Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современные представления о феномене загородной резиденции претерпевают качественные изменения Одновременно увеличивается и число публикаций, посвященных этой проблеме, разных по своей методологии, жанру, объему, характеру изложения материала, поставленным проблемам и сделанным выводам Они впечатляют широтой охвата темы и разнообразием географических пристрастий авторов исследований Все это неизбежно заставляет задаться вопросом об онтологической сущности феномена виллы вообще, тем более, что такой взгляд на проблему не столь популярен у исследователей Вместе с тем попытка рассмотреть феномен виллы именно под этим углом зрения, позволяет более адекватно и всесторонне изучить данное явление, нежели привычные и традиционные, не ставшие от этого менее важными, исследования типологических структур, плановых решений архитектурных и декоративных форм виллы, особенностей ее живописного и пластического убранства, индивидуальности ее парка и его декорации. В этом отношении вилла эпохи Возрождения - наиболее привлекательный и сущностно важный объект исследования Она стоит у истоков традиции создания и осмысления загородной резиденции Нового времени, именно она повлияла, а во многом и определила ее характерные формы и идеологию сельского бытия В эпоху Возрождения закладывается само понимание сущности европейской виллы, при этом вилла Возрождения обладает собственной неповторимостью и специфичностью, свойственным ренессансной культуре и искусству Среди многих региональных школ создания ренессансной загородной резиденции (Тоскана, Венето, Лигурия, Ломбардия и т д.) выделяется Рим и Лацио Именно римские виллы Возрождения, благодаря уникальности исторической, культурной и художественной ситуации Вечного города в XVI столетии, представляют масштабный и многоликий культурно-исторический феномен Предмет настоящего исследования составляет анализ образной системы загородных резиденций Рима эпохи Возрождения через призму присущих вилле онтологических категорий Подобный взгляд на проблему еще не присутствовал в предшествующей зарубежной и отечественной практике, и он позволит не только заново осмыслить и подвести итог существующей традиции изучения вилл Рима эпохи Возрождения, но и откроет новые перспективы исследования предмета В этом и следует видеть насущность и актуальность данной работы.
Объект и предмет исследования. Ренессансная вилла, в том числе и римская, - одно из самых значительных и типичных явлений истории, культуры и искусства эпохи Возрождения. Этот культурно-исторический феномен, как и феномен виллы вообще во все века своего существования, обладает удивительным структурным разнообразием и уникальным художественным масштабом. Само понятие «вилла эпохи Возрождения» включает в себя не только идейную, архитектурно-художественную или сугубо хозяйственную составляющие; оно более разнообразно, имеет глубинные идеологические импульсы для своего возникновения и существования, обладает множеством возможностей в формальной и семантической реализации собственного идейного Мира Ренессансная вилла - это сложный организм, живущий динамичной, подверженной разного рода изменениям жизнью, постоянно откликающейся на требования времени, желания заказчика, особенности современной художественной ситуации Вилла - не просто здания, постройки и службы с их характерным архитектурным обликом, не только пространство парка с его партерами, боскетами, павильонами, пер голами, фонтанами и скульптурной декорацией, но некое Целое, объединяющее все эти яркие и красочные составляющие сельского бытия с земельными владениями хозяина резиденции, на которых они располагаются, с угодьями, приносящими доход, с природной средой и окружающими ландшафтами Все вместе они призваны служить в любых сезонных и погодных условиях ученому досугу и покойному отдыху, нехитрым удовольствиям и, наконец, наслаждению владельца Последние качества, являясь основополагающими для Villa urbana и Villa suburbana, в отличие от Villa