Введение к работе
Степень изученности темы и актуальность исследования
Творчество художников-монументалистов, выпускников и педагогов Московской государственной художественно-промышленной академии им.С.Г.Строганова, до последнего времени оставалось на периферии научного и публичного интереса. В последнее десятилетие ситуация изменилась: на фоне переменившегося отношения к наследию XX века начинает проявляться интерес к этой яркой странице в истории отечественного искусства.
В научной литературе и публицистике советского периода и последнего десятилетия, посвященной вопросам монументального искусства, понятие Строгановской школы в отношении к монументальной живописи никогда не звучало. Единственным обращением к монументальному искусству, и только к скульптурной пластике, стал труд М.А.Бургановой, описавшей основные периоды и направления развития этого вида искусства в Строгановской школе. До настоящего исследования проблемы Строгановской монументальной живописи, к сожалению, не изучалась.
Во времена Советского Союза подобное невнимательное отношение было вполне естественным. Пропаганда интернациональности, всеобщего единства и равенства, одним из основных орудий которой было монументальное искусство, создала образ единого художественного процесса, не имеющего самостоятельных и независимых живописных направлений и тенденций. В последние годы подобное восприятие перестало быть актуальным, а все возрастающий интерес к наследию эпохи социализма, связанный как с большим количеством памятников, так и с огромной разницей в их оценке представителями разных поколений, привлек пристальное внимание исследователей как к личностям художников, так и к многочисленным направлениям и школам.
Современное искусствознание, изучающее отечественный
художественный опыт прошедшего столетия, освободившегося от навязчивых идеологических штампов, тяготеет к созданию более цельной картины, не исключающей проблем художественной эволюции.
В этой связи становится целесообразным обращение к истории Строгановской школы монументального искусства, сыгравшей весьма значительную роль для отечественной художественной культуры XX века.
Важно также отметить, что уже с середины 1940-х годов, Строгановка собирает и аккумулирует в своих стенах ведущих мастеров старшего поколения, которые связывают творчество молодых с мощной художественной традицией русского искусства начала XX века.
Актуальность темы
В рамках данного исследования обозначены наиболее важные моменты становления и развития Строгановской школы монументальной живописи XX века. В первую очередь, необходимо обозначить границы исследования и очертить круг вопросов, связанных с жизнью кафедры монументально-декоративной живописи МГХПУ им. С.Г.Строганова, ее преподавателей и выпускников, а также круга художников, так или иначе связанных с ней.
Строгановская школа монументальной живописи - это историческая данность, сложившийся пласт отечественной культуры, объединяющий художников-монументалистов разных поколений. Творчество выпускников и преподавателей дореволюционного Строгановского училища (позднее -ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа-Московского художественно-промышленного училища (б.Строгановского)- Московского государственного художественно-промышленного университета им.С.Г.Строганова) отличалось особыми методами и подходами в преподавании художественных дисциплин студентам. Ее отличали уникальные принципы конструктивной моделировки формы, декоративной трактовки цвета и, что наиболее важно, реалистическим направлением в изображении фигуры человека.
Монументальная живопись, отличается от станковой тем, что во все времена была зависима от архитектурной среды, в которой существовала. Архитектурный стиль всегда диктовал монументальной живописи условия и границы существования. Важно отметить, что для каждого стиля монументальной живописи существуют не только характерные особенности пространственного восприятия, но и общие композиционные законы, что видно из тесной связи между театральным и монументальным искусством, которая всегда была неразрывной. Так, театральная декорация по масштабу и форме является монументальным панно, а монументальная живопись в интерьере часто базируется на принципах и приемах организации сценического пространства.
Географические границы исследования
География исследования определена кругом памятников, созданных художниками-монументалистами, представителями Строгановской школы, которые были выполнены для организаций и учреждений, находившихся в различных областях Советского Союза, а также за его пределами. Однако предельное внимание в исследовании уделено творчеству авторов, работы которых находятся преимущественно в Москве.
Хронологические рамки исследования
Основной упор в исследовании сделан на этап расцвета школы и, как следствие, на творчество представителей школы, активная творческая деятельность которых приходится на 1960-е - 1980-е годы, что обозначено в заглавии. Для наиболее полного понимания происхождения феномена Строгановской школы монументальной живописи необходимо, чтобы хронологические рамки нашего исследования также охватывали более широкий период, включающий в себя практически весь XX век. Эти хронологические рамки дают возможность проследить не только эволюцию стиля отдельных представителей школы, но и составить общее
представление об этапах развития школы как таковой, от момента начала ее формирования до современного периода. Такие временные рамки создают предпосылки для формирования наиболее полного представления о феномене Строгановской школы монументальной живописи, в том числе демонстрирует ее характерные особенности.
Предметом исследования стала уникальность Строгановской школы монументальной живописи, а также место, которое она занимает в истории отечественного искусства второй половины XX века. В работе рассмотрено творчество художников-монументалистов, представителей Строгановской школы монументальной живописи, а также творчество других художников, представителей различных направлений в Советской монументальной живописи второй половины XX века.
