значительной степени трансформирует моду связанные с ней ценностно-смысловые системы. В связи с этим М.С. Каган фиксирует наличие в моде различных субкультурных проявлений.

Мода в историческом пространстве европейской культуры

Как известно, метод рефлексии не отделим от ее предмета. Важно понимать не только то, как исследовать явления искусства и культуры, но что при этом исследуется в действительности, ибо предметная определенность многих явлений довольно различна.

Вследствие этого в данном параграфе необходимо обозначить инвариантную сущность моды, как предмета искусствоведческого изучения вне зависимости от исторических особенностей ее конкретных проявлений. Вместе с тем методологический принцип историзма, принятый в науке XX века, ведет к признанию того, что исторична и сама сущность предмета. Не развитие одного и того же, а смена развивающихся систем должны быть предметом изучения. Мода есть то, чем она становится в истории искусства как части культуры. Именно этому вопросу посвящен данный параграф диссертации.

Понятия «стиль» и «мода» использовались в эстетических трактатах еще в XVIII веке. Употребление термина «мода» применительно к одежде молено отнести скорее к XIX веку, когда моделирование одежды стало уделом не просто ремесленников-мануфактурщиков, но и одаренных художнико., видевших в таком костюме, прежде всего эстетический артефакт, явление художественного стиля.67Мода, как отмечалось ранее, является культурной формой, выполняющей мнегие функции, в том числе она служит механизмом обновления стиля. Она представляет собой своеобразный способ введения новаций в формирование новых выразительных образцов, посредством которых развивается стиль.

Наряду с обычаем мода, выполняет роль нормативно-ценностного механизма, который с помощью определенного знакового кода регулирует общественное поведение людей в динамике истории культуры отдельных этносов, наций, а сегодня и человечества в целом. Каждая из культур имеет определенные знаки, символы, в которых кодируется ее своеобразие, содержание, устремления, возможности и достижения. Они проявляются в материальной предметной среде (одежда, предметы быта), в духовной (обычаи, традиции, идеи, концепции) и в художественной культуре (изобразительном искусстве, архитектуре, художественном конструировании, музыке и др.), а также поведение людей, общественный статус и т.д.

Например, дорогой в изготовлении предмет часто становился символом, знаком положения человека в обществе; интерьер помещений также мог символизировать место человека в обществе; убранство помещений, количество рабов, наложниц, жен - все это являлось символом положения в обществе их обладателя. Так постепенно начинала складываться мода как явление, стандартизирующее жизнь человека. В одежде появлялись отдельные элементы структуры моды — материал, цвет, аксессуары, крой. Постепенно обозначились ее функции, (защита от палящих солнечных лучей, зимней стужи, укусов насекомых, ударов врагов, для ношения оружия и т.п. (например, ассирийские воины носили бронзовые шлемы, сандалии с твердыми задниками для «пришпоривания» лошади). Информационная и коммуникативная функции моды выражались не только в одежде, но и в наиболее ценных предметах быта, к которым можно отнести даже владение людьми, возможность распоряжаться их эюизныо. Таким образом, определялось и содержание моды, ибо модный предмет становился знаком, символом положения человека в обществе, характера его деятельности. С помощью моды каждое общество пыталось самоорганизоваться, представить себя другим народам и оставаться самобытным во времени, в истории. Мода, всегда носит конкретно-исторический характер. Поэтому, рассматривая древние фрески, утварь и одежду мужчин и женщин, мы ясно различаем по характеру моды тот или иной исторический или национальный тип культуры - Первобытность, Средневековье, Ренессанс, Романтизм или Модерн, а также греческий, испанский или китайский тип одежды. Кратко охарактеризуем исторические типы культур и их доминирующие модные образцы одежды.

