Введение к работе
Актуальность темы. Диссертация посвящена изучению одной из фундаментальных проблем армянского искусства XX века — целостного эстетического восприятия человека и природы. Эта проблема имеет многолетнюю историю и прослеживается как в искусстве Мартироса Сарьяна, крупнейшего представителя национальной живописи новейшего времени, так и в творчестве большого числа армянских художников середины и второй половины XX века.
Диссертация охватывает значительный пласт живописи XX века. Анализ обширного художественного материала дает возможность обобщить творческий опыт многих выдающихся мастеров, осмыслить его как единое целое, выявить общие закономерности и обозначить их индивидуальные проявления. Диссертация актуальна как для изучения армянской живописи XX века, так и для понимания основополагающих особенностей национального художественного мировосприятия.
Степень изученности проблемы. Концепция человека и природы в армянской живописи середины и второй половины XX века в контексте развития традиций Сарьяна не была предметом специального и комплексного исследования. Более всех к этой проблеме обращались Нонна Степанян и Александр Каменский в многочисленных публикациях по армянской живописи. Упоминания о ней встречаются в обобщающих трудах, в исследованиях, посвященных общим и частным проблемам армянской живописи XX века, в работах монографического характера, но подобного рода высказывания носят характер констатации общеизвестной истины.
Щ@ц1^
ГОС. НАЦИОНАЛЬНА* БИБЛИОТЕКА С.П«*с<
ОЭ too,
О Сарьяне писали такие известные русские искусствоведы, как Александр Бенуа, Абрам Эфрос, Николай Лунин, Алексей Федоров-Давыдов, Дмитрий Сарабьянов, Александр Каменский, Вера Раздольская, видные армянские исследователи — Рубен Дрампян, Вильгельм Матевосян, Арарат Агасян, Шаэн Хачатрян, Онник Аветисян, Костан Зарьян. Все названные авторы в той или иной мере затрагивали проблему сарьяновского пантеизма, однако никто из них не рассматривал ее в качестве самостоятельного предмета исследования на материале всего искусства художника.
Цель исследования. Цель настоящей работы — выявить особенности эволюции концепции человека и природы в армянской живописи середины и второй половины XX века, преимущественно периода расцвета — 60-х—80-х годов, в ее динамических связях с философскими и живописно-пластическими традициями Сарьяна.
Задачи исследования: 1. Выявление особенностей восприятия Сарьяном образа человека и природы как концептуальной основы для определения основополагающих мировоззренческих тенденций армянской живописи XX века.
-
Выявление особенностей развития концепции человека и природы в творчестве художников "сарьяновской" линии в армянской живописи середины и второй половины XX века.
-
Анализ концепции человека и природы в творчестве крупнейших мастеров середины и второй половины XX века — Оганеса Зардаряна, Мгера Абегяна, Наны Гюликехвян, Ара Бекаряна, Рафаэла Атояна, Арутюна Галенца и других.
-
Анализ творчества Минаса Аветисяна как основного представителя "сарьяновского" направления в живописи второй половины XX века.
-
Выявление мировоззренческой близости между Сарьяном и художниками "внесарьяновской" линии.
Объект исследования. Объектом исследования являются живописные произведения Мартироса Сарьяна, Минаса Аветисяна, а также многих видных мастеров середины и второй половины XX века — Оганеса Зардаряна, Мгера Абегяна, Мариам Асламазян, Ерануи Асламазян, Наны Гюликехвян, Ара Бекаряна, Рафаэла Атояна, Арутюна Галенца, Кнарик Оганесян, Ашота Оганесяна, Сейрана Хатламаджяна, Иосифа Караляна, Акопа Ананикяна, Александра Бажбеук-Меликяна и других.
Методы исследования. Методы исследования носят комплексный характер. Изучение художественного наследия Мартироса Сарьяна основано на образном и стилистическом анализе произведений художника. Исследование творчества Минаса Аветисяна является попыткой жанрово-хронологической систематизации живописного наследия мастера, на основе которой проводится сравнительный анализ как отдельных произведений и концептуальных подходов, так и общих мировоззренческих характеристик Сарьяна и Аветисяна. Исследовательский метод, положенный в основу изучения армянской живописи середины и второй половины XX века в контексте развития традиций Сарьяна, базируется на структурно-типологическом анализе обширного художественного материала указанного периода и на семантическом, стилистическом и концептуальном сопоставлении его с творческим опытом Сарьяна. Это позволяет провести параллели, найти точки соприкосновения и расхождения, выявить
общую тенденцию развития и ее частные проявления в изобразительном и мировоззренческом аспектах.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертации определяются тем, что она является первым обобщающим специальным исследованием, посвященным мировоззренческим аспектам армянской живописи XX века. В ней поставлены и развиты следующие проблемы:
-
Впервые творчество Сарьяна рассматривается в контексте эволюции пантеистических представлений художника.
-
В монографическом очерке творчества Аветисяна впервые анализируются особенности восприятия художником образа человека и природы, выявляются преемственные связи Сарьяна и Аветисяна.
-
Впервые армянская живопись "сарьяновской" линии середины и второй половины XX века — картина, пейзаж, портрет, натюрморт рассматривается в контексте развития концептуальных воззрений Сарьяна: выявляются параллели и расхождения, преемственность и трансформация традиций.
-
Впервые выявляется мировоззренческая близость Сарьяна и художников "внесарьяновского" направления, Александра Бажбеук-Меликяна, Иосифа Караляна, Акопа Ананикяна и других.
-
В общем контексте развития основной темы упоминаются, анализируются и раскрываются многие особенности национального художественного мироощущения и мировосприятия, такие, как доминирующая роль пейзажа в создании картинного образа, специфичность предметного и пространственного мышления в пейзаже, живопись и пластика как смысловые составляющие образа, многофункциональность
цвета и его роль в создании образа, предмет как смысловая и
пластическая величина, натура и ее метаморфозы.
Практическое значение работы. Положения, выводы,
иллюстративный материал диссертации могут быть использованы
при комплектовании музейных собраний, организации
тематических, персональных и групповых выставок армянских
художников, в проведении атрибуций и экспертиз, организации
семинаров и конференций, при разработке курсов истории
армянского искусства XX века и учебно-методических пособий для
студентов факультета истории и теории изобразительного
искусства Государственного университета и Национальной
академии изобразительных искусств Республики Армения, при
подготовке справочных, учебных, научных изданий, посвященных
различным проблемам армянской живописи XX века.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены в опубликованных в журнале "Искусство" (Армения) статьях(2), в докладах на Республиканских научных конференциях по проблемам культуры и искусства Армении (3), на Международном семинаре, проведенном в Ереване Комиссией ЮНЕСКО по поводу 1700-летия со дня принятия христианства (1). Автором написан раздел "Живопись Армении 1960—1980 годов" к третьему тому трехтомного издания "Очерки по истории искусства Армении" (в производстве). Материал диссертации обобщен и наиболее полно представлен в книге А. Г. Нерсисян "Человек и Природа. Армянская живопись второй половины XX века".
Структура и объем диссертации. Работа состоит из двух частей — текстовой и иллюстративной. Текстовая часть включает введение, три главы, заключение, примечания, приложение (биографический словарь 46 художников) и библиографию (162
8 наименования). Общий объемом текста составляет 203 машинописные страницы. Вторая часть — альбом, включающий 279 черно-белых иллюстраций.