Объектом исследования стали произведения монументально-декоративной живописи, созданные ведущими мастерами - представителями Строгановской школы, а также целый ряд станковых произведений этих мастеров. В рамках исследования выделены общие черты, характеризующие отдельные этапы творческого стиля отдельных авторов и дающие возможность составить полную картину эволюции их творчества и изменения, которые проявляются в произведениях, относящихся к различным стилевым направлениям. На основе подобного анализа стали видны изменения, которые с течением времени претерпевала школа в целом. Особое место в исследовании уделено взаимоотношениям и взаимовлиянию станкового и монументального искусства.
Цель исследования состоит в выявлении места, которое занимает Строгановская школа монументальной живописи в истории отечественного искусства XX века; в то же время, обозначаются основные этапы ее развития и характерные стилевые особенности.
Задачи исследования
- дать определение и четкую характеристику самому понятию
Строгановской школы монументальной живописи;
определить основные этапы и хронологию развития школы, обозначить весь путь от истоков ее возникновения до современного состояния;
выявить основных мастеров - представителей школы;
проследить характерные черты эволюции творчества представителей школы в период ее наибольшего расцвета;
составить общую картину основных направлений и течений в рамках советской монументальной живописи второй половины XX века;
проанализировать связь художников Строгановской школы монументальной живописи с представителями различных направлений в советском монументальном искусстве;
ввести в научный оборот ряд неизвестных памятников монументального искусства, выполненных художниками Строгановской школы;
- обозначить базовые принципы, объединяющие творчество художников
- представителей школы;
-охарактеризовать влияние мастеров - представителей школы на нынешнее поколение художников-монументалистов.
Источники исследования
В качестве источников было использовано художественно-критическое наследие мастеров - представителей Строгановской школы монументальной живописи. В исследовании использованы материалы и архивы семей художников АЛ.Орловского и О.П.Филатчева, в числе которых личные дневники, записные книжки, черновики и стенограммы докладов, фрагменты личной переписки, а также обширный фотоматериал, насчитывающий более 500 единиц негативов и позитивов.
В ходе работы над диссертацией были изучены фонды периодической печати Российской государственной библиотеки им. В.И.Ленина, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им.М.И.Рудомино и др. Использованы личные дела художников из архива Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова и Российского государственного архива литературы и искусства.
Метод исследования
При изучении наследия Строгановской школы монументальной живописи был применен ряд традиционных для искусствознания методов. Прежде всего, это культурно-исторический метод, который дал возможность, проанализировав исторический контекст, обозначить основные этапы развития школы. Формально-стилевой метод позволил воссоздать картину стилевой эволюции творчества отдельных мастеров представителей школы - и выявить отдельные вехи ее развития. Кроме этого, в четвертой главе исследования применены иконологический и иконографический методы. Иконографический метод помог проследить, как иконография европейской и отечественной живописи повлияла на формирование общего композиционного решения произведений, выполненных представителями Строгановской школы. Иконологический метод позволил выявить те первоисточники, к которым на различных этапах творчества обращаются мастера школы, и то, как отдельные образы, возникшие в одной работе мастера, трансформируясь и видоизменяясь, проявляются в других его работах.
Научная новизна работы
Исследование впервые вводит в научный оборот понятие Строгановской школы монументальной живописи и обозначает основные этапы ее развития, одновременно с этим указывая то место, которое занимает школа в рамках
всего отечественного искусства обозначенного периода; анализирует глубокую взаимосвязь всех направлений в отечественном монументальном искусстве, и та важная роль, которую играет Строгановская школа.
Впервые выявлены основные этапы развития Строгановской школы монументальной живописи, обозначены истоки и предпосылки возникновения школы, а также ее современное состояние.
Дана характеристика основных направлений в рамках советской монументальной живописи второй половины XX века, а так же обозначено место, которое среди них занимает Строгановская школа.
Впервые в научный оборот введен ряд памятников, созданных
различными художниками-монументалистами, представителями
Строгановской школы, в том числе памятники, на данный момент утраченные безвозвратно.
Практическая значимость
Данное исследование может послужить основой для создания базового курса по истории Строгановской школы, а также существенно дополнить специализированный курс истории монументально-декоративной живописи. Материалы диссертации могут быть применены в специальных исследованиях, лекциях по истории Строгановской школы монументальной живописи и представляют интерес для историков искусства и специалистов в области станковой и монументальной живописи. Вводимые в оборот памятники, в особенности те, которые на данный момент уже перестали существовать, также могут стать предметом дальнейших исследований для следующих поколений историков искусства.
Апробация исследования
Диссертация выполнена в соответствии с планами кафедры истории искусства МГХПА им. С.Г.Строганова. Основные ее положения изложены п статьях и докладах на российских и международных научных конференциях.
Материалы исследования использованы автором в практических и факультативных занятиях со студентами 1-ІЙ курсов на кафедре монументально-декоративной живописи МГХПА им. С.Г.Строганова.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, списка иллюстраций, а также приложений:
- каталог станковых и монументальных работ крупных мастеров -
представителей школы (А.Л.Орловский - публикуется впервые, В.К.Замков,
О.П.Филатчев);
- таблица выставок крупных мастеров - представителей школы
(А.Л.Орловский, Г.М.Коржев, В.К.Замков, О.П.Филатчев);
- иллюстративное приложение.