Первобытная культура является первым историческим типом, культуры. Она возникла по мере того как человек выделил себя из животного мира, складываясь в течение четырех десятков тысячелетий.69 Как отмечает М.С. Каган в первобытном, архаическом обществе индивид был «растворен» в своей родоплеменной группе, у него не существовало осознания себя как « Я», он осознавал себя как «Мы». В этом первом типе культуры духовные формы деятельности еще не отделялись от материальных, а художественное сознание, образно-конкретное, эмоционально-напряженное и фантастическое, было мифологическим. Этот синкретический тип сознания пронизывал все сферы жизни и управлял всеми формами деятельности.70 Данный тип культуры называется традиционным, потому что средством передачи опыта служила традиция, а традиции целостно передавались в практике обычаев и ритуалов. А.С.Кармин отмечает, что язык был примитивен...мир смыслов, в котором жил человек, задавался ритуалами.71 Жесткость традиционной системы определялась рядом табу, нарушение которых строго каралось. Развитие первобытной культуры происходило крайне медленно. При этом мифологическая символика существовала не только в предметной сфере культуры, но и в обрядах, требующих специальной одежды, аксессуаров, особых песен, танцев, рисунков, разнообразных форм поведения. Эти обряды имели своеобразие у всех племен, а одежда позволяла отличить своих от чужих. Уже в первобытном обществе одним из проявлений «моды» можно условно считать возникновение привычки людей носить определенную одежду, пользоваться конкретными предметами. Цвет одежды и других предметов, используемых первобытными людьми, определялся природными красителями. Как отмечают некоторые исследователи, уже в палеолите людям было известно около 17 красок, из которых основными были: белила - мел, известь, черная — древесный уголь, а также охра разных оттенков. Одним из основных типов одежды человека первобытного общества являлась драпирующаяся одежда; чуть позже возникла более сложная форма одежды - накладная.72 Принадлежность человека к племени и положение в нем маркировалось не только характером одежды, но и украшениями, специальными атрибутами или, как бы сейчас сказали, аксессуарами (бусы, перья, клыки животных, различная раскраска тела). Эти атрибуты носили информационную, коммуникативную и регулирующую функции. О том, каким был предметный мир в далекой древности, можно составить представление по немногочисленным археологическим находкам и по образу жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле. Кроме того, сохранились описание одежд архаических обществ в древнейших письменных памятниках. Так, Л.М.Мосолова в своем курсе лекций «История культуры Кольского Заполярья» отмечает, что в эпоху неолита три социальные группы арьев можно было различить по их одежде. Жрецы одевались в шкуры из черной антилопы, воины в шкуры оленей, а у всех остальных одеждой служила шкура козы.73

Другим историческим типом европейской культуры являлась античная культура, она характеризуется появлением городов-государств, собственно городской культуры.74 Л. Уайт назвал это явление « городской революцией». В это время произошло отделение физического труда от духовных форм активности людей. Городской быт опирался в большей мере на социальную организацию с разделением общества на разнообразные слои, появилось государство с его вещественными атрибутами — армией, законом, судом, налогами, тюрьмой и т.д. Чрезвычайно богатой и своеобразной стала хозяйственная деятельность, бытовая и художественная практика: обработка материала, кожи, шерсти, льна из которых шилась разнообразная одежда.

Постепенно совершенствовалась обработка материала, кожи, шерсти, льна из которых шилась разнообразная одежда. Огромное значение имело открытие металлического производства, совершенствовались орудия, с помощью которых обрабатывалась почва, оружие для охоты и защиты от врагов. Многие племена начинают объединяться по географическому признаку, общности территории, чужие племена воспринимаются как враждебные, доминируют на территории те, что оказываются более организованными, умелыми, изобретательными. Совершенствование ткацкого станка шло от вертикального, с одним деревянным брусом, висящим между двумя стойками как у греков, к горизонтальному, как у древних египтян, а затем был осуществлен переход к станку с вращающими валами - новоями, что привело к развитию культуры производства76 и разнообразию материальных предметов, используемых в быту. Развитие отдельных регионов, в особенности вокруг Средиземного моря, и их связи друг с другом обусловили значительный прогресс в области развития предметной среды, прикладного искусства. Вместе с усложнением ремесленных навыков человека расширялось и его сознание, что выразилось в бурном развитии различных видов творчества.

Особенности динамики моды в процессе развития современной культуры

Рассмотрев в предыдущем параграфе социокультурные факторы динамики моды в эпоху Постмодернизма, выявим теперь особенности, морфологии моды, ее типы и изменение ее функций.

Мода, как уже говорилось, должна наиболее оптимально отражать новые тенденции времени, улавливаемые сначала активным, авангардным, наиболее чувствительным к новым веяниям меньшинством, т.е. наиболее воспринята и поддержана активными субъектами общественной жизни общества (социально активные личности, группы, слои, сословия, средства массовой информации...). Затем положительно оцененное общественным мнением индивидуальное начинание может стать массовым явлением, со своей собственной структурой, функциями и содержанием.142 Очень часто в повседневный быт людей прочно входило то, что считалось ранее элементом развлечений, собственно аксессуаром моды. Так, используемые в качестве декоративных аксессуаров тенты и чемоданы со временем получили практическое применение и стали незаменимыми в путешествиях. 143И эту закономерность - движение вещи от декоративности к практичности - можно наблюдать и в других подсистемах моды.