rastica, делающие их полноценными Locus amoenus и Villa dialogue, придают своеобразное лицо загородной резиденции И оно будет выявлено во всем, начиная от архитектурного и декоративного облика здания виллы и его интерьеров, стиля и образов парка (сада) ее окружающего, вплоть до состава библиотек, принципа комплектования художественных коллекций, индивидуальности стиля жизни владельца и, конечно, особенностей живописного и скульптурного убранства внутренних помещений и фасадов резиденции Единство жизни хозяина поместья (будь то маленькая сельская усадебка или роскошная и пышная подгородняя, царящая над всей округой) с общим ритмом существования окружающей Природы, цикличностью времен года и сельских трудов, и порождает феномен загородной резиденции
Выбор памятников для проводимого исследования (а это наиболее крупные и сохранившиеся ансамбли загородных резиденций Рима XVI столетия), продиктован желанием продемонстрировать основополагающие характеристики культурно-исторического феномена виллы, художественную интерпретацию его образного мира на примере римских вилл эпохи Возрождения Последнее определение нуждается в уточнении и дополнительном разъяснении Искусство Италии XVI столетия, в том числе и в Риме, обладает сложной и противоречивой историей, богато на драматические конфликты и включает в себя многие формы и стилевые направления, в пределах которых и будет существовать Мир загородной резиденции, испытывая их влияния, а во многом и формируя их специфику Но все эти непростые коллизии художественных процессов Чинквеченто входят важной и самобытной составной частью в более широкую дефиницию, какой и будет определение - эпоха Возрождения Поэтому нет смысла, в данном конкретном случае, говорить отдельно о вилле Высокого Возрождения или маньеристической вилле, обыгрывая их стилевую принадлежность и специфику Более важной и существенной видится другая цель - представить данные памятники и их образную систему как характерный пример такого мощного и яркого явления как загородная резиденция эпохи Возрождения в ее римском варианте, показать идеальный Космос представлений человека Ренессанса о сельском бытие, явленный в вилле
Степень научной разработанности темы. Исследовательский интерес к индивидуальности виллы и ее парка в самых разных формах и жанрах зарождается уже в саму эпоху Возрождения Ренессансная теория архитектуры уделяет особое внимание феномену виллы, наряду с другими архитектурными типологиями Среди наиболее плодотворных сочинений, давших пищу дальнейшей традиции изучения ренессансных вилл, следует отметить трактаты по архитектуре Альберта, Филарете, Палладио, Скамоцци и тд Как всегда неоценимую помощь при изучении ренессансного искусства, в том числе и виллы, оказало сочинение Дж Вазари (1550, 1568) Большое место отводится описанию вилл и в так называемых «купеческих хрониках», среди которых можно выделить знаменитый дневник Ручеллаи «Zibaldone», а также сочинение «О семье» Альберти Возникает традиция литературных описаний загородных резиденций, сохранивших свидетельства современников о восприятии Мира виллы и всегда выступавших как важнейший и неоценимый источник К их числу можно отнести поэмы Эджидио Галло «De vindano Augustan Chign» (1511) и Блосио Палладио «Suburbanum Augustim Chisn» (1512), посвященные Вилле Фарнезина, а также описания Виллы д Эсте в Тиволи ДжМДзаппи (1576), другие аналогичные тексты, опубликованные Д Коффином (1960), К Лэмбом (1966). В этом ряду следует отметить монументальную публикацию описаний Виллы д Эсте в Тиволи Ф Шьяретта (4 т , 2003) и Виллы Джулиа на Виа Фламиниа Т. Фалка (1971) Ренессансная изящная словесность также не прошла мимо такой привлекательной темы, как вилла, парк и образы сельской жизни, что получило отражение в поэзии (Боярдо, Ариосто, Тассо, Понтано, Лоренцо Великолепный и т д), новеллистике, пасторальной литературе, и было впоследствии предметом специальных исследований (И Тучков, 1992; С Козлова, 1997,2001; Л Риччи, 1999). Уже в эпоху Возрождения возникает популярный жанр «итальянских путешествий» и «итальянских впечатлений», не утративший, а только приобретший большую привлекательность и распространенность в дальнейшем (Монтень, Эвелин, П Толстой, Куракин, Гете, Стендаль, Жермена де Сталь, Шатобриан и тд) Этот литературный жанр сам послужил объектом специальных исследований (П Кирби, 1952; Е Чейни, 1998, А Шенли, 2000), и много дал для понимания специфики итальянской виллы эпохи Возрождения и загородных резиденций Рима