Мода, как подчеркивалось, это не только одежда, но и бытовая техника, автомобили, мебель, интерьер, образы искусства, риторика, поведение и др. Мода, ее власть, по мнению ЛЯтиной в современном мире «распространяется на всю социальную организацию».144 Думать, что человек, оказывая предпочтение какому-либо из их видов, руководствуется лишь утилитарными соображениями (удобство, низкая цена, многофункциональность и т.д.) было бы не совсем правильно. Сколь бы практичной, легкой для использования не была бы современная вещь, другие люди едва ли оценят такие ее достоинства. Они скорее обратят внимание на иные характеристики - элегантность, изящество, современный дизайн, плавность линий, необычность сочетания красок. Казалось бы, какое отношение к миру моды имеет обыкновенный пылесос. Однако, рассматривая эволюцию моделей пылесосов даже за короткий период времени, мы не можем не увидеть, сколь часто они меняются даже внешне -от неуклюжих, громоздких машин до почти «карманных» вариантов, от простейших механизмов до робота-пылесоса, оснащенного 70 сенсорами и 3 бортовыми компьютерами. Особенно часто подвержен изменениям дизайн автомобиля. Отчасти это связано с тем, что в сфере автопромышленности очень сильна конкуренция, и потому понятие «товарный вид» является здесь далеко не академическим. Следует отметить, что для многих автомобиль является средством престижа, чем-то таким, что должно поддержать статус его владельца. В связи с этим, для него важны не только технические характеристики, но и яркость, солидность, репрезентативность моделей. Ориентируясь на спортивный стиль в мире автомобилей (Porshe, Ferrari) который традиционно считается выбором богатых состоятельных людей, многие покупатели стараются приобрести марки именно тех машин, в которых наиболее подчеркнуты обтекаемость форм, необычное обустройство салона, новейший тюнинг, аксессуары, подчеркивающие их скоростные характеристики. Как и автомашины, мебель также в значительной мере является репрезентативным средством - по тому, насколько современно она выглядит, оценивается и достаток ее владельца, и его вкус. Поэтому в мебели все подвижно - подлокотники, спинки, сиденья; все меняется в причудливых, порой сюрреалистических комбинациях. Одно из основных современных требований к мебели - легкость. Век дубовых шкафов, тяжеловесных и столь популярных в недавнем «советском» прошлом «стенок» — прошел. Легкость стала синонимом элегантности. Потребовались, поэтому, такие материалы, как пластик, пластмасса, стекло. Не обошлось, правда, без крайностей: один дизайнер, например, предложил проект создания мебели из картона.

Многие исследователи подчеркивают, что любая, взятая отдельно характеристика или черта моды, даже фундаментальная, базисная, изменяется во времени.146 Чаще всего эти процессы трансформации отдельных характеристик, факторов, постулатов и принципов и даже целых концепций происходят взаимосвязано. Только дизайнер-модельер, благодаря умению анализировать частности, находит общее, обнаруживает их взаимосвязь, реализуя ее в конкретном практическом решении через выделение оптимизирующих факторов, определяющих окончательное решение - проект.

Успех моды равно зависит и от уровня развития технологических процессов в обществе и форм конкуренции концернов-гигантов148, производящих модные изделия, и от социальных коммуникаций, сформировавших такой феномен, как уличная мода. Огромное значение при формировании тенденций моды имеют и такие качества, как интуиция, способность к провокации и эпатажу, умение предвидеть будущее. Знаменитый дизайнер Александр Мак-Куин заметил как-то, что для того, чтобы влиять на течения моды, модельер «должен всегда на шаг опережать остальных»149

Основные субъекты моды - потребитель, производитель и торговля. Они находятся в сложных взаимоотношениях между собой. Эти отношения характеризуют взаимозависимость, стремление к получению максимальной прибыли, желание приобрести лучший товар за более низкую цену, агрессивное внедрение (через рекламу) тех или иных модных образцов. Развитие сети универсальных магазинов, имеющих большие возможности в представлении модных образцов (в том числе с помощью манекенов), нежели мелкие торговые лавки, внедряло образ моды более эффективно, посредством повседневной ее демонстрации. Были созданы эксклюзивные магазины одежды, посещение которых признавалось престижным (различные бутики, магазины-салоны), некоторые из которых представляли собой нечто среднее между музеем современных изделий и магазином. Развитие коммуникаций между модой и покупателем способствовало и развитие нового направления в фотографии - фотографии моды. Выдающиеся фотохудожники - Х.Ньютон, П.Демаршелье, Р. Аведон -своими неповторимыми виртуозными фотографиями моделей придали необычайную привлекательность изделиям моды. Работа этих и других фотографов в журналах мод - Vogue, Harper s Bazaar, Officiel превратило сами эти издания в произведения искусства, образцы утонченного вкуса, гармонии и привлекательности для потребителя.

Мода имеет много стилей и их разновидностей. Отметим, что мода прямо связана со стилем. Оба эти понятия характеризуют этап развития культуры, и определяют идейную и художественную общность изобразительных приемов и средств в искусстве конкретного периода, обладают своей структурой, функциями и содержанием. Эти факторы обуславливают ту достаточно однородную целостность, которая большинству исследователей позволила выделить такие большие стили, как примитивизм, античность, готику, ренессанс, барокко, рококо, неоклассицизм, историзм, модерн, постмодерн.150 Эти понятия и, соответственно, их трактовки, относятся к уже вполне определенным, сложившимся системам, имеющим специфическое содержание. Ведь стиль выражает наличие всех системообразующих факторов, которые свойственны сложным, открытым и гибким системам, в совокупности таких системообразующих факторов как структура, функции, содержание.

Спортивная одежда и перспективы ее развития

Мы рассмотрели мир спортивной моды в его специфическом статичном состоянии. В действительности мода крайне изменчива и то, что сегодня считается ее достижением, буквально завтра оценивается, как ее «вчерашний день». Очень трудно определить сущностные характеристики этих изменений. Говоря о прогрессе в мире моды, обычно имеют в виду его усложнение, усиление спецификации производственных операций, необычные «вычурные» компоненты, непривычные силуэты, нетрадиционные расцветки. Однако, наблюдая события спортивной моды в настоящее время, нам во многих случаях трудно дать прямой ответ на вопрос о том, что перед нами: упрощение или усложнение, ретрозаимствование или фантастические проекты будущего. Поэтому едва ли можно говорить о прогрессе в моде вообще - плодотворным было бы изучить конкретные тенденции модификаций каждого из элементов спортивной одежды. Только тогда мы можем понять, существует ли некая закономерность в развитии модных образцов или они подчинены свободной прихоти художника, не считающегося ни с какими законами. Попытаемся в первую очередь рассмотреть своеобразие тенденций, присущих динамике частных аксессуаров одежды, таких, как застежка, головной убор, украшения. Сразу отметим, что в одежде, создаваемой разными модельерами, они могут существенно отличаться - поскольку многие из них стремятся не столько дать новый образец спортивной одежды, сколько создать новый ее стиль. Так, исторически обусловленными формами застежки в разное время являлись шнуровка на корсете, костяные, деревянные или металлические пуговицы на платье, кнопки различной величины и конфигурации, «молнии», магнитные застежки. В последние 15-20 лет наиболее распространенной стала застежка «велкро», в которой используется сцепление полиэстеровых волокон, (в просторечии «липучка») - причиной этого является большая надежность, простота в использовании. Ткани, предназначенные для изготовления головных уборов, стали более разнообразными. Им стали свойственны более яркие расцветки, повысился по сравнению с прежним ассортимент материалов, используемых в создании головных уборов, стали применяться разнообразные застежки с использованием велкро, металлической фурнитуры из алюминия, стали и других металлов, в том числе и полудрагоценных. Начали входить в моду комплекты, придающие большую поливариантность ансамблю одежды посредством сочетаний их различных видов (в частности, сочетание шапки и шарфа). Увеличился ассортимент используемой пряжи, ее расцветок с применением более современных, стойких и ярких красителей. Состав пряжи стал содержать большее количество компонентов, включающих синтетические материалы, которые стали сочетаться с натуральными видами пряжи.

Анализируя изменения головного убора, отметим, прежде всего, такие характеристики этого явления, как уменьшение объема в соответствии с большим учетом анатомических особенностей человеческого тела, своеобразный аэродинамический силуэт, использование нетрадиционных материалов (необычные виды тканей, пластик). Отметим тенденции и динамики такого аксессуара, как украшения. В далеком прошлом украшением считались монеты, исключительно драгоценные металлы и камни. Однако со времен Коко Шанель подход к украшениям изменился, их стали изготовлять из дешевых материалов, которые внешне были похожи на драгоценности - например, из стекла и хрусталя. Если ранее нередко украшения нередко представляли собой драгоценный камень в изысканной оправе, то сейчас сама оправа более художественно акцентуирована, чем тот камень, который она обрамляет. Линии оправы стали более причудливыми, неправильными по форме, со сломанными и диссонирующими силуэтными линиями.