Отсюда берет начало целое направление в ранней историографии итальянских вилл, восходящее к Д. Рескину (1838), связанное с особенно любимым среди британских исследователей эссеистическим методом (У Патер, 1873, Дж Росс, 1901, Э Вартон, 1904, Верной Ли, 1906, Дж Картрайт, 1914, Г Эберлейн, 1922, Р Николе, 1928, Э Кларк, 1950, Дж Мэссон, 1959, Г Эктон, 1973) Именно это направление сохранило и приумножило поэтическую многоаспектную трактовку образной системы ренессансной виллы В этом ряду следует отметить и отечественных исследователей, способствовавших формированию представлений о специфике виллы - А. Бенуа (1910, 1912-1913, 1922идр),ПП Муратова (1911-1912; 1924), В Я. Курбатова (1911, 1916)
Проблемы ренессансной виллы многократно по разным поводам, с различными методологическими установками и исследовательскими интересами волновали ученых Одним из наиболее продуктивных будет культурно-исторический метод, предполагающий комплексное изучение ренессансной загородной резиденции с ее живыми социальными связями, эволюцией архитектурных форм, сосуществованием с окружающим её парком, особенностями живописного и скульптурного убранства (И Тригс, 1906, Б Патцак, 1912-1913; М -Л Готхайн, 1914, Л. Дами, 1924, М. Мураро, 1964,1986, Б Руппрехт, 1966; Р Бентман и М Мюллер, 1970) У истоков этого направления стоит монументальный труд Я Буркхардта (1860), где в энциклопедической панораме явлений ренессансной культуры нашлось место специфике виллы, искусству сада, особенностям сельского бытия Также следует сказать и об обширной работе АН Веселовского (4 т, 1867-1869, 1870)
Проблемы архитектуры виллы и особенно ее типологии, как раз на примере ренессансных памятников Рима, поднимает Г Вельфлин (1888) В дальнейшем, в конце XIX и первой трети XX столетия, архитектурные и типологические аспекты виллы и ее парка будут неоднократно в разных по задачам и жанру работах привлекать внимание исследователей (Д Шепперд и Дж Джеллико, 1925; Ж Громор, 1931).
Этот первый этап изучения ренессансной виллы и ее парка увенчался масштабной выставкой (1931) Впоследствии по политическим и историческим причинам исследовательский интерес к загородной резиденции на время приостановился Новый всплеск творческой активности, применительно к изучению виллы вообще и виллы Возрождения в частности, начинается в 1950-ые и 1960-ые гт и продолжается по сей день Этот процесс затрагивает уже не только ученых Италии и Европы, но и Америки В крупных университетских центрах (Гарвард, Принстон), куда эмигрировали многие выдающиеся историки искусства, были основаны собственные научные школы В это время отчасти падает интерес к созданию больших обобщающих и собирающих первичный материал работ, во всяком случае, на первом этапе Внимание историков искусства переключается на фундаментальные исследования одного памятника, с публикацией архивных материалов, документов, с подробным разбором художественных форм и программ декорации, в том числе и на примере ренессансных вилл Рима, затронутых в настоящем исследовании (Е Джерлини, 1949, П. Д Анкона, 1949; Дж Аккерман, 1951, 1954, 1963, 1967, Д Коффин, 1960; К Фроммель, 1961, 2003, К Франк, 1966, К Лэмб, 1966, Р. Лефевр, 1973, Г Лилиус, 1981, Ж Деноер, 2002, И Баризи, М Фаджоло, М.Л. Мадонна, 2003 и т д)