Касаясь тенденций метаморфоз спортивной куртки, отметим в первую очередь, что определенные модификации обозначились в таких ее деталях, как рукава и манжеты. Прежде всего, отметим изменения их кроя. Конструктивным преобразованиям подверглись различные варианты кроя рукавов, (они стали более приближенными к анатомическим особенностям человека). Начали использоваться эластичные материалы, различные вставки, ластовицы разнообразной формы. Этим достигалось большее удобство для занятий спортом, для которых было важно не затруднять активные движения, находясь в спортивной одежде. Если ранее, в 1980-е годы, являлись популярными рукава больших объемов, то ныне в русле общей тенденции к минимизации одежды и ее аксессуаров в соответствии с параметрами человеческого тела допускается уменьшение объемов. Другой показатель - длина - за последние годы практически не претерпел серьезных изменений. В зависимости от различных видов спорта мы наблюдаем не очень значительное увеличение либо уменьшение длины. Главное требование, предъявляемое ныне к рукавам - прежде всего не сковывать движений и не снижать аэродинамических показателей использованием бесформенной широкой одежды.

Отметим в связи с этим, что размеры объемов являются неустойчивыми и в других компонентах спортивных костюмов. Так, костюм лыжника стал более компактным. Многие параметры его изменились для того, чтобы он повторял контуры тела, в особенности при тех специфических движениях, которые присущи данному виду спорта. Изменились также объемы и длина деталей формы для таких видов игр, как баскетбол и футбол. Спортивные шорты и футболки стали более объемными и длинными.

В спортивных куртках стали применяться подкладки - сетки, которые усиливали воздухообмен. В связи с этим начали изобретать новые, более совершенные виды (например, трехслойные) спортивных сеток с ячейками, имеющими различное расположение. Появились спортивные костюмы с вставками из этих сеток для вентиляции, возникли продувы в области рукавов, груди, спины. В зависимости от тенденций развития мировой моды также изменялись и расцветки спортивной экипировки. Это соответствовало более утонченным эстетическим требованиям, предъявляемым к моде в конце XX века. Менялись приспособления для регулировки ширины и длины костюма. Стал применяться более эластичный шнур, наметился переход от стопора пластикового к прорезиненному стопору удобной эргономичной формы. Уменьшился объем воротников. Накладных, настрочных карманов стало меньше, они почти исчезли. Их более часто предпочитали использовать в резах и рельефах. При создании спортивного костюма стали отказываться от использования пуговиц. Начали более активно применять кнопки и потайные молнии. Фурнитура стала менее однообразной. Предлагались нетрадиционные варианты молний: переливающиеся цветные, пластиковые, металлические, двухзамочные, «обратные» с жаккардовой тесьмой светоотражающие канты, шевроны необычной формы.

В спортивной одежде большая роль придавалась нанесению различных видов принтов и надписей.2 3 Ныне их количество увеличилось, надписи стали более эпатирующими и провокационными, откликающимися на политические и общественные реалии. Многие их них были основаны на использовании оптических иллюзий, и содержали необычные мотивы, отсылающие к различным культурным мифам и идеологемам.

В классических спортивных костюмах, как в мужском, так и женском, стали применять менее яркие расцветки, что компенсировалось включением в цветовую палитру таких нетрадиционных расцветок, как фиолетовый, сиреневый, розовый и т.д. Далеко не исключением являются также более изящные цветовые сочетания - сближенные и нюансные.

При создании брюк начали более внимательно относиться к учету анатомических особенностей человека. Брюки стали менее широкими, их обязательной деталью являются продувы и вентиляция. Популярность получили брюки самосбросы и брюки трансформеры с регулировкой длины в разных видах спорта. Периодически проявляется интерес к брюкам на манжете, которые для ряда потребителей представляются более удобными, поскольку лучше регулируют длину и ширину брюк. В горнолыжных и сноубордических брюках стали использоваться снегозащитные фонарики из непромокаемой ткани с водоотталкивающим покрытием. Чаще стали применяться такие виды специфических тканей, которые обладают световыми эффектами с целью обеспечения безопасности, в первую очередь, на дорогах. Среди них можно отметить, так называемые светоотражающие материалы, которые используются в принтах, кантах и фурнитуре.

Похожие диссертации на Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков : генезис и основные направления