Обилие материала неизбежно требует нового обобщения Это работы Д Коффина и его школы, к которым мы еще вернемся, и замечательное исследование Дж Аккермана Он подвел итоги своей многолетней работе над темой загородной архитектуры в точной, лаконичной и вместе с тем исчерпывающей форме лекций, прочитанных им в Вашингтоне в 1985 г, а затем превратившихся в знаменитую книгу «Вилла» (1990) А М. Ацци Визентини обобщила и систематизировала материал о загородных резиденциях Италии XV - XVI вв в своей представительной монографии (1995) Здесь же нужно отметить и деятельность Международного центра по изучению архитектуры в Виченце, названного в честь Андреа Палладио (CISA Andrea Palladio), который с 1959 года издает собственный «Бюллетень», где регулярно появляются статьи на темы виллы, ее архитектурной эволюции и типологии, декоративных систем, идеалов сельской жизни, публикации памятников и документов При содействии этого центра был осуществлен масштабный выставочный проект, посвященный феномену ренессансной виллы от Петрарки до Андреа Палладио, в том числе и римской (2005), сопровождаемый фундаментальным каталогом, в статьях и аннотациях которого был подведен определенный итог изучению вопроса То есть поиски синтезирующего начала уже наметились в изучении ренессансной виллы и приобрели реальные очертания
Существует еще одно значительное направление в послевоенной историографии ренессансной виллы Оно представляет иконографический и, в более широком ключе, иконологический метод Здесь велико влияние Э Панофского, с 1940-х гг. преподававшего в Принстонском университете, где впоследствии образовалась целая школа специалистов по виллам, паркам, садам всех стран и времен Место главы этой школы занял Д Коффин Именно ему принадлежат наиболее глубокие и широкие по охвату материала исследования вилл и парков Рима эпохи Возрождения (1960, 1979, 1991) В рамках традиций этой школы работали и продолжают работать Э Баттисти (1971), Э МакДугалл (итоговый сборник статей, 1994), М Бенеш (2000), Д Харрис (2000) и др Благодаря трудам этой группы исследователей было обращено внимание на семантические аспекты Мира ренессансной загородной резиденции, ее образный строй, иконологическую трактовку декоративного убранства виллы и ее парка
Пристальное внимание вызывает у исследователей и проблема влияния классической традиции на ренессансную виллу во всем многообразии составляющих ее аспектов Именно сейчас в историографии этого вопроса можно наметить два основных направления Одно из них связано с продолжающейся публикацией памятников Другое - стремится рассматривать виллу Возрождения под знаком влияния на ее типологические структуры, архитектурные формы, декоративное убранство античной традиции Последнее направление, наиболее концептуальное и представительное, обусловлено своим существованием широким процессом все возрастающего интереса к вопросам воздействия наследия классического мира на культуру и искусство Ренессанса Всегда занимавший важное место в науке об эпохе Возрождения, этот интерес особенно властно заявил о себе в последние десятилетия, и определил отношение к проблемам виллы от ее архитектурных структур до программы декоративного убранства (Ф Заксль, 1935, А фон Салис, 1947, Дж Аккерман, 1951, 1954, 1963, 1990; Ю Шульц, 1962; Н Дако, 1969; К. Фроммель, 1961, 1994, 2003, М Гринхалг, 1978; Д Коффин, 1979, 1991, И Тучков, 1992 и тд) К примеру, Уильям МакДональд и Джон Пинто изучают богатейшее наследие Виллы Адриана в Тибуре и его использование при создании и декорировании вилл Рима эпохи Возрождения (1995), а Пьер де ла Рюффиньер дю Пре, развивая свой давний интерес к проблемам загородной архитектуры (1969), реконструирует виллы Плиния Младшего и прослеживает их влияние на европейскую загородную резиденцию Пристальное внимание ко всем аспектам воздействия классического наследия на ренессансную виллу позволяет рассматривать и адекватно понимать образный строй вилл Рима эпохи Возрождения
В настоящее время состояние историографии изучения ренессансной виллы требует не только продолжать углубленные комплексные исследования каждого отдельного памятника с широким привлечением всех возможных источников и архивных материалов, но и обратиться на основании этого опыта к новому обобщению, что и поможет понять образную систему виллы эпохи Возрождения.
Цель и задачи исследования. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать основную цель диссертации - провести определенную систематизацию основных представлений об идеале сельской жизни и загородной резиденции вообще и о ренессансных виллах Рима в частности А также продемонстрировать, как благодаря пожеланиям заказчика, вкусам времени, требованиям эпохи, особенностям жизни папского Рима Чинквеченто и современной культурной и художественной ситуации, эти идеалы получают конкретное преломление в образной системе наиболее крупных и представительных ансамблей загородных резиденций Вечного города XVI столетия
Главные задачи диссертации заключаются в комплексной разработке связанных с Миром виллы отдельных проблем и их художественной реализации Вот эти основные проблемы
Во-первых, - это желание показать крайне важную для Рима классическую составляющую ренессансной загородной резиденции, последовательно антикизированный характер вилл Рима, и то, как он проявил себя в трактовке темы «памяти места» в архитектуре и декорации Виллы Ланте на Яникуле, или же в использовании древнеримских представлений о загородной резиденции, архитектуры классических памятников и текстов древних о вилле при создании Виллы Мадама на Монте Марио
Во-вторых, частный характер патрицианской сельской усадьбы, ее восприятие как Locus amoenus, личная судьба владельца и его пожелания повлекли за собой возникновение специфичной трактовки образной системы декорации загородной резиденции на темы Любви и Частной жизни на Вилле Фарнезина Значение этой выразительной по теме и по совершенству своего исполнения концепции впоследствии выходит за рамки Рима и получит развитие как в ренессансной Италии (Вилла Мадама на Монте Марио, Палаццо Те в Мантуе), так и в европейской практике создания и декорирования загородных усадеб
В-третьих, ключевая для возникновения и существования виллы оппозиция «город-деревня» определит формирование в условиях ренессансного Рима восприятия загородной резиденции как «путевого дворца» с соответствующей трактовкой архитектурных форм и живописной, скульптурной декорации на Вилле Джулиа на Виа Фламиниа, что будет иметь далеко идущие последствия в судьбе виллы Нового времени.
В-четвертых, привычное в итальянской практике почитание Genius loci и амбициозность заказчика создадут условия для окончательного оформления специфичной индивидуальности виллы в ее противостоянии средневековому замку Это повлечет за собой привлекательную для будущего интерпретацию образа трудов и свершений Геркулеса, самой идеи героического деяния в неповторимом архитектурном облике Виллы Фарнезе в Капрарола, представляющей себя замком, и в прочтении ее живописного убранства
В-пятых, обратимся к одной из ключевых мифологем в осознании, начиная с античности, виллы и парка, как «Сада Гесперид» Это придаст рационально и многопланово осмысленный, с точки зрения судьбы хозяина резиденции, облик трактовке программы пространства и декорации парка Виллы д Эсте в Тиволи
И, наконец, в-шестых, трансформация охотничьей резиденции в полноценную ренессансную виллу с характерным набором тем программы убранства парка («Парнас», «Золотой век», Locus amoenus и тд) и показательной декорацией Paragone загородных резиденций в интерьере Палаццины Гамбара, предстает в ансамбле Виллы Ланте в Баньяйя, подводя итог развитию ренессансной загородной резиденции в Риме
Методология исследования. Основой нашего метода явились принципы историзма, внимание к воздействию культурно-исторических факторов на развитие художественных процессов Вместе с тем, изучение Мира загородной резиденции Рима эпохи Возрождения, её образных систем, требует тщательной работы, в том числе и по междисциплинарному синтезу Методов самой истории искусства не вполне достаточно, поэтому здесь нужно привлекать социальную и экономическую историю, особенно в интерпретации роли и места заказчика в создании ансамбля виллы и программы его художественного убранства, историю античной и ренессансной культуры, историю классической мифологии и методы трактовки античного мифа эпохой Возрождения, литературоведение, иконологию и тд Комплексный подход представляется наиболее плодотворным, ведь Мир виллы многогранен, и образная система римских вилл эпохи Возрождения может быть объектом внимания разных гуманитарных наук, но и в этом случае подчеркнутое внимание следует уделять содержательным и смысловым аспектам художественного образа, иконологической трактовке материала, имеющей свои традиции и методику исследования, на которые мы и старались опираться Одной из отправных установок исследования было желание выделить и, одновременно, привести в согласие, типологический субстрат в понимании той или иной онтологической проблемы бытования загородной резиденции и индивидуальность ее программного и, как правило, художественно совершенного проявления в конкретных памятниках загородных резиденций Рима Динамика становления и неповторимость образной системы ренессансных вилл Вечного города для нас была не менее важна, чем характеристика культурно-исторического феномена виллы в целом
Научная новизна состоит в том, что диссертация представляет собой первое в отечественном искусствознании комплексное исследование основополагающих проблем ренессансной виллы, ее образной системы, идеалов и принципов сельской жизни эпохи Возрождения вообще и загородных резиденций Рима в частности Выбор связанных с трактовкой Мира виллы научных проблем и структура построения исследования не имеют прямых аналогов Методы работы с избранным историко-культурным и художественным материалом, с образной системой вилл Рима эпохи Возрождения отчасти заимствованы у предшественников В сопоставлении с современными зарубежными работами, посвященными ренессансной загородной резиденции и римским виллам, диссертация принципиально направлена на комплексный и междисциплинарный подход, на обобщение накопленных за последние десятилетия фактов, наблюдений, идей
Диссертация полномасштабно раскрывает влияние античной традиции на римские виллы Чинквеченто, что особенно важно для Рима и Лацио Это было прослежено и на основе анализа классических представлений о вилле, ее убранстве, и на примере древнеримских памятников загородной архитектуры, известных и изучаемых эпохой Возрождения, и в ренессансном преломлении данных свидетельств, в собственной возрожденческой трактовке Обращение к этой проблеме в таком объеме и с таких позиций не было предметом исследования в предшествующей литературе
Практическое значение диссертации заключается в разработке теоретической, методологической и практической базы изучения проблем загородной резиденции на примере вилл Рима эпохи Возрождения Структура, методика исследования и приемы использования возможностей разных гуманитарных наук могут послужить своеобразной моделью для подобных научных изысканий не только в области ренессансной культуры и искусства и попыток анализа и обобщения художественных проблем загородной резиденции и парка других регионов Италии, но и вообще быть востребованы при исследовании феномена европейской виллы Нового времени, в том числе и русской усадьбы Фактологический материал, наблюдения и выводы, содержащиеся в тексте диссертации, будут полезны для историков искусства и культуры, могут использоваться ими в научной и педагогической работе. Апробация диссертации. Результаты исследования опубликованы в двух монографиях и статьях, список которых приводится в конце автореферата По теме диссертации было прочитано 11 докладов на различных научных конференциях («Лазаревские чтения» и «Ломоносовские чтения» в МГУ имени MB Ломоносова, «Випперовские чтения» в ГМИИ имени АС Пушкина, конференции, организованные Комиссией по культуре Возрождения Научного совета по истории мировой культуры РАН, Обществом истории искусства) Материалы диссертации использовались в лекционных курсах «Искусство Древнего Мира» и «Искусство эпохи Возрождения» и в трех спецкурсах на Историческом факультете МГУ имени MB Ломоносова и на факультете Всеобщей истории искусства РГТУ Текст диссертации был обсужден и одобрен на заседании кафедры всеобщей истории искусства Исторического факультета МГУ имени М.В Ломоносова
Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из Введения, включающего историографический обзор, двух глав (первая глава состоит из двух разделов, вторая глава - из пяти), Заключения, примечаний и библиографии.
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, обозначены его методы, основные научные проблемы, изложена логика построения работы Историографический обзор включает в себя анализ степени изученности темы (краткое изложение см выше), историю ее исследования, общую оценку работ предшественников и определение места данной темы среди разнообразных проблем истории ренессансной виллы